Предпосылки правомерного поведения 10 класс конспект кратко
Обновлено: 05.07.2024
1. Обществознание 10 класс &21. Предпосылки правомерного поведения.
Что заставляет человека действовать в соответствий
с нормами права?
Какие правовые знания нам нужны?
Кого можно назвать правокультурным человеком?
3. Правовое сознание – это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.
5. СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ
ПРАВОСОЗНАНИЕ
ЗНАНИЕ
ПРАВА
ПРАВОВАЯ
ИДЕОЛОГИЯ
Это отношение к
правовым знаниям,
их оценка с точки
зрения
определённой
системы ценностей.
ПРАВОВАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Это чувства, эмоций,
в которых
выражается
отношение к праву и
законам.
ПРАВОВАЯ УСТАНОВКА
Это определённое
психологическое
состояние человека,
сформированное
условиями его жизни.
Это психологическая
готовность к
соблюдению норм
права.
УРОВНИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
НАУЧНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ
(правовые теорий, идеи, принципы и т.п.)
ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ
(специальные юридические знания и т.п.)
ОБЫДЕННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ
(личный социальный опыт, житейские
представления и т.п.)
ПРАВОСОЗНАНИЕ
(количественная характеристика)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
Личное отношение
человека к праву
ГРУППОВОЕ
Отношение к праву
различных социальных
групп: государственных
служащих,
должностных лиц,
молодёжи, крестьян и
т.п.
ОБЩЕСТВЕННОЕ
Правосознание всего
общества
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И
ПРАВОСОЗНАНИЯ
Правосознание оказывает
влияние на
правотворчество и через
него на содержание
права.
Правосознание
учитывается в ходе
правоприминения
Уровень правосознания
общества способствует
соблюдению и
исполнению права.
9. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Правовая культура личности – уровень знания права каждым
из нас, уважительное отношение к праву.
Правовая культура общества – это достигнутый уровень
развития правосознания и правовой активности общества.
Современная правовая культура – это правовая культура
гражданского общества и правового государства, где высшей
ценностью признаются права и свободы человека и гражданина,
соблюдают и защищают их.
10. ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ:
1. Определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в
правовой организаций общества.
2. Утверждение в массовом правосознаний чувства уважения к закону и
правопорядку.
3. Правовая активность граждан в осуществлений своих прав.
4. Активная законодательная, правозащитная и правоприменительная
деятельность всех звеньев государства.
12. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ – недооценка роли права или его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное отношение к нему.
14. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – поведение соответствующее правовым нормам НПА.
ПРИЗНАКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Ограничено
установленными
правовыми нормами
Полезно для
общества
Осуществляется на
добровольном и
осознанном
оснований
(правосубъектность)
Распространено
среди большинства
населения
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЕ
(документы, НПА)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
(осознание, требование
личности)
СОЦИАЛЬНЫЕ
(требования социума)
Предпосылкой правомерного поведения служит
понимание людьми справедливости и
полезности правовых установок, социальная
зрелость и юридическая грамотность.
В начале урока проводится беседа, в ходе которой выясняется, что такое правонарушение и вчем отличие проступка от преступления. Проводится работа с учебником. Учащиеся находят элементы правосознания. Затем проводится работа в тетрадях. Далее учащиеся работают с заданиями по учебнику. Приводятся примеры из жизни и кинофильмов. После рассмотрения каждого пункта плана делается вывод, который записывается в тетрадь.
Вложение | Размер |
---|---|
Это урок изучения нового материала | 14.83 КБ |
Это презентация к уроку соответствует плану урока. | 479.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Квашенковская СОШ
Учитель: Куцеволова Ольга Борисовна
2015 – 2016 учебный год.
Цель урока: раскрыть сущность правовой культуры личности, признаки правомерного поведения, способствовать воспитанию осознанного отношения к праву.
Вводная часть. ( слайд 2)
Ответы на вопросы:
- В чем причины отклоняющегося поведения?
- В чем особенности правонарушения?
- В чем различие между проступком и правонарушением?
- В чем социальная опасность преступности?
Вывод: правовые нормы сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не будут осознаны каждым.
План изучения нового материала. ( слайд 3 )
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.
Вопрос: Вспомните, что такое самосознание?
( Определение себя как личности, быть готовым нести ответственность за принимаемые решения и совершаемые поступки)
1. Разбор задания №1 с. 327 в учебнике.
- давайте на одном примере посмотрим, что правосознание не только знание права, но и одобрение или неодобрение вновь принятых законов.
3. Работа в тетрадях. ( слайд 4 )
Дается задание выписать элементы правосознания.
Вывод: Уровень правосознания общества определяется знанием права и его положительной оценкой. ( слайд 5 )
- Переходим к рассмотрению второго пункта нашего плана.
Предлагаются 2 ситуации ( мет. с.. 224 и вывод на с. 225)
Учитель сообщает о причинах правового нигилизма у молодежи. –
с. 225(мет). ( слайды 6,7,8 )
Вывод: Не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком: знание юридических норм обязательно должно сочетаться с их соблюдением. ( слайд 9 )
- Переходим к рассмотрению третьего пункта плана.
- какое поведение называют правомерным?
( это поведение соответствующее правовым нормам, не нарушающее их)
Вывод: Он борется с нарушителями, сам совершая неправомерное поведение. Но он вроде бы и прав. Но даже ради высокой цели законы нарушать нельзя. ( слайд 11 )
Д.З. пар. 29, задание № 2, с. 327
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предпосылки правомерного поведения
Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые бы не противоречили нормам права и общественной пользе, как воплотить эти образцы в повседневную жизнь. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы наше поведение стало правомерным.
Основные вопросы для изучения 1.Правосознание 2.Правовая культура 3.Правомерное поведение
Уровни правосознания научное профессиональное обыденное
Правовая культура и её функции Правовая культура личности- часть общей культуры, уровень знания права и уважительное отношение к нему. Правовая культура общества- уровень развития правосознания и правовой активности
Черты современной Правовой культуры Определяющее значение прав и свобод в правовом обществе Утверждение в сознании чувства уважения к закону и правопорядку Правовая активность граждан Правозащитная и правоприменительная деятельность государства
Правовой нигилизм Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.
Пути преодоления правового нигилизма: повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов;
Правомерное поведение- это поведение, соответствующее правовым нормам. Работа с текстом на стр.323. Выпишите основные признаки правомерного поведения.
Предпосылки формирования правомерного поведения Психологические: осознание необходимости правомерного поведения Социальные: влияние определённой социальной среды Личностные: правовое воспитание
Данная презентация поможет учителю при подготовке к уроку обществознания в 10 классе по теме "Предпосылки правомерного поведения". В ней раскрываются понятия правосознание, правовая культура личности, правовое воспитание, правовая культура общества и т.д.
Предпосылки правомерного поведения
В наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона.
Запишите слово, пропущенное в таблице
Общеобязательный характер, существуют в письменной форме, созданы государством.
В наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона.
Верны ли следующие суждения о праве?
А. В законе право приобретает свою определённость,
Б. Практическое значение права состоит в защите
В наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона.
Правовое сознание (или правосознание) – это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.
- нормы Конституции РФ
- важные Федеральные законы
- положения отраслевых кодексов
- понимание сущности правовых
ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ это чувства и эмоции, в которых выражается отношения к праву и законам
ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей
ПРАВОВАЯ УСТАНОВКА это определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом.
Правовое воспитание – это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Правовая культура личности – это прежде всего уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА предполагает наличие таких нравственных личностных качеств как:
чувство собственного достоинства
Правокультурный человек – это тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью их предписаний, кто следует им в своей деятельности.
Правовая культура общества – это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества.
2. Какие нравственные личностные качества предполагает правовая культура? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Кого можно считать правокультурным человеком?
3. Составьте таблицу
Функции правовой культуры
Функции правовой культуры
4. Составьте перечень
Черты современной правовой культуры:
5. Ответьте на вопросы:
1. Что такое правовой нигилизм? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Характерные черты правового нигилизма: _______________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Каким бывает правовой нигилизм? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Причины, способствующие сильным настроениям правового нигилизма в российском обществе: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Меры, способствующие изживанию подобных явлений в обществе: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пункт: Правомерное поведение (стр. 224)
1. Сформулируйте и запишите понятие.
Правомерное поведение - ____________________________________________
2. Составьте перечень
Признаки правомерного поведения:
3. Составьте таблицу
Виды правомерного поведения
Виды правомерного поведения
Характеристика
1. Социально активное поведение
4. Ответьте на вопросы:
1. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?
2. Каковы предпосылки правомерного поведения?
3. В чём состоит значение социальных предпосылок?
4. Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?
Читайте также: