Конспект урока русские поэты о родине родной природе 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Краткое описание: Предлагаю Вашему вниманию разработку урока литературы в 8 классе по теме "Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине". В конспекте дается подробное описание хода урока, вопросы для беседы с учащимися, презентация и

Тема: Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, репродукции картин русских художников, учебники, мультимедийная презентация, муз. файл.

Методические приемы: эвристическая беседа, выразительное чтение, элементы анализа текста, рассказ учителя, прослушивание музыкального файла, работа с картинами (сопровождается презентацией).

Цели урока: познакомить учащихся с русскими поэтами ХХ века, рассказывающими о красоте родной природы, о родине и о себе; учить анализировать стихи, осмысливая прочитанное; работать над выразительным чтением.

Стихотворения в течение урока читают наизусть учащиеся.

I. Организационный момент.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа по вопросам.

- На страницах вашего учебника напечатаны стихи русских поэтов ХХ века. Прочитаем их имена.

- Какие из этих имен вам уже знакомы? Произведения каких поэтов вы изучали, читали самостоятельно?

2.Слово учителя. Прекрасное и вечное чувство родины, сознательное или безотчётное, живёт в душе каждого человека и в национальной памяти целого народа. У нашей родины - России - сложная история, сложная судьба. Чувство глубокой любви к своей родине, сопричастности к её судьбе помогало русским людям выстоять во времена тяжёлых испытаний. Тема родины остаётся актуальной и в наши дни, когда каждому человеку необходимо не только определить своё место в жизни, но и осознать свою значимость для той страны, в которой он живёт. Перед нами картины русских художников, написанные на тему родной природы: И. Шишкина, И. Репина, И. Левитана и др. И сегодня мы с вами будем говорить об образе Родины в произведениях русских поэтов XX века.

-Родина, Россия… Что означают для вас эти слова? (Беседа).

Беседа по вопросам: -В какое время поэт видит снег? По каким приметам вы догадались об этом?

-Найдите в стихотворении эпитеты. Какую роль они играют в стихотворении? Как они помогают понять внутреннее восприятие, настроение лирического героя?

Работа над стихотворениями Мережковского.

2) с чем сравнивает Мережковский дождь? (Робкие беспомощные слезы, струится теплый дождь во тьме ночной = олицетворение).

Беседа по вопросам:

1)С кем ведет поэт диалог? В чем его смысл? (В диалоге с вестником весны поэт выражает переполняющие его чувства восхищения вечным обновлением жизни, душевное волнение, радость от общения с природой. Это и диалог с собственной душой). 2)Какова основная мысль стихотворения? (Душа человека, радуясь весне, стремится слиться с душой природы, достать до звезды, приобщиться к мирозданью, повернуться к нему лицом).

7. Слово учителя. Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться по идейным соображениям, не принимая Советской власти. Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения. Русские писатели-эмигранты ясно понимали: в чуждой национальной среде им не выжить без русского языка, без внутренней связи с русской культурой. Они рассматривали революцию и Гражданскую войну как национальную трагедию, но верили в величие России. Русское зарубежье называют затонувшей Атлантидой нашего времени. Октябрьский переворот и Гражданская война раскололи русскую литературу на советскую и зарубежную. В изгнании оказались крупнейшие поэты и писатели: И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт, И. Одоевцева, И. Северянин, А. Куприн, М. Цветаева.

И вот мы остались без Родины,

И вид наш и жалок, и пуст.

Как будто бы белой смородины

Обглодан раскидистый куст.

Рахманинов помогал всем русским людям, живущим в эмиграции в Америке. Итак, уже в начале 20-х годов Рахманинов достиг в США прочного материального и артистического благополучия, но не обрёл утраченного при отъезде из России душевного покоя.

Стихотворение М. Пляцковского о Рахманинове читает учитель.

Во фраке и манишке накрахмаленной

Сосредоточен, строг и напряжен.

Играл Сергей Васильевич Рахманинов.

В нью-йоркском зале. Публике чужой.

И, чопорность холодную расплавивший,

Не замечал он ничего вокруг,

Послушно перекатывались клавиши

Под пальцами его волшебных рук.

Судьбою горькой в эту даль заброшенный,

Оторванный от Родины своей,

Он вспоминал цветастый луг некошеный

И русский лес, где щелкал соловей.

Ребячьи голоса в ушах аукали,

Колоколов позванивала медь…

И так ему хотелось вслед за звуками

В родимую Россию улететь.

15. Домашнее задание. 1)читать с.231-234 учебника, 2)анализ лирического стихотворения (по предложенному плану).

17.Оценки за урок.

1. Поурочные разработки по литературе 8 класс. Н.В. Егорова. - М., Вако,2007.

2. Литература. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Автор-составитель В.Я. Коровина -7-е издание перераб. - М., Просвещение, 2008.

4. Поурочные разработки по литературе, 8 класс. И.В. Золотарева. - М.,Вако, 2004.

Тема урока: РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ .

– На страницах вашего учебника напечатаны стихи русских поэтов ХХ века.

– Какие из этих имен вам уже знакомы?

- Посмотрите презентацию к уроку.

– Прочитайте самостоятельно предложенные стихотворения. Подумайте, какое из них отзывается в вашем сердце, какое вам бы хотелось обсудить?

- Выпишите из стихотворения все встретившиеся вам эпитеты. Какую роль они играют в создании центрального образа?

- Определите размер данного стихотворения.

2.Работа над стихотворениями Дмитрия Мережковского.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

В этой строфе нет нарочито поэтических слов и выражений. Создается впечатление, что это вовсе не поэтический текст, а отрывок какой-нибудь лекции по искусству, ее тезис, идея, которая будет доказываться в ходе рассуждения. И в то же время мы чувствуем, что каждое слово стоит на единственно возможном для него месте, и вся фраза максимально точно выражает мысль о том, что очарованье русского пейзажа доступно не каждому человеку.

– Каков размер стихотворения?

Перед нами строгий 5-стопный ямб, несколько смягченный пиррихиями (пропуск ударения в стопе ямба или хорея).

Рифмы богатые. На протяжении всего стихотворения рифма перекрестная.

– Отметьте аллитерацию в двух первых строках:

С у тр а о бр емененная р а б отой,

Тр удом лесов, за б отами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, не очарованных людей.

С наступлением вечера природа словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается и с помощью звукописи.

Вздохнут леса, опущенные в воду,

И, к а к бы с к возь прозрачное сте к ло,

Вся гр удь р еки пр иникнет к небо св оду

И загорится вл ажно и св е тл о.

Мысль, заложенная в начале, ярко и стремительно разворачивается в образах. Художественная форма наполнена глубоким смыслом.

Из белых башен облачного мира

Сойдет огонь, и в нежном том огне,

Как будто под руками ювелира,

Сквозные тени лягут в глубине.

Небо превращается в таинственный мир, где облака – белые башни, из которых нисходит на землю закатный свет – нежный огонь (развернутая метафора).

Горит весь мир, прозрачен и духове н,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

В творчестве зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности, неразрывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения звучит торжественная, ликующая мелодия мира.

1. прочитайте выразительно вслух все стихотворения авторов;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"

Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.


Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"

Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством поэтов Калужской области. Воспитывать у учащи.


Конспект урока "Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок-практикум, рассчитан на самостоятельную работу учащихся. В ходе урока обучающиеся анализируют стихотворения поэтовв XX века.


"Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе"

Урок литературы на тему "Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе" построен на анализе стихотворений. Помимо этого ученики, работая в группах, делают к стихотворениям фотографии, объясняя через.


Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.


Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

Тема урока,место урока в общей темеПоэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Тип урокаУрок закрепления знаний, умений и навыков (формирование универсальных учебных действий)Цель урокасоздание .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 8 классе

Тема: Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

Тип урока : урок-раздумье

Цель : Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира, понимания и любви к родной природе через самостоятельную работу учащихся с основными видами искусства: литература, живопись, музыка

1. Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта в сопоставлении с классическими примерами живописи и музыки, п оказать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.

2. Воспитывать способность слушать друг друга, эмоционально воспринимать музыку, поэзию, живопись.

3. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

( в основе урока групповая работа: класс разделён на три группы, в которых ученики работали, выполняя предварительное задание поискового и аналитического характера, так они работают и на уроке)

Эмоциональный настрой для работы с лирическим произведением.

Ученикам предлагается послушать музыкальную зарисовку, при этом сосредоточиться

1 группа – на чувствах, которые испытывали при прослушивании музыки; (чувствовать)

2 группа – на картине, которая возникала в момент прослушивания; (видеть)

3 группа – на мыслях. (думать)

После прослушивания музыки ребята делятся своим восприятием.

- Как вы думаете, почему мы с этого начали урок? Какая связь между лирикой как родом литературы и музыкой? (чувства на первом месте)

II . Определение темы урока (выводится на слайд)

Вступительное слово учителя:

Зеркало души – это природа. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она всегда останется его Родиной, частью его самого.

Нам, ребята, предстоит сегодня очень интересная работа: мы постараемся проникнуть в мир ощущений и переживаний, которые испытывает талантливый человек при соприкосновении с миром природы.

- Какие виды искусства способны наиболее тонко воздействовать на мир человеческих чувств? (Живопись, музыка, литература)

- Что же является орудием художника? Музыканта? Поэта?

Итак, художник говорит цветом, линиями, мазками. Музыкант – звуками. Поэт – словами. Но поэзия – это особый, синтетический вид искусства, в котором соединяются возможности и живописи, и музыки, потому что слово может обладать музыкальным эффектом, может раскрасить изображаемую картину в самые разнообразные тона. Послушайте:

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчание

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршание.

- Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали эти строчки? Какие звуки вы слышите? Какие краски видите?

- Какое воздействие на читателя оказывают эти стихи?

Родная природа интересна нам в любой ипостаси. Зима, весна, лето, осень – вот годовой цикл, через который проходит природа, и каждое время года дарит нам удивительные мелодии, многоцветные краски, волнующие душу стихи. Чтобы пейзаж стал картиной душевной жизни человека, необходимо научиться чувствовать, понимать природу. Попробуем воспроизвести свои зрительные и звуковые ассоциации, связанные с поэтическим словом, сопоставив стихотворение с шедеврами русской живописи и музыки.

Представление результатов самостоятельной работы учащихся с конкретным стихотворением.

Каждая творческая группа заранее получила стихотворение для анализа.

Учащиеся должны были в результате совместных наблюдений выполнить ряд заданий :

Выразительно прочитать стихотворение.

Подобрать картину русского художника, которая отражает образ, созданный поэтом, и чувства лирического героя. Прокомментировать свою позицию.

Подобрать фрагмент из музыкального произведения, отражающий настроение, переданное в стихотворении. Объясните свой выбор.

Выступление групп.

Обобщение выступления групп.

Основной предмет лирических переживаний поэтов— страстно любимая ими природа. Как сказал И. А. Бунин в одном из своих стихотворений,

«Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

- Что вы испытываете, слушая эту песню?

- На чьи стихи написана песня? Почему многие стихи С. Есенина стали песнями?

Заключение

В каждой эпохе у каждого народа были и есть свои певцы природы, которые, возможно, иногда мало известны другим народам. Но есть Земля, есть наша общая родина. И если в нас воспитывается мало-помалу чувство этой общей родины… если мы осознаем, что красивее нашей планеты, может быть, и нет ничего в мироздании, то этим мы тоже обязаны нашим воспитателям: художникам, поэтам, музыкантам, которые помогли нам понять красоту, воспитывали в нас любовь к ней.

- с чем вы уходите с урока?

VII . Домашнее задание: прочитать стихотворения поэтов русского зарубежья о Родине (с. 227). Подумайте, каково отношение поэтов-эмигрантов к покинутой им Родине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 8 классе. По программе Коровиной В.Я.

Льговский район Курская область

Конспект урока на тему:

«Русские поэты 20 века о Родине,

Учитель русского языка и литературы Курбатова Г.Н.

Основное содержание урока:

Образы Родины и родной природы в стихах 20 века. Стихотворения в актерском исполнении. Богатство и разнообразие чувств и настроений.

Основные виды деятельности:

Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров (см.задания фонохрестоматии).

Устный ответ на вопрос ( с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения и любви к Родине; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.

Развитие умений организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе, составлять таблицы для решения учебных задач, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Осознание значимости чтения для познания мира и себя в этом мире; развитие умений участвовать в обсуждении прочитанного, создавать письменные высказывания, сознательно планировать свое досуговое чтение; совершенствование навыков смыслового и эстетического анализа текста.

Сценарный план урока.

Организационный момент урока.

Актуализация имеющихся знаний о поэзии 20 века о родной природе:

- Вспомните, какие стихи о Родине и родной природе вы уже знаете.

- Чем вам запомнились стихи Ф.Сологуба, В.Брюсова, А.Блока, С.Есенина, И.Бунина, А.Ахматовой, А.Прокофьева, Д.Кедрина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого?

- Какие мысли и настроения стихов о Родине и родной природе актуальны и сегодня?

Концерт-миниатюра их стихов 20 века о Родине и родной природе, изученных в 5-7 классах и прочитанных самостоятельно (по выбору учителя).

Групповая работа:

Краткая справка о поэте.

Какие описания зимнего снега противопоставлены в стихотворении?

Какие причины мешают поэту полюбить зиму?

Какой снег нравится поэту?

Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт, описывая свои зимние настроения?

Вопрос 2. Какое состояние души передают строки разных поэтов?

Полюбил бы я зиму,

От нее даже дыму

Не уйти в облака.

Но один есть в мире запах,

И одна есть в мире нега:

Это русский зимний полдень,

Это русский запах снега…

Краткая справка о поэте.

Какими способами поэт создает настроение печали?

Какую звукопись, поэтическую лексику и синтаксис использует для этого поэт?

Как и почему меняется настроение стихотворения?

Здесь – тиши радость и спокойней горе,

Живешь как в милом и безгрешном сне,

И каждый миг, подобно капле в море,

Теряется в бесстрастной тишине.

Какие чувства возникают у вас при чтении и прослушивании этого стихотворения?

Вопрос 2. Усиливаются ли эти чувства благодаря чтению актрисы Алины Покровской и музыке Н.А.Римского-Корсакова? Что нового, не замеченного вами при чтении стихотворения, вы услышали в голосе актрисы и в музыке?

Вопрос 3. Назовите эпитеты и сравнения, передающие настроение печали, а затем умиротворения. Как композиционно осуществляется переход от печальных картин и интонаций к утверждению мудрого спокойствия и жизнелюбия.

Как вы понимаете первую строчку стихотворения?

Докажите, что поэт воспринимает природу как высшее творение Бога.

Какими способами создается образ тишины?

Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт, описывая величие молчаливой природы?

Какое настроение передает нам поэт, о каком состоянии собственной души рассказывает?

Как вы понимаете строки .Мережковского?

Не надо звуков: тише, тише,

У молчаливых облаков

Учись тому теперь, что выше

Земных желаний, дел и слов.

Богатство и разнообразие чувств и настроений. Стихотворения в актерском исполнении

Краткая справка о поэте.

Какими качествами нужно для этого обладать?

Докажите, что природа у Заболоцкого – это дивное существо.

Какие два мира противопоставлены в стихотворении?

К какому миру лирический герой относит себя? Почему?

О каком нежном огне пишет поэт? Обоснуйте свой ответ.

Какие диковины человек может открыть для себя в природе7

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна…

И, как бы сквозь прозрачное стекло,

Вся грудь реки приникнет к небосводу…

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь…

Вопрос 2. Отметьте другие слова и словосочетания в стихотворении, прославляющие летний вечер.

В чем поэт видит единство человека, природы и мирозданья?

Почему в стихотворении так много глаголов в повелительном наклонении? Какова их роль в тексте?

Какие разговорные, бытовые слова и выражения вводит автор в поэтическую ткань? Чего он этим добивается?

Опишите звуковые образы стихотворения.

Какими способами они созданы? Найдите в стихотворении юмористические строки.

Как они характеризуют лирического героя?

Краткая справка о поэте.

Какие картины былой Руси представляются поэту важными, ключевыми?

Докажите, что частный случай встречи друзей становится у поэта символическим обобщением образа времени.

Вопрос 1. Три стихотворения Рубцова… О былом России, о переменах, о любви поэта к Родине… Что говорит Рубцов о прошлом России? Автор пишет об истории жизни народа, страны – отликовала, отгоревала, отошла. Что скрывается за этими простыми словами?

Вопрос 2. В чем выражается любовь поэта к Родине? Какие картины окружающего мира остаются в его сердце и греют душу? Какие литературные приемы и средства использует автор для выражения своего чувства?

Что такое Россия для лирического героя стихотворения?

Что ему особенно дорого на Родине?

Какие черты биографии Рубцова отразились в стихотворении?

Какой колорит создает интеграция высокой лексики (певчие, хоромы, миротворно. Достославный, ликовал) и прозаизмов (овины, жнивье, изба, крапива, горница)?

Почему поэт дорожит своей малой родиной?

Найдите в стихотворении обозначения поэтического пространства и времени.

Какими видит их поэт?

Результаты исследования стихов о Родине и родной природе могут быть предъявлены в форме устного журнала. Каждая группа будет представлять свою страницу, а вопросы и задания получит заранее для предварительной самостоятельной подготовки.

Автор: Усманова Екатерина Геннадиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Николаевка
Населённый пункт: с.Николаевка МР Туймазинский район РБ
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе".
Раздел: среднее образование

Открытый урок по литературе в 8 классе.

Тема.
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.
Цель урока:
познакомить учащихся с русскими поэтами XX века и их произведениями.
Задачи:
- учить анализировать стихи, осмысливая прочитанное. - работать над выразительным чтением. - развивать мышление, устную связную речь, память. - воспитывать любовь к Родине и родной земле.
Оборудование:
компьютер, проектор, колонки, мультимедийная презентация.
Материальное обеспечение:
репродукции картин русских художников, учебники, музыкальный файл, портреты русских художников эмигрантов, книжная выставка, картины с изображением Парижа, раздаточный материал.
Ход урока.

XI Домашнее задание.

Домашнее задание даю интегрировано.
1. Стихотворение наизусть на выбор. Для всех. 2. Анализ стихотворения на выбор. Кто сможет. План анализа стихотворения лежит на парте у каждого. Мы еще продолжим разговор о поэтах русского зарубежья на следующем уроке. А сейчас спасибо за урок. Занятие окончено.

Читайте также: