Идеи оформления конспектов в школе по географии

Обновлено: 07.07.2024

На правильно продуманном уроке географии дети могут путешествовать по всему миру, даже не покидая свой класс. Мы попросили разных учителей поделиться любимыми советами и увлекательными способами проведения урока, чтобы напомнить детям, что учиться можно не только с помощью карт и глобусов.

1. Исследуйте мир с помощью друзей по переписке

2. Завесьте стену часами

Помогите ученикам научиться понимать и определять часовые пояса, повесив побольше часов в классе. Установите на одних среднее географическое время и пометьте его как Гринвич, Англия. Выберите множество крупных городов по всему миру, включая ваш родной город, чтобы подписать другие часы и установить на них нужное время.

Теперь вы можете периодически обращать внимание учеников на часы, лучше в разное время суток. Например, утром, когда они только приходят в школу, поговорите о том, что в этот же момент могут делать школьники в других часовых поясах. Вы также можете использовать часы в качестве отправной точки, чтобы объяснить, как связаны координаты долготы и часовой пояс.


3. Делайте путеводители

Учитель информатики Мелинда Клекер преподает забавные уроки географии, предлагая ученикам создавать собственный дизайн туристических брошюр. Она просит детей выбрать разные государства. Каждый из них проводит своё исследование страны и двух крупных городов, чтобы добавить информацию в брошюру. Это отличный способ объединить навыки письма, знания компьютера, графического дизайна и географии в одном проекте.

4. Рассмотрите мир с помощью Google Earth

5. Придумайте собственный остров

Ученики шестого класса вместе со своей учительницей Эми Гетти начинают учебный год с создания карт островов, которые представляют собой их жизнь. Они наполняют рисунок биографическими деталями, а затем используют фантазию, знание рельефа и условных обозначений для разработки карт.


6. Играйте в прятки по всему миру

Загадайте определённое место где-то на планете. Дайте детям несколько подсказок, основанных на широте, долготе, сезонных изменениях, животных и прочих географических данных. Они должны проанализировать ключи к разгадке и сопоставить их, чтобы в итоге найти 10 секретных уголков по всему миру.

7. Рисуйте карту путешествий персонажа

8. Занимайте самых быстрых учеников

Вот идея, чтобы самые быстрые и активные ученики занимались даже после того, как закончили основную работу. Руна Заман предлагает держать в столе стопку из копий пустых мировых карт и просить детей помечать знакомые государства и их границы. Ученики могут получить дополнительную оценку или небольшой приз в зависимости от количества стран, которые они пометили правильно.

9. Держите весь мир в своих руках

В данной статье обобщен опыт по использованию графических конспектов на уроках географии. Приводятся примеры схем, которые можно использовать при изучении и закреплении материала "Экономические районы России" 9 класс

ВложениеРазмер
Графические конспекты 818.92 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта учителя географии МОУ "Новоакшинская средняя общеобразовательная школа" Старошайговского района Республики Мордовия

Графические конспекты как средство повышения эффективности обучения географии

- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках.

Перед современным учителем при подготовке к уроку стоит целый комплекс проблем, которые сводятся к пространственному вопросу «Как организовать работу обучающихся на уроке так, чтобы…

- ученикам было интересно;

- урок был наполнен практической деятельностью;

- подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ;

Одной из ответственных задач, стоящих перед учителем, является повышение эффективности всех применяемых в школе форм и методов обучения. Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение, как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. [2] Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелеобразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание – запоминанием, восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

География как учебный предмет состоит из множества взаимосвязанных природных и экономических представлений, понятий, законов, закономерностей, изучение и усвоение которых трудно осуществить без наглядности.

Особое значение в привитии навыков самостоятельности и интереса к учению, развитию абстрактно-логического мышления, на мой взгляд, следует уделять использованию наглядно-демонстрационного материала: опорным сигналам, различным таблицам, схемам-опорам. Для умственного развития учащихся более важными являются задания, при выполнении которых дети учатся сами строить такие схемы и структуры, которые являются опорой мысли, опорой действия для учащихся. Во время работы с опорными схемами и таблицами дети спорят, доказывают, ошибаются, делают выводы. Использование опорных схем оживляет урок.

В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно- следственные связи, которые в природе не выражены.

Графический конспект - один из приемов самостоятельного приобретения знаний

Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления у обучающих.

Построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех обучающихся, но и оценить работу каждого ученика

Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (схему, таблицу, диаграмму) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний.

Учитель строит ЛОК в процессе изложения лекции на доске цветными мелками и обучающие приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключение урока по созданной схеме проводится повторение и обобщение ключевого материала

Работать интересно, увлекательно. Создание ЛОК и графических рисунков, обучение по ним – это творческая работа. Обучающие достаточно легко и цельно запоминают материал объемной темы, которая может включать в себя несколько параграфов учебника.

Особо необходимо выделить значение ЛОК для слабых учащихся.

В старших классах этот прием работы позволяет кратко конспектировать лекцию. У учащихся развиваются умения самостоятельной работы и самоконтроля. Опыт моей работы показал, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности у детей.

Составление опорных конспектов позволяет учащихся качественнее подготовиться к проверочной работе, а также к ЕГЭ. Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом - будущее. А по большому счету опорный конспект (ЛОК)- это реклама учебного материала

- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Опыт формировался и апробировался на базе МОУ "Новоакшинская средняя общеобразовательная школа" Старошайговского района Республики Мордовия. Становление педагогического опыта осуществлялось на учебных занятиях в условиях сельской школы. Наблюдения за учащимися показали, что наметилась тенденция снижения интереса к урокам географии. В ходе изучения уровня познавательной активности учащихся было выявлено:

- постепенное снижение интереса к изучению географии,

-отсутствие навыков чтения географической карты

Проведённая диагностика позволила выявить следующую причину снижения познавательного интереса к изучению географии:

В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость работы по повышению познавательного интереса обучающихся при обучении географии.

- Теоретическая база опыта

Вопросы структурирования учебного материала привлекают к себе внимание широкого круга исследователей. Теоретико-методические основы структурирования учебного материала раскрыты в работах СИ. Архангельского, С.А. Бутанова, Б.И. Коротяева, А.М. Сохора, С.А, Шаторинского, В.Ф. Шаталова и др.

В основе данного опыта лежит система В.Ф. Шаталова - технология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей или опорных конспектов, а также технология уровневой дифференциации обучения

Логическое структурирование учебной информации позволяет получить четную, хорошо организованную структуру, выделение которой позволяет увидеть систему смысловых связей между элементами содержания и расположить эти элементы в последовательности, вытекающей из этой системы

Логический опорный конспект (ЛОК) или листы опорных сигналов (ЛОС)- это визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе восприятия рассказа или объяснения учителя. Они применяется на занятиях с целью повышения эффективности обучения, а результатом является модель физического процесса или природного объекта. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же фактов, поданных в виде текста.

- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР, разработал и реализовал в своей педагогической практике технологию интенсивного обучения на основе опорных конспектов или опорных схем. По доминирующему методу технология является объяснительно-иллюстративной, но, учитывая отличительные признаки данной технологии, её с полным основанием можно отнести к группе личностно-ориентированных технологий.

Основные принципы технологии:

- многократное повторение учебного материала;

- обязательный поэтапный контроль результатов учебной деятельности учащихся;

- изучение содержания крупными познавательными блоками;

- динамического стереотипа и алгоритмизации познавательной деятельности учащихся:

- обучение с учётом уровневого усвоения учебного материала: на репродуктивном, репродуктивно-продуктивном, продуктивном и продуктивно-творческом;

- применение опорных схем, опорных конспектов, как ориентировочной основы познавательной деятельности учащихся;

- личностно-ориентированный подход, учитывающий индивидуально-психологические особенности личности каждого ученика и определяющие во многом уровень его обучаемости:

- принцип гуманизма, выражающийся в учении без принуждения, бесконфликтности учебного процесса;

- принцип гласности результатов учебной деятельности каждого ученика;

- принцип открытых перспектив для исправления и улучшения результатов, создания и поддержки ситуации успеха в учении каждого ученика.

Отличительные особенности технологии:

- изучение содержания учебного предмета осуществляется крупными познавательными блоками;

- смысловая группировка учебного материала небольшими познавательными блоками (поблочная компановка материала);

- выражение содержания учебного материала в виде опорных схем-конспектов;

- полная и практически всеобщая активность учащихся в процессе познавательной деятельности.

В разработанной В.Ф.Шаталовым технологии познавательная деятельность учащихся осуществляется с помощью так называемых опорных схем-конспектов, в которых изучаемое содержание представлено учителем в виде опорных сигналов. Учитель при подготовке к уроку содержание предстоящей изучаемой темы выражает в виде опорных сигналов – ассоциативных символов (знаков, рисунков, стрелок, схем, цифр, условных знаков, отдельных слов …). Познавательные блоки изучаемого содержания, представленные в виде таких опорных сигналов составляют систему опорных схем-конспектов.

Листы опорных сигналов (ЛОС) или логические опорные конспекты должны удовлетворять следующим основным требованиям:

1. Листы сигналов-конспектов должны быть лаконичны, содержать не более 80-100 знаков, так как много знаков школьники не смогут запомнить.

2. Они должны отличаться структурностью, т. е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.

3. Основной учебный материал целесообразно выделять цветом, линиями разной формы, толщины, геометрическими фигурами, шрифтом.

4. При построении ЛОС и ЛОК необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки карт, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии.

5. Сигналы должны отличаться оригинальностью по форме, графике, цвету, так как среди школьников (как установлено психологами) преобладают личности, отличающиеся зрительной памятью.

6. Опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учебника, чтобы школьники могли лучше понять материал, при подготовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебником, а также с картами атласа и другими средствами обучения.

Основным условием организации познавательной деятельности учащихся является обучение учащихся умению расшифровывать по опорным сигналам знаниевое содержание опорных конспектов и умению самим учащимся составлять, укладывать знаниевое содержание познавательных блоков в систему опорных конспектов. Или, как ещё можно сказать, разворачивать содержание учебного материала по опорному конспекту и сворачивать его содержание в опорный конспект. А это значит, что ученики приобретают умение анализировать учебное содержание, группировать его в смысловые блоки, определять главное, существенное в содержании, подлежащее восприятию, осмыслению, запоминанию до уровня воспроизведения и применения, как по образцу - рассказ по готовому опорному конспекту, так и на творческом уровне – разработка по содержанию познавательного блока опорной схемы-конспекта.

Обозначим основные дидактические понятия технологии, введённые В.Ф.Шаталовым:

- опора, это ориентировочная основа учебной деятельности ученика, способ внешней организации его мыслительной деятельности;

- опорный сигнал представлен ассоциативным символом (цифрой, условным знаком, схемой, рисунком), заменяющим смысловое значение содержания познавательного блока, подбор символов в качестве опорных сигналов для запоминания (например, сокращение ПИ – полезный ископаемые, ☼ - климат, ρ – плотность населения, S – площадь и т.д.) для каждого элемента конспект а лучше проводить с учетом тех знаков, которые знакомы школьникам и используются в картографии;

- опорный конспект, это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, отражающую систему понятий, причинно-следственных связей, географических закономерностей, фактов изучаемого познавательного блока.

Процесс обучения с применением опорных конспектов строится в алгоритме поэтапной последовательности и обозначен рядом методических особенностей и приёмов. Рассмотрим сущность каждого такого этапа.

Изучение содержания темы урока в классе. Первоначально представлено объяснением изучаемого материала учителем. После объяснения учитель повторно объясняет материал урока, но уже по опорному конспекту, оформленному в виде красочного плаката (Большие возможности предоставляет сейчас учителю компьютер. Практически любой рисунок, схему, символ можно найти в Интернете либо нарисовать самостоятельно в программе Райнт). Далее следует краткое обозрение опять же по опорному конспекту, после чего организуется индивидуальная работа учащихся по опорному конспекту, перенесённому каждым учеником в свою тетрадь. Заканчивается изучение теории фронтальным закреплением по блокам конспекта. Таким образом, теоретическое содержание изучаемой темы предоставляется ученикам класса не одномоментно, как это в большинстве случаев происходит, а многократно - пять раз и в различных вариантах познавательной деятельности. При этом, по мере необходимости, учитель объясняет содержание темы не по одному опорному конспекту, а по нескольким в соответствии с выделенными познавательными блоками изучаемой темы урока.

Самостоятельная работа учащихся при подготовке домашнего задания. Осуществляется по опорному конспекту, перенесённому учеником на уроке в тетрадь и по школьному учебнику. При необходимости привлекается помощь родителей. Для выполнения домашнего задания разработана памятка, определяющая последовательность познавательной деятельности. Она представлена следующими действиями:

- вспомнить объяснение учителя, используя опорный конспект;

- прочитать заданную тему по учебнику;

- сопоставить содержание текста учебника с опорным конспектом;

- рассказать содержание с помощью опорного конспекта;

- запомнить конспект как опору ответа;

- воспроизвести письменно или графически опорный конспект и сравнить его с образцом.

Проговаривание опорного конспекта. Этот необходимый элемент технологии осуществляется при различных видах проверки знаний учащихся и способствует усвоению учащимися географической терминологии.

Второе повторение – обобщение и систематизация. Осуществляется при проведении уроков взаимоконтроля знаний учащихся. Ученикам заранее доводятся зачётные вопросы по изученной теме. На таких уроках проводятся все виды и формы контроля знаний, взаимоконтроль, используются элементы игровых технологий (игры-состязания, настольные географические игры) и, при необходимости, организуется взаимопомощь.

Контроль и оценка знаний учащихся. Особенность данного этапа заключается:

- в сочетании внешнего поурочного контроля со стороны учителя с самоконтролем и самооценкой учащимися;

- в поэтапном контроле каждого ученика на каждом уроке;

- в адекватности требований к усвоению содержания учебного материала с уровнем обучаемости учащихся;

- в создании в процессе обучения ситуации успеха, дающей возможность для ликвидации пробелов в знаниях и перспективы более прочного и глубокого усвоения изучаемого содержания;

- в создании ситуации психологического комфорта, определяемого отсутствием неудовлетворительной оценки, снятием неуверенности в своих знаниях, желанием учащихся проявить свои знания и умения.

Формами контроля результатов обучения в технологии В.Ф.Шаталова являются:

- письменный ответ учащихся по опорным конспектам;

- самостоятельные работы по выполнению практических заданий и составлению опорных конспектов;

- устная индивидуальная проверка знаний с использованием опорных конспектов (тихий и громкий опрос);

- парный и групповой взаимоконтроль знаний с использованием, при необходимости, опорных конспектов;

- домашний контроль (контроль родителей и самоконтроль по опорному конспекту);

- самооценка учащимися своих знаний и умений.

Анализ деятельности показал, что учащиеся успешно овладевают программными материалами, ориентированными на развитие компетенций, проявляют самостоятельность и творчество. Усвоение программного материала составляет 100%. Результаты диагностики показывают высокий уровень самостоятельности и творческого мышления моих воспитанников. Они являются активными участниками муниципальных и республиканских олимпиад и конкурсов, имеют награды и поощрения. Опыт работы обобщён на МО учителей географии различного уровня: от школьного до муниципального, в том числе с проведением мастер-класса на районном семинаре учителей географии.

- Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Трудности при использовании на уроках географии графических конспектов возникают обычно на первоначальном этапе обучения учащихся. Им порой бывает трудно запомнить условные знаки. Но эти трудности легко преодолимы.

С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

  • создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
  • использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
  • концентрировать внимание на главном в учебном материале;
  • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
  • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
  • избегать перегрузки учащихся;
  • принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
  • дифференцировать объем домашних заданий;
  • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
  • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

А трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе.

- Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный опыт может быть порекомендован молодым специалистам, а также всем учителям-географам, заинтересованным данной проблематикой.

1. Гаврилюк А.А. Графический конспект на уроках географии //География в школе. – 2007. - № 2.

2 . Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.

3 . Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

предмет География — комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основные объекты изучения: геосфера (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…). Настоящий сайт содержит теоретические материалы по географии, рассмотренные на протяжении курса средней школы. Некоторые материалы выходят за рамки школьных учебников и обеспечивают полную картину современной географической информации. Предназначено для подготовки к школьным урокам, а также также для подготовки к ГИА по географии.

  1. А.П.Олейник — Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы по географии. — М.: 2014. — СПб.: Тригон,2007. : АСТ, Астрель; Москва; 2010. — М.:Эксмо, 2016.
  2. Комплект таблиц. Предмет География. — М.: Спектр. — Москва: Издательство ACT, 2019.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Вы смотрели страницу предмет География.

Как можно красиво оформить конспект

Чтобы хорошо усвоить учебный материал, нужно правильно вести конспект. Записывая ключевые моменты лекции, вы помогаете им откладываться в памяти. Потом это поможет при подготовке к экзамену. А чтобы тетрадь не только содержала полезную информацию, но и аккуратно выглядела, мы расскажем, как красиво оформить конспект.

Как оформить конспект занятия

Чтобы записи были полезными и легче запоминались, их можно вести не сплошным потоком, а по одной из эффективных методик.

Как оформить конспект: лучшие методы

Ментальные карты. Это принципиально новая организация текста, которая подойдет скорее не для записи уроков или лекций, а конспектирования источников. На таких картах в центре листа располагается ключевое слово или тезис, а в разные стороны от него уходят дальнейшие мысли и объяснения.

Как правильно оформлять конспект: полезные советы

Прежде чем пробовать, как оформлять конспект лекций, купите подходящие тетради. Самой удобной будет тетрадь или блокнот большого формата со сменными блоками, которые можно располагать в разном порядке.

Можно вести записи и на листах формата А4, но если они будут не скреплены, есть риск потерять часть данных.

Пишите аккуратно и понятно, чтобы записи можно было легко разобрать. Не старайтесь писать образцово-каллиграфическим почерком: это отнимает время и вы не успеете зафиксировать информацию.

Используйте ручки с синими, черными или темно-фиолетовыми чернилами. Текст, написанный красным или зеленым цветом разобрать сложнее.

Там, где это возможно используйте сокращения: например, заменяйте слова и словосочетания аббревиатурами (пресса, телевидение, радио = СМИ).

Без лишней надобности не пишите на полях: оставляйте их для дат и обозначений.

Как красиво оформлять конспект в тетради

Кроме правил ведения конспекта, дадим несколько рекомендаций и по его оформлению.

Как оформить конспект строго, но красиво

Главное условие красивого конспекта — аккуратные и понятные записи. При этом понимать их должны именно вы, поэтому можете разработать собственную систему условных обозначений, которые помогут сэкономить время при конспектировании лекций.

Похожим методом пользуются стенографисты, которым нужно записывать большие объемы информации.

В красивом конспекте нет пропущенных кусков информации: любые пробелы старайтесь заполнить сразу после пары.

Кстати! А мы поможем заполнить пробелы в знаниях и предлагаем нашим читателям скидку 10% на любой вид работы

Чтобы конспект был и полезным, и красивым, используйте разные способы выделения информации: подчеркивайте ключевые слова, рисуйте схемы и таблицы, отмечайте важные вещи маркерами.

Хорошим способом, как оригинально оформить конспект, являются стикеры. Ими можно помечать новые тематические разделы конспекта.


С удобным и красивым конспектом легче учиться

Как оформить заголовок конспекта

Заглавие темы — важный элемент конспекта, который облегчает поиск нужных записей. Есть 2 способа, как красиво оформить заголовок конспекта:

  • записать слова большими буквами, чтобы они сразу бросались в глаза;
  • подчеркнуть или выделить заголовок цветным маркером.

Как красиво оформить дату в конспекте

Чтобы даты занятий не сливались с остальным текстом, указывайте их на полях и выделяйте цветом. Так вы быстро найдете информацию с конкретного занятия.

Как красиво оформить зарисовки в конспекте

Как красиво оформить конспект в Word (ворде)

Многие студенты используют возможности технического прогресса и берут с собой на пары не тетрадки, а ноутбуки или планшеты, где и делают записи.

  1. Если вы ведете конспект не в тетради, а в текстовом редакторе, старайтесь не допускать грамматических ошибок, это затруднит автоматический поиск информации.
  2. Следите за тем, чтобы оформление было одинаково во всем документе: шрифт, размер, интервалы, отступы и пр. Иначе конспект будет выглядеть неаккуратным скоплением записей.
  3. Используйте возможности шрифтовых и цветовых выделений, но делайте их систематизировано: например, все примеры оформляйте курсивом, а определения – подчеркивайте.
  4. Можете найти в интернете и вставить в конспект подходящие иллюстрации: схемы, карты, графики, диаграммы и пр.
  5. Потратьте немного времени и сделайте в документе с конспектом ссылки, чтобы можно было легко найти информацию по конкретной теме.

Теперь, когда вы в курсе, как красиво писать конспекты, вам будет легче готовиться к зачетам и экзаменам. В подготовке также поможет студенческий сервис. Его эксперты объяснят любую непонятную тему или помогут оформить учебную работу.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также: