Конспект урока лирика цветаевой 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы 11-ом классе

Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля.

Учитель русского языка и литературы:

Ширинова Т.Р.

Тема урока: Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля.

Познакомить обучающихся с биографией Марины Цветаевой, рассказать о её нелёгкой судьбе.

Выделить основное направление её стихов.

Раскрыть своеобразие поэтического стиля Цветаевой.

Воспитывать одиннадцатиклассников на примере жизни и творчества поэта; воспитывать чувство долга, личной ответственности за судьбу поколений, страны, прививать любовь к Родине.

Оборудование: портреты М. Цветаевой в разные годы: с отцом, с дочерью Ариадной, с мужем С Эфроном, портрет поэта в последний год жизни, подборка статей из газет, журналов, сборники стихов, автобиографическая проза и др.

Организация класса.

Поэт не может, в страхе обхватив голову руками и слыша лишь удары собственного сердца, которые кажутся ему топотом погони, бежать, как пушкинский Евгений.

Наше давнее прошлое не хотело давать Поэту права на единственный способ утвердить собственное достоинство – сказать правду.

Поэты должны были следовать единственной, свыше утверждённой правде, или втискивать свою правду в дозволенные рамки.

Поэты расплачивались за правду не только кровью, тюрьмами, лагерями, ссылками, но долгим молчанием – им запрещали говорить правду читателям.

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи.
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

И таким даром обладали многие поэты, чьи имена возвратились к нам. Это А. Ахматова, Н. Гумилёв, Б. Пастернак, О. Мандельштам, М. Цветаева.

Чтение эпиграфа на доске к уроку:

Словарная работа.

Эссе – литературный очерк;

Аура – слабый ветерок;

Диллема – выбор, вариант;

Филистерство – пошлость, мещанство;

Фимиам – льстивое восхваление.

(Слова записываются в тетради обучающихся).

Родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова, в тихом переулке, в небольшом уютном доме, похожем на усадьбу фамусовского времени.

Полночь, листопад, рябина, пылающая и горькая – навсегда вошла в геральдику её поэзии. Она (рябина) стала символом судьбы, тоже переходящей и горькой, пылающей творчеством.

Отец – И.В. Цветаев – профессор-искусствовед, создатель Музея изобразительных искусств (ныне Государственный музей имени А.С. Пушкина).

Мать – М.А. Цветаева (Мейн – из обрусевшей немецко-польской семьи) – талантливая пианистка, ученица Антона Рубинштейна.

От матери – музыкальность, особый дар воспринимать музыку через звук. Эта музыкальность сказалась в её стихах.

В 16 лет М. Цветаева закончила гимназию и уехала в Париж, чтобы продолжить образование по специальности старофранцузская литература.

М. Цветаева была очень образованнейшим человеком, одарённым. С 6-ти лет писала стихи на русском, французском, немецких языках.

Ранние стихи отличались от стихов сверстниц:

ничего не выдумывала;

никому не подражала.

Оценили её стихи: М. Волошин, В. Брюсов, Н. Гумилёв.

Их оценки были возвышенными, но она их оправдала.

В 1911 году Марина Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона. Родилась дочь Ариадна (Аля) – из мифологии.

Творчество Цветаевой.

И всё-таки сначала поэзия. Можно выделить три направления: любовь, творчество, Родина.

Большое впечатление производят цветаевские стихи о любви.

(Звучат стихотворения:

Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок.

Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой – славить Блока.)

Но особую любовь, особое от ношение было у М. Цветаевой к Пушкину.

А. Пушкин ввел девочку в незнакомый мир чувств, мир “тайный, скрываемый взрослыми”. Поэма “Цыганы” положила начало восприятию такой стихии, как Любовь, а “Евгений Онегин” дал уроки “смелости, гордости, верности, судьбы, одиночества”. У нее был “свой” Пушкин. Сказав “мой”, Цветаева определила свое отношение к поэту:

Пушкин – тога, Пушкин - схима,
Пушкин – мера, Пушкин – грань.
Пушкин, Пушкин, Пушкин – имя
Благодарное – как брань.

Коллективный анализ стихотворения:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!

Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

1. Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.

2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

3. Задание для класса. Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица в тетрадях и на доске.)

Какое слово главное в первой строфе? (Измена)

Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб – крещена)

Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)

Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)

Вывод: Марина – всякая, поэтому ей “дело – измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.

Любовь к родине – истинно поэтическое чувство. Без любви к Родине нет поэта.

Любовь к родине, к России, к русской истории, к русскому слову Цветаева пронесла через все скитания, беды и несчастья. Она выстрадала эту любовь.

Марина Цветаева не приняла революцию. В 1922 году, с разрешения советского правительства выехала за границу к мужу С. Эфрону – участнику белого движения, находившемуся в то время в эмиграции. Он учится в университете в Праге. Прожили в Чехии до 1925 года. Там родился сын Мур.

17 лет провела она за рубежом (Германия, Чехословакия, Франция). Это было её величайшим испытанием, испытанием духа, характера, таланта.

Наступило разочарование об эмиграции, о белом движении. По иному они смотрят с мужем на события в России.

Групповые задания. (анализ)

Есть на карте – место:

Взглянешь – кровь в лицо!

Бьется в муке крестной

Есть на теле мира

Язва: все проест!

От крыльца – до статных

Гор – до орльих гнезд –

В тысячи квадратных

Чех: живым зарыт.

Есть в груди народов

Рана: наш убит!

Только край тот назван

Братский – дождь из глаз!

Жир, аферу празднуй!

Жир, Иуду – чествуй!

Мы ж – в ком сердце – есть:

Есть на карте место

Пусто: наша честь.

19-22 ноября 1938

М. Цветаева поняла, что её читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик только в России.

Но и с калужского холма
Мне открывалася она —
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь —
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю ее с собой несу!

Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!

Сомнения, переживания приводят к мысли о возвращении в Россию. Она окончательно решает вернуться на родину. Муж и дочь вернулись в Россию раньше неё – в 1937 году, М. Цветаева вернулась в 1939 году, где она делает последний выбор – роковой.

Последние годы жизни М. Цветаевой, причины смерти.

В 1939 году арестовали мужа и дочь. Мужа расстреляли в 1941 году – она не знала. Дочь провела в сталинских лагерях и ссылке 16 лет (умерла в 1975 году). Сын погиб на фронте в Белоруссии в 1944 году.

Во время войны Цветаева уезжает в небольшой город Татарии – Елабугу. 31 августа 1941 года покончила с собой. Могила её затерялась…

Сестра находилась два года в тюрьме;

Муж расстрелян, дочь арестована;

В Союзе писателей и Литературный фонд не приняли на работу;

Делала переводы – их не печатали;

Заявление с просьбой в писательскую посудомойку – не приняли.

Ни родных, ни работы, ни средств к существованию…

Одна, ни с чем не схожая,

Ни шла ты никогда.

Ты видела и слышала

Своим узором вышила

К урокам равнодушная

И в дружестве трудна.

Одной себе послушная

Осталась ты одна.

И не стерпев изгнания,

Домой вернулась вдруг,

Но там нашла страдания

Верёвку, стул, да крюк.

И в петле непреклонная

И смолкли самозваные

Заключительное слово учителя о творчестве М. Цветаевой.

Так трагически завершается жизненный путь М. Цветаевой, но поэзия её не умирает, она продолжает жить.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Сейчас её стихи занимают высокое место в истории поэзии.

1992 год – по решению ЮНЕСКО – год Марины Цветаевой.

Итоги урока:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока. Поэтический мир Марины Цветаевой.

- рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики,

показать своеобразие лирической героини стихотворений;

прививать ученикам глубокое уважение к истории и культуре своей страны;

развивать положительную учебную мотивацию учащихся

Тип урока : изучение новой темы в форме устного журнала.

Ход урока .

Организационный момент.

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Поэзия М.И.Цветаевой остаётся современной. После более чем полувекового молчания настало время её стихов. Читая строки её произведений, вникая в разнообразные и переменчивые чувства лирической героини, мы восстанавливаем духовный облик Цветаевой, её духовный мир.

Сегодня мы рассмотрим основные темы и мотивы цветаевской лирики, особенности лирической героини её стихотворений, а путеводной нитью в поэтическом мире Цветаевой нам будет служить наш устный журнал.

С трепетом открываем первую страницу. О чем поведает нам она?

Детство, юность и молодость Марины Цветаевой прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти – за границей (в Италии, Швейцарии, Германии, Франции). Училась она много, но по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой – в музыкальной школе, потом – в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах. В возрасте 16 лет, совершив самостоятельную поездку в Париж, прослушала в Сорбонне сокращённый курс истории старофранцузской литературы.

Стихи юной Цветаевой были ещё очень незрелы, но подкупали талантливостью, своеобразием и непосредственностью.

Ибо раз голос тебе, поэт.

Дан, остальное – взято.

В чем, по Цветаевой, состоит суть творчества? ( Поэт пригвождён к столу, сущность творчества в постоянной, неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного.)

-Какое значение имеет для автора мотив странничества? ( Вся жизнь поэта – странничество, самоотречение, непокой.

С мотивом странничества сопрягается тема души.

Виденья райские с усмешкой провожая,

Одна в кругу невинно-строгих дев,

Я буду петь, земная и чужая,

Земной напев.

Воспоминанье слишком давит плечи,

Настанет миг – я слёз не утаю…

Ни здесь, ни там, - нигде не надо встречи,

И не для встреч проснемся мы в раю!

Как представляется в стихотворении жизнь души в раю?

Какой прием лежит в основе стихотворения?

Вообще душа была главным героем цветаевского творчества, также, как и любовь.

Прослушивание песни.

Какие основные темы можно выделить в творчестве М.Цветаевой?

Каков образ лирической героини Марины Цветаевой?

Какое открытие вы сделали для себя на сегодняшнем уроке?

А какой памятник, по-вашему, можно было бы поставить Цветаевой?

(сказать о камне, который воздвигнул почитатель её таланта)

Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие её велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое её произведение подчинено только правде сердца.

Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения . (Выставка книг)

Воспоминания о М.Цветаевой (сборник)

Марина Цветаева. Жизнь и творчество. (Сборник)

6. Домашнее задание : выучить любое стихотворение М.Цветаевой, сделать его письменный анализ.



Цветаева Марина Ивановна[1] (1892 – 1941)

Творчество М. И. Цветаевой

Урок 1.
Поэтический мир Марины Цветаевой

Цель урока: рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений.

Методические приемы: рассказ учителя, комментарии к прочитанным учениками стихотворениям.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и разбор 2—3 сочинений.

II. Лекция учителя с элементами беседы. Анализ стихотворений

Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы — и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!
18 августа 1918

Ибо раз голос тебе, поэт,
Дан, остальное — взято.

В то же время, по Цветаевой, поэтический дар не только не отменяет писательского труда, но и обрекает поэта на непрекращающийся, ежедневный, подвижнический труд. Цветаевой написан единственный в своем роде цикл стихов, обращенных к письменному столу, рабочему месту поэта:

Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шел
Со мной по всем путям.
Меня охранял — как шрам.

Мой письменный вьючный мул!
Спасибо, что ног не гнул
Под ношей, поклажу грез —
Спасибо — что нес и нес.

Строжайшее из зерцал!
Спасибо за то, что стал
(Соблазнам мирским порог)
Всем радостям поперек,

Всем низостям — наотрез!
Дубовый противовес
Льву ненависти, слону
Обиды — всему, всему.

Мой заживо смертный тес!
Спасибо, что рос и рос
Со мною, по мере дел
Настольных — большал, ширел,

Так ширился, до широт —
Таких, что, раскрывши рот,
Схватясь за столовый кант.
— Меня заливал, как штранд!

К себе пригвоздив чуть свет —
Спасибо за то, что вслед
Срывался! На всех путях
Меня настигал, как шах —

Сомнамбулу. Битв рубцы,
Стол, выстроивший в столбцы
Горящие: жил багрец!
Деяний моих столбец!

Столп столпника, уст затвор —
Ты был мне престол, простор —
Тем был мне, что морю толп
Еврейских — горящий столп!

Так будь же благословен —
Лбом, локтем, узлом колен
Испытанный как пила
В грудь въевшийся — край стола!

— В чем, по Цветаевой, состоит суть творчества:
(Поэт и стол некий кентавр, поэт пригвожден к столу. Сущность творчества — в постоянной, неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного, в стремлении найти единственную верную форму для стихов. То, что кажется бессознательным, легким, парящим, должно быть выстрадано, строго проверено, отобрано, отделано. Цветаева беспощадно требовательна к себе, к своему призванию.)

Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик. Волошин считал, что ее творческого избытка хватило бы на несколько поэтов и каждый был бы оригинален. Диапазон поэзии поразительно широк — от народных русских сказок-поэм до интимнейшей психологической лирики. Уже в раннем творчестве Цветаевой проявляется фольклорное, песенное начало. От русской народной песни — открытая эмоциональность, бурная темпераментность, свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха:

Гришка-Вор тебя не ополячил,
Петр-Царь тебя не онемечил.
Что же делаешь, голубка? — Плачу.
Где же спесь твоя, Москва? — Далече.

Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.

— Какое значение имеет для автора мотив странничества?
Этот мотив напрямую связан с образом лирической героини Цветаевой. Вся ее жизнь — странничество, неприкаянность, самоотречение, непокой. С мотивом странничества сопрягается и тема души.

Виденья райские с усмешкой провожая,
Одна в кругу невинно-строгих дев,
Я буду петь, земная и чужая,
Земной напев!
Воспоминанье слишком давит плечи,
Настанет миг — я слез не утаю.
Ни здесь, ни там, — нигде не надо встречи,
И не для встреч проснемся мы в раю!

— Как представляется в стихотворении жизнь души в раю?

Душа имеет имя, и это имя — Марина.

Душа и имя
Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал бог:
Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу бог мне иную дал:
Морская она: морская!

— В каком стихотворении Цветаева обращается к этому же образу, обыгрывает этимологию своего имени?
(Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я бренная пена морская.)

Попытка ревности

Как живется вам с простою
Женщиною? Без божеств?
Государыню с престола
Свергши (с оного сошед),
Как живется вам — хлопочется —
Ежится? Встается — как?
С пошлиной бессмертной пошлости
Как справляетесь, бедняк?

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед.
Целую вас — через сотни
Разъединяющих лет.

Все круче, все круче
Заламывать руки!
Меж нами не версты
Земные, — разлуки
Небесные реки, лазурные земли,
Где друг мой навеки уже —
Неотъемлем.

Любовь может противостоять даже смерти:

…Стан упругий
Единым взмахом из твоих пелен,
Смерть, выбью! — Верст на тысячу в округе
Растоплены снега — и лес спален.

III. Итог урока

Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие ее велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца.

Домашнее задание

Методические приемы: постановка вопросов по теме, повторение теории литературы, применение знаний по теории при анализе стихотворения.

Ход урока

Подготовленный ученик читает стихотворение.

II. Слово учителя

Таков жизненный контекст создания этого стихотворения.

III. Анализ стихотворения

IV. Слово учителя

Домашнее задание

Попробуйте сравнить поэтический мир Ахматовой и Цветаевой, найти общность и различие в их творчестве.

Цели урока: показать своеобразие поэзии М. И. Цветаевой; формировать навык анализа поэтического текста; показать трагичность мироощущения поэта; учить детей глубокому уважению к истории и культуре своей страны.

Эпиграф:
Книга должна быть исполнена как соната. Знаки — ноты: в воле читателя осуществить или исказить.
М.Цветаева

Ход урока

I. Организационный момент, запись эпиграфа урока

II. Слово учителя

III. Выразительное чтение стихотворения

IV. Беседа по вопросам

Давайте разберемся какие стилистические особенности свойственны поэзии М. И. Цветаевой.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!)

Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина.

Это многоточие дает понять, что героиня навеки связана с родной землей, если куст рябины вызывает трепет сердца, изболевшегося в вынужденной бездомности.

В интонационном отношении стихотворение изменяется от напевной и говорной интонации к ораторской, срывающейся на крик.

Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен. )
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!)

— В чем заключается своеобразие рифм и стихотворного ритма?
(В стихотворении нет четкой последовательности ударных и безударных слогов, здесь особый цветаевский ритм, в котором чувствуется биение живого сердца, которому не свойственна мерность.
Необычен также особый цветаевский прием — использование эмфатической паузы, требуемой не синтаксисом, а напором чувств.)

В начале своего творчества М. И. Цветаева больше романтик. В стихотворении мы видим черты романтического героя: чувство неизбывного одиночества, противостояние другим людям, уверенность в собственной исключительности. Не случайно в ее лирике романтическое миропонимание соединено с футуристическими приемами. Один из них — антисинтаксический метрический строй:

…Где — совершенно одинокой
Быть.

. Быть вытесненной — непременно —
В себя.

В строке не умещается неделимое в смысловом отношении словосочетание, синтаксическая конструкция.

— Что говорит лирический герой о своем социальном статусе? Как варьируется это суждение? Для чего используются варианты одной и той же мысли?

Лидия Чуковская вспоминает, что однажды в Чистополе, когда М. И. Цветаева, не желая возвращаться в Елабугу, задержалась у знакомых, поэтесса прочитала это стихотворение без последних двух строк. У Лидии Чуковской от услышанного произведения осталось ощущение смирения М. И. Цветаевой с горечью отрешенности и бездомности. И только спустя много лет, после приобретения самиздатовской книги М. И. Цветаевой, она поразилась глубине внутреннего противоречия, открывшегося с помощью двух последних строк.

V. Итоги урока

Домашнее задание

Урок 3. Анна Ахматова и Марина Цветаева

Цель урока: уточнить представление учеников о творчестве Ахматовой и Цветаевой через сопоставление их поэтических систем.

Методические приемы: повторение пройденного, сопоставительный анализ, подготовка к сочинению.

Ход урока

I. Слово учителя

Эволюция ахматовского стиля развивает первоначальные его свойства — точность, лаконизм содержат за недоговоренностью, умолчаниями глубокий подтекст.
Цветаевский же стиль отличается предельным самовыражением, откровенностью, когда слово делает явление более масштабным, объемным. Напряженная интонация, необычный поэтический синтаксис, внимание к звуковому облику слова несут в себе мощную эмоциональную энергию.

Ахматова и Цветаева в художественном сознании начала века выразили своим творчеством двойственность русского национального феномена, олицетворяя два его разных истока, олицетворением которых стали Петербург и Москва.

Цветаевская Москва, отождествленная с лирической героиней, — вызов Петербургу:

Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.

Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды.

На этом фоне Москва для Ахматовой — пространство стихийное, непредсказуемое, внушающее ощущение гибельности:

Переулочек, переул.
Горло петелькой затянул.

Позднее цветаевская Москва станет в стихотворении Ахматовой знаком крушения личной судьбы, знаком общенародной трагедии:

Мы сегодня с тобой, Марина,
По столице полночной идем.
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет.
А вокруг погребальные звоны,
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.

Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега,
На балконы, куда столетья
Не ступала ничья нога.
И воистину ты — столица
Для безумных и светлых нас;
Но когда над Невою длится
Тот особенный, чистый час
И проносится ветер майский
Мимо всех надводных колонн,
Ты — как грешник, видящий райский
Перед смертью сладчайший сон.

Москва! — Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
Клеймо позорит плечи,
За голенищем — нож.
Издалека-далече
Ты все же позовешь.
На каторжные клейма,
На всякую болесть —
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей,
Куда народ налит, —
Там Иверское сердце
Червонное горит.
И льется аллилуйя
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля!

III. Заключительное слово учителя

Объединяет стихотворения мотив избранности поэта
.
Избранность особенная: цветаевская лирическая героиня — голос московского люда; ахматовская — голос петербургской поэзии. В обоих стихотворениях город олицетворен, воспринимается как живой образ. Причем Петербург по-мужски строг, Москва — по-женски безалаберна. Это впечатление усиливает сдержанность стихотворения Ахматовой и экспрессивность — Цветаевой.

Ты охотник, но я не дамся,
Ты погоня, но я есмь бег.

Ахматова же принимает жизнь как дар, несмотря на драматизм и даже трагизм бытия:

И если трудный путь мне предстоит,
Вот легкий груз, который мне под силу
С собою взять, чтоб в старости, в болезни,
Быть может, в нищете — припоминать
Закат неистовый, и полноту
Душевных сил и прелесть милой жизни.

Понимание жизни как высшей ценности сопряжено у Ахматовой с большим нравственным счетом, предъявляемым ею к самой себе, к личности вообще. Общность позиций объединяет Ахматову и Цветаеву и потому, что обе отводят Поэту особое место в мире. Ахматовский образ Поэта — это власть над людьми, неподсудность земному суду. В самом явлении Поэта заключено нравственное оправдание:

… И ни в чем не повинен: ни в этом,
Ни в другом и ни в третьем. Поэтам
Вообще не пристали грехи.

Обе — и Ахматова, и Цветаева — сказали новое слово своей поэзией, придали слову глубину и многогранность, открыли его неисчерпаемость.

Домашнее задание

Написать сочинение по творчеству Ахматовой и Цветаевой по одной из следующих тем:

1. Место Поэта в мире Ахматовой и Цветаевой.
2. Традиции русской литературы в творчестве Ахматовой и Цветаевой.
3. Муза Ахматовой и Муза Цветаевой.
4. Пушкинская тема в творчестве Ахматовой и Цветаевой.
5. Образ родной земли в лирике Ахматовой и Цветаевой.
6. Любимые страницы лирики (по творчеству одного из поэтов).

Тезисный план сочинения
Образ родной земли в лирике А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой

III. Заключение
Истинный патриотизм, мужество, глубина переживаний лирических героинь.
Народность творчества Ахматовой и Цветаевой.
Новые краски в изображении родной земли в их творчестве.

1. Марина Ивановна Цвета́ева (26 сентября (8 октября) 1892, Москва – 31 августа 1941, Елабуга) – русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века. (вернуться)

2. Сергей Эфрон (1893–1941) – российский публицист, литератор, офицер Белой армии. Писал рассказы, пробовал играть в театре у Таирова, издавал журналы, а также занимался подпольной деятельностью. В октябре 1917 г. участвует в боях с большевиками в Москве, затем – в Белом Движении, в Офицерском генерала Маркова полку, участвует в Ледяном походе и обороне Крыма.
Муж Марины Цветаевой, отец их детей – Ариадны, Ирины и Георгия (Мура). (вернуться)


Марина Ивановна Цветаева. Коктебель, 1911 г. Фото М. Волошина.
Источник иллюстрации: Ахматова А.А. От царскосельских лип: Поэзия и проза. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- С. 385

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини, своеобразие её поэтического мира.

1.Создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту.

2.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности уч-ся.

3.Формировать в уч-ся любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания; вызвать интерес к поэзии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

К конспекту урока прилагается презентация. На уроке используются элементы технологии развития критического мышления.

Цель :познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини, своеобразие её поэтического мира.

Задачи: 1.Создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту.

2.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности уч-ся.

3.Формировать в уч-ся любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания; вызвать интерес к поэзии.

Метод обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности уч-ся: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: развитие критического мышления.

Форма урока: продвинутая лекция.

Средства обучения:приложение 1(воспоминания Марины Цветаевой)песни, стихотворения М.И.Цветаевой, портреты поэта в разные годы жизни, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Word

1.Вызов Слайд .В жизни свое место знаю, и оно не последнее, ибо никогда не становлюсь в ряд. Я сильна,мне не нужно ничего,кроме своей души!Я хочу лёгкости,свободы,понимания,-никого не держать и чтобы никто не держал! Вся моя жизнь-роман с собственной душой…

Я не верю в стихи,которые льются.Рвутся-да.

“Возьмите стихи – это и есть моя жизнь. ”.

Вам знакома эта песня. Какое настроение она создает? Что вы знаете об авторе этого текста?

Слайд№1

В один из осенних дней 1910 года из Трехпрудного переулка вышла невысокая, круглолицая гимназистка, пересекла Тверской бульвар и направилась к типографии Мамонтова. В руках у нее – внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и нерешительность. В этот знаменательный день 18летняя Марина Цветаева постучалась в двери русской литературы.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
---------- --------- ---------- Настанет свой черед.

Коктебель, 13 мая 1913

Подумайте,как закончила стихотворение М.Цветаева,и допишите последнюю строчку стихотворения.

О чём будет наш урок?Слайд3

Как вы думаете ,востребована ли поэзия Цветаевой в наши дни?Почему?

Формулирование проблемного вопроса уч-ся(в чём своеобразие поэзии Цветаевой?).

Слайд4.Какое из высказываний М.Цветаевой вы бы выбрали эпиграфом к уроку?

Что поможет понять поэзию Марины Цветаевой? (Знакомство с фактами биографии, с творчеством)

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти, -

Тем гроб и надгробные плиты…

-В купели морской крещена – и в полете

Совсем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое слово, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутые эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

Что говорит поэтесса о своём имени?

Найдите главное слово в первой строфе стихотворения.

Какой вы видите лирическую героиню стихотворения?

Кому и почему противопоставляется лирическая героиня стихотворения?

Чем лирическая героиня отличается от обычных людей? Оформите свои ассоциации в таблице. Слайд №6-8

Определите по ключевым фразам, что главное в этом характере?

Предлагаю в ходе осмысления материала урока понаблюдать, как меняется лирическая героиня, оформить свои наблюдения в опорном конспекте.

Через полгода Марина и Сергей Эфрон поженились

Как правая и левая рука -

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежны, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встаёт - и бездна пролегла

От правого - до левого крыла!

Какой образ-символ возникает в этом стихотворении?

(Правая и левая рука – две половинки целого.

Правое и левое крыло – символ полета влюбленной души).

Бездна любви, бездна чувств, бездна желаний, бездна возможностей, бездна времени…

Стихотворение написано в 1918 году. Какой вихрь, какая бездна разделяет героев?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Революция 1917 года разлучила Марину с мужем. Почти три года она жила в голодной красной Москве, терпела не просто нужду, а нищету. На руках у нее две дочери: Ариадна и Ирина. Прокормиться было очень трудно, но она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селедкой, таскала саночки с гнилой картошкой.

Прочитаем фрагмент из воспоминаний М.Цветаевой (Приложение 1)

Однако эти поездки по деревням, попытки менять вещи на продукты всегда оканчивались не так, как бы надо, не так, как у всех. Она была слишком неумела в быту. Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го маленькая Ирина умирает в приюте от голода и тоски.

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,

Скажите — или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

Почему лирическая героиня превратилась в нищенку? (Она потеряла все, терпит лишения, просит подаяния)

За что она пригвождена к позорному столбу? (Она невинная жертва времени)

О чем молит перед святым причастием? (Сохранить то, что осталось у нее – горстку пепла от былой счастливой жизни.)

Какие строки этого стихотворения могут помочь в трудной жизненной ситуации?

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас — ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили — рассорили,

Расселили нас как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили — растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

Стихотворение было написано в 1925г. В Чехии, в эмиграции, и посвящено Б. Пастернаку.

- Какое настроение передает стихотворение?

- О чем оно?

- Его главная мысль?

(Стихотворение о разлуке, о 2-х нсильно разлученных людях = о насильственной рзлуке).

- Выделите ключевые, с вашей точки зрения, слова, помогающие понять состояние лирического героя?

(записать эти слова в столбик на доске)

- Как бы вы определили жанровое своеобразие стихотворения?

(страстный, нервный монолог, монолог - упрек).

- Почему так сложно читать?

(строка рвется) “Я не люблю стихи, которые льются, рвутся да” (М. Цветаева).

- Паузы? Почему их так много?

(Паузы сохраняют сдержанный тон; они замедляют темп речи, сдерживают бурное проявление чувств, держит внимание читателя. Пауза смещена, поэтому стихотворение “спотыкается”.

- Какой согласный повторяется в начале?

- Как называется этот прием?

[р] – резкий, бьющий, разъединяющий.

Ключевые слова. Какая часть речи преобладает?

(глагол в прошедшем времени).

- Случайно ли это?

(это связано с основной мыслью стихотворения главным образом – образом разлуки).

- Какие предложения преобладают?

- Какие знаки вызывают вопросы?

(тире, многоточия – любимые знаки Цветаевой)

Какие особенности яыка Цветаевой вы увидели ?

(- ритм основа, нерв стиха;

Легко ли читать стихи Марины Цветаевой?

Что объединяет эти произведения?

(Это стихи-символы. Лирическая героиня размышляет о своей судьбе.

Рябина – символ судьбы)

Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

16 августа 1916 года

1. Почему в стихотворении 34 года звучит боль, надрыв, рвется строка? (Написано в эмиграции. Лирической героине трудно, одиноко, она рвется на родину.)

2. Какое символическое значение приобретает образ рябины? (Рябина – символ судьбы. Подрубленной, горькой, дорога жизни идет по седому спуску.)

3. А какое слово могло бы стоять в этом ряду, рифмуясь с рябина, судьбина? (Марина. Поставьте это слово в начало ряда: Марина – рябина - судьбина)

Что символизирует рябина?( рябина - Россия, Родина).

В бедламе нелюдей

С волками площадей

1941 год - началась война, эвакуация в Елабугу с сыном. Попытки устроиться на работу тщетны: она – эмигрантка. Есть место посудомойки в столовую Литфонда, куда она пишет заявление. Возьмут ли? Было ещё место - переводчицы с немецкого в НКВД. Возможно ли это? Ведь она жена, мать и сестра репрессированных. Но такое предложение поступило, надо было или соглашаться, или… Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность читающей России – привели Цветаеву к самоубийству.

Цветаева поступила так, как велела ей совесть, сохранив свою личность и отстояв своё право поэта и человека быть свободным.

На кладбище города Елабуга есть такая надпись: "В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева". Может, это символично, что нет ее могилы. Марина с ее крылатой душой не могла умереть, она взмыла над грешным миром в своих стихах, она обрела бессмертие.

Что в судьбе Марины Цветаевой вас взволновало?

Какие строки запали в душу?

Какой образ-символ судьбы лирической героини запомнился?

Почему поэзия Цветаевой актуальна и в наши дни?В чём её своеобразие?

Какое высказывание М.Цветаевой вы выбрали бы эпиграфом к прошедшему уроку?

Читайте также: