Конспект зачетного урока по русскому языку 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование навыка правописания букв в корнях слов, развитие орфографической зоркости.

Задачи:

  • развивать навык правописания корня на основе сопоставления,
  • формировать умение сравнивать,
  • обогатить словарный запас детей,
  • воспитывать любовь к родному языку, природе нашего края,
  • продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата,
  • воспитанию внимания, памяти, самоконтроля, интереса к предмету.

Оборудование: оформленная доска, толковый словарь, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

С добрым утром начат день,
первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
а работать и писать.

II. Мобилизующий этап.

(на доске слова) Л…сная, в…дёт, д…рожка, оп…здать.

-Чем похожи эти слова?(Во всех словах есть безударный гласный в корне слова.)

-Чем отличаются эти слова? (Эти слова относятся к разным частям речи.)

(учитель пишет пропущенные буквы)

III. Минутка чистописания.

Цепочка букв, которую мы будем писать на минутке чистописания, состоит:

1) из буквы, которая обозначает согласный звук в имени существительном. Этот звук непарный твёрдый, парный звонкий, шипящий, оглушается.

-Про какую букву я говорю? (букву ж)

(учитель пишет на доске букву ж и объясняет её написание)

2) Вторая буква является суффиксом у имени прилагательного. Какая это буква?(буква н)

(учитель пишет букву н и объясняет её написание)

3) Третья и четвёртая буквы являются окончанием глагола, который отвечает на вопрос что делает? Найдите окончание глагола? (учитель пишет -ёт и объясняет написание)

- Значит наша цепочка состоит из букв ж н ё т.

-В следующих цепочках поменяйте буквы местами и запишите.

(во время письма тихо звучит песня «Если б не было зимы.)

IV. Формирование учащимися темы и целей урока.

-Из какого мультфильма звучала музыка?

-Используя эту песенку и слова, записанные на доске, мы должны составить предложение и его записать. Только слово опоздать заменим однокоренным прилагательным, где буква д обозначала бы нулевой звук.(позднюю)

-Ещё раз посмотрите на эти слова: Лесная, ведёт, дорожка,позднюю.

(в слове лесная-буква е, дорожка-буквы о,ж ,позднюю-буква д)

-Т.е.на какие правила у нас даны слова?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Чему мы будем учиться на уроке? (1 слайд)

-Какое предложение вы составили?

-Комментированное письмо предложения: Лесная дорожка ведёт позднюю гостью в Простоквашино. Подчеркнуть главные члены предложения.

V. Тренировочные упражнения.

-Прочитайте задание. Поиск и классификация слов по столбикам. Слова из 1-го четверостишия находим вместе. Слова из 2 –го четверостишия находят и записывают дети, сидящие на 1 варианте. Слова из 3-го четверостишия находят и записывают дети, сидящие на 2варианте)

-Проверяем.Какие слова записали в 1столбик?во 2столбик?в 3 столбик?(обратить внимание на слова хлопушка, игрушка, где буква ш в суффиксе, но проверяем точно также, как и в корне.)

-Какие 3 слова встретились с непроверяемой безударной гласной?

VI. Физкультминутка.

-Больше слов в этом стихотворении на правописание безударных гласных, на 2 и 3 правило слов встретилось мало. Поэтому с этими словами мы проведём физкультминутку.

-Если в слове есть звонкий или глухой согласный звук- вы подпрыгиваете, тянете руки вверх и делаете хлопок,

- если слово с непроизносимым согласным- вы приседаете,как бы прячетесь.

-Лошадка, здравствуй, скользкий, солнце, радостный, близкий, гигантский, редкий, ловкий, местность, мягкий, окрестность.

VII. Работа над правилами.

-Какие правила надо знать , чтобы правильно написать эти слова? (2 слайд,3 слайд, 4 слайд)

-Что между ними общего?

-Чем различаются эти правила?

Итак, какую часть слова учат писать грамотно все три правила?

VIII. Домашнее задание. Упр.312

IX. Словарно-орфографическая работа.

-Может ли такое быть?

…в покои,
… в палату,
…в светлицу,
…в светёлку.

-Как лучше сказать?

-Это слово заимствованно из польского языка, где коmпаtа –помещение, которое отапливается.

-Комната- это отдельное помещение в квартире, доме, отгороженное стенами, перегородками.

-Запишите это слово в словарик.

-Составьте из слогов родственные слова к слову комната и запишите их в тетрадь.(5 слайд)

Х. Творческая работа.

2) Работа в группах. Записать слова , которые обозначают предметы, в три столбика.( три правила)

3) Составление рассказа про ёлку.( 6слайд)

-Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.(7 слайд)

-Найдите в тексте слова с проверяемыми безударными гласными, с парными согласными, с непроизносимыми согласными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок – урок открытия нового знания. В ходе урока его цели будут реализовываться с помощью технологии проблемно-диалогического обучения, технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

При подготовке к уроку учтены программные требования, образовательные стандарты, основные концептуальные идеи преподавания русского языка в начальной школе, учебные возможности класса. Данная группа учащихся является разноуровневой по составу, учащиеся обладают умением общаться, используя различные формы обучения.

На всех этапах урока задания варьируются по степени сложности, учитывалась степень обученности и интересы детей, побуждая их к большей самостоятельности и активности, что достигается проблемной подачей материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых согласных в корне слова.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

повторение изученного о звуках и обозначающих их буквах;

совершенствование каллиграфических умений учащихся;

формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками.

формирование знания об опознавательных признаках орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”;

формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”;

формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимых согласных в корне слова, на основе применения орфографического правила и алгоритма

2. Развивающие задачи:

развитие фонематического слуха и орфографической зоркости;

развитие речи детей на фонетическом, лексическом уровне и уровне связной речи;

развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации;

развитие произвольной и непроизвольной зрительной, слуховой и смысловой памяти;

развитие воссоздающего и пересоздающего воображения;

развитие непроизвольного и произвольного внимания;

развитие рефлексии и адекватной самооценки.

3. Воспитывающие задачи:

воспитание терпения, трудолюбия, усидчивости, аккуратности;

воспитание качеств личности, необходимых для реализации умения работать в коллективе: толерантности, доброжелательности, сопереживания;

воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру и людям;

воспитание познавательного интереса, любви и уважения к родному языку.

Оборудование урока:

Дидактические карточки, компьютер, мультимедиа, проектор, презентация Power Pojnt, схема.

I. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел уже звонок,
начинается урок.

И на парте всё в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки - вместе, спинки - ровно

И к уроку всё готово! (слайд№ 2)

II. Минутка чистописания.

Учитель: Отгадайте загадки:

Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся – чистый пол

Ученик: веник (Слово появляется на установке слайд№3)

Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой

Ученик: дятел (Слово появляется на установке слайд№4)

Я землю копала –
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал

Ученик: лопата (Слово появляется на установке слайд№5)

Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино

Ученик: телевизор. (Слово появляется на установке слайд№6)

Учитель: Ребята, назовите буквы, с которых начинаются эти слова.

Ученик: Д. В, Л, Д, Т.

(Слово появляется на установке слайд№7)

Учитель: Сегодня на минутке чистописания мы напишем соединения с этими буквами.

В, д, л, т (Слово появляется на установке слайд№8)

Учитель: Написать до конца строки.

Ученики (они пишут в тетради).

III. Повторение ранее изученного материала.

Учитель: Ребята, что общего у звуков, которые обозначают эти буквы?

Ученик: Они согласные.

Учитель: Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.

Учитель: Назовите букву, которая обозначает глухой согласный звук.

Учитель: Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки.

IV. Словарная работа.

Учитель: Прочитайте слово на доске (орфографическим способом). (Слово появляется на установке слайд№9)

Учитель: Что обозначает это слово?

Ученик: ответы детей

Учитель: Прочитайте, какое объяснение этому слову даёт толковый словарь (появляется на установке слайд№10)

1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение, эмоция, переживание. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Чувство боли. Шестое чувство. (чутье, интуиция).

Учитель: Какие буквы из тех, что мы писали на минутке чистописания, есть в этом слове?

(учитель подчеркивает на доске эти буквы в слове) (чувство)слайд №11

Учитель: Посмотрите на слово и постарайтесь запомнить, как оно пишется.

Учитель: Напишите это слово в воздухе.

Ученики: Пишут в воздухе

Учитель: Теперь закройте глазки, представьте, что вам нужно с помощью огненного факела написать слово чувство на ночном небе (письмо в воздухе).

Ученики: с закрытыми глазами пишут в воздухе это слово

Учитель: Проговорим это слово громко хором, так, как оно пишется.

Ученики: чувство (хором)

Учитель: Проверим, как вы его заполнили (слово стирается с доски).

Учитель: Запишите это слово в тетрадь.

Ученики: Пишут это слово

Учитель: Теперь проверим, как вы справились с заданием (слово появляется на установке слайд№11). Проверьте себя, поднимите руку, кто написал это слово без ошибок.

Ученики: Поднимают руку.

Учитель: Запишите предложение:

Меня охватило чувство любви к родному краю.

(Слово появляется на установке слайд№ 12)

Учитель: Найдите подлежащее и сказуемое в этом предложении.

Учитель Проверьте, правильно ли вы написали это предложение и слово “чувство”? (появляется на установке слайд№11)

Учитель: Поднимите руку, кто написал это слово без ошибок.

Ученики: Поднимают руку.

V. Введение нового материала.

Учитель: Ребята, а теперь вам я предлагаю выполнить исследовательское задание. Работу будем проводить в парах.

Учитель: У вас на каждой парте лежат конверты. Откройте конверт № 1, достаньте листочки.

(Каждая парта получает слово). На каждом цветном листе написано слово, на белом листе – задание, которое нужно выполнить.

Выполните задание № 1.

Учитель: Запишите это слово к себе в тетрадь и посчитайте количество букв.

Ученики: Считают количество букв и записывают к себе в тетрадь.

Учитель: Выполните задание № 2.

Учитель: Запишите слово ещё раз в тетрадь, укажите, какой звук обозначает каждая буква, подсчитайте количество звуков и запишите в тетрадь.

Учитель: Каждая пара записывает количество звуков по своему слову.

Учитель: Выполните задание № 3. Сравните количество букв и количество звуков и сделайте вывод о том, чего в слове больше: букв или звуков.

Учитель: Проверим, как вы справились с исследовательским заданием.

Учитель: Какое слово анализировали?

Учитель: Сколько букв?

Учитель: Сколько звуков?

Ученик: 5 звуков.

Учитель: Какой сделаем вывод?

Ученик: В слове “солнце” букв больше, чем звуков.

(по такому принципу разбираются остальные слова)

Учитель: Какую особенность вы заметили?

Ученик: Мы заметили, что в каждом слове букв больше, чем звуков.

Учитель: А как вы думаете, что это значит?

Ученик: Один какой-то звук выпадает, не произносится.

Учитель: Сделаем вывод: в наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не произносятся.

Учитель: С помощью мультимедийной установки, проверим, какие звуки не произносятся в наших словах.

Солнце (слайд№13)

Учитель: Какой звук не произносится?

Сердце (слайд №14)

Учитель: Какой звук не произносится?

Здравствуй (слайд№15)

Учитель: Какой звук не произносится?

Звездный (слайд№16)

Учитель: Какой звук не произносится?

Местный (слайд№17)

Учитель: Какой звук не произносится?

Капустный(слайд№18)

Учитель: Какой звук не произносится?

Учитель: Какие мы с вами нашли непроизносимые звуки?

Учитель: Какие это звуки, гласные или согласные?

Учитель: Какими буквами обозначаются звуки [л], [т],[в], [д]?

Учитель: У нас на уроке уже встречались эти буквы. Когда?

Ученик: На минутке чистописания и в словарных словах.

Учитель: Итак, не произносятся звуки [л], [т],[в], [д], а пишутся ли в наших словах буквы, обозначающие эти звуки?

Учитель: Возникает удивительная ситуация: буква пишется, но обозначающий её согласный звук не произносится. Как мы назвали такие звуки?

Ученик: Непроизносимые согласные.

Учитель: Эти непроизносимые согласные мы и будем сегодня изучать, это и есть тема нашего урока. Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать?

Ученик: Чтобы правильно писать слова.

Учитель: Именно этому мы и должны научиться.

(слова появляются установке)

Учитель: Запишите эти слова к себе в тетрадь в столбик. Подчеркните буквенные сочетания, в которых появляются непроизносимые согласные.

Ученики: Записывают и подчеркивают

Учитель: Как вы думаете, почему в этих сочетаниях один из согласных звуков не произносится?

Учитель: Русский язык плавный, певучий, он не любит, когда рядом оказывается больше двух согласных звуков. В таком случае один из согласных звуков выпадает, в чем мы с вами и убедились.

Учитель: Какие звуковые сочетания произносятся на этом месте?

Учитель: Запишите эти сочетания к себе в тетрадь.

Учитель: Выделите в этих словах корень. Где находятся непроизносимые согласные?

Ученик: В корне слова.

Учитель: А как узнать, есть непроизносимый согласный в слове или нет?

Ученики: предположения детей.

Учитель: Ответ на этот вопрос найдем в учебнике на стр. 125.(слайд№21)

Прочитайте правило на этой странице.

Учитель: Попробуйте подобрать проверочные однокоренные слова к нашим словам, которые мы записали в тетрадь, чтобы непроизносимый согласный стал бы произноситься (пробуют подобрать и записать к себе в тетрадь проверочные слова).

Учитель: Как вы думаете, почему подобранные нами слова являются проверочными?

Учитель: Сделаем вывод:

Во-первых, вы знаете, что корень в родственных словах пишется одинаково, независимо от произношения.

Во- вторых, в проверочных словах сочетания содержат не более двух согласных рядом.


VI. Физкультминутка.

Учитель: Задание выполнили все по порядку,
Теперь приглашаю всех на зарядку:
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три. (слайд№21)

VII. Первичное закрепление.

Учитель: Возьмите конверт № 2 (раздается каждому ученику). (на мультимедийной установке). Теперь у каждого из вас есть памятка, где описан порядок действий, которые необходимо выполнить, чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова. Работа с доской (один ученик у доски)

Учитель: Хрустнул (пользуясь алгоритмом)

Хрустнул – проверяй хрустит.

В слове хрустнул “Т” стоит.

Учитель: вкусный (пользуясь алгоритмом)

“Т” нельзя писать без дела.

Учитель: Поздний (опаздывать)

Учитель: В начале урока мы записали слово чувство. Проверьте, есть ли в нём непроизносимая согласная. Попробуйте подобрать проверочные слова к этому слову.

Учитель: Значит, слова с непроизносимыми согласными тоже могут быть и словарными.

Учитель: На установке записан текст. Прочитайте его.

“Здравствуй, князь ты мой красивый!
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?” – горит она ему.

Учитель: Скажите, из какой сказки, какого автора этот отрывок.

Ученик: А.С. Пушкин “ Сказка о царе Салтане”

Учитель: Проверьте, всё ли правильно написано в этих отрывках.

Ученик: Неверны некоторые слова.

Учитель: Назовите их.

Ученик: Красивый, пасмурный.

Учитель: Подберите к этим словам синонимы, которые использовал в своей сказке Пушкин.

Ученик: прекрасный, ненастный.

(Слова появляются на установке) (слайд№25)

Учитель: Выделите корень в этих словах (корень выделен на установке)

Учитель: Какое правило надо было применить, чтобы верно написать эти слова?

Ученик: О непроизносимых согласных.

Учитель: В каких буквенных сочетаниях возникают здесь непроизносимые согласные?

Учитель: Какое звуковое сочетание мы слышим на месте этих букв?

Учитель: Какой непроизносимый согласный звук есть во всех этих сочетаниях?

Учитель: Подберите однокоренные проверочные слова к каждому из этих слов.

Ученик: прекрасен, ненастье

Учитель: Почему же слова проверочные?

Ученик: В них нет стечения согласных, они с тем же корнем.

Учитель: Во всех ли словах нужно было писать букву, обозначающую непроизносимый согласный?

Учитель: А теперь самостоятельно запишите две Пушкинские строки, вставив пропущенные буквы.

Уроки по русскому языку 3 класс и другие полезные материалы для учителя русского языка, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

  • Все учебники
  • Русский язык. 3 класс. В 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 5-е изд., перераб. - М.: 2015 - Ч.1 - 176с., Ч.2 - 208с.
  • Русский язык. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. 3-е изд., перераб. - М.: 2013 - 192 с.
  • Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2- изд. - М.: 2013; Ч. 1 - 160с., Ч. 2 - 160с.
  • Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. 4- изд. - М.: 2014; Ч. 1 - 160с., Ч. 2 - 144с.
  • Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Полякова А.В. 2-е изд. - М.: 2013., Ч.1 - 143с., Ч.2 - 127с.
  • Русский язык. 3 класс. Учебник в 3 ч. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. М.: Ч.1 - 2013, 160с., Ч.2 - 2013, 192с., Ч.3 - 2016, 192с.


Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Изложение "Синичка"

Уроки

Конспект урока русского языка в 3 классе по системе "Школа России"


Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Уроки

Технологическая карта по теме урока


Уроки

Образовательная цель: создать условия для знакомства с особенностями глаголов неопределенной формы


Урок по русскому языку

Уроки


"Число имен существительных"

Уроки


Конспект урока Личные местоимения 3 класс

Уроки


Музыкальные инструменты

Уроки

Знакомство с музыкальными инструментами


Число имен существительных

Уроки

познакомить учащихся с изменением имен существительных по числам, отрабатывать умение определять род и число имен существительных, вести работу по формированию орфографической.


Уроки

Данному уроку предшествовали темы: 1. Что обозначает имя существительное? 2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Формы организации учебной деятельности: •.

Читайте также: