Конспект урока наречие неизменяемая часть речи

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 2991 0

Предмет: Русский язык

Тема: Наречие как часть речи.

Цель урока: 1)создать условия для открытия новой части речи учащимися; 2)дать первое представление о наречии как части речи.

Задачи урока. Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; соблюдение правил речевого поведения; высказывание своей точки зрения.

Регулятивные: самостоятельная организация своего рабочего места; постановка учебной задачи.

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности.

Оборудование: Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, сигнальные карточки, ноутбук.

Применяемая технология: здоровьесберегающие технологии, технология проблемно-диалогического обучения, технология деятельностного метода.

I . Организационный момент

Учитель: Здравствуйте. Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и надеюсь, что урок сегодня принесёт вам настроение, радость от общения друг с другом. Сели правильно. Открываем тетради, записываем число, классная работа).

II . Проверка домашнего задания

Дома, вы должны были подобрать пословицы с именами числительными. (Проверяют домашнее задание). Не имей сторублей - а имей стодрузей.Один за всех, все за одного. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

III .Актуализация знаний

Учитель: Запишите словарные слова под диктовку, поставьте ударение, выделите безударную гласную: билет, костюм, двенадцать, прекрасный, библиотека, комбайн, календарь, двадцать, хозяин. (Учащиеся по цепочке выходят к доске, записывают слова, проверяют.)

Учитель: Какие части речи вам встретились?

Дети: Имя существительное, имя прилагательное, числительное.

Учитель: верно, какие это части речи: самостоятельные ли служебные?

Дети: Самостоятельные. Они имеют свое значение (признак, предмет, количество).

IV .Самоопределение к деятельности

Учитель: Ребята, на доске слова. Запишите слова. Укажите часть речи каждого слова.

Веселый, трава, зелёный, бежит, красивый, картина, тепло.

Дети: записывают слова, указывают часть речи.

Учитель: Что обозначают слова каждой группы? На какие вопросы они отвечают? (Проверка)

Дети: высказывают своё мнение. Весёлый (какой?) – прилагательное, трава (что?) – существительное, зелёный (какой?) – прилагательное, бежит (что делает?) – глагол, красивый (какой?) - прилагательное, тепло (как?) (затрудняется ответить).

Учитель: У всех ли слов вы обозначили части речи?

Дети: Нет, слово теплоотвечает на вопрос как? Мы такую часть речи еще не знаем.

Учитель: верно, ребята. Это незнакомая нам еще часть речи. Давайте подберём похожие слова и узнаем про эту часть речи.

Дети: Холодно, хорошо, жарко, медленно.

Учитель: Молодцы, а теперь узнаем, что эта за часть речи.

V .Работа по теме

Откройте учебники на стр. 73 и прочитайте, как называется эта часть речи.

Дети: Читают. Один ученик называет, что эта часть речи – наречие.

Учитель: Верно. Давайте сформулируем задачи урока.

Дети: - познакомиться с наречием, узнать, что она обозначает;

Еще мы можем узнать, на какие вопросы отвечает и чем является в предложении.

Учитель: Хорошо, молодцы. Давайте выполним упражнение 125 на стр.73. (устно).

Прочитайте задание, что нужно сделать?

Дети: Доказать, что выделенные слова являются наречиями.

(Один ученик): Звонко – задаём вопрос как? Звонко. Это наречие. Как? тонко - это наречие.

Учитель: Запишите в тетрадь наречия звонко, тонко и поставьте вопрос.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, а может ли наречие изменяться?

Дети: Нет, не может.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Наречие - неизменяемая часть речи.

Учитель: Верно. Тогда может ли у наречия быть окончание?

Дети: Нет. Оно не изменяется.

Учитель: Прочитайте внизу страницы правило, на что вы должны обратить внимание.

Дети: Читают (наречие - это неизменяемая часть речи, поэтому у наречия не может быть окончания).

Учитель: А может вы догадались почему?

Дети: Это слово стоит при глаголе; оно может как-то связано с глаголом (ответы детей)

Учитель: Молодцы, верно. Чаще всего наречие связано конечно же с глаголом.

VI .Физминутка (Дети выполняют вместе с учителем)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили. (Повторяем движения за учителем)

VII . Закрепление изученного материала

Учитель: Как вы думаете, зачем нужны наречия в речи?

Сравните предложения: Солнышко сияло.

Солнышко сияло ярко.

Дети: Наречия нужны, чтобы наша речь была красивой, яркой. Наречие уточняет другие части речи. В первом предложении: солнышко сияло, а во втором предложении уточняется, что оно сияло ярко. Ярко (как?) – наречие.

Учитель: Хорошо. Мы с вами выяснили, что наречие – это неизменяемая часть речи, оно не имеет окончания. Отвечает на вопрос как? А чем же наречие будет являться в предложении? Может ли она быть главным членом предложения?

Дети: Нет, оно будет являться второстепенным членом (обстоятельство).

Учитель: Верно. Давайте самостоятельно составим предложение с наречием и запишем его в тетрадь.

Дети: придумывают предложение и записывают его в тетрадь (один ученик - у доски)

(Проверка): зачитывают предложения:

- На улице весело играют ребята. ( Весело – это наречие как?) Весело, является обстоятельством.

Учитель: Хорошо. А сейчас посмотрим, как вы поняли сегодняшнюю тему.

Выберите и запишите буквы с правильными ответами.

1.Наречие – это …

а - склоняемая часть речи

б – спрягаемая часть речи

в – неизменяемая часть речи

2. В предложении наречие чаще всего бывает …

3. Наречие отвечает на вопросы …

а – как? куда? почему?

б – чем? как? отчего?

в – какой? что делает? как?

4. Наречие чаще всего связано с …

5. Найди словосочетание с наречием

а) медленная музыка

б) звучала медленно

в) вышел на улицу

Учитель: Проверяем. Самопроверка (в,а,а,б,б).

VIII . Рефлексия

Учитель: Ребята, оцените свою работу на уроке:

- Сформулируйте, каков результат вашей работы на уроке.

Сегодня на уроке я узнал (а)…

На уроке мне было… (Выслушивание результатов учащихся).

Оцените себя, поднимите сигнальную карточку красного цвета, кому было

комфортно на уроке, зеленого цвета, кто испытывал трудности на уроке.

IX. Подведение итогов урока

Учитель: Что вы узнали о наречии как части речи?

(Ответы учащихся). Наречие - неизменяемая часть речи, отвечает на вопрос как?, связано с глаголом. В предложении является обстоятельством.

Учитель: Я думаю , что мы , работая с полной отдачей и помогая друг другу , узнали много нового и интересного . Все задачи, которые вы поставили, были выполнены. Кто мне сегодня помогал на уроке, активно работал, поставим отметки за урок (выставление отметок за урок).

Учитель: Домашнее задание: стр. 74 упражнение 126 (по заданию). Выписать наречия, поставить перед ним вопрос. Вы узнаете, на какие же ещё вопросы отвечает наречие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

личностные: прививать любовь к русскому языку, положительное отношение к познавательной деятельности, формировать способность к саморазвитию на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: положительное отно­шение к учению, познавательной дея­тельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: при выполнении учеб­ных действий ориентируется на прави­ло контроля и успешно использует его в процессе решения учебных задач; самостоятельно обнаруживает ошибки и вносит коррективы; умеет самостоя­тельно оценить свои действия.

Познавательные: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материа­лах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит понятные для партнеров монологические выска­зывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих груп­пах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Форма урока - урок-путешествие.

Тип урока - урок повторения и обобщения знаний

1. Мотивация учебной деятельности.

- Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшний урок, как и все предыдущие, подарит нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

2.Актуализация знаний.

- Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическое путешествие. Мы начнём покорять вершину горы, название которой вы мне сейчас подскажите.

- Предлагаю Вам послушать приглашённого к нам на урок эксперта, который расскажет всё, что знает об этой горе.

- Вы узнали эту гору? Как она называется? (Наречие)

3.Запись темы. Целеполагание.

- Ребята, мы с вами закончили изучение темы "Наречие", и сегодня у нас последний урок. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? (Слушаю 2-3 версии)

-Я думаю, что вы уже догадались, какова будет тема нашего урока.

- Запишите в тетради число, классная работа, тему урока:

- Давайте определим цели нашего лингвистического путешествия.

- Предлагаю Вам воспользоваться следующей подсказкой

вспомнить все, что узнали о … как ….;

повторить изученные…;

совершенствовать умения … в тексте и отличать их от … .

4. Прогноз будущей деятельности (первичная рефлексия).

-Но вы можете облегчить себе эту задачу. Как вы должны работать, чтобы успешно пройти намеченный путь? В своём ответе используйте как можно больше наречий.

( Быстро; активно; хорошо; чётко; аккуратно; старательно и др.)

-И чтобы вам не стало грустно, тоскливо и скучно, мы будем стараться всё выполнять дружно, энергично и весело. Согласны?

- Перед вами на парте два кружка с сигнальными цветами светофора:

зелёный кружок – “я помню всё, что мы изучали по этой теме, готов активно работать на уроке”;

- Я рада, что большинство из вас готово к путешествию.

5. Постановка учебной задачи.

- Познакомьтесь с маршрутом нашего пути. Ваша задача рассказать, что мы будем делать на каждом этапе.

Сбор багажа знаний (Повторение теоретических сведений о наречии как части речи).

Геологическая разведка (Умение находить наречия в тексте и отличать их от других частей речи)

Остановка у подножия забытых правил (Повторение ранее изученного материала)

6. На вершине фантазии (выполнение творческого задания).

5.1. – Итак, начнём собирать наш багаж.

- В лингвистическом путешествии багаж – это объём знаний, необходимый для изучения любого языкового явления.

Если согласны с утверждением, ставите знак +, не согласны - -.

Наречие – это самостоятельная часть речи (+)

Наречие – неизменяемая часть речи (+)

Наречия изменяются по числам и падежам (-)

Наречия отвечают на вопрос кто? Что? (-)

У наречия нет и не может быть окончания (+)

Наречия обозначают признак действия (+)

Чаще всего наречие примыкает к глаголу (+)

Сверим с эталоном ++--+++

Самооценка. (Поставьте себе оценку на полях)

- Поднимите руку те, кто совершил больше 3 ошибок.

- У вас ещё есть возможность собрать свой багаж знаний.

- Цели путешествия определены, багаж собран, следующий шаг – геологическая разведка: отыщем наречия среди других частей речи.

Начнём с лингвистической разминки.

Возьмите маршрутный лист, подпишите его.

Упражнение 1 (для всех)

- Определите часть речи каждого слова. Подчеркните наречия, объясните свой выбор.

(Отвечают желающие по одному человеку от каждого ряда)

1. Мудрый, мудрость, мудрить, мудро .
2. Скоро, ускорять, скорый, скорость.
3. Удалиться, даль, далеко, дальний.

- С какой частью речи можно спутать наречия? (С прилагательными)

- Как отличить наречия от прилагательных ?

1. Отвечают на разные вопросы.

2. Прилагательные поясняют существительные, наречия – чаще всего глаголы.

3. Форма прилагательного зависит от существительного, наречие не изменяется.

4. Прилагательные в предложении являются определениями, наречия – чаще всего обстоят.)

Упражнение 2 (по рядам). Отличие наречий от существительных.

-Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Подчеркните их как члены предложения. Докажите свой ответ.

Ряд На горных хребтах льды не тают даже летом.

Туристы восхищаются прекрасным русским летом.

Ряд Альпинисты отложили поход на утро.

Наутро выпал снег.

Ряд Спортсмены надеялись на удачу.

Действовать наудачу очень опасно.

-Мы плодотворно поработали, наречия отыскали и заметно устали.

Объявляю привал.

7. Физминутка.

-Наше путешествие привело нас к подножию горы забытых правил.

Задание 3. (для всех)

- Прочитайте словосочетания, вспомните, как они называются? (Фразеологизмы)

-Замените данные фразеологизмы синонимичными наречиями на - о. Запишите наречия себе в тетрадь(в столбик):

кот наплакал (мало)

рукой подать (близко)

ни свет ни заря (рано)

на вес золота (дорого)

душа в душу (дружно)

спустя рукава (плохо)

- Вспомните, что такое синонимы? (Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие схожее лексическое значение)

Задание 4. (для всех)

- А теперь к полученным наречиям подберите и запишите антонимы (через чёрточку).

- Что такое антонимы? (Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

- Какой морфемой является гласная на конце наречий? (Суффиксом)

- Почему не окончанием? (Наречия не изменяются)

- От какой части речи образованы эти наречия? (От прилагательных)

- Каким способом? (Суффиксальным)

- Какие гласные могут писаться на конце наречий, образованных суффиксальным способом? (О или Е)

9. Контроль орфографических навыков .

- Вы чувствуете, ребята, как мы постепенно начинаем взбираться на скалу Грамотных. А это уже новый этап нашего пути.

- Вспомните, что мы должны сделать, чтобы успешно преодолеть этот путь? (Повторить изученные правила правописания наречий)

- Вспомните правило, когда на конце наречий пишется суффикс о, а когда е?

- Какое слово является исключением из этого правила? (Ещё)

Найдите лишнее слово. Объясните выбор.

Свеж.. горяч .. ещ..

Налиц… певуч.. трескуч..

Кипуч.. жгуч.. хорош..

1. Замените наречия синонимичными словами с шипящими согласными на конце слова. Запишите подобранные слова себе в марщрутный лист.

Быстро мчаться (о лошадях) –

Распахнуть до конца –

Слова для справок: проч…, вскач…, уж…, настеж…, сплош…, замуж…, невтерпеж….

- В чём особенность написания этих наречий? (Пишутся с ь на конце слова)

- Какие слова оказались лишними в этом ряду? Почему? (Уж, замуж, невтерпёж – искл.)

- Запишите их отдельно, подчеркните шипящие на конце слов.

- Продолжаем взбираться на вершину скалы Грамотных.

- Соедините словосочетания с подходящими по смыслу наречиями. Запишите вопросы к наречиям.

Разделить конфеты (как?) издалека

Развесить объявления (где?) поровну

Нужно повернуть (куда?) всюду

Звуки послышались (откуда?) завтра

- На какие вопросы отвечают эти наречия. (Где? Куда? Откуда? Когда? Как?)

- Какую часть речи поясняют наречия? (Глагол)

- От какой части речи задавали вопрос к наречию? Поставьте над этими словами крестик.

-Составьте предложение с одним из словосочетаний, разберите его по членам.

На вершине фантазии.

- Вот мы и добрались до самой вершины. Мы молодцы! Давайте поздравим друг друга и пожелаем себе и всем присутствующим что-нибудь приятное.

-Подберите наречия к пожеланиям и скажите, кому они адресованы: себе, ребятам, гостям или всем.

1. ____________________ не болеть.

2. ________________________ выглядеть.

3. ____________________ улыбаться.

4. ______________________готовиться к урокам.

5. _________________писать в тетрадях по русскому языку.

6. _________________________ быть преданным своему делу.

7. ____________________________учить орфограммы.

8. Живите ______________________!

Слова для справок: никогда, чаще, счастливо, великолепно, аккуратно, тщательно, постоянно, всегда.

Что же у нас получилось?

- Большое вам спасибо!

Самостоятельная работа с деформированным текстом (Резерв)

- Наше путешествие подходит к концу. Пора спускаться на Землю.

Но для этого необходимо выполнить последнее упражнение.

Заполните пропуски в тексте.

Наречие – это …………………часть речи, которая обозначает……………………. и отвечает на вопросы…………………………….. .

Наречие никогда не ………………………………. .

У наречия нет и не может быть…………… .

В предложении наречие чаще всего является………………………… .

Подведение итогов.

- Я надеюсь, что все справились с этим заданием, и мы благополучно возвращаемся на Землю.

- Что вспоминали на уроке?

- Понравился ли Вам урок? Чем?

- Какие задания были сложными для Вас?

- Сегодня за урок получат оценки все после проверки маршрутных листков. Особо отметим работу на уроке следующих учащихся….

Домашнее задание. (Дифференцированное)

Упражнение 561, стр. 73

Маршрутный лист

учащегося _______ класса Ф.И.___________________________________________________

Синтаксическая функция: в предложении обычно является обстоятельством , реже — определением.
Он пришёл домой затемно (когда? — обстоятельство времени). Чей-то голос донёсся издалека (откуда? — обстоятельство места). Прогулка (к а к а я?) пешком взбодрила меня (определение — наречие зависит от существительного и обозначает признак предмета)

Морфологические признаки наречия: 1) неизменяемость, 2) разряд по значению, 3) степень сравнения.

Наречие обозначает:

  • признак действия, если относится к глаголу, причастию или деепричастию (встречаться ( когда? ) вечером, опускаясь ( куда? ) вниз, идущий (как? ) быстро).
  • признак предмета, если относится к имени существительному (жаркое ( какое? ) по-русски, яйцо ( какое? ) всмятку).
  • признак другого признака, если относится к имени прилагательному, причастию или другому наречию (важный ( в какой степени? ) чрезвычайно, прыгнувший ( как? ) далеко, далеко ( насколько? ) очень).

Разряды наречий:

Наречие как часть речи. Разряды

Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них, а именно:

  • указательные (здесь, там, тут, тогда и др.);
  • неопределённые (где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.);
  • вопросительные (где, куда, как, зачем, когда, почему);
  • отрицательные (нигде, никуда, негде, никогда).

Они, помимо основного назначения, используются для связи предложений в тексте: Путник увидел в лесу покинутую сторожку. Там он и заночевал .

Степени сравнения наречий

Наречия на о ( е ), образованные от качественных имён прилагательных , могут образовывать степени сравнения — сравнительную и превосходную.

Нужно запомнить!

Образование степеней сравнения у прилагательных и наречий во многом совпадает, поэтому возникают омонимичные формы двух разных частей речи: Эта задача проще.Я смог решить задачу проще ; Синее платье более красиво. Оно на тебе сидит более красиво.

Чтобы различать две части речи, надо выяснить: от чего зависит сравнительная степень и каким членом предложения является. Сравнительная степень прилагательного относится к существительному , отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?), является сказуемым . Сравнительная степень наречия относится к глаголу , отвечает на вопрос как? и является обстоятельством . Сравним: задача (какова?) проще — прилагательное, смог решить (как?) проще — наречие.

Следует различать омонимы в составе наречий, в составе слов категории состояния (СКС) и в составе имён прилагательных. Например:

  • У меня на душе спокойно (категория состояния);
  • Река течёт спокойно (наречие);
  • Дитя спокойно (имя прилагательное).

Обратите внимание : некоторые наречия образуют форму сравнительной степени от другого корня: хорошо — лучше , плохо — хуже .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на концепции проблемного подхода в изучении нового учебного материала. Задания постороены такоим образом, чтобы обучающиеся, ища выход из проблемной ситуации, самостоятельно смогли сделать вывод о том, что такое наречие как часть речи и в чем ее особенности.

Гусева Татьяна Геннадиевна,

учитель начальных классов

План-конспект урока по русскому языку

Тема: Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи (знакомство)

Тип урока: получение новых знаний

Задачи урока:

познакомить учащихся с наречием как частью речи;

наблюдать морфологические признаки и синтаксическое функционирование наречий (соотношение наречий с вопросами, доказать, что это неизменяемая часть речи);

повторение морфологических признаков изученных частей речи;

Ход урока:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:

а) пожелание друг другу хорошего настроения

– Отгадайте загадку: Светит, сверкает, всех согревает! (Солнышко)

Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение.

б) актуализация к учебной деятельности

– Ребята, напомните мне, с чего мы всегда начинаем урок русского языка?

(С минутки каллиграфии и словарной работы)

Нра лно ясн инф

в) словарная работа

Один ученик работает у закрытой доски.

Проверка написанных словарных слов.

Горизонт, аккуратно, приятно, медленно, иногда.

Группировка данных слов по общим и отличительным признакам.

– По каким признакам можно разделить эти слова на группы?

все слова словарные.

Если поставить вопросы к этим словам, то увидим, что они принадлежат к разным частям речи.

Актуализация и фиксация индивидуального затруднения:

Выборочное списывание

– Ребята, теперь нам необходимо определить тему урока.

Задание: даны слова: каникулы, учится, вверху, смелый, ты, направо, готовит, однажды, пирожок, они, весело, спокойный, думает.

Выпишите в тетрадь только те слова, которые отвечают на вопросы: Где? Куда? Когда? Как? Вопросы надпишите над словами. (Один ученик работает за закрытой доской).

Проверка: сначала сверяем с написанным на доске, при необходимости обсуждаем с классом.


– Ребята, кто из вас готов назвать тему урока?

В качестве подсказки вам будет задание: прочтите слово, которое зашифровано на доске: выприлмысущнаречиежглаг.

Назовите тему урока.

Раздать листы самооценивания (см. Приложения к конспекту урока)

– Отметьте в своём листе оценивания крестиком, что вы уже знаете о наречии?

– Кто может сделать вывод, что знаем о наречии?

(Наречие – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? почему? зачем?)

Постановка проблемы

– Ребята, что мы еще должны узнать о наречии? (из листа сомооценивания)

– Что обозначает?

– Как изменяется?

– Чем является в предложении?

Целями нашего урока будут ответы на эти вопросы.

Прикрепить на доску все три составные цели урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения:


– Сейчас вы проведёте небольшое исследование, но сначала вспомним способы деятельности при исследовании:









а) групповая работа (по рядам).

1. Просклоняйте словосочетание яйцо всмятку наречие

2. Сделайте и запишите вывод об изменении наречия по падежам (на листе А3):

Проспрягайте словосочетание говорить громко наречие

1 лицо. Я________________________________________

2 лицо. Ты________________________________________

3 лицо. Он________________________________________

1 лицо. Мы________________________________________

2 лицо. Вы_________________________________________

лицо. Они. _________________________________________

3. Сделайте и запишите вывод об изменении наречия по лицам и числам (на листе А3): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Измените словосочетание работать хорошо наречие по временам и по родам

Наст. вр. (что делаю?)_______________________________________

Прршедшее вр. (что делал?)________________________________________

Будущее вр. (что буду делать?)___________________________________

Ж. р. (она)_________________________________________

Ср. р.(оно) _________________________________________

2. Сделайте и запишите вывод об изменении наречия по временам и по родам (на листе А3):

________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) подведение итогов групповой работы.

От каждого ряда один представитель озвучивает своё задание и делится выводом с классом.

– Какие общие выводы можно сделать? Будет целесообразно спросить у ребят, выполнявших другое задание, выводы по заданию другого ряда.

Наречие не изменяется по родам, числам, падежам и лицам, то есть оно не имеет окончания.

Отметьте в листах оценивания, что вы узнали о наречии. Что отметили? (опросить несколько человек)

Отметить на листе оценивания, что еще узнали о наречии.

Двигательная физминутка

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

а) задание на соотношение наречий с вопросом.

Выполнение упражнения № 1 (стр.57) по группам на заранее заготовленных карточках. Каждой группе по одному вопросу

Где? впереди, внизу.

Куда? направо.

Откуда? издалека, изнутри.

Когда? завтра, назавтра.

Как? весело, вдруг, напротив, вприсядку, вниз, интересно, сбоку.

Проверка фронтальная: один ученик от группы прикрепляет свою карточку с ответами на доску и озвучивает.

– Ребята, что вы уже узнали о наречии? (на какие вопросы отвечает, неизменяемая часть речи)

– Что ещё нам нужно узнать о наречии? (чем является в предложении)

б) Запишите предложения в тетрадь, определите их грамматическую основу.

Найдите в этих предложениях наречия, поставьте к ним вопрос от сказуемого и определите, каким членом предложения являются наречия.

Один ученик комментирует выполнение задания.

После комментированного ответа на экране появляется разбор данных предложений для проверки учениками в тетрадях.

Завтра мы украсим класс. Друг приехал издалека. Ученик выучил правило назубок.

Вывод: Скажите, с какой частью речи связано наречие по смыслу? (с глаголами). Наречия в предложении являются второстепенным членом – обстоятельством.

Отметить в листе оценивания, что еще узнали о наречии.

– Ребята, прочитайте эти предложения без наречий. Что изменилось? (смысл, предложения стали с размытым смыслом, нет точности).

– Скажите, была бы выразительной и точной наша речь без наречий?

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Учимся формировать умение задавать вопросы к наречиям в тексте.

Выполнение упражнения № 2 стр. 57-58 (по учебнику). Задание выполняется в парах в классных тетрадях.

Рефлексия учебной деятельности

а) занесите в листы саомооценивания, что вы еще узнали о наречии.

б) выполнения теста.

– Кто может дать определение наречию как самостоятельной части речи?

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы: где?, куда?, откуда?, когда?, как?, почему?, зачем? В предложении наречие обычно является обстоятельством.

– Посмотрите в свои листы оценивания и скажите, все ли цели достигнуты? (Нет, мы не знаем, что обозначает наречие).

– Это мы исследуем на следующем уроке.

– Понравился урок? Чем?

г) карточки с домашним задание возьмите в конверте.

д) отметки за работу на уроке.

Спасибо за урок!

1. Русский язык: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. Ч.2 /[С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др.]. – 3-е изд.,испр.и доп. – М.: Вентана-Граф, 2017. –192 с.

2. 1. Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. – 2-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 467 с. (Начальная школа XXI века).

Читайте также: