Конспект урока кубановедение 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК № 1 ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЬ _______________ ДАТА __________ КЛАСС ___9___

Тема: КУБАНЬ В ХХ-ХХ I веках: ДОРОГОЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО МИРА И СОГЛАСИЯ.

Личностные УУД:

осознание ценности культурно-регионального сообщества своей малой родины Кубани как составной части российской гражданской нации;

развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности по факту своего происхождения и начальной социализации;

формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

Коммуникативные УУД:

излагать свою точку зрения (позицию);

анализировать и аргументировать свои суждения;

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности;

оценивать степень и способы достижения поставленных задач, целей.

Познавательные УУД:

владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную информацию;

знать и определять понятия;

строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

развитие практико-ориентированных самостоятельных действий в процессе самостоятельной деятельности.

знать основной этнонациональный состав Краснодарского грая;

понимать и принимать культуру и духовные традиции многонационального народа России, Кубани и освоение культуры межнационального общения в современном мире;

знать и уметь объяснять значение понятий: этнос, народ, нация, дискриминация.

ЭОР (презентация к уроку). Оборудование:

Работа с терминами.

Основные понятия: этнос, народность, нация, конфессия. дискриминация.

Тип урока — комбинированный урок.

I. Фаза урока ВЫЗОВ.

Задача учителя: развивать мыслительные способности учащихся, актуализация знаний учащихся, выработка ими собственной позиции по заданной проблеме.

2 шаг.

Актуализация знаний по теме (методом мозгового штурма знания расширяются).

Работа с терминами и понятиями.

2.Сформулировать список конфессий, проживающих на Кубани, и предположить, с какими проблемами они могут сталкиваться. ________________________________________________________________________________

II фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Работа учащихся в группах с источником информации.

Выполнение задания №2 по группам.

Задание №2
I группа

Комментарий (почему привлекла ваше внимание)

Вопросы учителю

Конспект урока кубановедения 11 класс

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока кубановедения 11 класс "Битва за Кавказ" (Бой местного значения)

Конспект урока кубановедения 11 класс

Конспект урока кубановедения 11 класс "Битва за Кавказ" (Бой местного значения)

Конспект урока кубановедения 11 класс

Конспект урока кубановедения 11 класс "Битва за Кавказ" (Бой местного значения)

Конспект урока кубановедения 11 класс

Конспект урока кубановедения 11 класс "Битва за Кавказ" (Бой местного значения)

Конспект урока кубановедения 11 класс

Конспект урока кубановедения 11 класс "Битва за Кавказ" (Бой местного значения)

Конспект урока кубановедения 11 класс

Конспект урока кубановедения 11 класс "Битва за Кавказ" (Бой местного значения)

Конспект урока кубановедения 11 класс

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока может быть полезен как на уроке кубановедения, так и общесвознания и ОПК, так как содержит интересную информацию о развитии православия в России и на Кубани.

Сценарий урока кубановедения

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи:

- познакомить с историей Крещения Руси;

- дать представление о более поздних образцах русской духовной музыки и услышать звучание древних церковных напевов;

- рассмотреть строгую простоту древнерусских храмов;

- показать образцы древнерусских икон.

Художественный материал.

- Изображения русских православных храмов: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Софийский собор в Киеве ХI век, Дмитриевский собор ХII в. во Владимире.

- Духовный концерт №34 Д. Бортнянского.

1. Вводное слово учителя. В Х веке, а точнее в 988 г., произошло очень важное событие для русского народа – Крещение Руси. Киевский князь Владимир по примеру своей бабушки-княгини Ольги провозгласил на Руси христианскую веру. Обряд крещения киевлян проходил в водах Днепра.

Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях.

Это и определило выбор новой религии русскими. Эстетическая подготовленность, настроенность души русского человека на красоту храмового богослужения, где в тесном единстве соединились все виды искусства – слово, музыка, живопись, архитектура, сценическое действие.

2. Прослушивание фрагмента духовно-музыкального произведения.

Звучит музыка Дмитрия Степановича Бортнянского – фрагмент из хорового концерта №34.

3. Беседа по восприятию услышанного.

У. – Куда перенесла нас эта музыка?

У. – Где мы видим себя, слушающими эту музыку?

Д. – На литургии в церкви

У. – Какими словами можно определить характер этой музыки?

Д. – Возвышенная, умиротворенная, одухотворенная, величественная.

О жизни Д.С. Бортнянского, музыку которую вы сейчас услышали, известно до обидного мало. Он 7 лет от роду становится певчим Придворной капеллы в Петербурге. В 1768 г., благодаря своим способностям, Бортнянский был отличен властями и отправлен в Италию, в Венецию для совершенствования в музыкальной науке. Завоевывать себе признание итальянской публики он стал написанием опер и ряда инструментальных сочинений. В 1796 г. его назначают директором Придворной капеллы, главного профессионального музыкального учреждения России.

С начала 80-х годов и уже до конца дней главное место в сочинительстве и в жизни Бортнянского отдает хоровой духовной музыке. Главный секрет обаяния его хоровой музыки – в её возвышенной простоте и сердечности.

5. Прослушивание а capella.

Отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения музыкальных инструментов – а capella. Понимание человека как самого совершеннейшего инструмента, созданного Богом, и определило тип звучания церковной музыки как хорового пения без сопровождения.

6. Просмотр художественного материала с историческими справками.

Дети рассматривают строгую, суровую, величественную простоту древнерусских храмов:

Свято – Троицкая Сергиева Лавра.

Была основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. Уже в это время монастырь становился духовным центром Руси. В 15–16 вв. внутри монастырских стен были построены каменные церкви, палаты и другие здания архитектурных стилей, украшенные выдающимися образцами иконописи, фресок и прикладного искусства.

Софийский собор в Киеве. ХI век.

Создан был при Ярославе Мудром. Центральный купол окружали 4 средних купола, вокруг которых стоит 8 малых, расположенных с северной, западной и южной сторон здания. Стены храма сложены из ряда плит розового кирпича. Внутри храма стены и своды, покоившиеся на восьмигранных столбах, были покрыты мозаикой. Сохранилась мозаичная живопись Ярослава Мудрого и его семьи, голова молящийся Богоматери.

Дмитриевский собор ХII в. во Владимире (1194 – 1197)

На белокаменных фасадах есть барельефы с изображением растительных орнаментов птиц, зверей и отдельных фигур. Этот собор стоит около реки Клязьма, издалека виден купол собора, покрытый золотом, и кажется, храм стоит на страже как воин в шлеме.

Стены и своды собора покрыты прекрасной фреской и живописью.

Далее перед вами образы древнерусских икон – Спаса Нерукотворного, Богоматери – Владимирская Богоматерь, Казанская Богоматерь и др., Святой Троицы.

У. – Выразите в словах то внутреннее состояние, те особые чувства и мысли, которые рождаются у человека, стоящего в храме перед иконой.

Д. – В этих образах глубокая человеческая сущность. Возвышенный строй души. Красота внутреннего мира.

(Звучат мелодии молитв, посвященных Богородице и Христу).

8. Исполнение хором молитвы.

9. Изучение нового музыкального произведения.

У. – Найдите интонации древнерусских молитв и интонаций, свойственных стилю Чайковского.

10. Заключение

У. Новые времена – это и новое осознание Бога и Вселенной, и знакомство с замечательными образцами духовной музыки, иконописи, храмовой архитектуры, которое позволяет нам приобщиться к нравственным эстетическим основам древнерусского искусства, увидеть его связь с народным фольклором. И чтобы вы не чувствовали себя оторванными от нравственных корней и брошенными песчинками в мир хаоса, кумиров и пороков, мы изучаем духовное наследие наших предков, в первую очередь, духовную музыку, литературу, живопись.


1. Справочная литература

Народы России: энциклопедия / под ред. В.А. Тишкова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. -479 с.: ил.

Кубань многонациональная : этногр. слов.-справ. / В. И. Колесов [и др.]. - Краснодар:
Администрация Краснодарского края, 2007. - 233, [5] с., [4] л. фот.

2. Научная и научно-популярная литература

Ахмадов, Я.З. Народы Северного Кавказа во внешней политике России, Ирана и
Османской империи ( XVI — первая четверть XVIII в.) Автореф. дис. д-ра ист.наук.
Ростов н/Д, 1989.

Власть и общество: национальная политика и межэтнические отношения
(исторический опыт и современность) 1906-2006 гг.: Матер, краевой научно-практ.
конф. / отв. ред. В.Е. Щетнев. Краснодар, 2006.

Гаджиева, С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX начале XX в. - М.: Наука, 1976. -
227с.: ил.

Гадло, А.В. Этническая история Северного Кавказа IV - X вв. / А.В.Гадло. - Л.: Изд-во
Ленинград, ун-та, 1979. - 217 с.

Гангур, НА. Материальная культура кубанского казачества: [В 2 т.]. Научное издание.
Краснодар: Традиция, 2009. Т. I : Конец XVIII - середина XIX века. 288 с., ил. Т. II :
Середина XIX - начало XX века. 272 с., ил.

Гапуров, Ш.А. Северный Кавказ в политике России в начале XIX века (1801-1815 гг.).
Нальчик, 2004.

История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.). М., 1988.

Кабузан, В.М. Население Северного Кавказа в XIX — XX веках. Этностатистическое
исследование. СПб., 2006.

Кидирниязов, Д. С. Ногайцы в ХУ-ХУШ вв. Махачкала, 2000.

Кубань - Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия.
Краснодар,2006. Вып. 1.

Лысенко, Н.Ф. Религии Северо-Западного Кавказа. Майкоп, 2007.

Матвеев, О.В., Ракачев, В.Н., Ракачев Д.Н. Этнические миграции на Кубани:
история и современность. Краснодар, 2003.

Меретуков, М.А. Русско-адыгейские культурные связи (вторая половина XIX - начало XX
в.) // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани
дореволюционного периода. -Краснодар, 1991.

Мировое наследие Кубани / Word Heritage of the Kuban. Ростов н/Д., 2010.

Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / под общ. ред. В.Н.Ратушняка. -Краснодар: Советская Кубань, 1996. - 656 с.

Ракачев, В.Н., Ракачева Я.В. Народонаселение Кубани в XX веке: историко-
демографическое исследование. Краснодар, 2005. Т. 1; Краснодар, 2007. Т. 2.

Российский Кавказ. Книга для политиков / под ред. В.А. Тишкова. М., 2007.

Селицкий, А.И. Поляки на Кубани: исторические очерки. Краснодар, 2008.

Сохранение и актуализация историко-культурного наследия народов Северного Кавказа и формирование толерантной личности музейными средствами: мат. Северо-Кавказской региональной науч.-практ. конференции. - Краснодар, 2007.

Чекменев, С.А. Из истории меновой торговли с горскими народами на Северном Кавказе в конце XVIII первой половине XIX в. // Труды Карачаево-Черкесского НИИ.- Ставрополь, 1970. - Вып. 6. - С. 272-298.

Чекменев, С.А. К истории дружественных взаимоотношений между русскими и северокавказскими народами в конце XVIII первой половине XIX вв. // Труды Карачаево-Черкесского НИИ. - Ставрополь, 1970. - Вып. 6. - С. 226-271.


Полный текст материала Цикл уроков и мультимедийных презентаций "Кубань - многонациональный край", 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: