Обрядовая поэзия 7 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Раскрыть особенн ости содержания кол ядок, масленичных , весенних,

Способствовать в осприятию богатств а русской обря довой поэзии че рез

Воспитывать уважение и л юбовь к традици ям своего народа.

Оборудование: компью тер, интерактивная д оск а , «Фонохрестомат ия к

Ребята, в 5 классе вы изучали устное н ародное творчеств о?

Составим кластер к слову фольклор. (Сказки, загадки, приба утки, былины,

Сегодня мы буде м говорить об обрядовом фоль клоре, обрядов ых песнях.

Расширим наши зна ния о песнях, кот орые сопровождал и жизнь народа и в

Любое событие, происходящее в жиз ни людей: рожде ние ребенка, св адьба,

крестины ил и п а хота, сбор урожая, рождестве нский праздник, – все

обыгрывалось народом. Во вр емя самих обрядов исполнялись песни.

Обряд – это совоку пность символическ их действий, в которых воплощают ся

Живописно и детально русский обрядовый фолькло р публиковался в

Обрядовый ф ольклор – это песни, та нцы, различные действия, которые

Песни были календа рно - обрядовые и семей но - бытовые.

Семейно - бытовые пес ни связаны с рожден ием ребенка, вступлением в

брак, проводам и в армию или смерть ю. Типы: родильные крестиль ные

А какие песни могут относится к ка лендарно - обрядовым?

Календарно - обря довые песни как древн ейший вид наро дного творчества

тесно связаны с с ельскохозяйствен ным календарем, то е сть распорядком

Типы : рождеств енские святочные масл еничные русаль ная (троицкая не деля)

В песнях упрашиваю т, призывают к доб ру Коляду, Маслениц у, Весну,

Рождественские пес ни. Рождество – это время не т олько подарк ов,

красивой елки, ярки х гирлянд. Рож дество – это время добра, тепла и

рождественск их песен. Эти песни п риходят к нам с н ашего рожден ия и идут

рядом всю наш у жизнь. Мир вок руг меняется, а эти д об рые песни всегда

Святки - старославянское сл ово, означающее свят ые, праздничны е дни.

Множественное число указывает, чт о праздник продолж ается не один день, а

целых 12. В этот период люди ходят в гости к род ственникам, друзьям, дарят

подарки. К этом у моменту пост уже закончен, лю ди готовят разно образную

еду, накрывают праздничный стол, угощают близк их и друзей. Праз дники

всегда начинались с обрядов коля дования. Молодежь п ереодевалась в

костюмы и об ходила всю дер евню с особыми рождественск ими песнями

Колядование начиналось в ка нун Рождества . Так наз ывались

праздничн ые обходы дом ов с пением колядок, в которых славились х озяева

дома и содержались пожелания бог атства, урожая и т. д. Колядки

исполнялись деть ми или молодежью, которые несли на шес те звезду. Эта

звезда символизи ровала Вифлеемскую з везду, которая п оявилась на

Хозяева одар ивали колядовщик ов конфетами, п еченьем, деньгами. Если

хозяева скупили сь, то колядовщики пели озорные кол ядки с шуточным и

Смысл любой кол ядки в своеобразно м “закликании” счас тья и богатства

щедрому хоз яину. Чем больше отдаст он колядующим, те м больше обретёт в

грядущем году. Угощение — признак полноты дома. Коля дка — это песня -

заклинание, пе с ня - заговор, услов ная магическая игра х озяина и

Одним из видов н овогодних песен и обрядов святочно й недели –

песни свои украшения из блю да, накрытого п олотенцем.

Масленица – игривый праз дник. На маслен ицу веселились от души :

катались на трой ках с бубенцами, х одили в гости, пекли рум яные блины,

пели и плясали. В. И. Даль писал, что к аждый день Масле ницы имел свое

название: пон едельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — л акомка,

четверг — широки й четверг, пятница — тещины вечерки, с уббота —

золовкины пос иделки, воскресенье — пров оды. На этой же неделе было

принято кататься с г ор на санках. Ц ентральными о брядовыми действ иями

праздника явл ялись встреча Масле ницы и ее проводы, что, очеви дно,

олицетворяло к онец зимы и нач ало весны. Встречать Масленицу выезжал и за

околицу села, поставив чучело в са ни, торжественн о возвращались и ез дили

по улицам с п ением песен, в кот орых восхваляли Масленицу. В ко нце недели

ее вывозили из де ревни также с песням и и сжигали, что, по мнению крестья н,

Частью народного быта является фольклор. Он сопровождал первую пахоту, молодежные гулянья, праздничные обряды. Обрядовыми именуются песни, который исполняют во время самых разных обрядов.

Древние славяне считали, что такие обряды оказывают влияние на силы природы: способствуют хорошему урожаю, удачной охоте, приплоду скота, принесут человеку здоровье, счастье и богатство и т.п.

Праздник Каляды

коляда

Коляда — один из крупных славянских праздников, в переводе с латинского — первый день месяца. Этот праздник приурочен к зимнего солнцестоянию, к рождению Нового солнца, нового солнечного года, к повороту солнца на весну.

С пением колядок — песен, юноши и девушки наряжались и обходили дома, славили их хозяев, желали богатого урожая, изобилия и т.п. Веселые, короткие колядки были песенной формой таких пожеланий. В завершении колядующие просили хозяев дома наградить их. Наградой были угощения:

Бегла свинка от Максимки,
Да сгубила Коляду,
А ты, хлопчик,
Не гуляй, не гуляй,
А колядки собирай, собирай…

Если хозяева отказывали в угощении, то для них могли пропеть:

У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!

После принятия христианства праздник Коляды совпал с празднованием Рождества Христова.

Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Перед Рождеством и под Новый Год существовал обычай — святочные гадания по жребию, которые сопровождались подблюдными песнями, в иносказательной форме предвещающих будущее каждому участнику. В песнях предвещалось: богатство, счастье, несчастье, замужество и т.п..

На печи дежа
Высоко взошла.
Кому мы же спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется!

Пр аздник Маслени ц ы

масленица

Масленица — один из самых весёлых древних праздничков, отмечаемый в течении недели перед Великим постом, отличающейся гостеприимством и обильным застольем.

Масленица изображалась в песнях как богатая, красивая и щедрая гостья, которую народ встречал с радостью и весельем:

Наша Масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.

Чтобы проводить Масленицау — чучело с песнями возили по деревне, а затем хоронили или сжигали.

Поговорки:

Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица объедуха, деньгам приберуха.
На горках покататься, в блинах поваляться.
Сыр, сметану, масло вкушай, все беды — щедростью души избывай.
Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.

Заклички весны

закличка3

Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались не пением, а кликанием. Это то, что разрешалось издревле. И даже было обязательным. Славяне считали, чтобы Весна пришла, ее нужно позвать, попросить придти — выкликнуть. Девушки под вечер вечер забирались на крыши сараев, выходили на высокие места и оттуда кликали весну.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.

В это время начиналось возвращение перелетных птиц. Чтобы приблизить весну, хозяйки пекли фигурки птиц с распахнутыми крыльями: “грачей”, “жаворонков”, “куликов”. Каждый член семьи, выходя на улицу, подбрасывал их в воздух и выкликивал:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам, принесите нам
лето теплое.

Закличек было много. Наигравшись, накричавшись, фигурки прикрепляли к веткам деревьев, засовывали под крыши домов и сараев. Остатки печенья съедали или скармливали скоту.

Все это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.

Праздник Троицы

троица1

Широко отмечается летний праздник — Троица. Это один из важнейших праздников в году. Для славянских народов этот день особенный, с ним связано множество примет и обрядов. Возрождение земли после зимы отмечалось массовыми народными гуляньями, девушки плели пышные венки и гадали на замужество и свою долю, в Троицу бросая их в воду и наблюдая, как река их принимает. Водили хороводы, которые сопровождались различными песнями:

Березонька кудрявая,
Кудрявая, моложавая.
Под тобою, березонька,
Всё не мак цветет,
Под тобою, березонька,
Не огонь горит;
Не мак цветет,
Не огонь горит —
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, березонька,
Всё песни поют.

В празднике Троицы органично слились языческие и христианские верования.

Праздник Ивана Купалы

Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. приближение к жатве. По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи.

По традиции производились два очистительные обряда: купание и прыгание через костёр.

Горела липа, горела,
Под ней панейка сидела.
Искорки на неё падали,
Парни по ней плакали
Что ж вы обо мне плачете,
Не одна я на свете,
Ведь не одна я едина,
Девушек полна деревня.

купала1

Девушки собирают травы и цветы, плетут венки, по которым гадают и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапиву). В купальскую ночь ищут клады (цветущий папортник).

Основная цель купальских обрядов — отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Для этого жгут костры. Юноши и девушки ночь накануне Купалы проводили в поле.

Купалы проводила в поле.
А мы ночью мало спали,
Ведь мы поле охраняли.

Праздник урожая

урожай3


Праздник урожая посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию — спасы: медовый, хлебный, яблочный.

Лежит козёл на мяже,
Дивуется бороде:
А и чья то борода,
А вся мёдом увита?

Для восстановления сил катались по жатве. С радостными песнями возвращались домой. Последний сноп брали с собой и хранили в деревне весь год.

Ох, и слава богу,
Что жито пожали,
Что жито пожали,
И в копы поклали:
На гумне стогами,
В клети — закромами,
А в печи пирогами!

В такие дни чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Праздник Покров

По погоде этого дня, по тому, как падают листья с деревьев, откуда дует ветер, какие птицы улетают на юг, загадывали о характере предстоящей зимы.

Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалами. В Покров девки просили Ладу о скором замужестве, гадали.

К празднику Покрова в избе старались навести полный порядок и наготовить как можно больше угощений из плодов нового урожая.

С течением времени праздник Покров стал более православным, но у древних славян он был одним из важных праздников в году.

Заключение

Календарно-обрядовая поэзия — это художественное обобщение трудового опыта крестьянина — земледельца. Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией.

Список используемой литературы

1. В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.. Литература. 6 класс. 1 часть. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013

Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное или используемое для пения. В фольклоре текст песни возникает одновременно с мелодией; литературная песня создаётся как стихотворение, которое может быть положено на музыку.

Различают исторические, обрядовые, лирические народные песни. В песнях нашли отражения реальные события прошлого, уклад народной жизни, обычаи народа, его традиции.

С другими произведениями фольклора народные песни сближают их языковые особенности: народный стих, повторы, сравнения, постоянные эпитеты, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Какие народные песни вы знаете?

Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях , которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться. Юноши и девушки ряженые ходили по дворам, прославляли Коляду – молодое солнце, дающее всем блага, требовали подарка. С утверждением христианства это празднество стало все больше переноситься на рождественский сочельник и на крещенский вечер. Святки – народное название периода от Рождества до Крещения 1 становились самым любимым зимним праздником. В каждом доме к празднику Рождества Христова пекли пироги, караваи, символизирующие плодородие, приготовляли обрядовое печенье: баранки, фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Пол в избе устилали соломой, по дому рассеивали зерна пшеницы. Вся семья садилась угощаться за стол, поминали умерших родителей и просили у них помощи. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни, которые назывались колядками .

– Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!

Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!

Хозяева дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями, пряниками.

А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.

Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Обряд закликания весны приходится на середину Великого поста.

– Весна, Весна Красная!
Приди к нам с радостию!
С великою милостию!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Жаворонушек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.

Крестики, жавороночки,
Летите к нам из заслоночки!

Я пойду, пойду погуляти
Белую берёзу заломати…

Берёзынька кудрявая,
Кудрявая, моложавая,
Под тобою, берёзынька,
Всё не мак цветёт,
Под тобою, берёзынька,
Не огонь горит,
Не мак цветёт –
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, берёзынька,
Всё песни поют.

Светит, светит месяц
Далеко, не близко,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!
Как во поле, поле
Девка просо полет,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!

Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.

С исчезновением старинных плясок и приходим модных городских танцев песни стали меняться. В это время особо ярко зазвучали частушки . Эти короткие песенки называли в разных местах по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки, вертушки и коратушки.

Частушка считается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX
– начале XXвеков. Но исследователи обнаружили глубокие корни современных веселых куплетов. Частушка тоже была связана с обрядом.

Ой, ни кукушечка кукует,

Не соловьюшко поет.

А не родимая ли мамынька

Мне голос подает?

Было и особое время для исполнения частушек: после заката, во время кукования кукушки или в праздники.

Были частушки жнивные, сенокосные, качельные, плясовые, свадебные, корильные, веселые частушки-скоморошины, изображавшие действительность в абсурдном, смешном виде, частушки рекрутские, поминальные.

Частушки благополучно дожили до наших дней. Этот жанр весьма популярен и сейчас. На любой злободневный момент русский народ готов откликнуться короткой и остроумной песенкой.

Семейно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека. Пелись свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира; свадебные причитания невесты. Рекрутские песни сопровождали обряд проводов в солдаты 1 . Были и похоронные песни, песни-плачи.

Свадебный обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник), собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:

Все прошло да прокатилося,
Все да миновалося,
Девье да беспечальное житье…

О женихе пелось:

Вот он едет, погубитель мой,
Вот он едет, разоритель мой,
Вот он едет расплести косу,
Вот он едет – потеряй красу…

На коня садится,
А конь веселится,
По улице скачет –
Вся улица сияет.
К роще подъезжает –
Роща защумела…

В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:

Друженька хорошенький,
Друженька пригоженький.
Как на дружке-то кафтан
Весь по ниточке собран…
Башмаки хороши,
Только без подошвы.

Исторической песней называются эпические и некоторые лиро-эпические произведения, в которых рассказывается об исторических событиях и эпизодах из жизни исторических лиц.

Исторические песни – это продолжение и развитие былинного народного эпоса. Былина воспевает подвиги богатырей. В их гиперболизированных образах воплощены народные представления о русской силе, могуществе, готовности встать на защиту Родины. Вражеская сила предстает в былине как фантастическое, сказочное существо, у которого нет однозначного исторического прообраза. Исторические события седой старины в былинах теряют черты реальности.

В исторических песнях , напротив, упоминаются вполне определённые исторические события, называются конкретные исторические лица. Народной памяти удостаиваются только выдающиеся события и выдающиеся исторические деятели: это цари Петр I, Иван IV (Грозный), это и народные заступники – вожди крестьянских восстаний Степан Разин, Емельян Пугачёв, это и вольный казак, смелый покоритель Сибири Ермак Тимофеевич.

Исторические песни выражали чувства безымянных авторов в связи с войнами, походами, народными восстаниями. Это народная оценка истории, её творцов, выражение души народа.

Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими . В песенном фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже, чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.

В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене. Семейные песни рассказывали о несчастной жене и строгом или старом муже; о муже, который женился не по любви и теперь несчастлив, лишь и остается ему вспоминать прежнюю любовь. Молодые пели о суровых родителях, невестка – о неласковой свекрови.

Каждый исполнитель пел о себе, вкладывая свою душу. Но песня передавалась от поколения к поколению долгое время и от этого становилась по-настоящему народной.


— Какие жизненные обстоятельства вызывали появление народных песен?
— На какие группы делятся народные песни?
— Почему народные песни используются в литературе и в других видах искусства? Приведите примеры.
— В чём особенность исторических песен?
— Какова роль исторических песен?
— Могут ли в наше время появляться народные песни?

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.

Тема: Виды обрядовой поэзии.

Цель: ознакомление уч-ся с видами обрядовой поэзии;

Задачи: 1. Развивать навыки выразительного чтения;

2. научить различать виды обрядовой поэзии;

3. воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.

Вводно-мотивационный этап.

Психологический настрой: учитель предлагает встать в круг и вспомнить слова -заклинание про цветик –семицветик:

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!

Учитель предлагает загадать желание и обращает внимание на Цветик-семицветик на доске.

Актуализация прежних знаний:

Учитель предлагает учащимся по очереди отрывать лепестки , на которых написаны вопросы ( если правильно ответить на вопрос, то желание обязательно сбудется).

-назовите виды словесности?

-кого называют фольклористом?

-назовите основные жанры фольклора?

-назовите малые жанры фольклора?

-назовите виды обрядовой лирики?

1 ученик: колядование

2 ученик: подблюдные песни

3 ученик : масленица

4 ученик: троица или семик

5 ученик: Иван Купала

Затем учащиеся читают тексты песен, которыми сопровождался каждый обряд.

Мы завьем веночки на овес росистый,

На годы добрые, на жито густое,

На ячмень колосистый, на гречиху черную,

На капусту белую! ( на троицу)

Совместная деятельность учителя и учащихся:

Учитель сообщает учащимся, что помимо календарных обрядов существовали семейно-бытовые. Задает вопрос учащимся, чем различаются?

Учащиеся приходят к выводу, что семейно-бытовые обряды происходили не по календарю, а в каждой семье.

- самый знаменательный- свадьба ( предсвадебный-выбор невесты, сватовство, сговор, девишник; день свадьбы и послесвадебный). Свадебные причитания(плачи) обычно исполнялись на девишнике, особенно много песен –во время свадебного пира.

В величальных песнях восхвалялись молодостьи красота невесты, удаль и статность жениха.

- обряды, связанные с рождением ребенка. Особый жанр- колыбельная песня, тексты которой как бы сотканы из существительных и глаголов, большое количество олицетворений, слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Учитель предлагает прослушать запись народной колыбельной песни.

- причитания, исполняемые во время проводов в солдаты, были очень похожи на похоронные, потому что солдат-рекрутов забирали надолго, и родственники прощались навсегда.

Во время рассказа учитель обращается к слайдам, иллюстрирующим данные обряды.

Закрепление

Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевое слово:

Творчество, выражающееся в устном и письменном слове;

самый значительный обряд;

первый летний праздник;

переодетые на колядках люди;

песни, исполняемые во время гадания;

обряд, посвященный уходу в армию.

Ответы: словесность, свадьба, троица, ряженые, подблюдные, проводы.

Ключевое слово (по вертикали)- ОБРЯДЫ

Рефлексивно- оценочный этап:

Домашнее задание: читать, пересказ

Железенская средняя школа. Урок русской словесности в 5 классе.

Иду на урок, чтобы воспитывать любовь к литературе, приобщить детей к культуре народа

Главной ценностью считаю честность и порядочность

Цель предмета- воспитание нравственных качеств

Позиция гуманистическая- урок во благо

Урок-объяснение. Ключевые понятия: обряды, обрядовая поэзия

А) уровень направленности:

-лишних знаний не бывает-3-

Б) внимание: произвольное

В) память: слуховая, зрительная

Д) уровень понимания:

З) темп чтения и письма- высокий-3; средний-4

Учебник, дополнительная лит-ра, интернет, словари

Задача- сформировать представление об обрядовой поэзии; сверхзадача- вызвать интерес к обычаям и традициям русского народа

11.Тезис: обрядовая поэзия нашла отражение в произведениях русских классиков

Читайте также: