Конспект аппликация дымковская барышня средняя группа

Обновлено: 06.07.2024

Главная Фольклор

Составила воспитатель: Смирнова Анастасия Евгеньевна г. Камень-на-Оби 2021г

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы узора (прямые, волнистые линии, точки, круги, кольца). Учить детей украшать выбранные силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Развивать чувства ритма, композиции, цвета. Развивать моторику руки. Закреплять приемы рисования кистью.

Словарная работа: Активизировать в речи детей названия элементов росписи.

Индивидуальная работа: Учить детей расписывать юбку дымковской игрушки – барышни, используя элементы дымковской росписи.

Материал: Выставка дымковских игрушек, дымковские игрушки (барышни), гуашь, кисти, салфетки (на каждого ребёнка), баночки с водой.

Воспитатель: — Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Я приготовила вам сюрприз. Я приглашаю вас посетить выставку игрушек народных мастеров. А кто такой мастер?

Дети: — Мастер — это человек, который профессионально изготавливает и расписывает игрушки.

Воспитатель: — Приглашаю вас поближе рассмотреть экспонаты на выставке. (проходят к столу с игрушками)

Посмотрите, какие они?

Дети: — Яркие, красивые, нарядные.

Воспитатель: — Ребята, а есть ли что-то у этих игрушек общее?

Есть ли похожие узоры в украшении их нарядов, какие?

Дети: — У каждой игрушки в украшении присутствуют разноцветные круги, палочки, точки.

Воспитатель: — Ребята, а может кто-нибудь знает, как называются такие игрушки?

Воспитатель: — Правильно! Давайте вспомним историю дымковской игрушки. А почему их так назвали?

Дети: — Потому что их сделали в селе Дымково.

Воспитатель: — А почему село так назвали?

История:

  1. ребёнок — Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково.
  2. ребёнок — Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коровушек, барашек, лошадок, овец, ходили рыбку ловить. А дети играли на лугу, пели песни. И задумались взрослые, чем же детишек порадовать?
  3. ребёнок — Набрали они на берегу реки глины, замесили её как тесто и начали из неё лепить. В начале они сделали много свистулек, слепили их, обожгли в печи, покрыли их белым мелом, а затем раскрасили яркими красками, рисовали круги, палочки и точки, разного цвета и отдали все свистульки детям. Много радости было у детей от игры на свистульках.
  4. ребёнок — Дальше Дымковские мастера лепили всё больше и больше игрушек. И появились барышни, водоноски, кавалеры, повозки с лошадками, гусары, олени, козлики, рыбы, петушки, курочки с цыплятами и ещё много, много других игрушек. Так мастера из деревни Дымково прославились своими игрушками на всю нашу страну, на всю Россию!

Воспитатель: — Вот в старину, в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Из чего же мастера ее делали?

Дети: — Делали эту игрушку из глины.

Воспитатель: — Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными, как же дымковские получались такими красочными и интересными?

Дети: — Потому что дымковские мастера их расписывали яркими узорами.

Воспитатель: А какие элементы росписи использовали мастера?

Дети: — Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.

Мы игрушки расписные,

У нас ручки крендельком,

Щёчки словно яблочки.

С нами издавна знаком,

Весь народ на ярмарке.

Воспитатель: — А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: мастера изображали на своих фигурах то, что видели вокруг, например, как вы думаете, что в природе может быть круглое?

Дети: — Они так изображали солнце.

Воспитатель: — На что похожи прямые и волнистые линии, изображаемые на игрушках?

Дети: — Волнистые линии — означают воду, волны, прямые линии – дорогу.

Воспитатель: — Когда мастера смотрели на ночное небо, они видели там яркие точки, что это за точки?

Дети: — Точки — это звёзды.

Воспитатель: — А какие цвета использовали мастера для росписи игрушки?

Дети: — Красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

Воспитатель: — Самая известная дымковская игрушка – Барышня. Она носила яркие расписные юбки. Давайте рассмотрим юбку барышни. Какие элементы используются при росписи юбки?

Дети: — Кружочки, точки, волны, полоски и т.д.

Воспитатель: — Я же совсем забыла, что мне пришло письмо, узнаем, что же там.

Воспитатель: — А сейчас я приглашаю вас в мастерскую. Пойдемте по дорожке…

По солнышку, по солнышку

Иду по мягкой травушке

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

И дымковской игрушке

Воспитатель: — Проходите, посмотрите, нас уже дожидаются игрушки. Кто это? На украшение чего, мастеру не хватило красок?

Дети: — Это барышня. На украшение юбки.

Воспитатель: — Сейчас мы попробуем себя в роли настоящих мастеров. Проходите за свои рабочие места, присаживайтесь.

Дети: — Возьму ее правильно за юбочку, намочу в баночке.

Воспитатель: — Как я уберу лишнюю воду?

Дети: — О салфетку.

Воспитатель: — Краску я набираю на кончик кисти, чтобы линии получились красивые, изящные. Сначала я располагаю крупные элементы узора по всей юбке, чтобы узор было видно со всех сторон. Затем более мелкие элементы.

Воспитатель: — Если я хочу поменять цвет, что я должна сделать?

Дети: — Промыть тщательно кисть в баночке, осушить о салфеточку, если на салфетке остается цветной след, то нужно промыть кисть еще раз, пока не будет чистого следа и набрать новый цвет.

Воспитатель: — Какие цвета мы будем использовать для росписи?

Дети: — Зелёный, синий, красный.

Воспитатель: — Ребята, какие элементы вы будете использовать в своей росписи?

Дети: — Кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии.

Воспитатель: — Сейчас вы можете приступить к работе самостоятельно.

Самостоятельная работа детей. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

Воспитатель: Барышни у нас готовы. Сейчас мы аккуратно возьмем и отнесем их на выставку.

Воспитатель: — Давайте рассмотрим, какие барышни у нас получились.

В конце занятия все работы рассмотреть, отметить разнообразие цветовых сочетаний, сказать, что игрушки получились очень красивые.

Воспитатель: — Кому мы сегодня с вами помогали? Как помогали? Какие элементы использовали? Как называется такая роспись?

Воспитатель: — Какие вы молодцы. Я сфотографирую и отправлю фото мастеру, он будет очень счастлив, увидев ваши работы. Спасибо за помощь!

Продолжать знакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка.

Продолжать учить детей пользоваться гуашью, кисточкой; рисовать тонкие линии концом кисточки.

Развивать внимание и целостность восприятие детей

Развивать способность внимательно рассматривать изображение и любоваться им

Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки : яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу и процессу и результатам продуктивной деятельности

Воспитывать у дошкольников бережное отношение к народной игрушке

Оборудование: Силуэт Барышни, гуашь, кисточка, косметическая палочка, печать в форме круг, презентация к занятию.

Предварительная работа: Рассматривание Дымковских игрушек, прорисовывание элементов Дымковской росписи.

Ход занятия.

Глаза закрываем и представляем

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

вы самое лучшее, что есть на свете.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в деревню Дымково.

Давным-давно, отсюда и не видно как далеко, стояла деревенька. Поначалу и названия у неё не было. Жили в той деревеньке люди добрые и весёлые. Летом они в поле работали, песни пели…. А зимой на печи лежали, пироги да баранки жевали, на санях катались, от души баловались!

А ещё в той деревеньке глина была красная. И, научились люди из неё игрушки лепить – оленей, индюков, нянек с младенцами и барынь в пышных юбках.

Вылепленные игрушки зимой обжигали в печи. И над всей деревенькой стелился дым из печных труб. Со временем эту деревеньку так и прозвали – Дымково. После обжига игрушку белили мелом на молоке и она становилась белой.

И стали мастера думать и спорить, какими красками расписать игрушку.

Долго они думали и спорили, до самой весны!

А весной зазвенела капель, застучали по крышам капельки дождя, затем выглянуло солнышко, и в небе над деревенькой появилась радуга.

Вся разноцветная - вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета:

Воспитатель: Так и повелось расписывать Дымковскую игрушку яркими полосками, весёлой клеткой, украшать кружочками и точками, используя яркие краски радуги – синюю, красную, зелёную, жёлтую.

Воспитатель: Давайте мы представим, что мы стали дымковскими мастерами, а наша группа художественной мастерской. Вы как мастера распишите барышне ее наряд и мы устроим выставку.

- Посмотрите на эти барышни : чем они друг на друга похожи?

(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво расписаны)

- Правильно! А вот у этих - платья белыми остались! Давайте поможем барышням, распишем им платья. Пусть они тоже гордо стоят на нашей выставке, и радуются, что их тоже нарядили в яркие платья. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

- Садитесь, поудобнее, начинаем работу.

Есть у нас игрушки:

(Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой,

(Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной,

(Делают шар из пальцев).

Шарик легкий надувной,

(Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой.

(Хлопают в ладоши).

Дети расписывают подол у платья.

Вот какие Барышни у нас получились, мы настоящие дымковские мастера.

Итог: воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы:

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

2. Что тебе больше всего здесь понравилось?

3. Чем отличается от других эта работа?

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составила и провела:

г. Сергиев Посад

Цель: продолжать закреплять знания детей о дымковской игрушке.

продолжать учить детей наносить элементы дымковского узора, используя нетрадиционную технику рисования (штампом и ватной палочкой);

закреплять знания детей об истории промысла;

вызывать желание у детей самостоятельно выполнять работу.

развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству;

расширять и активизировать словарный запас детей;

развивать общую и мелкую моторику.

воспитывать уважение к труду народных мастеров;

воспитывать самостоятельность, активность;

продолжать воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Материал и оборудование: проектор, экран, магнитофон с аудиозаписью, объемная дымковская барышня; плоскостные силуэты дымковских барышень; мольберт, гуашь, штамп, ватные палочки; образцы элементов росписи .

Интеграция образовательных областей:

Воспитатель обращает внимание детей на пришедших гостей и предлагает поздороваться с ними.

Станем рядышком, по кругу

Нам здороваться не лень-

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся.

Воспитатель. – Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей)

Дети садятся на стульчики полукругом. Показ презентации.

Воспитатель. – Мы приехали с вами на берег реки Вятки, где расположилось село под названием Дымково. Ребята, а кто помнит, чем славится это село? (Ответы детей)

- Правильно, здесь живут русские мастера, которые делают из глины забавные игрушки и украшают их яркими узорами. Давайте послушаем стихи об этом замечательном селе.(Стихи читают дети)

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок.

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду-

(Воспитатель обращает внимание на элементы росписи)

– Все игрушки не простые,

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Сюрпризный момент. Раздаётся стук в дверь.

- Ребята, слышите, кто-то к нам стучится. Это почтальон принёс нам письмо. Сейчас я вам его прочитаю.

- Ребята, вы согласны? (Ответы детей)

- Дорогу до художественной мастерской предлагаю проехать на дымковской лошадке.

Ходит конь по бережку,

Вороной по зелёному.

Он головушкой помахивает,

Чёрной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

– Давайте, ребята, расскажем про наших барышень.

Щёчки алые горят,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива!

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барышни такой.

Самостоятельная деятельность детей.

Дети украшают заготовку. Звучит спокойная музыка.

Анализ детских работ.

– Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера. У всех барышень наряды красивые и все разные.

- Какие узоры нарисовала Маша?

- А какие узоры нарисовал Светослав?

- Какая барышня понравилась Ане?

9)- Мне понравились все ваши работы, но нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в поезд. (Звучит музыка).

- Ребята, вам понравилось путешествие? (Ответы детей)

- Где бы вы ещё хотели побывать?

- Давайте попрощаемся с гостями и пригласим их в наше следующее путешествие.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 487 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.03.2020 357
  • DOCX 21.3 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Старшинова Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: Создание аппликации по мотивам дымковской росписи.

  • Продолжать расширять представления детей о дымковской игрушке и элементах росписи.
  • Формировать знания о том, какими материалами пользуются мастера при изготовлении народной игрушки.
  • Формировать умение детей выделять элементы и цвет дымковской росписи; составлять узор на готовой форме из кругов, полосок, волнистых линий.
  • Формировать умение правильно держать кисточку, пользоваться клестером, совершенствовать навыки наклеивания.
  • Активизировать употребление в речи название элементов дымковской росписи, развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Воспитывать интерес к народному искусству, неразрывно от народной музыки, народного творчества.
  • Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Ушинского “Лошадка”, знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций, знакомство с элементами росписи и рисование их на готовых формах, заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках.

Материал и оборудование: оформление выставки – оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, иллюстрации; мультимедийная презентация “Дымковская игрушка”, музыкальный центр, костюмы для детей в народном стиле, русский народный костюм для воспитателя, вожжи-ленточки, карусель для игры, плакат – карусель для выставки детских работ.

Работа с родителями: предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми; предложить посетить с детьми выставку дымковской игрушки во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Ход занятия

I часть. Организационный момент.

Дымковская барышня встречает детей около зала.

Ой, вы гости господа,
К нам пожалуйте сюда
Проходите, размещайтесь
И услышать все старайтесь.
Будем многое узнавать,
Будем с вами мы играть.

Я барышня Наталья
Посмотрите, как я хороша
Я девица - краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

- Я из села Дымково, где живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные игрушки.

- Давайте отправимся с вами в гости. Кто нас повезёт? Отгадайте?

Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачетпо утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица. (Лошадка.)

- Мы поедем на красивой лошадке! Занимайте места!

Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая высоко ноги, идут вслед за барышней. (Муз.Л.Банникова)

Громко цокают копытца
Цок, цок, цок!
Мы к Наташе в гости мчимся
Цок, цок, цок!

- Ребята, мы с вами оказались в селе Дымково. Я вам расскажу удивительную историю, как появилась Дымковская игрушка.

II часть. Рассматривание игрушек.

Слайд 2: - Жили в этом селе люди. Зимой на улице было холодно, в домах топились печи, дым окутывал крыши, так, что ничего не было видно. Вот и назвали село Дымково. В старину у детей не было игрушек, и взрослые делали игрушки из глины своими руками.

Слайд 3: - Набирали на берегу реки глины.

Слайд 4: - Лепили разные забавные фигурки.

Слайд 5: - Обожгли их в печи. От огня и жара фигурки высыхали и становились твердыми, как камень.

Слайд 6: - После огня их покрывали мелом. Игрушки были белые, но неинтересные.

Слайд 7: - Тогда взрослые решили украсить игрушки разноцветной росписью. А людей, которые делают такие игрушки, называют мастерами.

- А сейчас посмотрим, какие получаются игрушки. Дети, кто это?

Слайд 11: - Петух.

Слайд 12: - Барышня.

Слайд 13: - Вот так и появились яркие, весёлые, задорные, нарядные игрушки, которые делают дымковские мастера!

Барышня: Вам понравились и игрушки? А вы обратили внимание, какими цветами расписаны игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый), в небольшом количестве (коричневый и черный).

Барышня: Ребята, эти цвета делали игрушки настолько красивыми и праздничными, что даже я украсила свою юбку дымковскими узорами. Посмотрите, какими элементами украшена моя юбка? (круги, клетка, прямые и волнистые линии).

Барышня: В селе Дымково дети очень любят играть, а вы любите? Вставайте, я приглашаю вас поиграть.

Игра “Карусель” (Рус. нар. мелодия обр.Е.Тиличеевой)

Еле, еле, еле, еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, тише, тише,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два –
Вот и кончилась игра.

III часть. Аппликация узора на шаблонах.

- Ребята, карусель нас перенесла в мастерскую дымковских умельцев.

- А вы хотите стать мастерами дымковской игрушки? (Да)

- Проходите за столы.

- Мы с вами будем делать аппликацию по мотивам дымковской росписи.

- У вас у каждого на столах лежат шаблоны и готовые элементы для выполнения аппликации. Вы должны придумать и наклеить свой узор. Вы готовы?

- Перед тем, как начнем работать, мы с вами разомнем пальчики.

Привезли мы глину с дальнего бугра
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем.
Будем мы игрушки “печь”,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи,
А в печи – игрушки!
Едут на “лошадке”, руки вперед
Руки на пояс, наклоны влево – вправо
Лепят ладошками
Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии
“Лепят” ладошками
Кулачки сжимают и разжимают
Машут указательным пальцем
Вытягивают руки вперёд

Барышня: Ребята, кто затрудняется, может посмотреть на образец.

Дети выполняют аппликацию.

Барышня: Ребята, кто сделал, несите игрушки, оформим с вами выставку.

Подведение итогов:

- Какие игрушки получились? (Ответы детей)

- Какое у них настроение? (Ответы детей)

- Кто сделал эти игрушки? (Мы)

- А кем вы сегодня были? (Мастерами)

- А теперь мы сядем на лошадку, нам пора возвращаться в детский сад.

Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая высоко ноги, идут вслед за барышней.

Громко цокают копытца
Цок, цок, цок!
В детский садик лошадь мчимся
Цок, цок, цок!

Читайте также: