Конспект урока луганщина в 1960 х 1980 х гг

Обновлено: 02.07.2024

3. Презентация должна содержать до 15 слайдов, слайды не должны быть переполнены текстом.

Данный проект будет длиться 3 урока

04.05

Тема

Украина в условиях обретения независимости. Основные векторы украинской внешней политики.

Задание

Подобрать информацию в интернете и подготовить проект-презентацию (по выбору)

Домашнее задание

1. Подготовить проект-презентацию по выбору:

· Правление Л.М. Кравчука

· Правление Л.Д. Кучмы

· Правление В.А. Ющенко

· Правление В.Ф. Януковича

2. В презентации указать годы правления президента, особенности политической, экономической жизни, уровень жизни населения, развитие культуры, образования, спорта

3. Презентация должна содержать до 15 слайдов, слайды не должны быть переполнены текстом, не допускайте грамматических ошибок!

Данный проект будет длиться 3 урока

Работы принимаются до 12:00 5 мая 2020 г.

05.05

Тема

Луганщина в 1980-х – 1990-х годах.

Задание

Домашнее задание

Составить конспект по презентации

На почту ничего не нужно присылать!

06.05

Тема

Политическая ситуация на Луганщине в начале XXI века.

Задание:

Домашнее задание:

Составить конспект по презентации

Ребята, зайдите на страницу МХК. Произошел сбой и не опубликовалось задание! Все восстановила!

08.05

Тема

Политическая ситуация на Луганщине в начале XXI века.

Задание:

Проработать презентацию и составить конспект

Домашнее задание:

Работы принимаются до 16:00 13 мая 2020 г.

Ребята, обращаю Ваше внимание, что на следующей неделе уроков по истории не будет, т.к. по плану у Вас должны быть военно-полевые сборы! Задания возобновятся с 18 мая!

Вы должны зарегистрироваться. Обязательно указав Фамилию, имя и отчество; свой статус – ученик (ца); адрес электронной почты. Те, кто наберет выше 80 %, получит сертификат, который Вам отправят на почту.

Участвуем в Акции! Проявляем свою гражданскую позицию! Гордимся нашими Предками!

Напишите краткий конспект темы согласно пунктам плана.

Социально-экономическое развитие.

В 60-80-е годы XX столетия Луганск — крупнейший индустриальный город, со своими национальными традициями и укладом жизни.

Уже к началу 1951 г. на Луганщине было восстановлено и построено 1048 крупных предприятий, в том числе 103 шахты, 8 обогатительных фабрик. Угледобыча составила 32,5 млн. тонн против 12,7 млн. тонн в 1945 г., выпуск промышленной продукции увеличился в 3,7 раза, собрано зерна 635 тыс. тонн против 439 тыс. тонн в 1945 г. Было открыто 99 новых школ, 1142 библиотеки, 293 киноустановки, 132 клубных учреждения.

В 60-е года проводились социально-экономические реформы. Сократилась продолжительность рабочей недели с 48 часов до 41 часа. Снизился пенсионный возраст до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Отменен закон 1940 года, который запрещал работникам менять место работы. Отменена плата за обучение в старших классах школ и высших учебных заведениях. Началось строительство жилых массивов в городах области. Вдвое увеличилось количество медицинских учреждений, в которых работали заслуженные доктора УССР: Петруня С. П., Гришин М. О., Руденко Ф. А., Скворцов К. К., Скворцова Е. Е.

За революционные заслуги и успешное выполнение заданий восьмой пятилетки, а также в связи со 175-летием города. 18 декабря 1970 года Луганск был награжден орденом Октябрьской революции.

Завод им. Октябрьской революции - основа промышленного Луганска. Это детище луганских фронтовиков, которые не только возродили его, но и дали вторую жизнь – превратив предприятие в основную базу тепловозостроения страны.

Пятьдесят лет отдал заводу воин-фронтовик Александр Буянов. Начинал трудиться на заводе им. Октябрьской революции простым рабочим, а стал главным конструктором общего машиностроения. Он прошел всю войну. Был дважды ранен. При его непосредственном участии создавался один из лучших советских магистральных тепловозов ТЭ-109, ставший легендой отечественного машиностроения. Дважды тепловоз награждался большими золотыми медалями на международных выставках в Лейпциге и Пловдиве.

22 января 1971 года высокой наградой Орденом Октябрьской революции был удостоен коллектив завода имени Октябрьской революции.

Двенадцать лет такой довоенный стаж работы на заводе строгальщика Алексея Козаченко. Воевал под Москвой, Сталинградом, Курском. Он первый среди локомотивостроителей страны удостоен звания Героя Социалистического Труда (1966г.) Один из лучших рационализаторов. Почетный гражданин г. Луганска.

Многие годы работал газосварщиком на тепловозостроительном заводе капитан Василий Осипов. Оборонял Киев, Москву, Сталинград. За освобождение Ворошиловграда удостоен ордена Отечественной войны 2 степени, Лисичанска – Отечественной войны 1 степени.

Жилая площадь в городе увеличилась почти в 5 раз по сравнению с 1950-и годами. К началу 1976 года жилищный фонд города составил 5500 тыс. кв. метров. В новых благоустроенных квартирах поселилось почти 62% населения города. Численность населения города в 70-е годы составляла 466 тыс. чел.

Жилищное строительство в городе велось, также и на свободных территориях крупными массивами. Были созданы кварталы им. Алексеева, им. Гаевого, им. Димитрова, им. Жданова (ныне Луганский), им. Шевченко, им. Щербакова, 50-летия обороны Луганска, героев Брестской крепости.


Многое сделано по благоустройству города, развитию коммунального хозяйства.

В 1971 году была реконструирована улица Советская, главная транспортная артерия города с двумя десятикилометровыми полосами движениями, разделенными зеленым газоном. По этой многокилометровой магистрали проходили основные маршруты.

В 1975 году длина улиц с твердым покрытием составляла 261 км. На 452 км протянулась водопроводная сеть города. Было проведено 500 км газопровода, газифицированы все основные предприятия, социально-бытовые объекты, учреждения культуры, квартиры.

Широко развивалась транспортная сеть. В 1975 году 67 троллейбусов курсировало на 4-х линиях общей площадью 70,5 км. В городе было 12 трамвайных маршрутов, соединенных кольцевой линией.

В 60-е годы в Луганской области был построен Северодонецкий химический комбинат "Азот". В 1956 году выпущен первый магистральный тепловоз ТЕ-3. В 1957 году в области молодёжью страны были построены 20 шахт.

Образование и наука.

В научно-исследовательских институтах и вузах в послевоенный период трудилось ряд Героев Советского Союза – наших земляков – летчики Александр Ткаченко, Петр Юрченко, Николай Стольников, разведчик Александр Свечкарев.

В 1970-е годы были созданы все условия для получения молодежью специального образования. Здесь работало 11 техникумов, в которых обучалось 14,5 тыс. учащихся. В городе в 5-и высших учебных заведений, обучалось 26 тыс. студентов. Например, в 1975 году на 6-и факультетах педагогического института обучалось 5350 студентов, работало 230 преподавателей.

Культура, строительство и архитектура.

В ноябре 1945 года началась концертная деятельность Луганского симфонического оркестра и Областной филармонии. В 1958 году заработал Луганский телецентр. Печатали свои произведения Вольный Ф. Г., Савич (Лукьяненко) И. С., Светличный И. О., Бугорков И. С. В 1965 году появилась местная организация союза писателей.

В 1945 году в Луганске было создано музыкальное училище под руководством Васильева С. О., заслуженного деятеля искусств УССР.

Большой популярностью пользовались новые музеи: Художественный музей имени Артема в Луганске и музей "Молодая Гвардия" в Краснодоне.

В 1958 году на карте появился новый город - Северодонецк. В 1966 году значительно выросла численность областного отделения Союза Художников УССР. Талантливые скульпторы, заслуженные деятели искусств УССР Мухин В. И., Федченко В. Х., Чумак И. М., Щербаков М. М., Вольштейн М. Л., Фильберт О. О. создали выдающиеся произведения.

Успешное решение задач развития экономики и культуры области явилось результатом самоотверженной работы трудящихся.

ПЛАН
1. Нарастание кризисных явлений в экономике и
социальной сфере.
2. Изменения в повседневной жизни населения края.
3. Проявление социальной и политической активности
населения. Шахтёрские акции протеста.
4. Обострение экономических и политических проблем
после распада СССР.
5. Международные связи региона.
6. Важнейшие научные, культурные и спортивные
достижения
Луганщины
периода
украинской
независимости.
7. Особенности развития образования.

3. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

4. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

5. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

6. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

К концу 1960-х гг. из 1900 крупных предприятий, построенных в
СССР, на территории нашего края в строй ввели 187 предприятий. За
столь выдающиеся успехи Луганская область была отмечена высшей
наградой СССР - орденом Ленина, а Луганск – орденом Октябрьской
революции, 38 жителей области были удостоены звания Героя
Социалистического Труда.

7. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

В начале 1970-х гг. на предприятиях области была проведена большая
работа по повышению технического уровня производства и улучшению
качества продукции, освоению инновационной продукции.
Большой размах приобрело движение рационализаторов и
изобретателей, которых в области было около 64 тыс. человек.
Широко известными в это время стали высокопроизводительные
бригады А. КОЛЕСНИКОВА, В. МУРЗЕНКО, Г. МОЦАКА, Н. СКРИПНИКА, Ф.
КУРИЛО, В. ГАЛКИНА.
К 1977 г. экономические показатели по сравнению с 1940 г. выросли
почти в 10 раз.
По объёму промышленного производства область заняла 4-е место в
УССР и 16-е место среди 155 автономных республик, краёв и областей
СССР.
Росли показатели и в аграрной отрасли: в 1-й половине 1970-х гг.
среднегодовое производство с/х продукции увеличилось на 14%.

8. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

9. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

Благодаря личной инициативе 1-го секретаря Луганского областного
комитета (обкома) КПУ В.В. ШЕВЧЕНКО за 11 лет в Ворошиловграде
были построены новые жилые массивы, цирк, современные авто- и ж/д
вокзалы, аэропорт, филармония.

10. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

11. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

12. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

13. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

14. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

15. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

Всего в Ворошиловградской области было создано более 4,5 тыс.
спортивных баз, в т.ч. 58 стадионов, 11 теннисных кортов, около 2-х
тыс. спортивных площадок и 39 плавательных бассейнов.
В динамично развивающемся СЕВЕРОДОНЕЦКЕ был возведён
единственный в области Ледовый дворец спорта, где проходили
многочисленные престижные республиканские и областные
спортивные соревнования.
ЛЕДОВЫЙ ДВОРЕЦ СПОРТА В
СЕВЕРОДОНЕЦКЕ

16. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

17. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

18. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

19. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

20. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

21. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

22. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

23. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

И.А. КОРОБЧИНСКИЙ
украинский советский и украинский гимнаст,
украинский тренер по спортивной гимнастике,
олимпийский чемпион, многократный чемпион
мира, заслуженный мастер спорта СССР (1989).
О.Н. КУЧЕРЕНКО
советский и немецкий борец греко-римского стиля,
олимпийский чемпион, Заслуженный мастер спорта
СССР (1989). В 1994 г. получил гражданство Германии.

24. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

25. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

26. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

В.Н. ЗАКОРЕЦКАЯ - украинская советская спортсменкапарашютистка. Много лет защищала спортивную честь
Луганска и области, Украины, прошла путь от
начинающей спортсменки до заслуженного мастера
спорта СССР. В составе сборных команд Луганска, СССР,
Украины завоевывала золотые, серебряные, бронзовые
медали Чемпионатов Украины, СССР, мира. С 1967 г. капитан сборной команды СССР по парашютному спорту.
В 1976 г. стала абсолютной чемпионкой мира. На её счету
50 мировых рекордов и 4 всесоюзных. Начиная с 1980 г. на
тренерской работе. Совершила более 11 500 прыжков с
парашютом. Её имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса
1976, 1987, 1998, как женщины-парашютистки с
наибольшим количеством прыжков с парашютом в мире.
В 1970 г. приняла участие в чемпионате Югославии. Затем
последовала серия побед и наград. С 1978 по 1984 гг. была
тренером сборной Украины по парашютному спорту. В.
Закорецкая воспитала 22-х мастеров спорта СССР и
Украины и 4-х мастеров спорта международного класса.

27. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

28. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

29. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

30. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

31. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

32. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

33. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

ГОЛУБОВИЧ
МИХАИЛ
ВАСИЛЬЕВИЧ родился 21 ноября
1943 года в городе Золотоноша. Его
большая
семья,
а
был
он
одиннадцатым ребенком в семье, жила
издавна на Черкащщине. Трагический
след оставила в семье война, на
которой погибли братья и сестра
Михаила.
С детства Михаил участвовал в
самодеятельности, занимался спортом.
Первую роль сыграл на школьной
сцене в спектакле по роману А.
Гончара
"Знаменосцы".
После
окончания школы, был рабочим работал слесарем-монтажником.
В 1967 году окончил Киевский
институт театрального искусства им.
Карпенко-Карого. С того же времени
работает в Луганском музыкально драматическом театре.

34. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

35. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

36. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

37. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

38. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

39. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

40. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

41. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

ГАЛИНА МУРЗАЙ,
Народная артистка
УССР
ВЕРА
АНДРИЯНЕНКО,
Народная
артистка УССР
ЛЮДМИЛА
КОЛЕСНИКОВА,
Заслуженная
артистка УССР

42. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

43. РАЗВИТИЕ ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СССР (середина 1960-х гг. – 1985 г.)

Вместе с тем, в достаточно успешной по основным показателям социальноэкономической модели на рубеже 1970-х – 1980-х гг. стали проявляться
тенденции к замедлению темпов роста.
Одной из важных причин было недостаточное внедрение инновационных
технологий.
С 1982 по 1985 гг. пост
Генерального секретаря ЦК КПСС
поочередно
занимали
два
руководителя: Ю.В. АНДРОПОВ и
К.У. ЧЕРНЕНКО. Будучи людьми
преклонного возраста и старой
политической школы, они не
смогли провести необходимые
для страны реформы.

Однако
радикальных
позитивных изменений не
произошло, наоборот, во 2-й
половине
1980-х
гг.
усиливались
тенденции
отставания
темпов
экономического
развития
области
от
намеченных
показателей.
Кроме
того,
ослабление союзного центра и
либерализация деятельности
предприятий
повлекли
за
собой
разбалансирование
хозяйства
и
разрушение
экономических связей.
Ухудшение показателей в основных отраслях
производства области привело к бартеризации
обмена между производителями и разрыву
технологических цепочек, что способствовало
массовой инфляции.

Кризисные тенденции в экономике спровоцировали многих граждан СССР к
выдвижению требования по смене политического курса. Их формой стали
многочисленные митинги, демонстрации, забастовки и другие массовые акции.
Не была исключением и Ворошиловградщина.
Новым явлением в крае стали
шахтёрские забастовки, однако
первоначально их основным
требованием
была
выплата
зарплаты.
18 июля 1989 г. из 93 шахт в
области работали 41, бастовали
27 тыс. горняков. Но с каждой
новой
акцией
требования
приобретали политизированный
характер.

В обществе росло
желание перемен, но
большая часть
населения желала
сохранения СССР, что
подтвердили итоги
Всесоюзного
референдума о
сохранении СССР
17 марта 1991 г. –
70,2%
проголосовавших
ответили
утвердительно.
В Луганской области этот показатель был одним из самых высоких – более
85%.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Охарактеризовать Луганщину в годы советской модернизации.

2. Развивать умения и навыки анализировать факты и закономерности становления Луганского края. Привить умения приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях.

3. Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма, храбрости, мужества, любви к своему Отечеству, чувства национальной гордости за Луганчан, проявивших патриотизм в годы социалистической модернизации. Воспитывать взаимопонимание в общении, готовности к самостоятельному творчеству, к пользованию гражданскими правами

Луганщина в годы советской модернизации.

Лев Толстой

1. Охарактеризовать Луганщину в годы советской модернизации.

2. Развивать умения и навыки анализировать факты и закономерности становления Луганского края. Привить умения приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях.

3. Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма, храбрости, мужества, любви к своему Отечеству, чувства национальной гордости за Луганчан, проявивших патриотизм в годы социалистической модернизации. Воспитывать взаимопонимание в общении, готовности к самостоятельному творчеству, к пользованию гражданскими правами.

Тип урока – комбинированный.

I. Какие основные события произошли в 20-е–30-е годы в молодом Советском государстве?

Политические события 20-е-30-е гг.

Экономические события 20-е-30-е гг.

Разгром войск адмирала Колчака (восточный фронт, 1919-1920, январь);

Борьба против сил генерала Н.Юденича (сев.-зап. фронт, 1919-1920, март);

Борьба против сил А. Деникина и П. Краснова (южный фронт, 1919-1920, январь);

Борьба против сил генерала П.Н. Врангеля (Крым, 1920, апрель-ноябрь);

Советско-польская война. Командующие КА-М.Н. Тухачевский и А.И. Егоров (1920, апрель-ноябрь);

Избрание И.В. Сталина Ген. секом ЦК РКП(б);

Образование СССР (30 декабря 1922);

Принятие Конституции СССР (январь 1924);

Убийство С.М. Кирова (декабрь 1934, начало сталинских репрессий);

Принятие СССР в Лигу Наций (1934);

Принятие Конституции СССР (Конституция победившего социализма-1936);

Заключение Советско-германского Пакта о ненападении (23 августа 1939);

Нападение Германии на Польшу, начало Второй мировой войны (1 сентября 1939);

Ввод советских войск восточные районы Польши (З.Укр. и З. Белоруссия, сентябрь 1939);

Советско-финляндская война (ноябрь 1939-март 1940);

Присоединение Прибалтики к СССР (ноябрь 1939-июнь 1940);

Передача СССР Бессарабии и Сев. Буковины (Румынии), образование Молдавской ССР (июль 1940);

Начало Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года.

Курс на индустриализацию народного хозяйства (декабрь 1925, 14 съезд ВКП(б));

Создание колхозов (1928);

Голод (1932-1933, умерло до 7 млн. человек);

Второй пятилетний план (1933-1937);

Культурная революция (1933-1937);

Завершение коллективизации (1937, крестьянские хозяйства были объединены в колхозы

С какой целью, был взят курс на индустриализацию?

Превратить СССР из страны ввозящей в страну машины и оборудование, в страну производящую эти машины и оборудование.

С какой целью, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства СССР?

Перекачка средств на нужды индустриализации из аграрного сектора экономики в промышленный + ликвидация кулачества + образование крупных коллективных хозяйств (колхозов).

С какой целью, была проведена культурная революция?

II. МОТИВАЦИЯ

Что вы знаете о людях советского государства, наших земляках совершивших трудовой подвиг, в 20-е – 30-е гг.? Каков их вклад в экономику и политику советского государства?

Что вы читали, какие фильмы смотрели характеризующие период становления новой Советской государственности? Как вы думаете, почему, происходило противостояние крестьян и официальной власти? Что сыграло главную роль в становлении и развитии новой экономической политики? Почему, большинство крестьян, в условиях развития НЭПа, отошло от антисоветского повстанческого движения и вернулось к мирной жизни?

III. АКТУАЛИЗАЦИ

Вспомните, что означает понятие тоталитарный и дайте определение?

Разновидность антидемократического политического режима.

Отличительные признаки тоталитарного режима.

Монополия на власть одной политической партии (однопартийность).

Обязанность граждан подчиняться законам.

Установление личной диктатуры.

Репрессии и террор.

Манипуляция массовым сознанием населения.

Политический режим, при котором осуществляется полный контроль над всеми сферами жизни.

Годы советской модернизации (1921 – 1941 гг.) на Луганщине, как и всего Советского государства, явились годами тоталитарного режима, подлинной трагедией нашего народа. Способом государственного управления страной в 20-е-30-е годы стал ТЕРРОР.

В 20-е – 30-е гг. были предприняты административно-территориальные реформы в нашем крае.

1923 г. были созданы округа (вместо уездов) – Луганский и Старобельский.

1925 г. ликвидированы губернии.

1930 г. упразднены округа.

1932 г. создаются области, 2 июля образована Донецкая обл. (включающая и территорию современной Луганской области).

1938 г. 3 июня принят Указ о разделении Донецкой обл. на две: Сталинскую ( с 1961 г. – Донецкая) и Ворошиловградскую (в 1958 – 1970 гг. – Луганская; в 1970 – 1990 гг. – Ворошиловградская; с 4 мая 1990 г. – Луганская).

В чем был главный акцент на преодоление трудностей (голод, разруха) в экономике, от чего зависело восстановление экономики? От результатов работы, одной из главных отраслей народного хозяйства – УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

1921 г. добыча угля в Донбассе составила 5,8 млн.т., была в 4,5 раза меньше, чем в 1913 г.

1927-1928 гг. добыча угля в Донбассе, составила 27,3 млн.т. и превзошла уровень 1913 г. (9,36 млн.т. выдали на гора шахтеры Луганского округа).

1932 г. появление новой горной техники в Первомайске. А.И. Бахмутский сконструировал первый в мире угольный комбайн.

1935 г. Луганщина стала родиной стахановского движения.

Что вы можете рассказать о Алексее Стаханове? Повысил производительность труда в 14,8 раз. Герои стахановцы – Мирон Дюканов, Дмитрий Концедалов, Никита Изотов, Федор Артюхов… Стаханов вошел в историю как пионер новой организации труда (разделение добычи угля между забойщиком и крепильщиками). В 1970 г. А.Г. Стаханову присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1978 г. на карте мира появился город Стаханов (Кадиевка), единственный город названный в честь трудового человека.

В целом, в 20-е-30-е гг. промышленный потенциал Луганщины значительно вырос, она стала одним из наиболее развитых регионов УССР, были достигнуты результаты, в основе которых лежал тяжелый труд рабочих. Тоталитарный режим достиг огромных успехов, осуществляя эксплуатацию трудящихся и подменяя достойное материальное стимулирование труда идеологическим давлением командно-административной системы и репрессиями против советского народа – народа труженика.

С введением НЭПа началось быстрое возрождение сельского хозяйства, создание рыночных отношений, передача земли, конфискованной у помещиков – крестьянам, образование земельного банка, это были положительные черты в развитии аграрного сектора. Большинство крестьян отошло от антисоветского повстанческого движения и вернулось к мирной жизни. Отрицательными, являлись, стремление государства к жесткому контролю над всеми сферами жизни общества, в том числе и в сельском хозяйстве.

1921-1923 гг. голод на Луганщине. Старобельщина поставляла пшеницу в голодающее Поволжье, несмотря на растущую смертность.

Голод 1932-1933 гг.

Подумайте и сделайте вывод к чему приводила политика раскулачивания и активность рабочих-активистов для сплочения бедноты и создания колхозов?

Убийства, покушения, поджоги, порча колхозного имущества…

Коллективизация привела к резкому падению произодительности сельского хозяйства. Большинство колхозов были мелкими и экономически слабыми.

Социально - культурная жизнь Луганщины

Послевоенное время, особенно 1946 - 1947г.г., Она вспоминала всегда с волнением.

Проживала моя прабабушка с семьей в Станице Луганской по ул. Свердлова, в бараке. Тогда это было временное жилье для переселенцев, эти дома так и назывались переселенческими. Там и застали их голодное время 1932 - 1933р.р., Война 1941 - 1945. г.. и послевоенное время, 1946 - 1947 годы.

Прадедушка Горковенко Алексей Анисимович работал в локомотивном депо машинистом паровоза, он был одним работающим в семье, потому что семья была многодетная, прабабушка была домохозяйкой.

Со временем работникам железной дороги стали выделять земельные участки, что позволило заниматься строительством частных домов, выращиванием зерновых, овощных культур и домашнего скота. Прадедушке тоже был выделен участок для застройки, всей семьей строили жилье, в котором в дальнейшем и жили.

За это трудное время никто из членов семьи не умер, как бы тяжело не было.

Забота о ближних и сплоченность семьи - вот залог мирного благополучной жизни.

Коллективное задание.

Как показывают воспоминания очевидцев, а также подтверждает официальная статистика, голод 1946-1947 годов поразил территорию Луганской области меньше, чем другие регионы Украины.

Вопрос. Как вы думаете, почему?

IV. Так что же такое индустриализация? Какие отрасли промышленности нашего края развивались, преодолевая экономическую отсталость? Определите чем отличалась НЭП от коллективизации с/х?

Выскажите свое отношение к событиям происходившим на Луганщине в период раскулачивания. Почему советская власть ликвидировала слой зажиточных крестьян? Кто и с какой целью совершил первый трудовой подвиг? Как стало называться движение передовиков производства?

V. ОБОБЩЕНИЕ

Что такое тоталитаризм? Каким образом крестьяне боролись с произволом рабочих-активистов?

Межпредметные связи: литература, история, право, экономика.

Перечень понятий. : Автономия; административно-территориальное деление; Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН); инакомыслие; интеграция экономики; коммунизм; миграция; национализм; нивелировка; Президиум Верховного Совета СССР; репрессии; санкция; советский народ; специализация производства; унификация; Федеративное государство; экспансия; эмиграция; Л. И. Брежнев

Автономия — самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных принципов.

Административно-территориальное деление — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами.

Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН) - подпольная антикоммунистическая организация, существовавшая в СССР.

Инакомыслие - несогласие с господствующей идеологией государства, принятыми общественными взглядами.

Интеграция экономики - объединение хозяйствующих субъектов, углубление их взаимодействия, развитие тесных связей между ними.

Коммунизм - общественный строй, основой производственных отношений которого является общественная собственность на средства производства, при котором отсутствует деление на классы, уничтожена противоположность между городом и деревней, между умственным и физическим трудом и осуществляется распределение по потребностям.

Миграция - перемещение, переселение населения внутри страны или из одной страны в другую.

Национализм - идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.

Нивелировка - стирание различий между какими-либо объектами, уравнивание, выравнивание.

Президиум Верховного Совета СССР — орган государственной власти в СССР. Президиум руководил работой Верховного Совета.

Репрессии - карательные меры, применяемые государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.

Санкция - утверждение чего-нибудь высшей инстанцией, разрешение.

Советский народ - историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель — построение коммунизма; возникла в результате социалистических преобразований и сближения трудящихся классов и слоёв, всех наций и народностей.

Специализация производства — форма общественного разделения труда, сосредоточение производства отдельных видов продукции или ее частей в самостоятельных отраслях, производствах, на специализированных предприятиях.

Унификация - приведение к единообразной системе или форме.

Федеративное государство – это государство, при которой её части являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Экспансия - политика распространения своего политического и экономического влияния на другие народы, страны.

Эмиграция – это переселение из одного населенного пункта в другой по экономическим, политическим, личным обстоятельствам.

Л. И. Брежнев — советский государственный и партийный деятель, занимавший высшие руководящие должности в СССР в течение 18 лет: с 1964 года и до своей смерти в 1982 году.

Основная и дополнительная литература

фАлексеева Л. История инакомыслия в СССР. — Зацепа, 2001. [С. 54-79]

Козлов В. А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 - 1980-х гг.). РОССПЭН, 2012. [С. 43-95]

Теоретический материал.

В 1972 году страна праздновала 50-летие образования СССР, в котором подводились итоги развития Советского федеративного государства. Они оказались весьма впечатляющими. Наиболее высокими были темпы развития республик Средней Азии. Например, объем промышленного производства в Казахстане вырос в 600 раз, в Киргизии – 400.

Во второй половине 1960-х гг. оформился идеологический вывод о советском народе как новой исторической общности людей. Впервые эта установка прозвучала в докладе, посвященном 50-летию Октябрьской революции, в котором говорилось, что объединение наций СССР образует единый советский народ, главная цель которого – это построение коммунизма.

В последствии в Конституции 1977 г., вошедшая в историю, как Конституция развитого социализма, было прописано, что едино-хозяйственный комплекс является материальной основой дружбы народов СССР.

Понятие советского народа в последствии отразилось на политическом курсе, проводимом партийным руководством в национальном вопросе, что сказалось на нарастание противоречий в вопросах национального самосознания республик и центра.

Еще в 1965 г. власти сделали серьезный акцент на развитие специализации экономики союзных республик. Каждая из них должна была развивать традиционное производство, например, Казахстан – выращивать зерна и получать продукты животноводства.

В интересах быстрой интеграции экономики союзных республик ускоренными темпами шло промышленное развитие менее развитых из них. Наиболее быстрыми показателями роста отличились Белоруссия, Молдавия и Литва.

В 1970-х были практически ликвидированы все права и полномочия союзных и автономных республик, как в хозяйственных, так и в политических вопросах, которые были им предоставлены в 1950-х гг. Союзные республики лишились даже ограниченного контроля над своей экономикой, не могли решить многих проблем культурного развития без санкции из Москвы. Кроме того, из-за отсутствия местных квалифицированных кадров шло переселение в Республики Средней Азии и Закавказья инженеров и техников из России. Это воспринималось на бытовом уровне как насильственная экспансия иных традиций и культуры, усиливало национализм, что привело к оживлению национальных движений.

Национальные движения стали в тот период времени своеобразной формой защиты национальных культур от проводимой Центром политики нивелировки и унификации. Многие попытки интеллигенции поставить хоть какую-то проблему своей национальной культуры и языка, объявлялись проявлением национализма и рассматривались как враждебные.

В условиях нарастающего в стране инакомыслия все больший удельный вес в нем стали занимать национальные движения. Например, в 1960-х гг. прошли митинги крымских татар в узбекских городах Андижане и Бекабаде за решение вопроса их национальной принадлежности и места жительства, в 1967 г. начались массовые движения евреев за право выезда в Израиль.

Своими активными действиями участники национальных движений смогли добиться много. В 1972 г. Президиум Верховного Совета СССР отменил все ограничения в выборе советскими немцами места жительства по всей территории страны. Однако автономия немцев Поволжья так и не была восстановлена. Из страны в эпоху Брежнева эмигрировало более 70 тыс. немцев.

Наиболее массовыми и активными были национальные движения в 1970-х гг. в прибалтийских республиках. Их участники требовали соблюдение гражданских прав, снятие ограничений в деятельности церкви, литовцы требовали возобновить работу закрытого властями собора в Клайпеде.

Национальное движение охватило так же Украину, Грузию и Армению, в которых требовали расширенные права и свободы для населения.

Всплеск национализма в союзных республиках не мог не привести и к становлению русского национального движения. Его участники выступали за отказ от национально-государственного строительства и переход к административно-территориальному делению страны. Они требовали также большего уважения к русскому народу в любой точке страны. Идеологами русского национального движения в эти годы выступали А. И. Солженицын, И. Р. Шафаревич, И. С. Глазунов, В. А. Солоухин.

Одной из самых крупных организаций русского движения был Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН), созданный в середине 1960-х гг. в Ленинграде.

Народы СССР существенно различались по темпам роста численности. Например, с 1959 по 1989 г. число эстонцев и латышей увеличилось соответственно на 3,8 и 4,2%, украинцев и белорусов — на 19 и 27%, русских и литовцев — на 27 и 31%, грузин, молдаван и армян — на 48, 51 и 66%, казахов и азербайджанцев — на 125 и 130%, киргизов и туркмен — на 161 и 172%, а узбеков и таджиков — на 178 и 202%. Все это создавало естественную озабоченность отдельных народов демографической ситуацией, которая усугублялась нерегулируемой миграцией населения.

В условиях роста национальных движений власти были вынуждены корректировать национальную политику. Прямые репрессии, как правило, использовались лишь против участников открытых форм протеста. В эпоху Брежнева тысячи деятелей культуры, работников промышленности и сельского хозяйства союзных республик были удостоены звания Героя Социалистического Труда, награждены высшими орденами страны.

Все это вело к постепенному назреванию кризиса в межнациональных отношениях.

Тестовые вопросы.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Определения

разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти

подпольная антикоммунистическая организация, существовавшая в СССР

самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных принципов

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Определения

самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных принципов

разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти

подпольная антикоммунистическая организация, существовавшая в СССР

Вставьте пропущенные слова:

«Одной из самых крупных организаций русского движения был ______, созданный в середине 1960-х гг. в Ленинграде.

Читайте также: