Конспект по лексической теме обувь

Обновлено: 06.07.2024

Разработала: учитель – логопед Черкасова Анастасия Сергеевна.

Цель:

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: расширять и конкретизировать представления об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Закреплять в речи существительное с обобщающим значением (тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, каблук, шнурок, утро, вечер, завязывать, развязывать, чистить, удобный, теплый, кожаный).
  • Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное внимание.
  • Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативность и самостоятельность.

Ход занятия

Дети встают в круг:

Все ребятки на пол сели,

На ботинки посмотрели,

Чтоб ботинки починить,

Надо гвоздики прибить!

Ох, устали наши ножки,

Мы похлопаем в ладошки.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. Хлоп, хлоп, хлоп!

Развитие речевого слуха.

Логопед: Дети, посмотрите на свою обувь. Сначала сядет девочка в красных босоножках, потом сядет мальчик в синих сандалиях. Дети, узнавшие по описанию свою обувь, садятся за стол.

Дети вытягивают из рук логопеда картинки с изображением обуви. Дальше дети называю обувь, которая им досталась и называют в какое время года можно надеть данную обувь и какого она цвета.

Логопед: Ребята, а сейчас каждый возьмет у меня карточку и расскажет, что там изображено, в какое время года мы будем носить данную вещь и какого она цвета.

Дети вытягивают и отвечаю на поставленные вопросы.

Логопед: Вы большие молодцы! А сейчас мы встанем и проверим на прочность нашу с вами обувь, немного потопаем и посмотрим, выдержат ли наши ботиночки такого напора.

Логоритмика.

Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
(Ходьба широким шагом)

Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
(Бег мелким шагом)

Логопед: Молодцы, присаживайтесь на места.

Логопед: Обратите внимание на доску, внимательно изучите изображения и составьте красивые предложения.

Дети составляют предложения по сюжетным картинкам.

Детям выкладываются картинки с обувью на стол, дети должны распределить по стопкам, женская и мужская обувь.

Логопед: Все мы с вами прекрасно знаем, что обувь делится на два типа мужская и женская. Давайте с вами сформируем две стопочки и рассортируем наши карточки на мужскую и женскую. В синюю корзинку кладем мужскую обувь, а в розовую - женскую.

Детям предлагается рассмотреть картинки с обувью и преобразовать от каждой картинки уменьшительно-ласкательное слово.

Логопед: Ребята, давайте с вами немного поколдуем и переделаем слова, из обычных в ласковые.

Детям предлагается картинка с изображением хаотично изображенной обувью, где дети должны найти пару каждому ботинку.

Логопед: Так, так, так, смотрите сколько на картинке обуви. Но ни у одной нет пары. Давайте поможем ботиночкам и найдем каждой по паре. Дети ищут пару ботинкам.

Детям предлагается несколько предложений, которые они должны закончить самостоятельно.

Логопед: Ребята, я нашла у себя в книжке несколько предложений, но они почему-то не законченные, поможете мне закончить переложения интересно, что получится?

Девочка надела туфли, мальчик надел туфли.

Девочка вымыла ботинки, мальчик …

Девочка почистила кроссовки, мальчик …

Девочка сняла тапочки, мальчик …

Детям предлагаются картинки с изображением различной обуви с добавлением различной одежды в ряд.

Логопед: Смотрите сколько разных картинок у нас на доске, но мне кажется что-то с ними не так. Давайте посмотрим внимательно.

Дети: Здесь есть лишние.

Логопед: Умнички, правильно, здесь есть картинки, которые не относятся к теме нашей беседы. Давайте найдем их и уберем?

Логопед: Молодцы. Теперь обратите внимание на доску, внимательно рассмотрите картинки пока я читаю вам рассказ, потом ответим на несколько вопросов по содержанию текста.

Логопед: Вы большие молодцы, справились со всеми трудностями сегодня. Но нам осталось еще кое-что сделать.

Логопед раздает листочки с изображением одежды и обуви, где нужно найти и раскрасить лишнее.

Конспект занятия для детей старшего возраста. Лексическая тема: "Обувь". Данное занятие позволяет расширить и конкретизировать представления детей об обуви.

ВложениеРазмер
36_tema.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Цель : Расширение и конкретизация представлений об обуви.

Коррекционно-образовательные задачи : Расширение и конкретизация представлений об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Закреплении в речи существительного с обобщающим значением (тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, каблук, шнурок, утро, вечер, завязывать, развязывать, чистить, удобный, теплый, кожаный). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных во множественном числе), слоговой структуры слов.

Коррекционно-развивающие задачи : Развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.

Коррекционно-воспитательные задачи : Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельностии

  1. Организационный момент. Л. приглашает детей в кабинет, организу приветствие, предлагает встать около стульчиков.

Л. Посмотрите на свою обувь. Сначала сядет девочка в красных босоножка, потом сядет мальчик в синих сандалиях. И, наконец, можно сесть детям разноцветных тапочках.

Л. Посмотрите внимательно и подумайте, какая картинка лишняя?

Дети. Лишние туфли.

Л. Почему? Дети. Это обувь.

Л. А все остальное? Дети. Это одежда.

Л. Правильно. Молодцы!

Используются следующие комплекты картинок: сандалии, шлепанцы, сапожки, босоножки; синие туфельки, кроссовки, ботиночки и желтые сапожки; резиновые сапожки, калоши, купальные шлепанцы и лакированные туфельки.

Л. Посмотрите, какая красивая туфелька нарисована. Послушайте стихотворение о ней ( читает стихотворение про Дженни ). Сейчас вы обведете туфельку по точке простым карандашом, а потом раскрасите любым цветным карандашом. Если хотите пряжку на туфельке можете сделать любого другого цвета ( Л. следит за посадкой детей, за постановкой руки, оказывает необходимую помощь. )

Л. Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Расскажите, какие туфельки вас получились.

Дети. У меня желтая туфелька.

Л. Вечером вы нарисуете и раскрасите вторую туфельку для девочки Дженни, сейчас давайте поиграем с массажными мячиками.

Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 2 части. В част расположенной слева, нарисован один кружок. В части, расположенной справа, нарисовано несколько кружков.

Л. А теперь расскажите, как вы подобрали картинки.

1 -й ребенок ,- Ботинок — ботинки.- Туфля — туфли. - Сапог — сапог Валенок — валенки.

Л.. Молодцы! Правильно! Похлопайте себе!

6. Общая артикуляционная гимнастика.

Л. приглашает детей к зеркалу, предлагает правильно сесть и выполни несколько упражнений из общей артикуляционной гимнастики. Каждое упражнение выполняется 3—4 раза. Логопед следит за тем, чтобы дети вовремя сглатывали слюну и отдыхали после выполнения каждого упражнения. Для зрительной опоры и пользуются игрушки.

Л. А сейчас мы с вами будем передавать телеграмму. Я ее буду передавать Hacте, Настя — Вадику, Вадик — Жене, а Женя — Даше. Нужно правильно произнести отстучать название обуви.

Л. Вот ботинки для Маринки,

Не ботинки, а картинки.

Убирает картинку и помещает на ее место другую, изображены без шнурков. Л. Чего не хватает у этих ботинок?

Л. Правильно. Молодцы.

Аналогично проводится работа еще по 2—3 картинкам.

  1. Дыхательная гимнастика. Диафрагмальное дыхание стоя.
  2. Окончание занятия.

По предложению логопеда дети вспоминают, чем занимались на занятии, оценивают работу друг друга.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель:
1.Расширять и активизировать словарь по теме.
2.Учить правильно называть детали обуви.
3.Упражнять в образовании относительных прилагательных.
4.Упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов в существительных.
5.Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже с предлогом.
6. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

Ход занятия.

Повторить слова в том же порядке:
Туфли –тапки – сапоги – ботинки
Валенки – сандалики –туфли – сапоги
Дети, как назовём эти предметы одним словом? -ОБУВЬ.

2.Дети, скажите, для чего нам нужна обувь? (Чтобы обувать на ноги)

3. История возникновения обуви (презентация)

7. Рассматривание и называние деталей обуви.

Дети, давайте сравним зимние сапоги и зимние ботинки.
В чём удобнее ходить по глубоким сугробам, почему?

Сравниваем туфли и кроссовки.
Сравниваем ботинки и сандалики
У ботинка есть застёжка и у сандалика есть застёжка.
У ботинка есть каблук, а у сандалика нет каблука.
У ботинка есть пятка, а у сандалика нет пятки.
У ботинка есть голенище ,а у сандалика нет голенища.
Ботинки кожаные и сандалики кожаные.
Ботинки закрытые, а сандалики открытые.
Ботинки тёплые, зимние, а сандалики лёгкие, летние.

9.Расскажите, дети, как надо ухаживать за обувью, чтобы она была в порядке? (дети повторяют глаголы)

Обувь надо мыть, сушить, вытирать, чистить, чинить, убирать.
Кто чинит обувь? (сапожник)
Куда мы пойдём, если обувь надо починить? (в сапожную мастерскую)

Исправьте меня:
Сапожнику принесли в ремонт (дети повторяют фразу полностью)
Туфли БЕЗ ( подошва )
Сапоги БЕЗ (молния)
Тапки БЕЗ (пятка)
Сандалии БЕЗ (ремешок)
Ботинки БЕЗ (язык)
Кроссовки БЕЗ (шнурок)

10.Беседа о многозначности слова ЯЗЫК с использованием картинок и предметов.
Мальчик – озорник показал тебе ЯЗЫК, и ботинок – озорник тоже высунул
ЯЗЫК.

Когда мы приходим домой, то РАЗУВАЕМСЯ.
Когда мы идем гулять, то ОБУВАЕМСЯ.
В детском саду мы ПЕРЕОБУВАЕМСЯ (значит снимаем грязную обувь и обуваемся в чистую)

Выбери правильно лишнюю картинку и объясни, почему она лишняя.

13. Итог (о чем говорили на занятии, что понравилось, оценка деятельности детей)

1. Расширять и активизировать словарь по теме.
2. Учить правильно называть детали обуви.
3. Упражнять в образовании относительных прилагательных.
4. Упражнять в образовании множественного числа существительных.
5. Упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов в существительных.
6. Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже с предлогом.
7. Упражнять в согласовании существительных с числительными.
8. Формировать слоговую структуру слов.

1. Дидактическое упражнение “Без ошибки повтори, ничего не пропусти”.

Повторить слова в том же порядке:

Туфли –тапки – сапоги – ботинки.

Валенки – сандалики – туфли – сапоги.

Дети, как назовём эти предметы одним словом? (Обувь.)

2. Дети, скажите, для чего нам нужна обувь? (Чтобы обувать на ноги.)

В каком магазине мы покупаем обувь? (В обувном магазине.)

В обувном магазине на полках стоит много разной обуви.

Упражнение “Договори словечко”.

Если обувь для зимы, то она ЗИМНЯЯ.

Если обувь для лета, то она –

Если обувь для дома, то она –

Если обувь для спорта, то она –

Если обувь для праздника, то она –

Обувь для женщин –

Обувь для мужчин –

Обувь для детей –

3. Скажите, дети, какая обувь нужна для зимы? (Тёплая, закрытая, зимняя, высокая.)

Почему зимой нужно носить такую обувь?

Из каких материалов делают зимнюю обувь?

Какую обувь мы носим летом? (Лёгкую, открытую, летнюю.) Почему?

Упражнение “Образуй словечко”.

Если обувь из кожи, то она КОЖАНАЯ.

Если обувь из меха, то она МЕХОВАЯ.

Если обувь из резины, то она РЕЗИНОВАЯ.

Если обувь из шерсти, то она ШЕРСТЯНАЯ

В какую погоду нужно носить валенки, почему?

4. Рассматривание и называние деталей обуви.

Дети, давайте сравним зимние сапоги и зимние ботинки.

В чём удобнее ходить по глубоким сугробам, почему?

Сравниваем туфли и кроссовки.

Сравниваем ботинки и сандалики.

У ботинка есть застёжка и у сандалика есть застёжка.

У ботинка есть каблук, а у сандалика нет каблука.

У ботинка есть пятка, а у сандалика нет пятки.

У ботинка есть голенище ,а у сандалика нет голенища.

Ботинки кожаные и сандалики кожаные.

Ботинки закрытые, а сандалики открытые.

Ботинки тёплые, зимние, а сандалики лёгкие, летние.

5. Пальчиковая гимнастика “БОТИНКИ”.

Всюду, всюду мы вдвоём Средний и указательный пальчики “шагают” по столу.
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам, Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали.
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. Укладывают ладони на стол.

6. Упражнение “Назовём ласково” свою любимую обувь.

7. Расскажите, дети, как надо ухаживать за обувью, чтобы она была в порядке? (Дети повторяют глаголы.)

Обувь надо мыть, сушить, вытирать, чистить, чинить, убирать.

Кто чинит обувь? (Сапожник.)

Куда мы пойдём, если обувь надо починить? (В сапожную мастерскую.)

Сапожнику принесли в ремонт (дети повторяют фразу полностью).

Туфли БЕЗ (подошва )

Сапоги БЕЗ (молния)

Тапки БЕЗ (пятка)

Сандалии БЕЗ (ремешок)

Ботинки БЕЗ (язык)

Кроссовки БЕЗ (шнурок)

8. Беседа о многозначности слова ЯЗЫК с использованием картинок и предметов.

Мальчик – озорник показал тебе ЯЗЫК, и ботинок – озорник тоже высунул

9. Задание: вставь пропущенное слово (предлог) и договори правильно.

Тапки стоят … (кровать)

Сапоги стоят …(тумбочка)

Ботинки сохнут… (батарея)

Мы вытащим туфли …(коробки)

Мы достанем сапоги…(тумбочки)

Мы снимем ботинки…(батарея) 10. “Давайте посчитаем” 1–5:

Сапог, валенок, тапок.

11. “Научись говорить правильно”.

Когда мы приходим домой, то РАЗУВАЕМСЯ.

Когда мы идем гулять, то ОБУВАЕМСЯ.

В детском саду мы ПЕРЕОБУВАЕМСЯ (значит снимаем грязную обувь и обуваемся в чистую).

Читайте также: