Образование в россии в 18 веке конспект урока 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях.

С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой – реакционная политика самодержавия в сфере культуры.

В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый характер политики самодержавия в области образования.

Многие открытия и изобретения не получили применения в феодально-крепостнической России.

Таким образом, развитие культуры в России в первой половине XIX века – это достаточно сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, вопреки отсталым крепостническим отношениям русская культура первой половины XIX века достигла блистательных вершин, и не случайно этот период в развитии культуры называют золотым веком культуры России.

2. Переход к изучению нового материала. (Эвристическая беседа с учениками).

Вопрос: Коснулись ли преобразования Александра I народного образования? (Да).

Как управлялись образовательные учреждения? (Было создано Министерство народного просвещения при Александре I)

Что было предпринято в этом вопросе? (В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для “низших” слоев населения. Значительную независимость от властей получили университеты, число которых увеличилось).

Работа с картой-схемой “Университеты России первой половины XIX века”.

Дерптский – 1802 г.

Казанский – 1804 г.

Харьковский – 1804 г.

Виленский – 1804 г.

Петербургский – 1819 г.

Где люди могли обучиться грамоте? (В каждом губернском городе были открыты гимназии; в каждом уездном городе – уездные училища; в сельской местности – создавались приходские училища).

Кто мог в них получить грамоту? кто принимался? (Дети “всякого состояния”, без различия “полу и лет”. Но для детей крепостных доступны были только приходские училища.)

Где могли получить образование представители высшего дворянского общества? (В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей).

Вспомните одного из самых знаменитых выпускников Царскосельского лицея. (Пушкин)


Цель: дать представление о наиболее значимых достижениях и наиболее видных деятелях русской культуры второй половины 18 века, рассмотреть изменения во всех направлениях культуры, определить значение всех изменений.

Содержимое разработки

Цель: дать представление о наиболее значимых достижениях и наиболее видных деятелях русской культуры второй половины 18 века, рассмотреть изменения во всех направлениях культуры, определить значение всех изменений.

1) образовательные: познакомить учеников с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России 18 века;

2) развивающие: повышать уровень познавательных способностей, повышать уровень самооценки учеников; развивать навыки самостоятельной работы подбора материала на заданную тему групповой работы на основе доброжелательности вежливости дисциплинированности; формировать умений работать с историческим источником;

3) воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.

Оборудование: электронная презентация «Культура России середины – второй половины XVIII века”, плакаты с изображением архитектурных сооружений XVIII века.

Тип урока: комбинированный

Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

Решение творческих задач.

Методы и формы обучения проблемно-поисковой (Как повлияли реформы Петра I на быт и культуру России?), контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные даты:

1750 г. – создание Ф.Г. Волковым общедоступного театра в Ярославле.

1757 г. - учреждение Академии художеств.

1786г. – устав, предусматривавший открытие главных и малых народных училищ в городах

8 января 1755г.– открытие Московского университета

1756 г. – начало издания первой общественной газеты

1765 г. – открытие Вольного экономического общества

Изучение нового материала

Образование и просвещение

Литература и искусство.

Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам обобщающего повторения

Ученик (предполагаемый ответ)

Прежде чем мы перейдём к основной теме нашего урока и поговорим о культуре 18 века, давайте вспомним, каким же предстал 18 век в истории Российского государства.

Какая война ознаменовала начало 18 века, и чем она закончилась?

Северная война (1700—1721) — война между Российским царством и Швецией за господство на Балтике, также известна как Великая Северная война. Война закончилась поражением Швеции в 1721 году с подписанием Ништадтского мирного договора.

Кто и когда основал Санкт-Петербург?

Пётр 1 основал Санкт-Петербург в 1703 году.

Назовите правителей 18 века в хронологической последовательности.

Петр I
Екатерина I
Петр II
Анна Иоанновна
Иван VI
Елизавета I

Екатерина II
Павел I

2. Вступительное слово учителя – 5 минут.

В 18 веке в России окончательно оформляется абсолютная монархия, и ужесточается крепостное право. Это век, когда впервые :

нашим государством управляли женщины;

стала развиваться наука;

открылись университеты в Петербурге и Москве;

началось типовое строительство;

появились первые памятники;

выпущен толковый словарь;

открылся публичный театр…

3.Изучение нового материала

Учитель рассказывает о развитии науки в 18 веке в нашей стране и демонстрирует слайды презентации.

По ходу нашей экскурсии вам предстоит заполнять маршрутные листы.

Хронологические рамки деятельности

Наука и просвещение

Российская наука 18 века…

История российской науки начинается с 1724 года, когда Петр 1 подписал указ о создании Петербургской академии наук, а при ней Академического университета и Академической гимназии. Академия начала функционировать в декабре 1725 года при Екатерине 1. Первым президентом Академии наук был медик Лаврентий Блюментрост, который подобрал штат из четырнадцати приглашенных иностранцев. Наиболее известный из них Леонард Эйлер швейцарский математик и астроном.

Академия наук в период с 1728г. по 1783г. помещалась в здании Кунсткамеры.

Научная деятельность Академии развивалась по трем направлениям: математическому, физическому и гуманитарному. При Академии наук был образован анатомический театр, обсерватория, библиотека, в ее ведении находились Ботанический сад и Кунсткамера.


Кунсткамера. Г. Маттарнови и др. 1718 – 1734 гг.

В 1746 году президентом Академии наук стал Кирилл Григорьевич Разумовский, и началась постепенная русификация Академии. Первые русские ученые: географ Степан Крашенинников, астрономы Петр Иноходцев и Никита Попов, астроном и математик Степан Румовский, ботаники и зоологи Иван Лепехин и Василий Зуев. Но наиболее известным ученым 18 века был Михаил Васильевич Ломоносов. Человек, проявивший себя в разных областях знаний: в химии, физике, астрономии, поэзии, изобразительном искусстве. Самые яркие достижения М. Ломоносова:

- теория о законе сохранения массы (опыты, которые через 26 лет будут опубликованы французским химиком А.Л. Лавуазье);

- корпускулярно-кинетическая теория тепла;

- гипотеза о наличии атмосферы Венеры;

- получение ртути в твердом состоянии;

- усовершенствование оптических приборов и конструирование зеркального телескопа (принцип, который будет через 27 лет опубликован английским ученым У. Гершелем;

- работы в области теории электричества;

- работы в области минералогии;

- наука о стекле и разработка технологии цветных стекол.


В 1755 году в Москве по инициативе Михаила Ломоносова и Ивана Ивановича Шувалова при Елизавете Петровне был открыт Московский университет, который имел три факультета: медицинский, философский и факультет права.

В 1783 году В Петербурге параллельно с Петербургской Академией наук начала свою деятельность Российская Академия.Новое научное учреждение занималось, в основном, русским языком, словесностью, театром. Председателем Российской академии была назначена Екатерина Романовна Дашкова (директор Академии наук с 1783 года).

В конце 18 века Российская академия выпустила первый толковый словарь русского языка, содержащий 43356 слов. Над словарем работали Екатерина Дашкова, Денис Фонвизин, Гавриил Державин, Иван Шувалов… В издании словаря участвовали 35 академиков. В 19 веке Российская академия сольется с Академией наук.

Кроме ученых 18 века известны имена русских механиков и изобретателей:

Андрей Константинович Нартов (1693—1756) – член Академии наук, изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка;

Иван Петрович Кулибин (1735-1818) - изобретатель различных механических устройств, игрушек, приборов и станков (часов, водохода, фонаря-прожектора, механической повозки, оптического телеграфа, микроскопа…).


Портрет И.П. Кулибина.

После обзора научных достижений и показа слайдов презентации

1. С каким событием связано развитие русской науки?

2. Расскажите о начале деятельности Академии наук в Петербурге.

3. Наиболее известные ученые Академии наук.

4. Научная деятельность М. Ломоносова.

5. Научное учреждение, которое занималось гуманитарными науками.

6 Почему в 18 веке научные учреждения сначала появляются в Петербурге, а затем в Москве?

7. Русские изобретатели 18 века.

Учитель рассказывает о русской архитектуре 18 века, об архитектурных стилях и их отличительных чертах .

Русская архитектура 18 века…

Русская архитектура 18 века представлена тремя основными стилями:

Барокко - в переводе с португальского - жемчужина неправильной формы. Этот стиль возник в Италии в конце 16 века и распространился в Европе. В нашей стране это нарышкинское барокко, вошедшее в моду в конце 17 века.

В начале 18 века первые здания Петербурга включали в себя оттенки итальянского, французского и немецкого барокко. Сложившийся архитектурный стиль будет называться петровское барокко. Наиболее известный архитектор Доменико Трезини.

Характерные черты петровского барокко: контрастность окраски; пилястры (прямоугольные полуколонны) и волюты (лепные завитки); белые наличники и мелкие стекла окон; рустовка стен, шпили, флюгера, однокупольные церкви.


Здание Двенадцати коллегий. Доменико Трезини. Теодор Швертфегер.1722 -1742 гг.

В стиле петровского барокко построена Кунсткамера, Петропавловский собор, Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры….

При Петре 1 в Петербурге начинается типовое проектирование жилых домов.


Расцвет барокко в нашей стране пришелся на эпоху Елизаветы Петровны. Наиболее известный архитектор барокко Франческо Бартоломео Растрелли.

Характерные черты елизаветинского барокко: обилие золота, лепных украшений, зеркал. Иллюзия легкости и воздушности, нежная окраска стен, возврат к традиционному русскому пятиглавию церквей. В стиле барокко построен Зимний дворец, Екатерининский дворец в Пушкине, собор Смольного монастыря…


Собор Смольного монастыря. Автор проекта Ф.Б. Растрелли. 1746- 1835гг.

Здание в стиле истинного барокко похоже на торт со взбитыми сливками и испытывает на себе влияние нового стиля рококо (ракушка – в переводе с французского).

Рококо возник во Франции начала 18 века, как продолжение и развитие барокко.

Рококо еще более изысканный, причудливый, пастельный и ассиметричный стиль, который проявился, в основном, в дворцовых интерьерах.


Интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.

Единственное здание, построенное в этом стиле в нашей стране это Китайский дворец в Ораниенбауме.


Китайский дворец. А. Ринальди. 1762 – 1768гг.

Во второй половине 18 века мода изменилась, обилие украшений и позолоты стало казаться аляповатым и навязчивым, ассиметричные здания сложными и дорогими.

Классицизм возник во Франции еще в 17 веке, но интерес к нему возрос во второй половине 18 века, возможно, в связи с раскопками Помпеи.

При Екатерине Второй в Петербург вошел строгий классический стиль. Основные черты классицизма: пропорциональность, функциональность и простота; колоннады, арки и портики; желто- белая цветовая гамма стен, отсутствие декоративных украшений.


Гостиный двор. Ж.Б.М. Валлен -Деламот. 1761 – 1785 гг.

В классическом стиле в Петербурге построен Гостиный двор; Смольный институт, Эрмитажный театр, архитектор Д. А. Кваренги….


Таврический дворец, Троицкий собор Лавры, архитектор И.Е. Старов;

Таврический дворец. И.Е. Старов. 1783-1789 гг.

Демонстрация презентации об архитектурных стилях 18 века.

Вопросы по слайдам для закрепления:

1. Три архитектурных стиля 18 века в России.

2. Отличительные черты трех стилей.

3. Примеры сооружений.

4. Имена архитекторов.

5.Что такое стиль рококо?

Из истории русского театра…

Актерские представления были известны на Руси и в глубокой древности, они были связаны с религиозными обрядами и праздниками. Первые скоморохи при княжеских дворах упоминаются еще в 11 веке. Иногда, это бродячие актеры: гусляры, дудочники, шуты, кукольники, дрессировщики медведей, которые для своих выступлений строили временные балаганы на время проведения ярмарок или праздничных гуляний.

В 17 веке, в эпоху Михаила Романова появилась идея создания придворного театра по европейскому образцу, которая смогла воплотиться в жизнь во время царствования второго Романова - Алексея Тишайшего.

Придворный бояринАртамонМатвеев вместе с пастором из немецкой слободы Иоганном Грегори набрали первую труппу актеров, состоящую целиком из мужчин. Пастор писал тексты пьес,в основном, на библейские сюжеты, которые с успехом шли в загородной царской резиденции и в Кремлевских палатах. Такой театр можно назвать домашним театром. В последствие домашние театры стали создаваться в домах богатых вельмож, где в труппу набирались, в основном крепостные актеры.

В 18 веке при дворе Анны Иоанновны расцветало шутовство. И актерским мастерством занимались не только простолюдины, но и дворяне.

Подъем театрального мастерства пришелся на эпоху Елизаветы Петровны. Это были крепостные театры, любительские и придворные. Курсанты устраивали театральные представления в Шляхетском корпусе в Петербурге, а в Москве театром увлекались студенты Славяно-греко-латинской академии. Кроме того, в России гастролировали итальянские, французские, немецкие труппы.

Первый публичный профессиональный театр был открыт в Ярославле в 1750 году в помещении каменного амбара, благодаря стараниям купеческого сына Федора Волкова, человека прекрасно образованного и талантливого. Федор Григорьевич писалстихи и пьесы, хорошо рисовал и занимался резьбой по дереву, играл на музыкальных инструментах. В 1752 году императрица пригласила труппу Федора Волкова в столицу, и на месте современного Александринского театра


Александринский театр. 1832 г. Карл Росси.

Профессиональные театры стали появляться и в других городах России: в Москве при Московском университете, в Твери, Воронеже, Тамбове, Нижнем Новгороде…

Известная актриса второй половины 18 века Прасковья Ивановна Ковалева – Жемчугова входила в труппу крепостного театра графа Шереметьева.


Портрет Прасковьи Жемчуговой.

Сценическому искусству девочку обучали с семи лет, она прекрасно пела, играла на арфе и клавесине, владела итальянским и французским языками. В тринадцать лет к ней пришел успех, императрица Екатерина Вторая, восхищенная талантом Прасковьи подарила актрисе перстень с алмазом. В 1801 году граф Николай Шереметев женился на своей крепостной и стал жить с ней в Петербурге на набережной Фонтанки.


Шереметьевский дворец. С. Чевакинский и др.

1. Когда и почему в России появляются первые придворные и домашние театры.

2. Первые актеры, кто они, к какому сословию принадлежат?

3. Первый театр для посещения публики.

4. Имена чиновников и театральных деятелей, благодаря которым в нашей стране появился профессиональный театр.

5. Известные актрисы второй половины 18 и начала 19 века.

Русская живопись 18 века…

Наиболее известные художники:и их работы:


Портрет царевны Анны Петровны Иван Никитин.


Автопортрет с женой. Андрей Матвеев.


Портрет Сарры Фермор. Иван Вишняков


Портрет императрицы Елизаветы Петровны.


Портрет Екатерины II, 1762. Иван Аргунов.

На портретах начала века чувствуется некоторая скованность фигур, напряженность, возможно, отсутствие индивидуальности портретируемых.

Идея открыть в Петербурге художественное училище принадлежала Петру Первому, и была воплощена после его смерти. Художественное отделение стало частью Академии наук. В 177 году в эпоху Елизаветы, благодаря инициативе Ивана Ивановича Шувалова в столице открылась Императорская Академия Художеств, где преподавали итальянские и французские мастера. Академия обучала искусству гравюры, портрета, скульптуре и архитектуре, а также общеобразовательным предметам. В 1764 году при Екатерине Великой на Васильевском острове было начато строительство здания для Академии художеств в классическом стиле архитектором Ж.Б.Валлен-Деламотом.


Академия художеств.Ж.Б. Валлен-Деламот.

Полный курс обучения продолжался 15 лет и делился на пять разрядов. Прием осуществлялся раз в три года, в начальные воспитательные классы принимали мальчиков шести лет. Форма обучения была аудиторной. Лучшие выпускники Академии – пансионеры отправлялись на стажировку в Рим.


А.Г. Бобринский. Федор Рокотов.


Портрет А.Ф. Кокоринова.


Портрет М.И. Лопухиной. Владимир Боровиковский.

1. Какие новые явления в живописи появились в 18 веке?

2. Основные живописные жанры 18 века.

3. Основание Академии художеств в Петербурге.

4. Какие изменения можно увидеть в портретной живописи 18 века?

Русская литература 18 века…

В начале века литературные произведения, в основном переводы, были разных стилей ижанров. Затем под влиянием идей европейского Просвещения литература приобрела черты классицизма (акцент на разум), а к концу века – сентиментализма (акцент на чувства).

Наиболее известные писатели 18 века: Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов:

Вечернее размышление о божием величестве.


1. Литераторы 18 века.

2. Особенности классицизма в русской литературе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

ШКОЛА, ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В XVIII В.

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Формирование представлений о педагогических идеях и системе образования XVIII в.

Образовательныересурсы

1. Особенности культурного развития России.

2. Сословные учебные заведения.

3. Высшее образование. Основание Московского университета.

4.Домашнее воспитание. Начальное образование.

Личностно значимая проблема

Как развивалось российское образование при приемниках Петра I ? Какие новые виды высших и специальных учебных заведений, начальных школ появились на протяжении XVIII в.?

Основные виды деятельности обучающихся

м етоды и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: вводная беседа, работа с учебником

Основные понятия

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Знание значения понятий темы. Умение характеризовать структуру и особенности обучения в со-

Познавательные УУД: умение анализировать информацию, давать характеристику объектов и явлений по самостоятельно выбранным критериям, творчески перерабатывать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД: умение ставить задачи урока в соответствии с заявленной целью, организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников. Владение контекстной монологической речью в устной и письменной форме

Ответственное отношение к учению. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение творчески переосмысливать информацию. Познавательный интерес к истории России. Личностная оценка развития системы образования в России в XVIII в., педагогических идей и приёмов этого времени

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I . Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

II . Актуализация знаний

- Вспомните, что такое культура?

Это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на определенном историческом этапе. Это достижения людей в области науки и техники, образования и литературы, музыки и искусства и многого другого.

Записывают тему урока, определяют цели и задачи урока.

III . Изучение нового материала

1. Особенности культурного развития России.

- Вспомните, какие преобразования в сфере культуры провел Пётр I ?

· В 1699 г. – указ царя о введении нового летосчисления

Стране требовались специалисты:

- в Россию приглашались иностранцы на государственную службу;

- молодых дворян отправляли учиться за границу (по возвращении сдавали экзамен Петру).

По указу царя юношам, которые не закончат хотя бы начальной школы запрещалось жениться.

· Открывались образовательные учреждения;

· Издательское дело, печатались:

· Открылись библиотеки и музеи:

- 1714 г. – общедоступная государственная библиотека в Петербурге (позже стала библиотекой Академии наук);

- 1714 г. – Кунсткамера – первый естественно-научный музей (собирал сам царь), состоял из различных диковинок.

- Какие учреждения образования и науки появились в Петровскую эпоху? В каких целях все это создавалось?

- Навигацкая школа (переведена в Петербург и переименована в Морскую академию);

- Артиллерийская Инженерная школа;

- Цифирные школы (начальное образование для детей дворян и чиновников);

- гарнизонные школы (для детей солдат).

Вырос образовательный уровень молодёжи. Главное место в обучении отводилось:

Математике, грамматике, астрономии, черчению и другим точным наукам.

· В декабре 1725 г. – создана Петербургская Академия наук.

Указ о её создании Пётр подписал в 1724 г., но до открытия не дожил.

В порядке обобщения важно отметить, что в Петровскую эпоху получила распространение светская культура, возросло число европейских специалистов, приглашавшихся для работы в России, было положено начало развитию отечественной науки.

2. Сословные учебные заведения.

Основы светской школы были заложены при Петре I . Школа и образование были подчинены теперь интересам общества и государства: стояла задача подготовить всесторонне грамотных людей, имевших специальную подготовку в какой-либо области знания или профессии. Система образования XVIII века строилась по сословному принципу, так как Россия была сословной страной.

1) Создание новых учебных заведений для подготовки к воинской, административной и придворной службе:

Для детей дворян:

- 1732 г. – основание Сухопутного шляхетского (кадетского в последствии) корпуса;

- при Елизавете Петровне открыт Пажеский корпус.

- привлекались хорошо подготовленные педагоги;

- преподавались военные (артиллерийское дело, фортификация и др.), общеобразовательные (история, география, иностранные языки), общеразвивающие (танцы, этикет, актерство) дисциплины (преподавали актер Ф.Г.Волков, драматург А.П.Сумароков).

2) Прочитайте дополнительную информацию на стр. 163

Для детей купцов:

- училища (учили коммерции, бухгалтерскому делу)

- должны были содержаться за счет купечества (один из меценатов Прокопий Акинфиевич Демидов)

3) Учреждение воспитательных заведений.

Екатерина и Бецкой создали сеть закрытых воспитательно-образовательных учреждений (по сословному признаку), где воспитывались бы дети в возрасте от 5 до 18—20 лет, в том числе — девочки.

- 1764 г. — Воспитательный дом для детей-сирот в Москве;

- Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Санкт- Петербурге.

3. Высшее образование. Основание Московского университета.

4) Развитие высших учебных заведений — университета при Петербургской академии наук (с 1725 г.), Московского университета (с 1755 г.).

Начало русскому высшему светскому образованию было положено основанием в 1725 г. академического университета в Санкт-Петербурге. Ему принадлежит заслуга подготовки первых русских ученых и преподавателей для различных учебных заведений страны. Питомцы университета участвовали в переводе и издании научной, учебной, общественно-политической, философской и художественной литературы. Преподаватели и студенты университета провели исследование природных богатств, а также состава, численности и особенностей хозяйственной деятельности населения разных регионов страны.

1. Чем отличался Московский университет от других высших учебных заведений Европы? 2. Какое значение имела деятельность Московского университета в развитии российской культуры?

3. Какое значение для российской науки и культуры имела деятельность М. В. Ломоносова?

4.Домашнее воспитание. Начальное образование.

5) Начальное образование – забота родителей

Что изучали на домашнем обучении:

- языки, предпочтительнее французский, свободное владение;

- правила европейского этикета;

- основы разных наук.

Учителями детей крестьян, мещан, купцов становились родители или кто-либо из служителей храма. Изучали грамоту, Священное писание, основы православной веры.

6) Государственное начальное образование

Учащимся предлагается познакомиться с документом — фрагментом из книги, которую следовало изучать в народных училищах, и ответить на вопросы.

(Составлена по поручению Екатерины II)

1. Общее благополучие членов государства есть цель всякого правления. Сие благополучие теряют подданные, когда не в надлежащем порядке и почтении находится правление, из чего следует, что первая должность сына Отечества есть — не говорить и не делать ничего предосудительного в рассуждении правительства, и потому всякие возмутительные поступки, как-то: роптания, худые рассуждения, поносительные и дерзкие слова против государственного учреждения и правления — суть преступления против Отечества и строгого наказания достойны.

2. Законы суть учреждения, коими определяется, что правительство почитает полезным для благосостояния государства: и так повиновение есть вторая должность сына Отечества…

3. …Начальники могут и долженствуют все сие лучше и основательнее знать; почему упование на прозорливость и праводушие правителей есть третья должность сына Отечества.

4. Повиновение сынов Отечества должно быть действующее, то есть каждый сын Отечества долженствует ко благу государства действительно употреблять все свои способности и свое имение, а особливо когда требовать будет того начальство. Исполнение того есть четвертая должность сына Отечества.

Вопросы :

1. Какова была цель воспитания и образования в России, по мысли Екатерины II?

IV . Первичное осмысление и закрепление изученного

В ходе урока восьмиклассники делают записи в тетрадях. В связи с описанием того, чему и как учили в различных типах школ и университетах, учащимся предлагается ответить на вопрос:

- В чём выражался сословный характер образования того времени?

Ответы могут быть даны частично на уроке, а полностью — в результате домашней работы по тексту параграфа и документу на с. 167–168 учебника (отрывку из Указа об основании Сухопутного шляхетского корпуса).

- Как вы думаете, почему правительство, с одной стороны, ограничивало доступ к образованию выходцам из народа, а с другой — стремилось расширить сеть общеобразовательных учреждений?

V . Итоги урока. Рефлексия

Что нового узнали на уроке…

Что получилось (не получилось) в течение урока…

VI . Домашнее задание: параграф 25, стр.162-168, задание 1-5

Нажмите, чтобы узнать подробности

XVIII в. вошел в историю России как век просвещения. На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с эпохой рождения российской науки.

Начинаем урок. Запишем тему урока в тетрадь.

Тема. Образование в России в XVIII веке

Задание 2.Составь в тетради конспект на основании данного видео урока

Задание 3. Сравните две системы образования: XVII и XVIII века. Перенесите данную таблицу в тетрадь.

Приходские школы ( для крестьян)

Закрытые учебные заведения (только дворяне)

Гимназии (для дворян и для разночинцев)

-Какой вывод можно сделать о системе образования? Какие новые учебные заведения появились в XVIII веке? (ОТВЕТ ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ. Пишите слово вывод: И ВАШ ОТВЕТ на вопросы. )

Если у вас возникают вопросы, трудности с выполнением того или иного задания, возможно, с поиском информации, пожалуйста, пишите мне, я Вам помогу .

Презентацию сбросить мне на эл. почту до 7 апреля: [email protected]

Читайте также: