Предпосылки правомерного поведения 10 класс конспект кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Обществознание 10 класс &21. Предпосылки правомерного поведения.

Что заставляет человека действовать в соответствий
с нормами права?
Какие правовые знания нам нужны?
Кого можно назвать правокультурным человеком?

3. Правовое сознание – это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

5. СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

ПРАВОСОЗНАНИЕ
ЗНАНИЕ
ПРАВА
ПРАВОВАЯ
ИДЕОЛОГИЯ
Это отношение к
правовым знаниям,
их оценка с точки
зрения
определённой
системы ценностей.
ПРАВОВАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Это чувства, эмоций,
в которых
выражается
отношение к праву и
законам.
ПРАВОВАЯ УСТАНОВКА
Это определённое
психологическое
состояние человека,
сформированное
условиями его жизни.
Это психологическая
готовность к
соблюдению норм
права.

УРОВНИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
НАУЧНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ
(правовые теорий, идеи, принципы и т.п.)
ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ
(специальные юридические знания и т.п.)
ОБЫДЕННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ
(личный социальный опыт, житейские
представления и т.п.)

ПРАВОСОЗНАНИЕ
(количественная характеристика)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
Личное отношение
человека к праву
ГРУППОВОЕ
Отношение к праву
различных социальных
групп: государственных
служащих,
должностных лиц,
молодёжи, крестьян и
т.п.
ОБЩЕСТВЕННОЕ
Правосознание всего
общества

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И
ПРАВОСОЗНАНИЯ
Правосознание оказывает
влияние на
правотворчество и через
него на содержание
права.
Правосознание
учитывается в ходе
правоприминения
Уровень правосознания
общества способствует
соблюдению и
исполнению права.

9. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура личности – уровень знания права каждым
из нас, уважительное отношение к праву.
Правовая культура общества – это достигнутый уровень
развития правосознания и правовой активности общества.
Современная правовая культура – это правовая культура
гражданского общества и правового государства, где высшей
ценностью признаются права и свободы человека и гражданина,
соблюдают и защищают их.

10. ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ:

1. Определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в
правовой организаций общества.
2. Утверждение в массовом правосознаний чувства уважения к закону и
правопорядку.
3. Правовая активность граждан в осуществлений своих прав.
4. Активная законодательная, правозащитная и правоприменительная
деятельность всех звеньев государства.

12. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ – недооценка роли права или его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное отношение к нему.

14. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – поведение соответствующее правовым нормам НПА.

ПРИЗНАКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Ограничено
установленными
правовыми нормами
Полезно для
общества
Осуществляется на
добровольном и
осознанном
оснований
(правосубъектность)
Распространено
среди большинства
населения

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЕ
(документы, НПА)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
(осознание, требование
личности)
СОЦИАЛЬНЫЕ
(требования социума)

Предпосылкой правомерного поведения служит
понимание людьми справедливости и
полезности правовых установок, социальная
зрелость и юридическая грамотность.

В начале урока проводится беседа, в ходе которой выясняется, что такое правонарушение и вчем отличие проступка от преступления. Проводится работа с учебником. Учащиеся находят элементы правосознания. Затем проводится работа в тетрадях. Далее учащиеся работают с заданиями по учебнику. Приводятся примеры из жизни и кинофильмов. После рассмотрения каждого пункта плана делается вывод, который записывается в тетрадь.

ВложениеРазмер
Это урок изучения нового материала 14.83 КБ
Это презентация к уроку соответствует плану урока. 479.68 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Квашенковская СОШ

Учитель: Куцеволова Ольга Борисовна

2015 – 2016 учебный год.

Цель урока: раскрыть сущность правовой культуры личности, признаки правомерного поведения, способствовать воспитанию осознанного отношения к праву.

Вводная часть. ( слайд 2)

Ответы на вопросы:

- В чем причины отклоняющегося поведения?

- В чем особенности правонарушения?

- В чем различие между проступком и правонарушением?

- В чем социальная опасность преступности?

Вывод: правовые нормы сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не будут осознаны каждым.

План изучения нового материала. ( слайд 3 )

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Вопрос: Вспомните, что такое самосознание?

( Определение себя как личности, быть готовым нести ответственность за принимаемые решения и совершаемые поступки)

1. Разбор задания №1 с. 327 в учебнике.

- давайте на одном примере посмотрим, что правосознание не только знание права, но и одобрение или неодобрение вновь принятых законов.

3. Работа в тетрадях. ( слайд 4 )

Дается задание выписать элементы правосознания.

Вывод: Уровень правосознания общества определяется знанием права и его положительной оценкой. ( слайд 5 )

- Переходим к рассмотрению второго пункта нашего плана.

Предлагаются 2 ситуации ( мет. с.. 224 и вывод на с. 225)

Учитель сообщает о причинах правового нигилизма у молодежи. –

с. 225(мет). ( слайды 6,7,8 )

Вывод: Не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком: знание юридических норм обязательно должно сочетаться с их соблюдением. ( слайд 9 )

- Переходим к рассмотрению третьего пункта плана.

- какое поведение называют правомерным?

( это поведение соответствующее правовым нормам, не нарушающее их)

Вывод: Он борется с нарушителями, сам совершая неправомерное поведение. Но он вроде бы и прав. Но даже ради высокой цели законы нарушать нельзя. ( слайд 11 )

Д.З. пар. 29, задание № 2, с. 327

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предпосылки правомерного поведения

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые бы не противоречили нормам права и общественной пользе, как воплотить эти образцы в повседневную жизнь. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы наше поведение стало правомерным.

Основные вопросы для изучения 1.Правосознание 2.Правовая культура 3.Правомерное поведение

Уровни правосознания научное профессиональное обыденное

Правовая культура и её функции Правовая культура личности- часть общей культуры, уровень знания права и уважительное отношение к нему. Правовая культура общества- уровень развития правосознания и правовой активности

Черты современной Правовой культуры Определяющее значение прав и свобод в правовом обществе Утверждение в сознании чувства уважения к закону и правопорядку Правовая активность граждан Правозащитная и правоприменительная деятельность государства

Правовой нигилизм Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.

Пути преодоления правового нигилизма: повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов;

Правомерное поведение- это поведение, соответствующее правовым нормам. Работа с текстом на стр.323. Выпишите основные признаки правомерного поведения.

Предпосылки формирования правомерного поведения Психологические: осознание необходимости правомерного поведения Социальные: влияние определённой социальной среды Личностные: правовое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю при подготовке к уроку обществознания в 10 классе по теме "Предпосылки правомерного поведения". В ней раскрываются понятия правосознание, правовая культура личности, правовое воспитание, правовая культура общества и т.д.

Предпосылки правомерного поведения

Предпосылки правомерного поведения

В наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона.

Запишите слово, пропущенное в таблице

Общеобязательный характер, существуют в письменной форме, созданы государством.

В наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона.

Верны ли следующие суждения о праве? А. В законе право приобретает свою определённость, точность, завершённость. Б. Практическое значение права состоит в защите прав человека. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о праве?

А. В законе право приобретает свою определённость,

Б. Практическое значение права состоит в защите

В наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона.

 Правовое сознание (или правосознание) – это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Правовое сознание (или правосознание) – это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Уровни правосознания Научное правосознание Профессиональное правосознание Обыденное правосознание

Структура правосознания Правосознание Знание права Правовая идеология Правовая психология Правовая установка

ЗНАНИЕ ПРАВА нормы Конституции РФ важные Федеральные законы положения отраслевых кодексов понимание сущности правовых учений

  • нормы Конституции РФ
  • важные Федеральные законы
  • положения отраслевых кодексов
  • понимание сущности правовых

ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ это чувства и эмоции, в которых выражается отношения к праву и законам Оценка права

ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ это чувства и эмоции, в которых выражается отношения к праву и законам

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей Справедливость Охрана права Цель права

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей

ПРАВОВАЯ УСТАНОВКА это определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом.

ПРАВОВАЯ УСТАНОВКА это определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом.

 Правовое воспитание – это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание – это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.

ПРАВОСОЗНАНИЕ Индивидуальное Групповое Общественное

 Правовая культура личности – это прежде всего уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву.

Правовая культура личности – это прежде всего уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА предполагает наличие таких нравственных личностных качеств как: совестливость чувство собственного достоинства честность справедливость доброта

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА предполагает наличие таких нравственных личностных качеств как:

чувство собственного достоинства

 Правокультурный человек – это тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью их предписаний, кто следует им в своей деятельности.

Правокультурный человек – это тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью их предписаний, кто следует им в своей деятельности.

 Правовая культура общества – это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества.

Правовая культура общества – это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества.

2. Какие нравственные личностные качества предполагает правовая культура? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кого можно считать правокультурным человеком?

3. Составьте таблицу

Функции правовой культуры

Функции правовой культуры

4. Составьте перечень

Черты современной правовой культуры:

5. Ответьте на вопросы:

1. Что такое правовой нигилизм? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Характерные черты правового нигилизма: _______________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каким бывает правовой нигилизм? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Причины, способствующие сильным настроениям правового нигилизма в российском обществе: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Меры, способствующие изживанию подобных явлений в обществе: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пункт: Правомерное поведение (стр. 224)

1. Сформулируйте и запишите понятие.

Правомерное поведение - ____________________________________________

2. Составьте перечень

Признаки правомерного поведения:

3. Составьте таблицу

Виды правомерного поведения

Виды правомерного поведения

Характеристика

1. Социально активное поведение

4. Ответьте на вопросы:

1. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?

2. Каковы предпосылки правомерного поведения?

3. В чём состоит значение социальных предпосылок?

4. Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

Читайте также: