Конспект урока мхк 9 класс

Обновлено: 28.06.2024

Программӕмӕ гӕсгӕ Фыдыбӕстӕйы Стыр хӕсты темӕйыл фыст уацмыстӕй ахуырдзаутӕ базонгӕ уыдзысты. цалдӕримӕ, уымӕ гӕсгӕ ахуыргӕнӕг йӕ урок райдайдзӕн хӕсты тыххӕй 6еседӕйӕ.

Данная разработка предназначена для учителей русской литературы. Цели: Образовательные: осмысление исторической закономерности возникновения антигуманной теории Раскольникова; постижение обучающимися общественного и нравственного значения творчества Достоевского. 5. Развивающие: развитие монологической речи учащихся, умения систематизировать и обобщать изученный материал, аргументировать свое мнение 6. Воспитательные: формирование у обучающихся активной жизненной позиции, гуманизма, общечеловеческих ценностей, развитие высоких нравственных чувств, стремления к идеалам красоты и гармонии.

Авторская разработка содержит методы и приемы работы на уроке математики, позволяющие формировать функциональную грамотность младших школьников, развивать критическое мышление и речевые навыки. В конспекте содержатся готовые дидактические материалы, которые можно распечатать и использовать на своем уроке.



В древние времена на Руси строили в основном из дерева, первое не деревянное сооружение появилось в конце Х в. Это Десятинная Церковь в Киеве. Десятинную Церковь в Киеве построили из плинфы - широкого и плоского кирпича - византийские мастера. Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены первых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси.
Вопрос: Какие еще материалы для строительства храмов использовали на Руси?
Ученики: На севере, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали природный Камень. Правда, арки и своды выкладывали все-таки из плинфы. Новгородский камень – серый валун. Его без всякой обработки использовали - кладки стен.
Во Владимиро-Суздальских землях строили из белого камня - известняка, который тщательно отесывали в прямоугольные блоки. Этот материал мягок и легко поддается обработке. Из белого камня были сложены стены и башни Московского Кремля времен Дмитрия Донского.
В конце XV в. на Руси появился новый строительный материал - брусковый кирпич. С ним познакомили москвичей итальянцы. Таким кирпичом удобно было вести разнообразную кладку.
Учитель: Правильно. Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества - храмы.
Вопрос учащимся: Где вам доводилось встречать древнейшие храмы Руси? (Ответы ученики выстраивают по впечатлениям от экскурсий).
Учитель: По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы - землю. Фасад храма. Храм венчают купола с крестами. Количество куполов имеет символический смысл.



Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал во Христе,
три - как ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух),
пять - как Христос и четыре евангелиста,
тринадцать - как Христос и двенадцать апостолов,
тридцать три - по числу лет земной жизни Спасителя.
Вопрос: Расскажите, какой символический смысл имеет форма и цвет куполов?



Ученики: Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Цвет купола также важен в символике храма.



•Золотые — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
•Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
•Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
•Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
•В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
Каждый купол опирается на барабан. Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или колоннах.
Вопрос: Как вы думаете, от чего зависит количество таких столбов в храме?
Ученики: Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. Это было необходимо для прочности конструкции.
Учитель: Правильно. В Софийском соборе в Киеве, одном из крупнейших храмов Древней Руси, в нем насчитывается более сорока внутренних опор.



Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы - апсиды, в которых размещается алтарь. Количество апсид - одна, три, пять - зависило, чаще всего, тоже от величины храмов.
Вопрос ученикам: Какие декоративные детали храмов вы можете еще назвать?
Ученики: Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов.





Летопись рассказывает, что в 1036 г. воспользовавшись отсутствием князя Ярослава Мудрого в Киеве, печенеги совершили набег на южную Русь. Враг был очень силен. Когда-то даже бесстрашный князь Святослав пал его жертвой. Ярослав узнал об осаде Киева, находясь в Новгороде. Собрав большое войско из новгородцев и варягов, он двинулся на выручку киевлянам. Целый день шло кровопролитное сражение у стен древнерусской столицы. Только к вечеру русские одолели печенегов. Много врагов полегло на поле брани, утонуло в реке во время бегства. С тех пор набеги печенегов на Русь прекратились.
Древнейший и прекраснейший храм получил имя Святой Софии - мудрости Божьей. Название было выбрано не случайно. Так же именовался главный собор Константинополя.



Именно оттуда для выполнения княжеского заказа были приглашены лучшие мастера - архитекторы. Зодчие заложили большой храм.



С трех сторон окружили его галереями. По углам соорудили две башни. Винтовые лестницы внутри них вели на второй ярус галерей. Подлинным украшением собора стало двенадцать разновеликих куполов, образовавших пирамидальную композицию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. Софийский собор вознесся ввысь почти на 30 метров (высота современного десятиэтажного дома) над окружающими его низенькими деревянными избами-полуземлянками.
Выдающийся русский писатель XI века митрополит Илларион так отозвался о церкви святой Софии:
«…она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада!"
И уж конечно, не могли оставить его равнодушным мозаики и фрески, сплошь покрывавшие храм внутри. Как свидетельствует "Повесть временных лет" Ярослав украсил церковь "золотом, серебром и сосудами церковными". Иллюстрация картины Н.Рериха "Ярослав Мудрый".



Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь находилась резиденция тогдашнего главы русской церкви митрополита киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека - древнейшая на Руси и даже мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава Мудрого при Софии была создана одна из первых на Руси школ. Сам князь после смерти был погребен в Софийском соборе в мраморном саркофаге.
За свою долгую историю Софийский собор неоднократно менял облик.




Побелили нарядные полосатые стены, заменили древние яйцевидные купола гранеными с золотыми маковками, внутри установили высокий резной иконостас.
Многое пережил храм на своем веку: татаро-монгольское нашествие, гитлеровскую оккупацию . И все-таки память о седой старине древняя София продолжает хранить.



О, раскачай свой колокол, София!
Как тихо в Божьем храме без огня.
Лишь дышит ночь в ладони стен сухие,
Молитву побелевшую храня.
Да озарятся голоса глухие,
Как взгляд Марии перед Рождеством.
О, раскачай свой колокол, София!
Высоким горлом xлынь, горячий звон!
1985

Учитель: Распад единого государства - Киевской Руси - на отдельные земли привел к созданию самостоятельных художественных школ. Наиболее известными архитектурными школами были новгородская и владимирская школы.
Презентация 2 и 3 группы учащихся: Особенности новгородской и владимирской архитектурных школ.
Задание классу. На примере построек Новгорода и Владимира необходимо определить характерные особенности архитектурных школ, Подберите 10 слов характеризующих эти постройки и запишите их в таблицу.
Ученики 2 группа: Особенности новгородской архитектурной школы.
Сооружение великолепного собора в Киеве не могло остаться незамеченным и в Новгороде - втором по значению политическом центре тогдашнего русского государства. Ведь именно из Новгорода пришел княжить в Киев Ярослав Мудрый. Военная поддержка новгородцев помогла ему овладеть заветным престолом.
В середине XI в. сын Ярослава новгородский князь Владимир заложил храм на территории древнего детинца (крепости) и назвал его, как и киевский, Софийским. Но, в отличие от своего предшественника, новгородская София была пятиглавой.



Вопрос учащимся: Вспомните, что это символизировало?
Ответ учащихся: Это символизировало образ Христа и четырех Евангелистов.
Главы, покрытые шлемовидными куполами на мощных барабанах, напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца. Несколько нарушая это единение, шестая глава была поставлена над лестничной башней, ведущей на второй ярус галереи, окружающей храм с трех сторон.
Новгородская София производит величественное впечатление. Снаружи собор лишен каких-либо украшений. Только гладь стены расчленена мощными выступами - лопатками. За девять веков культурный слой вырос вокруг него более чем на 1 м. Суровая монументальность - главное качество, присущее Новгородской Софии.
Летопись приводит любопытный факт: в 1547 г. царь Иван IV, находясь в Новгороде, узнал о существовании в башне святой Софии тайника. В указанном месте стали ломать стену, и из образовавшегося проема посыпались несметные сокровища - золотые и серебряные слитки, гривны, рубли. Целый воз, наполненный драгоценностями, под усиленной охраной был отправлен в Москву.
Церковь Спаса на Нередице Новгородский шедевр.




На его сооружение князь выделил десятую долю своих доходов, точно так же, как когда-то Владимир Креститель для первой русской церкви - Десятинной. Место для строительства было выбрано на редкость удачно - вершина крутого пятидесятиметрового холма, возвышающегося над рекой Клязьмой. Имена зодчих, возводивших собор, не известны, но летопись сообщает, что для его строительства "Бог привел мастеров со всех земель". Будто бы даже с романского 3апада император Фридрих Барбаросса прислал своих умельцев.
Первоначально был сооружен небольшой одноглавый храм. Он простоял почти тридцать лет, но в 1185 г. Сильно пострадал от пожара. Князь Всеволод Большое Гнездо, правивший тогда во Владимире, велел его перестроить. При перестройке Успенского собора проявилось соперничество двух русских городов - Владимира и Киева. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии Киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси в XII в. - 32 метра. Храм обнесли новыми, большими по периметру, стенами. В старых стенах пробили широкие арочные проемы. По углам поставили еще четыре купола. Таким образом, получился большой пятиглавый собор.
Успенский собор был богато оформлен и внутри: створки входных дверей обиты медными листами со священными изображениями, выполненными в технике наводки золотом; полы выложены цветной майоликовой плиткой, стены расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы, среди которых выделялась знаменитая "Владимирская Богоматерь"



Летопись рассказывает, что во время храмового праздника Успения открывались северные и южные "златые врата" собора и между ними вывешивались драгоценные облачения и ткани, вложенные в храм князьями.
На протяжении двух веков, пока в Московском Кремле не был построен Успенский собор, владимирский считался главным в Северо-Восточной Руси. Он служил усыпальницей местных князей. По сей день в храме покоится прах его строителей - князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.
Дмитриевский собор. В конце XII в. недалеко от Успенского собора был построен еще один - одноглавый Дмитриевский.



Назван он так в честь святого Дмитрия Солунского, христианского покровителя князя Всеволода, который при крещении был наречен Дмитрием. Храм строился по его заказу на месте княжеского двора.
Снаружи стены, закомары, под купольный барабан Дмитриевского собора сплошь покрывают скульптурные рельефы - резные изображения людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений. Около тысяче резных камней! Многие рельефы удалось расшифровать.
На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь, четыре евангелиста. Некоторые изображения особенно интересны: на северном фасаде в левой закомаре, сидящий на троне князь Всеволод с сыновьями. Это семейный портрет заказчика храма. На противоположном, южном фасаде в правой закомаре - Александр Македонский, возносящийся на небо. Странно видеть античного полководца-язычника на стене православного храма. Откуда русские мастера могли знать Александра Македонского.
Оказывается, в XII веке на Руси была очень популярна переведенная с греческого приключенческая повесть "Александрия", повествующая о жизни великого полководца. Быть может, именно она вдохновила неизвестного скульптора изобразить понравившегося исторического героя.
Крупнейший знаток владимиро-суздальской скульптуры Георгий Карлович Вагнер предположил, что главная идея, выраженная в рельефах Дмитровского собора, - заступничество святых за владимирский народ и князей, проповедовавших христианство в своем крае.
В нескольких километрах от Владимира, в чистом поле стоит одна из самых красивых церквей Руси – Покрова на Нерли.



Археологические исследования показали, что первоначально храм выглядел иначе. Вместо луковичной главы была шлемовидная. Храм окружала открытая галерея, опирающаяся на арки. Холм, на котором стоит церковь, был облицован белокаменными плитами. От храма к причалу у реки спускалась широкая каменная лестница. Изменившая за восемь столетий свой облик, церковь Покрова все равно остается прекраснейшим памятником средневекового владимирского зодчества.
Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого ноля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма.


В 9 классе мы продолжаем знакомиться с традиционными и современными видами искусств. Но теперь в центре внимания окажутся синтетические искусства (театр, хореография, прежде всего балет, и опера), экранные (кинематограф, телевидение, видео и мультимедиа) и зрелищные (цирк и эстрада). У каждого из них свои особые законы и способы отражения жизни, свои средства художественной выразительности.



Только до 9 марта

ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК

Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов

Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов

  • Стоимость курса 1 — ₽
  • Стоимость курса 2 — ₽
  • Стоимость курса 3 0 ₽

Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 629 материалов



5829237 5793204 5785597 5782105 5765465 5765411 5765403 5765396 5765312 5765305 5765302 5765283 5765269 5765263 5765252 5765243 5765232 5765227 5765214 5765198

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: