Конспект урока ремонт одежды заплата

Обновлено: 07.07.2024

Межпредметная связь: геометрия, математика, литература.

Оснащение урока: геометрические фигуры; образцы с видами ремонта одежды; таблички: плана урока, требований к качеству, словарных слов, плана работы;предметно-технологическая карта; письменная технологическая карта; шаблоны; рисунки; лоскут; ткань для образца; рисунки по технике безопасности; ручная игла; булавки; ножницы; линейка; карандаш; портновский мел; ручка; учебник.

Ход урока

  • Приветствие.
  • Проверка наличия учащихся.
  • Подготовка к уроку:
  • Доклад бригадира о готовности бригады к уроку.
  • Настрой учащихся на работу:

- настроим настроение на “положительную волну” - для этого улыбнёмся друг другу, от улыбки станет всем светлей;

- подготовим руки к работе, чтобы они были послушными

(упражнение: “Умывание рук” - учащиеся имитируют умывание рук);

- добудем энергию (упражнение: “Разогрев рук” - учащиеся быстрыми движениями растирают ладони, пока не ощутят тепло между ними, после чего прикладывают ладони к щекам) чтобы быть внимательными;

- сделаем разминку для ума: посмотрите на доску (на доске написана тема урока, буквы одного из словзакрыты геометрическими фигурами):

Какназывается тема урока? Непонятно? Потому, что буквы решили поиграть с вами в прятки и спрятались за геометрические фигуры. Давайте посчитаем, сколько букв нам надо найти (учащиеся считают, учитель проставляет над геометрическими фигурами цифры).

Учитель предлагает детям самим выбрать букву по счёту, которую они будут искать, уточняя, за какой геометрической фигурой спрятана буква (под выбранной буквой пишется первая буква имени ученицы).

  • Вначале выбирают учащиеся 3 группы (низкий уровень) - 1 букву,
  • Затем учащиеся 2 группы (средний уровень) - 1-2 буквы,
  • Потом учащиеся 1группы (высокий уровень) – 2-3 буквы.

Чтобы найти буквы, воспользуемся “ключом”. Вначале необходимо найти нужную геометрическую фигуру в верхнем горизонтальном столбце, затем вид её заливки - левый вертикальный столбец. Пересечение вертикального и горизонтального столбцов, укажут квадрат с соответствующей буквой.

После нахождения букв, сообщается тема и цель урока:

- научиться выполнять заплату в виде аппликации.

Какую работу предстоит выполнить на уроке:

  1. Повторить пройденный материал.
  2. Ознакомиться с видами заплат.
  3. Составить план работы по изготовлению заплаты-аппликации.
  4. Выполнить заплату в виде аппликации.
  5. Приступим к выполнению плана.

Создание положительной мотивации на выполнение предстоящей работы.

- Зачем нужно учиться ремонтировать одежду? Если немного порвалась, можно её выбросить и купить новую. Вы согласны? (Если сами научимся ремонтировать, сэкономим деньги, будем слыть хорошей хозяйкой).

Ваши выводы правильные, это подтверждают слова из стихотворения:

“Девушка должна быть опрятна,
Одежда её всегда аккуратна.
За одеждой своевременно надо следить:
Заштопать, пуговицу пришить,
Ремонт швейных изделий
Требует овладения особых умений.
Будем учиться заплату пришивать,
Правильно ремонт одежды выполнять.

Действительно аккуратным людям одежда служит дольше. Вы девочки аккуратные? Тогда приступим к выполнению первого пункта плана.

1 п. плана.

- Какие виды ремонта вы знаете? (Показ образцов).

- При выполнении ремонта по распоровшемуся шву, с лицевой стороны видно место ремонта? (Нет).

- При ремонте одежды в месте разрыва ткани с лицевой стороны видно место ремонта? (Да). С изнаночной стороны? (Да).

Посмотрите, как выглядит ремонт одежды в виде аппликации (показ образца).

- Что означает слово аппликация? (С этим словом вы встречались в 4 классе, когда изготавливали конверт).

- С изнаночной стороны видно место ремонта? (Да). С лицевой стороны? (Нет).

- Как вы думаете, с какой целью применяют заплату в виде аппликации?

Вывод: Заплату в виде аппликации применяют для того, чтобы не было видно места ремонта, чтобы изделие после ремонта выглядело красиво.

(Показ рисунков: виды одежды после ремонта заплатой-аппликацией).

- Красиво выглядит одежда после ремонта? (Да)

- Видно, что одежда ремонтировалась? (Нет).

2 п. плана.

- Из какого материала изготовлена заплата - аппликация? (Анализ образца).

Заплату – аппликацию ещё можно выполнить из пальтовой ткани, мягкой кожи, клеёнки (показ образцов).

Перед вами два образца:

- Аппликация имеет одинаковую форму? (Да).

- В виде чего выполнена аппликация? (В виде шарика).

- Заплаты одинаково смотрятся на ткани? (Нет).

- Как подобрана заплата - аппликация по цвету? (В цвет ткани и контрастного цвета).

Контрастного цвета – значит яркого, противоположного.

Закрепление. Игра “Подбери словечко”. (Учитель показывает образцы с заплатой в виде аппликации, учащиеся называют, как подобрана аппликация по цвету - контрастного цвета или в цвет ткани, т. е. подбирают правильное слово).

На доске размещаются два образца.

- Как можно подобрать заплату - аппликацию по рисунку, относительно рисунка ткани, ремонтируемого изделия? (Может совпадать с рисунком ткани изделия, а может не совпадать).

Сейчас я проверю, какие вы внимательные.

- Назовите, какой формы были заплаты, которые я вам показывала? (Треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, шарика, цветка, морковки, помидора, дельфина).

Представьте, что вы работаете в ателье, которое предоставляет услуги населению. Вы мастера по ремонту одежды. Мастер может выполнить любой ремонт одежды. К вам за помощью, как к врачу, обращаются люди.

Я работаю приёмщицей, т.е. принимаю заказы от населения. Нам поступили заказы на выполнение ремонта одежды в виде аппликации. Вам предстоит выполнить ремонт брюк, юбок, рубашек.

Прежде чем приступить к работе, составим план изготовления заплаты - аппликации (на доске хаотично размещаются таблички с пунктами плана, учащиеся высказывают предположения о последовательности выполнения работы).

3 п. плана.

  1. Подготовить место ремонта.
  2. Раскроить заплату.
  3. Наложить заплату на место ремонта,приметать.
  4. Прикрепить заплату к изделию. Приутюжить.

Сегодня на уроке вы выполните только пункты с 1-3.

IV. Инструкционная часть.

4 п. плана.

Учащиеся по очереди зачитывают пункты письменной инструкционной карты. Уточняется выполнение предстоящей работы.

Учащиеся 3 группы (низкий уровень) – зачитывают пункты не большие по содержанию.

Учащиеся 2 группы (средний уровень) - зачитывают пункты средние по содержанию,

Учащиеся 1 группы (высокий уровень) – зачитывают пункты большие по содержанию.

1. “Выполнить ремонт изделия в месте разрыва ткани с лицевой стороны. Приутюжить место ремонта”.

Ремонт в месте разрыва ткани вы умеете выполнять. Вспомним, как вы его выполняли.

- Ремонт изделия вы выполняли, с какой стороны ткани? (С изнаночной).

- Сейчас с какой стороны будите выполнять? (С лицевой). Почему?

- Значит, ткань в месте разрыва, вы сложите лицевой или изнаночной стороной внутрь? (Изнаночной).

- Как подбирают нитки для ремонта? (В цвет ткани).

- Какие требования предъявляются к выполнению косых стежков? (Стежки мелкие, частые, одинакового размера).

2. “Раскроить заплату выбранной формы”.

- Заплата должна быть больше места ремонта. Почему?

Формы заплат лежат у вас в конвертах.

Задание. Выберете шаблон заплаты, который понравится вам по форме и подойдёт по размеру.

Учащиеся 3 группы (низкий уровень) – выбирают заплату несложной формы.

Учащиеся 2 группы (средний уровень) – выбирают заплату более сложной формы.

Учащиеся 1группы (высокий уровень) – выбирают заплату сложной формы.

- Если ткань светлая, шаблоны обводят при помощи чего? (Карандаша).

- Если ткань тёмная, шаблоны обводят при помощи чего? (Мела).

Надо помнить, что при наложении шаблона на ткань долевые нити изделия и заплаты - аппликации должны совпадать; при раскрое заплаты не должно быть надрезов.

3. “Наложить заплату изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть, приметать”.

(Предлагается учащимся сложить заплату пополам, совместить сгиб с местом ремонта, оставив, одинаковое расстояние справа и слева, затем отогнуть верхнюю часть заплаты).

Уточняются требования к качеству работы.

Подведение итогов, выставление оценок за теоретическую часть урока.

V. Физ. минутка совмещённая с повторением правил техники безопасности.

Игра: “Можно, нельзя”.

Учитель показывает рисунки с правилами техники безопасности, произнося слово “Можно” или “Нельзя”.Если учащиеся согласны с утверждением, то подпрыгивают или поднимаются на носочки, делая хлопок над головой. Если учащиеся не согласны с утверждением, приседают, делая хлопок за спиной.

VI. Текущий инструктаж.

Закрепление с опорой на предметно-технологическую карту последовательности выполнения заплаты в виде аппликации.

- С чего начнём выполнять работу? (Выполним ремонт изделия в месте разрыва ткани).

- С какой стороны будем выполнять ремонт? (С лицевой).

- Какому пункту плана соответствует данная работа? (Первому).

(Учитель переносит табличку первого пункта плана к образцу предметно-технологической карты).

- Что будем делать дальше? (Раскроим заплату выбранной формы).

- Чтобы не было подрезов на ткани, как правильно держать ножницы?

- Какому пункту плана соответствует данная работа? (Второму).

(Учитель переносит табличку второго пункта плана к образцу предметно-технологической карты).

- Какой операцией закончите работу? (Наложить заплату на место ремонта, приметать).

- Какому пункту плана соответствует данная работа? (Третьему).

(Учитель переносит табличку третьего пункта плана к образцу предметно-технологической карты).

- Четвёртый пункт плана будем выполнять сегодня? (Нет).

Требования к качеству.

Чтобы получить оценку “5”

- ручные стежки должны быть мелкие, частые, одинакового размера;

- утюжка места ремонта выполнена качественно;

- заплата имеет красивый контур.

На доске размещаются таблички с требованиями к качеству.

VII. Практическая работа.

Задание. Выполнить заплату в виде аппликации.

  • 1-я гр. – место ремонта и заплата большего размера.
  • 2-я гр. –место ремонта и заплата среднего размера.
  • 3-я гр. –место ремонта и заплата не большого размера.

VII. Закрепление материала.

1. Какие материалы можно использовать для заплаты-аппликации?

2. Какой формы может быть заплата-аппликация.

3. В каких случаях применяют заплату в виде аппликации.

4. Задание. Разложите таблички плана работы по изготовлению заплаты-аппликации.

  1. Подведение итогов, разбор ошибок.
  2. Выставление оценок.
  3. Что понравилось на уроке, что нет? С какими трудностями столкнулись.
  4. Уборка рабочих мест.
  5. Подготовка к перемене.

Закончен урок,
Скоро зазвенит звонок.
На отдых пора,
Подготовим себя.

Упражнение: сложить пальцы рук в замок, прижать их к груди, опустить подбородок на руки, закрыть глаза, посчитать до десяти.

Развитие мышления путём решения проблемных заданий и ситуаций.

3. Воспитание бережливости и аккуратности.

Оборудование урока:

Последовательность подготовки одежды к ремонту

(для каждой ученицы).

План работы по наложению заплаты в виде аппликации.

Шаблоны деталей аппликации, кусочки тканей для аппликации.

Изделия для ремонта.

- наложение заплаты разными способами;

- способы крепления аппликации:

- предметно – инструкционная карта: «Наложение заплаты в

1.Орг. момент

3. Повторение ранее изученного материала.

Подготовка одежды к ремонту. ( Девочкам предлагается сложить последовательность из перепутанных пунктов). Проверяется правильность по слайду презентации. (Приложение №1)

Перечислить виды ремонта одежды. Определить виды ремонта по картинкам на слайде.

Учащимся предлагается прочитать пословицы и объяснить их смысл:

- Правила подбора ткани для заплаты

Девочкам раздаются листки с текстом кейса. Текст прочитывается,

Далее идёт коллективное обсуждение проблемной ситуации. Нужно найти ошибки и предложить свои варианты решения проблемы.

- Перечислить способы наложения заплаты, определить способы на

- Где и в качестве чего применяется;

- Виды рисунков для аппликации;

- Выбор материалов для аппликации;

- Способы крепления аппликаций (определить по образцам)

-Составление последовательности выполнения заплаты – аппликации

Девочки делятся на 2 группы. Одна группа составляет последовательность по пунктам перепутанного плана. (Приложение №3) Другая группа размещает образцы предметно - инструкционной карты в порядке их выполнения. Затем сравнивают.

Оценивание знаний по теории.

4. Практическая работа.

А) Переход к практической работе.

Девочкам предлагается выбрать по одной вещи;

Определить вид ремонта;

Выбрать рисунок для аппликации;

Выполнить работу по наложению заплаты в виде аппликации.

Перед началом практической работы девочкам предлагается повторить правила безопасной работы в необычной форме:

Прочитать загадки – инструкции в шуточной форме про каждый инструмент. (Приложение №4)

Б) Знакомство с требованиями к качеству выполняемой работы

В) Выполнение практической работы.

Коллективная оценка работ; подведение итогов урока.

Последовательность подготовки изделий к ремонту:

Разложить по видам

Открытый урок Ремонт одежды заплатами (7 класс)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Материал, предлагаемый учащимся, был подобран с учётом возможностей и индивидуальных особенностей детей, их уровнем развития. В течение всего урока осуществляла дифференцированный подход в соответствии со способностями и психофизическими возможностями детей данного класса. Задания, примененные на уроке, были адекватны целям данного урока. Многие задания, игровые приёмы, дидактические игры, наглядность, используемая в ходе уроке, раздаточный материал способствовали повышению интереса детей к уроку, формированию положительной школьной мотивации. Содержание заданий было доступно учащимся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Обратить внимание на гостей.

2. Эмоциональный настрой: посмотрите друг на друга, улыбнитесь и на этой позитивной ноте начнем сегодняшний урок.

II. Актуализация знаний учащихся

1.- Урок мы начнем с игры, которая поможет выяснить ваши знания терминологии швейных работ. Кто помнит, как она называется? (ответы детей)

2.- Посмотрите на доску, здесь представлены картинки. Давайте рассмотрим их и попробуем объяснить, что на них изображено. (ответы детей)

- Правильно, это виды ремонта одежды. Давайте назовем их: пришивание пуговиц, ремонт одежды по распоровшемуся шву, ремонт в месте разрыва ткани, замена вешалки.

- Молодцы. А надо ли нам учиться ремонтировать одежду? (Чтобы уметь выполнить ремонт самостоятельно следует приучать себя к бережному отношению к вещам).

- Хорошо. Почему надо следить за своей одеждой, беречь её? (Для того чтобы сохранить одежду в хорошем состоянии, чтобы выглядеть опрятным и аккуратным. … бережливым и экономным.)

Вывод. Итак, сегодня, мы с вами:

-Как видите, предположений много и чтобы определить тему нашего урока я предлагаю ее прочитать. Итак, тема урока… Ой, девочки, посмотрите тема состояла из двух слов, буквы одного слова разбежались. Лена, прочитай, пожалуйста, слово, которое осталось: - аппликация.

- Хорошо, вспомним, что такое аппликация?

Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок или узоров из кусочков бумаги, ткани, кожи и прочих материалов.

- Где мы с вами уже встречались с аппликацией? (ответы детей)

- Правильно, мы украшали аппликацией мешочек для хранения изделий.

- Ну, а теперь давайте попробуем собрать и прочитать слово, в котором разбежались буквы. И это слово: ЗАПЛАТА.

ЗАПЛАТА это:

Древнерусское – платъ (кусок материи).

- А, что же будет обозначать - ЗАПЛАТА – АППЛИКАЦИЯ? Т.е. это вырезанная, наклейная или нашитая фигурка или кусок материала, пришиваемый на одежду в том месте, где она порвалась.

Заплата – аппликация, является одним из видов ремонта одежды.

- Девочки давайте подумаем, что мы должны знать и чему научиться, чтобы отремонтировать одежду заплатой – аппликацией? (ответы детей)

- Правильно. Изучить материалы, формы, способы прикрепления заплаты и освоить технологию обработки заплаты – аппликации.

- Любой ремонт выполняют так, чтобы он был, как можно менее заметен. Когда место повреждения на одежде небольшое, это сделать легко. А как быть, если вырван большой клочок ткани или ткань протерлась при носке на видном месте? (ответы детей)

- В таких случаях нам на помощь приходят заплаты, которые закрывают собой поврежденные места. Когда трудно сделать заплатку незаметной, можно сделать ее красивой, превратить в украшение, в виде аппликации.

Для этого подойдет любая плотная ткань или мягкая кожа. Форма заплаты может быть любой – она зависит от фантазии и мастерства автора. Рассмотрим образцы заплат – аппликаций. Материал заплаты может быть как контрастного цвета, так и в тон изделия. Готовую аппликацию прикрепляют на поврежденное место с лицевой стороны изделия вручную или на швейной машине. Какими стежками выполнены заплата – аппликации на образцах? (ответы детей)

- Прикрепление заплаты вручную выполняют косыми или петельными стежками.

Физминутка

1. Итак, ЗАПЛАТА – АППЛИКАЦИЯ - это вырезанная, наклейная или нашитая фигурка или кусок материала, пришиваемый на одежду в том месте, где она порвалась.

2. Заплата – аппликация, является одним из видов ремонта одежды.

3. Материал - плотная ткань или мягкая кожа, форма – любая, прикрепляют заплаты вручную косыми или петельными стежками.

2. Чтение рассказа.

Подумайте и ответьте:

- Почему у Оли не получилось отремонтировать брюки?

- Какие ошибки она совершила?

- Как поступили бы вы в такой ситуации? (ответы детей)

3. Последовательность выполнения заплаты-аппликации

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с технологией обработки заплаты-аппликации и попробуем выполнить эту работу на образце.

Для этого надо:
1.Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны. 2.Раскроить деталь заплаты. (мы будем использовать вырезанные по шаблонам образцами)

3.Наложить деталь заплаты изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать. 4. Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми или петельными стежками, удалить нитки строчек временного назначения. Приутюжить образец.

Проверка качества работы.

Вывод. Итак, мы с вами познакомились с технологией обработки заплаты – аппликации.

- Посмотрите на картинки и определите, что здесь лишнее.

На последней картинке изображены инструменты (игла и ножницы), предложить детям вспомнить технику безопасности при работе с этими инструментами.

Повторение правил техники безопасности
- Где нужно хранить иголки и булавки?
- Как нужно передавать ножницы? - Где нужно хранить ножницы?
- Каким образом определяют длину рабочей нити?

- Как нужно подбирать нитки?

Подготовка рабочего места к практической работе.

4.Подведение итога первого урока. Выставление оценок.

Рефлексия.

- Какое время года у нас сегодня? А какой праздник приближается? (ответы детей)

- Сегодня я принесла вам маленькую, но очень красивую елочку и мы сейчас ее будем украшать. Перед вами красные и синие шары. Те, кому сегодня понравился урок, кто отвечал на уроке и узнал много нового, возьмите красные шары и повести их на елку. Ну, а те, кому не понравился урок, возьмите сини шары и положите их под елку.

- Спасибо всем, молодцы.

IV. Практическая работа
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, используя памятку с этапами выполнения, а учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполнения работы, технологическую последовательность, соблюдение правил техники безопасности.

По окончании практической работы учащиеся производят самоконтроль выполненной работы.

V. Подведение итогов урока
- Ответьте на следующие вопросы:

  • На уроке я узнала…
  • На уроке я научилась…
  • На уроке мне было…

Уборка рабочих мест. Оценивание работы учащихся на уроке и выставление отметок в журнал.

Читайте также: