Конспект урока местоимение 7 класс

Обновлено: 03.07.2024

Используя разные методы, прививать учащимся любовь к Родине, к родному краю, к природе.

Развивать творческую и познавательную активность учащихся.

Воспитывать у учащихся чувства гуманизма, патриотизма, бережного отношения к природе, а также чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: текст, карточки

Имя прилагательное.

Что такое имя прилагательное?

На какие вопросы отвечают прилагательные?

Приведите пример прилагательным.

Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей?

Например: белый платок; деревянный дом; папин костюм.

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Образуйте прилагательные от существительных по образцу.

Народ, памятник, жизнь, дух, приключение, мораль, ум, нация, мысль, святость.

Народый, памятный, жизненный, духовный, приключенческий, моральный, умный, национальный, мысленный, святой.

Местоимение.

Местоимения – это слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них, например:

1) Грушницкий – юнкер.

Он только год в службе.

2) Этот портрет я написал в два дня.

3) Что же случилось?

По значению местоимения делятся на следующие лексико-грамматические разряды:

1. Личные : 1-е лицо – я, мы ; 2-е лицо – ты, вы ; 3-е лицо – он, она, оно, они .

Например: Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты . ( А. С. Пушкин )

Личные местоимения я, ты не имеют рода.

2. Возвратное себя не имеет рода и числа. Например: Пиарить себя.

3. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их и др.

Например: Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! ( А. С. Пушкин )

Притяжательные местоимения имеют род, число, склоняются по падежам. Местоимения его, её, их не изменяются по падежам.

4. Указательные : тот, этот, такой, таковой (устар.),

таков, столько, настолько, здесь, там, туда,оттуда,

потому, поэтому, оттого, тогда, так и др.

Например: Тот дом выше. Здесь теплее. Тот, этот, такой имеют род, число, склоняются по падежам.

5. Определительные : каждый, все, всё, вся, весь, всяк. всякий, всяческий, самый, сам, любой, другой, иной и др. имеют род, число, склоняются по падежам.

Например: Любви все возрасты покорны.

6. вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько, где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем и др.

Кто, что, где, куда и др. не имеют рода и числа. Какой который , чей имеют род и число. Кто, что, какой, который и др. склоняются по падежам.

Например: Кто прочитал повесть ? Какие эпизоды особенно запомнились ?

Сколько человек участвует в соревнованиях ?

7. Относительные : кто, что, какой, который, сей, сколько, где, когда они служат не для вопроса, а для связи придаточного предложения с главным (т. е. выступают в качестве союзных слов).

Например: Преподаватель стал выяснять, кто прочитал повесть. Он поинтересовался, какие эпизоды нам особенно запомнились. Надо узнать, сколько человек участвует в соревновании. (Обратите внимание на то, что в таких предложениях – косвенных вопросах – вопросительный знак не ставится.)

8. Неопределённые : некто, нечто , некоторый, несколько, кто-то, что-то, чей-то, какой-то, кто-либо, что-либо, чей-либо, какой-либо, кто-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой, где-то, когда-то, кое-куда и др.

Например: Пусть кто-нибудь сделает эту работу. Когда-нибудь увидимся.

9. Отрицательные : никто, ничто, никакой, ничей,некого, нечего, нисколько, ниоткуда, никогда, никак, негде, нигде, никого, незачем. неоткуда и др.

Отрицательные и неопределённые местоимения склоняются так же, как местоимения кто, что .

Местоимение некто имеет только форму им.п., а нечто – только форму им. и в.п.

Например: Неоткуда ждать помощи. Не с кем поговорить.

по особенностям склонения и связи с другими словами местоимения сходны или с именами существительными ( я, ты, кто, что, никто и др.), или с именами прилагательными ( тот, какой, всякий, этот и др.), или с числительными ( столько, сколько, несколько ). Поэтому в предложении местоимения выполняют ту же синтаксическую роль, что и соответствующие части речи.

Например: 1) Я (подлежащее) не хочу печалить вас (дополнение) ничем (дополнение).

2) Сердце мое (определение) сжалось .

3) Теперь ты наш . (определение).

Значит местоимения могут заменять существительные, прилагательные и числительные.

ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ :

1 . Спишите. Вставьте вместо точек подходящие местоимения.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. … поглядела вокруг. Вблизи … цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе

голый; но ветер шёл с пустыря и приносил … тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шёл с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни.

2. Прочитайте строки из стихотворения С. Михалкова и обратите внимание на выделенные слова. Подумайте и ответьте, являются ли выделенные слова названиями предметов или только указывают на них?

Скворец летел к себе домой.

Летел дорогою прямой.

Он изучил за много лет

Её по множеству примет.

Выделенные слова только указывают на предметов.

5.Закрепление.

Вопросы и задания:

4. Определите, какое из выделенных местоимений указывает на предмет, какое – на признак предмета и какое – на количество предметов.

Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. На дворе ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце.

Она - указывает на предмет;

Такая - признак предмета;

Несколько - количество предметов;

6.Задание на дом .

Местоимение.

Теплее были бы дни

Если бы не они

Всюду царил бы смех

Когда бы не было тех

Сделать всем миром плохим

Под силу одним лишь им

Кто мешает везде

Разумеется, именно те

Даже гомон птичий затих

Где много скопилось их

Неужели доверился тем ?

Жаль, что на белом свете

Всегда есть те , а не эти

И похоже. одна западня

Там , за границей меня.

Они, всюду, тех, всем, им, кто те, где, тем, те, эти, там, меня.

7. Итог урока.

Список использованной литературы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Садыкова Эльвира Ришатовна,

учитель русского языка и литературы

Конспект урока русского языка для 7 класса по теме:

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать всё, что знают учащиеся о местоимении как части речи.

Задачи урока:

- развитие коммуникативных умений, монологической речи, мышления;

- развитие интереса к русскому языку;

- формирование способности учеников к деловому общению друг с другом, учителем, развитие личности и межличностных отношений.

Оборудование:

- компьютер для презентации слайдов, проектор, экран;

Каждый мечтает изменить мир,

но никто не ставит целью изменить самого себя.

– Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа.

– Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете эти слова? К чему должен стремиться каждый из нас? (Надо попытаться изменить сначала себя, трудиться быть лучше, чем вчера, только тогда человек сможет изменить мир) (Слайд №2).

– Запишите эпиграф в тетрадь.

– Ребята, к какой части речи вы отнесете выделенные слова? (Местоимениям).

– По каким признакам вы отнесли выделенные слова к этой части речи? (Каждый-мест.-прил.-определит., никто- мест.-сущ.-отрицат., самого- мест.-прил.- определит., себя- мест.-сущ.-возвр. Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их) (Слайд №3,4).

– Ребята, как вы думаете, о какой части речи поговорим на уроке?

– Ребята, исходя из данной темы, сформулируйте цель урока и ключевые слова темы. (Цель урока: повторить и систематизировать материал о местоимении. Ключевые слова: разряды местоимений, общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль) (Слайд №6,7).

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

I . Разряды местоимений по грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются)

Местоимения-

существительные

указывают на предмет (лицо), но не называет его

Местоимения-прилагательные

указывают на признак предмета, но не называют его

Местоимения-числительные

указывают на количество, но не называют его

II . Вопросы

III . Разряды МеСтоимений по лексическому значению

Личные (указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они)

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Возвратное (указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя)

Притяжательные (указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету)

мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их

Указательные (указывают на признак или количество предметов.)

этот, тот, такой, таков, сей (устар.), оный (устар.).

Определительные

(указывают на признак предмета)

сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.).

Вопросительные (служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество)

какой, который, чей

Относительные (те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые союзные слова )

какой, который, чей

Отрицательные (выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок ни-, не-)

никто, ничто, некого, нечего

никакой, ничей

Неопределенные (все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое- или постфиксов(суффиксов) -то, -либо, -нибудь)

некто, нечто, кто-то, что-то

некоторый, некий, кое-какой, какой-то

несколько, сколько-нибудь

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

I . Разряды местоимений по грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются)

Местоимения-

существительные

указывают на предмет (лицо), но не называет его

Местоимения-прилагательные

указывают на признак предмета, но не называют его

Местоимения-числительные

указывают на количество, но не называют его

II . Вопросы

III . Разряды МеСтоимений по лексическому значению

Личные (указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они)

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Возвратное (указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя)

Притяжательные (указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету)

мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их

Указательные (указывают на признак или количество предметов.)

этот, тот, такой, таков, сей (устар.), оный (устар.).

Определительные

(указывают на признак предмета)

сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.).

Вопросительные (служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество)

какой, который, чей

Относительные (те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые союзные слова )

какой, который, чей

Отрицательные (выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок ни-, не-)

никто, ничто, некого, нечего

никакой, ничей

Неопределенные (все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое- или постфиксов(суффиксов) -то, -либо, -нибудь)

некто, нечто, кто-то, что-то

некоторый, некий, кое-какой, какой-то

несколько, сколько-нибудь

– Прочитайте текст-обращение к молодёжи известного авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически. Найдите местоимения, определите разряд выделенных местоимений по грамматическим признакам и по лексическому значению и определите их синтаксическую роль (Слайд №8).

Самое (м.-прил., опред.) важное.

Человек (не)может выб..рать себе ( мест.-сущ., возвр .) наружность но зато он (м.-сущ., личн.)имеет возможность выбрать более важн..ю вещ(?) – характер. Мы (м.-сущ., личн.) можем (з/с)делать себя ( мест.-сущ., возвр .) такими, какими нам (м.-сущ., личн.) хочется быть. Очень важно быть настойчивым и упорным. Таким (м.-прил., указ.) людям всё (м.-прил., опред.) удаётся лучше, чем слаб..характерным. С детства приучайте себя (не)..тступать перед трудностями, д..водить дело до конца, это (м.-прил., указ.) войдёт в привычку, и, когда выр..стете, у вас (м.-сущ., личн.) будет в..л..колепное качество – настойчивость.

Самое важное.

Человек не может выбирать себе наружность, но зато он имеет возможность выбрать более важную вещь – характер. Мы можем сделать себя такими, какими нам хочется быть. Очень важно быть настойчивым и упорным. Таким людям всё удаётся лучше, чем слабохарактерным. С детства приучайте себя не отступать перед трудностями, доводить дело до конца, это войдёт в привычку, и, когда вырастете, у вас будет великолепное качество – настойчивость (Слайд №9).

Морфологический разбор местоимений

I . Вопрос. Начальная форма (И.п., ед.ч.). Часть речи. Общее грамматическое значение.

II . Морфологические признаки.

1. Постоянные признаки:

б) лицо (у личных);

в) число (у личных).

2. Непостоянные признаки:

б) число (если есть);

в) род (если есть).

III . Синтаксическая роль.

Используемая литература

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык. Учебник для 7-го класса основной школы. / Под науч. ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2010.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Закрепление понятия о личных местоимениях 1, 2, 3 лица. 2.Дать понятие о единственном и множественном числе личных местоимений..

1.Коррекционно – образовательные.

- представление о местоимении как части речи..

- Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.

- Учить соотносить местоимения с именами существительными

- Закреплять навыки и умения в определении лица и числа местоимений

2. Коррекционно-развивающие.

Развивать память речь , внимание, наблюдательность

- Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица и числа. Местоимений.

- Развивать память, речь, логическое мышление, внимание. Наблюдательность.

- Обогащать словарный запас учащихся.

3.Коррекционно-воспитательные.

- Воспитывать, любовь к родному языку, интерес к предмету. - Воспитывать, аккуратность, прилежание.

Учебно-методическое обеспечение

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Я рада видеть, вас, в нашем светлом классе. Желаю всем мира, счастья, добра и пусть наш урок доставил вам удовольствие

2. Проверка домашнего задания.

Что было задано на дом?

Списать стихотворение Подчеркнуть местоимения, указать их лицо.

Слайд - Урок письма и развития речи

Сегодня на уроке вы должны быть внимательны, активны, аккуратны, Нам предстоит большая работа. А начнём урок со словарной работы.

Слайд Число. Классная работа.

Откройте тетради . Запишите число. Классная работа.

3. Словарная работа.

- Сегодня мы познакомимся с новым словом, Вы его назовете, если отгадаете загадку:

Ножка деревянная,
Рубашка шоколадная.
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю.

Слайд - Словарное слово - мороженое.

Всем вам хорошо знакомо это слово .

4. Работа у доски

• Правильное написание слова: мороженое (вызванный ученик работает у доски , а остальные ученики записывают в тетрадь)

Это словарное слово, написание которого следует запомнить.

мороженое - ударение падает на букву о:

мороженое ( безударные гласные подчеркиваем)

Мороженое - средний род.

Количество букв в слове – 9

• Учитель поясняет : формы слова: мороженое, - ого

- Какое бывает мороженое?

вкусное, сладкое, на палочке ,в стаканчиках, развесное.

Посмотрите, какие бывают разновидности мороженого.

Слайд - Разновидности мороженого.

Ребята, вам интересно узнать историю создания мороженого?

Слайд - История создания мороженого.

Ребята, вы любите мороженое

Действительно, дети и взрослые любят мороженое

Посмотрите два слайда.

Слайды - Любители мороженого.

5. Работа по учебнику

Откройте учебники стр. 153 найдите пояснение словарного слова.

Слайд - Мороженое – сладкое кушанье из замороженных

сливок , молока .сока ягод.

Запишите в тетрадь это предложение.

Найдите родственное слово (родственника) к слову мороженое из предложения и выделите корень.

Объяснение значения этих слов.

6. Повторение пройденного материала.

Устная работа Слайд - Загадка

Я о себе такого мнения:

Огромна роль моя!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

- Назвать часть речи, которая так о себе говорит

( местоимение )

Формулирование темы и целей урока.

- Что такое местоимение?

-Дайте полное определение этой части речи.

Слайд - Определение местоимения.

Вспомним подсказку
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

Назовите личные местоимения.

Слайд - Личные местоимения

( я - мы, ты - вы, он - она –оно -они.)

- Почему они называются личные?

(потому - что местоимения указывают на лицо, а личное – значит, что принадлежит кому – то)

Цель: Сегодня закрепим понятие о личных местоимениях 1, 2, 3 лица и познакомимся с единственным и множественным числом.

Личные местоимения я, ты, он ,она ,оно .указывают на одно лицо или на один предмет. Это местоимения единственного числа.

Личные местоимения мы, вы, они .указывают на несколько лиц или

предметов .Это местоимения множественного числа.

Посмотрите на экран.

Слайд - Личные местоимения ед.ч,мн.ч.

Назовите личные местоимения 1,2,3 лица, единственного и множественного числа.

Слайд - Разминка для глаз.

Внимательно на экране проследите за движением шарика.

8. Закрепление новой темы.

1. Работа по учебнику стр. 153-154. Упр. 195

Ребята, рассмотрите рисунки реклам стр.154.

Вы можете посмотреть на слайде в крупном плане.

Слайд – Рисунки реклам.

-Для чего служат в тексте рекламы?

-Я, думаю, в первом тексте реклама нужна, чтобы больше продать мороженого для распространения качества мороженого..

-Во втором тексте реклама для распространения качества портфелей.

Вывод - Реклама – оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей.

Прочитайте два коротких текста.

- На какую они тему?

Личные местоимения. 1, 2, 3, лица,

Найдите и прочитайте личные местоимения в первом тексте

Он, они, оно , она.

Найдите и прочитайте личные местоимения во втором тексте.

Заполните таблицу личными местоимениями. Выберите их из текстов упражнения.

Сейчас мы поиграем.

Показ карточек с лишними местоимениями.

Слайд - Самостоятельная работа

Прочитайте предложения , подберите подходящие по смыслу местоимения. Определите лицо.

Злой тоской удручена к Муравью ползет…

Греем воду … в котле, потому и дом в тепле.

Что же … , моя старушка, приумолкла у окна?

Слайд – Молодцы!

9.Итог урока.

Внимание на экран.

Слайд – Подумай и ответь

-Что такое местоимение?

- На какие вопросы отвечают местоимения?

-Сколько лиц имеют местоимения?

-Сколько чисел имеют местоимения?

Выставление и комментирование оценок.

10.Домашнее задание: стр.153упражнение 194.

- Замените личные местоимения единственного числа личными местоимениями множественного числа и наоборот.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата: 6 февраля 2014 год.

Совершенствование навыков правильного употребления местоимений в речи.

Задачи урока:

Формировать умение распознавать и правильно употреблять местоимения в устной и письменной речи; учить соотносить местоимения с именами существительными; устанавливать сходство между именем существительным и местоимением.

Развивать и коррегировать память, орфографическую зоркость, мыслительные операции анализа и синтеза, речь.

Воспитывать положительную мотивацию к обучению, прививать навыки самостоятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы по дифференцированным группам, учебник русского языка (авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская), тетради, кроссворд.

1. Организация класса.

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

- Это девиз нашего урока, к нему мы будем обращаться во время работы на уроке.

- Сегодня мы продолжаем работу над темой “Местоимение”.

- Но сначала, откройте все тетради с домашним заданием, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. И проверьте, все ли выполнили домашнее задание?

2. Актуализация знаний детей.

2.1. Минутка чистописания.

- Запишите число, классная работа.

- Посмотрите на доску.


- Какие буквы спрятались? (н, ю, о)

- Какие местоимения можно составить из этих букв? (он)

- Запишите целую строчку местоимение – он.

2.2. Выборочный диктант.

а) Она весну встречает,

б) А потом ты покатился

И назад не воротился.

в) Как пустился я по улице бежать…

г) Стул чинил сегодня мастер,

Клеил его и красил.

д) Мы с приятелем вдвоём

е) Открылись у лисят глаза, мать стала выгонять их из норы.

ё) И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами.

- Сколько слов вы выписали? (7).

(на доске местоимения: Она, ты, я, его, мы, их, меня).

- Все ли написали первое слово с заглавной буквы?

2.3. Беседа по вопросам:

- Как называются эти слова? (Местоимения)

- Почему эти слова называются местоимениями? (Вместо имени. Местоимение указывает на предметы, но не называет их).

- Почему так называется эта часть речи? Что вы знаете о местоимении?

Местоимение - часть речи, включающая слова, которые НЕ НАЗЫВАЮТ предметы, А ЛИШЬ УКАЗЫВАЮТ НА НИХ.

3. Изучение нового материала.

- Сейчас откройте учебники стр. 148, найдите упражнение 186, прочитайте задание.

Прочитайте загадки, найдите в них местоимения. Вместо каких существительных они употребляются? Если правильно назовешь, отгадаешь загадку.

Растете вы в лесочке,

Лиловые звоночки.

Все лето на ветках

О чем-то шептали.

К зиме под ногами

Они зашуршали.

Леплю я сугробы

Из снежного теста,

Передвигаю их

С места на место.

Она вертится, стрекочет,

Целый день в лесу хлопочет.

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

Вниз по улице сбегаем,

Вдоль по улице шагаем.

Как будто белой скатертью

Он крышу застелил,

В серебряные платьица

Деревья нарядил.

Спишите загадки. Отгадки сделайте заголовками. Подчеркните местоимения.

- Алеша Сорокин списывает только отгадки с доски.

- Какой вывод можно сделать?

- Вместо какой части речи употребляется местоимение? (Местоимение употребляется в предложении вместо имен существительных.)

- На какой вопрос отвечают местоимения? (Местоимение отвечает на тот же вопрос, что и существительное, которое оно заменяет, и является тем же членом предложения. Например: На лужайке у реки я играю в городки. (Кто?) я – подлежащее).

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

- Какие местоимения встретились в физкультминутке? (ты).

4. Закрепление изученного материала.

А) Работа по карточкам.

- Следующее задание: на партах у вас лежат карточки с текстом. Прочитайте рассказ про себя.

- Рамиль Чернов, прочитай текст вслух.

- Ребята, вы ничего не заметили в этом тексте необычного?

- Сложно ли было вам читать рассказ? И вот сегодня, вы будете в роли учителей, и будете исправлять ошибки в тексте самостоятельно.

- Запишите текст без ошибок. Подчеркните местоимения в тексте.

(Упражнения напечатаны на отдельных листочках и лежат на партах учеников).

Коля и петя делали уроки. С ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Ани играли на ковре. Все была заняты своими делами.

- Проверьте текст. Правильно ли вы исправили ошибки?

Коля и Петя делали уроки. С ними был пёс Тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.

Б) Словарная работа.

- Следующее задание мы выполним устно. На доске записаны словарные слова. В них спрятались местоимения, найдите и подчеркните их.

Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.

(слова на доске: Оно, он, ей, я, я.)

5. Подведение итогов урока.

А) Обобщающие вопросы учителя.

- Какой частью речи можно заменить имя существительное? (Местоимением).

- Что общего между именем существительным и местоимением? (Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы).

- Какая разница между именем существительным и местоимением? (Имя существительное обозначает предмет, а местоимение указывает на него).

- Для чего нужны местоимения в нашей речи? (Местоимения служат для выразительности в речи, помогают избежать ненужных повторов).

Б) Объяснение заданного на дом, запись задания на доске и в дневниках.

Упражнение 187, стр. 148

Прочитайте предложения. Замени выделенные существительные местоимениями.

Старуха пряла свою пряжу.

Снег пушистый, серебристый вьется в вышине.

Мужички такой печали отродяся не видали.

Образец. Старуха (кто?) пряла свою пряжу. – Она (кто?) пряла свою пряжу.

Читайте также: