Конспект урока музыки 5 класс 2 четверть

Обновлено: 08.07.2024

Мы рассмотрим многообразие взаимодействий музыки с жизнью, природой, а также с литературой, изобразительным искусством, историей, театром и кино, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением, географией. Содержание уроков музыки в 5 классе раскрывается в двух учебных разделах. Учебник в формате pdf можно скачать или читать онлайн по ссылке: "Музыка. 5 класс"

На страничке Песни для 5 класса находится список песен, где каждая песня представляет собой комплект из фонограмм-видеороликов различного исполнения произведения и текста песни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки рассказывает о народной легенде-кюй "Нар идырген".

5 класс 2 четверть 4 урок

Цель: Показать силу влияния музыки на настроение, поступки человека, поведение животного.

Образовательные: знакомство с жанром кюя – легенды. Расширение знаний по теории музыки.

4. Распевание. – пение закрытым ртом, на слоги: ма, мэ, ми, мо, му. – гамма до мажор, пение с ручными знаками.

Рассказ: В давние времена у одного человека была верблюдица. Она родила верблюжонка, но он умер. Верблюдица, страдая из-за смерти верблюжонка, перестала давать молоко . Кто-то подсказал хозяину, что верблюдице сможет помочь музыкант. Хозяин верблюдицы пообещал отдать замуж свою единственную дочь за того, кто раздоит верблюдицу. Как-то раз пришли два музыканта – старик и джигит. Первым стал играть старик. Послушайте кюй старика ( закройте глаза) обратите внимание на мелодию кюя. Какие чувства вызвал этот кюй? Игра старика напомнила верблюдице голос верблюжонка, и молоко стало наполнять её вымя. Но девушка не хотела выходить замуж за старика и, зажав соски верблюдицы пальцами, сказала, что молока нет. Когда заиграл джигит, девушка проворно стала доить верблюдицу.

6.Послушайте кюй джигита. Какие чувства, ассоциации вызвал этот кюй?

1 кюй-(старика) плавный, напевный, напоминает голос и плач маленького верблюжонка,

2 кюй-(джигита) темп более подвижный, синкопированный ритм, тревожный. Какое чудо произошло? (верблюдица снова стала давать молоко).

Почему?( потому что музыка помогла ей вспомнить верблюжонка). Чему нас учит эта легенда? ( не лгать, быть честным, справедливым, добрым). Такие легенды, есть у всех народов мира, они учат добру, через музыку.

10 Работа над песней. Обратить внимание на дикцию, дыхание, звукоизвлечение.

11.Рефлексия. Мы завершаем наш урок, и я хочу, чтобы вы продолжили, что музыка действительно может…( каждый ученик высказывает свою точку зрения о силе музыки).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: показать, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу – помогает в тяжелую минуту.

Задачи:

Воспитательные- способствовать воспитанию музыкальной культуры учащихся, как части духовной культуры, способствовать формированию устойчивого интереса к искусству вообще, к литературе и музыке в частности. Воспитание интереса к процессу творчества.

Развивающие- способствовать развитию механизмов творческого мышления, воображения, фантазии, восприятия произведений литературы и музыки, способности к открытию. А также развитие музыкальных способностей: чувства ритма, ладового слуха. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Тип урока: введение в новую тему.

Виды деятельности:
- беседа;
-слушание музыки;

-анализ музыкальных произведений по средствам музыкальной выразительности;
-вокальная работа;
-выполнение творческих заданий;
-игра;
-пение;
-сочинение на заданный текст.

Методы обучения:
- обобщение;
-наглядно-слуховой;
-игровой метод;
-метод забегания вперед и возвращение назад;
-стимулирование творческой деятельности, через создание проблемной ситуации;

-метод художественного нравственного – эстетического постижения музыки;
-проблемно-поисковый метод проходит лейтмотивом через весь урок.

Ход урока:

II Повторение пройденного материала: ( презентация, слайд №2 )

Учитель: Давайте вспомним, о взаимодействии каких видов искусства мы говорили с вами в первой четверти. (Мы говорили о взаимосвязи музыки и литературы)

Учитель: Представьте на секунду, если бы на свете не было музыки. Что стало бы с литературой? Какие музыкальные жанры не появились бы? (ответы учащихся)

Учитель: Музыка и литература два разных вида искусства, которые прекрасно существуют вместе, дополняя, и обогащая друг друга.

I II Объяснение новой темы II четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? (презентация, слайд №3 )

Учитель: Перед вами отрывок из стихотворения, прочитайте и выделите музыкальные слова.

Она во всем – в самой природе

Ей служат ветер, плеск воды,

Раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели

Учитель: Попробуйте заменить эти слова. Что стало со стихотворением без музыкальных слов?

Дети: Стихи потеряли свою красоту.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами постараемся выяснить, сможет ли литература обойтись без музыки?! А поможет нам в этом - сказка!

Учитель: Нужна ли литературе музыка? (презентация, слайд № 5).

Музыка становится главным героем многих литературных произведений. Она проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло.

«У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Определение вместе с учащимися размера, ритмического рисунка, характера музыки, движения мелодии, лада, динамики, темпа фрагмента этого произведения.

Учитель: Попробуйте понять, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит ее с музыкой? ( презентация, слайд №7 )

Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое: интонация, ритм, темп, динамика, мелодичность фраз, паузы.

Учитель: О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. Сегодня вы познакомитесь с белорусской народной сказкой о необычном музыканте.

Учитель: Попытайтесь прожить, прочувствовать вместе с главным героем сказки, то с чем ему пришлось столкнуться в жизни. (Можно пластически импровизировать, идя за текстом сказки).

Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву - насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше - в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.

Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта-чародея, переставали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями, и черти наслали на него, когда он по лесу шёл, 20 голодных волков.

Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка… (Здесь звучат первые звуки скрипки "Мелодии" белорусского композитора Н. Аладова, чья музыка пронизана интонациями белорусской народной песенности. Сразу же, как они отзвучат, сказка продолжится.) Замерли кусты и деревья. А волки, как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли. (Звучит в исполнении скрипки вся "Мелодия" Н. Аладова.) Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант- чародей.

Учитель:- Понравилась вам сказка? Какое название вы ей дали?

Учитель: - Назовите выдержки из текста, в которых говорилось бы о волшебной силе искусства.

Учитель: Какая проблема поставлена в сказке? (Противопоставления добра злу)

Учитель: Как решает ее автор? (При помощи волшебной силы искусства, добро побеждает зло)

Учитель: - Почему автор отдал предпочтение именно тембру скрипки? (Нежный, тонкий, певучий, ранимый по характеру звучания инструмент)

Дети: Мы смогли убедиться в том, что музыка - является главным героем этой сказки.

Учитель: Подумайте, в чем же сила этих двух видов искусства, литературы и музыки?

Дети: В том, что они воздействуют на чувства, мысли, переживания человека, влияют на их поступки.

Никколо Паганини (27 октября 1782, Генуя — 27 мая 1840, Ницца) — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор. Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.

Учитель: Подумайте, о чем заставляет нас с вами задуматься автор стихотворения? Как помогает нам в этом музыка Н.Паганини.

О чем грустишь ты, скрипка милая?
О чем поведать хочешь нам?
Владея неземною силою,
Не доверяешь ты словам.

Ты плачешь перед всей планетою
И хочешь боль свою излить.
Ты повтори тобою спетое,
Нельзя нам что-то упустить.

В твоем небесном песнопении
Слышны то просьба, то укор.
Для красоты и примирения
Ведешь ты с нами разговор.

Мы скорбь твою разделим поровну,
И вникнем в суть твоих надежд.
Нам будет вечною опорою
Души пленительной мятеж.

С тобой любая встреча радует,
И чудо грезится вдали:
На горизонте звезды падают,
А ты поешь нам о любви.

Дети: Автор заставляет задуматься о вечных проблемах бытия, о жизни человека.

Учитель: Как помогает нам в этом музыка Н.Паганини?

Дети: Она усиливает глубину воздействия поэтического текста.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какую роль в жизни Н.Паганини играла музыка?

- О чем его музыка заставляет задуматься слушателя?

Учитель: Слушая музыкальные произведения, высказывания Паганини о силе музыки, или читая сказки в которых главную роль играет музыка, мы приходим к выводу о необычайной силе двух видов искусства литературы и музыки, и о тесном их взаимодействии.

Дети: - Необыкновенная сила искусства , воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках и стихах музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. (презентация, слайд №14 )

Учитель: Какие проблемы ставит автор песни перед слушателем? Какой социальный опыт приобретает человек?

Музыкант играл на скрипке —
Я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб любопытствовал —
Я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки —
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
из какой-то там фантазии,
Которой он служил?

Да еще ведь надо в душу

К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться?

Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду -
Остальное как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый
К угловатому плечу,
По чьему благословению
Я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь недолог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер.
А душа, уж это точно,
Ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее
И праведней она.

X Вывод ( презентация, слайд №16 )

Учитель: Как вы думаете, в чем состоит сила воздействия двух видов искусства, литературы и музыки на человека?

Искусство несет радость людям!

Искусство заставляет забыть зависть и злобу!

Искусство рождает в душе человека любовь и радость!

Искусство позволяет сопереживать чувствам других людей!

Искусство помогает человеку совершенствоваться!

Искусство помогает жить!

Искусство может спасти мир!

Учитель: Может ли литература обойтись без музыки?

Дети: Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи небыли бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!

X I Оценивание ( презентация, слайд №17 )

Отмечаются и награждаются наиболее активные ученики.

X II Домашнее задание.

Учитель: Представьте что, вы писатель или поэт, постарайтесь сочинить рассказ или стихотворение, в котором музыке отводилась бы главная роль.

Уроки по музыке 5 класс и другие полезные материалы для учителя музыки, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Родная природа в музыке с. в. рахманинова

Уроки

Цели: – дать почувствовать единство человека и природы, позволить увидеть в поэзии совершенство и красоту природы, а значит и мира, попытаться присоединиться к ее божественной.


Формирование и развитие голоса в процессе обучения детей пению

Уроки

Формирование и развитие голоса в процессе обучению пения Постановка голоса, то есть приспособление и развитие его для профессионального пения – это процесс одновременного и.


Уроки

Цели урока: 1.Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. 2.Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. 3.Воспитывать.


Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Чудо музыки в повестях К.Паустовского

Уроки

Цель: показать значение музыки в прозе; неразрывную связь литературы и музыки; учить умению формулировать и высказывать свою мысль; выражать своё впечатление от услышанного.


Музыкальный жанр опера

Уроки

Знакомство с музыкальным жанром опера.


Конспект урока"живописность искусства"

Уроки

Данная разработка направлена на формирование умения находить общее в произведениях музыки и живописи.на отзывчивомть к музыкальным явлениям.разаитие интересов к музыке

Читайте также: