Конспект урока литературное чтение 1 класс перспектива две лягушки

Обновлено: 04.07.2024

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.

Оборудование: портрет и книги Л. Пантелеева, сборники русских народных сказок, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Двоюродные

Между утками и курами

— Вот придет мой тигр двоюродный,

Он вам перья оборвет!

Отвечают утки с курами:

— Страус есть у нас

И тебя, ко-ко-кота,

Он оставит без хвоста!

— Как вы поняли смысл стихотворения?

— Знаете ли вы, кто такие двоюродные?

Двоюродный — находящийся в непрямом родстве: двоюродный брат, двоюродная сестра (сын, дочь, дядя или тетка).

— Прочитайте стихотворение с восторгом, растерянно.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— На какие группы их можно разделить? (На домашних и диких.)

— Каких еще домашних животных вы знаете?

Сегодня мы прочитаем сказку, героями которой являются животные.

IV. Работа по теме урока

— Рассмотрите иллюстрации к ней на с. 66—69. Кто из вас знает эту сказку?

(Чтение сказки и работа по вопросам и заданиям после чтения.)

— Назовите главных героев сказки.

— Как вы думаете, почему они не все перечислены в заглавии сказки?

— Как бы вы озаглавили ее?

— Как начинается сказка? Прочитайте. (Жили-были.)

— Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.

— Какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве. Жили-были. Давным-давно. )

— Как заканчивается сказка? Можно ли сказать, что справедливость восторжествовала?

V. Физкультминутка

Жук

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Я с ромашками дружу.

Тихо на цветке качаюсь,

(Раскачиваются вправо, влево.)

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках —

Пусть лежит в кармашке.

(Похлопывают себя по карманам.)

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

VI. Продолжение работы по теме урока

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Л. Пантелеева.)

Материал для учителя

Леонид Пантелеев (1908—1987) — русский писатель. Настоящее имя писателя — Алексей Иванович Еремеев. Родился в семье драгунского офицера, происходившего из старообрядческой купеческой семьи.

За время скитаний Пантелеев переменил множество профессий: был сапожником, учеником киномеханика, библиотекарем. Книгу написали они внезапно, шутя и дурачась, вспоминая дни, проведенные в ШКИДе, и с удивлением узнали, что книга будет печататься. (Подробнее см.: Школьный словарик. С. 57.)

— По названию и иллюстрации догадайтесь, о чем это произведение.

— Что приключилось с лягушками?

— Как они попали в горшок со сметаной?

— Сравните, как вела себя каждая лягушка.

— Какая из них вам больше понравилась? Почему?

VII. Рефлексия

— Теперь предлагаю вам вспомнить, что вы узнали на уроке.

— Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.

VIII. Подведение итогов урока

— Как называются произведения, которые мы читали на уроке?

— Что у них общего, а в чем различия?

— Подведем итог нашей работе. Прочитайте в учебнике на с. 74, что говорит нам профессор Самоваров.

— Что такое народная сказка?

— Как называют животных в сказках? (Их называют героями или персонажами.)

Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера.

Мы сегодня вспомним произведение, которое изучали на прошлом уроке и подумаем, что полезное для нас, для формирования нашего характера дает это произведение. Познакомимся с новым литературным произведением, будем работать с текстом: делить его на части, готовиться к пересказу.

3. Проверка домашнего задания. Е.Пермяк. Две пословицы

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Бережливым быть хорошо, а добрым лучше.

- Прочитайте записи на доске. К какому жанру устного народного творчества они относятся?

- В каком литературном произведении мы встречали эти пословицы?

- Объясните их смысл.

- Почему автор включил эти пословицы в конец текста?

Вывод: - Чему вас научила эта сказка?

4. Работа над новым произведением.

4.1. Рассказ учителя об авторе.

На доске написаны фамилия и имя автора.

- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться.

- Л.Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения в печати. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу Еремееву - бывшему беспризорнику, воспитаннику Петроградской школы для трудновоспитуемых ребят.

Самые яркие произведения автора: "Буква "Ты", "Честное слово", "Гвардии-рядовой на ялике", автобиографическая повесть "Ленька Пантелеев", соавтор книги "Республика Шкид" Г.Белых.

- Какое из этих произведений вам уже знакомо? (рассказ "Буква "Ты" изучался в первом классе)

4.2. Работа с художественной книгой.

Учитель показывает детям 2 книги: сборник произведений Л.Пантелеева и книга со сказкой "Две лягушки".

Сравнение книг по титульному листу и оглавлению. Поиск сказки "Две лягушки" в сборнике рассказов.

4.3. Знакомство с произведением.

- Послушайте литературное произведение и подумайте, к какому литературному жанру оно относится?

- Кому понравилось это произведение?

- Что это - сказка или рассказ?

- Прочитайте текст для себя и найдите доказательства, что это произведение является сказкой. Отметьте слова непонятные по значению.

Проверка выполненного задания.

4.4. Работа с текстом. Анализ героев.

- Прочитайте второй вопрос на странице 65. (выборочное чтение)

- Какая была первая лягушка? Прочитайте.

- Какая была вторая? Прочитайте.

- Как черты характера лягушек сказались на их жизни?

- Как вели себя лягушки в горшке? Прочитайте.

- Как автор относится к ним?

- Что вы думаете о лягушках, как к ним относитесь?

- Что вы можете сказать о лягушке, которая спаслась?

- Бывают ли в жизни такие ситуации? Как бы вы повели себя на месте лягушек? Подумайте и сделайте для себя вывод.

4.5. Работа с пословицами.

На доске пословицы:

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка недаром молвиться.

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Чему нас научила эта сказка? Какие черты характера нужно человеку в себе воспитывать? Приведите примеры из жизни.

  • Где хотенье, да терпенье, там и уменье.
  • Под лежачий камень вода не течет.
  • Упорство и труд все перетрут.
  • Поспешишь - людей насмешишь.
  • Волков бояться - в лес не ходить.
  • Правда, светлее солнца.

- Прочитайте пословицы, выберите те, которые подходят к этой сказке.

4.6. Работа над пересказом.

- Прочитаем сказку еще раз, разделим на смысловые части и озаглавим каждую часть.

Конспект урока литературного чтения

1) Постановка цели урока в ходе проблемного диалога;

2) обогащать словарный запас учащихся;

3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.

2.Развивать коммуникативные навыки через работу в паре и самооценку своей деятельности; умение анализировать характер героев с опорой на сюжет.

3.Формировать у детей положительные качества личности (настойчивость, трудолюбие, воля); формирование понятия, что в любой ситуации можно найти выход, понять мотивацию поведения главных героев.

Планируемые е результаты:

В результате изученной темы дети должны:

1.Обсудить и сравнить характеры главных героев;

2.Уметь ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;

3. Подведение итогов и выводов по теме.

Предметные умения:

- владение техникой выборочного чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

-умение сопоставлять факты и делать выводы.

Универсальные учебные действия:

Личностные: уметь оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

понимать эмоции героев произведения, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям, к их поступкам.

– определять и формировать цель деятельности на уроке;

– учиться высказывать своё предположение

-осуществлять контроль своей деятельности по результату

– формировать познавательную активность, творчество и самостоятельность на уроке

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -создавать условия для проявления способностей учащихся

– оформлять свои мысли в устной форме

слушать и понимать речь других;

– выразительно читать текст;

– учиться работать в паре, группе;

Организационный этап

Настроимся на работу – откроем дорогу к новым знаниям

-Как идёшь? - Как живешь?

-Как даешь? - Как берешь?

-Как шалишь? - Как грозишь?

-Как бежишь? - Как сидишь?

Дети встают и выполняют движения

Личностные УУД

- осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные УУД:

Актуализация знаний

1. Послушайте стихотворение и определите, о ком мы будем сегодня читать? Зелёные старушки

На болоте у опушки

Жили – были две старушки-

И от пяток до макушки зелёные.

У старушек в кладовушке

Есть запасы, но в кадушке

Не чернушки, не волнушки,

А кузнечики и мушки солёные.

Что за странные старушки?

- Лягушки - удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные. А питаются они комарами.

Ребята, какие жанры литературных произведений мы изучаем на уроках чтения? А чем отличается сказка от других жанров?

Личностные УУД:

- прогнозирование своих результатов на данном этапе.

Познавательные УУД:

- развитие мыслительных операций.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Иногда можно услышать такое выражение---не падай духом!

--Как вы его понимаете?

--Что нужно делать, когда попадаешь в беду?

--А может ли такая история быть в нашей книге?

--Откроем учебники на стр.70

-Какое по жанру это произведение-сказка или рассказ?

--Вот мы и узнаем кто прав, когда познакомимся с текстом.

--Расскажите, глядя на иллюстрацию, чем занимаются наши герои?

-- Какие они по характеру?

-Какова же цель нашего урока?

-определить жанр произведения.

--узнать какой способ находят герои, чтобы не падать духом

Когда у людей неприятности

На доске появляется пословица

На основании, заглавия и иллюстрации высказывают предположения о содержании текста.На доске появляется вопрос

Регулятивные (принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста)

Познавательные (поиск фактов и суждений)

Коммуникативные (умение аргументировать своё предложение)

Познавательные (строить логическую цепь рассуждений)

Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста.

1. Подготовка к восприятию.

2). Выяснение значений слов. (Слайд №6)

-Что означает слово ПОБУЛТЫХАЛАСЬ? (Бултыхаться – падать, бросаться, плескаться о стенки сосуда, находясь в жидкости).

-Что означает слово БАРАХТАТЬСЯ? (Барахтаться – делать беспорядочные движения, находясь в жидкости).

-Это слова синонимы.

-Погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов.

Чтение учителем текста по смысловым отрывкам.

Ведение диалога с учениками по содержанию текста и о предполагаемых события Ребята, какое произведение начинается со слов жили-были?

Что такое канава? ( Неглубокая выемка в грунте, обычно предназначенная для направления потока воды)

Погреб (помещение ниже уровня земли для хранения припасов). Чем может так вкусно пахнуть из погреба?

Плесень ( Образуемые особыми грибками налеты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чем-н. гниющем, сыром.)

Как вы думаете, что стали делать лягушки?

Барахтаться (делать беспорядочные движения, находясь в жидкости.)

Как вы думаете, она правильно поступила?

А вы как считаете, сможет она спастись?

Что вы можете предложить лягушке для спасения?

Что это может быть? Проверим наши предположения.А вы как считаете? Проверим наши предположения.

А вы как считаете? Проверим наши предположения.

Ребята, вам жалко лягушку?

К какому жанру относится это произведение? вторская сказка о животных).

-Какая лягушка вам понравилась и чем?

Осмысление непонятных слов

Регулятивные (контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания)

Познавательные (Удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений)

Работа с текстом после чтения

Беседа по содержанию.

Что вам понравилось в этой сказке?

а) Прочитайте как повела себя ленивая лягушка, попав в беду?

в) Прочитайте, как повела себя смелая лягушка.

г) Как уговаривала себя смелая лягушка, когда чувствовала, что силы уже на исходе?

-В каких словах автора выражена главная мысль сказки?

-Как автор относится к своим героям?

-Чему сможет научить сказка Л.Пантелеева?

Картинный план сказки : Лягушки, Дом с погребом, Лягушки в горшке, Одна спаслась.

Физкультминутка

Руки в сторону развёл,

Мошку видно не нашёл

Чтобы мошку он достал,-

Нужно на носочки встать

Выборочное чтение текста вслух

Отвечают на вопросы.

Регулятивные, познавательные (самостоятельное слежение, слушание текста)

Коммуникативные (умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.

- формировать положительную мотивацию к чтению.

- воспитывать нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля);
- формировать понятие, что в любой ситуации можно найти выход.

- развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы

Планируемы результаты.

- находить необходимую информацию в тексте;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию.

- слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию;

- учувствовать в коллективном обсуждении;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выделять необходимую информацию из текста;

- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

- формировать мотивационную основу учебной деятельность, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- развитее этических чувств как регуляторов морального поведения;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностного морального выбора на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, материал на доску, презентация.

1.Орг. момент (1 мин)
2.Открытие нового знания (35 мин)
3.Первичное закрепление (5 мин)
4. Домашняя работа (1 мин)
5.Подведение итогов (3 мин)

1.Организационный момент

Создать условия для включения учащихся в учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Андреевна.

- Прежде чем начать урок, давайте проверим вашу готовность к уроку.

- Каждый сейчас улыбнулся своему соседу. - Молодцы!

Регулятивные УУД (контроль своей готовности к работе)

2.Открытие нового знания Организация знакомства и усвоения учащимися нового знания.

- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева “Две лягушки”. В этом произведении присутствует одно положительное, качество и, противоположенное ему, отрицательное качество. А какие – узнаете сами. (на доске карточки)

- Подумайте и составьте слова из букв (слова: трудолюбивый, ленивый).

- Ребята, эти слова вам встретятся в тексте, но будут еще сложные слова (на доске два столбика слов: 1)ЛЕНЬ, БУЛТЫХ, СМОТР, ПРЫГ.
2)ВЫПРЫГНУЛА, ЛЕНТЯЙКА, ПОБУЛТЫХАЛАСЬ, ПОСМОТРЕЛА)

-(ученики подходят к доске, пишут слова, читают свое слово и определяют, какое это качество)

- А теперь необходимо соедините их в пары.

- Почему ты так соединил(а)?

- (эти слова родственные, у них есть общая часть и они одинаковы по значению). Ученик должен выделить эту часть.

-А теперь ребята, я попрошу вас открыть страницу 1,1,5 учебника.

-Сейчас я буду читать произведение, а вы внимательно будете следить за мной.

(Чтение учителем текста)

- Итак, к какому литературному жанру относится это произведение?

(Авторская сказка о животных).

- А как вы это определили?

-Какая лягушка вам понравилась и чем? Прочитайте мне фрагмент из текста, где говорится о лягушки, которая вам нравиться.

(- Которая была храброй и никогда не сдавалась. (Чтение ребятами фрагмента))

- Где жили две лягушки-подружки? Найдите мне этот отрывок из текста.

(Они жили в одной канаве. Чтение ребятами фрагмента.)

- Почему именно про ленивую лягушку автор говорит, что она родилась в городском парке? Чем жизнь в городском парке отличается от жизни в лесу?

(-Жизнь в парке безопасная, там не водиться опасных зверей и птиц.)

-Что случилось однажды с лягушками?

(-Они свалились в горшок со сметаной.)

-Как они оказались в горшке со сметаной?

(-Вышли погулять да залезли в погреб возле дома, а там они бегали и прыгали, вот и угодили в ловушку.)

Физминутка

- Что сделала лягушка, лентяйка?

(Она немножко поплавала, побултыхалась и захлебнулась.)

- Что происходит со сметаной, когда ее долго взбивают?

(-Она превращается в масло.)

- Как повела себя вторая лягушка? Найдите мне, пожалуйста, это в тесте и прочитайте.

(Она была очень настойчивая, все время работала лапками и взбила сметану в масло.)

- Как уговаривала себя лесная лягушка, когда чувствовала, что силы уже на исходе? Кто уже нашел?

-Какие слова лягушки были самыми главными, они помогли ей выжить?

(Пока силы есть, буду бороться).

- В каких словах содержится главная мысль сказки?

(… пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить).

Используемые формы, методы и средства.

Метод иллюстрации, беседа, метод частично-поисковый,

Средства: карточки, презентация. Работа по учебнику.

Формируемые УУД

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации; строить высказывания в устной форме; учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию), Коммуникативные (слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию).
Регулятивные (выделять необходимую информацию из текста; оценивание правильности выполнения действий и их коррекция).

Личностные (формировать мотивационную основу учебной деятельность, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу)

3.Первичное закрепление. Организация выполнения с учащимися упражнений.

-Теперь, давайте охарактеризуем наших лягушек. Открываем рабочую тетрадь стр 23. (выполнение упражнения)

-Ребята, вам даны пословицы, какая больше всего подходит к сказке “Две лягушки”. Объясните, почему вы так думаете.

1.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

-(не совсем подходит, т к нет желающих сидеть в горшке, ситуация вынужденная)

2.Терпенье и труд все перетрут.

-(подходит, терпела, барахталась и все получилось)

3.Волка ноги кормят.

-(не подходит совсем)

4.Была бы охота – заладиться всякая работа.

-(подходит, лягушка хотела вылезти из горшка и у нее получилось)

-Ребят, а еще, в каких сказках встречаются лягушки?

Формы, методы и средства:

Средства: работа с рабочей тетрадью. Метод беседы

Формируемые УУД

Познавательный (построение речевого высказывания в устной форме)

Личностные (развитее этических чувств как регуляторов морального поведения)

4. Домашняя работа Ознакомить учащихся с домашним заданием, проконтролировать его запись ы дневник

- Итак, откройте дневники и запишите домашнее задание. Еще раз прочитать сказку «Две лягушки стр. 1,1,5, придумайте две загадки о лягушке. В дополнение некоторым из вас необходимо будет выполнить задание под флажком стр. 1,1,9.

Формируемые УУД:

Регулятивные (контроль и оценка своих способностей)

5.Подведение итогов Организовать с учащимися формулирования главной мысли сказки.

-Ребят, как вы думаете, могла ли сказка закончиться по-другому? А как?
- Какой конец вам больше нравится?
- Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься?
- Какие черты характера будете воспитывать в себе?
- Повторите главную мысль сказки.

(… пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить)

-На этом наш урок подошел к концу. Спасибо за внимание!

Формируемые УУД:

Коммуникативные (слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию; учувствовать в коллективном обсуждении;

Личностные (оценивание усваиваемого содержания)

Дополнительно

- Какая лягушка в этом произведении?

- Эта лягушка, похожа на какую либо из лягушек из сказки, с которой мы сегодня знакомились?

Читайте также: