Истоки просвещения 8 класс загладин конспект

Обновлено: 30.06.2024

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ ЦЕЛЬ УРОКА: Узнать о взглядах, характерных для Просветителей XVII-XVIII веков.

1. Какие изменения произошли в жизни Европейских государств в эпоху Нового времени? Что нового было во взглядах на религию, устройство церкви? Что означает для Европы эпоха Возрождения?

Эпоха Возрождения (Ренессанс, Гуманизм) Краткая справка светский характер культуры и её интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности XIV-XVI века

Теория общественного договора Взгляды на государство Дж. Локк Т. Гоббс Право на жизнь, на свободу, на собственность Договор народа с государством об охране своих прав Конституционная монархия Сознательный отказ от своих прав Народ полагается на мудрость и ответственность государства Не ограниченная монархия

3. Просветители XVIII века Просвещение - эпоха духовного развития европейского общества XVII—XVIII веков

Шарль Монтескьё Франция 1689-1755 ВЛАСТЬ СУДЕБНАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Жан-Жак Руссо Франция 1712-1778 Развитие теории Общественного договора. Теория народного суверенитета: верховная власть должна принадлежать народу как единому целому

Дени Дидро Франция 1713-1783 Энциклопедия наук, искусств и ремёсел. 35 томов

Адам Смит Шотландия 1723-1790 Сила прогресса в конкуренции.

Джон Локк Один из крупнейших деятелей эпохи просвещения, выступавший с критикой абсолютизма и католической церкви. Вольтер Французский философ-просветитель, развивавший идею об изначальном равенстве всех людей. Адам Смит Английский философ, считавший государство продуктом общественного договора. Шарль Монтескьё Французский философ-просветитель, инициатор фундаментального издания о науках, искусстве и ремесле Жан-Жак Руссо Французский философ-просветитель, сформулировавший теорию разделения властей Дени Дидро Философ, считавший конкуренцию двигателем прогресса. Соотнесите имя исторического деятеля эпохи просвещения и его характеристику.

Что общего и различного во взглядах просветителей XVIII века?

Спасибо за работу .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Ссылки на интерактивные задания по курсу химии. 8 класс


XVIII век - эпоха Просвещения. Презентация к уроку новой истории в 7 классе (учебник Юдовской А.Я.)

Презентация к уроку новой истории в 7 классе (учебник Юдовской А.Я.).


Презентация "Ссылки в электронных таблицах Microsoft Excel"

Даны понятия абсолютной, относительной и смешанной ссылки, также рассмотрены примеры на определения адреса ячейки при копировании.


Город - центр образования и просвещения. Презентация к уроку по ИКП 8 класс. УМК Л.К. Ермолаевой

Презентация содержит информацию по параграфу 6 учебника Л.К. Ермолаевой. Подходит для комбинированного урока.


ссылки на интерактивные ресурсы к уроку "Моделирование " 4 класс

ссылки на интерактивные ресурсы к уроку "Моделирование ".

Интерактивный урок "Семь чудес света" (презентация + ссылка в МЭШ)


Интерактивная обучающая мультимедийная презентация "Продукты"

Данная презентация предназначена для использования на занятиях по развитию речи у младших глухих дошкольников на этапе формирования глобального чтения.

Тип урока: урок общеметодологической направленности; мультимедиа-урок.

Цель и значение темы: формирование мировоззрения учащихся, усвоение его ключевых идей, способствующих пониманию исторических процессов; показать преемственность общественных идей и развитие духовной культуры в целом.

Планируемые результаты

Основные понятия, термины, даты, персоналии: эпоха Возрождения, гуманизм, Просвещение; Томас Гоббс, Джон Локк, Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дидро.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

Учитель: Какие изменения произошли в сознании людей в XV-XVI веках?

Что угнетало творчески одаренных людей?

Что такое гуманизм, гуманное общество?

Эпоха Нового времени принесла изменения в культуру, религию, научную мысль и сегодня мы будем говорить об исторической преемственности эпох и о начале эпохи Просвещения.

2. Изучение новой темы

План:

I. Эпоха Просвещения

II. Новый взгляд на человека и общество

III. Веротерпимость и космополитизм

IV. Сопоставление основных понятий эпохи Просвещения

I. Эпоха Просвещения

Работа с понятием.

Учитель: Эпоха Нового времени принесла изменения в культуру, религию, научную мысль.

Вопрос. Какие изменения произошли в жизни Европейских государств в эпоху Нового времени? Работа по материалам параграфа 1 и вопросам 1,4,5, которые были в качестве домашнего задания.

Учитель: В результате в европейском обществе утвердилась уверенность, что познать окружающий мир человеку помогает разум. Так началась эпоха Просвещения.

Учитель: Ребята, сформулируйте суть понятия и запишите его в тетрадь.

Просвещение - идейное течение XVIII века, которое указывало на решающую роль разума и науки в познании не только природы, но и общества.

II. Новый взгляд на человека и общество

Работа с материалом параграфа, слайдами презентации и заполнение таблицы.

1. Английские просветители

Основные идеи учения

Томас Гоббс
1578 -1679 гг.

Джон Локк
1632 -1704 гг.

Человек обладает естественными, прирожденными правами на жизнь, свободу и собственность.
В естественном состоянии общества господствует свобода и равенство, но ради безопасности общества человек передает часть своей власти государству.
Идеальная форма государства - конституционная, ограниченная монархия

2. Французские просветители

Основные идеи учения

Шарль Луи де Монтескьё
1689-1755 гг.

Для разных обществ хороши разные законы с учетом размеров страны, количества населения, климата, традиций.
Основные идеи:
- разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную власть.
- свобода - право делать то, что разрешено законом
- вместо абсолютной монархии конституционная монархия

Вольтер
Франсув Мари Аруэ
1694-1778 гг.

Жан-Жак Руссо
1712-1778 гг.

Право принимать закону принадлежит народу. Власть возникает из общего согласия.
Народ - источник власти.
Идеал общественного устройства - республика.
Источник неравенства - частная собственность.

3. Шотландский экономист и философ - Адам Смит, 1723-1790 годы

  • богатство создается трудом в процессе производства;
  • разделение труда - важнейший фактор повышения производительности и увеличения общественного богатства.

Задание: Ребята, на основе таблицы и изученного материала выделите отличительные особенности эпохи Просвещения и запишите их в тетрадь:

  • освобождение от религиозного фанатизма и невежества;
  • повышения уровня грамотности, образования, развитие естественных и точных наук;
  • осуждение феодального режима и борьба с тиранией;
  • разработка идеи правового государства.

III. Веротерпимость и космополитизм

Учитель: Научная революция возродила античную идею прогресса. Однако прогресс возможен только тогда, когда он свободен. Еще одной чертой Просвещения стала секуляризация

Задание: Найдите в учебнике на странице 27 значение этого понятия и выпишите в тетрадь.

Учитель: Просвещение отличалось в разных странах - оно имело свои традиции, проблемы. Однако при всех различиях Просвещения его самые яркие представители были признаны во всей Европе. Это привело к возникновениюкосмополитизма.

Задание: Найдите в учебнике на странице 29 значение этого понятия и выпишите в тетрадь.

IV. Сопоставление основных понятий эпохи Просвещения

Задание: Ребята, сравните две эпохи, о которых мы говорили и определите, какие произошли различи в восприятии ключевых понятий.

Понятие свобода

Понятие равенство

Понятие собственность

Традиционное общество
(Средневековье)

Отношения в обществе подразумевают господство и подчинение. Идея свободы подменяется идеей верности и служения

Равенство возможно только внутри сословий или корпораций

Собственность воспринималась как богатство

Индустриальное общество
(Новое время)
Эпоха Просвещения

Все подчиняются единым законом не зависимо от знатности и происхождения

Нет сословий и привилегий, перед законом все равны

Собственность как средство к существованию, право каждого распоряжаться плодами своего труда

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс: 8 класс Тема урока: Истоки Просвещения.

Планируемые результаты:

- предметные : умение формулировать тему и определять проблему;

формирование умения работать с исторической информацией (осуществлять поиск, систематизировать и представлять результат), усвоение новых понятий;

- метапредметные : развитие речи учащихся, умение работать с различной информацией, формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы;

- личностные : формирование интереса к истории, способствовать развитию любознательности, умение выражать свою позицию.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Проектор, презентация, компьютер, ноутбуки для работы в групппах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

1. Организационный момент.

Добрый день ребята! Проверьте, все ли готово к уроку? Присаживайтесь.

Сегодня мы приступаем к изучению истории европейских стран в 18 веке (столетии). Мы уже рассмотрели и знаем какие изменения произошли в истории Российского государства в этот период времени.

Прошу вас обратить свое внимание на доску (на слайде выведены портреты ученых, философов). Ребята, давайте подумаем, о чем будет наш сегодняшний урок ? (предположения учащихся)

– Запишите тему урока в тетрадь.

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

После формулировки учащимися темы урока они сами формулируют задачи которые необходимо решить в ходе урока, задачи записываются учителем на доску.

Далее фиксируются цель урока. – Доказать, что 18 век – век Просвещения.

Хочу узнать

Проверка таблиц, выясняем есть ли совпадения и какие.

3. Актуализация знаний.

Ответы детей. Сначала учащиеся определяют способ поиска информации.

- Где мы можем это узнать? (в учебнике, в Интернете).

4. Первичное усвоение новых знаний.

Слово учителя ___ Для того, чтобы достичь нашей цели и решить поставленные нами задачи нам необходимо изучить новый материал. Для этого мы с вами разделимся на три группы.

Далее реализуется способ достижения информации. Ученики делятся на 3 группы (по рядам) и находят информацию на компьютере, в учебнике.

- Третья группа работает с пунктом 3 параграф 1 составляет презентацию про Томасса Гоббса и Джона Локка (в объеме не более 10 слайдов)

Учитель направляет группы, помогает выделить особенности, систематизировать материал. Время регламентируется.

5. Первичная проверка понимания.

Защита кластеров 1 и 2 групп у доски (2 человека от группы). Один записывает на доске для класса, другой устно объясняет.

При ответе представителей 3 группы демонстрируются на интерактивной доске портреты и информация найденные учащимися про родоначальников Просвещения.

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Прочитать параграф 1, устно ответить на вопросы после параграфа

Правила построения синквейна

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Люди XVIII в. называли свое время столетием разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике. В XVIII в. стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVIII столетия.

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли — путь культурного и социального прогресса.

Идеи общественного равенства и личной свободы овладели прежде всего третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении — антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.

Феодальная культура перестает быть господствующим монолитом. Ее мировоззренческие, ценностные, нравственные основы больше не соответствовали новым условиям жизни, новым идеалам и ценностям людей, живущих в атмосфере кризиса феодально-абсолютистского строя.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века — классицизм и барокко — обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода.

Духовное течение Просвещения раньше всего зародилось в Англии. Благодаря историческим условиям просветительские начала выразились в Англии раньше, чем в других странах. Здесь раньше всех произошла эмансипация интеллигентной буржуазии в культурной и политической жизни, что проявилось в формировании либеральных взглядов в обществе. Именно в Англии рационалистические стремления были сформулированы, приведены в систему, которая выработала определенное самостоятельное отношение к главным вопросам философии, политики и морали. Мыслителей раннего английского Просвещения (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм) стали называть вольнодумцами (англ. — free thinkers). Это название прочно вошло во все европейские языки.

Родоначальником всей просветительской философии был Джон Локк (1632-1704), философ-материалист, создатель доктрины либерализма, психолог и педагог, сам выросший под влиянием религиозного и политического движения своей родины во второй половине XVII в. Джон Локк создал теорию познания на основе учения психологии сознания, положив начало педагогике как науке, изучающей личность. Он первым сформулировал идею безусловной личной свободы на основе естественного права человека.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: