Текст и изображение как элементы композиции конспект урока
Обновлено: 23.07.2024
Главная Поурочные разработки Изо 7 класс Поурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 6-7. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна
Уроки 6, 7. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна
Материалы: иллюстрации с изображением различных плакатов; белая бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, вырезки из газет и журналов.
Ход уроков
1. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)
2. Слово учителя
В основе графического дизайна лежит искусство композиции. Композиция – одно из важнейших свойств графического дизайна. Именно искусство композиции определяет облик книг, газет, журналов и плакатов.
Графический дизайн служит для создания отдельных изображений при помощи линий, штрихов, точек и иных элементов. Такие изображения наполняют нашу жизнь как в повседневности (книги, газеты, журналы), так и в праздничные дни (открытки, поздравительные плакаты, афиши концертов и т. д.). Для того чтобы соединить в искусстве слово и изображение, графические дизайнеры используют типографское оформление, изобразительные искусства, а также технику верстки.
К мировым школам графического дизайна принято относить:
- русский конструктивизм (20-е гг. XX столетия);
- американскую рекламную графику (30–50-е гг. XX столетия);
- швейцарскую школу графики (50–70-е гг. XX столетия);
- польскую школу плаката (50–70-е гг. XX столетия);
- японскую школу плаката (60–80-е гг. XX столетия).
Для того чтобы проследить взаимодействие текста и изображения в искусстве, мы обратимся к плакату. Он представляет собой изобразительную композицию, которая включает в себя краткий текст-призыв.
В 1796 г. история создания плаката продолжилась – немец Алоиз Зенефельдер изобрел новый способ печатания изображений. На особый камень химическим составом наносился рисунок, после чего камень покрывался краской, ложившейся только на след состава. С этого камня печатался тираж на бумаге, и такая технология делала тиражирование намного дешевле. Плакаты довольно быстро стали большими, но до 1860 г. они оставались одноцветными: печатались черным по белому или цветному фону.
В 1832 г. русский художник Корнилий Яковлевич Тромонин отпечатал иллюстрации к книге о князе Святославе. Он же начал первым издавать альбомы с цветными репродукциями произведений искусства. Еще одним этапом истории развития плаката стал 1865 г., когда упростился технологический процесс. Австрийский барон фон Рансонет изобрел метод, основанный на применении фотографического изображения и позволявший получать практически любые цвета за счет трех красок – синей, красной и желтой. Так появилась возможность изготовления относительно дешевых, но передававших натуральные краски цветных репродукций массовым тиражом.
В 1866 г. француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основал небольшую литографию в Париже. Он сформулировал основные принципы построения плаката, которые действуют и сегодня, – броскость за счет контрастных и ярких цветов, лаконичность текста, а также возможность восприятия изображения и текста на ходу. Именно таким образом поданная информация привлекает внимание и воспринимается с первого взгляда. Шере создал более 1000 плакатов, в основном это была реклама маскарадов и выставок.
Вторая половина XIX в. – время расцвета плакатного искусства. В России бурное развитие плаката произошло в период Серебряного века (конец XIX – начало XX вв.).
К концу XIX в. рекламный плакат как культурное явление получил официальное признание. В конце 1897 г. в Санкт-Петербурге прошла Всемирная выставка плакатов и афиш, на которую собралось множество талантливых рекламных художников. Они привезли свои лучшие произведения и представили взгляду широкой публики. Выставка имела большой успех и завоевала всеобщее признание.
Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении лица простой русской женщины, в ее призывающем жесте.
Графический дизайн используется для разработки текстов, журналов, газет, для создания рекламы, Web-сайтов, логотипов и др. Большую роль в графическом дизайне играют форма и цвет, которые способствуют единому восприятию изображения.
3. Творческое задание
На сегодняшнем занятии вам предлагается создать небольшой плакат. На белом листе бумаги создайте композицию, включающую в себя слово и изображение. Для написания текста рекомендуется использовать гуашевые краски. Изображение вы можете создать сами (при помощи красок), или используя различные вырезки из газет и журналов.
4. Подведение итогов уроков
(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
Для закрепления пройденного материала в этой четверти предлагается выполнить ряд заданий.
Ответьте на вопросы:
- Искусство создания зданий. (Архитектура.)
- Изображение слева подобно изображению справа, разделенное при этом невидимой чертой по вертикали. (Симметрия.)
- Танцы и музыка представляют собой … искусства. (Временные.)
- Искусство создания облика вещей. (Дизайн.)
- Архитектура и дизайн объединены понятием … искусство. (Конструктивное.)
Оценить 3171 0
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Хочу выразить Вам благодарность за разработку по детям с ОВЗ. С недавнего времени сама работаю с дет. Подробнее.
Спасибо Вам за презентацию. Пригодится в работе с детьми по ознакомлению с профессиями военных. Мы д. Подробнее.
Спасибо Вам за презентацию! Очень пригодиться в работе с детьми среднего возраста. В работе использо. Подробнее.
Очень интересная статья, в которой собраны и описаны приоритетные технологии воспитательной работы. . Подробнее.
Часто в образовательных учреждениях проводятся классные часы, и один из таких классных часов посвяще. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Презентации к учебнику по ИЗО для 7 класса ГОС, программа: Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М.
Графический дизайн
Прикладная графика
Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности.
Образцы прикладной графики – упаковка, фантики, логотипы и т.д.
Графический дизайн – деятельность человека по созданию функционально и художественно значимой продукции, выполненной средствами ручной или компьютерной графики.
Используются различные художественные приемы и эффекты , рассчитанные на положительное восприятие как автором, так и пользователем.
Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач
- Типографика , каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг
- Фирменный стиль , фирменные знаки, логотипы, брендбуки
- Визуальные коммуникации, системы ориентации
- Плакатная продукция
- Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой
- Задачи веб-дизайна
- Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ
Плакат (нем. Plakat отфр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
Составляющие плаката:
В этих работах соблюдаются правила дизайнерской грамоты:
Буквы и строки аккуратно выклеены.
Характер шрифта и характер изображения сочетаются и гармоничны по форме и цвету.
Бывают открытки и более сложной конструкции.
Начните работу над открыткой с создания небольшого карандашного эскиза, в котором наметьте расположение текста и изображения . Эскиз поможет вам быстрее и точнее выразить свой замысел и придать ему художественную выразительность .
Макетирование открытки в реальном формате. Выбрав тему и жанр открытки, определите её конструкцию.
Теперь вы подошли к тому моменту, когда сможете использовать на практике знания и композиционный опыт, которые приобрели, выполняя, казалось бы, совершенно отвлечённые упражнения с квадратиками и линиями. Искусство композиции лежит в основе ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА. Оно определяет облик книг, журналов, плакатов, влияет на их образное восприятие.
Только что вы проследили, как линия превращается в строку. Тем самым текст становится элементом композиции, приобретая и изобразительный, и информационный смысл. Перед вами плакаты. Если вы внимательно вглядитесь в них, то сможете обнаружить сходство со своими композиционными упражнениями. Только вместо линий и полосок здесь текст, а вместо прямоугольников и пятен — изображения. В упражнениях прямоугольники были лишь контрастными пятнами, а в плакате пятна превращаются в конкретные фотографии, рисунки и предстают изобразительными элементами композиции.
Плакаты играют большую роль в жизни общества.
От упражнения к эскизу
Примеры превращения абстрактных форм (прямоугольник и пятно) в образно-смысловые элементы композиции.
Примеры политического, рекламного, инструктивного плакатов.
Многообразны жанры искусства плаката.
На примере плаката проследим, как взаимодействуют текст и изображения. ПЛАКАТ — это изобразительная композиция, включающая в себя краткий, активно воздействующий текст.
В работах учащихся видно, как плакат может приобретать различный смысл в зависимости от содержания текста.
Изобразительный язык плаката отличается от языка реалистической картины. В плакате перед нами плоскостное изображение, в нём вообще нет глубины, в отличие от картины, где создаётся иллюзия пространства. Изображение в плакате строится не по логике перспективы (что ближе, то крупнее), а по композиционно-смысловому принципу (что важнее, то крупнее и ближе вне зависимости от того, где оно находится). Мы видим, например, рядом с валенком, изображённым крупно, дом, равный ему по размерам. И это норма плакатного искусства.
Объекты разных времён, разной величины, в разных ракурсах вместе с текстом композиционно соединяются в единой плоскости. Соединение изображения и текста по принципу образно-смысловой значимости называется монтажным или монтажом.
Слово и изображение, соединённые в плакате, воспринимаются не по отдельности, а как нечто единое. Вместе они приобретают новый смысл и рождают новый художественный образ.
Одно и то же изображение (например, рука) в зависимости от его соединения с другими изображениями, текстами или фонами может рождать разные образы.
Это вы видите на примере представленных здесь плакатов.
Единая образность порождает стилистическое и цветовое единство шрифта и изображения в плакате.
Образ в искусстве плаката создаётся минимумом изобразительных средств при максимуме обобщения, доходящего в своей броскости до символа.
Мы видим, что в плакате образ подчас может рождаться и без текста, но никогда — без изображения. Проследим, какого вида изображения используются художником в плакате.
Прежде всего это рисунок: реалистический или условный, вплоть до декоративной абстракции.
Образно-графический стиль плаката меняется во времени.
В современных плакатах главенствуют символика, метафоричность, создающие глубину прочтения образа.
В плакатах художники строят композицию (фронтальную или глубинную) с учётом баланса и гармонии, сгущённости или разрежённости текста и изображений, их ритма и динамики.
Фотография активно формирует образный язык и стиль современного плаката, подчёркивает его соцальную роль.
В плакатах, книгах и журналах фотоизображение может быть не только фрагментом композиции, но и её фоном. Вы видите, как фотография (часто это пейзаж) может служить фоном для изобразительной детали и текста. В печатной продукции очень значима читаемость текста, для этого его размещают на спокойной, нейтральной части фотоизображения.
На левом плакате фотография является не только главной образной деталью, но и основой всей композиции. А на правом фотография служит фоном плаката.
Формы открыток и стилевое разнообразие надписей на них.
Тема открытки раскрывается не только в изображении и тексте, но и в её конструкции. Наиболее распространены открытки в виде листка или листка, сложенного пополам. Бывают открытки и более сложные по конструкции (с вырезанными окошками, с фигурным контуром, необычно открывающиеся и т. д.).
Начните работу над открыткой (как и плакатом) с создания небольшого карандашного эскиза, в котором наметьте расположение текста и изображения. Эскиз поможет вам быстрее и точнее выразить свой замысел и придать ему художественную выразительность
- текст легко читаем и достаточно контрастен по отношению к фону (не теряется на фоне);
- буквы и строки аккуратно наклеены;
- характер шрифта и характер изображения сочетаются и гармоничны по форме и цвету
Работа над эскизом плаката и открытки доставит удовольствие вам, а результат — вашим родным и близким, т. е. тем, кому они предназначены.
Задания
-
Основываясь на правилах композиции, выполните упражнения, объединяющие в себе изображения и текст, в которых:
б) вместо пятен — изображения (фотография, рисунок), вырезанные по контуру, вырастающие, как и строки, из фона;
- В макете плаката решается задача композиционного и смыслового соединения изображения и текста. Изображение может быть в виде рисунка, фотографии или абстрактного пятна. В эскизе плаката реализуются все особенности композиции: гармония и баланс масс, ритм, разноплановость, ясно выраженная доминанта и т. д. Определив тему плаката и подобрав составляющие композиционные элементы, расположите их в определённом формате (желательно, чтобы работа предварялась небольшим наброском, выражающим основу композиции). Текст плаката должен быть кратким и легко читаемым, как бы вырастающим из фона. Композиция может быть глубинная и фронтальная. Оцените свою работу, сравнив её с работой одноклассников.
- Выбрав тему и жанр открытки, определите её конструкцию. Текст может находиться на фоне изображения и вне его.
Для выполнения заданий этой главы при помощи компьютера можно использовать Adobe Photoshop. Рекомендуем зайти на сайты, посвящённые плакатам.
Читайте также: