Технологии и мировое хозяйство 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология 5 класс.

Раздел: Технология обработки конструкционных материалов

Тема урока: Строгание заготовок из древесины

  • Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с рубанком, и правильным приемам работы при строгании.
  • Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов ручной работы с рубанком.
  • Способствовать формированию представления об устройстве рубанка и шерхебеля.
  • Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов ручной и станочной обработке древесины.
  • Раскрыть причины приводящие к браку заготовок при строгании.
  1. Личностные цели:
  • Способствовать развитию речи учащихся, словарного запаса, новых понятий.
  • Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности формы.
  • Способствовать развитию двигательной сферы, овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при строгании.
  • Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при выполнении практических заданий.
  • Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации в современном обществе.
  • Способствовать к бережному отношению к природным и хозяйственным ресурсам.
  • Способствовать формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.
  1. Метапредметные цели:
  • Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
  • Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
  1. Профориентационные цели:
  • Обобщить у учащихся знания в сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
  • Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий.
  • Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации в трудовой деятельности.
  • Воспитывать уважение к работающему человеку.
  • Сформировать представление о профессии столяра.

Методическое оснащение урока:

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Урок практикум

Словарная работа: рубанок, шерхебель, фуганок, строгание.

  • по типу (характеру) познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
  • по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности: практические упражнения, трудовые действия, репродуктивные и проблемно-поисковые методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная в парах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : История и источники развития технологий.

Технологии и мировое хозяйство.(Технология, 5 класс )

Цель урока: Представить исторические сведения о развитии технологий и их развитие.

Раскрыть понятие преобразующая деятельность;

Представить мир современных технологий;

Показать значимость развития технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду.

Планируемые результаты:

Предметные: уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Тип урока :урок формирования знаний, умений и навыков.

1. Оргмомент

2. Мотивация к учебной деятельности

3.Актуализация знаний

Технология (в широком смысле) – любая преобразующая, творческая, продуктивная деятельность человека, направленная на создание культуры как второй природы.

Технология (в узком смысле) – последовательность технологических приёмов и операций по преобразованию сырья (материалов) и информации в конечный продукт (изделие), имеющий личную или общественную значимость.

- Где вы ещё встречаетесь с этим словом?

Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек .

- Как вы думаете, что это за технологии?

Правильно - это технология общения, технология ухода за жильем, технологии обработки, древесины, металлов и других материалов, технология декоративно-художественной обработки материалов, и др.

4.Формирование новых знаний

Все, что нас окружает - результат работы мастеров из различных сфер промышленности. Этот процесс очень сложно организован, т.к. все изделия должны быть одинаково красивыми, практичными и качественными.

Орудия труда - то, с помощью чего изготовлено изделие.

Предметы труда – то,из чего сделано изделие .

Труд - процесс изготовления изделии

Продукт труда - готовое изделие .

Потребности , с которыми вы уже знакомы – одна из причин активности человека, т.к. после осознания своих потребностей у человека появляется цель их удовлетворения и связанные с этим задачи для дальнейшей деятельности.

Деятельность человека делится на два вида :

- исследовательская деятельность , служащая для познания законов природы,

- преобразующая деятельность, предназначенная для получения необходимых человеку результатов.

К преобразующей деятельности относятся , например, обработка различных материалов: древесины, металла, текстильных материалов, пластмассы. Из них люди производят изделия, удовлетворяющие их потребности. Преобразовываться может и энергия.

Так, дома электрическая энергия может преобразовываться в тепловую - для обогрева помещения и приготовления пищи или в световую - для освещения комнат. Очень важной для людей является работа с информацией, которая состоит из исследовательской и преобразующей деятельности.

В процессе общения люди обмениваются информацией. Она может передаваться на расстоянии с помощью различных устройств: телефонов, телевизионных приемников, сети Интернет, преобразуясь в форму, удобную человеку. Например, получить информацию о состоянии здоровья человека можно с помощью специального прибора – термометра. Эта информация позволит понять, нуждается ли человек в помощи врача.

Людям приходится преобразовывать различные материалы : древесину, металлы, а также ткани и пищевые продукты. В сельском хозяйстве преобразовывают посевной материал, в том числе семена, выращивают и используют сельскохозяйственных животных. В медицине – лечат, т.е. преобразовывают заболевшие органы людей.

Для решения каждой задачи преобразования материалов, энергии и информации разработаны различные технологии . С помощью одной технологии можно приготовить определенный вид еды, с помощью другой технологии – найти нужную информацию в учебнике или в сети Интернет, с помощью третьей технологии – организовать учебу в классе.

Мир технологий.

В настоящее время существует огромное количество технологий, которые можно разделить на:

1) Материальные технологии
а) производственные технологии:
- промышленные технологии (технологии добычи полезных ископаемых, машиностроительная и судостроительная технологии, строительные технологии, технологии производства тканей и одежды из неё, химические технологии, технологии изготовления мебели, технологии получения продуктов питания и др.);
- технологии сельского хозяйства (технологии животноводства, растениеводства, лесоводства и др.);
б) технологии в сфере быта (технологии содержания и ремонта жилья, бытовой техники, освещения и отопления помещений, безопасности частных владений, оформления жилых помещений и др.).

2) Нематериальные технологии
а) информационные технологии (технологии управления, накопления, обработки и передачи информации, программное обеспечение и др.);
б) социальные технологии (технологии общения, распространения новостей, решения общественно важных проблем, технологии работы с общественным мнением, работа с людьми , технология применения социальных сетей и др.);
в) интеллектуальные технологии (технологии кинопроизводства, постановки спектаклей и зрелищных мероприятий, создания картин, книг и др.).

В нематериальных технологиях работают с нематериальными ресурсами : информацией, проектными и научными разработками, зрелищами, искусством, законотворчеством, управлением, финансовыми и страховыми услугами и др.

3) Интеллектуальные технологии

В настоящее время быстро развиваются так называемые высокие технологии : робототехника, нанотехнологии, микроэлектроника, космические технологии, биотехнологии, атомная энергетика, навигационные технологии, солнечная энергетика и др.

Технологии и мировое хозяйство.

С начала ХХI века технология оказывает значительное влияние на развитие мирового хозяйства: освоение наиболее эффективных и высоких технологий способствует сближению национальных хозяйств различных стран, созданию межнациональных производственных комплексов и, в конечном счёте, ускоренному развитию стран и росту благосостояния людей.

Главной задачей технологии является выявление закономерностей развития физических, химических, механических, социальных, коммерческих, экологических и прочих процессов с целью управления ими для превращения обрабатываемых сред из одного вида в другой для наиболее полного удовлетворения потребностей человеческого общества.

Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду.

Антропогенным называют любое человеческое воздействие на окружающую природу, приводящее к её изменениям, как правило, в худшую сторону. Разработанные людьми технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду.

Например, технологии добычи полезных ископаемых разрушают природные ландшафты, в результате чего гибнут леса, загрязняются реки, а морская добыча нефти является угрозой экологической катастрофы. На промышленных предприятиях возникают отходы от обработки сырья, загрязняющие природу, а газообразные вещества, выбрасываемые из заводских труб, загрязняют атмосферу.

На тепловых электростанциях при сжигании угля загрязняется атмосфера, атомные электростанции не загрязняют окружающую среду продуктами сгорания топлива, но опасность представляют собой радиоактивное топливо и радиоактивные отходы.

В сельском хозяйстве удобрения и химические средства борьбы с вредителями посевов попадают в почву и грунтовые воды, что представляет большую опасность для природной среды.

Выхлопные газы автомобилей, проезжающих по автострадам, также загрязняют окружающую среду

4. Физкультминутка

Исходное положение – стоя, руки на поясе.

5. Практическое задание

Знакомство с технологиями
1. Выберите одну из потребностей человека в приведенном ниже списке и назовите технологии необходимые для удовлетворения данной потребности:
- потребность в жилище;
- потребность в транспортировке грузов;
- потребность в учёбе;
- потребность в занятии спортом;
- потребность в изучении космоса;
- потребность в развлечениях.
2. Приведите примеры производственных технологий и примеры технологий в сфере быта.
3. Запишите в рабочей тетради последовательность действий для одной из простейших технологий:
- укладки школьной сумки перед выходом в школу;
- уборки комнаты подростка;
- мытья посуды вручную;
- подготовки велосипеда к прогулке;
- посещения продуктового магазина;
- подготовки грядки на садовом участке к посадке.

6. Закрепление нового материала

Надо научиться использовать и развивать технологии таким образом, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия путём применения малоотходных и безотходных технологий, ограничения выбросов в атмосферу, применения ветряных и солнечных электростанций, восстановления разрушенных природных ландшафтов высадкой зелёных насаждений и др.

1. Чем отличаются друг от друга исследовательская и преобразующая деятельности?
2. Приведите примеры использования информационных и социальных технологий в вашей жизни и в сети Интернет.
3. К какому виду технологий можно отнести телекоммуникационную технологию? Объясните почему.

1.Какое изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения (прочное).

2.Как называется увеличенный или уменьшенный образец изделия (модель).

3.Как называются люди, которые разрабатывают конструкцию изделия (конструктор).

4.Совокупность необходимых свойств, для изготовления изделия (качество).

5.Как называются люди, выполняющие чертёж изделия (чертёжник).

6.Какое изделие, служит безотказно в течение длительного срока (надёжное).

7. Рефлексия

Подведём итог урока.

Какое новое знание вы сегодня открыли?

Когда это знание будет вам необходимо?

Как вы открыли новое знание?

Оцените свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

Задания по выбору :

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока История и источники развития технологий. Технологии и мировое хозяйство.

Цель урока: Представить исторические сведения о развитии технологий и их развитие.

Задачи:

Раскрыть понятие преобразующая деятельность;

Представить мир современных технологий;

Показать значимость развития технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду.

Тип урока урок формирования знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты

Предметные: уяснение социальных и экологических последствий разви­тия технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), частично – исследовательский, наглядный, практический.

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверяет готовность учеников к уроку.

Представляет план урока.

Обучающиеся проверяют готовность своего рабочего места, наличие спецодежды и письменных принадлежностей.

К.: уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве.

Мотивация к учебной деятельности

Фронтальный опрос учениц

П.: структурировать знания

К.: адекватно воспринимать оценку учителя.

Р.: – уметь контролировать своё время и управлять им;

– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Потребности, с которыми вы уже знакомы – одна из причин активности человека, т.к. после осознания своих потребностей у человека появляется цель их удовлетворения и связанные с этим задачи для дальнейшей деятельности.

Деятельность человека делится на два вида: исследовательская деятельность, служащая для познания законов природы, и преобразующая деятельность, предназначенная для получения необходимых человеку результатов.

К преобразующей деятельности относятся, например, обработка различных материалов: древесины, металла, текстильных материалов, пластмассы. Из них люди производят изделия, удовлетворяющие их потребности. Преобразовываться может и энергия. Так, дома электрическая энергия может преобразовываться в тепловую - для обогрева помещения и приготовления пищи или в световую - для освещения комнат. Очень важной для людей является работа с информацией, которая состоит из исследовательской и преобразующей деятельности.

В процессе общения люди обмениваются информацией. Она может передаваться на расстоянии с помощью различных устройств: телефонов (рис. 1), телевизионных приемников (рис. 2), сети Интернет, преобразуясь в форму, удобную человеку. Например, получить информацию о состоянии здоровья человека можно с помощью специального прибора – термометра (рис. 3). Эта информация позволит понять, нуждается ли человек в помощи врача.

Людям приходится преобразовывать различные материалы: древесину, металлы, а также ткани и пищевые продукты. В сельском хозяйстве преобразовывают посевной материал, в том числе семена, выращивают и используют сельскохозяйственных животных. В медицине – лечат, т.е. преобразовывают заболевшие органы людей.

Для решения каждой задачи преобразования материалов, энергии и информации разработаны различные технологии. С помощью одной технологии можно приготовить определенный вид еды, с помощью другой технологии – найти нужную информацию в учебнике или в сети Интернет, с помощью третьей технологии – организовать учебу в классе.

Мир технологий. В настоящее время существует огромное количество технологий, которые можно разделить на:

1) материальные (преобразование, обработка материалов);

2) нематериальные;

информационные (преобразование, обработка информации);

социальные (работа с людьми);

3) интеллектуальные.

Материальные технологии
а) производственные технологии:
- промышленные технологии (технологии добычи полезных ископаемых, машиностроительная и судостроительная технологии, строительные технологии, технологии производства тканей и одежды из неё, химические технологии, технологии изготовления мебели, технологии получения продуктов питания и др.);
- технологии сельского хозяйства (технологии животноводства, растениеводства, лесоводства и др.);
б) технологии в сфере быта (технологии содержания и ремонта жилья, бытовой техники, освещения и отопления помещений, безопасности частных владений, оформления жилых помещений и др.).

Нематериальные технологии
а) информационные технологии (технологии управления, накопления, обработки и передачи информации, программное обеспечение и др.);
б) социальные технологии (технологии общения, распространения новостей, решения общественно важных проблем, технологии работы с общественным мнением, технология применения социальных сетей и др.);
в) интеллектуальные технологии (технологии кинопроизводства, постановки спектаклей и зрелищных мероприятий, создания картин, книг и др.).

В нематериальных технологиях работают с нематериальными ресурсами: информацией, проектными и научными разработками, зрелищами, искусством, законотворчеством, управлением, финансовыми и страховыми услугами и др. На рис. 5 показана структура использования элементов информационной технологии.


В настоящее время быстро развиваются так называемые высокие технологии: робототехника, нанотехнологии, микроэлектроника, космические технологии, биотехнологии, атомная энергетика, навигационные технологии, солнечная энергетика и др.

Технологии и мировое хозяйство. С начала ХХI века технология оказывает значительное влияние на развитие мирового хозяйства: освоение наиболее эффективных и высоких технологий способствует сближению национальных хозяйств различных стран, созданию межнациональных производственных комплексов и, в конечном счёте, ускоренному развитию стран и росту благосостояния людей.

Главной задачей технологии является выявление закономерностей развития физических, химических, механических, социальных, коммерческих, экологических и прочих процессов с целью управления ими для превращения обрабатываемых сред из одного вида в другой для наиболее полного удовлетворения потребностей человеческого общества.

Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Антропогенным называют любое человеческое воздействие на окружающую природу, приводящее к её изменениям, как правило, в худшую сторону. Разработанные людьми технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду.

Например, технологии добычи полезных ископаемых разрушают природные ландшафты, в результате чего гибнут леса, загрязняются реки, а морская добыча нефти является угрозой экологической катастрофы. На промышленных предприятиях возникают отходы от обработки сырья, загрязняющие природу, а газообразные вещества, выбрасываемые из заводских труб, загрязняют атмосферу.

На тепловых электростанциях при сжигании угля загрязняется атмосфера, атомные электростанции не загрязняют окружающую среду продуктами сгорания топлива, но опасность представляют собой радиоактивное топливо и радиоактивные отходы.

В сельском хозяйстве удобрения и химические средства борьбы с вредителями посевов попадают в почву и грунтовые воды, что представляет большую опасность для природной среды.

Выхлопные газы автомобилей, проезжающих по автострадам, также загрязняют окружающую среду


В ходе данного урока учащиеся узнают, что такое мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция, а также интернационализация хозяйственной жизни. Корме того, на этом уроке учащиеся узнают об особенностях развития мирового хозяйства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мировое хозяйство"

Мировое хозяйство

Таким образом, все эти факторы способствовали появлению в конце 19 – начале 20 века мирового хозяйства.

Мировое хозяйство – это совокупность всех национальных хозяйств стран мира, которые связаны между собой международными экономическими отношениями. Это результат тысячелетней эволюции производительных сил общества.

В свою очередь, мировое хозяйство тесно связано с такими понятиями, как международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция и интернационализация хозяйственной жизни. Рассмотрим более подробно эти положения.

Далее приведена таблица с перечнем отраслей специализации некоторых стран мира.

Охватив все страны мира, международное хозяйство и географическое разделение труда стали расти уже не только вширь, но и вглубь, приобретая все новые формы. Это приводит к тому, что национальные хозяйства некоторых стран мира тесно срастаются между собой, образуя международные интеграционные группировки, являющиеся результатом международной экономической интеграции. Международная экономическая интеграция – процесс сближения и объединения экономик стран мира. Именно она стала преобладающей тенденцией в развитии современного мирового хозяйства. Рассмотрим существующие в настоящее время основные интеграционные группировки стран мира.

Европейский союз (ЕС) – крупная экономическая группировка, в состав которой входит 28 европейских государств (однако 23 июня 2016 года в Великобритании прошел референдум о членстве этой страны в ЕС, по итогом которого большинство жителей страны высказались за выход из состава группировки). Основные политические центры организации находятся в Брюсселе, Люксембурге и Страсбурге. Целью Европейского союза является интеграция европейских государств, заключающаяся в едином экономическом рынке, отсутствии паспортно-визового контроля и использовании единой валюты – евро. Возникшая еще в 1957 году как Европейское экономическое сообщество, эта интеграционная группировка постепенно росла и вширь и вглубь, благодаря чему на территории Европы сформировалось единое экономическое пространство. В настоящее время Европейский союз – интеграционная группировка, которая занимает 7-е место в мире по величине своей территории, с населением около 507 млн человек и с первой в мире величиной ВВП.

Европейский союз (ЕС)


Следующей крупной интеграционной группировкой является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в состав которой входят 10 стран этого региона. Штаб-квартира организации находится в Джакарте. Цель данной экономической группировки – установление мира и стабильности в регионе, а также ускорение экономического, социального и культурного развития ее государств-членов. В настоящее время население стран-членов АСЕАН составляет более 500 млн человек, а совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)


В Азиатско-Тихоокеанском регионе расположена еще одна группировка – Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в состав которой входит 21 государство, в том числе и Россия. Штаб-квартира организации расположена в Сингапуре. Главная цель – повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. В странах-участницах АТЭС проживает около 40% мирового населения, и на них приходится приблизительно 54% ВВП.

Организация азиатско-тихоокеанского

экономического сотрудничества (АТЭС)


В Северной Америке существует Североамериканское соглашение о свободной торговле - это соглашение о свободной торговле (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой. Главной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. Эта ассоциация представляет собой только общий рынок и, в отличие от ЕС, не имеет никаких наднациональных органов.

Североамериканское соглашение

о свободной торговле (НАФТА)


Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) – объединение экономического сотрудничества 11 стран Латинской Америки. Штаб квартира ассоциации находится в Монтевидео. Ее цель – развитие регионального экономического сотрудничества и торговли между странами-участницами, создание общего рынка.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)


Несколько интеграционных группировок расположено и в СНГ. Одна из них – Таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Ее основная цель – создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются пошлины и действуют единые таможенные тарифы при торговле стран-участниц с другими странами мира.

Таможенный союз


С 1 января 2015 года в связи с упразднением Евразийского экономического сообщества был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международная организация региональной экономической интеграции. Ее членами являются Россия, Беларусь, Казахстан и Армения, а экономическими и политическими центрами – Москва, Минск, Астана, Алма-Ата, Ереван. Главная цель группировки – всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)


Кроме региональных интеграционных группировок существуют и отраслевые, которые объединяют страны с одинаковой международной специализацией. Например, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), в которую входят 12 нефтедобывающих стран мира. Штаб-квартира расположена в Вене. Главная цель создания организации – стабилизация цен на нефть.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)


Углубление международного географического разделения труда и развитие международной экономической интеграции влечет за собой интернационализацию хозяйственной жизни, т.е. ее расширение до международного масштаба. Интернационализация проявляется в создании транснациональных корпораций (ТНК) – международных компаний, в рамках которых объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей мирового хозяйства, расположенных в разных странах мира. Другими словами можно сказать, что транснациональная компания – это компания, международный бизнес которой является существенным. ТНК обеспечивают 50% мирового промышленного производства, а очень большие транснациональные корпорации имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран мира. Так, из 100 самых больших экономик мира 52 – это транснациональные корпорации, а остальные – государства. В настоящее время эти компании оказывают решающее влияние на географию мирового хозяйства. Далее в таблице приводится список наиболее крупных транснациональных компаний мира:

Как видно, мировые хозяйственные взаимоотношения, которые проявляются в международной экономической интеграции и интернационализации, привели в настоящее время к усилению взаимосвязей национальных экономик стран мира и сформировали целостное мировое хозяйство, имеющее сложную отраслевую и территориальную структуру.


В ходе данного урока учащиеся узнают, что такое мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция, а также интернационализация хозяйственной жизни. Корме того, на этом уроке учащиеся узнают об особенностях развития мирового хозяйства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мировое хозяйство"

Мировое хозяйство

Таким образом, все эти факторы способствовали появлению в конце 19 – начале 20 века мирового хозяйства.

Мировое хозяйство – это совокупность всех национальных хозяйств стран мира, которые связаны между собой международными экономическими отношениями. Это результат тысячелетней эволюции производительных сил общества.

В свою очередь, мировое хозяйство тесно связано с такими понятиями, как международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция и интернационализация хозяйственной жизни. Рассмотрим более подробно эти положения.

Далее приведена таблица с перечнем отраслей специализации некоторых стран мира.

Охватив все страны мира, международное хозяйство и географическое разделение труда стали расти уже не только вширь, но и вглубь, приобретая все новые формы. Это приводит к тому, что национальные хозяйства некоторых стран мира тесно срастаются между собой, образуя международные интеграционные группировки, являющиеся результатом международной экономической интеграции. Международная экономическая интеграция – процесс сближения и объединения экономик стран мира. Именно она стала преобладающей тенденцией в развитии современного мирового хозяйства. Рассмотрим существующие в настоящее время основные интеграционные группировки стран мира.

Европейский союз (ЕС) – крупная экономическая группировка, в состав которой входит 28 европейских государств (однако 23 июня 2016 года в Великобритании прошел референдум о членстве этой страны в ЕС, по итогом которого большинство жителей страны высказались за выход из состава группировки). Основные политические центры организации находятся в Брюсселе, Люксембурге и Страсбурге. Целью Европейского союза является интеграция европейских государств, заключающаяся в едином экономическом рынке, отсутствии паспортно-визового контроля и использовании единой валюты – евро. Возникшая еще в 1957 году как Европейское экономическое сообщество, эта интеграционная группировка постепенно росла и вширь и вглубь, благодаря чему на территории Европы сформировалось единое экономическое пространство. В настоящее время Европейский союз – интеграционная группировка, которая занимает 7-е место в мире по величине своей территории, с населением около 507 млн человек и с первой в мире величиной ВВП.

Европейский союз (ЕС)


Следующей крупной интеграционной группировкой является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в состав которой входят 10 стран этого региона. Штаб-квартира организации находится в Джакарте. Цель данной экономической группировки – установление мира и стабильности в регионе, а также ускорение экономического, социального и культурного развития ее государств-членов. В настоящее время население стран-членов АСЕАН составляет более 500 млн человек, а совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)


В Азиатско-Тихоокеанском регионе расположена еще одна группировка – Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в состав которой входит 21 государство, в том числе и Россия. Штаб-квартира организации расположена в Сингапуре. Главная цель – повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. В странах-участницах АТЭС проживает около 40% мирового населения, и на них приходится приблизительно 54% ВВП.

Организация азиатско-тихоокеанского

экономического сотрудничества (АТЭС)


В Северной Америке существует Североамериканское соглашение о свободной торговле - это соглашение о свободной торговле (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой. Главной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. Эта ассоциация представляет собой только общий рынок и, в отличие от ЕС, не имеет никаких наднациональных органов.

Североамериканское соглашение

о свободной торговле (НАФТА)


Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) – объединение экономического сотрудничества 11 стран Латинской Америки. Штаб квартира ассоциации находится в Монтевидео. Ее цель – развитие регионального экономического сотрудничества и торговли между странами-участницами, создание общего рынка.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)


Несколько интеграционных группировок расположено и в СНГ. Одна из них – Таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Ее основная цель – создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются пошлины и действуют единые таможенные тарифы при торговле стран-участниц с другими странами мира.

Таможенный союз


С 1 января 2015 года в связи с упразднением Евразийского экономического сообщества был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международная организация региональной экономической интеграции. Ее членами являются Россия, Беларусь, Казахстан и Армения, а экономическими и политическими центрами – Москва, Минск, Астана, Алма-Ата, Ереван. Главная цель группировки – всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)


Кроме региональных интеграционных группировок существуют и отраслевые, которые объединяют страны с одинаковой международной специализацией. Например, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), в которую входят 12 нефтедобывающих стран мира. Штаб-квартира расположена в Вене. Главная цель создания организации – стабилизация цен на нефть.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)


Углубление международного географического разделения труда и развитие международной экономической интеграции влечет за собой интернационализацию хозяйственной жизни, т.е. ее расширение до международного масштаба. Интернационализация проявляется в создании транснациональных корпораций (ТНК) – международных компаний, в рамках которых объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей мирового хозяйства, расположенных в разных странах мира. Другими словами можно сказать, что транснациональная компания – это компания, международный бизнес которой является существенным. ТНК обеспечивают 50% мирового промышленного производства, а очень большие транснациональные корпорации имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран мира. Так, из 100 самых больших экономик мира 52 – это транснациональные корпорации, а остальные – государства. В настоящее время эти компании оказывают решающее влияние на географию мирового хозяйства. Далее в таблице приводится список наиболее крупных транснациональных компаний мира:

Как видно, мировые хозяйственные взаимоотношения, которые проявляются в международной экономической интеграции и интернационализации, привели в настоящее время к усилению взаимосвязей национальных экономик стран мира и сформировали целостное мировое хозяйство, имеющее сложную отраслевую и территориальную структуру.

Читайте также: