Конспект урока личностно ориентированное обучение математика

Обновлено: 06.07.2024

Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий нормативные образы и индивидуальное сознание ученика совместно с учителем, в ходе которого создаются условия для внутреннего принятия смысла изучаемых знаний.

Оценить 1007 0

Личностно-ориентированная технология на уроках математики.

Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий нормативные образы и индивидуальное сознание ученика совместно с учителем, в ходе которого создаются условия для внутреннего принятия смысла изучаемых знаний.

Для достижения поставленной цели имеется возможность выбрать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, а также форму организации учебного процесса. Использование технологий, которые способные предоставить ученику возможность выбора, научить его ориентироваться в потоке информации, выбирать и применять нужную (материалы справочной, энциклопедической литературы, данные компьютерной сети Internet).

Применяю при изучении нового материала, уроке контроля, оценки и коррекции знаний, уроках обобщения.

Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения

На уроке созданы условия для реализации основных принципов личностно-ориентированного обучения. Это выражено в следующем:

создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;

стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов решения задачи без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

создание ситуации выбора и успеха;

создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;

создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

При решении задач с помощью уравнений пятиклассники испытывают затруднения при составлении уравнений, часто не могут в тексте задачи выделить те условия, которые связывают неизвестные величины, а также условие, на основании которого составляется уравнение. О составлении уравнений несколькими способами, как правило, не приходится говорить. Данный урок в значительной мере способствует решению этой проблемы.

Урок математики в 5 классе по теме

Цель урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач.

- образовательные (формирование познавательных УУД):

создать условия для формирования умений решать задачи с помощью уравнений, выполнять действия по нахождению неизвестных компонентов уравнений, составлять план решения задач по заданным условиям и в жизненных ситуациях составлять собственные задачи по заданным условиям;закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении уравнений и задач.

- развивающие ( формирование регулятивных УУД )

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; фиксировать собственные затруднения на уроке; проводить рефлексию собственной деятельности и деятельности группы; находить информацию; осуществлять контроль правильности действий; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

научить слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оценивать работу участников группы в тактичной форме, отражать результаты в устной и письменной речи, соблюдая правила речевого этикета, уметь использовать знаково-символические средства, воспитывать ответственность и аккуратность.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

1. Организационный момент.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.

Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

2. Мотивация урока.

Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле?

3. Постановка целей урока.

Ребята. Сегодня мы с вами будем решать задачи. Это уже не ново для вас, мы решали задачи на вычисление периметра и площади прямоугольника, на нахождение части от числа и числа по его части, на движение и многие другие. А вот каким способом решения мы займемся сегодня – нам поможет узнать следующее задание.

Ученики в процессе обсуждения приходят к мнению, что нужно попробовать самим составлять задачи.

Значит, сегодня на уроке перед нами стоят следующие задачи.

С помощью учеников учитель формулирует задачи урока. Вот возможные варианты.

Учиться составлять уравнения к задачам.

Учиться составлять задачи.

Учиться определять тип задач.

4. Устная работа.

Задание 1. Какое слово лишнее?

А) Километр, метр, сантиметр, длина, миллиметр, дециметр.

Б) Тонна, центнер, масса, грамм, пуд.

В каком отношении находится лишнее слово в каждом из списков?

Задание 2. Решить уравнения, повторяя правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя.

а) х + 15=40;в) 8 – х = 2; д) х : 20 = 3;

б) у – 10 = 32;г)70 : у =7; е) 25х = 100.

5. Изучение нового материала.

В одном бидонех л, а в другом – у л молока.

1. Расшифруйте выражения:

2. Расшифруйте равенства:

Задание 2. Решите задачу.

Поле площадью 24 га разделили на два участка. Найдите площадь каждого участка, если известно, что один из участков на 8 га больше другого.

О чем говориться в задаче? (Предполагаемый ответ: в задаче говорится о поле)

На какие части можно условно разделить поле в задаче? (I участок, II участок)

Какая величина характеризует поле? (Площадь поля)

В чем она измеряется? (Гектарах)

Какова площадь поля? (24 га)

Какова площадь первого участка? (Неизвестна)

Какова площадь второго участка? (Неизвестна)

Какова зависимость между неизвестными величинами? (Площадь первого поля на 8 га больше площади второго участка)

Если в задаче неизвестны значения каких-либо величин, но известна зависимость между ними, то задачу можно решать с помощью составления уравнения. Для этого необходимо ввести переменную и составить уравнение.

Пусть х га площадь второго участка, тогда х + 8 площадь второго участка. Зная что, площадь всего поля 24 га, составим уравнение.

Значит 8 га площадь второго участка.

8 + 8 = 16 (га) площадь первого участка.

Ответ. 8 га и 16 га.

Ребята, каким образом поступают при решении задач с помощью уравнений?

Обозначают некоторое неизвестное число буквой, и, используя условие задачи, составляют уравнение.

Истолковывают полученный результат в соответствии с условием задачи.

6. Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

7. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Составьте несколькими способами уравнение для решения задачи.

Мотоциклист движется навстречу автобусу. Сейчас между ними расстояние 90 км. Они встретились через 1 час. Найдите скорость автобуса, если она больше скорости мотоциклиста в 2 раза.

Проверим решение задачи.

Пусть х км/ч- скорость мотоциклиста, тогда 2х км/ч – скорость автобуса.

Путь, который прошёл автобус: х∙1= х (км).

Путь, который проделал мотоциклист 2х∙1= 2х (км).

По условию задачи весь путь равен 90 км.

Какое из уравнений является самым простым для решения?

Решить № 577, 580

8. Рефлексия.

Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока математики в 1 классес использованием личносто-ориентированной технологии

Тема урока: Решение примеров и задач.

Тип урока: урок закрепления

Цель: закрепить вычислительные навыки и умение анализировать и решать текстовые задачи

личностная: формирование желаний выполнять учебные действия

метапредметная:

познавательная: развитие мыслительных операций: аналогия, анализ, синтез, обобщение; развитие внимания

коммуникативная: формирование умений работать в коллективе, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать свою точку зрения;

регулятивная: формирование умений самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, выполнять самооценку своей деятельности, планировать свою деятельность;

предметная: актуализация знаний нумерации чисел первого и второго десятка, выполнять простые вычисления в пределах 10, определять является ли текст задачей

Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнётся друг пусть другу. Подарите вы улыбку и гостям сегодня нашим. Да и мне улыбка ваша Очень-очень как нужна. Вот спасибо! Как я рада! Что сегодня к вам пришла. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнём, И урок мы наш начнём

формирование желания выполнять учебные действия

Проблема и целеполагание

- Сегодня утром мне принесли телеграмму. Попробуйте определить от кого она.

«Мы три весёлых брата. Жили дружно и счастливо. Но пришёл злой серый волк, разрушил наши домики и грозится нас съесть. Кто прислал нам такую телеграмму?

- Сегодня на уроке мы будем строителями, построим дом и если все получится, то там обязательно поселятся 3 поросёнка и волк им не страшен.

- Какие знания и умения нам помогут?

- Сегодня на уроке мы будем решать задачи, учиться применять теоретические знания при выполнении практических заданий.

Слушают текст, определяют героев

Определяют какие знания и умения помогут решить проблему

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

самостоятельно формулировать цели урока после

Определяют последовательность этапов урока

умение составлять план действий

- Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед — за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

1) - Строители обладают острым взглядом, наблюдательностью, хорошо ориентируются в пространстве. Проверим, кто из вас обладает этими качествами.

Запишите цифру, обозначающую число, встречающееся в веселых стихах.

Как-то раз один 1 пингвин

Заблудился среди льдин.

Вышел он на берег моря,

Видит- два 2 медведя спорят.

Три 3 лисенка под кустами

Машут рыжими хвостами.

По тропинке он пошел,

Четырех 4 ворон нашел.

Под горою пять 5 зайчат

Из морковки суп едят.

Шесть 6 мышат, затеяв пир,

Поделить не могут сыр.

Семь 7 хорошеньких опят

На сыром пеньке сидят.

Восемь 8 чаек прилетели,

На пингвина поглядели.

Девять 9 лошадей пингвина

Отвезли домой на льдину.

Десять 10 ярких звезд сверкают,

Ждут, пока их сосчитают!

-Назовите числа в обратном порядке.

-Назовите двузначное число.

-Какое число предшествует числу 7?

-Какое число расположено между числами 8 и 10?

-Какое число больше 4 на 1?

-Какое число меньше 6 на 2?

2) Разноуровневое задание

- Какие числа второго десятка сбежали?

На доске 11 12 13 15 16 17 18 19 20

10 12 13 14 15 17 18 19 20

20 19 18 16 15 14 13 11 10

Остальные ребята проверяют, все ли примеры решены верно

3) - Строители в своей работе часто используют различный строительный материал, а мы приготовим материал геометрический. Я загадаю геометрическую фигуру, а вы должны отгадать, что я загадала.

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг)

Выставляется круг. Слайд № 2

Он давно знакомый мой,

Каждый угол здесь — прямой.

Все четыре стороны

Вам его представить рад,

А зовут его. (квадрат)

Выставляется квадрат. Слайд № 3.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны,-

Ну, пожалуй, и довольно!

Что ты видишь? (треугольник)

Выставляется треугольник. Слайд № 4.

- Дети, запомните расположение геометрических фигур, закройте глаза.

Фигуры меняются местами. Слайд № 5.

Итог первого этапа.

- Почему мы поставили этот этап урока на первое место?

- Покажите сигнальными карточками на сколько удачно или неудачно мы справились с задачей

- Мы заложили крепкий фундамент для нашего дома.

В тетрадях записан ряд чисел: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Двое учащихся работают с учителем

Остальные ребята работают на карточках.

Отгадывают фигуру по её описанию, определяют какие изменения происходят

Рефлексия первого этапа: показывают с помощью сигнальных карточек результаты своей деятельности на этапе устного счёта

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Нежный маленький бутон (присесть, обхватив голову руками)

Свернут туго-туго он.

Солнце луч ему подарит (постепенно встать, опустить руки)

И бутон гвоздикой станет (встать на носки, широко раскрыть руки)

Работа над задачами

- Чтобы построить ещё один элемент дома необходимо выполнить следующее задание: на слайде три текста. Определите, является ли текст задачей:

1. Наф-Наф посадит вокруг нового дома 5 ромашек и 2 василька.

2. Ниф-Ниф сделал для нового дома 2 стола, а стульев на несколько штук больше. Сколько стульев сделал Ниф-Ниф?

3. Нуф-Нуф приготовил для строительства дома кирпичи и разложил их по 3 штуки в 4 ряда. Сколько всего кирпичей приготовил Нуф-Нуф?

с первым текстом работают слабоуспевающие учащиеся;

с третьим текстом работают сильные учащиеся;

остальные ребята работают со вторым текстом.

- А теперь нам предстоит составить задачи по картинкам в учебнике с. 112.

Итог второго этапа урока.

- Справились ли мы с задачами?

Анализируют тексты и делают выводы является ли текст задачей

Дополняют тексты, составляют схемы, решают

Составляют задачу по рисунку

Рефлексия второго этапа: показывают с помощью сигнальных карточек результаты своей деятельности на этапе решения задач

анализировать и делать выводы на основе обобщения умозаключений;

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Работка по формированию вычислительных навыков

- Одна очаровательная свинка услыхала, что строители из 1 класса помогают трём поросятам и решила придти к нам в гости. Кто это? (Нюша)

Она решила угостить вас яблоками, но надо постараться их сорвать

Итог третьего этапа урока.

- Оцените нашу работу на этом этапе.

Рефлексия третьего этапа: показывают с помощью сигнальных карточек результаты своей деятельности на этапе решения примеров

ориентироваться в своей системе знаний

Задание по выбору

- Наш урок подходит к концу. Для завершения строительства не хватает одного элемента. Сейчас вам предстоит поработать в творческих мастерских: в одной мастерской оставшийся элемент надо сконструировать из элементов пазлов, а в другой нарисовать. Подумайте и определитесь в какую мастерскую вы пойдёте.

- Что получилось? (крыша)

Выполняют задание по выбору: одна группа - собирают картинку из пазлов, другая группа – решают примеры в таблице и закрашивают отдельные ячейки

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

- Ребята, что у нас получилось в результате нашей работы?

- Что помогало нам при строительстве домика?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- У меня хорошее настроение, потому что вы сегодня на уроке очень хорошо работали, порадовали меня, вместе построили замечательный дом. Ну а теперь пришла пора заселить его. У каждого из вас есть картинка поросёнка. Закрасить тем цветом, какое настроение от урока, и прикрепите.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Выступление на школьном методическом объединении учителей предметников

Подготовила:

учитель начальных классов

Сурина Ирина Павловна

Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему еще не ясен.

Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Не секрет, что в школу приходят дети с разным уровнем подготовленности, развития, возможностей. Поэтому, учителям, надо организовать свою работу так, чтобы при минимальных временных затратах получить желаемый результат.

Одна из важнейших задач начального образования – это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения, т.е. учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

Если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.

Личностно-ориентированное обучение – это:

1. Признание учителем приоритета личности перед коллективом.

2. Создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других.

3. Признание учителем, того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя.

7. Понимание учителем того, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам.

8.Задачи учителя помочь каждому ученику построить собственную образовательную траекторию.

Многие учителя придерживаются мнения, что на уроках дети должны работать строго по инструкциям. Однако подобная методика позволяет только без ошибок и отступлений сделать работу, но не формирует познавательных процессов и не развивает ученика, не воспитывает такие качества, как самостоятельность, инициативу. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока - лекционный и практический.

На уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем.

В начальных классах лекция носит проблемный развивающий характер. По ходу лекции ставятся проблемы, задачи и задания, в результате решения которых ученики приходят к нужному выводу (под руководством учителя). Во время лекции учитель задает учащимся вопросы, ответами на которые является анализ, синтез, обобщение полученной информации. Лекция строится на основе взаимодействия учителя и ученика. В конце лекции составляется обобщающая таблица по теме, в которой собраны все имеющиеся знания учащихся. Этот этап в начальной школе может проводиться как закрепление или проверка теоретического уровня. Форму работы выбирает учитель: работа в парах, группах, индивидуальная работа. Виды деятельности учащихся также могут быть различными: графический диктант, тест, защита моделей, дидактические игры, игры – соревнования…

На практической части занятия учащиеся приступают к реализации своего личностно-ориентированного учебного плана.

Во всех случаях, при ответах учащихся, не используется оценка "неудовлетворительно", так как по данной технологии ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправления.

Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать подходы:

- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.

- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;

- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.

Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха.

Личностно-ориентированный урок состоит из нескольких этапов:

Мотивационно-целевой этап, который включат в себя эмоционально – психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание.

Операционный этап, который состоит из проверки теории, самостоятельной работы и рефлексии.

В личностно-ориентированном обучении предусматривается три уровня заданий:

Репродуктивный - 1 уровень

Алгоритмический - 2 уровень

Творческий – 3 уровень и дополнительное задание.

Задания 1 уровня – это базовый стандарт. Это уровень воспроизведения, выделения главного, действия по образцу, по алгоритму, многократного повторения. Задания репродуктивного уровня обеспечивают обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке "удовлетворительно". Содержание такого уровня заданий включают в себя вопросы: кто? что? где? когда? и описание, пересказ, формулировку теоремы или понятия, работу с картой или справочником, выполнение практических упражнений или опытов. Задания данного уровня должен выполнить каждый ученик и перейти к заданиям второго, более высокого уровня.

Задания второго уровня направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствуют оценке "хорошо". Типовыми для данного уровня являются вопросы: почему? зачем? как? в чем суть? как использовать? и задания, содержащие возможности приведения примеров, составления опорного конспекта и т. д.

Для составления заданий учитель, прежде всего, использует вопросы и задания, помещенные к параграфу или теме в учебном пособии. При этом не обязательно задания переписывать в план, а достаточно ограничиться указанием номера заданий и упражнений, а также страницы учебного пособия, где они помещены.

Однако, необходимо помнить о том, что одно и то же задание по-разному воспринимается отдельными учениками. И то, что является лёгким для одного, может вызвать затруднения у другого. Как быть в этом случае? Необходимо заранее продумать этот вопрос и подготовить для учеников специальную каточку – помощь, в которой может быть алгоритм работы над заданием, указано нужное правило.

При этом не следует отчаиваться, если дети вначале не принимают таких карточек-консультаций. Здесь нужно время для адаптации к помощи, нужно научить детей пользоваться вспомогательными средствами.

Вместе с тем следует соблюдать меру в оказании помощи, чтобы не выработать у учащихся чувства иждивенчества.

Практика работы показывает, что наличие различных вспомогательных средств позволяет закрепить знания и сформировать необходимые умения и навыки учеников. В этой связи существенное значение имеет и воспитательная сторона. Использование карточек вселяет слабоуспевающим уверенность в их способностях, помогает формировать положительное отношение к самостоятельной работе в классе и дома, а также к учебной деятельности в целом.

Задания творческого уровня направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствовать оценке "отлично". Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать свое отношение, доказать почему, действительно ли; перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы или контраргументы, составить проверочный тест по теме, написать и защитить реферат по проблеме, подготовить и провести беседу или лекцию и т. д.

Домашняя работа – это такая же форма организации учебно-воспитательного процесса, как и урок, а не приложение к уроку.

Значение выполнения учебных заданий дома в том, что они развивают самостоятельность рассуждений и действий ученика. Хотя он работает в соответствии с указаниями учителя и по учебнику, но действует индивидуально и самостоятельно, что способствует развитию мышления, помогает осознанному овладению материалом. В личностно-ориентированном обучении необходимо индивидуализировать домашние задания в соответствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учёбе. Для отстающего или неуспевающего ученика более лёгкое задание укрепляет его силы, формирует уверенность. Более трудное и сложное, творческое задание для хорошо успевающих учеников способствует более интенсивному умственному развитию.

При выполнении домашнего задания, учащиеся имеют право выбора уровня задания.

Сейчас хочу рассказать, как я осуществляю личностно- ориентированный подход на уроках математики.

Свою работу по обучению учащихся математике начала с психолого-педагогической характеристики учащихся.

Данная диагностика способствует своевременному устранению “пробелов” знаний учащегося в изучении данного раздела математики;

На следующем этапе провожу диагностику результативности умений и навыков, каждого ученика и класса в целом по каждой изученной теме, анализирую результат и планирую дальнейшую деятельность с каждым учеником и классом в целом. Всё это позволяет мне своевременно оказать помощь ученику в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий, убеждать ученика, что и ему посилен успех в обучении математике, через решенную им самим задачу. Диагностика в целом способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода.

Ориентирование только на высокий уровень усвоения содержания, приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. В этом случае есть угроза потери интереса к предмету у учащихся среднего и высокого уровня развития.

Любой урок, как правило, начинаю с взаимоконтроля домашнего задания. Один или двое учащихся (по очереди) записывают своё выполнение домашнего задания на доске (на перемене). Остальные учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполнение задания соседом, находят и исправляют ошибки, дают друг другу консультации по возникшей при проверке проблеме, высказывают свои мнения по вопросу выполнения задания соседом, кратко комментируют допущенные ошибки, обсуждают выполнение задания учащимися у доски, предлагают другой способ решения. Если задание несложное, то проверяем устно. Я во время взаимопроверки домашнего задания обхожу класс, поощряю словом, оказываю помощь в случае необходимости, слушаю ответы учащихся и даю свои комментарии к их ответам. Здесь очень важно увидеть, заметить, поощрить, кто и как выполнил домашнее задание, потому что оно же задаётся на выбор. Такая форма работы позволяет максимально проконтролировать уровень усвоения изученного материала, выявить те этапы работы, которые вызывают затруднения в выполнении задания, ответить на вопрос каждого ученика

Этап актуализации субъектного опыта.

Следующим видом работы учащихся на каждом уроке является устный счёт.

Данный этап обычно сопровождается устной работой. Для этого использую, такие задания. Пример: “На доске прикреплены карточки с примерами и результаты этих примеров. Но результаты почему-то оказались перепутанными. По выбору кто, какой пример хочет, выбирает и находит к нему результат”. Пример: “Найди ошибку”. На доске записаны равенства, примерно 10. Ученику предлагается отыскать ошибку в решении (ответе) одного или нескольких заданий. Пример: Игра “Интеллектуальный марафон”. Учащимся предлагается найти произведение всех чисел, сидящих на дереве.

Этап изучения нового материала.

При изучении нового материала стараюсь “заразить” ребят поиском решения той или иной проблемы. Предлагаю самостоятельно ознакомиться с темой изложенной в учебнике, а затем ответить по выбору на вопросы, записанные на доске, первого или второго варианта:

Предложенные варианты отличаются по степени сложности задания. Если ответы на вопросы I варианта ученики могут найти в тексте учебника, то II вариант, составленный из вопросов повышенного уровня сложности

Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление.

Этап применения знаний.

Использую группу карточек, позволяющую ученику самостоятельно выбирать тип, вид, форму материала пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности.

Предлагаю выполнять самостоятельную работу по одному из предложенных вариантов: а) полностью самостоятельно; б) по аналогии с решениями упражнений, записанных на доске; в) с использованием учебника.

Закрепление изученного материала практически всегда сопровождаю заданиями на составление обратной задачи. Такая форма работы применима к любой теме математики. Если учащиеся способны составлять обратную задачу, значит, они понимают смысл данного задания, видят взаимосвязь компонент.

Этап проверки знаний.

На данном этапе использую различные тестовые задания.

Детям также предлагаю набор тестов, состоящий из трёх видов заданий, различающихся по форме и способу предъявления их учащимся:

Таким образом, предлагаемые тесты ставят ребёнка в ситуацию выбора такого задания, с которым ребёнок обязательно справится, т.е. удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех. Личностно-ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. Для этого, после выполнения тестов учащимся предлагается оценить себя. На доске написаны ключи к заданиям, он проверяет их и оценивает. Если вдруг по каким-то причинам ребёнок поставил неудовлетворительную оценку, то в журнал не выставляю, а оставляет за ним право еще раз подготовиться и выполнить тест.

Этап “Домашнее задание”.

При подаче домашнего задания придерживаюсь принципа выбора и принципа творчества и успеха. Предлагаю домашнюю творческую работу: составить несколько задач, аналогичных классным, и решить их.

Итоговым этапом урока является рефлексия. Высказывается каждый ученик, и уже с учётом сказанного планирую следующие уроки, ведущие к новым знаниям. В диалоге с учащимися не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный к этому моменту материал и ситуации его применения. Для этого удобно задавать вопросы типа: “С каким новым понятием (свойством, утверждением, видом задач) познакомились? Что об этом надо знать?”, “Что можно рассказать о ситуациях применения нового (трудностях, с которыми встретились, возможных ошибках и способах их предотвращения)?”, “Чему учились на уроке? Что помогало при этом?”.

Всё вышеперечисленное повышает у учащихся не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике. Результат, полученный учеником, сравниваю с его же прошлым результатом и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и поощрять малейшие продвижение школьника вперёд, постоянно анализирую причины, которые этому способствуют или мешают. При обсуждении успехов ученика подчеркиваю его организованность, собранность при решении сложных учебных задач, настойчивость в достижении цели.

В заключении хочу подчеркнуть актуальность личностно-ориентированного подхода : во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Использование личностно ориентированного подхода в преподавании математики даёт определенные результаты: повышается качество знаний, интерес учащихся к математике. Но, наряду с успехами, остались и проблемы, требующие решения. К таким проблемам можно отнести недостаточное количество дидактического материала, соответствующего концепции личностно ориентированного обучения.

Итак, личностно ориентированное обучение направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по математике "Личностно-ориентированный подход в системе обучения математики" 3 класс

Открытый урок по математике.

Учитель: Тарасова Наталья Алексеевна

Тема урока : Повторение изученного материала.

Отрабатывать навыки решения задач изученный видов.

Закреплять внетабличные случаи умножения и деления, вычитания и прибавления многозначных чисел в пределах 1000.

Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, творческие способности.

Воспитывать доброжелательное отношение ребят друг к другу, умение слушать ответы учащихся.

Тема м/о : Личностно-ориентированный подход. Игра – как средство обратной связи.

Наш урок я хотела бы начать словами пословицы. Но к сожалению, я этого сделать не смогу. Готовясь к уроку, я случайно прикрепила ее к доске. А так как все задания к уроку я зашифровала на доске, то и пословица оказалась среди других чисел.

Чтобы прочитать ее, сначала ее нужно будет составить. Для этого нам надо постараться. Применить все знания, умения, взаимовыручку, если понадобиться, а может быть и сноровку, точно излагать свои мысли, ответы.

Условие: Последний ответ в задании и будет ключом к расшифровке пословицы.

Традиционно мы начинаем урок с чистописания. А вот какую цифру будем писать вы назовете сами, выполнив следующие задания.

У кого №1 помечен красным цветом – эти дети выполняют это задание на карточках.

Все остальные будут записывать решения задач в тетради. (2 ученика записывают эти решения на индивидуальных досках).

На взлетную площадку пришло 37 мужчин и 13 женщин. Они разместились на скамейке по 5 человек. Сколько скамеек потребовалось. (37+13)/5=10 скамеек.

Первым средством передвижения человека по воде было бревно. Связав несколько бревен, человек получил плот. Сколько всего бревен потребуется для 12 плотов, если на каждый плот нужно по 4 бревна?

Узнай S плота, если его длина 6м, а ширина 3м.

Первый воздушный шар смог подняться над землей в первый свой полет всего на 70дм, зато во время следующего полета он поднялся уже на 560дм. Во сколько раз выше поднялся шар во 2 раз, чем в первый?

Дети, решавшие задачи на индивидуальных досках, показывают свои решения ребятам и открывают числа, которые соответствуют ответам задач.

5 – это первое слово ключ к первому слову пословицы.

Дети видят, что результат одинаковый (у общих групп ребят).

- Появляется таблица с написанием цифры 5 (пишем 5 раз).

- Расскажи про эту цифру:

Числа, оканчивающиеся на 5 – всегда кратны 5.

- Придумай и запиши 3-х значное число, чтобы цифра 5 обозначала 5 ед. 1 разряд – 125 .

- Придумай и запиши 3-х значное число, чтобы цифра 5 обозначала 5 ед. 3 разряд – 521 .

- Придумай и запиши 3-х значное число, чтобы цифра 5 обозначала 5 ед. 2 и 3 разряд – 551 .

Решение примеров изученных видов.

- Какой праздник отмечала наша страна 12 апреля? (День космонавтики).

- Сколько лет прошло с того дня, когда Ю.А. Гагарин полетел в космос (45лет).

- Люди не сразу придумали и создали космические корабли.

- А кто из вас знает, какой летательный аппарат, созданный руками человека, первым поднялся в воздух в 1783г. (Воздушный шар).

- Его изобрели братья-французы. Их фамилию мы узнаем, расшифровав запись. Помогут это сделать те из вас, кто первым выполнит задание.

(Проверить правильность выполнения вы сможете сами – но, если найдете среди чисел ответы примеров, только тогда вы имеете право выйти к доске.

Читайте также: