Опыление 6 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока: “Способы опыления у покрытосеменных растений”.

Место урока в теме: 16-й урок в теме “Жизнь растений”.

Программа: В.В.Пасечник. Биология.

Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Автор Пасечник В.В.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: частично- поисковый, проблемный, репродуктивный.

Цель урока: изучение способов опыления у покрытосеменных растений.

  • познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; приспособлениями у растений к различным способам опыления;
  • показать значение опыления в жизни растений.
  • учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;
  • развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.
  • воспитывать положительную мотивацию к учёбе;
  • осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.

Оборудование: таблица “Виды опыления”, разноуровневый тест “Виды опыления”, термины на магнитных карточках.

    способы опыления у покрытосеменных растений;
  • особенности строения цветков опыляемых насекомыми, цветков ветроопыляемых растений;
  • биологическую роль опыления;
  • значение опыления для повышения урожайности культурных растений.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап

Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).

Объявление темы, задач урока. Дата и тема урока записывается обучающимися в тетрадь.

Учитель приводит слова Винсона Брауна о том, что “…накопление знаний подобно росту дерева…”, и высказывает надежду на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни покрытосеменных растений – опылении.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

1. Повторение терминологии, которая будет использована при изучении новой темы.

Работа проводится в движении. Ученики быстро по очереди выходят к доске, выбирают на столе учителя табличку с названием термина, прикрепляют к доске и дают определение.

Перечень понятий к теме “Способы опыления”

2. Повторение схемы “Развитие покрытосеменных”

Учитель заостряет внимание, что для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика.

3. Физминутка проводится на уроке перед изучением нового материала и способствует улучшению мозгового кровообращения (выполняется в положении “стоя”)

III. Изучение нового материала.

Учитель читает текст. Ученикам предлагается прослушать и ответить на вопросы карточки №1.

Текст: “Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а не опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.

После прочтения текста проводится беседа по вопросам карточки.

Вопросы к тексту

Учитель указывает на биологическую сущность перекрестного опылении: при перекрестном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособное.

Учитель зачитывает информацию, после которой предлагается проблемный вопрос.

Пчёлы, чтобы собрать нектар для образования 1 кг мёда, должны посетить около 6 млн. цветков. Следовательно, какую огромную работу должны они проделать по опылению цветков, если принять во внимание, что с одного улья получают несколько десятков килограмм мёда.

Проблемный вопрос: Почему пчёлы и вообще насекомые прилетают на цветки?

Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр196 и ответить на вопросы карточки №2.

Вопросы к тексту:

  1. Что насекомые получают от посещения цветков?
  2. Что делает цветки приметными для насекомых?
  3. Каковы признаки насекомоопыляемых цветков?

Самостоятельная работа в тетради. Заполнить письменно таблицу (2 колонка) в тетради.

Урок построен на основе проблемной ситуации и активной работы учащихся по ее разрешению. Удачной на этом уроке будет работа с интерактивной доской.

ВложениеРазмер
urok_opylenie.doc 172.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Тема урока: Опыление у цветковых растений.

Цель урока: создать условия для формирования понятия об опылении, его способах и биологическом значении, приспособлениях цветков к различным способам опыления.

  1. формировать понятие об опылении, его значении для размножения растений, о приспособленности цветков к опылению насекомыми и ветром;
  2. развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, делать выводы;
  3. способствовать формированию познавательного интереса, эстетическому воспитанию.

Актуализация опорных знаний.

  1. Каково значение цветка для растений?
  2. Назовите главные части цветка.
  3. Каково строение и значение тычинок?
  4. Какое строение имеет пестик? Какова его роль?
  5. Какие цветки называют обоеполыми? Раздельнополыми?
  6. Чем различаются простой и двойной околоцветник?
  7. Какова роль околоцветника?
  8. Что такое соцветие?
  9. Какие бывают соцветия?
  10. Какова биологическая роль соцветий?

Итак, цветок — орган размножения. Его строение приспособлено к выполнению этой функции. После цветения образуются плоды и семена. Но всегда ли так происходит?

Создание проблемной ситуации. Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было.

Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему? (обсуждение проблемы, выдвижение гипотез).

Причиной бесплодия клевера оказалось отсутствие шмелей, опыляющих это растение. Только после того, как в Австралию и Новую Зеландию были завезены из Англии шмели, клевер стал давать богатые урожаи семян.

- Что мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель? Какие задачи будем решать?

Открытие новых знаний.

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Пыльца с тычинок может попадать на рыльце пестика того же цветка – самоопыление.

Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка - перекрестное опыление.

- Как пыльца может попадать с одного цветка на другой?

- Чем цветки привлекают насекомых?

Давайте попробуем взять на себя роль насекомых (например, бабочек) и выбрать те цветки, которые они посещают. (На доске рисунки различных цветков насекомо- и ветроопыляемых растений. Учащиеся прикрепляют бабочек на те цветки, которые опыляются насекомыми, и объясняют свой выбор).

- Каковы же признаки насекомоопыляемых цветков?

  1. Яркая окраска околоцветника
  2. Цветки крупные или собраны в соцветия
  3. Сильный запах, не обязательно приятный
  4. Наличие нектара
  5. Цветки обоеполые

- Какой должна быть пыльца, чтобы удержаться на теле насекомого? (липкая, с неровной поверхностью)

Вывод: Итак, чтобы обеспечить процесс опыления, а значит, и размножения растения, цветки имеют особые приспособления для привлечения насекомых.

- А как же опыляются остальные цветки, на которые не прилетают насекомые? (оставшиеся без бабочек рисунки на доске).

- Каковы их приспособления?

  1. Маленький невзрачный околоцветник в виде пленчатых чешуй
  2. Мелкие цветки собраны в длинные соцветия
  3. Цветки раздельнополые
  4. Пестики длинные или раздвоенные, опушенные
  5. Тычинки длинные
  6. Пыльца легкая, летучая, ее много
  7. Растения растут большими группами, цветут до распускания листьев

Самостоятельная работа по вариантам.

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«… Всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но цветы на стебле собрались в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Ещё и потому невозможно было бы не обратить внимание, не залюбоваться этим растением, что едва пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

2. Ответьте на вопросы

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

  1. земляника лесная
  2. рябина обыкновенная
  3. таволга вязолистная
  4. берёза белая.

А2. Описанное в тексте растение относится к жизненной форме:

  1. деревья
  2. кустарники
  3. травянистые растения
  4. цветущие растения.

А3. Описанное в тексте растение относится к отделу:

  1. мохообразные
  2. папоротникообразные
  3. голосеменные
  4. покрытосеменные.

А4. Описанное в тексте растение относится к классу двудольных по признаку:

  1. корневая система мочковатая
  2. стебель внутри пустой (полый)
  3. жилкование листьев сетчатое
  4. цветки собраны в соцветие.

А5. Описанное в тексте растение относится к группе насекомоопыляемых по признаку:

  1. мелкие невзрачные цветки
  2. высокий рост растения
  3. ароматные цветки
  4. пустой внутри стебель.

А6. К насекомоопыляемым растениям не относится:

  1. орешник (лещина обыкновенная)
  2. таволга вязолистная
  3. черёмуха обыкновенная
  4. одуванчик лекарственный.

А7. Описанное в тексте растение обитает:

  1. на дне озера
  2. в сырых местах
  3. в засушливых местах
  4. в садах, огородах.

А8. Опыление – это процесс:

  1. поглощения углекислого газа растением
  2. переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка
  3. оседания пыли на листьях растения
  4. опудривания растения порошком от вредителей.

В1. Выберите три верных ответа из шести.

Признаками насекомоопыляемых растений являются:

  1. одиночные невзрачные цветки
  2. медвяный аромат цветков
  3. крупные белые цветки
  4. мелкая лёгкая пыльца
  5. липкая пыльца
  6. цветение до распускания листьев.

В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:

Способ опыления цветков

Видовое название растения

А. ландыш майский

Б. земляника лесная

В. рожь посевная

Д. таволга вязолистная

В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:

Способ опыления цветков

2. Опыление насекомыми

А. крупные одиночные цветки

Б. мелкие невзрачные цветки

В. ароматный нектар

Г. цветение до распускания листьев

Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца

С1. Как вы думаете, таволга вязолистная это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Таволга вязолистная относится к царству цветковых растений. 2. Органами таволги вязолистной являются стебель, листья, цветки. 3. Таволга вязолистная имеет органы, поэтому её считают высшим растением. 4.Мелкие ароматные цветки таволги вязолистной собраны в соцветия и заметны для насекомых. 5. Таволга вязолистная - это невысокое дерево.

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«Известно, что орешник цветет самым первым, первее даже ольхи. У пчеловодов, которым важно знать, когда что цветет, цветение орешника служит своеобразным эталоном, или, скажем, началом шкалы, вроде нуля на термометре, или вроде первого января. В пчеловодческих календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. Например, липа зацветает на семьдесят второй день.

2. Ответьте на вопросы.

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

А1 . Правильное систематическое название орешника:

  1. ольха чёрная
  2. жимолость лесная
  3. лещина обыкновенная
  4. крушина ломкая

А2. Орешник относится к жизненной форме:

  1. деревья
  2. кустарники
  3. травянистые растения
  4. цветущие растения.

А3. Орешник является представителем отдела:

  1. мохообразные
  2. папоротникообразные
  3. голосеменные
  4. покрытосеменные.

А4. Орешник является однодомным растением по признаку:

  1. женские и мужские цветки расположены на разных растениях
  2. женские и мужские цветки расположены на одном растении
  3. все цветки обоеполые расположены на одном растении
  4. на всех растениях только женские цветки

А5. Орешник относится к группе ветроопыляемых растений по признаку:

  1. крупные цветки
  2. ароматные цветки
  3. много лёгкой сухой пыльцы
  4. наличие женских цветков.

А6. К ветроопыляемым растениям не относится:

  1. ландыш майский
  2. рожь посевная
  3. орешник
  4. берёза белая.

А7. Орешник зацветает раньше липы:

  1. на 80 дней
  2. на 72 дня
  3. на 64 дня
  4. на 56 дней.

А8. Опыление – это процесс:

  1. поглощения углекислого газа растением
  2. переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка
  3. оседания пыли на листьях растения
  4. опудривания растения порошком от вредителей.

В1. Выберите три верных ответа из шести.

Признаками ветроопыляемых растений являются:

  1. невзрачные цветки собраны в соцветие
  2. медвяный аромат цветков
  3. крупные белые цветки
  4. мелкая лёгкая пыльца
  5. липкая пыльца
  6. цветение до распускания листьев.

В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:

Способ опыления цветков

Видовое название растения

1. Опыление ветром

2. Опыление насекомыми

Б. земляника лесная

В. рожь посевная

В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:

Способ опыления цветков

1. Опыление насекомыми

2. Опыление ветром

А. крупные одиночные цветки

Б. растут скоплениями

В. ароматный нектар

Г. цветение до распускания листьев

Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца

С1. Как вы думаете, орешник - это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Орешник – это представитель класса цветковых растений. 2. Орешник - это высокий кустарник, поэтому его относят к высшим растением. 3. Орешник – первое цветущее растение. 4. Мелкие мужские цветки орешника собраны в соцветия, и пыльца легко переносится пчёлами. 5. Орешник помогает пчеловодам определять сроки цветения медоносных растений.

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Какая информация оказалась полезной?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Строение цветковых растений"

Презентация по теме "Строение цветковых растений" по курсу природоведение 5 класс по программе В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа. Неживая и живая".


Презентация по биологии для учащихся 6 класса "Оплодотворение у цветковых растений"

Процесс опыления и оплодотворения у покрытосеменных (цветковых )растений.


План морфологического описания цветкового растения

План морфологического описания цветкового растения может пригодится при изучении ботаники, общей биологии, во внеурочной работе по предмету.

Зачет по теме "Органы цветкового растения"

зачет проводится после изучения темы в 6 классе.


Тест по теме "Строение цветковых растений"

Предлагаемый тест разработан на основании содержания параграфа 38 учебника "Природоведение. Природа. Неживая и живая" (авторы В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) для 5 класса. Уровень сложности - с.


Органы цветковых растений. Корень

Методика данного учебного занятия основывается на технологии проблемного обучения и направлена на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по биологии для 6 класса

Дата______________________ Учитель: Хабибова И.А.

Тема: Опыление. Процесс опыления. Типы опыления.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала).

Цель: раскрыть механизм процесса опыления у цветковых растений.

Образовательные:

- изучить особенности различных способов опыления у цветковых растений;

- показать значение опыления в жизни растений;

- научиться различать ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения.

Развивающие: продолжить развитие общих учебных умений и способов деятельности;

умений анализировать и выделять главное, обобщать и делать вывод, продолжить развитие умений осуществлять рефлексию своей деятельности

Воспитывающие: прививать бережное отношение к живой природе.

Ключевые слова: опыление, самоопыление, перекрёстное опыление, искусственное перекрёстное опыление.

Организационный момент.

Актуализация знаний

III .Изучение нового материала:

1.Опыление.

Обучающиеся находят в учебнике определение опыления (стр.120) и записывают в тетради.

Группа 1. Опыление растений насекомыми.

Обучающиеся делают вывод о приспособленности цветков к опылению насекомыми:

Приводят примеры растений опыляющихся насекомыми:

Пчёлы опыляют вишню, яблоню, липу, лаванду.

Бабочки опыляют душистые цветы – маттиолу.

Жуки опыляют растения с белыми околоцветниками.

Мухи опыляют цветки, что имеют запах падали.

Группа2. Птицы и млекопитающие – опылители цветковых растений.

В поисках нектара цветки посещают птицы: колибри, нектарницы, цветочницы, попугаи.

Животные – летучие мыши, опоссумы и улитки.

Группа 3.Опыление растений ветром.

Признаки ветроопыляемых растений:

- маленькие цветки, собранные в длинные соцветия;

- простые цветки без венчика;

- пестики длинные, раздвоенные и опушенные;

IV .Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали.

V .Проверка степени усвоения знаний обучающихся

Тематического тестирования по двум вариантам, взаимопроверка и взаимное оценивание выполненных работ по критериям (прил. 2).

VI .Задание на дом: изучить §47, ответить на ? 1-3 к § на с.121 учебника.

VII . Рефлексия

Формулирование обучающимися при поддержке учителя обобщающих выводов по цели и задачам урока.

2. Половой, растительный.

3. Переносит, перелетает, попадает

4. Перенос пыльцы с тычинок на пестики.

VIII . Итоги урока.

Выставление оценок за урок.

Приложение 1

В ковыльной степи жил-был красавец Тюльпан. Каждую весну в подземном царстве из луковицы появляется мощный росток. Ни зимний холод, ни недостаток влаги, ни твёрдая почва не смогли остановить его. Упорный росток всегда пробирался на поверхность надземного царства. Он раскрывался 3-4 листьями, в которые заворачивался бутон. Держась на прочной цветоножке, склоняясь перед сухими степными ветрами, этот бутон с каждым днём становился всё краше. Он умывался по утрам росой, закалялся ночным холодом, нежно окрашивался румянцем под ласковым солнцем.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала) .

Цель: раскрыть механизм процесса опыления у цветковых расте ний.

- изучить особенности различных способов опыления у цве тковых растений;

- научиться различать ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения.

1.Кириленко А.А., Колесников С. И. Биология. Тематические тесты дл я подготовки к ГИА -

2.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.

3.Сухорукова Л.Н., Кучм енко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5 - 6

сигналы, рису нки растени й, электронное приложение к учебнику , презентация к у року,

Ключевые слова: опыление, самоопыление, перекрёстное опыление, искусственное

1.Актуализация знаний обучающихся о половом размножении цветковых растений.

(Индивидуальный и фронтальный опросы обучающихся с использ ованием

демонстрационных таблиц, опорных сигналов, рисунков растений , моделей цветков.

Устная работа с терминами: простой околоцв етник, двойной околоцве тник, правильный

цветок, неправильный цветок, радиальная симметрия, двусторонняя симметрия,

семязачаток, однодомные ра стения, дв удомные р астения, простые соцветия, сложные

формулирование выводов о приспособленности цветков к опылению насекомым и).

2.3.Птицы и млекопитающие – опылители цветковых растений .

тропиках Азии, Австра лии, Африке – месте оби тания летучих мышей крыланов с

(Беседа на основе чтен ия об учающимися текста статьи учебника на с .121 с д емонстрацией

4.Проверка степени ус воения знаний обучающихся в ходе тем атического тестирования по

двум вариантам, взаимоп роверка и взаимное оцени вание выполненных работ по

5.Задание на дом: из учить §47, ответить на ? 1 - 3 к § на с.121 у чебника. Формулирование

обучающимися при поддержке учителя обоб щающих в ыводов по цели и задачам урока.

6.Игровой момент: биологическая викторина (при наличии времени – прил. 3).

В ковыльной степ и ж ил - был красавец Тюльпан. Каждую весн у в подземном царстве из

луковицы появляется мощный росток. Ни зимний х олод, ни недостаток влаги, н и твёрдая

почва не с могли остановить его. У порный рос ток всегда пробира лся на поверхность

надземного царства. Он раскрывался 3 - 4 листь ями, в которые заворачивался б утон.

Держась на прочной цветоножке, склоняясь п еред сухими степными в етрами, этот бутон с

каждым днём станови лся всё кра ше. Он умывалс я по у трам росой, закалялся ночным

холодом, нежно окрашивался румянцем под ласковым солнцем.

Настал день и бу тон рас крылся. В его центре к расовалась статная королева Пес ти к.

Вокруг не ё находили сь стражни ки – Тычинки. Вдруг послышался г ул, пох ожий н а

жужжание. Красавец Тюльп ан встрепенулся, к у мачом заполоскал на ветру его венчик.

Ребята знают признаки насекомоопыляемых растений – крупные один очные цветки,

собранные в соцветия мелк ие цветки, яркая окраска лепестков или листочков простого

околоцветника, нектар и аромат. Пыльца и сладкий н ектар – пища многих насекомых.

Они переносят пыльцу с ц ветка одного ра стения на цветок дру гого. Данная сказка

позволяет повторить строение цветка, рассказать о п ерекрестном опылении

1.Выберите 3 верных ответа из 6. 1в. – вегетативные органы; 2в. – генеративные органы.

2. Выберите 3 верных ответа из 6. 1в. – растения с сочными одн осемянными плодами; 2в. –

1.Пыльцевые зёрна. 2.Завязь. 3.Рыльце. 4.Му жская часть цветка. 5.Женская часть ц ветка.

4.Установите признаки: 1в. – насекомоопыляемых растений; 2в. - ветроопыляемых

1 .Очень мелкая, лёгкая, су х ая пыльца. 2.К рупная, липкая, шероховатая пыльца. 3.Цветки

крупные, ярко ок рашенные. 4.Цветки невзрачные, обычно мелкие. 5.Цвет у т до

5. 1 в. и 2в. Установите соответствие между раст ениями и группами, к которым они

Конспект урока по биологии на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока биологии составлен по программе линии УМК "Биология - Сферы" , учебник "Биология.Живой организм" 5-6 класс под редакцией Л.Сухоруковой. В ходе урока обучающиеся познакомятся с различными способами опыления цветковых растений, рассматривают приспособления растений к различным способам опыления; выявляют значение опыления в жизни растений.Конспект урока биологии составлен по программе линии УМК "Биология - Сферы" , учебник "Биология.Живой организм" 5-6 класс под редакцией Л.Сухоруковой. В ходе урока обучающиеся познакомятся с различными способами опыления цветковых растений, рассматривают приспособления растений к различным способам опыления; выявляют значение опыления в жизни растений.

Читайте также: