Конспект урока минералы 4 класс занков

Обновлено: 05.07.2024

2 Знакомство с горными породами начнём с гранита и известняка. гранит известняк

3 Известняк состоит из однородного вещества. Это минерал кальцит. Но, несмотря на то, что образовался он из раковин древних моллюсков, известняк – прочный строительный материал.

4 До сих пор стоят в Московском Кремле Успенский и Архангельский соборы, возведенные из известняка ещё в конце XV - начале XVI веков!

5 А известно ли вам, что прочный и красивый мрамор при определенных условиях получается из известняка?

6 Гранит состоит из трёх разных веществ. Это минералы – полевой шпат, который придает граниту разнообразные цвета, слюда и кварц.. Их частицы прочно соединены между собой.

7 Благодаря своей прочности гранит широко используется при строительстве зданий, станций метро, опор мостов. Он хорошо полируется. Из него делают памятники, набережные, используют для облицовки зданий.

8 Гранит залегает огромными массивами в недрах земной коры. На Кольском полуострове, Алтае, Урале и в других районах России он выходит на поверхность. Из него состоят горы. Гранитные валуны разбросаны по всей территории России.

9 В Санкт-Петербурге пьедесталом памятника Петру I служит камень- великан из гранита, который нашли недалеко, на берегу Балтийского моря. Его несколько месяцев вырубали 400 мастеров-каменотесов. Была сооружена специальная дорога. Чтобы доставить камень к воде. Там его погрузили на громадный плот, который буксировали два боевых корабля.

10 Особого упоминания требует одно полезное ископаемое – каменная (поваренная) соль. Значение ее в жизни человека огромно.

11 Недаром возник старинный русский обычай встречать гостей хлебом-солью. Когда- то из-за своей редкости соль была дороже золота и серебра.

12 Залежи соли возникли путём осаждения её из вод морей и океанов. Так, в Оренбургской области в городе Соль-Илецке разработки каменной соли ведутся на глубине более 300 метров. Образовалась она миллионы лет назад, когда в этих местах плескались воды океана.

13 Сейчас в природе насчитывается около 3000 минералов. Одни из них встречаются большими месторождениями, другие – очень редко, поэтому называются они драгоценными и полудрагоценными камнями.

14 рубинсапфираметист малахитагат бирюза

15 Королем среди драгоценных камней считается алмаз. Это самый твёрдый минерал. Обработанный алмаз называют бриллиантом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Минералы". Материал для урока по окружающему миру в 4 классе.

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс

Учитель – Дмитриева Татьяна Николаевна

Тема урока: Каменное царство – минералы.

Учебно-воспитательные цели и задачи: сформировать представление о разнообразии минералов и их свойствах; познакомить учащихся с различными видами минералов и горных пород, способами их образования и роли в жизнедеятельности человека; расширить представление о свойствах и использовании поваренной соли; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод); содействовать развитию навыков самостоятельного мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний с элементами практических исследований.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, работа в паре.

Методы работы: частично-поисковый с привлечением проблемно-диалогических технологий.

1. Организационный момент

- Прозвенел звонок, начинается урок.

(слайд № 1) – Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по каменному царству. Совершив его, вы познакомитесь с различными минералами, исследуете свойства соли.

2. Актуализация опорных знаний

- Любое исследование необходимо начинать с накопления необходимых знаний. Получить эти знания нам сегодня поможет Пазуха Настя. Она выполнила исследовательскую работу по теме

Целью данного исследования является непосредственный сбор минералогической коллекции, а вследствие этого возник интерес узнать подробнее о минералах.

Минералы являются неотъемлемой частью окружающего нас мира. Они очень разнообразны, всего их насчитывают 4300. В большинстве своем это твердые тела, т.е. камни, но есть и жидкие (например, нефть). Минералы – это составные части горных пород. Последние по своему происхождению делятся на магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы, которых больше всего на планете, образуются вследствие извержения магмы (лавы) в недра или на поверхность Земли и ее кристаллизации. Самые распространенные из этих пород – гранит, базальт.

Осадочные горные породы образуются в водоемах или на суше в результате накопления обломочного материала и жизнедеятельности организмов. Только в осадочных породах находят окаменелости, и только эти породы позволяют изучать историю Земли. Сюда относят гравий, пески, глины, писчий мел, уголь, гипс, нефть, каменную соль.

Метаморфические горные породы возникают при изменении магматических, осадочных и других метаморфических пород под воздействием высокой температуры и давления в недрах Земли. Пример метаморфической породы – мрамор.

В отличие от горной породы минерал – это однородное естественное тело с определенными химическими и физическими свойствами. Необходимо выполнить 7 шагов, которые приведут к разгадке неизвестного камня: 1).осмотреть форму минерала; 2).проверить оптические свойства (цвет, прозрачность); 3).определить физические свойства (твердость, магнитность); 4).провести химические опыты (реакция на кислоты и щелочи, запах); 5).испытать нагревом; 6).проверить на радиоактивность; 7).испытать рентгеновскими лучами.

Драгоценные камни – это тоже минералы и они также образуются в горных породах.

Ни одно производство не обходится без использования полезных ископаемых, скрытых в недрах Земли. Благодарю за внимание.

3. Изучение нового минерала.

- А сейчас попробуйте предположить название минерала, который приобрёл такие необычные формы.

- Это каменная соль. Удивительный минерал, который доступен каждому, и в тоже время неизвестный для многих своими свойствами.

- Неоценимо значение соли для человеческого организма. Её недостаток или избыток может стать причиной некоторых заболеваний. В некоторых продуктах она присутствует, например, в твороге, сыре, кукурузных хлопьях или хлебе. Не нужно излишне подсаливать эти продукты.

Где же человек может добывать соль в природе? Больше всего её в солёной морской воде. Залежи соли обнаруживают не только на земной поверхности, но и на достаточной глубине.

- На территории России крупные залежи соли были обнаружены в Оренбургской области, где позже появился город Соль – Илецк. В этом месте разработки соли ведутся на глубине 300 метров.

Образовались они миллионы лет назад, когда в этих местах плескались воды океана.

Сделайте вывод, к какой группе относится этот минерал по способу образования? (осадочный)

Соль относится к минералам, а не к горным породам, потому что однообразна по своему составу. Так же соль имеет кристаллическое строение.

4. Первичная проверка усвоения знаний

Соль является антисептиком, именно это свойство используют для засолки некоторых продуктов, для их длительного хранения и отсутствия гниения (рыба, мясо, овощи)

(слад 38) – А вот так выглядит кристалл соли под микроскопом. Кристаллическая решетка этого минерала имеет кубическое строение.

5. Практическая работа. Весовые измерения.

- В каждом доме хозяйка, занимаясь приготовлением солений и маринадов, сталкивается с проблемой по определению необходимого количества соли для приготовления солевого раствора. Это может быть маринад для засолки огурцов или грибов. И не всегда под рукой есть весы, для нахождения нужной массы. Предлагаю вам решить такую практическую задачу.

- У хозяйки есть три мерки: чайная ложка, десертная и столовая. Ей необходимо приготовить 3 литра маринада. Известно, что на 1 литр маринада требуется 50 гр соли. Сколько ложек соли определённой ёмкости ей достаточно положить?

При помощи чашечных весов, используя разновесы , произведите необходимые взвешивания и рассчитайте массу соли в каждом виде ложек. Работу выполняйте в парах. Данные запишите в таблицу и произведите расчёты.

(фронтальная проверка задачи)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы исследовали соль. Проанализируйте полученные знания и напишите синквейн о соли. Вспомните форму построения синквейна. Первая строка – одно существительное, вторая строка – два прилагательных, третья – три глагола, четвёртая – фраза, несущая определённый смысл, поясняющая тему, пятая – вывод.

Прочитайте пример синквейна (по желанию).

7. Домашнее задание. (слайд 40)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока окружающий мир 4 кл. горные породы и минералы.doc

Конспект урока

Предмет : окружающий мир

Автор: учитель начальных классов Бессмертная О.А.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока : сформировать у учеников понятие о горных породах и минералах, их разнообразии, и свойствах.

1) дать понятие горные породы и минералы, их свойствах и использовании людьми;

2) учить распознавать горные породы и минералы,

3) развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;

4) развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;

5) воспитывать интерес к опытно – экспериментальной деятельности

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, схема, иллюстрация, эксперимент);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Предметные УУД:

формировать представление о разнообразии горных пород и минералов и их свойствах.

Умение извлекать нужную информацию, используя различные источники информации.

I . Организационный этап. Создание мотивации успеха.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

- Мы сегодня будем снова наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Положительный настрой на урок.

Регулятивные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные умения:

-проявлять интерес к изучению темы, понимать и принимать учебную задачу урока.

II . Актуализация опорных знаний учащихся

обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках.

-Ребята, сегодня, прежде чем начать изучение новой темы, нам с вами надо вспомнить некоторые знания по окружающему миру, полученные во 2 и 3 классе.

-назовите оболочки Земли( атмосфера, гидросфера, литосфера)

- что такое литосфера?

Называют оболочки земли, дают определения

Регулятивные УУД:

Осознавать познавательную задачу, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога и обосновывать свое мнение.

III . Постановка проблемы и целеполагание.

Цель: п одведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Ребята, у меня на столе “волшебная шкатулка”. Отгадайте загадки, чтобы увидеть содержимое шкатулки.

Бел, как сахар. Пока руки не испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел).

Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь).

Что сперва в воде родится, а потом воды боится?

Он очень нужен детворе,

Он и на дорожках во дворе

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.(песок)

Как бы вы назвали все объекты?

- какую тему урока мы будем изучать?

Поставим перед собой цель, Что мы можем узнать про горные породы?

Отгадывают загадки. Формулируют тему урока.

Дети называют: 1.Определение

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение

IV . Открытие новых знаний

Цель: сформировать у учеников понятие о горных породах и минералах, их разнообразии, и свойствах.

-Как называется профессия людей, которые изучают горные породы? (геологи) А наука? (геология)

-Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы).

1. Работа с терминами.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород и минералов.

-Что такое горные породы? ГП- это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.

-Что такое минералы? Минералы - природные вещества с разными свойствами, составом и внешними видом.

- Достигли мы первой цели? ( Приложение№1)

2. Практическая работа.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах в роли исследователей, изучить состав и свойства горных породи их отличие от минералов. (Приложение№2)

Я называю тело, вы хлопаете, вещество- топаете.

Парта, карандаш, стакан, стекло, пластмасса, машина, полиэтилен, кирпич.

Выступление представителей групп.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Горные породы состоят из минералов, находятся в твердом состоянии, есть твердые и рыхлые горные породы.

3. Рассмотрите коллекцию минералов, определите свойства минералов и заполните таблицу.

3гр – тальк ( приложение№3.)

Вывод: Форма, размеры, цвет, твердость минералов разная.

Дети работают с текстом

Заполняют таблицу, формулируют определение.

Работают с коллекцией горных пород и минералов, заполняют таблицу, проводят исследования, делают выводы.

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации из разных источников. Структурирование знаний. Проведение мини- исследования. Анализ объектов.

Регулятивные УУД

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана последовательности действий.

Коммуникативные УУД

Умение работать в группе, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог. Публично выступать.

V . Закрепление изученного

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения новым материалом.

1.Игра 3 лишний:

Гранит, песок, стекло(гранит и песок, это горные породы, а стекло нет)

Кварц, слюда, гранит.(это горная порода)

Известняк, каменный уголь, алмаз.( это минерал)

2. Я буду показывать предметы, а вы попробуйте определить минерал.

Стекло – кварцевый песок

Выбирают лишний объект, дают объяснения

Познавательные УУД

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Регулятивные УУД

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата.

Домашнее задание

закреплять знания по изученной теме.

Домашнее задание на выбор:

1.Подобрать пословицы (поговорки, высказывания), в которых качества горных пород и минералов характеризовали бы качества человека.

2.Сочинить сказку о горной породе или минерале, раскрыв их свойства и использование в хозяйстве.

Записывают в дневники д/з

Итог урока. Рефлексия

соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом .

- Итак, какова тема урока?

-Какие цели ставили?

-Достигли ли цели урока?

Я узнал ________

Оценивание групп, выставление отметок.

Подводят итог своей работы.

Оценивают работу одноклассников.

Рисуют на яблочках улыбку, полуулыбку, грусть.

Личностные УУД:

Ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня урок математики?

Развивать готовн ость к применен ию полу ченных знаний на практике.

Учитвать различ ные точки з рения, форм улировать свою т очку зрения, уметь

Личностные : у читься высказывать св ое предпол ожение, у меть выслу шивать

Регулятивные :пр инимают у чебную задачу,планирую т свои действия по

Коммуникативные : строят высказ ывания, учавству ют в у чебном

диалоге,аргументи руют свою т очку зрения, задают в опросы…

Предметные : ориентироваться в св оей с тстеме знаний, отл ичать нов ое от

известного,осу ществлять анализ обьектов,от носить обьекты к изв естным п онятиям,

Метапредметны е: умение осу ществлять информац ионный поиск, сбор и выделени е

существенной и нформации из различных и нформационны х источник ов; умение

сотрудничать с педагог ом и сверстника ми при реше нии учебных проблем, прин им ать

на себя ответстве нность за резу льтаты своих действ ий

Раздаточный мате риал (гор ные породы), лупа, И КТ средства

- Сегодня у нас необычный урок: у нас гости ,учителя нашей школы и учителя школ района, так

- Это Маша, Вадим и Кристина, они очень ответственные , серьезные ребята, поэтому у вас

сегодня работа в группах пройдет отлично и вы со всем справитес ь.

- Возмитесь в своих группах за ру ки и даайте пожелаем друг другу Удачи.

Посмотрите на слайд и скажите,герои какого произведения и кто автор (если вспомните )

Д - Данила –мастер , пришел к Хозяйке медной горы за камнем для каме нного цветка

У Сможете предположить ,о чем мы сегодня с вами будем говорить на у роке ОМ?

У.Молодцы! Мы с вами сделали один шаг на вершину горы.

У : Я предлагаю вам посмотреть на образцы дву х горных пород, чем они п охожи и чем

Д: Первый образец не однородного цвета с вкраплениями состоит из разных веществ, второй

У - Как вы думаете, может ли второй образец называться по - др угому?

У - Это минерал , хотя в сказе он называется самоцветом, это не научное, а историко - бытовое

название. На слайде изображен –малахит , из которого и сдела л Данила –мастер каменный

Д - Горные породы состоят из нескольких веществ минералов, а минералы из одного вещества.. /

У : А как вы думаете, что мы сегодня с вами бу дем делать на уроке? ( посмотрите на ваш стол)

У - Правильно, рассмотрим некоторые горные породы.. А еще? Хотите узнать о способе их

У А кто занимается изу чением горных пород и х местонахождением или месторождением ?

У; А еще есть такая профессия петрограф ( камень пиш у ) исследуют состав камня..

У: Мы с вами тоже будем иссле дователями, будем изучать горные породы по сп особу их

образования… Каждая группа работает над своими экземплярами горных пород и записывае т в

таблицу все показатели … в таблицах все расписано. Для этого у вас на столе лежит лист с

описанием образования тех или иных горных пород и лу па.. читаем .. рассматриваем , делаем

вывод и записываем в таблицу. Каждая группа исследователей работает за всеми 3 - мя столами

на это вам по 5 минут.. Затем один из исследовалелей ( руководитель группы) отчитывается,

другие дополняют….. если что - то не понятно поднимаем руку я подойду …( не забываем

Читайте также: