Конспект правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах 4 класс

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, способствовать развитию речи учащихся;

содействовать обогащению словарного запаса, формированию и развитию учебных умений, орфографической зоркости, развивать логическое мышление, память;

воспитывать культуру общения на уроке, способность к самоконтролю и самооценке, любовь к родному языку.

Предметные : знать отличительные особенности именительного, родительного и винительного падежей существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода.

Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода. , обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.

Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности

Оборудование урока: фотоиллюстрации, сигнальные карточки, карточки для групповой работы ,учебники.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все готовы получать
Только лишь оценку “5”!

- Рада, что у вас хороший рабочий настрой.

(Вместе, дружно, помогать, слушать друг друга, не ссориться,

- Открыли тетради, записали число, классная работа

Четырнадцатое д е к а бря

Кла сс ная р а бота

Орфографическая разминка

На доске слова: погодка, Дарья, грустный, зеленая, полночь, сегодня, переход, дожик.

- Найдите и запишите слово с…

Непроизносимой согласной в корне слова

Сложное слово с соединительной гласной

Безударной гласной в корне слова

Мягким знаком после шипящего

Разделительным мягким знаком

- Какое слово осталось? (сегодня) Почему?

-Какая орфограмма в слове определите? (безуд. гласные в слове

не проверяемые ударением, парная согласная в корне слова)

Вывод: Поэтому написание гласной нужно запомнить

-Запишите слово в словарики и выделите орфограмму

- Что обозначает это слово?

-Послушаем как дается толкование слова в Толковом словаре

- Давайте, с этим словом составим предложение

Ох, и погодка сегодня!

- Определите вид предложения ( простое -1 грамматическая основа)

-каким членом предложения является существительное

Вывод: - Какая орфограмма в слове

На дорог., с площад., в деревн., на мор., к осен., к подруг., ( в траве)

- Почему? (ударное окончание)

Проблема: Кто сформулирует тему урока? Что будем отрабатывать?

Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных в Р.п., Д.п., П.п. в единственном числе.

Давайте вспомним, что нужно знать , что бы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.

Предметные результаты:

1.Формировать навык правописания окончаний имён существительных , совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.

2. Определять падеж имён существительных.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое падежи имен существительных, их вопросы, предлоги, окончания;

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию, применять правила делового сотрудничества- участвовать в продуктивном диалоге.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все готовы получать
Только лишь оценку “5”!

–Ребята, а может у кого из вас есть особые пожелания друг для друга

- Я желаю, чтобы у вас, ребята, было хорошее рабочее настроение.

- Я хочу, чтобы у каждого всё получилось

- Хочу, чтобы все были внимательны, слушали учителя и ребят-одноклассников.

- Ребята, я желаю, чтобы все справились с заданиями.

– Ребята, я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас всё

– Чтоб урок у нас прошёл замечательно, я предлагаю вам работать под девизом:

– Как вы это понимаете?

– Итак, включаемся в работу. За урок нам много надо успеть сделать, поэтому

открываем тетради: записали число, классная работа

Орфографическая разминка

На доске слова: погодка, Дарья, грустный, зеленая, полночь, переход, дождь.

- Найдите слово с…

Непроизносимой согласной в корне слова

C парной согласной в середине слова

Безударной гласной в корне слова

Мягким знаком после шипящего

Разделительным мягким знаком

С парным согласным в конце слова слова

С безударной гласной в приставке слова

2.Актуализация знаний

Загадка : Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Что такое существительное?

(Это часть речи, который отвечает на вопросы кто? и что?, обозначает предмет или явление.)

– Что вы знаете об именах существительных? (Бывают мужского, женского, среднего родов, 1, 2, 3 склонения, изменяются по числам и по падежам).

За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

Изменяемая часть слова … (окончание).

Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).

Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).

Постоянный признак имён существительных… (род).

Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).

К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).

Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).

На вопрос КТО? отвечают. (одушевл. им. сущ.)

Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е)

Сколько падежей в русском языке? … (шесть)

А есть ли падежи в других языках ? Оказывается не только русским школьникам приходится учить падежи. В английском языке имеется 2 падежа, в немецком 4. А вот эстонские ученики должны запомнить 14 падежей, а школьники в Финляндии - 15 падежей. Дети Венгрии изучают 22 падежа. В некоторых языках народов Дагестана - 48 падежей. А у китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет.

3.Работа со словарными словами. Разделите слова на три группы,

. Береза корова осина неделя, одежда. мороз, месяц, календарь, медведь морковь, тетрадь, лошадь пальто

- Какое слово лишнее? (пальто)

Просклоняйте слова береза, пальто,лошадь. Выделить окончания Почему разные окончания ?

4. Задание по карточке.

1. Определи безударное падежное окончание, используя таблицу.

Без вьюг . , до дерев . , от метел , по речк . , при дом. , с пол. , для ел . от мороз . , о мыш. , для кормушк . , до ноч . , в неб. ,

V. Физкультминутка.

– Зимой холодно, давайте немножко согреемся и поиграем.

Я буду называть имена существительные.

Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши;
если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете;
если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Слова для физкультминутки: Лошадка , берег , молодость, ученик ,парта , старость , степь , морковь , свёкла , огурец , велосипед, осень , лето , весна , зима , снежинка , метель ,отец, дочь, мама, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага ,снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, машина, степь, облако, туча, вещь.

6 Самоопределение к деятельности

- Из каждой пословицы выпишите в таблицу существительные с безударными падежными окончаниями, выделите окончания.

Под каждой крышей свои мыши. 2) При солнышке тепло, при матери добро. 3) Без муки нет науки. 4) Против шерсти не гладят. 5) Белый свет клином сошёлся. 6) Пушинка к пушинке – и выйдет перинка. 7) По старой памяти что по грамоте.

без муки, науки, против шерсти

к пушинке, по памяти, по грамоте

под крышей, клином

при солнышке, при матери

7. Упражнение 238

8.Тест. “Правописание падежных окончаний существительных”

9.Итог урока. Рефлексия. Как оцениваете свою работу?

Дз. Выберите по силам задание и выпоните

2.Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж существительных.

Медленно ползёт по улиц _ рассвет 4 .В воздух_ раздаётся пересвист 2 птиц_. 4 Это проснулся и бежит к дорог_ 3 хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улиц _ , на окраин_ города. Весь день жаворонок в поисках пищ __ . Летает он мало, а бегает быстро. В стужу он прыгает на одной ножк__ . Другую ножку прячет под перья. Ночью ему тепло. Он лежит в ямк__ 3 на белой скатерт___ снега. Лапки и клюв жаворонок прячет в густые перья. Охотнику редко удаётся подойти к птиц_ .

(Знания: падежей, склонений, род имен существительных)

- Кто испытывал трудности? - Что вам понравилось на уроке?

рассуждать, слушать и слышать, вести диалог, ясно выражать свою мысль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже". Цель урока: расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже. На уроке используются современные технологии

Учитель начальных классов

Соколова Татьяна Васильевна

Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

- образовательные: на основании понимания подвести детей к автоматическому навыку правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже, способствовать формированию навыков грамотного письма, повторить ранее изу-ченные темы, активизация и расширение словарного запаса;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания, развивать речь детей, мыш-ление, воображение, память, наблюдательность;

- воспитательные: воспитание познавательного интереса, ответст-венного отношения к учебному труду, привитие любви к родному языку.

План урока:

Орг. момент. ( 1 мин)

Вводно-мотивационный этап. ( 2 мин)

Повторение изученного материала. ( 7 мин)

Новая тема. ( 12 мин)

Физкультминутка. ( 1 мин)

Закрепление новой темы. ( 14 мин)

Домашнее задание ( 2 мин)

Рефлексия. ( 1 мин)

Организационный момент.

(Проверка готовности класса к уроку.) Записать число, классная работа.

Вводно-мотивационный этап.

(Учитель читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина. Показ слайда № 1):

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.

- Ребята, как вы считаете, почему я начала урок с этих слов А.С. Пушкина?

(Нам предстоит сделать какие-то открытия. Мы узнаем сегодня что-то новое. Может, мы будем проводить опыты и исследования.)

- Да, сегодня мы будем исследовать объекты русского языка. Кто хочет прикоснуться к науке? Кто хочет быть исследователем? (……) Тогда на уроке вам необходимо быть внимательными, дружными, активными, собранными.

Тема нашего урока, нашего исследования – творительный падеж имен существительных. (Показ слайда № 2)

Повторение изученного материала.

- Ребята, вы любите сказки? (……) Какие сказки вам нравятся?

- Запишем это слово в тетради, но сначала подготовим пальчики к работе.

(Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Затем хлопают в ладоши и говорят:

Вышли пальцы погулять.

Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:

Этот пальчик самый сильный; (правый большой палец)

Самый толстый и большой; (левый большой палец)

Этот пальчик для того…; (правый указательный)

Чтоб показывать его; (левый указательный)

Этот пальчик самый длинный; (правый средний)

И стоит он в середине; (левый средний)

Этот пальчик безымянный; (правый безымянный)

Он избалованный самый; (левый безымянный)

А мизинчик хоть и мал; (правый мизинец)

Очень ловок и удал. (левый мизинец)

Встряхнули пальчики и вспомнили правила письма.)

- Рассмотрим слово с позиции словообразования, т.е. как оно построено.

(Учащийся вслух делает разбор слова по составу)

В школьном словообразовательном словаре (Учитель показывает словарь) я насчитала 36 слов, родственных нашему слову.

(Дети читают стихотворение):

Сказки надо рассказывать ночью

Под лохматые шорохи звезд.

Тут и встретишься с чудом воочию,

Тут и лешего схватишь за хвост.

Сказки надо рассказывать ярко,

Околдовывать речью цветной.

Сказки надо рассказывать с толком,

Чтобы даль расступилась. И ширь.

Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,

А не страшно. Ты сам богатырь.

(Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.):

И.п. сказывалась (что?) сказка (ж.р., 1 скл.)

Р.п. герои (чего?) сказки

Д.п. добавили (к чему?) к сказке

В.п. слушали (что?) сказку

Т.п. интересовались (чем?) сказкой

П.п. размышляли (о чем?) о сказке

- Всего в русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет свое название, вопрос и предлоги. Нас сегодня интересует один падеж – творительный. Мы вспомнили, на какие вопросы он отвечает (кем? чем?), знаете, с какими предлогами он употребляется (над, перед, за, под). Каким членом предложения является имя существительное в Т.п.? (дополнением, обстоя- тельством) Как вы думаете, что ещё необходимо и очень важно знать? (Какие окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонений пишутся в творительном падеже.)

- Верно, ребята! Это и есть тема нашего исследования.

- Вы сказали мне, что любите сказки. Сейчас я расскажу вам одну, а два ученика помогут её показать. (Когда учитель рассказывает сказку, два ученика показывают кукольный театр.)

- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

- На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)

- Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)

1 скл. 2 скл. 3 скл.

зеброй слоном смелостью

сливой медведем елью

умницей ужом осенью

(Показ слайда № 5)

Составьте предложение с одним из записанных слов. (Ответы детей)

Запишем предложение: Под старой елью спал серый заяц.

Какое это предложение? Выполним разбор предложения. (Один уч-ся вслух комментирует разбор предложения)

Физкультминутка. (Зарядка для глаз)

Закрепление темы.

- Вспомните нашу сказку. Осенью Король, как и обещал, повел принцесс в цирк. Что они там увидели, вы узнаете, выполнив следующее задание. (ПОКАЗ СЛАЙДА № 7)

- Прочитайте текст. (…) Ещё раз повторим, что надо сделать, чтобы правильно написать окончания имен существительных.

- Вам необходимо списать текст, обозначить склонение и падеж им.сущ. с пропущенными окончаниями и ,пользуясь памяткой, правильно написать эти окончания.

__________________________________________________________________

Манеж осветился лучик…м прожектора. Циркач, окутанный яркой накидк…й, начал представление. Он позвал на манеж кошку с собак…й. Они ловко работали с мячик…м и скакалк…й. Циркач угостил их рыб…й и сахар…м. Под купол…м цирка выступали акробаты. Зрители с радость… хлопали артистам. Они с честь… справились со своей задач…й. (Спиши текст, вставь пропущенные буквы, обозначая склонение и падеж этих имен существительных.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить знания о случаях написания безударного окончания имени существительного;тренировать в написании безударных окончаний; развивать орфографическую зоркость; продолжать работу по развитию памяти, речи, мышления, развивать интерес к предмету.

Урок русского языка. 4 класс.

Тема: "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех

Цель урока: обобщить знания о случаях написания безударного окончания имени

тренировать в написании безударных окончаний;

развивать орфографическую зоркость;

продолжать работу по развитию памяти, речи, мышления,

развивать интерес к предмету;

воспитывать дисциплинированность, усидчивость, внимательность.

Образовательные: закрепление знаний о склонении, падежах имен существитель-

ных, формирование знаний о написании падежных окончаний имен существи-

Воспитательные: воспитание дружескоговзаимодействия обучающихся в груп-

пах, умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.

Развивающие: развитие речи обучающихся, логического образного мышления,

находчивости, сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать.

Формирование универсальных учебных действий.

Оборудование: Презентация

Карточки для групповой работы

Карточками для работы в парах.

Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – 6-у изд. – М.: Просвещение, 2016.

–Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем гостей. Я надеюсь,

что вы покажете гостям, как вы умеете работать.


–Ребята, а может у кого из вас есть особые пожелания друг для друга?

- Я желаю, чтобы у вас, ребята, было хорошее рабочее настроение.

- Я хочу, чтобы у каждого всё получилось.

- Хочу, чтобы все были внимательны, слушали учителя и ребят-одноклассников.

- Ребята, я желаю, чтобы все справились с заданиями.

– Ребята, я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас всё

– Сегодня проведём урок немного необычно – в виде презентации, она поможет

нам наиболее глубже повторить и ещё раз закрепить материал пройденной темы.

– Чтоб урок у нас прошёл замечательно, я предлагаю вам работать под девизом:


– Как вы это понимаете?

– Итак, включаемся в работу. За урок нам много надо успеть сделать, поэтому

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

– Запишите число, классная работа.

– Ребята, поднимите руку, кто из вас любит осень? Зиму? Весну? Лето?

– Сегодня за один урок мы побываем с вами во всех временах года. Вы готовы

II. Актуализация знаний

1. Минутка чистописания

– Посмотрите на слайд (осенний коллаж) и скажите, в какое же время года мы

– Правильно. Осенью часто идет дождь. Слайд (капелька) .

–В каких буквах мы можем встретить элементы, похожие на капельку? (з, д, у)

– Как называется этот элемент буквы? (петелька)

– Как правильно записать петлю? (до середины строки и пересекается на линии)

– Молодцы, запишите буквы, записанные на доске. Не забывайте о наклоне тетрад-

ки и правиле посадки при письме (Дети записывают).

2. Словарная работа

– Осенью созревает урожай на грядках. Давайте соберем его в корзину. А для этого

выполним словарную работу. На следующей строке записали:

– Овощи выращивать – это большая работа. Вот нам надо сначала разгадать загадки.

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков …

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Что копали из земли,

Что в золе мы испекли,

Кто играет с нами в прятки

На осенней дачной грядке?

Спрятался под листиком Хитрец

Вкусный, красный, но не сладкий.

Зреет на садовой грядке,

В сказках, помнишь, с давних пор

Ребята записывают слова в тетрадь.

Во время проверки ученик читает слово, называет орфограммы и на экране

высвечивается словарное слово. Всего словарных слов пять.

– Какое слово лишнее и почему? (Лишнее слово капуста, т.к. все слова 2 скл, ка-

На слайде только список слов.

Проверка по слайду (склонения слов) – комментирует ученик

– Для чего нужно знать склонение слов? (Чтобы правильно записывать окончания

– Мы выполнили все задания, собрали урожай и теперь отправляемся дальше .

– В каком времени года мы оказались? (Это зима)(Дети видят зимний коллаж и

должны определить, что это зима)

За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

Изменяемая часть слова … (окончание).

Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).

Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).

Постоянный признак имён существительных… (род).

Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).

К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).

Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).

Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).

Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

–Молодцы! Справились с заданием!

– Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова).

– Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

– Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

– Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окон-

чание имени существительного. Слайд

IV. Работа по теме.

– Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

– В какие игры играет зимой детвора?

– На чём можно кататься зимой?

– Что можно лепить из снега?

– Где можно играть детям в зимние игры?

– Почему опасно играть на проезжей части дороги?

Много весёлых забав у детворы зимой. Можно кататься на санках, лыжах, коньках.

В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снегови-

ков и зверушек из липкого снега. В зимние игры дети играют на катке, на горке, на

детской площадке, в парке, в лесу.

На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.

- Запишитевыделенное предложение с комментированием.

Работа в группах

Над каждым словом надписать часть речи.

Выполнить синтаксический разбор.

В парке – морфологический разбор

К слову зима придумать однокоренные слова и одно из этих слов разобрать по

Выполнить фонетический разбор слова дети.

V. Физкультминутка.

(Слайд используется для введения в игровую ситуацию)

– Зимой холодно, давайте немножко согреемся и поиграем.

Я буду называть имена существительные.

Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши;
если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете;
если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Слова для физкультминутки:Лошадка (1), берег (2), молодость (3), ученик (2),

парта (1), старость (3), степь (3), морковь (3), свёкла (1), огурец (2), велосипед(2),

осень (3), лето (2), весна (1), зима (1), снежинка (1), метель (3).

VI. Обобщение материала.

1.Работа в парах.

– Весной принято наводить порядок. Вот и в наших словах во время зимней вьюги

некоторые буквы рассыпались. Надо вставить их на место. Вместе наводить поря-

док веселее. Работаете в паре по рядам на карточках.

(Слайд используется для введения в игровую ситуацию)


2. Работа с учебником.

стр.127, упр. 239

– Мы потренировались в написании падежных окончаний существительных, рабо-

тая в парах, а теперь поработайте самостоятельно по учебнику.

– Откройте учебник на стр. 127, упр. 239.

Слайд (взаимопроверка)

Смеяться от радости(3 скл.,Р.п.), рисовать в тетради(3скл., П.п.), подъехать к де-

ревне (1скл., Д.п.), написать тете Ире (1скл., Д.п.), закричать от боли (3скл., Р. п.),

побывать в Сибири (3скл., П. п.), работать за компьютером (2скл., Т. п.), приехать

к бабушке Сони (1скл., Д.п.), идти по тропинке (1скл., Д.п.).

VII. Закрепление материала.

– Молодцы. Трудные были задания, но мы с ними справились. А мы отправляемся

дальше. В каком времени года мы оказались? (Лето.)

– Лето. Пора каникул, отдыха, веселья и игр. И сейчас мы с вами поплаваем по

реке. Но, к сожалению, во время плавания письмо упало в реку и смыло несколько

слов из письма. Их надо восстановить (задание выполняется устно). Дополните

предложения подходящими по смыслу существительными, чтобы получился связ-

ный рассказ. Озаглавь.

Брат меня и маму катал на ___________ по тихой реке. Он ловко работал ______.

На воде тихо качались белые __________, желтые _________.Берега реки утопа-

ют в __________. Хорошо летом на реке!

Проверка: ученик называет слово, которое надо вставить и какое окончание надо

VIII. Итог урока

В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….(е)

И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание…(е)


А в третьем склонении,
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда я пишу
Окончание …(и)

XIII. Домашнее задание

– Откройте учебники на странице 127 упражнение 241.

– Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Списать, вставляя пропущенные буквы)

Читайте также: