Конспект урока по литературе дама с собачкой

Обновлено: 03.07.2024

Урок литературы по теме "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой" уместно проводить в конце изучения рассказов А.П.Чехова (10 класс, конец учебного года).

Разработка содержит поэтапное описание урока и дополнительные справочные материалы. Работа на уроке может осуществляться как в группах, так и в парах (мои ученики предпочитают работать в парах, считают, что в такой форме сотрудничества легче найти единомышленников). Сценарий урока предполагает активное участие всех обучающихся, каждый должен высказаться, предложив свою интерпретацию рассказа, и аргументировать свой выбор, опираясь на текст произведения.

ВложениеРазмер
разработка урока деятельностной технологии Семенова И.В. 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы

учителя русского языка и литературы

Урок литературы в 10 классе (конец учебного года)

ТИП УРОКА: комбинированный урок; урок межпредметных связей;

урок применения ИТ и ООТ.

ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть загадочную поэтику произведения А.П.Чехова

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

презентация виртуальных версий учащихся по теме: «Загадки

пополнение и активизация словаря; поиск аргументов,

подтверждающих правильность выбора интепретации;

совершенствование речевой культуры; обобщение.

МЕТОДЫ РАБОТЫ: проблемный, деятельностный подход

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: смарт-доска, компьютер,

экран для проецирования.

ЗАДАНИЕ К УРОКУ: подготовить компьютерные презентации «Страничка к

СМЫСЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ УРОКА

1. Вопрос-завязка урока:

ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде робели,

искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются

  • Как вы думаете, кто прав? Каковы ваши аргументы?

Задание группам : обсудить существующие варианты

интерпретаций, выбрать соответствующие вашим

читательским истолкованиям, назвать их,

аргументировать свой выбор.

3. Рассмотрение выбранных интерпретаций, обсуждение аргументов

с опорой на текст произведения

  • Оцените свою работу на уроке.
  • Какие чувства вы испытали, обсуждая проблему урока?

Дополнительные материалы к уроку:

Гуровых на Руси очень много. Чехов поднял очень важный вопрос: как создаются подобные ненормальные типы, почему для них семья, воспитание детей, общественная служба отодвигаются на задний план и заменяется любовными интрижками? Необходимо воспитывать общество с помощью просвещённых педагогов.

  • Набоков В. В. Антон Чехов // Лекции по русской литературе: пер. с англ. / В. В. Набоков М., 2001. С. 330—338. 1-я публ.: Lectures on Russian Literature / v. Nabokov. Harcourt Brace & Company, 1981.
  • Мейлах Б. С. Два решения одной темы // Нева. 1956. № 9. С. 184—188.
  • Белкин А. А. Художественное мастерство Чехова-новеллиста // Читая Достоевского и Чехова: ст. и разборы / А. А. Белкин. М., 1973. С. 190—192. 1-я публ.: Мастерство русских классиков: сборник. М., 1959.
  • Бердников Г. П. Проблема человеческого счастья // А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. Бердников. 3-е изд., доработ. М., 1984. С. 413—414. 1-я публ.: А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. П. Бердников. М. ; Л., 1961.

Чехов рисует драму обездоленности и бесприютности человека, сбросившего с себя обывательское забытье. Но, утратив свою безмятежность, Гуров стал не беднее, а богаче. Большая любовь очеловечила его.

  • Берковский Н. Я. Чехов, повествователь и драматург // Статьи о литературе / Н. Я. Берковский. М. ; Л., 1962. С. 430—431.

Цель: исследовать стилевые особенности рассказов А.П. Чехова.

Цель: исследовать роль детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж).

Цель: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа;

Цель: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста.

Мимо всей этой скучной серой толпы бессильных
людей прошел…ко всему внимательный человек,
посмотрел он на этих скучных жителей своей
родины и с грустной улыбкой сказал:
-Скверно вы живете, господа!
М. Горький.

В “ Литературоведческий словарь”:

Новелла (от итал. “новость”) – небольшой по объему жанр

приближающийся к повести или рассказу.

Чаще всего в Н. изображаются один – два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц.

  1. Вводное слово учителя о зрелом периоде творчества А.П.Чехова.
  2. Исследование текста: работа групп.
  • определить предмет изображения и композиционный стержень чеховского рассказа;
  • исследовать стилевые особенности произведений А.П. Чехова (на примере рассказов “Дама с собачкой”, “Попрыгунья” и др.).

Результат работы группы:

Наиболее распространенный тип повествовательных произведений Чехова – рассказы (новеллы). Они обладают стройностью, емкостью и философской обобщенностью.

Предметом чеховского рассказа является повседневная действительность. В них все буднично и просто, но за внешним благополучием обнаруживаются противоречия. Чуткость Чехова к пошлости, обесчеловечивания человека вытекает из его высоких требований к жизни.

Основу рассказов составляют идейная эволюция героя и его искания, а также выводы, к которым он приходит. Не события, а внутренние искания героев составляют композиционный стержень новеллы Чехова.

Психология героя Чехова “спрятана” внутрь. Настоящие чувства, душевные движения в рассказах скрываются за банальными фразами и только изредка прорываются в жесте, взгляде или интонации.

Специфическая особенность чеховского стиля - повторение деталей. Простая деталь, повторяясь, становится частью композиции.

Незавершенные финалы рассказов позволяют Чехову намекнуть на возможности, которые таит в себе будущее, подчеркнуть беспомощность героя и веру в неизбежность решения этих конфликтов жизнью.

Задание: найти примеры цветописи, звуков, “пахучести” прозы и выявить их роль в создании художественного образа.

Преобладают белый и серый цвета.

“белый шпиц”;

“белые облака”;

“липы и березы, белые от инея”;

“белая земля”,

“белый снег”

“серое солдатское сукно”,

“чернильница, серая от пыли”,

“любимое (!) серое платье”,

“слабые, неясные, звуки плохого оркестра”

звуки скрипки - “дрянные и обывательские”,

Задание: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа.

Результат работы группы:

Ключевые слова рассказа выражают идеологическое содержание, которое вложено

“Под покровом тайны”,

“существование держится на тайне”,

“его личная тайна”

“Ей скучно здесь”,

“Гурову было уже скучно слушать”,

  • Слова со значением неопределенности

Гуров: “в наружности его было что-то привлекательное, неуловимое”; “какая –то сила влекла и манила к нему женщин”

Муж Анны Сергеевны: “В его длинной фигуре… было что - то лакейски скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой –то значок, точно лакейский номер”.

Задание: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста

      Сложное предложение - ведущая синтаксическая конструкция, позволяющая подчеркнуть трагические противоречия в жизни героев

    “Анна Сергеевна, одетая в его любимое серое платье, утомленная дорогой и ожиданием, поджидала его со вчерашнего вечера; она была бледна и не улыбалась…”

    “И по какому-то странному стечению обстоятельств, быть может случайному, все, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других все же, что было его ложью, его оболочкой, в которую он прятался, чтобы скрыть правду, чтобы скрыть тайну, как, например, его служба в банке, споры в клубе, его “низшая раса”, хождение с женой на юбилеи, – все это было явно”.

    “Они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу”.

    “Как освободиться от этих невыносимых пут?

    -Как? Как? – спрашивал он, хватая себя за голову.- Как?

    И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко – далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”.

    “Что вы делаете, что вы делаете! – говорила она в ужасе, отстраняя его от себя. Мы с вами обезумели. Уезжайте сегодня же, уезжайте сейчас Заклинаю вас всем святым, умоляю Сюда идут!”

    3. Роль детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж) в рассказе А. П. Чехова.

    Подтекст — скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения словесных значений с контекстом и особенно — речевой ситуацией.

    Символ — условный знак, намёк.

    Художественная деталь — выразительная подробность в произведении, которая имеет значительно содержательную и идейно-эмоциональную нагрузку.

    Основная литература по теме урока

    1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 368 с.

    Дополнительная литература по теме урока

    Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. М.: Государственное издательство МГУ, 1989. — 261 с.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Герои Антона Павловича погружены в туман романтических грёз о лучшей жизни, но не готовы победить устои среды, в которой живут. В обществе того времени бурное выражение эмоций не приветствуется. Истинные чувства и сильные душевные переживания спрятаны за простыми фразами. Чехов описывает Россию XIX столетия, где преобладают патриархальные представления: вполне нормальными считаются браки без любви, по договоренности родителей или другим бытовым причинам. Многие от этого страдают, но вырваться из оков семьи удаётся лишь самым смелым и решительным.

    Писатель считает, что момент прозрения — в любви, и он не осуждает героев за нарушение их супружеских клятв. Он показывает преображение искренними чувствами. В начале произведения Дмитрий Гуров описан, как человек недалёкий, холодный и не уважающий людей. Но после встречи с Анной Сергеевной его размеренная жизнь обретает новый смысл.

    Чехов создаёт для героев особый художественный мир, который меняется в зависимости от обстоятельств и эмоций. Первая часть полна романтичных пейзажей и ярких цветов, а во второй — появляется всё больше серых оттенков. Общую картину унылой атмосферы обывательской жизни дополняют звуки. Также писатель подчёркивает приземлённые интересы Гурова и, напротив, духовные стремления Анны Сергеевны.

    Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

    Определите, какому персонажу принадлежит высказывание в произведении.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к выполнению задания 27. Работа над сочинением".

    Предметные результаты: научатся выполнять анализ текста, определять проблему, комментировать ее, определять позицию автора, подбирать аргументы, проводить пунктуационный анализ текста.

    1.Оргмомент. Приветствие, постановка цели урока.

    2. Актуализация знаний по теме "Принципы правописания в русском языке"

    Переход к теме: озвучить тему урока еще раз, вспомнить план написания сочинения.

    Задание: Расположить части сочинения в нужной последовательности.

    (1 ученик у доски)

    3. Изучение нового материала.

    Перед тем как познакомиться с произведением я предлагаю вам прослушать притчу.

    1) Подготовка к восприятию произведения. Чтение притчи (заранее подготовленный ученик)

    Куда уходит любовь? - спросило маленькое счастье у своего отца. - Она умирает, - ответил отец. Люди, сынок, не берегут то, что имеют. Просто не умеют любить!
    Маленькое счастье задумалось: Вот вырасту большим и стану помогать людям! Шли годы. Счастье подросло и стало большим.
    Оно помнило о своём обещании и изо всех сил старалось помогать людям, но люди его не слышали.
    И постепенно Счастье из большого стало превращаться в маленькое и чахлое. Очень оно испугалось, как бы совсем не исчезнуть, и отправилось в дальний путь, чтобы найти лекарство от своего недуга.
    Долго ли коротко ли шло Счастье, не встречая никого на своём пути, только стало ему совсем плохо.
    И остановилось оно отдохнуть. Выбрало раскидистое дерево и прилегло. Только задремало, как услышало приближающиеся шаги.
    Открыло глаза и видит: идёт по лесу дряхлая старуха вся в лохмотьях, босая и с посохом. Кинулось счастье к ней: - Присаживайтесь. Вы, наверное, устали. Вам нужно отдохнуть и подкрепиться.
    У старухи подкосились ноги, и она буквально рухнула в траву. Немного отдохнув, странница поведала Счастью свою историю:
    - Обидно, когда тебя считают такой дряхлой, а ведь я так ещё молода, и зовут меня Любовь!
    - Так это вы Любовь?! поразилось Счастье. Но мне говорили, что любовь это самое прекрасное из того, что есть на свете!
    Любовь внимательно взглянула на него и спросила:
    - А тебя как зовут?
    - Счастье.
    - Вот как? Мне тоже говорили, что Счастье должно быть прекрасным. И с этими словами она достала из своих лохмотьев зеркало.
    Счастье, взглянув на своё отражение, громко заплакало. Любовь подсела к нему и нежно обняла рукой. - Что же с нами сделали эти злые люди и судьба? - всхлипывало Счастье.
    - Ничего, - говорила Любовь, - Если мы будем вместе и станем заботиться друг о друге, то быстро станем молодыми и прекрасными.
    И вот под тем раскидистым деревом Любовь и Счастье заключили свой союз никогда не разлучаться.
    С тех пор, если из чьей-то жизни уходит Любовь, вместе с ней уходит и Счастье, порознь их не бывает.
    А люди до сих пор понять этого не могут.

    2) Беседа по вопросам:

    -Вы прослушали притчу. А кто знает, Что такое притча? При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение

    -О чем эта притча, определите ее тему ( о Любви и счастье)

    -Определите основную мысль притчи? (Любовь и счастье невозможны друг без друга)

    3) Работа с текстом.

    1) самостоятельное чтение учащимися текста.

    -Отрывок какого произведения перед вами?

    -Из какого произведения этот отрывок?

    Давайте познакомимся с историей создания рассказа.

    (рассказывает заранее подготовленный ученик)

    - Определить тему отрывка (двое возлюбленных, которые не могут быть вместе)

    -Кто главные герои произведения? (Гуров Дмитрий Дмитриевич, Анна Сергеевна Дидерец)

    -Что чувствуют герои? (грусть, переживания, любовь. Им плохо оттого, что они не могут быть вместе). Какие слова вам помогли определить это?

    (называют предложения и словосочетания)

    - От какого лица ведется повествование? О чем это говорит? (от третьего - объективность повествования)

    Работа над проблемой произведения

    - Подчеркните предложения и слова, которые помогут вам сформулировать проблему текста. (называют предложения)

    - Запишите проблему внизу листа, КАЖДЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО!

    - Опрос по проблемам, комментирование.

    - А теперь посоветуйтесь в группе и решите, по какой проблеме вы будете работать.

    Работают в группах, выбирают проблему.

    Озвучивают, какую проблему выбрали.

    - Поменяйтесь листами (меняются).

    - Слов какой части речи больше всего в этом тексте? Почему? (глаголов, так как описываются переживания героев)

    - Какие синтаксические конструкции преобладают? Какие предложения?

    (простые осложненные или сложные, потому что так синтаксис помогает понять идею произведения- запутанность ситуации, множество переживаний)

    Теперь вам необходимо прописать комментарий к этой проблеме, опираясь на текст. У вас на столах есть памятки.

    Определите стиль текста. (художественный)

    - Какой комментарий мы должны написать? (текстовой, то есть опираясь на текст)

    Сейчас я вам предлагаю написать комментарий по той проблеме, которую вы получили на листочках.

    (прописывают комментарий, зачитывают )

    (меняются листами)

    -Как вы думаете, над чем мы будем работать дальше?

    (над авторской позицией)

    -Как в тексте выражена позиция автора? Выражена ли она прямо?

    (нет, она не выражена прямо, но есть слова, указывающие на нее )

    -Назовите эти слова, подчеркните (называют)

    -Теперь пропишите позицию автора. (прописывают)

    На обратной стороне листа напишите свои фамилии и оцените работу друг друга, посовещавшись в группе.

    Резерв: работа с аргументами . Сначала подбирают устно , потом письменно.

    - Итак, скажите, чем мы занимались сегодня на уроке? Где нам это пригодится?

    -Что, на ваш взгляд, было полезно, что вы возьмете с собой?

    - Над чем нужно еще поработать* что было самым трудным?

    Домашняя работа: приложение 2. Прописать собственное мнение и подобрать аргументы.

    1. Прописать свое мнение.

    2.Заполнить таблицу примерами из литературы и личного опыта.

    Учитель организует проверку фронтально.

    Итак, вы подготовили материал к вашему домашнему заданию, запишите его в дневник.

    А сейчас мы продолжаем работать с текстом. Посмотрите внимательно и скажите, каких предложений в текста много ? (сложных)

    Правильно, а как вы думаете, почему? (сложные предложения передают сложность сюжета, переживания героев, указывают на их мысли )

    Виды сложных предложений? (вспоминают, называют)

    Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях?

    (опред., изъяснит., обстоятельственные)

    Подчеркнуть грамматические основы, объяснить пунктуацию.

    1 группа - предложение

    Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках.

    Анна Сергеевна привязывалась к нему всё сильнее, обожала его, и было бы немыслимо сказать ей, что всё это должно же иметь когда-нибудь конец; да она бы и не поверила этому.

    Он всегда казался женщинам не тем, кем был, и любили они в нем не его самого, а человека, которого создавало их воображение и которого они в своей жизни жадно искали; и потом, когда замечали свою ошибку, то все-таки любили.

    Проверка - выступает один или несколько человек от группы ( на усмотрение самих детей)

    Читайте также: