Конспект занятия водоплавающие птицы

Обновлено: 06.07.2024

Форма проведени я - опытно - экспери ментальная д еятельнос ть.

Цель: формировани е знаний и уточнение представл ений об особенностях и

свойствах пера водоплавающих птиц посредством эксперименталь ной

➢ уточнить представл ение дете й о водо плавающи х птицах ;

➢ учить находить признак и сходства и различия объ ектов, вы ражать их в

➢ - учить наход ить ответы на про блемные воп росы, выдвигая гипотезы ,

➢ самостоятельно делать в ыводы по результатам исследовани я;

➢ - учить делать выв оды и по ощрять за со бственную точк у зрения.

➢ способствовать разв итию умения класси фицировать птиц

➢ познакомить с н овым словом, по нятием гидрофо бность ;

➢ активизировать в речи слова : водоплавающие, зим ующие, перелёт ные,

➢ формировать мы слительные операции в процессе решения

➢ формировать п ознавательную м отивацию и активность у

дошкольников, прививать вкус к собств енным открыт иям в познании

➢ развивать целен аправленн ое внимание, воспр иятие, память;

➢ способствовать о богащен ию тактильны х ощущений, ч ерез опыт но -

➢ формировать нав ыки исследователь ской деятель ности, раз вивать

➢ самостоятельно делать в ыводы по результатам иссле довани я.

➢ способствовать формированию э кологи чного мышле ния;

➢ воспитывать сост радание и л юбовь к живо й природе, в ызывать

➢ воспитывать уме ние вниматель но сл ушать и оцен ивать ответы

➢ формировать нав ыки сотруд ничества, в заимопонима ния,

Организацион ный моме нт: Знакомство с детьми. В оспитатель с детьми стоят

- Здравствуйте ре бята. Давайте с ва ми познак омимся. Воспитатель подаёт

свою руку, назы вает своё имя. Дети по очереди на зывают свои и мена и

Воспитатель. Я чувствую тепло ва ших рук. И х силу, увере нность и наш е

хорошее наст роение. Давайте вме сте опустим наш и руки, за кроем глаза и

внимательно послушаем, а п отом вы м не скажете, чт о вы услышали.

Воспитатель. Каких вы пти ц вы знаете? Поделитесь д руг с другом.

Воспитатель: А к ак называют птиц, кот орых мы вид им на озере, в море?

Воспитатель: Ре бята, как вы дум аете, что отл ичает водо плавающих от всех

Проблемный во прос: Как вы думаете, почему их пе рья остал ись сухими?

Почему вода ск атывается с перьев в одоплавающи х птиц?

Гипотезы: 1. Перья птиц опущен ы вниз (гипотеза дете й).

А чтобы понять, почему их пе рья остаю тся сухими, я предлагаю п ровести

Дети с педаг огом проходя т к столу, гд е будут п роводиться опыты.

Делятся на под группы. У каждой группы стак ан с водой, б умажное пер о,

1. Проводит ся опыт: Воспитатель показывает, дети по одном у брызгаю т

водой из пипет ки на перо. Дет и повторя ют действия педагога, делятся

Воспитатель: У во доплавающ их птиц под хв остом есть же леза, которая

выделяет жир, а пт ица своим клю вом разносит его по всем перьям, поэтому

2. Воспи та тель обращает внимание на в ату на столе, она похожа н а пух

Дети скатывают ша рики из ват ы, броса ют их в воду и наблю дают (шарики

Воспитатель: Дет и, как сделать, ч тобы шарик из в аты не тонул?

Педагог пре длагает смазанны й вазелином ватны й шарик пус тить в воду.

Дети наблюдают , повторяют действия воспитател я и комм ентируют.

Воспитатель. А теперь я пре длагаю прой ти за свои столик и. Дети сели .

- Что интересно го произошло в о время опыта ? Что вам больше всего

Подведем итог 1 этапа на шего эксперим ента. Перья водопла вающих пти ц

смазаны жиром, к оторый отталк ивает в оду и поэтому вода с них скатывается.

Особенность перьев покр ытых плёнк ой из жира называется гид рофобностью .

Итак, жир оттал кивает в оду. А в жизни как мы можем испо льзовать

(обрабатывать обувь водоотталк ивающ ими средствам и).

Воспитатель. А каких еще в одоплаваю щих птиц вы з наете? Ответы детей .

А я хочу вас познакомить с другими во доплавающ ими птицами. Включается

Розовый пеликан имеет удив ительный клюв, который с оединя ется с больш им

мешком. Он встре чается и в н ашем Ставроп ольском крае.

Утка – Манда ринка, считается о дной из самы х красивы х птиц в мире. Она

любит жить на д ереве, а плавать в хол одных во дах.

А это кто? (Пингв ин). Чем она необычн а? (не умеет летать, самая большая

Воспитатель. А вы знаете , куда з анесены редк ие, исчезающ ие птицы? ( В

Красную кн игу). Это…(обращ ается вниман ие детей на ме диа - систему).

Воспитатель: А к ак дети могут б еречь прир оду, помогая птицам (стр оить

домики, корм ушки, не засорять водоём ы , не оставлять после себя м усор)?

Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение к природе.

Обогащение тактильных ощущений., через опытно-экспериментальную работу

Активизация словаря (перепонки, водоплавающие , вертихвосточка, водостойкие,). Развивать память, внимание, мышление.

Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность.

Самостоятельно делать выводы по результатам исследования.

1- беседа

Загадка: «Они летать умеют

- Чем отличаются птицы от животных? Ответ: (летают, есть перья, клюв, пух).

-Какие бывают птицы?

( большие, маленькие, пестрые, красивые, зимующие, перелетные , лесные , домашние, дикие, водоплавающие, степные)

2-Д/и: Продолжить предложение.

У птицы есть…(клюв, перья, 2 лапы, крылья, умеют летать).

У птицы нет…( шерсти, зубов, 4 лап).

3- Кто лишний и почему?

Комар --воробей-- кукушка

4-Загадка:

То по воде плывет крякуша, то не спеша идет по суше.

За ней птенцов пушистый ряд, бегут за мамой семенят.

5-Беседа

- Что уточка умеет делать? (плавать)

- Какие еще птицы умеют плавать? 9лебедь, утка, гусь)

- Как называются птицы, которые умеют плавать?( водоплавающие)

- Назовите водоплавающих птиц

Почему эти птицы умеют плавать? (возможно дети уже знают, а так ли это доказать опытом)

- Рассмотрим лапу водоплавающей птицы.

Ответ: лапа широкая, с перепонками между пальцев.

- Для чего нужна такая лапа, мы узнаем, когда проведем опыт.

Опыт №1.

Опустим руку с растопыренными пальцами в воду, проведем ею в воде. Результат: вода проходит между пальцев. Мы не можем оттолкнуться от воды.

Затем проделаем тоже самое, но на руку наденем полиэтиленовый пакет.

- В каком случае рука сильнее отталкивает воду?

Наша рука стала похожа на лапу с перепонками. У кого такие лапы?

- Зачем перепонки на лапах? (чтобы лучше отталкиваться от воды, чтобы двигаться)

- Какие предметы придумал человек, которые напоминают утиные лапки (весла, ласты). Могла бы лодка плыть , если мы будем грести не веслами, а вилами) Человек наблюдая за животными , придумывает такие удобные вещи как весло, самолет. ласты

Физминутка.

-А курочка может плавать и почему?( нет перепонок на лапках и…..(узнают из дальнейшего опыта)

Опыт №2.

Опустим руку в воду, сразу вынем и встряхнем – рука мокрая. Вытрем ее насухо, и смажем любым жиром. Снова опустим в воду, вынем, встряхнем, вода капельками слетает с руки, рука сухая. Почему же утки не мокнут?

Их перышки покрыты тонким слоем жира. Сальная железа у птиц находится на хвосте – водоплавающая птица клювом смазывает каждоё пёрышко жиром

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Водоплавающие птицы.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по данной теме.

1) Образовательные: раскрыть особенности строения и образа жизни птиц, обитающих на водоёмах.

2) Коррекционно-развивающие: научить выделять главное в изучаемом материале, устанавливать соответствие между строением, питанием, местообитанием птиц.

3) Воспитательные: учить уважать мнение одноклассников, убедить в необходимости охраны живых существ.

Дидактическая структура урока

Цель этапа урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов.

Планируемые результаты (БУД).

Организация рабочего места, эмоциональный настрой на работу во время урока.

Люди по-разному их называют: лучшими певцами, покорителями небес, чудесными строителями, неутомимыми путешественниками.

О ком идёт речь? (О птицах).

- Осознание себя как ученика.

- Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Закрепление пройденного материала.

Повторение и закрепление ранее полученных знаний.

Птицы – украшение Земли. В природе насчитывается большое множество видов птиц. И у них есть много общего. Сравним маленькую птичку колибри и большую – орёл: оперенье, крылья, клюв. Но всё же мир птиц разноцветный, громкоголосый – очень различается. Природа наградила птиц разным цветом оперенья (сравним), разной формой клюва и лапок (сравним), разным размером (сравним).

Птицы обитают в разных местах: кто-то выбирает лес, кто-то степь, кто-то поселяется в горах, а кто-то любит воду. Дети-орнитологи отправляются к местам обитания птиц. (записывают на доске названия птиц по месту обитания).

Индивидуальная работа с: Александрой, Арсением.

- Положительное отношение к окружающему, готовность к эстетическому восприятию его.

Снятие усталости, смена видов деятельности.

Я дрозд и ты – дрозд,

у меня нос и у тебя – нос,

у меня щёчки, глазки, и у тебя – щёчки, глазки.

Я друг и ты – друг,

мы с тобой два друга,

и мы понимаем друг друга!

- Ориентироваться в пространстве.

- имитация движений с речевым сопровождением.

Объяснение нового материала.

Получение новых знаний уч-ся, первичные упражнения в закреплении полученных навыков.

Усьг, Кута, Бедьле.

Лебедь самая крупная и красивая водоплавающая птица. Признаки водоплавающих: тело обтекаемое, перепонки на лапках, короткие лапки.

На каждом уроке мы ставим задачи. Вам предоставляется 5 задач. Выберите те задачи, которые мы сегодня поставим на уроке:

1. Как называются птицы, которые умеют плавать?

2. Как устроены лапы водоплавающих птиц?

3. Какую роль играют усики?

4. Почему водоплавающим птицам удаётся держаться на воде?

5. Для чего нужна чешуя?

Все ли задачи нам подойдут?

Индивидуальная работа с:

Димой, Женей.

- Использовать логические действия (сравнение, анализ).

- Использовать в деятельности межпредметные знания, отражающие связи между объектами и процессами.

Гимнастика для глаз.

Следим за движением птиц в полёте.

- Предупреждение утомления;

- укрепление глазных мышц.

Закрепление урока (практическая работа).

Закрепление знаний, применение их при практическом использовании.

Работа с учебником.

Собрать информацию о птицах изучаемой группы.

Представьте, если птиц не станет. Тогда случится настоящая беда: умолкнут степи, леса и поля, расплодятся вредные насекомые и грызуны.

Индивидуальная работа с:

- Соотносить свои действия с заданными образцами, принимать оценку, корректировать свою работу с учетом выявленных недочетов.

Подведение итога урока.

Обобщение знаний, полученных на уроке, мотивация на успешное обучение.

- Оценивать свои действия.

- Признавать существование разных точек зрения и права каждого иметь свою.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 261 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.04.2021 213
  • DOCX 30.5 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Швецова Виктория Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие знакомит детей с перелетными и водоплавающими птицами, их внешнем виде, среде обитания.

Задачи:1. Обобщить представления детей о периодах осени и изменениях в природе; уточнить, расширить и активизировать знания о перелетных и водоплавающих птицах, их внешнем виде, образе жизни. Совершенствовать слоговую структуру слова и грамматический строй речи (образование сложных прилагательных, приставочных глаголов, притяжательных прилагательных).

2. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

3 Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, взаимопонимания.

Приветствие. Дети выстраиваются полукругом и по очереди достают из контейнера с песком фигурки (природный материал, плоды)

Л: -Как вы думаете, в какое время года мы можем встретить эти предметы?

Д:-Осенью,т. к в это время года созревает урожай, плоды и семена на деревьях. Деревья сначала меняют окрас листьев, а потом сбрасывают их.

Л:-Правильно. Назовите названия осенних месяцев

Д:- сентябрь, октябрь, ноябрь.

Л:-Посмотрите на картинки и расставьте их в нужной последовательности так, чтобы каждая соответствовала осеннему месяцу.

Дети выполняют работу и садятся на свои места.

Л:- Как по-другому мы можем назвать период осени, когда стоит еще теплая погода, редко идут дожди, на деревьях не так много желтых листьев?

Л:-Кто помнит, как называется период, когда все деревья поменяли свой наряд и начинается листопад?

Л:- Молодцы. А что скажите о последней картинке? Как назовем этот период?

Д:-Поздняя осень. Погода сырая, холодная, слякоть, птицы улетают в теплые края.

Л:- Послушайте аудиозапись внимательно (дети слушают). Вы узнали голоса?Что услышали? Какими были крики?

Какую пользу приносят птицы? Каких птиц вы знаете? (в помощь- картинки с изображением птиц)

Д:- перелетные и зимующие.

Л:-Чем они отличаются и почему именно так называются?

Д:-Зимующие птицы остаются с нами зимовать, они могут переносить морозную погоду. Перелетные птицы улетают от нас осенью в теплые края, а весной возвращаются.

Л:Правильно. Одни перелетают из холодного климата в более теплый, а потом возвращаются, поэтому и называются перелетными. А другие, которые зимуют-зимующие. Откуда прилетают птицы? В какое время года?

Д:-Прилетают с юга, из теплых стран.

Л:- А когда и куда улетают от нас?

Д:-На юг, в теплые края.

Л: -Молодцы. А теперь попробуйте отгадать мои загадки:

1)На шесте дворец, во дворце -певец, а зовут его-(скворец)

2)Прилетают к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка)

3)По лужку он важно ходит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (гусь)

4)Гордая птица воды не боится, очень пригожа, на двойку похожа. Как зовут,ответь! Это белый….(лебедь)

5) Длинноногий, длинношеей, длинноклювый, телом серый, а затылок-голый, красный, бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек-бестолковых попрыгушек (журавль).

Давайте уточним. длинношеей-это какой?

Какое оперение у журавля?. Кто знает, почему журавль живет у болота, у водоема (на экране –изображение журавля)

Л:- Какие части тела птиц вы знаете?

Д:-У птицы есть голова, туловище, 2 крыла, 2 лапы, хвост, клюв.

Л:-Шея лебедя, чья шея?-

- Ноги журавля -, Клюв утки-….,Крыло гуся-…., Хвост лебедя-….,

Крик журавля -…., Песня лебедя-,лапа гуся-….

Л:-Посмотрите внимательно на лапы гуся, лебедя и журавля. Что заметили? Есть ли отличия?

Д:-У лебедя и гуся между пальцами есть перепонки, как ласты. Значит, в воде могут плавать.

Л:-Если могут по воде плавать, то как их назовем по-другому?

Д:-Водоплавающие.

Л:-Правильно. А можем ли мы назвать их еще и перелетными? Почему?

Д:-Да. Они улетают от нас на юг.

Л:- Как они улетают на юг?

Л:-А сейчас потренируемся составлять загадки о птицах. Поможет нам таблица (в таблице изображены картинки-символы: название, величина, цвет перьев, части тела, чем питаются, зимующая-перелетная- водоплавающая, способы передвижения)

Сначала логопед озвучивает свою загадку, затем предлагает сделать тоже самое детям.

Л:Он крупный, черноголовый и чернохвостый, длинноклювый. Клюет червей. Осенью улетает на юг. Умеет летать, прыгать, ходить, громко кричать. Кто это?

Прослушиваются несколько загадок, составленных детьми.

Л:-Молодцы. Что интересного и нового вы узнали на занятии? Что больше понравилось? Придумайте загадку и загадайте своим родителям. В качестве подсказки для них можно нарисовать рисунок.

Читайте также: