Конспект урока на тему пришла весна 2 класс школа россии

Обновлено: 02.07.2024

Цели: познакомить учащихся с новым разделом; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки, сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Постановка целей урока

— Прочитайте стихотворение, выбрав способ.

Позывные

Лютуют ночные морозы,

Холодные ветры свистят.

Осины, дубы и березы

Под зябкими звездами спят.

Но в воздухе есть перемены,

Они разбудили сосну:

Иголочки, словно антенны,

Уже уловили весну.

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

— О каких позывных говорит нам автор?

— Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? (Предположения детей.)

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел.

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с новым разделом

RЛUЮIVБЛSQЮNL FПDРИSWYPLNOXZДУ FSPSZУСJLCWKQУNVЮXI URBWSEGJCVZHNYAUD

(Люблю природу русскую. Весна.)

— Прочитайте название раздела. Как вы его понимаете?

— Предположите, что мы будем изучать в данном разделе, чему учиться, чему научимся. (Дети делают предположения.)

— На с. 107 прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему мы должны научиться?

— Чему мы будем учиться?

2. Весенние приметы

— Назовите главные приметы весны. Какие из них вам больше всего нравятся?

— Прочитайте текст на с. 108. (Дети читают.)

— Что вы узнали из этого текста?

— Чем стихи отличаются от прозы? (Рифмой, ритмом, образными словами.)

IV. Физкультминутка

Встали мышки в хоровод.

В барабан ударил кот.

Стали мышки танцевать,

Всем конфеты раздавать.

Задрожала вся земля.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Слушание музыки

- Что вам представилось во время прослушивания?

2. Весенние загадки

- Прочитайте загадки на с. 109. Разгадайте их, приготовьтесь читать вслух. (Дети выполняют задание.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в рамках конкурса "Учитель года".

ФИО учителя: Боталова Екатерина Александровна

Предмет: окружающий мир

Тема: В гости к весне

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: ознакомление с основными изменениями в живой и неживой природе

Технологии: проблемно-диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания

Оборудование: картинки с изображением разных предметов живой, неживой природы, презентация, красные и зелёные карандаши для оценивания, листы самооценки.

Планируемые результаты:

Предметные: приводить примеры весенних изменений в неживой и живой природе; называть раннецветущие растения.

Метапредметные:

-уметь ставить учебную задачу с помощью учителя и сохранять её;

- уметь осознавать качество и уровень усвоения учебного материала через самооценку;

- осуществлять самоконтроль, самопроверку и взаимопроверку

- выбирать основания для классификации предметов по признакам;

-анализировать и выявлять признаки принадлежности предметов к группе;

- выбирать критерии для сравнения объектов живой природы с неживой;

- определять последовательность событий;

- уметь извлекать информацию из текста и схем рисунков

- осуществлять преобразование текстовой информации в таблицу

-уметь работать в паре и группе

-строить правильное речевое высказывание в соответствие с поставленными задачами

- вступать в диалог, высказывать свое предположение

-развивать мотивацию к учебной деятельности;

-формировать личностный смысл учения

- формировать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Деятельность учителя

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

-Сейчас я проверю вашу собранность, которая необходима сегодня нам на уроке

-Солнце светит или греет?

-Капуста-ягода или фрукт? (Овощ)

-Бабочка бегает или летает?

-На небе 2 луны или ни одной? (Одна)

-В огороде сеют репу или пшеницу? (Репу)

- У реки два берега или один?

-Сейчас весна или зима?

- У нас в деревне моря или пруды?

-На последнем уроке мы c вами говорили о чем? (о водоемах)

Вспомните, что относится к водным богатствам нашей планеты ? (океан, море, река, озеро, пруд, канал, водохранилище)

- Сегодняшний урок я начну со сказки-загадки, которую написал В.Даль. Внимательно послушайте её и догадайтесь, о каких птицах идёт речь.

Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. (слайд)

Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. (слайд)

Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. (слайд)

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. (слайд)

- Кто уже догадался поднимите руку?

- О каких птицах идет речь? (о временах года)

- Правильно, это времена года. Сегодня на уроке мы с вами совершим экскурсию в одно из них. Отгадайте ребус и узнаете, в какое именно.


(весна)

-Предположите: Какова тема нашего урока?

- Мы с вами сегодня отправимся в гости к весне.

У каждого из вас лежат на парте различные картинки, поработайте в парах и постарайтесь разложить их на две группы.

- Ребята все смогли разделить картинки на группы?

- В чем возникла сложность?

- А у кого все – таки получилось выполнить задание? Какие группы у вас получились, объясните, по каким признакам вы поделили?

-На какие две группы вы разложили картинки?

Сегодня мы с вами пронаблюдаем изменения, которые происходят в живой и неживой природе весной.

-А зачем всем нам нужно знать изменения в живой и неживой природе?

На предыдущем уроке мы с вами ходили на экскурсию, наблюдали за природой. А сейчас свои наблюдения зафиксируйте в рабочую тетрадь на стр. 54, в таблицу первого упражнения запишите то, что вы увидели в живой и неживой природе.

-Что происходит с неживой природой?

-Что происходит с живой природой?

А сейчас выполните второе упражнение на этой же странице, обозначьте цифрами порядок следования весенних месяцев.

-а сейчас обменяйтесь своими тетрадями с соседом и проверьте его работу по образцу на экране? (Март, апрель, май)

- В природе бывает три весны: весна света, весна воды и весна травы.

- Первый весенний месяц – март – весна света. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

- Весной солнце выше поднимается над горизонтом, посылает больше лучей на землю, дни становятся длиннее. Посмотрите, что происходит со снегом, с почвой? (Снег тает. Оттаивает почва, стало видно голую землю)

- Образуются проталины – участки земли, выглядывающие из–под снега. Когда температура воздуха повышается выше нуля градусов, это явление называется оттепель.

- Посмотрите, что происходит с сосульками? (Сосульки тают, капают.)

- Во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца. Такое явление называется капель. Из-за того, что капель происходит именно в марте, в народе этот месяц прозвали – капельник, а тёплые дни в старину называли солнечниками.

- Ребята, скажите, что происходит весной с водоёмами? (Лёд темнеет и тает, трескается. Льдины плывут по воде.)

- Посмотрите на знак в верхней части слайда. О какой опасности он нам говорит? Сделайте вывод о правилах поведения на водоёмах. (Он говорит о том, что опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может надломиться.)

- Отгадав загадку, вы узнаете, что ещё очень часто можно наблюдать ранней весной.

Из - под снега побежал,
Заворчал и зажурчал.
Я кораблик смастерю,
И Ему я подарю.
В блеске солнечных лучей
Унесёт его . (Ручей)

- Запестрели повсюду весенние цветы. Какие раннецветущие растения вы знаете? К раннецветущим растениям относятся ветреница, хохлатка, мать-и-мачеха, медуница.

- Правильно. Этот цветок появляется, когда ещё кое-где лежит снег, ветрено, холодно. И как будто дрожит на ветру.

У мать-и-мачехи сначала появляются цветы жёлтого цвета, а позже – листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха), а нижняя – тёплая и нежная (как мать). У хохлатки цветы имеют длинные выросты, похожие на хохолки.

Посмотрите на следующий первоцвет. Это медуница. Все ли цветки одинакового окраса? (Нет. Одни розовые, другие красные. Есть ещё фиолетовые.)

- Правильно, у медуницы цветы постепенно меняют окраску. Сначала они розовые и красные (это сигнализирует о наличии нектара), потом синие и фиолетовые (нектара нет, и пчёлы к таким цветкам уже не летят).

- Многие первоцветы охраняются законом, занесены в Красную книгу, т.к. находятся на грани исчезновения. (Это цикломены, первоцвет Воронова и подснежник Воронова.)

- А теперь давайте поиграем и обобщим наши наблюдения. Выберите лишнее слово и обоснуйте свой ответ.

1. Капель, листопад, оттепель, проталины, ледоход.

2. Медуница, хохлатка, василёк, мать-и-мачеха, цикломен.

- Следующий весенний месяц – апрель. Это весна воды.

- Воды взломали ледяные оковы и хлынули на волю, в широкие поля. Этот месяц в народе так и называется – водолей.

- Ребята, посмотрите, что произошло с рекой? (В реке стало много воды, она вышла из берегов)

- А может быть кто-то из вас знает, как называется такое явление?

- Это явление называется половодье.

- Ребята, а кто приносит весну на крыльях? И почему так говорят? (Птицы приносят весну на крыльях. Так говорят, потому что весной прилетают перелётные птицы.)

- Каких вы знаете перелётных птиц? (Скворец, зяблик, жаворонок, трясогуска)

- Подумайте и расскажите, какие правила поведения надо соблюдать весной в лесу, чтобы не навредить птицам.

- Сделаем вывод. Какие явления природы мы наблюдали в апреле? (происходит половодье и прилетают перелетные птицы)

- Наша экскурсия продолжается.

- Третий весенний месяц – май. Это весна травы. Весна всерьёз принялась за своё третье дело: начала одевать лес. Май так и называют – травень – цветень. Это месяц первой зелени, цветов, первых весенних гроз.

- Расставьте картинки в правильной последовательности (деревья с голыми ветками, с почками, с цветами.)

- А Сережа приготовил рассказ о том, как встречают весну звери. Давайте его внимательно послушаем и ответим на вопрос: Что происходит с животными весной?

Ученик рассказывает о жизни животных весной.

Что происходит с животными весной?

- Весной у животных появляются детёныши. Поэтому не трогайте и не приносите здоровых детёнышей зверей домой. В природе о них позаботятся взрослые животные.

А теперь давайте повторим, какие изменения живой и неживой природы происходят в мае? (распускаются листья на деревьях, зацветают деревья, у животных появляются детеныши)

Назовите примеры весенних явлений в природе?

Проверим себя, прочитав вывод на стр. 89.

- А сейчас решите кроссворд.

- Проверьте себя по эталону. Правильные ответы на экране.

Если все правильно – отметка 5.

Если 1 ошибка– 4.

Если 2 ошибки 3.

Если 3 ошибки -2.

- Наша экскурсия подошла к концу.

- Какие признаки весны мы с вами перечисляли?

- Что нового вы узнали?

- Что было самым интересным?

-Достигли ли мы поставленной цели?

У каждого из вас на столе есть 3 лучика.

Красный лучик обозначает, что у вас отличное настроение, вам все понравилось.

Оранжевый лучик обозначает, что у вас хорошее настроение, но некоторые моменты в уроке вам не понравились.

Желтый лучик обозначает, что у вас плохое настроение и вам все не понравилось.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока можно использовать для учащихся, обучающихся во 2 классе по всем учебно - методическим комплектам.

Технологии:

Цель урока:

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

окружающего мира во 2 классе

учитель начальных классов

Прыгунова Галина Алексеевна

Автор урока:

Прыгунова Галина Алексеевна, учитель начальных классов

Предмет: Окружающий мир.

Раздел: Путешествия

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Класс: Данный конспект урока можно использовать для учащихся, обучающихся во 2 классе по всем УМК.

карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2),

карточка с заданием для групповой работы (№ 3),

карточки для саморефлексии,

Структура урока:

Постановка проблемного вопроса.

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Совместное открытие нового.

Первичное закрепление (обучение способам применения)

Практическая часть урока (начало формирования умений).

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи урока:

Познакомить детей с изменениями в жизни растений и птиц весной.

Установить связь этих изменений с неживой природой.

Обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.

Воспитывать чувство гордости за родной край.

Продолжать формирование элементов экологической культуры.

Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа.

Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.

Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. (Слайд 2)

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

- Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)

- Какая бывает природа? (живая и неживая)

- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)

- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)

- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)

- Отгадайте загадку, чтобы узнать, к какому времени года мы отправимся сегодня в гости? (Слайд 3)

Пришла пора зиме на смену,

Природу пробудила ото сна.

Растаял снег, клин птиц плывёт по небу,

Тепло нам принесла … ВЕСНА

-Послушайте стихотворение С.Я. Маршака о весне. (Слайд 4)

Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

-Назовите изменения природы весной, о которых говорит автор в стихотворении.

- Что можно отнести к неживой природе?

-Правильно, Весной вся природа пробуждается.

- В какие месяцы года можно наблюдать эти изменения в природе?

- Назовите весенние месяцы по порядку их наступления. (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ) (Слайд 5)

-Март назван в честь бога войны Марса, его ещё называют весной света; апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а ещё весной воды; а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай, поэтому май – весна цвета.

Постановка проблемного вопроса. (Слайд 6)

- Прочитайте вопрос, который нам подготовил муравей Вопросик.

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

- Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока?

- Рассмотрите репродукцию картины знаменитого русского художника

А.К. Саврасова, который писал картины родной природы. (Слайд 7)

- Что изображено? Как бы вы озаглавили?

- Назовите объекты неживой природы на этой картине.

- А теперь назовите объекты живой природы.

- Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной.

Совместное открытие нового.

Работа в парах. (Слайд 8)

- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

- Возьмите карточки под номером один. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 9)

Карточка № 1.

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День становится короче. День становится длиннее.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?

- Давайте попробуем выделить самый главный признак прихода весны. (День становится длиннее и стало теплее) (Слайд 9)

- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

- Что происходит со снегом в связи с потеплением?

(с южной стороны появляются проталины (Слайд 10);

снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст).

- Что происходит со льдом на водоемах в связи с потеплением? (начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 11)

-Прочитаем в учебнике на с.87 о ледоходе и половодье.

- Обратите внимание на то, как художник И. Левитан отобразил половодье.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

Первичное закрепление (обучение способам применения).

-Что происходит с почвой с приходом тепла? (Почва оттаивает, начинается сокодвижение в растениях, поэтому они начинают расти, на деревьях набухают почки.)

-В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений?

(Главная причина оживления в жизни растений - тепло)

- Рассмотрите, что изображено на слайде? (растения) (слайд 12)

- Когда можно встретить в природе эти растения? (ранней весной)

- Эти растения называют раннецветущие (т. к. цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 12)

- А кто знает, как еще их называют? (первоцветами)

- Почему эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)

- Назовите раннецветущие растения, которые вы знаете (слайд 13)

-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний).

-Из - под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает

Медуница лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)

Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)

Ветреница дубравная.

Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)

- Почему эти растения так рано начинают свое цветение, из – за чего?

- Обратимся за объяснением к учебнику на с. 88 (Слайд 14)

- У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.

Охрана растений.

- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (Слайд 15)

в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса;

букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке;

не собирать берёзовый сок

Физкультминутка для глаз: (Слайд 16 - пустой)

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза.

Закрываем глаза и представляем, что гуляем в лесу … . Открываем глаза и рисуем глазами большой круг, квадрат; закрываем глаза, считаем до 3 и начинаем заниматься.

- Не только растения реагируют на появление тепла.

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …(птица)

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач) (Слайд 17)

- А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей …(скворец) (Слайд 17)

- У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы.

- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 17)

А вот синицы (Слайд 17) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы.

В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 18)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 19)

- А какую пользу приносят птицы?

(Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых;

грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц;

ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров;

таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

- Как люди заботятся о птицах весной? (мастерят скворечники и синичники)

- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?

- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину.

-Как вы думаете, почему? (Это время гнездования птиц.)

Практическая часть урока (начало формирования умений).

- Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. (Слайд 22)

Можем ли мы на него сейчас ответить?

Работа в парах (Слайд 23)

- Все события весной наступают в определённом порядке.

Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры от 1 до 5 возле каждого предложения так, чтобы был правильный порядок).

Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

- Проверка по слайду. (Слайд 25)

Работа в группах. (Слайд 26)

- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека.

- Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану

Карточка № 3.

Весна приходит к нам сразу после ________.

Весенние месяцы – это ____,_____,_____.

Весну можно узнать по таким признакам _______,

Какие раннецветущие растения появляются весной?

Какая особенность раннецветущих растений?

Охрана раннецветущих растений.

Какие птицы прилетают к нам весной?

Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

Какую пользу приносят птицы?

Забота о птицах весной.

(Рассказ детей по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы.

Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).

Подведение итогов.

- Как вы думаете, смогли ли мы дать ответ на вопрос Муравьишки?

- Какой вывод можно сделать? ( Изменения в неживой природе влияют на изменения в живой природе.)

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Что вызвало затруднения?

Самооценка. (Слайд 27)

- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке




человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы Михаила Михайловича Пришвина:

- Как вы понимаете их? Запомните эти слова.

- Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

Домашнее задание.

Дома вам нужно составить рассказ о весенних изменениях в природе. Можно использовать учебник на страницах 86 – 89.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Гусельщиковская ОШ

Природоведение 2 класс

hello_html_63c842a8.jpg

учитель Ермолаева Инна Иосифовна

Конспект урока

обобщить и систематизировать знания об изменениях в жизни растений и животных весной, показать связь этих изменений с неживой природой;

1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);

2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;

4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

Технологии: групповая, проблемная, игровая.

Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний

Формы проведения урока : коллективная, фронтальная, парная.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня в школу?

На дворе сосульки плакали,

Под лучами солнца таяли.

Голубые слёзки капали

И проталинку оставили.

- Какие чувства вызвали у вас эти строки?

-Тогда повернитесь друг к другу,

И передайте друг другу своё хорошее настроение.

Встали ровно, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел уже звонок,.

- Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.

- Какие времена года вы знаете? Отгадайте загадки.

1) Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзиной бродить,

Бегать по лужам под дождиком тёплым

И не бояться до нитки промокнуть

2) Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг.

3) Белоснежная хозяйка

Всё укроет одеялом,

Всё разгладит, приберёт,

А потом земле усталой

II. Постановка учебной задачи. Определение целей урока.

Учитель: - А, вот о каком времени года мы будем говорить сегодня, отгадаете сами.

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

- Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока? О чём мы будем сегодня говорить, что нового должны узнать?

Цель урока: узнать, какие изменения произошли с приходом весны в неживой природе и как они повлияли на живую природу.

III . Планирование .

- Давайте спланируем наш урок (на доске записан план урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)

1. Изменения в неживой природе.

2. Изменения в живой природе.

3. Взаимосвязь между неживой природой и живой.

на 2 группы можно распределить эти картины.

Что относится к неживой природе?- небо, земля, облака, звезды, камень и т.д.

IV. Изучение нового материала.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Что за месяц? Кто узнает? (Март).

Нас встречает месяц-Март.

- А сейчас, перед вами текст. Прочитайте внимательно и подчеркните: 1 ряд - подчеркнуть признаки весны в неживой природе, которые происходят в марте.

2 ряд- подчеркнуть изменения, которые происходят в живой природе.

Март- первый месяц весны. На улице потеплело. Ярко светит солнце, небо синее, раскинулись кучевые облака. Начинается таяние снега, появляются первые проталины. Журчат ручейки.

Из трещинок, из щелок выбрались на солнышко жучки, паучки, букашки. Громко и весело распевают синицы, чирикают воробьи.

-Вот и закончилась холодная зима. На смену ей приходит весна. Итак, какие изменения происходят в марте в неживой природе? Перечислим.

Изменения в неживой природе:

• Появляются первые проталины

- Послушаем, какие же изменения происходят в живой природе в марте? Перечислите.

-А я вам раскрою секрет - первыми появляются насекомые. (прикрепить условный знак)

Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, земля прогрелась, появились насекомые. Проснулись насекомые - а это праздник для кого?

-Почему? (проблемная ситуация).

-Правильно. В марте чирикают громко воробьи, тенькают синицы, радуясь приходу весны. Грачи в наши края не прилетают, прилетят к нам в апреле трясогузки.

( слайд- воробьи, синицы, трясогузки)

-Как нужно относиться к птицам?

-Молодцы, мы сегодня с вами составим цепочку связей (взаимоотношений) живой и неживой природы.

(Работа по составлению цепочки).

Вывод:- Итак, какие же изменения в неживой и живой природе происходят в марте, как они связаны между собой? Главный признак марта - это потепление. (солнышко). Когда тепло - какие изменения происходят в природе? Начинает таять снег, появляется проталина. Как вы думаете, происходит ли изменения в живой природе? Кто появляется первым, как только появилась проталина? ( насекомые). Когда появились насекомые- значит хорошо кому? (птицам)

Схема: потепление - тает снег- насекомые- птицы).

В природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы. Мы с вами побывали в гостях у месяца Март? А еще как бы вы назвали этот месяц?

-Все согласны? ( учитель прикрепляет название – весна света).

( Слышен шум воды, ручейка )- фонограмма

- Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте, какие звуки весны услышали? Кто нас встречает такими звуками?

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

Бушует полая вода

Шумит и глухо, и протяжно.

Радушно встречает нас Апрель,

Открываем вторую страницу нашего дневника природы.

-Ребята, внимательно послушайте и скажете, как назывался месяц апрель в старину?

Ученик : Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

-Объясните значение этих слов.

- Внимательно посмотрите фильм про апрель. В этом фильме вы должны увидеть те изменения, которые происходят в неживой природе. Внимание, на экран! (слайд- 3-10)

Слайд- шоу про апрель (изменения в неживой и живой природе)

-Что такое ледоход?

-Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться. Весенний лед особенно опасен, и играть на льду весной категорически запрещается. Приближаются весенние каникулы. Ни в коем случае нельзя играть на реках или других водоемах весной.

• половодье (реки разливаются, большая вода).

(Оформляется неживая природа условными знаками)

- Ой, дети! Посмотрите, кто к нам пожаловал?

-Поздороваемся с Мишей! Как мы рады тебя видеть!

Медведь: Без заботы, без тревоги, спал я в своей берлоге. И вдруг слышу – каплет - вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил - кругом вода! Заспешил я наружу - ведь апрель уже! И уже на деревьях появились почки!

Итак, дети, как весна изменила жизнь животных?

-Кто еще просыпается вместе со мной? (ежи, барсуки)

-Правильно! (вывешивается картина)

Зимой шубка у меня беленькая

Короткохвостый я, косой,

Всех обхожу стороной.

- Что случилось с моей шубкой весной?

- Меняет густую зимнюю шубку на легкую летнюю.

Зайка: Как хорошо, что апрель наступил! Гуляя по лесу я нашел первый весенний цветок! Как он называется?

(слайд- сон-трава или прострел)

- Учитель: Этот называется - сон- трава или прострел. Цветы сон-травы синего, фиолетового, сине- фиолетового, лилового цвета. Она напоминает шляпку одуванчика. Сон- трава цветет в апреле, используют в лекарственных и декоративных целях. Занесен в Красную книгу.

- Какие еще весенние цветы знаете?

-Все цветы очень красивы. И вот люди собирают весной букеты весенних цветов. Как вы считаете, хорошо это?

Ученик: А я знаю одно стихотворение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

-Очень правильное стихотворение!

• Звери просыпаются от зимней спячки

• распускаются почки деревьев, кустарников

Апрель – середина весны. Повсюду тает снег, бегут ручьи. Лед на реках, прудах, озерах покрывается трещинами, начинается ледоход. На солнечных лужайках зеленеет трава, на лесных полянах синеют подснежники. В апреле медведица с медвежатами выходит из берлоги

Делаем вывод: Как повлиял Апрель на живую и неживую природу? (Работа по дневнику, установление связей). Вместе постараемся установить связь в неживой и живой природы. Пожалуйста, начинаем вместе.

Итак, солнышко греет сильнее, много света – значит, не спится животным, меняют зимнюю шубку, появляются почки на деревьях, оттаивает почва, много воды - вырастут … (цветы). Тепла им требуется немного.

(Учитель устанавливает связь в дневнике природы ).

-Ребята, как можем назвать Апрель?

- Весной переменчивая погода. Подул ветерок и Апрель просит нас немного отдохнуть.

Ветер дует нам в лицо,

Ветерок все тише – тише.

Деревцо все выше – выше.

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево — вправо)

Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)

В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево)

Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

-Встречаемся с третьим месяцем Май и открываем последнюю страницу дневника природы.

Учитель: Наступает месяц май.

Нет его светлей и краше

Руки к солнцу поднимай!

Над цветком пчела кружится

На березке дрозд свистит

Все живое веселится

Нас с тобою веселит.

Май- месяц цветения. Солнце сильно пригревает. Лес в мае – это царство звуков. Все певчие птицы вернулись на родину. Деревья раскрывают свежие листочки. Зацвели цветы и кустарники.. Скоро загремит гром.

Какие изменения происходят в неживой природе в мае?

Какие изменения в живой природе?

• цветы и кустарники

Месяц Май приготовил для вас задание:

Творческое задание: вы должны раскрасить картинку так, чтобы получился Май.

-Прощаемся с месяцем Май и скажем: До скорой встречи! Мы ждем тебя с нетерпением!

V. Закрепление изученного материала.

Итак, ребята, мы с вами встречались с весенними месяцами и составили дневник природы о весне. Вернемся к 1 странице. Пользуясь условными знаками, расскажите об изменениях в живой и неживой природе, которые произошли в марте. (в апреле, в мае).

Неживая природа. Живая природа

Осадки- снег и дождь, тает снег, дни длиннее.

Прилетает грач, появляются подснежники (занесены в Красную книгу).

Оттаивает почва, ледоход (ОБЖ) , половодье.

Набухают почки, появляются насекомые, прилетают перелётные птицы, происходят именения в жизни животных.

Дождь, первая гроза.

Появляются листья, начинается цветение растений, птицы обустраивают гнёзда, готовятся выводить птенцов, ландыши (занесены в Красную книгу).

- Ребята,сейчас вы будете работать в паре с соседом по парте. Составьте рассказ, придумайте название и сделайте самостоятельно вывод: что происходит в природе весной. (Весной к нам прилетают грачи. (А ещё кто?) Ласточки строят гнёзда из глины, пушинок, соломинок, веточек. (Зачем?) Под кучей старых листьев кто-то шуршит. (Ой! Кто же это?)

Работа в группах.

Сейчас я каждой группе раздам конверты с рисунками птиц. Ваша задача разделить их на 2 группы.

(1-я группа-это те птицы, которые прилетают к нам весной- грач, скворец, ласточка , жаворонок , журавль;

2-я группа-это те птицы, которые прилетают к нам зимой – клёст, снегири , синица.
Учитель:

- А сейчас продолжаем работать и поиграем в игру “Выбери правильный ответ”. Внимание на экран.

1. После какого времени года наступает весна?

2. Как в народе называют весну?

3. Кто плачет только весной?

4. Что происходит со льдом на реке весной?

5. Какие птицы прилетают весной первыми?

6.Что появляется на полях, когда тает снег?

- Ответьте, почему произошли такие изменения в живой природе, что на это повлияло? (Ответы детей, установление взаимосвязей в схеме при помощи стрелок) Солнце выше, чем зимой Дни стали длиннее: потепление - небо голубое, высокое; - набухание почек; - облака белые, легкие; - появление листьев; - таяние снега, льда; - цветение растений; - ледоход; - появление насекомых; - половодье; - возвращение перелётных - осадки: снег и дождь птиц; - оттаивание почвы - изменения в жизни зверей

VI. Рефлексия учащихся.

Дети, оцените свою работу на уроке:

1.Зеленый- урок прошел удачно: я участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно

2.Желтый-не все задания на уроке оказались легкими.

3.Красный -задания сложные.

О каком времени года говорили на уроке? Что нового узнали?

Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Все ли мы их выполнили?

Домашнее задание. Нарисовать весну, обязательно изобразить её признаки.

Читайте также: