Конспект урока по литературе дама с собачкой
Обновлено: 03.07.2024
Урок литературы по теме "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой" уместно проводить в конце изучения рассказов А.П.Чехова (10 класс, конец учебного года).
Разработка содержит поэтапное описание урока и дополнительные справочные материалы. Работа на уроке может осуществляться как в группах, так и в парах (мои ученики предпочитают работать в парах, считают, что в такой форме сотрудничества легче найти единомышленников). Сценарий урока предполагает активное участие всех обучающихся, каждый должен высказаться, предложив свою интерпретацию рассказа, и аргументировать свой выбор, опираясь на текст произведения.
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока деятельностной технологии Семенова И.В. | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы
учителя русского языка и литературы
Урок литературы в 10 классе (конец учебного года)
ТИП УРОКА: комбинированный урок; урок межпредметных связей;
урок применения ИТ и ООТ.
ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть загадочную поэтику произведения А.П.Чехова
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
презентация виртуальных версий учащихся по теме: «Загадки
пополнение и активизация словаря; поиск аргументов,
подтверждающих правильность выбора интепретации;
совершенствование речевой культуры; обобщение.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: проблемный, деятельностный подход
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: смарт-доска, компьютер,
экран для проецирования.
ЗАДАНИЕ К УРОКУ: подготовить компьютерные презентации «Страничка к
СМЫСЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ УРОКА
1. Вопрос-завязка урока:
ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде робели,
искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются
- Как вы думаете, кто прав? Каковы ваши аргументы?
Задание группам : обсудить существующие варианты
интерпретаций, выбрать соответствующие вашим
читательским истолкованиям, назвать их,
аргументировать свой выбор.
3. Рассмотрение выбранных интерпретаций, обсуждение аргументов
с опорой на текст произведения
- Оцените свою работу на уроке.
- Какие чувства вы испытали, обсуждая проблему урока?
Дополнительные материалы к уроку:
Гуровых на Руси очень много. Чехов поднял очень важный вопрос: как создаются подобные ненормальные типы, почему для них семья, воспитание детей, общественная служба отодвигаются на задний план и заменяется любовными интрижками? Необходимо воспитывать общество с помощью просвещённых педагогов.
- Набоков В. В. Антон Чехов // Лекции по русской литературе: пер. с англ. / В. В. Набоков М., 2001. С. 330—338. 1-я публ.: Lectures on Russian Literature / v. Nabokov. Harcourt Brace & Company, 1981.
- Мейлах Б. С. Два решения одной темы // Нева. 1956. № 9. С. 184—188.
- Белкин А. А. Художественное мастерство Чехова-новеллиста // Читая Достоевского и Чехова: ст. и разборы / А. А. Белкин. М., 1973. С. 190—192. 1-я публ.: Мастерство русских классиков: сборник. М., 1959.
- Бердников Г. П. Проблема человеческого счастья // А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. Бердников. 3-е изд., доработ. М., 1984. С. 413—414. 1-я публ.: А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. П. Бердников. М. ; Л., 1961.
Чехов рисует драму обездоленности и бесприютности человека, сбросившего с себя обывательское забытье. Но, утратив свою безмятежность, Гуров стал не беднее, а богаче. Большая любовь очеловечила его.
- Берковский Н. Я. Чехов, повествователь и драматург // Статьи о литературе / Н. Я. Берковский. М. ; Л., 1962. С. 430—431.
Цель: исследовать стилевые особенности рассказов А.П. Чехова.
Цель: исследовать роль детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж).
Цель: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа;
Цель: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста.
Мимо всей этой скучной серой толпы бессильных
людей прошел…ко всему внимательный человек,
посмотрел он на этих скучных жителей своей
родины и с грустной улыбкой сказал:
-Скверно вы живете, господа!
М. Горький.
В “ Литературоведческий словарь”:
Новелла (от итал. “новость”) – небольшой по объему жанр
приближающийся к повести или рассказу.
Чаще всего в Н. изображаются один – два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц.
- Вводное слово учителя о зрелом периоде творчества А.П.Чехова.
- Исследование текста: работа групп.
- определить предмет изображения и композиционный стержень чеховского рассказа;
- исследовать стилевые особенности произведений А.П. Чехова (на примере рассказов “Дама с собачкой”, “Попрыгунья” и др.).
Результат работы группы:
Наиболее распространенный тип повествовательных произведений Чехова – рассказы (новеллы). Они обладают стройностью, емкостью и философской обобщенностью.
Предметом чеховского рассказа является повседневная действительность. В них все буднично и просто, но за внешним благополучием обнаруживаются противоречия. Чуткость Чехова к пошлости, обесчеловечивания человека вытекает из его высоких требований к жизни.
Основу рассказов составляют идейная эволюция героя и его искания, а также выводы, к которым он приходит. Не события, а внутренние искания героев составляют композиционный стержень новеллы Чехова.
Психология героя Чехова “спрятана” внутрь. Настоящие чувства, душевные движения в рассказах скрываются за банальными фразами и только изредка прорываются в жесте, взгляде или интонации.
Специфическая особенность чеховского стиля - повторение деталей. Простая деталь, повторяясь, становится частью композиции.
Незавершенные финалы рассказов позволяют Чехову намекнуть на возможности, которые таит в себе будущее, подчеркнуть беспомощность героя и веру в неизбежность решения этих конфликтов жизнью.
Задание: найти примеры цветописи, звуков, “пахучести” прозы и выявить их роль в создании художественного образа.
Преобладают белый и серый цвета.
“белый шпиц”;
“белые облака”;
“липы и березы, белые от инея”;
“белая земля”,
“белый снег”
“серое солдатское сукно”,
“чернильница, серая от пыли”,
“любимое (!) серое платье”,
“слабые, неясные, звуки плохого оркестра”
звуки скрипки - “дрянные и обывательские”,
Задание: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа.
Результат работы группы:
Ключевые слова рассказа выражают идеологическое содержание, которое вложено
“Под покровом тайны”,
“существование держится на тайне”,
“его личная тайна”
“Ей скучно здесь”,
“Гурову было уже скучно слушать”,
- Слова со значением неопределенности
Гуров: “в наружности его было что-то привлекательное, неуловимое”; “какая –то сила влекла и манила к нему женщин”
Муж Анны Сергеевны: “В его длинной фигуре… было что - то лакейски скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой –то значок, точно лакейский номер”.
Задание: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста
-
Сложное предложение - ведущая синтаксическая конструкция, позволяющая подчеркнуть трагические противоречия в жизни героев
“Анна Сергеевна, одетая в его любимое серое платье, утомленная дорогой и ожиданием, поджидала его со вчерашнего вечера; она была бледна и не улыбалась…”
“И по какому-то странному стечению обстоятельств, быть может случайному, все, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других все же, что было его ложью, его оболочкой, в которую он прятался, чтобы скрыть правду, чтобы скрыть тайну, как, например, его служба в банке, споры в клубе, его “низшая раса”, хождение с женой на юбилеи, – все это было явно”.
“Они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу”.
“Как освободиться от этих невыносимых пут?
-Как? Как? – спрашивал он, хватая себя за голову.- Как?
И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко – далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”.
“Что вы делаете, что вы делаете! – говорила она в ужасе, отстраняя его от себя. Мы с вами обезумели. Уезжайте сегодня же, уезжайте сейчас… Заклинаю вас всем святым, умоляю… Сюда идут!”
3. Роль детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж) в рассказе А. П. Чехова.
Подтекст — скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения словесных значений с контекстом и особенно — речевой ситуацией.
Символ — условный знак, намёк.
Художественная деталь — выразительная подробность в произведении, которая имеет значительно содержательную и идейно-эмоциональную нагрузку.
Основная литература по теме урока
1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 368 с.
Дополнительная литература по теме урока
Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. М.: Государственное издательство МГУ, 1989. — 261 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Герои Антона Павловича погружены в туман романтических грёз о лучшей жизни, но не готовы победить устои среды, в которой живут. В обществе того времени бурное выражение эмоций не приветствуется. Истинные чувства и сильные душевные переживания спрятаны за простыми фразами. Чехов описывает Россию XIX столетия, где преобладают патриархальные представления: вполне нормальными считаются браки без любви, по договоренности родителей или другим бытовым причинам. Многие от этого страдают, но вырваться из оков семьи удаётся лишь самым смелым и решительным.
Писатель считает, что момент прозрения — в любви, и он не осуждает героев за нарушение их супружеских клятв. Он показывает преображение искренними чувствами. В начале произведения Дмитрий Гуров описан, как человек недалёкий, холодный и не уважающий людей. Но после встречи с Анной Сергеевной его размеренная жизнь обретает новый смысл.
Чехов создаёт для героев особый художественный мир, который меняется в зависимости от обстоятельств и эмоций. Первая часть полна романтичных пейзажей и ярких цветов, а во второй — появляется всё больше серых оттенков. Общую картину унылой атмосферы обывательской жизни дополняют звуки. Также писатель подчёркивает приземлённые интересы Гурова и, напротив, духовные стремления Анны Сергеевны.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Определите, какому персонажу принадлежит высказывание в произведении.
Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к выполнению задания 27. Работа над сочинением".
Предметные результаты: научатся выполнять анализ текста, определять проблему, комментировать ее, определять позицию автора, подбирать аргументы, проводить пунктуационный анализ текста.
1.Оргмомент. Приветствие, постановка цели урока.
2. Актуализация знаний по теме "Принципы правописания в русском языке"
Переход к теме: озвучить тему урока еще раз, вспомнить план написания сочинения.
Задание: Расположить части сочинения в нужной последовательности.
(1 ученик у доски)
3. Изучение нового материала.
Перед тем как познакомиться с произведением я предлагаю вам прослушать притчу.
1) Подготовка к восприятию произведения. Чтение притчи (заранее подготовленный ученик)
Куда уходит любовь? - спросило маленькое счастье у своего отца. - Она умирает, - ответил отец. Люди, сынок, не берегут то, что имеют. Просто не умеют любить!
Маленькое счастье задумалось: Вот вырасту большим и стану помогать людям! Шли годы. Счастье подросло и стало большим.
Оно помнило о своём обещании и изо всех сил старалось помогать людям, но люди его не слышали.
И постепенно Счастье из большого стало превращаться в маленькое и чахлое. Очень оно испугалось, как бы совсем не исчезнуть, и отправилось в дальний путь, чтобы найти лекарство от своего недуга.
Долго ли коротко ли шло Счастье, не встречая никого на своём пути, только стало ему совсем плохо.
И остановилось оно отдохнуть. Выбрало раскидистое дерево и прилегло. Только задремало, как услышало приближающиеся шаги.
Открыло глаза и видит: идёт по лесу дряхлая старуха вся в лохмотьях, босая и с посохом. Кинулось счастье к ней: - Присаживайтесь. Вы, наверное, устали. Вам нужно отдохнуть и подкрепиться.
У старухи подкосились ноги, и она буквально рухнула в траву. Немного отдохнув, странница поведала Счастью свою историю:
- Обидно, когда тебя считают такой дряхлой, а ведь я так ещё молода, и зовут меня Любовь!
- Так это вы Любовь?! поразилось Счастье. Но мне говорили, что любовь это самое прекрасное из того, что есть на свете!
Любовь внимательно взглянула на него и спросила:
- А тебя как зовут?
- Счастье.
- Вот как? Мне тоже говорили, что Счастье должно быть прекрасным. И с этими словами она достала из своих лохмотьев зеркало.
Счастье, взглянув на своё отражение, громко заплакало. Любовь подсела к нему и нежно обняла рукой. - Что же с нами сделали эти злые люди и судьба? - всхлипывало Счастье.
- Ничего, - говорила Любовь, - Если мы будем вместе и станем заботиться друг о друге, то быстро станем молодыми и прекрасными.
И вот под тем раскидистым деревом Любовь и Счастье заключили свой союз никогда не разлучаться.
С тех пор, если из чьей-то жизни уходит Любовь, вместе с ней уходит и Счастье, порознь их не бывает.
А люди до сих пор понять этого не могут.
2) Беседа по вопросам:
-Вы прослушали притчу. А кто знает, Что такое притча? При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение
-О чем эта притча, определите ее тему ( о Любви и счастье)
-Определите основную мысль притчи? (Любовь и счастье невозможны друг без друга)
3) Работа с текстом.
1) самостоятельное чтение учащимися текста.
-Отрывок какого произведения перед вами?
-Из какого произведения этот отрывок?
Давайте познакомимся с историей создания рассказа.
(рассказывает заранее подготовленный ученик)
- Определить тему отрывка (двое возлюбленных, которые не могут быть вместе)
-Кто главные герои произведения? (Гуров Дмитрий Дмитриевич, Анна Сергеевна Дидерец)
-Что чувствуют герои? (грусть, переживания, любовь. Им плохо оттого, что они не могут быть вместе). Какие слова вам помогли определить это?
(называют предложения и словосочетания)
- От какого лица ведется повествование? О чем это говорит? (от третьего - объективность повествования)
Работа над проблемой произведения
- Подчеркните предложения и слова, которые помогут вам сформулировать проблему текста. (называют предложения)
- Запишите проблему внизу листа, КАЖДЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО!
- Опрос по проблемам, комментирование.
- А теперь посоветуйтесь в группе и решите, по какой проблеме вы будете работать.
Работают в группах, выбирают проблему.
Озвучивают, какую проблему выбрали.
- Поменяйтесь листами (меняются).
- Слов какой части речи больше всего в этом тексте? Почему? (глаголов, так как описываются переживания героев)
- Какие синтаксические конструкции преобладают? Какие предложения?
(простые осложненные или сложные, потому что так синтаксис помогает понять идею произведения- запутанность ситуации, множество переживаний)
Теперь вам необходимо прописать комментарий к этой проблеме, опираясь на текст. У вас на столах есть памятки.
Определите стиль текста. (художественный)
- Какой комментарий мы должны написать? (текстовой, то есть опираясь на текст)
Сейчас я вам предлагаю написать комментарий по той проблеме, которую вы получили на листочках.
(прописывают комментарий, зачитывают )
(меняются листами)
-Как вы думаете, над чем мы будем работать дальше?
(над авторской позицией)
-Как в тексте выражена позиция автора? Выражена ли она прямо?
(нет, она не выражена прямо, но есть слова, указывающие на нее )
-Назовите эти слова, подчеркните (называют)
-Теперь пропишите позицию автора. (прописывают)
На обратной стороне листа напишите свои фамилии и оцените работу друг друга, посовещавшись в группе.
Резерв: работа с аргументами . Сначала подбирают устно , потом письменно.
- Итак, скажите, чем мы занимались сегодня на уроке? Где нам это пригодится?
-Что, на ваш взгляд, было полезно, что вы возьмете с собой?
- Над чем нужно еще поработать* что было самым трудным?
Домашняя работа: приложение 2. Прописать собственное мнение и подобрать аргументы.
1. Прописать свое мнение.
2.Заполнить таблицу примерами из литературы и личного опыта.
Учитель организует проверку фронтально.
Итак, вы подготовили материал к вашему домашнему заданию, запишите его в дневник.
А сейчас мы продолжаем работать с текстом. Посмотрите внимательно и скажите, каких предложений в текста много ? (сложных)
Правильно, а как вы думаете, почему? (сложные предложения передают сложность сюжета, переживания героев, указывают на их мысли )
Виды сложных предложений? (вспоминают, называют)
Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях?
(опред., изъяснит., обстоятельственные)
Подчеркнуть грамматические основы, объяснить пунктуацию.
1 группа - предложение
Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках.
Анна Сергеевна привязывалась к нему всё сильнее, обожала его, и было бы немыслимо сказать ей, что всё это должно же иметь когда-нибудь конец; да она бы и не поверила этому.
Он всегда казался женщинам не тем, кем был, и любили они в нем не его самого, а человека, которого создавало их воображение и которого они в своей жизни жадно искали; и потом, когда замечали свою ошибку, то все-таки любили.
Проверка - выступает один или несколько человек от группы ( на усмотрение самих детей)
Читайте также: