Виды и свойства тканей из химических волокон конспект 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока – изучить свойства тканей из химических волокон.

Задачи:

  1. Дать представление о свойствах химических волокон.
  2. Обучить правильно ухаживать за вещами из искусственных и синтетических тканей.
  3. Развивать способности к анализу и сопоставлению, наблюдательности и вниманию.
  4. Продолжить воспитание активности, аккуратности, умения работать в группе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: проблемно-поисковый, информационно-развивающий, репродуктивный, творчески-репродуктивный.

Предварительная подготовка к уроку: создание видеорепортажа.

Ход урока

Вывод: в основном мы одеваемся в одежду из химических волокон.

Где бы мы ни находились: дома, в школе или на улице, – наша одежда впитывает загрязнения как от окружающей среды, так и непосредственно от тела. Человек через поры кожи выделяет значительное количество пота и других веществ, следы которых мы можем увидеть, к примеру, на воротнике и манжетах своей одежды.

Каким образом следует ухаживать за нашими платьями, костюмами и куртками, в первую очередь, зависит от материала, из которого они сшиты. А точнее – от сырьевого состава ткани. Чтобы вещи дольше радовали вас, нужно правильно ухаживать за ними. Бережный уход и соблюдение элементарных правил поможет продлить строк службы и хорошего состояния вашей одежды.

Чтобы быть всегда модными и красивыми, надо научиться правильно ухаживать за своими вещами, а для этого надо разбираться в тканях, знать их свойства.

Сегодня на уроке мы узнаем: (Появление при прикосновении.)

  • какими свойствами обладают ткани из химических волокон.

Определим, как правильно ухаживать за вещами из искусственных и синтетических тканей.

В 5-м и 6-м классах вы познакомились с тканями растительного и животного происхождения.

Давайте вспомним, что это за ткани?

Первая ученица : Мне так хорошо дышится в этом изделии. Изделия из таких тканей можно одевать как в теплое время года, так и в прохладную погоду. Они легко стираются, быстро сохнут, хорошо поддаются влажной тепловой обработке. Назовите волокно, из которого выполнено мое изделие? (хлопчатобумажные)

Вторая ученица : Лето выдалось жаркое. Я предпочитала носить изделия из волокна, которое охлаждает в жаркую погоду. Это волокно используется и для изготовления постельного белья и кухонных принадлежностей. У этой ткани только один недостаток. Назовите волокно, из которого изготавливают изделие, и его недостаток. (льняные, сильно мнутся)

Третья ученица : Я свое изделие представлю в виде загадки: По лесам, по долам ходит шуба да кафтан. Назовите, из какого волокна изготовлено мое изделие (шерсть)

Четвертая ученица : Я – бабочка. Вспорхну и улечу далёко. Стоп! Подожди! Ведь жизнь моя без дерева будет так одинока. Пожалуй, я вернусь, чтоб превратиться в кокон, а кокон – в нить, а нить – в красивые волокна. О каком волокне идет речь? (шелк)

Вывод: натуральные волокна – это природные волокна, готовые к использованию. Они экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство – трудоемкий и дорогостоящий процесс.

– какими свойствами обладают волокна? Работа с заданием на интерактивной доске.

– как классифицируются химические волокна?

Свойства химических волокон.

Теоретическая часть

Ткани из химических волокон всегда имеют красивый внешний вид и высокую прочность, они устойчивы к действию света и не поражаются молью и микроорганизмами, а еще они отлично удерживают тепло.

Бережный уход и соблюдение элементарных правил поможет продлить срок службы и хорошего состояния вашей одежды.

Учащиеся рассматривают образцы тканей и дают характеристику волокнам.

Учитель дополняет ответы.

Ткани из искусственных волокон

Вискозное волокно при различной обработке может своим блеском и плотностью напоминать шелк, хлопок или даже шерсть. На вискозном волокне выполняют даже характерные для льна утолщения нити.

Ткани, в состав которых входит вискоза, очень чувствительны к длительному воздействию влаги. Связано это с тем, что мокрое вискозное волокно, так же, как и все целлюлозные волокна, утрачивает со временем способность восстанавливаться после высыхания. Утюжат ткани с вискозой в соответствии с рекомендациями производителя.

Ткани из ацетатных волокон красивы, имеют слегка блестящую поверхность, по внешнему виду и на ощупь напоминают шелк, легкие, мягкие, хорошо драпируются, сохраняют форму, малосминаемы.

Недостатком ацетатных тканей является потеря прочности во влажном состоянии, они плохо пропускают воздух и впитывают влагу, трудно утюжатся.

Ткани из синтетических волокон

Синтетические ткани отличаются друг от друга химическим составом, свойствами, характером горения.

Полиэфирные волокна — полиэстер, лавсан, кримплен. Ткани из них мягкие и гибкие, но очень прочные. Они практически не мнутся, не выгорают на солнце, не поражаются молью и микроорганизмами.

Полиамидные волокна — нейлон, капрон — самые прочные из всех синтетических волокон. Ткани из этих волокон жестковаты на ощупь, имеют гладкую поверхность, прочны на разрыв, устойчивы к истиранию, не выцветают и мало мнутся, не поражаются молью и микроорганизмами.

Эластановое волокно — лайкра — чаще всего используется в смеси с другими волокнами. Ткани с эластаном применяют при изготовлении облегающей одежды: брюк, джинсов, трикотажа, чулочно-носочных изделий. Такая одежда прилегает к фигуре и не стесняет движений.

Практическая часть

Уход за одеждой

Теоретическая часть. Для ухода за одеждой существуют международные обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки, отбеливания и глаженья текстильных изделий и трикотажа. Предприятие-изготовитель всегда маркирует выпускаемые им изделия. Набор символов по уходу за изделиями печатается на специальной ленте и пришивается с изнаночной стороны.

Слайд 7. Каким образом следует ухаживать за нашими платьями, костюмами и куртками, в первую очередь зависит от материала, из которого они сшиты. А еще точнее — от сырьевого состава одежной ткани.

Материалы: лоскутки тканей, трикотажа, кружев из хлопка, льна, шерсти, натурального шелка, шелка из искусственных и синтетических волокон.

Задание 1. Расшифруйте символы по уходу за изделиями:

Работа по группам.

Задание 2. Изучите теоретические сведения.

2группа. Изделия изполиамида стирают и сушат так же, как изделия из полиэстера, но нужно иметь в виду, что температура воды при стирке не должна превышать 40°. Гладят изделия из полиамидных волокон при самом низком нагреве без пара.

3группа. Изделия изакрила стирают и сушат так же, как изделия из полиэстера, но температура воды при этом должна быть не выше 30°. Не допускается использование сушильного устройства.

4группа.Изделия из тканей, содержащихэластан, стирают в моющих средствах, предназначенных для тонких тканей, и сушат только на воздухе. Температура стирки и глаженья зависит от вида волокон, входящих в состав смеси с эластаном.

Задание 3. Составьте наборы символов на листах, а затем на интерактивной доске.

Вывод: в нашей жизни необходимы не только натуральные ткани, но и ткани из химических волокон. Кто же может представить себя без зонтика или классной сумки? Да и дорогие натуральные ткани не всем по карману.

Поэтому появление искусственных тканей было обусловлено экономической выгодой. Применение этих волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство. Удивительно, как люди раньше обходились без таких мягких, прочных и эластичных искусственных тканей, которые несут в наш быт тепло и комфорт.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок технологии в 7 классе

Тема: Химические волокна.

Цели урока :

Образовательные

- представление о видах химических волокон, познакомить со способами их получения, свойствами и технологией обработки и применении в окружающей жизни.

Развивающие:

-научить разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.

-развивать способности к анализу и сопоставлению, наблюдательности и вниманию.

Воспитательные:

-воспитывать активность, аккуратности, умения работать в группе.

Планируемые УУД:

- планирование технологического процесса и процесса труда;

-проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

-соблюдение норм и правил безопасности труда, правил санитарии и гигиены;

-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

-разработка варианта защиты выполненного объекта или результатов труда;

-достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.

Метапредметные:

-освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ;

-отражение в устной и письменной форме своих действий;

-выбор для решения познавательных и коммуникативных задача различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;

-согласование и координация совместной познавательно – трудовой деятельности с другими ее участниками;

-самооценка умственных и физических способностей;

-проявление познавательных интересов и активности в деятельности;

-развитие ответственности за качество своей деятельности;

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Оборудование :

Коллекция тканей, раздаточный материал, карточки, инструкции по технике безопасности, схема “Классификация текстильных волокон”, творческая работа учащихся

1) Организационный момент .

-Проверка готовности к уроку.

Подготовка учащихся к восприятию урока.

2)Актуализация опорных знаний.

-В 5-м и 6-м классе вы познакомились с тканями растительного и животного происхождения.

Давайте вспомним, что это за ткани?

-Закончите предложения:

1. Хлопок и лен относятся к волокнам (растительного происхождения)

2. К волокнам животного происхождения относятся (шерсть и шелк)

- Составьте последовательную цепочку изготовления ткани:

Растение – волокно – пряжа – ткань

3. Вставьте пропущенные слова.

Самое тонкое волокно (шелк)
Самое гладкое волокно (лен)
Самое короткое волокно (хлопок)
Самое пушистое волокно (шерсть)

3)Самоопределение к деятельности.

Для определения темы нашего урока, нам с вами нужно решить кроссворд

Кроссвор д

2. Процесс переплетения нитей пряжи между собой для получения тканей.

3. Тонкое, гибкое, прочное тело, длина которого в несколько раз

превышает его поперечный размер.

4. Волокна, которые образуются в природе без вмешательства человека.

7. Волокно, покрывающее семена хлопчатника и расположенное в

коробочке данного растения.

12. Тонкая длинная нить, выработанная из коротких волокон путем их

скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных

ниток и других текстильных изделий

Наука, изучающая строение и свойства материалов.

5. Однолетние травянистое растение, дающее волокно того же названия.

6. Материал, который изготавливают на ткацком станке путем

переплетения пряжи и нитей.

7. Волокна, которые люди получают искусственным путем на

8. Неосыпающийся край ткани.

9. Нити, идущие вдоль ткани.

10. Процесс, в результате которого ткани придается красивый внешний

вид, и улучшаются ее свойства.

11. Нити, идущие поперек ткани.

12. Ткани, в которых желаемый эффект наружного вида получают

путем нанесения рисунка с помощью печатных валов.

13. Процесс, в результате которого из коротких, тонких волокон

получают непрерывную нить.

14. Ткани, в которых желаемый эффект наружного вида достигается применением пряжи различных цветов для основы и утка.

И люди стали искать сырьё из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и практичную, как хлопок.

Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из древесины ели и отходов хлопка. Такое волокно называете искусственным, а волокно из синтетических полимеров - синтетическим. Сырьём является нефть, газ, каменный уголь

Тема нашего урока под цифрой 7.Химические волокна

4) Изучение нового материала.

Запишите тему сегодняшнего урока:

“ Химических волокна”

- Люди стали искать сырьё из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и практичную, как хлопок.

Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из древесины ели и отходов хлопка. Такое волокно называете искусственным, а волокно из синтетических полимеров - синтетическим. Сырьём является нефть, газ, каменный уголь

Химические волокна в природе не встречаются, они производятся с помощью специальных химических процессов на заводах (в виде непрерывных нитей и штапельных волокон). Ткани из химических волокон производятся менее трудоемко и более дешево.

Экономическая выгода применения химических волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство. Например, для получения одинакового количества хлопка и льна надо затратить труда в 10 раз больше, чем для получения того же количества вискозного штапельного волокна, и почти в 50 раз больше, чем для получения натурального шелка.

Когда же появились ткани из химических волокон?

Историческая справка

-Промышленным путем его получили только в конце XIX века.

-В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в Мытищах, и в 1913 году он дал первую продукцию.

Химические волокна делятся: искусственные и синтетические. Посмотрите на таблицу:

5) Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть

Что же является сырьем для производства синтетических и искусственных тканей?

Сырьем для производства вискозных волокон является древесина хвойных деревьев – еловая щепа, отходы хлопка, из которых после обработки получают целлюлозу в виде листов картона. Растворенная целлюлоза представляет собой вязкую жидкость – вискозу; продавливая ее через фильеры, получают тонкие непрерывные нити вискозного шелка. Вискозные волокна вырабатывают не только в виде непрерывных нитей, но и коротких отрезков, т.е. штапельных волокон, пригодных для изготовления как однородной вискозной пряжи, так и смешанной, с добавлением разных волокон для придания разнообразных свойств тканям.

Раздаю образцы тканей и объясняю свойства вискозных тканей:

Положительные свойства: ткани из вискозных волокон имеют красивый внешний вид, высокую прочность, на ощупь они имеют шероховатую поверхность.

Отрицательными свойствами этих тканей является потеря прочности во влажном состоянии.

Способ получения ацетатных волокон такой же, как и способ получения вискозного волокна. Отличие заключается только в том, что целлюлоза, вырабатываемая из древесины и отходов хлопка, обрабатывается уксусной эссенцией или серной кислотой. Уксус по-латыни “ацетум”, от этого слова и произошло название волокна – ацетатное.

Схема получения ткани из химических волокон

Рассматриваем образцы .

Рассказываю о свойствах ацетатных тканей:

+Ткани из ацетатных волокон красивы, имеют слегка блестящую поверхность, по внешнему виду и на ощупь напоминают шелк, легкие, мягкие, хорошо драпируются, сохраняют форму, малосминаемы.

– Недостатком ацетатных тканей является потеря прочности во влажном состоянии , они плохо пропускают воздух и впитывают влагу, трудно утюжатся.

А теперь давайте посмотрим: “Где применяют искусственные ткани?”

(Блузки, текстиль, юбки, брюки)

Для производства синтетических волокон в качестве сырья используют простые вещества (мономеры), являющиеся продуктом переработки каменного угля, нефти и природного газа (фенол, этилен, ацетилен, метан и др.) Синтетические волокна получают путем реакции соединения (синтеза) мономеров с образованием сложного вещества полимера (“поли” – много), поэтому эти вещества называются синтетическими. В этом их отличие от искусственных волокон, для получения которых используются сложные вещества (полимеры), находящиеся в природе в готовом виде (древесина, хлопковый пух).

К синтетическим тканям относятся:

Капрон – самое прочное волокно на разрыв и на истирание.

К недостаткам капроновых тканей относится: скольжение, осыпаемость, раздвижка нитей, поэтому ткани из капроновых нитей сложны в обработке.

Лавсан – очень прочное и упругое волокно. Его смешивают с различными волокнами для увеличения прочности и упругости тканей. В чистом виде лавсан применяют для изготовления ниток, кружев, технических тканей, ворса искусственного меха, ковров. Ткани с лавсаном боятся сильного увлажнения и нагревания.

Нитрон – самое стойкое и “теплое” волокно, пушистое, матовое, по виду напоминает шерсть. Волокна нитрона использую при изготовлении трикотажных изделий и искусственного меха.

Шерстяные ткани с волокнами нитрона прочны, незначительно мнутся, но недостатком является сильная усадка при намачивании и осыпаемость.

+Синтетические волокна обладают рядом свойств, которых нет у натуральных волокон: высокая механическая прочность, упругость, стойкость к действию химических веществ, малосминаемость, плохая сыпучесть, плохая усадка. Все эти свойства относятся к положительным, поэтому синтетические волокна добавляют к натуральным, чтобы получить ткани с улучшенным качеством.

– Отрицательными свойствами синтетических волокон являются пониженная гигроскопичность, низкая воздухопроницаемость, высокая электризуемость при носке, поэтому не рекомендуется носить одежду из этих тканей детям и людям с повышенной чувствительностью к синтетическим волокнам.

Давайте выясним “Где применяются синтетические ткани?”

Работа с учебником:

Выписать из учебника положительные и отрицательные свойства тканей из химических волокон.

6)Практическая работа.

Сравнительная таблица (заполнить)

Искусственные ткани: вискоза, ацетатный шелк

Синтетические ткани: капрон, лавсан, нитрон

7) Закрепление изученного материала .

Способы ухода за одеждой из химических волокон?

Способ ухода за одеждой зависит от сырьевого состава ткани, из которой она изготовлена. Ткани из химических волокон теряют свою прочность при стирке, поэтому изделия из этих тканей стирают, вручную или в стиральной машине, используя функцию “щадящий режим” при температуре 30-40 градусов, а после стирки изделия развешивают не отжимая. Гладить такие ткани можно чуть теплым утюгом. Существуют

международные обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки. Набор символов по уходу за изделиями печатается на специальной ленте и пришивается с изнаночной стороны.

8). Рефлексия

Красный – побольше таких уроков.

Желтый – понравилось, но не все.

Зеленый – урок не понравился.

9). Подведение итогов.

Итак, наш урок подошел к концу, давайте вспомним, о чем мы с вами узнали на уроке

и подведем итог.

Вывод: умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия.

А на следующем уроке во время лабораторной работы вы на практике убедитесь, какие свойства у тканей из химических волокон и как правильно ухаживать за изделиями из таких тканей.


Материал даст представление о видах химических волокон и производстве тканей из них, а также научит разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.

Описание разработки

Цели и задачи:

1. Дать представление о видах химических волокон и производстве тканей из них.

2. Научить разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.

3. Воспитывать практичность и способствовать развитию эстетического вкуса.

Тип урока: изучение нового материала.

Содержание:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

III. Лабораторная работа: Определение состава тканей по их свойствам.

IV. Закрепление изученного материала.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Подготовка учащихся к восприятию урока.

презентация химические волокна

II. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами познакомимся с химическими волокнами, их производством и классификацией, со свойствами тканей из химических волокон и способом применения таких тканей. (слайд 2)

Вы уже знакомы с материалами, изготовленными из натуральных волокон, - это хлопок, лен, шерсть, шелк.

Давайте с вами вспомним происхождение натуральных волокон. (слайд 3,4).

При производстве ткани люди долгие столетия использовали те волокна, которые давала им природа, - волокна растений, шерсть животных. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, лен, дающие хорошее и прочное волокно. Но натуральные волокна недостаточно прочны и требуют сложной технологической обработки. И люди стали искать более дешевое сырье, для изготовления ткани.

Уже в XVII в. англичанин Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. Однако промышленным путем искусственное волокно для изготовления тканей получили только в конце XIX в. В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в 1913 г. в подмосковном городе Мытищи.

В современном мире все больше тканей производят из химического волокна. Редко в гардеробе современного человека можно найти вещь, изготовленную только из натурального волокна. В наше время почти все натуральные ткани содержат добавки, которые улучшают их свойства.

Химические текстильные волокна получают путем переработки разного по происхождению сырья.

По этому признаку они делятся на две группы: (слайд 5)

Искусственные (вискозные, ацетатные, медно-аммиачные);

Синтетические (полиэфирные, полиамидные, полиакрило-нитрильные, эластановые).

Производство химических волокон делится на три этапа (слайд 6).

I этап: Получение прядильного раствора.

Для искусственного волокна: Растворение в щелочи целлюлозной массы.

Для синтетического волокна: сложение химических реакций различных веществ.

II этап: Формирование волокна.

Пропуск раствора через фильеры.

Количество отверстий в фильере – 24-36 тысяч.

Раствор затвердевает, образуя твердые тонкие нити. (слайд 7)

III этап: Отделка волокна.

Нити промывают, сушат, крутят, обрабатывают высокой температурой.

Отбеливают, красят, обрабатывают раствором мыла.

Ткани из синтетических волокон (слайд 8)

Сырьем для производства синтетических волокон являются газы – продукты переработки каменного угля и нефти. В результате сложных химических реакций получают синтетические волокна, которые отличаются друг от друга химическим составом, свойствами, характером горения.

Остановимся на наиболее распространенных из них:

Полиэфирные волокна (лавсан, кримплен и др.).

Полиамидные волокна (капрон, найлон).

Полиакрилонитрильные волокна (нитрон, акрил).

Эластановое волокно (лайкра, дорластан).

Итог самостоятельной работы проверяем по (слайду 16)

Ткани из искусственных волокон (слайд 9)

Остановимся на некоторых из них более подробно.

Вискозное волокно (слайд 10).

Сырьем для производства вискозного волокна служит древесная целлюлоза, получаемая из еловой щепки и опилок плюс химические вещества. Вискозное волокно очень похоже на волокно натурального шелка.

Изменяя толщину, блеск, извитость волокон, вискозной ткани можно придать вид шелка, хлопка, шерсти. Вискозные волокна мягкие, гладкие, менее прочны, чем натуральный шелк. Вискоза лучше чем хлопок впитывает влагу, но имеют слабую упругость, поэтому ткани из этих волокон сильно мнутся.

Горят волокна быстро, ровно, пламя яркое, остается запах жженой бумаги. После сгорания оставляют пепел светло-серого цвета.

Ацетатное волокно (слайд 11).

Сырьем для ацетатного волокна служат отходы хлопка плюс химические вещества. Ацетатные волокна плохо впитывают влагу, обладают большей упругостью чем вискоза, поэтому почти не мнутся и хорошо сохраняют форму. Горит ацетатное волокно очень медленно, желтым пламенем, оставляя оплавленный шарик и кисловатый запах.

Зная свойства волокон на ткацких фабриках ткут ткани с заданными свойствами, соединяя натуральные волокна с химическими, улучшая внешний вид тканей и эксплуатационные свойства. (слайд 13, 14)

III. Лабораторная работа:

Определение состава тканей по их свойствам. (слайд 15)

Цель: научить определять вид волокна по внешнему виду; использовать знания о свойствах тканей при изготовлении швейных изделий; развивать логическое мышление.

Материалы, инструменты: образцы тканей из искусственных и синтетических волокон, игла, сосуд с водой, тигели для поджигания нитей, кювета с водой, ножницы, рабочая тетрадь, пинцеты. (слайд 16)

Вам необходимо в рабочих тетрадях заполнить предлагаемую таблицу.

Для этого у вас на столах лежат инструменты и материалы, необходимые для работы. На экране показана инструкция выполнения лабораторной работой.

Но сначала мы с вами повторим правила безопасной работы.

Инструктаж по технике безопасности:

булавки после работы вкалывать в игольницы в рабочих коробках;

лезвия ножниц должны быть закрыты, повернуты от себя;

отрезанный кусочек ткани держать пинцетом над кюветом. Не давать догорать полностью;

тушить в ванночке с водой.

Инструктаж во время лабораторной работы (инструктирование учащихся по выполнению операций и заданий на различных этапах).

IV. Закрепление изученного материала.

Для закрепления пройденного материала предлагаю вам ответить на следующие вопросы: (слайд 17, 18).

V. Итог урока.

Анализ урока, вставление оценок и их аргументация.

Издавна, для производства тканей люди использовали те волокна, которые давала им природа. Вначале, это были волокна диких растений, затем волокна конопли, льна, а также шерсть животных. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий очень прочное волокно.

Но природное сырьё имеет свои недостатки, натуральные волокна слишком короткие, требуют сложной технологической обработки. И, люди стали искать сырьё, из которого можно было бы дешёвым способом получать ткань тёплую, как шерсть, лёгкую и красивую как шёлк, практичную, как хлопок.

Сегодня химические волокна можно представить в виде следующей схемы:

Сейчас в лабораториях синтезируются всё новые и новые виды химических волокон, и ни одному специалисту не под силу перечислить их необъятное множество. Учёным удалось заменить даже шерстяное волокно – оно называется нитрон.

  1. Производство химических волокон включает 5 этапов:
  2. Получение и предварительная обработка сырья.
  3. Приготовление прядильного раствора или расплава.
  4. Формование нитей.
  5. Отделка.
  6. Текстильная переработка.

Хлопковые и лубяные волокна содержат целлюлозу. Было разработано несколько способов получения раствора целлюлозы, продавливания его сквозь узкое отверстие (фильеру) и удаления растворителя, после чего получались нити, похожие на шёлковые. В качестве растворителей использовали уксусную кислоту, щелочной раствор гидрооксида меди, едкий натр и сероуглерод. Полученные нити называются соответственно:

При формовании из раствора по мокрому способу струйки попадают в раствор осадительной ванны, где происходит выделение полимера в идее тончайших нитей.

Большую группу нитей, выходящих из фильер, вытягивают, скручивают вместе и наматывают в виде комплексной нити на патрон. Количество отверстий в фильере при производстве комплексных текстильных нитей может быть от 12 до 100.

При производстве штапельных волокон в фильере может быть до 15000 отверстий. Из каждой фильеры получают жгутик волокон. Жгуты соединяются в ленту, которая после отжима и сушки режется на пучки волокон любой заданной длины. Штапельные волокна перерабатываются в пряжу в чистом виде или в смеси с натуральными волокнами.

Синтетические волокна вырабатывают из полимерных материалов. Волокнообразующие полимеры синтезируют из продуктов переработки нефти:

  • бензола
  • фенола
  • аммиака и т.д.

Изменяя состав исходного сырья и способы его переработки, синтетическим волокнам можно придавать уникальные свойства, которых нет у натуральных волокон. Синтетические волокна получают в основном из расплава, например, волокна из полиэфира, полиамида, продавливаемого через фильеры.

В зависимости от вида химического сырья и условий его формирования можно вырабатывать волокна с самыми различными, заранее намеченными свойствами. Например, чем сильнее тянуть струйку в момент выхода её из фильеры, тем прочнее получается волокно. Иногда химические волокна даже превосходят стальную проволоку такой же толщины.

Среди новых, уже появившихся волокон, можно отметить волокна – хамелеоны, свойства которых меняются в соответствии с изменениями окружающей среды. Разработаны полые волокна, в которые заливается жидкость, содержащая цветные магнетики. С помощью магнитной указки можно изменять рисунок ткани из таких волокон.

С 1972 года запущено производство арамидных волокон, которые разделяют по двум группам. Арамидные волокна одной группы (номэкс, конэкс, фенилон) используют там, где необходима стойкость к пламени, и термическим воздействиям. Вторая группа (кевлар, терлон) имеет высокую механическую прочность в сочетании с малой массой.

Высокую механическую прочность и хорошую устойчивость к химическим реагентам имеют керамические волокна, основной вид которых состоит из смеси оксида кремния и оксида алюминия. Керамические волокна можно использовать при температуре около1250°С. Они отличаются высокой химической стойкостью, а устойчивость к радиации позволяет применять их в космонавтике.

Читайте также: