О э мандельштам петербургские строфы конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Впервые стихотворение “Петербургские строфы” было опубликовано в 1913 году в февральском номере ежемесячного литературного сборника поэтов-акмеистов “Гиперборей”. Впоследствии оно вошло в первое издание дебютной книги Мандельштама “Камень”. Произведение посвящено Гумилеву – близкому другу Осипа Эмильевича. В 1928 году Мандельштам в письме Ахматовой признался, что способен вести воображаемый диалог только с двумя людьми – с ней и Николаем Степановичем.

Причем общение с Гумилевым никогда не прерывалось и не прервется,

В “Петербургских строфах” прошлое пересекается с настоящим. Использование мотива бесконечной повторяемости бытия сближает стихотворение с творчеством Блока:
Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь…
Только у Мандельштама эта тема лишена негативной окраски. Время историческое и литературное он воспринимает как цикличное. Пока все повторяется, продолжается течение жизни. В стихотворении “Петербургские строфы” перед читателями предстает Северная столица разных эпох.

За “мутной метелью” виднеется солнце,

сквозь запах бензина проступает пушкинский Петербург. Упоминаются сразу два героя произведений Александра Сергеевича: Онегин и Евгений из “Медного всадника”.

Примечательна “желтизна правительственных зданий”. Желтый цвет будет не раз присутствовать в стихотворениях Мандельштама, посвященных Петербургу. Например, можно вспомнить “Я вернулся в мой город, знакомый до слез…”, “Нынче день какой-то желторотый…”. Естественно, дело здесь не только в любви Николая I к окрашиванию правительственных строений в желтый цвет.

Скорее, работает совершенно другой ассоциативный ряд – из романов Достоевского. Достаточно вспомнить хотя бы “Преступление и наказание”, где практически повсеместный желтый цвет стал в первую очередь символом болезненности. Кстати, Мандельштам мог опираться не столько на прозу Федора Михайловича, сколько на стихотворение Анненского “Петербург”, опубликованное в 1910 году.

В книге литературоведа Лекманова, посвященной Осипу Эмильевичу, сказано, что поэт вырвал листок с этим произведением из журнала “Аполлон” и не расставался с ним на протяжении всей жизни.

Образ броненосца в доке, с которым сравнивается Россия, возникает как предчувствие приближающейся войны. В данном случае Мандельштам, как и любой другой по-настоящему великий поэт, оказался провидцем. Около года прошло с момента написания стихотворения, Российская империя вступила в Первую мировую войну, обернувшуюся для страны настоящей трагедией и ставшую одной из ключевых причин Великой Октябрьской революции.

Интересно, что образ броненосца – взгляд не только в будущее, но и в прошлое. Он отсылает читателей к роману Мережковского “Антихрист (Петр и Алексей)”. В частности, имеется в виду описание Адмиралтейства глазами государя-императора (голые ребра недостроенного корабля сравниваются с остовом чудовища).

История создания

Читайте по теме:

Взаимосвязь прошлого и настоящего – вот то, чем характеризуется произведение. При этом в текст введен образ Евгения Онегина, который будто бы попал в настоящее время. Можно назвать тоску темой стихотворного шедевра Осипа Эмильевича.

Композиция

Стихотворный текст Мандельштама развивается по линейной композиции. Акцент был поставлен на образную составляющую стихотворения.

Произведение относится к городской лирике. В ней отчётливы образы города. Также стихотворный текст можно назвать философским, ведь в нём отражены мысли поэта.

Средства выразительности

В произведении много средств выразительности. Они раскрывают содержание текста, преподнося его читателям в художественной форме.

Читайте по теме:

Эпитеты

Пешеход назван самолюбивым, скромным, а власяница описывается как грубая и бледная; вот такие описания использовал Мандельштам.

начинается за неделю до изучения темы. Класс делится на творческие группы:

литературовед ы, библиогра фы, чтецы. Ученики п олучают индив идуальны е

Приобщить старшеклассн иков к сл ожным духовным поискам литерату ры XX

века через осоз нание индивидуаль ности поэтичес кого мира Ман дельштама.

Показать, как в поэзии и судьбе Мандель штама отразилась тр агедия эпохи 30 - х

Развивать умение учащихся чита ть, воспринимать, интерпрети ровать

поэтические п роизведения, сп особствовать развитию художествен ного вкуса.

Оформление у рока : на доске портр ет поэта, тема и план урока:

7. Жизнь упала, как зарница, Как в стакан воды – ресница Изолгавшись на корню

– Никого я не виню. (Можно использовать компьютерную презентацию, котор ая

Музыкальный ф он урока – 3- й концерт С. Рахманин ова

Слово учителя: звучит отрывок из рассказа Варлама Шаламова «Шерри -

«Поэт умирал. Большие, вздутые голодом кисти рук лежали на груди, не прячась

от холода. Рань ше он совал их за пазуху, на голое тело, н о теперь там было

слишком мало тепла. Тусклое электрическое солнце, загаже нное мухами и

закованное круглой решёткой, было прикрепле но высоко под потолком. Свет

падал в ноги по эта – он лежал, как в ящике, в тёмной глубине н ижнего р яд а

Поэт умирал так долго, что п ереста л по нимать, что умирает. Иногда

приходила, болезненно и почти ощутимо проталкивая сь через мозг, какая -

нибудь простая и сильная мы сль – что у него украли хле б, который он положил

под го лову. И это бы ло так обжигающе страшно, что он готов был спорить,

ругаться, драться, искать. Но с ил для всего этого не было, и мыс ль о хлебе

Жизнь вх одила в н его и выходила, и он умирал. Он верил в бессмертие, в

настоящее человеческое бессме ртие. он вовсе не устал жить. Он верил в

бессмертие своих стихов. Вся его жи знь была литературной книгой, сказкой,

сном, и только на стоящий день был под линной жизнью. К вечеру он уме р.

Но сп исали ег о на два дня позднее – изобретательным соседям е го

удавалось при раздаче хлеба двое суто к получать хлеб на мертвеца, мертвец

поднимал руку как кукла - мари онетка. Стало быть, он умер раньше даты своей

автор отрицал, что рассказ о Мандельштаме, такова уж сила искусства, оно

заставляет верить в фантазию ху дожника, и, пожал уй, смерть поэта трудно

В рассказе не указано имя Мандельштама, п росто – поэт. Но название «Шерри -

Прочитав это стихотворение, невольно задаёшься вопросом: почему вдруг

Шаламов назвал свой трагическ ий рассказ об умирании – гибели п оэта этим

- по контрасту, жизнерадостное ощущение стихотворения подчё ркивает

Да, прекрасны е светлые стихи и трагическая с удьба.

Сегодня на уроке мы будем говорить об Осипе Эмильевиче

Мандельштаме, одном из лучших поэтов XX века и попробуем ответить на

Почему поэт получил самые высо кие оценки от подлин ных ценителей поэзии

Почему он уд остоился признан ия и любви читат елей после свое й смерти?

Почему такой т рудной оказала сь его тво рческая и житейска я судьба?

Закономере н ли для того времени его трагический конец в сталинском ГУЛАГе

на другом краю земли, за тысяч и километров от бл изких ?

Откуда берёт начало поэт ический мир поэта? Как проис ходит

«Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве,

скоро семья переезжает в Петербург, город, который стал для него родным. О

Семья, из которой вышел Осип Эмильевич, была среднего достатка. Отец,

не пожелавший стать р аввином и занимавшийся торговлей кожсырьём, был

мечтателем, влюблённым в Шиллера. Мать – музыкально одарённая ж енщина, с

тонким худ ожественным вк усом. Мал ьчик рос в атмосфере ев рейского дома,

вслушиваясь в музыку Скрябина и Чайковского, эту музыку он полюбил

болезненным н ервным напряжением. В родном доме столкнулись два словесны х

мира, две культуры. «Речь матери, ясная и звонкая, без малейшей чужестранной

поиск слова. «Это был совершенно отвлечённый, придуманный язык, витиевата я

Важным этапом для становления Мандельштама - поэта стала учёба в

престижном Тенишевско м коммерческом училище, дававшем хорошую

гуманитарную подготов ку. Юноша по сещает литературны е вечера и концерты,

которые часто устраивались в училищ е. Его влечёт лите ратура и культу ра в

широком смысле. Поэтому по сле окончания в 1907 году училища он едет

заграницу – в Париж, Рим, Берлин, слушает универс итетские лекции в Сорбон не,

Гейдельберге, изучает французский, немецкий. Западноевропе йская культура,

соборы Парижа и Рима производ ят на него ко лоссал ьно е впечатление, что

И, действитель но этот человек н е мог и не хотел б ыть никем ин ым, как по этом.

Как Мандельштам вошёл в русскую поэзию? Как обрёл сво ю поэтическую славу

«Юноша ещё в училище осознал своё призвание. А подборка его стихов в

поэтический тала нт. Мандельштам включается в бурную литературную жиз нь

хотя тираж был всего 300 экземпля ров , книга не о сталась незамеченной. На нее

году, в кот орое было включено 67 ст ихотворений. Э то издание, выпущенное

автором на свои средства, имело тираж тысячу экземпляров, тем не менее о

книге восторжен но писали многие рецензенты, отмечая ювелирное мастерство и

чеканность строк, безупречность формы, отточе нность стиха, н есомне нное

чувство красоты. Этот сборник отличается особ ой торжественност ью ,

готической архитекту рностью строк, идущей от увлечения поэта эпохой

В 1915 и 1916 годах увидели свет еще два сборника с одинаковым

Учитель : Как им настр оением проникн уты первые сти хи поэта? (г рустным)

Настроение минорное. Во многи х стихах зву чит слово, о пред еляющее это

упрекнуть поэта в холодности нельзя, потому что эта печаль светлая, чувства

Учитель : Как бы вы определил и содержание этих стихотворе ний

Мандельштама? К акие темы зву чат в стихах перв ых сборни ков?

Ребята называют темы: Рим, дворцы и площади Петербурга, любовь. Давайте

обратимся к теме Петербурга. В каких стихах предстаёт перед нами этот город?

Каким вы увидели город? Какие грани по этиче ского таланта Мандельшта ма

(Петербург Мандельштама - это город с роскошны ми и выразительными

зданиями, город Пушкина, это мир высокой культуры, красот ы и город с его

бытовыми сценами. Стихи о Петербурге поражают нас своей необыкнове нной

музыкальностью , изящностью и д аже таинствен ностью).

Когда мы говори м о поэте, нам важно почувств овать поэтиче ское

восприятие им своей эпохи. А эпоха Ма ндельштама исполнена трагических

событий. Революция. Гражданская война. И это тр агическ ое веяние эпохи

врывается в его стихи, хотя р еволюцию он принял восторженно. Особенно ярко

«Новая эпоха лиш ена, по Мандельш таму, человеческ ого содержания. Поэт

чувствует себя одиноким и ненужным перед лицом исторической бури. История

обретает смысл лиш ь тогда, когда она напол нена гуманистическ им содержание м.

Хаос превратить в гармонию, а историю в культуру - вот в чём предназначение

Новый век ст ремится порвать со всей п режней историей и ку льтурой, он не

Именно искусство, счи тает Мандельштам, является мощной связующей силой.

1921 год мы в праве назвать новым этапом в поэтическом творчестве, да и в

жизни поэта. Сме рть Блока, расстрел Гумилёва. «В Петербурге мы с ойдёмся

Петербурга. Больше нет поэтического братства. Будет трудная жизнь вечного

изгнанника. Будут стихи, эпохальные стихи, но только через 5 лет, за 5 лет он не

напишет ни одной поэтической строки. И то лько в 30 годы зазвучи т голос поэта,

Учитель : Почувствовали ли вы д ругого Мандельштама? Почувствовали ли, что

поэт заговорил иначе? Ребята делятся с воими впечатления ми.

« Стихотворени е пронизывают нотки грусти, тоски, одиночества и скорби по

чему - то светлому и чистому , что уже н икогда не повторится. Г ород, в который

совершает путешест вие лирический герой, знаком ему «до слез, до прожилок, до

совершенно другом о блике. Лирического героя поражает новый облик р одног о

города, который в памяти продолжает оставаться прежним городом

безоблачного детства, кровно родным, но в д ействител ьности д о боли

Мы чувствуем д раматический накал. Оглядываясь по стор онам,

Мандельштам пыта ется узнать п рекрасный Петерб ург, но ничего д орогого из

воспоминаний он не может разглядеть в этом неуютном, пр оникнутом

неуверенностью п еред завтрашним днем и страхом пе ред настоящ им горо де .

Декабрьский денек вызывает у героя ощущение страха, тревоги, тоски,

отчаяния. Черно - желтая ц ветова я гамма вызывает ощущение тоски и

беспокойства. Х удожествен ные образы говорят о приближени и катастро фы.

Родной П етербург мертв, страшный Ленинград живет. Все самое дорогое д ля

героя связано с Петербургом, т.е. с прошлым, ко торого н ет, но он любит мир

прошлого и боится жи ть в новом мире. Боль и отчаяние звучат в этом

Учитель : Гражданский голос поэта звучит всё резче и твёрже. Какие еще стихи

говорят об удив ительной смело сти и мужестве поэта?

Весной 1933 года супруги Мандель штам приехали в Крым, захватив с с обой

сухари крупу и муку. Страшную картину увидел поэт. Вот что вспоминае т

Надежда Яковлевна Мандельштам: "Раскулачивание уже прошло, остались

только слухи и толпы бродящего народу. Старый Крым в испуге к ак - то сжался.

Ежедневно рассказывали, как ночью проломали сте ну, залез ли в кладовую и

вытащили всю муку и крупу. Целый день к воротам подходили люди. Откуда?

С Кубани. С Украины. Они рассказыва ли, как целиком выселялись громадные

хотворение о Старом Крыме, кот орое в таком роде был о единственным.

Стихи как будто лишены гневных мотивов, но в самой ат мосфере

заторможенности, словно замершей, "не узнающей своего лица" природы

состояния погоды обретает зловещий смысл. И даже дым печки, дым очага

окрашивается в смысловые, эмоционал ьные тона. Повинна в этом не природа,

запаздывающая с долгожданным теплом, – о на по - прежнему прекрасна: «Все так

когда в стихотворении появляются жер твы насильственн о осуществляем ой

коллективизаци и. Пренебрегая п оэтическим и красотами, поэт сказал о тех, кто

был вычеркнут из ж изни сталинск ими планами, обречен ный на голодную гибель.

Мастер сложной метафоры, Мандельштам в стихотворении выбирает слова из

ряда обычных, избегая даже эпитетов, и от этого сказанное им обрекает разящую

силу обвинитель ного документа. Такое стихотворен ие не могло быть

напечатано, даже показывать зна комым его был о опасно.

А вот ещё одно стихотворение, написанное в том же 33 году. Услышав его,

знакомые приходили в ужас и о ткрещи вались: «Я этого не слышал, ты мне этого

Акмеизм - модернистское течение в русской поэзии начала XX в., провозглашавшее, в отличие от символизма, материальность, предметность тематики и образов с позиции «искусства для искусства.

Антитеза - риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Лирический герой - субъект высказывания в лирическом произведении, художественный двойник автора. Тот, от чьего лица ведётся повествование в произведении.

Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения.

Список литературы

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В 1900 году Мандельштам поступает в Тенишевское училище, которое заканчивает в 1907 году. В 1908 году Осип Эмильевич уезжает во Францию, поступает в Сорбонну и Гейдельбергский университет.

Где римский судия судил чужой народ —

Стоит базилика, и — радостный и первый —

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый лёгкий свод.

Но выдаёт себя снаружи тайный план,

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные рёбра,—

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам.

Стихотворение опубликовано в начале 1913 г. в приложении к декларации нового литературного направления — акмеизма, во главе которого были Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Сергей Городецкий. Оно построено на контрастах и противопоставлениях — эта структура продиктована готическим стилем собора. Собор, как совершенный организм, объединяет в себе противоположности. Поэт искренне восхищается мастерством древних зодчих.

Среди гражданских бурь и яростных личин,

Тончайшим гневом пламенея,

Ты шёл бестрепетно, свободный гражданин,

Куда вела тебя Психея.

И если для других восторженный народ

Венки свивает золотые —

Благословить тебя в далёкий ад сойдёт

Стопами лёгкими Россия.

В феврале 1919 года Мандельштам уезжает на Украину, где он знакомится со своей будущей женой, художницей Надежой Хазиной. Во время гражданской войны они скитаются по России, Украине, Грузии. У Осипа Эмильевича появляется шанс сбежать с белогвардейцами в Турцию, однако он предпочитает остаться на родине. Дважды его арестовывают по нелепым обвинениям, и только благодаря счастливым стечениям обстоятельств ему удаётся спастись.

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

До прожилок, до детских припухлых желёз.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денёк,

Где к зловещему дёгтю подмешан желток.

Петербург! я ещё не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня ещё есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице чёрной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

Мы живём, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет,

Как подкову, куёт за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него — то малина

И широкая грудь осетина.

Отбыв срок ссылки в Воронеже, Мандельштам в мае 1937 года возвращается в Москву. Но вскоре его лишают права на проживание в столице. Для поэта начинается новый, ещё более мучительный, и теперь уже последний круг страданий: без жилья, работы и денег. Вскоре Мандельштама арестовывают по нелепому обвинению в контрреволюционной пропаганде. Его приговаривают к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправляют на Дальний Восток. Там он погибает от тифа 27 декабря 1938 года.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор

Укажите годы жизни О. Э. Мандельштама.

  1. 1891-1938 гг.
  2. 1892-1939 гг.
  3. 1893-1938 гг.
  4. 1939-1940 гг.

Ответ: 1891-1938

О. Э. Мандельштам родился в конце XIX века, умер в возрасте 47 лет.

Единичный выбор

Как назывался первый сборник стихов О. Э. Мандельштама?

Название сборника представляет собой символ вечности и неподвижности, однако способный обрести динамичность.

Читайте также: