Замятин новая русская проза конспект

Обновлено: 08.07.2024

Античные мифы об Аполлоне и Дионисе.

Библейские мифы о рае и грехопадении, Вавилонской башне, жертвоприношении Авраама.

В чем вы видите философское и эстетическое влияние романа на современный литературный процесс (спецвопрос)?

Ф.Достоевский. Братья Карамазовы. Кн. 5, гл. V.

М.А.Нянковский. Евгений Замятин. // Русская литература ХХ века./ Под ред. В.В.Агеносова. – М.: Дрофа, 2001. – С. 380 - 408.

Дополнительная литература

Замятин Е. И. Техника художественной прозы: (Из цикла лекций, читанных перед молодыми петроградскими литераторами в 1919-1920 г. г. - Литературная учеба. – 1988. - № 6.

В.Акимов. Человек и Единое Государство (Возвращение к Евг.Замятину) // Перечитывая заново: лит.-критические статьи. – Л.: Худож. лит., 1989.

Теория литературы:

неомифологизм, хронотоп, мотив, фантастика.

Ознакомьтесь со значением этих терминов по указанным ниже или другим

Введение в литературоведение. Под ред. Л. В. Чернец. М., 2004;

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987;

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001;

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002 и послед. издания

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

1923 год Новая русская проза Е. И. Замятин отмечает, что писатели без критиков подобны Петеру Шлемелю, потерявшему собственную тень. При этом для автора критики делятся на формалистов, которые "все еще не рискуют производить операций над живыми людьми и продолжают препарировать трупы" (не соответствует критике, как профессии) и критиков-любителей, которые

судят о художественной литературе с той же ангельской простотой, с какой мой один знакомый инженер судил о музыке: вся музыка для него делилась на две половины: "боже, царя храни" – одна, и другая – все прочее; встают – стало быть, из первой половины, не встают – значит, из второй, из "не-боже-царя

поэтому автор решает:

на час выйти из хоровода и посмотреть со стороны: кто, как, куда.

После обзора (смотрим по ссылке) Делается вывод:

Так – круг обойден. Десятки имен, заглавий, бессонных ночей, Достижений, ошибок, лжей и правд. Но это и есть жизнь: по безошибочным прямым, по циркулярным кругам – движутся только мертвые механизмы. В искусстве вернейший способ убить – это канонизировать одну какую-нибудь форму и одну философию: канонизированное очень быстро гибнет от ожирения, от энтропии.

Такая энтропия грозила за последние годы русской литературе, но живучесть ее оказалась сильнее: в литературе есть еще жизнь-борьба, пока искусственно сведенная к борьбе формальных течений.

Но сегодня, когда точная наука взорвала самую реальность материи,– у реализма нет корней,– он удел старых и молодых старцев. В точной науке – анализ все больше сменяется синтезом, задачи микроскопические – задачами Демокрита и Канта, задачами пространства, времени, вселенной. И явно эти новые маяки стоят перед новой литературой: от быта – к бытию, от физики – к философии, от анализа – к синтезу.

Если искать какого-нибудь слова для определения той точки, в которой движется сейчас литература, я выбрал бы слово синтетизм: синтетического характера формальные эксперименты, синтетический образ в символике, синтезированный быт, синтез фантастики и быта, опыт художественно-философского синтеза. И диалектически: реализм – тезис, символизм–антитез, и сейчас – новое, третье, синтез, где будет одновременно и микроскоп реализма, и телескопические, уводящие к бесконечностям, стекла символизма.

Критики арифметические, азбучные – тоже сейчас ищут в художественном слове чего-то иного, кроме того, что можно ощупать. Но они ищут так же, как некий гражданин в зеленом пальто, которого я встретил однажды ночью на Невском, в дождь.

Гражданин, в зеленом пальто, покачиваясь и обнявши столб, нагнулся к мостовой под фонарем. Я спросил гражданина: "Вы что?" – "К-кошелек разыскиваю, сейчас потерял в-вон т-там" (– рукой куда-то в сторону, в темноту). – "Так почему же вы его тут-то, около фонаря, разыскиваете?" – "А п-потому тут под фонарем, светло, в-все видно".

Они разыскивают – только под своим фонарем. И под фонарем приглашают разыскивать всех.

И все же – они единственная порода настоящих критиков. Критики художественные – пишут повести и рассказы, где фамилии героев случайно – Блок, Пешков, Ахматова. Следовательно, они не критики: они – мы, беллетристы. Настоящим критиком может быть только тот, кто умеет писать антихудожественно – наследственный дар критиков общественных.

Только этот сорт критиков и полезен для художника: у них можно учиться, как не надо писать и о чем не надо писать. Согласно этике благоразумного франсовского пса Рике: "Поступок, за который тебя накормили или приласкали,– хороший поступок; поступок, за который тебя побили,– дурной поступок". Люди – часто неблагоразумны; и чем дальше они от благоразумия Рике, тем ближе к обратному этическому правилу: "Поступок, за который тебя накормили или приласкали,– дурной поступок; поступок, за который тебя побили,– хороший поступок". Не будь этих критиков, как бы мы знали, какие из наших литературных поступков хорошие, и какие – дурные?

Формальный признак живой литературы – тот же самый, что и внутренний: отречение от истины, то есть от того, что все знают и до этой минуты знали,– сход с канонических рельсов, с широкого большака.

Правды – вот чего в первую голову не хватает сегодняшней литературе. Писатель – изолгался, слишком привык говорить с оглядкой и опаской. Оттого в большинстве литература не выполняет сейчас даже самой примитивной, заданной ей историей, задачи: увидеть нашу удивительную, неповторимую эпоху – со всем, что в ней есть отвратительного и прекрасного, записать эту эпоху такой, какая она есть. Огромное, столетнее десятилетие 1913–1923 как приснилось: проснется когда-нибудь человек, протрет глаза – а сон уж забыт, не рассказан.

Сусальность оказалась болезнью наследственной

Дальше идёт обзор периодики.

Выводом Е. И. Замятин объясняет в чём, на его взгляд, разница между "сегодняшним" и "современным"

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Размышления о России

Цель урока : знакомство с различными точками зрения на Россию в ее историческом развитии.

найти точки соприкосновения в отношении к родине в творчестве Е.Замятина и Б. Кустодиева;

определить авторскую позицию;

вызвать у учащихся ощущение сопричастности к истории России;

развивать монологическую речь;

воспитывать чувства эстетического плана.

Думаю, что если бы в 1917 году

не вернулся из Англии, если бы

все эти годы не прожил вместе с

Россией – больше не мог бы писать.

I . Организационный момент.

II . Слово учителя.

(Звучит музыка А. Скрябина)

Сегодня мы обращаемся к 20-м годам XX столетия. Это время очень сложное. Россия пережила революцию, перевернувшую все устои человеческой жизни. Наша цель сегодня – определить, как относились к России люди творческие, люди искусства. Возникает вопрос: что происходит с культурой в этот период? Думается, уместно говорить о полифонии русской культуры того времени: звучит не только революционная тема, а может быть, вопреки ей появляется явная ностальгия по прошлой России – по Руси. Примером этой мысли может служить творчество Евгения Ивановича Замятина и его друга – художника Бориса Михайловича Кустодиева.

[ На экране портреты ] .

Предоставим слово первой группе, которая готовила биографическую справку о Е. Замятине и Б. Кустодиеве. Их цель – ответить на вопрос: почему эти два человека стали друзьями?

III . Выступление исторической группы.

IV . Выявление первичного восприятия рассказа.

- К какой мысли подводит автор читателей этим противопоставлением?

(Замятин включается в спор, по какому пути идти России. Это спор велся и в XIX веке между западниками и славянофилами. Не прекращается он и поныне).

- Какую позицию занимает автор в этом споре?

(Он не принимает западный путь развития. Эта позиция видна в теплом, любовном отношении к истории (начало рассказа, где перифразами он передает некоторые значимые моменты ее истории; эта же позиция проявилась в жизни писателя, когда он уехал работать в Англию и высказал свое несогласие с ее мироустройством, а в 1917-м году захотел быть с родиной, о чем и сказано в эпиграфе к уроку).

VI . Слово учителя.

VII . Сопоставление истории и литературы.

- Посмотрим, как отражаются исторические события в литературе 20-х годов XX века. (На доске постепенно выстраивается таблица):

1918 – 1922 гг.

1921 – 1927 гг.

гражданская война

тема революции и гражда нской войны в литературе

В течение XX века

С 1921 года в новой Советской России начинается НЭП.

- Почему в период становления НЭПа Замятин обращается к прошлому России?

(В прошлом он видит корни человека: у человека укорененного есть будущее. Нельзя отрываться от прошлого – говорит писатель. Он сам хочет укорениться, ощутить единение со своей землей).

[Выступление группы исследователей ] .

- Как вы считаете, измена Дарьи в конце рассказа – это падение нравственности или возвышение до любви?

VIII . Анализ художественных особенностей рассказа.

- Вы прочитали рассказ. Что вам напоминает его язык?

(Замятин обращается к сказовой форме повествования, знакомой нам по творчеству Н. Лескова. Эта форма приближена к живой народной речи, воспроизводит в сознании тот мир, который ушел в прошлое. Напевность речи рассказа напоминает сказку; образ бора тоже уводит нас в милый сердцу читателя мир).

[Чтение фрагмента рассказа - бор].

- Найдите в тексте выразительные средства, которыми пользуется автор.

(В рассказе очень много эпитетов : “легкие и пухлые девичьи мысли” и т.д.; сравнений: “от колокольного гуда как бархатом выстланы все небо и земля” и т.д.; метафор, олицетворений : “отбившееся от стада облако” и т.д.)

- В чем смысл такого насыщения текста выразительными средствами языка? Что можно сказать про пунктуацию рассказа?

(Обилие тире, которые усиливают паузы, помогают созданию напевности языка; многоточия выступают знаками недосказанности. Читатель должен додумать сам, писатель включает его в размышления, споры о России).

- Есть ли в рассказе мысль о будущем России?

Они творили во славу Руси.

IX . Слово учителя.

[Выступление группы художников].

X . Рефлексия.

[Один ученик озвучивает, что было изучено на уроке, что нового узнали и что вынесли для себя].

XI . Слово учителя.

Подведем итоги. В 1921 году Максимилиан Волошин, современник Е. Замятина, написал:

Далекие потомки наши, знайте,

Что если вы живете во вселенной,

Где каждая частица вещества

С другою слита жертвенной любовью

И человечеством преодолен

Закон необходимости и смерти,

То в этом мире есть и наша доля!

Евгений Замятин своим рассказом, художник Борис Кустодиев своими картинами подводят нас к мысли – Россия обретет гармонию через любовь! Да будет так!

XII . Домашнее задание.

Архив научных статей

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Эстетические принципы Е. Замятина

Дата поступления рукописи в редакцию: 17.07.2021.

Аннотация. Цель исследования - выявить своеобразие эстетических принципов Е. Замятина. В статье отражается влияние разных художественных направлений (романтизм, реализм, символизм) на формирование мировоззрения и творческих принципов писателя. Научная новизна исследования заключается в формулировке основных эстетических принципов Замятина, позволяющих выявить своеобразие его художественного метода ("новореализм"), особенности мировоззренческой позиции. В результате доказана двойственность позиции писателя: отрицая художественную ценность реалистической и соцреалистической литературы, он опирается на эстетические принципы классического романтизма и реализма, признает заслуги символизма в поисках новых форм и содержания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Павел Крусанов ШИНЕЛЬ ЗАМЯТИНА Евгений Иванович Замятин (1884–1937)

Павел Крусанов ШИНЕЛЬ ЗАМЯТИНА Евгений Иванович Замятин (1884–1937) Если задуматься, кого из русских литературных грандов можно было бы, не кривя душой, назвать бесспорным основоположником жанра, придется испытать определенное затруднение с ответом. Пушкин с романом в

Феликс А. Морлион. Философские основы неореализма в итальянском кино

Феликс А. Морлион. Философские основы неореализма в итальянском кино Уже в настоящее время можно сказать, что в истории кино послевоенный период (1945—1948 гг. ) ознаменовался решающе важным фактом: рядом с американской, английской, французской школами, продолжающими

1.1. Проблема соотношения этического и эстетического в ранней публицистике Е. И. Замятина

1.4. Экзистенциальные и психоаналитические мотивы в публицистике Е. И. Замятина второй половины 1920-1930-х годов

2.1. Поэтика орнаментального сказа в ранней прозе Е. И. Замятина

2.1. Поэтика орнаментального сказа в ранней прозе Е. И. Замятина Теория сказа и эстетика орнаментального сказа Е. И. ЗамятинаТрадиционно активизация сказового повествования в те или иные эпохи объясняется развитием национального самосознания, формированием нового типа

2.2. Стилизация в прозе Е. И. Замятина 1910-20-х годов

Читайте также: