О э мандельштам петербургские строфы конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Впервые стихотворение “Петербургские строфы” было опубликовано в 1913 году в февральском номере ежемесячного литературного сборника поэтов-акмеистов “Гиперборей”. Впоследствии оно вошло в первое издание дебютной книги Мандельштама “Камень”. Произведение посвящено Гумилеву – близкому другу Осипа Эмильевича. В 1928 году Мандельштам в письме Ахматовой признался, что способен вести воображаемый диалог только с двумя людьми – с ней и Николаем Степановичем.
Причем общение с Гумилевым никогда не прерывалось и не прервется,
В “Петербургских строфах” прошлое пересекается с настоящим. Использование мотива бесконечной повторяемости бытия сближает стихотворение с творчеством Блока:
Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь…
Только у Мандельштама эта тема лишена негативной окраски. Время историческое и литературное он воспринимает как цикличное. Пока все повторяется, продолжается течение жизни. В стихотворении “Петербургские строфы” перед читателями предстает Северная столица разных эпох.
За “мутной метелью” виднеется солнце,
сквозь запах бензина проступает пушкинский Петербург. Упоминаются сразу два героя произведений Александра Сергеевича: Онегин и Евгений из “Медного всадника”.
Примечательна “желтизна правительственных зданий”. Желтый цвет будет не раз присутствовать в стихотворениях Мандельштама, посвященных Петербургу. Например, можно вспомнить “Я вернулся в мой город, знакомый до слез…”, “Нынче день какой-то желторотый…”. Естественно, дело здесь не только в любви Николая I к окрашиванию правительственных строений в желтый цвет.
Скорее, работает совершенно другой ассоциативный ряд – из романов Достоевского. Достаточно вспомнить хотя бы “Преступление и наказание”, где практически повсеместный желтый цвет стал в первую очередь символом болезненности. Кстати, Мандельштам мог опираться не столько на прозу Федора Михайловича, сколько на стихотворение Анненского “Петербург”, опубликованное в 1910 году.
В книге литературоведа Лекманова, посвященной Осипу Эмильевичу, сказано, что поэт вырвал листок с этим произведением из журнала “Аполлон” и не расставался с ним на протяжении всей жизни.
Образ броненосца в доке, с которым сравнивается Россия, возникает как предчувствие приближающейся войны. В данном случае Мандельштам, как и любой другой по-настоящему великий поэт, оказался провидцем. Около года прошло с момента написания стихотворения, Российская империя вступила в Первую мировую войну, обернувшуюся для страны настоящей трагедией и ставшую одной из ключевых причин Великой Октябрьской революции.
Интересно, что образ броненосца – взгляд не только в будущее, но и в прошлое. Он отсылает читателей к роману Мережковского “Антихрист (Петр и Алексей)”. В частности, имеется в виду описание Адмиралтейства глазами государя-императора (голые ребра недостроенного корабля сравниваются с остовом чудовища).
История создания
Читайте по теме:
Взаимосвязь прошлого и настоящего – вот то, чем характеризуется произведение. При этом в текст введен образ Евгения Онегина, который будто бы попал в настоящее время. Можно назвать тоску темой стихотворного шедевра Осипа Эмильевича.
Композиция
Стихотворный текст Мандельштама развивается по линейной композиции. Акцент был поставлен на образную составляющую стихотворения.
Произведение относится к городской лирике. В ней отчётливы образы города. Также стихотворный текст можно назвать философским, ведь в нём отражены мысли поэта.
Средства выразительности
В произведении много средств выразительности. Они раскрывают содержание текста, преподнося его читателям в художественной форме.
Читайте по теме:
Эпитеты
Пешеход назван самолюбивым, скромным, а власяница описывается как грубая и бледная; вот такие описания использовал Мандельштам.
начинается за неделю до изучения темы. Класс делится на творческие группы:
литературовед ы, библиогра фы, чтецы. Ученики п олучают индив идуальны е
Приобщить старшеклассн иков к сл ожным духовным поискам литерату ры XX
века через осоз нание индивидуаль ности поэтичес кого мира Ман дельштама.
Показать, как в поэзии и судьбе Мандель штама отразилась тр агедия эпохи 30 - х
Развивать умение учащихся чита ть, воспринимать, интерпрети ровать
поэтические п роизведения, сп особствовать развитию художествен ного вкуса.
Оформление у рока : на доске портр ет поэта, тема и план урока:
7. Жизнь упала, как зарница, Как в стакан воды – ресница Изолгавшись на корню
– Никого я не виню. (Можно использовать компьютерную презентацию, котор ая
Музыкальный ф он урока – 3- й концерт С. Рахманин ова
Слово учителя: звучит отрывок из рассказа Варлама Шаламова «Шерри -
«Поэт умирал. Большие, вздутые голодом кисти рук лежали на груди, не прячась
от холода. Рань ше он совал их за пазуху, на голое тело, н о теперь там было
слишком мало тепла. Тусклое электрическое солнце, загаже нное мухами и
закованное круглой решёткой, было прикрепле но высоко под потолком. Свет
падал в ноги по эта – он лежал, как в ящике, в тёмной глубине н ижнего р яд а
Поэт умирал так долго, что п ереста л по нимать, что умирает. Иногда
приходила, болезненно и почти ощутимо проталкивая сь через мозг, какая -
нибудь простая и сильная мы сль – что у него украли хле б, который он положил
под го лову. И это бы ло так обжигающе страшно, что он готов был спорить,
ругаться, драться, искать. Но с ил для всего этого не было, и мыс ль о хлебе
Жизнь вх одила в н его и выходила, и он умирал. Он верил в бессмертие, в
настоящее человеческое бессме ртие. он вовсе не устал жить. Он верил в
бессмертие своих стихов. Вся его жи знь была литературной книгой, сказкой,
сном, и только на стоящий день был под линной жизнью. К вечеру он уме р.
Но сп исали ег о на два дня позднее – изобретательным соседям е го
удавалось при раздаче хлеба двое суто к получать хлеб на мертвеца, мертвец
поднимал руку как кукла - мари онетка. Стало быть, он умер раньше даты своей
автор отрицал, что рассказ о Мандельштаме, такова уж сила искусства, оно
заставляет верить в фантазию ху дожника, и, пожал уй, смерть поэта трудно
В рассказе не указано имя Мандельштама, п росто – поэт. Но название «Шерри -
Прочитав это стихотворение, невольно задаёшься вопросом: почему вдруг
Шаламов назвал свой трагическ ий рассказ об умирании – гибели п оэта этим
- по контрасту, жизнерадостное ощущение стихотворения подчё ркивает
Да, прекрасны е светлые стихи и трагическая с удьба.
Сегодня на уроке мы будем говорить об Осипе Эмильевиче
Мандельштаме, одном из лучших поэтов XX века и попробуем ответить на
Почему поэт получил самые высо кие оценки от подлин ных ценителей поэзии
Почему он уд остоился признан ия и любви читат елей после свое й смерти?
Почему такой т рудной оказала сь его тво рческая и житейска я судьба?
Закономере н ли для того времени его трагический конец в сталинском ГУЛАГе
на другом краю земли, за тысяч и километров от бл изких ?
Откуда берёт начало поэт ический мир поэта? Как проис ходит
«Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве,
скоро семья переезжает в Петербург, город, который стал для него родным. О
Семья, из которой вышел Осип Эмильевич, была среднего достатка. Отец,
не пожелавший стать р аввином и занимавшийся торговлей кожсырьём, был
мечтателем, влюблённым в Шиллера. Мать – музыкально одарённая ж енщина, с
тонким худ ожественным вк усом. Мал ьчик рос в атмосфере ев рейского дома,
вслушиваясь в музыку Скрябина и Чайковского, эту музыку он полюбил
болезненным н ервным напряжением. В родном доме столкнулись два словесны х
мира, две культуры. «Речь матери, ясная и звонкая, без малейшей чужестранной
поиск слова. «Это был совершенно отвлечённый, придуманный язык, витиевата я
Важным этапом для становления Мандельштама - поэта стала учёба в
престижном Тенишевско м коммерческом училище, дававшем хорошую
гуманитарную подготов ку. Юноша по сещает литературны е вечера и концерты,
которые часто устраивались в училищ е. Его влечёт лите ратура и культу ра в
широком смысле. Поэтому по сле окончания в 1907 году училища он едет
заграницу – в Париж, Рим, Берлин, слушает универс итетские лекции в Сорбон не,
Гейдельберге, изучает французский, немецкий. Западноевропе йская культура,
соборы Парижа и Рима производ ят на него ко лоссал ьно е впечатление, что
И, действитель но этот человек н е мог и не хотел б ыть никем ин ым, как по этом.
Как Мандельштам вошёл в русскую поэзию? Как обрёл сво ю поэтическую славу
«Юноша ещё в училище осознал своё призвание. А подборка его стихов в
поэтический тала нт. Мандельштам включается в бурную литературную жиз нь
хотя тираж был всего 300 экземпля ров , книга не о сталась незамеченной. На нее
году, в кот орое было включено 67 ст ихотворений. Э то издание, выпущенное
автором на свои средства, имело тираж тысячу экземпляров, тем не менее о
книге восторжен но писали многие рецензенты, отмечая ювелирное мастерство и
чеканность строк, безупречность формы, отточе нность стиха, н есомне нное
чувство красоты. Этот сборник отличается особ ой торжественност ью ,
готической архитекту рностью строк, идущей от увлечения поэта эпохой
В 1915 и 1916 годах увидели свет еще два сборника с одинаковым
Учитель : Как им настр оением проникн уты первые сти хи поэта? (г рустным)
Настроение минорное. Во многи х стихах зву чит слово, о пред еляющее это
упрекнуть поэта в холодности нельзя, потому что эта печаль светлая, чувства
Учитель : Как бы вы определил и содержание этих стихотворе ний
Мандельштама? К акие темы зву чат в стихах перв ых сборни ков?
Ребята называют темы: Рим, дворцы и площади Петербурга, любовь. Давайте
обратимся к теме Петербурга. В каких стихах предстаёт перед нами этот город?
Каким вы увидели город? Какие грани по этиче ского таланта Мандельшта ма
(Петербург Мандельштама - это город с роскошны ми и выразительными
зданиями, город Пушкина, это мир высокой культуры, красот ы и город с его
бытовыми сценами. Стихи о Петербурге поражают нас своей необыкнове нной
музыкальностью , изящностью и д аже таинствен ностью).
Когда мы говори м о поэте, нам важно почувств овать поэтиче ское
восприятие им своей эпохи. А эпоха Ма ндельштама исполнена трагических
событий. Революция. Гражданская война. И это тр агическ ое веяние эпохи
врывается в его стихи, хотя р еволюцию он принял восторженно. Особенно ярко
«Новая эпоха лиш ена, по Мандельш таму, человеческ ого содержания. Поэт
чувствует себя одиноким и ненужным перед лицом исторической бури. История
обретает смысл лиш ь тогда, когда она напол нена гуманистическ им содержание м.
Хаос превратить в гармонию, а историю в культуру - вот в чём предназначение
Новый век ст ремится порвать со всей п режней историей и ку льтурой, он не
Именно искусство, счи тает Мандельштам, является мощной связующей силой.
1921 год мы в праве назвать новым этапом в поэтическом творчестве, да и в
жизни поэта. Сме рть Блока, расстрел Гумилёва. «В Петербурге мы с ойдёмся
Петербурга. Больше нет поэтического братства. Будет трудная жизнь вечного
изгнанника. Будут стихи, эпохальные стихи, но только через 5 лет, за 5 лет он не
напишет ни одной поэтической строки. И то лько в 30 годы зазвучи т голос поэта,
Учитель : Почувствовали ли вы д ругого Мандельштама? Почувствовали ли, что
поэт заговорил иначе? Ребята делятся с воими впечатления ми.
« Стихотворени е пронизывают нотки грусти, тоски, одиночества и скорби по
чему - то светлому и чистому , что уже н икогда не повторится. Г ород, в который
совершает путешест вие лирический герой, знаком ему «до слез, до прожилок, до
совершенно другом о блике. Лирического героя поражает новый облик р одног о
города, который в памяти продолжает оставаться прежним городом
безоблачного детства, кровно родным, но в д ействител ьности д о боли
Мы чувствуем д раматический накал. Оглядываясь по стор онам,
Мандельштам пыта ется узнать п рекрасный Петерб ург, но ничего д орогого из
воспоминаний он не может разглядеть в этом неуютном, пр оникнутом
неуверенностью п еред завтрашним днем и страхом пе ред настоящ им горо де .
Декабрьский денек вызывает у героя ощущение страха, тревоги, тоски,
отчаяния. Черно - желтая ц ветова я гамма вызывает ощущение тоски и
беспокойства. Х удожествен ные образы говорят о приближени и катастро фы.
Родной П етербург мертв, страшный Ленинград живет. Все самое дорогое д ля
героя связано с Петербургом, т.е. с прошлым, ко торого н ет, но он любит мир
прошлого и боится жи ть в новом мире. Боль и отчаяние звучат в этом
Учитель : Гражданский голос поэта звучит всё резче и твёрже. Какие еще стихи
говорят об удив ительной смело сти и мужестве поэта?
Весной 1933 года супруги Мандель штам приехали в Крым, захватив с с обой
сухари крупу и муку. Страшную картину увидел поэт. Вот что вспоминае т
Надежда Яковлевна Мандельштам: "Раскулачивание уже прошло, остались
только слухи и толпы бродящего народу. Старый Крым в испуге к ак - то сжался.
Ежедневно рассказывали, как ночью проломали сте ну, залез ли в кладовую и
вытащили всю муку и крупу. Целый день к воротам подходили люди. Откуда?
С Кубани. С Украины. Они рассказыва ли, как целиком выселялись громадные
хотворение о Старом Крыме, кот орое в таком роде был о единственным.
Стихи как будто лишены гневных мотивов, но в самой ат мосфере
заторможенности, словно замершей, "не узнающей своего лица" природы
состояния погоды обретает зловещий смысл. И даже дым печки, дым очага
окрашивается в смысловые, эмоционал ьные тона. Повинна в этом не природа,
запаздывающая с долгожданным теплом, – о на по - прежнему прекрасна: «Все так
когда в стихотворении появляются жер твы насильственн о осуществляем ой
коллективизаци и. Пренебрегая п оэтическим и красотами, поэт сказал о тех, кто
был вычеркнут из ж изни сталинск ими планами, обречен ный на голодную гибель.
Мастер сложной метафоры, Мандельштам в стихотворении выбирает слова из
ряда обычных, избегая даже эпитетов, и от этого сказанное им обрекает разящую
силу обвинитель ного документа. Такое стихотворен ие не могло быть
напечатано, даже показывать зна комым его был о опасно.
А вот ещё одно стихотворение, написанное в том же 33 году. Услышав его,
знакомые приходили в ужас и о ткрещи вались: «Я этого не слышал, ты мне этого
Акмеизм - модернистское течение в русской поэзии начала XX в., провозглашавшее, в отличие от символизма, материальность, предметность тематики и образов с позиции «искусства для искусства.
Антитеза - риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Лирический герой - субъект высказывания в лирическом произведении, художественный двойник автора. Тот, от чьего лица ведётся повествование в произведении.
Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения.
Список литературы
1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В 1900 году Мандельштам поступает в Тенишевское училище, которое заканчивает в 1907 году. В 1908 году Осип Эмильевич уезжает во Францию, поступает в Сорбонну и Гейдельбергский университет.
Где римский судия судил чужой народ —
Стоит базилика, и — радостный и первый —
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый лёгкий свод.
Но выдаёт себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные рёбра,—
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
Стихотворение опубликовано в начале 1913 г. в приложении к декларации нового литературного направления — акмеизма, во главе которого были Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Сергей Городецкий. Оно построено на контрастах и противопоставлениях — эта структура продиктована готическим стилем собора. Собор, как совершенный организм, объединяет в себе противоположности. Поэт искренне восхищается мастерством древних зодчих.
Среди гражданских бурь и яростных личин,
Тончайшим гневом пламенея,
Ты шёл бестрепетно, свободный гражданин,
Куда вела тебя Психея.
И если для других восторженный народ
Венки свивает золотые —
Благословить тебя в далёкий ад сойдёт
Стопами лёгкими Россия.
В феврале 1919 года Мандельштам уезжает на Украину, где он знакомится со своей будущей женой, художницей Надежой Хазиной. Во время гражданской войны они скитаются по России, Украине, Грузии. У Осипа Эмильевича появляется шанс сбежать с белогвардейцами в Турцию, однако он предпочитает остаться на родине. Дважды его арестовывают по нелепым обвинениям, и только благодаря счастливым стечениям обстоятельств ему удаётся спастись.
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дёгтю подмешан желток.
Петербург! я ещё не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня ещё есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, куёт за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.
Отбыв срок ссылки в Воронеже, Мандельштам в мае 1937 года возвращается в Москву. Но вскоре его лишают права на проживание в столице. Для поэта начинается новый, ещё более мучительный, и теперь уже последний круг страданий: без жилья, работы и денег. Вскоре Мандельштама арестовывают по нелепому обвинению в контрреволюционной пропаганде. Его приговаривают к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправляют на Дальний Восток. Там он погибает от тифа 27 декабря 1938 года.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Единичный выбор
Укажите годы жизни О. Э. Мандельштама.
- 1891-1938 гг.
- 1892-1939 гг.
- 1893-1938 гг.
- 1939-1940 гг.
Ответ: 1891-1938
О. Э. Мандельштам родился в конце XIX века, умер в возрасте 47 лет.
Единичный выбор
Как назывался первый сборник стихов О. Э. Мандельштама?
Название сборника представляет собой символ вечности и неподвижности, однако способный обрести динамичность.
Читайте также: