Текст и изображение как элементы композиции конспект урока

Обновлено: 23.07.2024

Главная Поурочные разработки Изо 7 класс Поурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 6-7. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна

Уроки 6, 7. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна

Материалы: иллюстрации с изображением различных плакатов; белая бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, вырезки из газет и журналов.

Ход уроков

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Слово учителя

В основе графического дизайна лежит искусство композиции. Композиция – одно из важнейших свойств графического дизайна. Именно искусство композиции определяет облик книг, газет, журналов и плакатов.

Графический дизайн служит для создания отдельных изображений при помощи линий, штрихов, точек и иных элементов. Такие изображения наполняют нашу жизнь как в повседневности (книги, газеты, журналы), так и в праздничные дни (открытки, поздравительные плакаты, афиши концертов и т. д.). Для того чтобы соединить в искусстве слово и изображение, графические дизайнеры используют типографское оформление, изобразительные искусства, а также технику верстки.

К мировым школам графического дизайна принято относить:

  • русский конструктивизм (20-е гг. XX столетия);
  • американскую рекламную графику (30–50-е гг. XX столетия);
  • швейцарскую школу графики (50–70-е гг. XX столетия);
  • польскую школу плаката (50–70-е гг. XX столетия);
  • японскую школу плаката (60–80-е гг. XX столетия).

Для того чтобы проследить взаимодействие текста и изображения в искусстве, мы обратимся к плакату. Он представляет собой изобразительную композицию, которая включает в себя краткий текст-призыв.

Поурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 6-7. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна

В 1796 г. история создания плаката продолжилась – немец Алоиз Зенефельдер изобрел новый способ печатания изображений. На особый камень химическим составом наносился рисунок, после чего камень покрывался краской, ложившейся только на след состава. С этого камня печатался тираж на бумаге, и такая технология делала тиражирование намного дешевле. Плакаты довольно быстро стали большими, но до 1860 г. они оставались одноцветными: печатались черным по белому или цветному фону.

В 1832 г. русский художник Корнилий Яковлевич Тромонин отпечатал иллюстрации к книге о князе Святославе. Он же начал первым издавать альбомы с цветными репродукциями произведений искусства. Еще одним этапом истории развития плаката стал 1865 г., когда упростился технологический процесс. Австрийский барон фон Рансонет изобрел метод, основанный на применении фотографического изображения и позволявший получать практически любые цвета за счет трех красок – синей, красной и желтой. Так появилась возможность изготовления относительно дешевых, но передававших натуральные краски цветных репродукций массовым тиражом.

В 1866 г. француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основал небольшую литографию в Париже. Он сформулировал основные принципы построения плаката, которые действуют и сегодня, – броскость за счет контрастных и ярких цветов, лаконичность текста, а также возможность восприятия изображения и текста на ходу. Именно таким образом поданная информация привлекает внимание и воспринимается с первого взгляда. Шере создал более 1000 плакатов, в основном это была реклама маскарадов и выставок.

Вторая половина XIX в. – время расцвета плакатного искусства. В России бурное развитие плаката произошло в период Серебряного века (конец XIX – начало XX вв.).

Поурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 6-7. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна

К концу XIX в. рекламный плакат как культурное явление получил официальное признание. В конце 1897 г. в Санкт-Петербурге прошла Всемирная выставка плакатов и афиш, на которую собралось множество талантливых рекламных художников. Они привезли свои лучшие произведения и представили взгляду широкой публики. Выставка имела большой успех и завоевала всеобщее признание.

Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении лица простой русской женщины, в ее призывающем жесте.

Графический дизайн используется для разработки текстов, журналов, газет, для создания рекламы, Web-сайтов, логотипов и др. Большую роль в графическом дизайне играют форма и цвет, которые способствуют единому восприятию изображения.

3. Творческое задание

На сегодняшнем занятии вам предлагается создать небольшой плакат. На белом листе бумаги создайте композицию, включающую в себя слово и изображение. Для написания текста рекомендуется использовать гуашевые краски. Изображение вы можете создать сами (при помощи красок), или используя различные вырезки из газет и журналов.

4. Подведение итогов уроков

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)

Для закрепления пройденного материала в этой четверти предлагается выполнить ряд заданий.

Ответьте на вопросы:

  1. Искусство создания зданий. (Архитектура.)
  2. Изображение слева подобно изображению справа, разделенное при этом невидимой чертой по вертикали. (Симметрия.)
  3. Танцы и музыка представляют собой … искусства. (Временные.)
  4. Искусство создания облика вещей. (Дизайн.)
  5. Архитектура и дизайн объединены понятием … искусство. (Конструктивное.)


Оценить 3171 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Хочу выразить Вам благодарность за разработку по детям с ОВЗ. С недавнего времени сама работаю с дет. Подробнее.

Спасибо Вам за презентацию. Пригодится в работе с детьми по ознакомлению с профессиями военных. Мы д. Подробнее.

Спасибо Вам за презентацию! Очень пригодиться в работе с детьми среднего возраста. В работе использо. Подробнее.

Очень интересная статья, в которой собраны и описаны приоритетные технологии воспитательной работы. . Подробнее.

Часто в образовательных учреждениях проводятся классные часы, и один из таких классных часов посвяще. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентации к учебнику по ИЗО для 7 класса ГОС, программа: Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М.

Графический дизайн Прикладная графика Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности. Образцы прикладной графики – упаковка, фантики, логотипы и т.д.

Графический дизайн

Прикладная графика

Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности.

Образцы прикладной графики – упаковка, фантики, логотипы и т.д.

Графический дизайн – деятельность человека по созданию функционально и художественно значимой продукции, выполненной средствами ручной или компьютерной графики. Используются различные художественные приемы и эффекты , рассчитанные на положительное восприятие как автором, так и пользователем.

Графический дизайн – деятельность человека по созданию функционально и художественно значимой продукции, выполненной средствами ручной или компьютерной графики.

Используются различные художественные приемы и эффекты , рассчитанные на положительное восприятие как автором, так и пользователем.

Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач - Типографика , каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг - Фирменный стиль , фирменные знаки, логотипы, брендбуки - Визуальные коммуникации, системы ориентации - Плакатная продукция - Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой - Задачи веб-дизайна - Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ

Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач

- Типографика , каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг

- Фирменный стиль , фирменные знаки, логотипы, брендбуки

- Визуальные коммуникации, системы ориентации

- Плакатная продукция

- Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой

- Задачи веб-дизайна

- Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ

Плакат (нем. Plakat отфр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Плакат

Плакат (нем. Plakat отфр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.


Составляющие плаката: Лозунг Цвет Графический элемент.

Составляющие плаката:

В этих работах соблюдаются правила дизайнерской грамоты:

Буквы и строки аккуратно выклеены.

Открытки Характер шрифта и характер изображения сочетаются и гармоничны по форме и цвету.

Характер шрифта и характер изображения сочетаются и гармоничны по форме и цвету.

Открытки Тема открытки раскрывается не только в изображении и тексте, но и в её конструкции .

Бывают открытки и более сложной конструкции.

Эскиз открытки Начните работу над открыткой с создания небольшого карандашного эскиза, в котором наметьте расположение текста и изображения . Эскиз поможет вам быстрее и точнее выразить свой замысел и придать ему художественную выразительность .

Начните работу над открыткой с создания небольшого карандашного эскиза, в котором наметьте расположение текста и изображения . Эскиз поможет вам быстрее и точнее выразить свой замысел и придать ему художественную выразительность .

Задание: Макетирование открытки в реальном формате. Выбрав тему и жанр открытки, определите её конструкцию.

Макетирование открытки в реальном формате. Выбрав тему и жанр открытки, определите её конструкцию.

Теперь вы подошли к тому моменту, когда сможете использовать на практике знания и композиционный опыт, которые приобрели, выполняя, казалось бы, совершенно отвлечённые упражнения с квадратиками и линиями. Искусство композиции лежит в основе ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА. Оно определяет облик книг, журналов, плакатов, влияет на их образное восприятие.

Только что вы проследили, как линия превращается в строку. Тем самым текст становится элементом композиции, приобретая и изобразительный, и информационный смысл. Перед вами плакаты. Если вы внимательно вглядитесь в них, то сможете обнаружить сходство со своими композиционными упражнениями. Только вместо линий и полосок здесь текст, а вместо прямоугольников и пятен — изображения. В упражнениях прямоугольники были лишь контрастными пятнами, а в плакате пятна превращаются в конкретные фотографии, рисунки и предстают изобразительными элементами композиции.


Плакаты играют большую роль в жизни общества.


От упражнения к эскизу


Примеры превращения абстрактных форм (прямоугольник и пятно) в образно-смысловые элементы композиции.

Примеры политического, рекламного, инструктивного плакатов.


Многообразны жанры искусства плаката.

На примере плаката проследим, как взаимодействуют текст и изображения. ПЛАКАТ — это изобразительная композиция, включающая в себя краткий, активно воздействующий текст.



В работах учащихся видно, как плакат может приобретать различный смысл в зависимости от содержания текста.


Изобразительный язык плаката отличается от языка реалистической картины. В плакате перед нами плоскостное изображение, в нём вообще нет глубины, в отличие от картины, где создаётся иллюзия пространства. Изображение в плакате строится не по логике перспективы (что ближе, то крупнее), а по композиционно-смысловому принципу (что важнее, то крупнее и ближе вне зависимости от того, где оно находится). Мы видим, например, рядом с валенком, изображённым крупно, дом, равный ему по размерам. И это норма плакатного искусства.

Объекты разных времён, разной величины, в разных ракурсах вместе с текстом композиционно соединяются в единой плоскости. Соединение изображения и текста по принципу образно-смысловой значимости называется монтажным или монтажом.


Слово и изображение, соединённые в плакате, воспринимаются не по отдельности, а как нечто единое. Вместе они приобретают новый смысл и рождают новый художественный образ.

Одно и то же изображение (например, рука) в зависимости от его соединения с другими изображениями, текстами или фонами может рождать разные образы.

Это вы видите на примере представленных здесь плакатов.


Единая образность порождает стилистическое и цветовое единство шрифта и изображения в плакате.

Образ в искусстве плаката создаётся минимумом изобразительных средств при максимуме обобщения, доходящего в своей броскости до символа.

Мы видим, что в плакате образ подчас может рождаться и без текста, но никогда — без изображения. Проследим, какого вида изображения используются художником в плакате.

Прежде всего это рисунок: реалистический или условный, вплоть до декоративной абстракции.


Образно-графический стиль плаката меняется во времени.

В современных плакатах главенствуют символика, метафоричность, создающие глубину прочтения образа.


В плакатах художники строят композицию (фронтальную или глубинную) с учётом баланса и гармонии, сгущённости или разрежённости текста и изображений, их ритма и динамики.

Фотография активно формирует образный язык и стиль современного плаката, подчёркивает его соцальную роль.

В плакатах, книгах и журналах фотоизображение может быть не только фрагментом композиции, но и её фоном. Вы видите, как фотография (часто это пейзаж) может служить фоном для изобразительной детали и текста. В печатной продукции очень значима читаемость текста, для этого его размещают на спокойной, нейтральной части фотоизображения.

На левом плакате фотография является не только главной образной деталью, но и основой всей композиции. А на правом фотография служит фоном плаката.


Формы открыток и стилевое разнообразие надписей на них.

Тема открытки раскрывается не только в изображении и тексте, но и в её конструкции. Наиболее распространены открытки в виде листка или листка, сложенного пополам. Бывают открытки и более сложные по конструкции (с вырезанными окошками, с фигурным контуром, необычно открывающиеся и т. д.).


Начните работу над открыткой (как и плакатом) с создания небольшого карандашного эскиза, в котором наметьте расположение текста и изображения. Эскиз поможет вам быстрее и точнее выразить свой замысел и придать ему художественную выразительность

  • текст легко читаем и достаточно контрастен по отношению к фону (не теряется на фоне);
  • буквы и строки аккуратно наклеены;
  • характер шрифта и характер изображения сочетаются и гармоничны по форме и цвету


Работа над эскизом плаката и открытки доставит удовольствие вам, а результат — вашим родным и близким, т. е. тем, кому они предназначены.

Задания

    Основываясь на правилах композиции, выполните упражнения, объединяющие в себе изображения и текст, в которых:

б) вместо пятен — изображения (фотография, рисунок), вырезанные по контуру, вырастающие, как и строки, из фона;


  1. В макете плаката решается задача композиционного и смыслового соединения изображения и текста. Изображение может быть в виде рисунка, фотографии или абстрактного пятна. В эскизе плаката реализуются все особенности композиции: гармония и баланс масс, ритм, разноплановость, ясно выраженная доминанта и т. д. Определив тему плаката и подобрав составляющие композиционные элементы, расположите их в определённом формате (желательно, чтобы работа предварялась небольшим наброском, выражающим основу композиции). Текст плаката должен быть кратким и легко читаемым, как бы вырастающим из фона. Композиция может быть глубинная и фронтальная. Оцените свою работу, сравнив её с работой одноклассников.
  1. Выбрав тему и жанр открытки, определите её конструкцию. Текст может находиться на фоне изображения и вне его.

Для выполнения заданий этой главы при помощи компьютера можно использовать Adobe Photoshop. Рекомендуем зайти на сайты, посвящённые плакатам.

Читайте также: