Конспект урока иудаизм и культура

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Жуйкова Ирина Андреевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 3 г. Уржума Кировской области
Населённый пункт: г. Уржум, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: урок по ОДНКНР 5 класс "Иудаизм и культура"
Раздел: среднее образование

Урок по предмету

разработка урока учителя музыки

МКОУ СОШ №3 г. Уржума Кировской области

Жуйковой Ирины Андреевны

формирование первичных представлений об иудаизме как национальной религии, о месте иудаизма в системе мировых

- познакомить учащихся с ключевыми особенностями религии иудаизм и культуры евреев;

- формировать уважение (толерантное отношение) к иудаизму, древнейшей религии мира;

- формирование ощущения творческой состоятельности, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию,

Планируемые результаты урока:

Различать особенности иудаизма и культуры еврейского народа;

употреблять в устной речи слова менора, Тора, иудаизм, иудеи, синагога, звезда Давида, Палестина, Иерусалим,

формировать творческую личность

формировать знаний основ культурного наследия народов России и человечества

формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к

обучению и познанию

веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию

формировать ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в

социально значимом труде;

формировать готовность и способность вести диалог;

формировать развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,

творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные

Познавательные

выделять явление из общего ряда других явлений

выделять явление из общего ряда других явлений, находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с

Коммуникативные:

Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих

чувств, мыслей и потребностей для планирования деятельн речью, монологической контекстной речью;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать

индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и

учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Регулятивные:

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им

задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов

Основные термины и понятия: Иудаизм, Тора, менора, иудеи, синагога, основатель.

Средства наглядности: демонстративный материал, видео, раздаточный материал.

Технологии: проектная деятельность, групповая работа.

Оборудование: компьютер, презентация.

Межпредметныесвязи: история, технология, ИЗО, география.

Технологическая карта урока

Деятельност

Личностные УУД

Метапредметные УУД

формировать готовность и

способность обучающихся к

самообразованию на основе

мотивации к обучению и

работе на уроке

Прочитать и понять значение

терминов и работу на уроке

отношение к религиозным

чувствам, взглядам людей или

отношение к учению;

уважительное отношение к

труду, наличие опыта участия в

социально значимом труде;

Регулятивные:

в ы б и р а т ь

оценки своей деятельности

Коммутикативные

о с о з н а н н о

и с п о л ь з о в а т ь

мыслей и потребностей для

Познакомиться с терминами

чувствам, взглядам людей или

о т н о ш е н и е

труду, наличие опыта участия в

социально значимом труде;

Регулятивные:

Коммутикативные

средства в соответствии с

задачей коммуникации для

выражения своих чувств,

мыслей и потребностей для

планирования и регуляции

владение устной и

о т н о ш е н и е

труду, наличие опыта участия в

социально значимом труде;

другими людьми и достигать в

в з а и м о п о н и м а н и я

п о л н о п р а в н о го

с у б ъ е к т а

г о т о в н о с т ь

ко н с т ру и р о в а н и ю

партнера по диалогу, готовность

допустимых способов диалога,

готовность к конструированию

п р о ц е с с а

п р о ц е д у р ,

г о т о в н о с т ь

с п о с о б н о с т ь

Регулятивные:

Познавательные

выделять явление из общего

ряда других явлений

Коммутикативные

средства в соответствии с

задачей коммуникации для

выражения своих чувств,

мыслей и потребностей для

планирования и регуляции

владение устной речью,

Формируют рабочие группы, планируют распределение деятельности в группах.

Обсуждают варианты выполнения проекта.

о т н о ш е н и е

труду, наличие опыта участия в

социально значимом труде;

другими людьми и достигать в

в з а и м о п о н и м а н и я

п о л н о п р а в н о го

с у б ъ е к т а

г о т о в н о с т ь

ко н с т ру и р о в а н и ю

партнера по диалогу, готовность

допустимых способов диалога,

готовность к конструированию

п р о ц е с с а

п р о ц е д у р ,

г о т о в н о с т ь

с п о с о б н о с т ь

Регулятивные:,

планы на краткосрочное

будущее (заявлять целевые

адекватные им задачи и

указывая и обосновывая

Познавательные: выделять

явление из общего ряда

Коммутикативные

средства в соответствии с

задачей коммуникации для

выражения своих чувств,

мыслей и потребностей для

планирования и регуляции

владение устной и

Регулятивные: находить

достаточные средства для

действий в изменяющейся

ситуации и/или при

принимать решение в

учебной ситуации и нести за

Познавательные выделять

явление из общего ряда

других явлений, выделять

явление из общего ряда

других явлений, находить в

информацию (в соответствии

Коммутикативные

учебное сотрудничество и

совместную деятельность с

учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в

группе: находить общее

решение и разрешать

конфликты на основе

согласования позиций и

отстаивать свое мнение

Регулятивные: описывать

свой опыт, оформляя его для

передачи другим людям в

виде технологии решения

принимать решение в

учебной ситуации и нести за

Познавательные

выделять общий признак

двух или нескольких

предметов или явлений и

объяснять их сходство,

выделять явление из общего

ряда других явлений,

создавать абстрактный или

реальный образ предмета

Коммутикативные

учебное сотрудничество и

совместную деятельность с

учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в

группе: находить общее

решение и разрешать

конфликты на основе

согласования позиций и

отстаивать свое мнение

Перед презентацией выполненных работ проводится физкультминутка.

ф о р м и р о в ат ь

р а з в и т о с т ь

мира, творческой деятельности

Регулятивные описывать

свой опыт, оформляя его для

передачи другим людям в

виде технологии решения

ф о р м и р о в ат ь

р а з в и т о с т ь

мира, творческой деятельности

Регулятивные описывать

свой опыт, оформляя его для

передачи другим людям в

виде технологии решения

оценивать продукт своей

деятельности по заданным

определенным критериям в

соответствии с целью

решение в учебной ситуации

и нести за него

оказанное на него

Коммутикативные

средства в соответствии с

задачей коммуникации для

выражения своих чувств,

мыслей и потребностей для

планирования и регуляции

владение устной и

Раздаточный материал

Задание 1. Прочитайте с. 109 – 110 в учебнике. Ответьте на вопросы:

Когда возник иудаизм?

Где возникла изучаемая религия?

Кто является основателем?

несколько предложений о Моисее.

Иудеи — этнорелигиозная группа, включающая тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм. В 2015 году численность

иудеев во всём мире оценивалась в 14,3 миллиона, или около 0,2 % от всего населения Земли. Около 42 % всех иудеев проживает

в Израиле и около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе.

Задание 2. На карте отметьте Палестину, заполни таблицу, приклейте карту на общий проект.

Время возникновения

религии Иудаизм

Место возникновения

Тора – священное писание.

Задание 1. Прочитайте страницу 111 в учебнике. Ответьте на вопросы:

Из каких книг состоит Тора?

Можно ли продать Тору?

Задание 2. Прочитайте основные заповеди Торы и её особенности.

Заповеди иудаизма – это нравственные и этические предписания, по которым должны жить правоверные евреи-иудеи.10

заповедей иудаизма были даны иудеям с помощью божественного вмешательства. Бог передал их Моисею, который, в свою

очередь, будучи посланником божьим передал их всем евреям. Заповеди были высечены на Скрижалях Завета. Данные этические

предписания и нравственные законы были даны богом не только евреям и не исключительно иудеям, они были даны всем людям

на земле, кто был готов им следовать и почитать их. Десять заповедей иудаизма включают в себя следующие. Первая и главная

заповедь касается единобожия. Религия является монотеистической, поэтому заповедь подразумевает отсутствие у верующих

мыслей и чувств в отношении иных богов, таковых просто не существует, бог один. Не сотвори себе кумира и не поклоняйся

никому, кроме господа бога.

Третья заповедь касается имени бога, которое, как утверждают иудеи, было известно древним евреям, но в силу исторических или

божественных обстоятельств имя было забыто и теперь недоступно для современного человека. Третья заповедь: не вспоминай

имя бога напрасно. Субботний день по четвертой заповеди следует посвящать отдыху, как сделал бог на седьмой день творения

мира. То есть, в седьмой день, в субботу каждый иудей и другой правоверный человек должен провести за молитвами и

благодарными речами к богу.

Пятая заповедь призывает почитать отца и мать своих. Не убивай, не кради и не прелюбодействуй – наиболее известные заповеди.

Не лжесвидетельствуй, а также не желай жены ближнего своего или его дома. Все эти заповеди в той или иной форме

традиционно перекочевали в христианство, а также в переделанных и адаптированных вариантах представлены в исламе. Это что

касается десяти заповедей ислама, которые были даны Моисею. Но существуют и другие заповеди.

613 заповедей иудаизма – это заповеди, содержащиеся в Торе. Это религиозные предписания. Они делятся на две группы. Первая

группа – это запрещающие заповеди, вторая – обязывающие.

Задание 3. Создайте свиток Торы, написав в ней основные заповеди иудаизма. Добавьте материал в общий

СВИТОК ТОРЫ – 10 заповедей

Задание 1. Прочитайте страницы 111 – 113, подумайте над основными особенностями синагоги. Ответьте

Что такое синагога?

Как евреи воспринимают синагогу? Для чего туда ходят?

Какие особенности в помещении синагоги?

Задание 2. Рассмотрите на странице 112 синагоги.

Выберите из предложенных ниже рисунков синагогу. Наклейте на проект, надпишите особенности.

Задание 1. Прочитайте статью про праздники.

Главный праздник иудаизма – Песах (Пасха). В этот день верующие вспоминают об освобождении народа из египетского рабства и бегство в

Землю Обетованную. Празднование Песаха продолжается семь дней. В течение праздника запрещено есть квасной хлеб. Вместо него едят

мацу – хлебцы, приготовленные без дрожжей. Это традиция связана с тем, что евреи бежали из Египта в спешке и не успели заквасить тесто,

поэтому напекли пресных лепешек. Праздник начинается с застолья, проводимого в соответствии со строгим ритуалом. Все блюда имеют

символическое значение: горькая зелень напоминает о горечи рабства, блюдо из тертых яблок, фиников, орехов и вина цветом напоминает

глину, из которой евреи делали кирпичи для египетских домов.

Через 50 дней после Песаха наступает Шавуот (Пятидесятница) – праздник, отмечаемый в память о даровании Моисею Богом Десяти

заповедей на горе Синай. В этот день по традиции синагоги украшают цветами и зелеными ветвями. Так как праздник связан с дарованием

Торы, то обучение детей иудейским традициям обычно начинается именно с Шавуот. Во время праздника принято употреблять в пищу

молочные продукты и воздерживаться от мясного. По традиции к столу подаются блюдо из молока и меда и творожные ватрушки.

Во время сорокалетнего странствия по Синайской пустыне евреи жили в шалашах, поэтому на Суккот они должны были постоить шалаш

(суку) и, по возможности, прожить в нем некоторое время.

Ханука празднуется в память чуда, произошедшего после победы евреев в восстании против иноземного царя Антиоха, некогда

властвовавшим в Палестине. Восставшим удалось захватить Иерусалим, и они решили освятить Храм, оскверненный царем. Для ритуала

было необходимо особое оливковое масло, однако в храме удалось найти только один сосуд, которого хватило бы на один день. Но, согласно

преданию, совершилось чудо: заправленный маслом светильник горел 8 дней. Поэтому праздник отмечается 8 дней. В первый его день

зажигают одну свечу, во второй – две и так до 8 дня, в который зажгут 8 свечей.

Задание 2. Выпишите название праздников и из основные особенности.

Прочитайте информацию про символы иудаизма.

Звезда Давида, щит Давида – признанный иудейский символ. Но всегда ли так было? На самом деле большую часть времени эмблема не

имела для евреев особой ценности. В иудаизме знак использовался в качестве декора, а потому встречался исключительно на предметах

бытового характера – на посуде или менорах (подсвечниках). Позже он стал появляться на синагогах, а со временем даже на надгробиях.

Национальным атрибутом для евреев Давидов знак стал лишь в XVIII-XIX веках, утвердившись также в качестве символа иудаизма.

Шестиконечная звезда постепенно стала еврейским аналогом христианского креста или исламского полумесяца.

Многих интересует, почему звезда Давида называется именно так, а не иначе. Одно из сказаний прослеживает взаимосвязь символа и некогда

жившего царя Давида. Согласно ей, царь использовал звезду с шестью концами в качестве личной подписи. На иврите имя царя писалось

две фигуры сливаются в звезду.

На данный момент знак расшифровывается с разных точек зрения, каждая из которых имеет под собой определенные основания:

гармоничное соединение мужского и женского начала;

переплетение космоса и земли, то есть духовного и физического тела человека;

отождествление со стихиями, сочетающимися друг с другом; выражение четырех чувств, два из которых противопоставляются:

символ мироздания, а также количество дней, за которые Бог создал землю.

Скинии собрания, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до его разрушения. Является одним из древнейших символов иудаизма и

еврейских религиозных атрибутов.

Задание 2. Перерисуйте на проект символы и подпишите их.

иль , официально — Госуда́

иль — государство на Ближнем Востоке, население на 1 января 2019

года 8 972 000 человек, территория — 22 072 км².

Расположен на Ближнем Востоке, у восточного побережья Средиземного моря. На севере граничит с Ливаном, на северо-

востоке — с Сирией, на востоке — с Иорданией и территорией Западного берега реки Иордан, на юго-западе —

с Египтом и сектором Газа

Столица — Иерусалим. Государственный язык — иврит, арабский язык обладает особым статусом.

право всем евреям, а также людям, имеющим еврейское происхождение, получить гражданство страны.. В то же время,

Израиль — демократическое государство, где по закону равные права с евреями имеют и все прочие религиозные и

Задание 2. Рассмотрите флаг и герб Израиля. Скажите, какие символы иудаизма отображены на них.

Задание 3. Выпишите название государства, столицу и сделайте рисунок рядом с гербом Израиля.

Разработка посвящена формированию первичных представлений об иудаизме как национальной религии, месту иудаизма в системе мировых религий.

ВложениеРазмер
doboniy_s.s._vvedenie_v_iudeyskuyu_duhovnuyu_traditsiyu._kultura_i_religiya.docx 24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.

Добоний Светлана Семёновна,

Тема: Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия

Цель урока : формирование первичных представлений об иудаизме как национальной религии, о месте иудаизма в системе мировых религий.

начать знакомство учащихся с представлением о Боге и иудаизме и традициях почитания Бога;

формировать уважение (толерантное отношение) к иудаизму, древнейшей религии мира.

Виды деятельности : беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной дискуссии.

Основные термины и понятия : культура, материальная культура, духовная культура, религия, религиозная культура, иудаизм, Тора.

Средства наглядности : фотографии религиозных предметов, презентация

Ожидаемые результаты : учащиеся познакомятся с основными понятиями курса, получат первичные представления об иудаизме как национальной монотеистической религии, о Боге и традициях почитания Бога в иудаизме.

Давайте запишем тему урока в тетрадь! (Запись темы в тетрадь).

Работа с опорными понятиями

Кто такой бог? Это человек? На земле много разных народов, а значит у разных народов бог разный, это: Иисус Христос, Аллах, Будда. У разных народов своё представление о боге, то есть своя религия, своя вера . Беседа о боге (неподвластен законам природы, вне пространства и времени, не был рождён, бессмертен)

Вывод – Бог в сердце каждого человека.

Сегодня мы с вами рассмотри Иудаизм.

Комментированное чтение текста из учебника, стр 6-8. Выделение главной мысли.

Иудаизм – древнейшая в мире монотеистическая религия (моно – один, теос – бог), возникла во 2 тысячелетии до н.э. Иудеи первыми провозгласили бога Творцом Вселенной. У православных священная книга – Библия, а у иудеев – Тора.

Заповеди иудаизма : не произносить имя Бога без необходимости, в повседневной жизни его называют Ашем, что в переводе значит (имя). В Торе его называют Царь, Судья, Eчитель, Пастырь, Спаситель. Работа над этими понятиями.

В Иудаизме считается, что Бог по отношению к человеку справедлив, он вознаграждает за хорошие поступки и карает за прегрешения, но если человек раскаялся, Бог его прощает. Человек же должен любить Бога и бояться.

В самом названии этой религии заключена национальность людей, которые её исповедуют. В переводе –это еврейская религия. Раньше слово Еврей и Иудей имело одно значение, потому, что все евреи были Иудеями . Теперь евреи могут быть не только иудеями, но любой не еврей, принимая иудаизм, становится евреем.

В основе этой религии учение об избранности евреев как святого народа, это образец всему человечеству, бог покровительствует еврейскому народу, если они соблюдают все заповеди, изложенные в Торе.

Что же помогло евреям сохраниться как народу?

Рассказ учителя о том, что такое культура и религия. Заполнение таблицы.

Религия –набожность, святыня, мировоззрение и ощущение, культ, основанный на вере в существование бога. Исторические формы развития религии: племенные, национально – государственные, (этнические), мировые.

Культура – возделывание, воспитание. Культура характеризует мир человека и включает в себя нормы и ценности, верования и обряды, обычаи и установления, язык и искусство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИУДАИЗМ – это одна из самых древних религий мира. История верования напрямую связана с еврейским народом и его историей.

Все, кто исповедует эту веру, называют себя ИУДЕЯМИ. Некоторые последователи утверждают, что их религия возникла ещё во времена Адама и Евы в Палестине.

Основные источники изучения иудаизма – книги Торы, которые являются первыми 5-ю книгами Священного Писания иудеев ‑ Танаха. Тексты Танаха практически идентичны Ветхому Завету в Христианстве.

В начале II тыс. до н.э. евреи, как и родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, верили в различных богов и духов, в существование души, которая материализуется в крови.

Становление иудаизма связано с именем Моисея. Пророка, который почитаем также в Христианстве. Согласно Библии Моисей вывел евреев из египетского рабства и передал им Завет Бога.

Этот Завет содержит как религиозные предписания: знаменитые 10 заповедей: почитать только единого Бога, не упоминать имени Бога напрасно; соблюдать день субботний, в который нельзя работать, так и моральные нормы: почитать отца и мать своих; не убивать; не красть; не прелюбодействовать; не произносить ложного свидетельства; не желать ничего, что есть у ближнего твоего.

Главные Книги иудеев ‑пророческие, исторические и Тора – учение, переданное Богом Моисею на горе Синай. А ещё священный Талмуд (устная Тора, издания, толкующие закон).

Именно Талмуд регламентирует все аспекты жизни, включая мораль, этику и даже юриспруденцию: гражданское и уголовное право.

Чтение Торы – священная и ответственная миссия, для этого должно собраться вместе не менее 10 человек.

ИУДАИЗМ –это религия, в основе которой лежит предание о сотворении планеты Богом. Согласно ему, Господь создал Вселенную. Таким образом, мир и все живущие в нём существа – Божьи создания. Но первые люди Адам и Ева нарушили заповедь Бога и тем самым внесли зло в прежде идеальный мир. Теперь тёмный демон склоняет людей к земным удовольствиям и злу, светлый – к совершению хороших дел и духовному развитию.

Главная особенность Иудаизма заключается в том, что Бог не имеет облика. Евреи строго осуждают раболепие перед иконами, и статуями.

В отличии от Христианства, Бог в иудаизме не имел сына. Христос, по их убеждению, был обыкновенным смертным человеком.

Религия евреев является национальной. Особое значение в иудаизме имеет семья и брак. Человек обязан обзавестись семьёй, ее отсутствие считается кощунством и даже грехом.

Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне.

СИНАГОГА – это место (храм), где иудеи могут собираться для того, чтобы помолиться, изучать Тору, общаться.

Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Первого Иерусалимского Храма, построенного легендарным царем Соломоном.

В синагоге должны обязательно быть окна. В Талмуде сказано, что нельзя молиться в помещении, из которого не видно небо. Все синагоги обращены к Иерусалиму, в самом же Иерусалиме – к Храмовой горе. Возводить здания по возможности должны на самой высокой горе в городе, чтобы они могли возвышаться над иными строениями. А так как это не всегда возможно, то на крыше синагоги устанавливали шест со звездой, чтобы она казалась выше остальных зданий.

Важнейшим местом в синагоге является АРОН А-КОДЕШ – это особая ниша или шкафчик, прикрытый шторой, где собраны свитки Торы. Туда же обращены лица людей во время молитвы. Также в синагогах обязательно будет НЕР ТАМИД, светильник или свеча (которые горят всегда, символизируя масляный светильник Первого Храма Соломона, который горел постоянно) а рядом помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с Десятью Заповедями, переданными богом пророку Моисею. Есть еще очень важное место в храме - БИМА – откуда читают священное писание.

Каждая еврейская община выбирает сама своего руководителя – наставника. Это Раввин.

РАВВИН – духовный руководитель. Это человек, который отлично знает Тору и перед тем, как занять свой пост, сдает сложнейший экзамен. Сегодня же на раввина налагаются еще и административные обязанности, которые он должен исполнять.

Методы : частично-поисковый, практический, контроля.

Формы : индивидуальная, фронтальная.

Цель: формирование представлений об иудаизме, иудейской культуре, чувство уважения

к духовным памятникам.

Задачи: предметные: определение понятий иудаизм, Тора, Ветхий Завет, синагога.

метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение навыками смыслового чтения текста; Развивать творческую и познавательную активность;

личностные: развитие этических и нравственных чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формировать уважительное отношение к культурному наследию своего народа .

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

1.Организационный момент. Психологический настрой. Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир культуры. Приветствуют учителя, садятся.

2. Мотивация к учебной деятельности. Опрос домашнего задания.

- проверка пройденного материала:

Работа по изучению нового материала урока.

- Ребята, что вы знаете об исламской культуре?

- В чём неповторимость исламского искусства?

3.Изучение нового материала

Иудаизм – это очень древняя религия, проповедующая веру в единого Бога. Особенностью иудаизма является то, что эта религия принята только одним народом – евреями. Согласно общееврейской установке, человек другой нации не может быть иудеем. Даже если кто-либо из нееврейской нации пожелает принять иудаизм, то сами евреи не будут считать его полноправным своим единоверцем. Тем не менее в случае брака с еврейской девушкой дети этого человека могут стать полноправными иудеями, ибо национальная принадлежность у евреев определяется материнской линией. Тем не менее вступить не еврею в брак с еврейской девушкой крайне сложно, ибо в 444 г. до н. э. иудаистское духовенство законодательно запретило браки евреев с представителями других народов. Таким образом, иудаизм является религией, на основе которой еврейский народ сохраняет культурную и национальную самобытность и самостоятельность. Однако этот же факт во многом препятствует свободному общению евреев с другими народами.

Ветхий Завет является священной книгой для евреев. Также священная книга евреев – Тора, которая написана на иврите. Этот древний язык в Средние века и Новое время считался мёртвым, но со времени основания Израильского государства в 1948 году иврит был возрождён как живой разговорный язык. Существует устная и письменная Тора. Письменная Тора, входящая в Ветхий Завет, – это Танах (Пятикнижие), который включает в себя первые 5 книг Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

Тора содержит в себе такие положения, которые могут иметь различные трактовки. В целом же, еврейские мудрецы приходили к однозначным выводам и заключениям. Однако путь к этим выводам пролегал через длительные дискуссии, отражался в юридической и повседневной практике.

Опыт анализа текстов Торы, приобретённый в ходе споров, был настолько велик, что нуждался в обобщениях, конкретизациях, наконец, – в письменной фиксации.

В результате появилась Мишна ( Повторение ). В ходе анализа текстов Мишны была написана на арамейском языке Гемара (с иврита – учить ).

Мишна и Гемара составляют Талмуд ( Законченное учение ). В Талмуде решается вопрос о возможностях организации жизни в соответствии с принципами Торы.

Рассуждения по такой теме называются Галахойправило , закон . Слово Галаха происходит от ивритского слова ходить . Таким образом, Галаха является своеобразным указанием жизненного пути. Отсюда следует то, что Талмуд содержит в себе основы еврейского законодательства и предписания к определенному поведению. Также в Талмуде подробно описаны дискуссии по различным вопросам, анализ житейских ситуаций, информация из области медицины, экономики и т. п.

Несмотря на то, что еврейский народ длительное время не имел собственного государства, он был способен организовать свою жизнь на принципах права с помощью Талмуда.

Кроме 10 заповедей, в иудаизме существует 613 мицвот : 365 запретов и 248 предписаний (от слова мицваповеление ). Эта система мицвот определяет повседневную жизнь еврея.

Кроме вышеперечисленных законов, евреи выделяют законы, выполнение которых обязательно для всех людей, независимо от их религиозной принадлежности. Это 7 законов сыновей Ноя: запреты на идолопоклонство, разврат, кровопролитие, богохульство, жестокое обращение с животными, а также повеления относительно справедливости в суде и равенства всех людей перед законом.

Главной жизненной задачей иудея является изучение Торы.

Каждый человек, принадлежащий к еврейской культуре, должен хорошо знать эту священную книгу.

Каждый еврей должен иметь не только свиток Торы, но и вести свою лепту в ее написание. Обычно это происходит так: человек заказывает у писца свиток Торы. Писец пишет первый и последний параграфы в свитке только контуром, а работу завершает будущий хозяин Торы. Он удостаивается чести обвести буквы.

Синагога. Евреи считают, что их народ-одна большая семья, а синагога – родительский дом, в котором чувствуют себя уютно и в безопасности.

Синагога. В синагоге учатся читать и понимать Тору. Главная стена Синагоги смотрит на Восток, то есть на Иерусалим.

Синагога. В большие окна непременно должно быть видно небо. В синагоге не увидишь изображений Бога, но обязательно есть каменная плита или бронзовая доска, на которой написаны заповеди, которые передал Бог Моисею.

Синагога. Центральное место занимает возвышение, на которое кладут для чтения Тору.

4.Итог урока

- Какую информацию об иудаизме мы сегодня обсудили?

- Что нового мы узнали?

5. Рефлексия Ребята, предлагаю вам продолжить предложения:
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"
"На этом уроке меня порадовало…"
"Я похвалил бы себя…"
"Особенно мне понравилось…"
"После урока мне захотелось…"
Спасибо, мне было очень интересно с вами на сегодняшнем занятии.

Когда мы говорим об искусстве в иудаизме, то конечно, мы должны обратиться к архитектуре. А значит, к СИНАГОГАМ.

СИНАГОГА – это помещение, которое служит у иудеев местом проведения богослужений и центром религиозной жизни. Считается, что синагоги появились во время Вавилонского пленения, после разрушения Первого Иерусалимского храма.

Так как самые большие общины иудеев в России находятся в Москве и СПб, то и самые известные в России синагоги также находятся в этих городах.

Итак, Москва. Для проведения религиозных обрядов, изучения ТАНАХА, ТАЛМУДА и постижения иудейского культурного наследия действуют в Москве около 10 синагог.

Самая известная из них – МОСКОВСКАЯ ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА.

Что же такое – Хоральная Синагога? Откуда пошло это название?

После постройки Синагоги противники иудейства подали жалобу на то, что синагога с куполом, который возвышается над христианскими храмами, оскорбляет чувства православных. Так как для зданий синагоги не предписано определенных архитектурных форм, купол разобрали. Также с фронтона убрали изображение скрижалей Моисея, обязательный элемент синагог того времени. Так начался процесс бесконечных перестроек здания.

Московская Хоральная синагога ‑ место символичное. Сюда ходил поминать родителей живший неподалеку художник Исаак Левитан. Здесь иногда встречался с раввином Минором писатель Лев Толстой, учивший древнееврейский язык.

Внутреннее убранство Синагоги сочетает восточные мотивы, напоминающее о Первом (Иерусалимском) храме, с европейской религиозной архитектурой. Также в ней установлена символическая Стена Плача и скульптурная композиция Птица счастья, символизирующая дружбу между народами.

Особое место среди московских синагог занимает МЕМОРИАЛЬНАЯ СИНАГОГА в Парке Победы на Поклонной горе.

Она построена в 1998 году на средства Российского еврейского конгресса и считается образцом современной культовой архитектуры. Зал синагоги украшен символическими скульптурами.

Эта Синагога – по сути музей, состоящий из двух помещений, в которых рассказывается об истории евреев в России и о то, что пережил этот многострадальный и мужественный народ во время страшной войны.

Хоральная синагога Санкт-Петербурга находится в районе Старая Коломна. Сейчас это самая большая в России, и вторая по величине синагога в Европе, рассчитанная на 1500 человек.

Читайте также: