Прикладное программирование конспект лекций

Обновлено: 09.07.2024

Языки программирования - э то искусственные языки. Они отличаются от естественных ограниченным, достаточно малым числом слов, значение которых понятно компьютеру (транслятору), и очень строгими правилами записи команд (операторов). Совокупность требований для записи команд образуют синтаксис языка, а смысл каждой команды – семантику языка.

Нарушение формы записи программы приводят к синтаксической ошибке, а правильно написанная программа, но не отвечающая алгоритму, приводит к семантической ошибке (по другому – логической , или ошибке времени выполнения программы).

Процесс поиска ошибок в программе называют тестированием , процесс устранения ошибок – отладкой программы.

2.Классификация и обзор языков программирования

Д
еление языков программирования на классы можно представить на схеме таким образом:

Процедурное программирование - есть отражением архитектуры традиционных ЭВМ, которая была предложена фон Нейманом в 1940-х годах.

Программа, написанная на процедурном языке, представляет собой последовательность команд, определяющих алгоритм решения задачи.

Основная идея процедурного программирования - использование памяти для хранения данных.

Основная команда - присвоение, с помощью которой определяется и меняется память компьютера. Программа производит преобразование содержимого памяти, изменяя его от исходного состояния к результирующему.

Различают такие языки процедурного программирования:

Язык Фортран создан в начале 50-х годов 20-го века для программирования научно-технических задач;

Кобол – создан в конце 60-х годов 20-го века для решения задач обработки больших объемов данных, хранящихся на различных носителях данных;

В середине 60-х годов 20-го века был создан специализированный язык программирования для начинающих – BASIC . Характеризуется простотой освоения и наличием универсальных средств для решения научных, технических и экономических задач, а также задач, например, игровых.

Все перечисленные выше языки были ориентированы на различные классы задач, но они в той или иной мере были привязаны к конкретной архитектуре ЭВМ.

В 1963-1966гг был создан многоцелевой универсальный язык PL -1. Этот язык хорошо приспособлен для исследования и планирования вычислительных процессов, моделирования, решения логических задач, разработки систем математического обеспечения.

К языкам процедурного программирования можно отнести язык АДА (1979 г) Язык назван в честь первой программистки Ады Лавлейс - дочери Байрона. Его отличает модульность конструкций.

Язык СИ (начало 70-х годов) также относится к языкам процедурного программирования. Первоначальный его вариант планировался как язык для реализации операционной системы Unix вместо языка Ассемблера. Одной из особенностей языка СИ является то, что различия между выражениями и операторами сглаживаются, что приближает его к функциональным языкам программирования. Кроме того, в языке СИ отсутствует понятие процедуры , а использование подпрограмм основано на понятии функции , которая может сочетать в себе возможности процедуры. С одной стороны, по набору управляющих конструкций и структур данных его можно отнести к языкам высокого уровня, а с другой – он имеет набор средств прямого обращения к функциональным узлам компьютера, а это означает, что его можно использовать как операционный язык.

3 .Объектно-ориентированное программирование (ООП)

Объектно-ориентированное программирование (ООП) — это метод программирования, при использовании которого главными элементами программ являются объекты .

В языках программирования понятие объекта реализовано как совокупность свойств (структур данных, характерных для данного объекта), методов их обработки (подпрограмм изменения их свойств) и событий, на которые данный объект может реагировать и, которые приводят, как правило, к изменению свойств объекта.

Наиболее современными языками программирования являются С++ и Java . С середины
90-х годов многие объектно–ориентированные языки реализуются как системы визуального проектирования , в которых интерфейсная часть программного продукта создается в диалоговом режиме, практически без написания программных операторов.

К объектно – ориентированным системам визуального проектирования относятся Visual Basic , Delphi , C ++ Builder , Visual C ++.

Язык VBA (Visual Basic for Application) – язык приложений Microsoft Office (Excel, Word, Power Point и др ).

VBA соблюдает основной синтаксис языка и правила программирования языков Basic – диалектов, позволяет создавать макросы для автоматизации выполнения некоторых операций и графический интерфейс пользователя, интеграцию между различными программными продуктами.

4. Языки программирования баз данных.

Языки программирования баз данных отличаются от алгоритмических языков прежде всего своим функциональным назначением. При работе с базами данных выполняются следующие операции:

создание, преобразование и удаление таблиц в БД;

поиск, отбор, сортировка по запросам пользователя;

добавление новых записей и модификация существующих, удаление записей и др.

Для обработки больших массивов информации и выборки записей по определенным признакам был создан структурированный язык запросов SQL ( Structured Query Language ). Язык SQL – это стандартный язык работы с реляционными базами данных.

Сегодня в мире ведущие производители СУБД: Microsoft ( SQL Server ), IBM ( DB 2), Oracle , Software AG ( Adabas ), Informix и Sybase . Практически в каждой СУБД имеется свой встроенный язык работы с БД. Так, например, в Oracle имеется встроенный язык PL / SQL , в Informix – INFORMIX 4 GL , в Adabas – Natural и т.д.

5.Языки программирования для компьютерных сетей

Языки программирования для компьютерных сетей являются интерпретируемыми. Интерпретаторы для них распространяются бесплатно, а сами программы – в исходных текстах. Такие языки называются скрипт – языками .

Язык HTML ( Hyper Text Markup Language ) – универсальный язык разметки гипертекста, используемый для подготовки Web документов для Internet . Язык позволяет форматировать текст, добавлять графические образы, работать с таблицами и организовывать связь одного документа с другим с помощью механизма гиперссылок.

Язык Perl (80 г) содержит многочисленные функции работы со строками, массивами, всевозможные средства преобразования данных.

Язык PHP (1995-1997гг) обладает средствами доступа к БД и используется создателями динамических сайтов во всем мире.

Язык Tcl / Tk (конец 80-х годов) состоит из мощных команд, предназначенных для работы с абстрактными не типизированными объектами и позволяет создавать программы с графическим интерфейсом.

Язык VRML (1994г) создан для организации виртуальных трехмерных интерфейсов в Интернете.

Язык XML . С 1996г идет работа над созданием универсального языка структуры документов. Может стать заменой языка HTML .

ИНФОРМАТИКА- НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ СПОСОБЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СОЗДАНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПЕРЕДАЧИ И ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ.

ИНФОРМАЦИЯ – ЭТО НАБОР СИМВОЛОВ, ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ИЛИ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ, НЕСУЩИХ ОПРЕДЕЛЕННУЮ СМЫСЛОВУЮ НАГРУЗКУ.

ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (ЭВМ) ИЛИ КОМПЬЮТЕР (англ. computer- -вычислитель)-УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ. Принципиальное отличие использования ЭВМ от всех других способов обработки информации заключается в способности выполнения определенных операций без непосредственного участия человека, но по заранее составленной им программе. Информация в современном мире приравнивается по своему значению для развития общества или страны к важнейшим ресурсам наряду с сырьем и энергией. Еще в 1971 году президент Академии наук США Ф.Хандлер говорил: "Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и применении научного знания".

В развитых странах большинство работающих заняты не в сфере производства, а в той или иной степени занимаются обработкой информации. Поэтому философы называют нашу эпоху постиндустриальной. В 1983 году американский сенатор Г.Харт охарактеризовал этот процесс так: "Мы переходим от экономики, основанной на тяжелой промышленности, к экономике, которая все больше ориентируется на информацию, новейшую технику и технологию, средства связи и услуги.."

2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ.

Вся история развития человеческого общества связана с накоплением и обменом информацией (наскальная живопись, письменность, библиотеки, почта, телефон, радио, счеты и механические арифмометры и др.). Коренной перелом в области технологии обработки информации начался после второй мировой войны.

В вычислительных машинах первого поколения основными элементами были электронные лампы. Эти машины занимали громадные залы, весили сотни тонн и расходовали сотни киловатт электроэнергии. Их быстродействие и надежность были низкими, а стоимость достигала 500-700 тысяч долларов.

Появление более мощных и дешевых ЭВМ второго поколения стало возможным благодаря изобретению в 1948 году полупроводниковых устройств- транзисторов. Главный недостаток машин первого и второго поколений заключался в том, что они собирались из большого числа компонент, соединяемых между собой. Точки соединения (пайки) являются самыми ненадежными местами в электронной технике, поэтому эти ЭВМ часто выходили из строя.

В ЭВМ третьего поколения (с середины 60-х годов ХХ века) стали использоваться интегральные микросхемы (чипы)- устройства, содержащие в себе тысячи транзисторов и других элементов, но изготовляемые как единое целое, без сварных или паяных соединений этих элементов между собой. Это привело не только к резкому увеличению надежности ЭВМ, но и к снижению размеров, энергопотребления и стоимости (до 50 тысяч долларов).

История ЭВМ четвертого поколения началась в 1970 году, когда ранее никому не известная американская фирма INTEL создала большую интегральную схему (БИС), содержащую в себе практически всю основную электронику компьютера. Цена одной такой схемы (микропроцессора) составляла всего несколько десятков долларов, что в итоге и привело к снижению цен на ЭВМ до уровня доступных широкому кругу пользователей.

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬТЕРЫ- ЭТО ЭВМ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ БОЛЬШИЕ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СХЕМЫ.

90-ые годы ХХ-го века ознаменовались бурным развитием компьютерных сетей, охватывающих весь мир. Именно к началу 90-ых количество подключенных к ним компьютеров достигло такого большого значения, что объем ресурсов доступных пользователям сетей привел к переходу ЭВМ в новое качество. Компьютеры стали инструментом для принципиально нового способа общения людей через сети, обеспечивающего практически неограниченный доступ к информации, находящейся на огромном множестве компьюторов во всем мире - "глобальной информационной среде обитания".

6.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРЕ И ЕЕ ОБЪЕМ.

ЭТО СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО ИНФОРМАЦИЮ, ПРЕДСТАВЛЕННУЮ В ТАКОМ ВИДЕ, ЛЕГКО ТЕХНИЧЕСКИ СМОДЕЛИРОВАТЬ, НАПРИМЕР, В ВИДЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ. Если в какой-то момент времени по проводнику идет ток, то по нему передается единица, если тока нет- ноль. Аналогично, если направление магнитного поля на каком-то участке поверхности магнитного диска одно- на этом участке записан ноль, другое- единица. Если определенный участок поверхности оптического диска отражает лазерный луч- на нем записан ноль, не отражает- единица.

ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОДНОГО ИЗ ДВУХ СИМВОЛОВ-0 ИЛИ 1, НАЗЫВАЕТСЯ 1 БИТ (англ. binary digit- двоичная единица). 1 бит- минимально возможный объем информации. Он соответствует промежутку времени, в течение которого по проводнику передается или не передается электрический сигнал, участку поверхности магнитного диска, частицы которого намагничены в том или другом направлении, участку поверхности оптического диска, который отражает или не отражает лазерный луч, одному триггеру, находящемуся в одном из двух возможных состояний.

Итак, если у нас есть один бит, то с его помощью мы можем закодировать один из двух символов- либо 0, либо 1.

Если же есть 2 бита, то из них можно составить один из четырех вариантов кодов: 00 , 01 , 10 , 11 .

Если есть 3 бита- один из восьми: 000 , 001 , 010 , 100 , 110 , 101 , 011 , 111 .

1 бит- 2 варианта,

2 бита- 4 варианта,

3 бита- 8 вариантов;

Продолжая дальше, получим:

4 бита- 16 вариантов,

5 бит- 32 варианта,

6 бит- 64 варианта,

7 бит- 128 вариантов,

8 бит- 256 вариантов,

9 бит- 512 вариантов,

10 бит- 1024 варианта,

N бит - 2 в степени N вариантов.

В обычной жизни нам достаточно 150-160 стандартных символов (больших и маленьких русских и латинских букв, цифр, знаков препинания, арифметических действий и т.п.). Если каждому из них будет соответствовать свой код из нулей и единиц, то 7 бит для этого будет недостаточно (7 бит позволят закодировать только 128 различных символов), поэтому используют 8 бит.

ДЛЯ КОДИРОВАНИЯ ОДНОГО ПРИВЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКУ СИМВОЛА В КОМПЬЮТЕРЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ 8 БИТ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЗАКОДИРОВАТЬ 256 РАЗЛИЧНЫХ СИМВОЛОВ.

СТАНДАРТНЫЙ НАБОР ИЗ 256 СИМВОЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ASCII ( произносится "аски", означает "Американский Стандартный Код для Обмена Информацией"- англ. American Standart Code for Information Interchange).

ОН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ РУССКИЕ И ЛАТИНСКИЕ БУКВЫ, ЦИФРЫ, ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И Т.П.

A - 01000001, B - 01000010, C - 01000011, D - 01000100, и т.д.

Таким образом, если человек создает текстовый файл и записывает его на диск, то на самом деле каждый введенный человеком символ хранится в памяти компьютера в виде набора из восьми нулей и единиц. При выводе этого текста на экран или на бумагу специальные схемы - знакогенераторы видеоадаптера (устройства, управляющего работой дисплея) или принтера образуют в соответствии с этими кодами изображения соответствующих символов.

Набор ASCII был разработан в США Американским Национальным Институтом Стандартов (ANSI), но может быть использован и в других странах, поскольку вторая половина из 256 стандартных символов, т.е. 128 символов, могут быть с помощью специальных программ заменены на другие, в частности на символы национального алфавита, в нашем случае - буквы кириллицы. Поэтому, например, передавать по электронной почте за границу тексты, содержащие русские буквы, бессмысленно. В англоязычных странах на экране дисплея вместо русской буквы Ь будет высвечиваться символ английского фунта стерлинга, вместо буквы р - греческая буква альфа, вместо буквы л - одна вторая и т.д.

ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОДНОГО СИМВОЛА ASCII НАЗЫВАЕТСЯ 1 БАЙТ.

Очевидно что, поскольку под один стандартный ASCII-символ отводится 8 бит,

Остальные единицы объема информации являются производными от байта:

1 КИЛОБАЙТ = 1024 БАЙТА И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО ПОЛОВИНЕ СТРАНИЦЫ ТЕКСТА,

1 МЕГАБАЙТ = 1024 КИЛОБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 500 СТРАНИЦАМ ТЕКСТА,

1 ГИГАБАЙТ = 1024 МЕГАБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 2 КОМПЛЕКТАМ ЭНЦИКЛОПЕДИИ,

1 ТЕРАБАЙТ = 1024 ГИГАБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 2000 КОМПЛЕКТАМ ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

Обратите внимание, что в информатике смысл приставок кило- , мега- и других в общепринятом смысле выполняется не точно, а приближенно, поскольку соответствует увеличению не в 1000, а в 1024 раза.

СКОРОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПО ЛИНИЯМ СВЯЗИ ИЗМЕРЯЕТСЯ В БОДАХ.

1 БОД = 1 БИТ/СЕК.

В частности, если говорят, что пропускная способность какого-то устройства составляет 28 Килобод, то это значит, что с его помощью можно передать по линии связи около 28 тысяч нулей и единиц за одну секунду.

7. СЖАТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ДИСКЕ

ИНФОРМАЦИЮ НА ДИСКЕ МОЖНО ОБРАБОТАТЬ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ОНА ЗАНИМАЛА МЕНЬШИЙ ОБЪЕМ.

Существуют различные методы сжатия информации. Некоторые из них ориентированы на сжатие текстовых файлов, другие - графических, и т.д. Однако во всех них используется общая идея, заключающаяся в замене повторяющихся последовательностей бит более короткими кодами. Например, в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" несколько миллионов слов, но большинство из них повторяется не один раз, а некоторые- до нескольких тысяч раз. Если все слова пронумеровать, текст можно хранить в виде последовательности чисел - по одному на слово, причем если повторяются слова, то повторяются и числа. Поэтому, такой текст (особенно очень большой, поскольку в нем чаще будут повторяться одни и те же слова) будет занимать меньше места.

Сжатие информации используют, если объем носителя информации недостаточен для хранения требуемого объема информации или информацию надо послать по электронной почте

Программы, используемые при сжатии отдельных файлов называются архиваторами. Эти программы часто позволяют достичь степени сжатия информации в несколько раз.

Гост

ГОСТ

Прикладное программирование — это написание программ, которые предназначены для реализации конкретных задач и предполагают взаимообмен с пользователями.

Прикладные программные приложения – это программы, предназначенные для конечных пользователей. Этот класс программ является самым большим. Сегодня практически во всех областях деятельности людей реализованы и используются прикладные программные приложения. Во всех случаях, когда необходимо осуществить значительные математические вычисления, выполнить обработку большого объёма различных информационных данных или быстро выполнить анализ ситуационного положения для выработки управленческого решения, компьютерное оборудование, управляемое прикладным программным обеспечением, способно успешно заменить людей.

Классификация прикладного программного обеспечения

Все прикладные программы делятся на следующие типы, представленные на рисунке ниже:

Классификация прикладного программного обеспечения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классификация прикладного программного обеспечения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эта классификация носит достаточно условный характер, поскольку отдельные программные типы (к примеру, текстовые редакторы) представлены и в общем назначении (процессоры и программы редактирования), и в классе, где расположены профессиональные программы (например, издательские системы).

Программные приложения общего назначения

Программные средства общего предназначения применяются для разрешения проблем общего плана во всех областях деятельности людей. Они соединяют в себе наиболее часто применяемые пользователями программы, такие как редакторы текстов, табличные редакторы, информационные базы и так далее. К приложениям, работающим с текстами, можно отнести редакторы текстов и текстовые процессоры. Грань между этими программами носит достаточно условный характер. Редакторы текстов, к примеру, NotePad, разработанный компанией Microsoft, могут осуществлять базовые редакторские функции, а именно, занесение текста, его коррекция, действия с его фрагментами, выполнение операции его сохранения. Текстовые процессоры, такие как, к примеру, Word компании Microsoft, помимо этих возможностей, способны к разнообразному оформлению, а другие программы этого класса могут формировать документацию, которая предназначена для отображения на компьютере в формате электронного документа, а не в виде бумажной распечатки.

Готовые работы на аналогичную тему

Издательские системы способны автоматизировать операции вёрстки изданий полиграфии. Их отличает более широкий набор средств управления взаимодействием текстовых зон со страничными параметрами и объектами графики, но они обладают меньшим инструментальным набором, позволяющим автоматизировать ввод и корректировку текста. Их применение обосновано для документов, прошедших обработку в текстовом процессоре и графическом редакторе. Самыми популярными издательскими пакетами считаются: Adobe PageMaker, QuarkXPress, Microsoft Publisher, Corel Ventura.

Популярным прикладным программным приложением так же являются электронные таблицы. Главным предназначением электронных таблиц является работа с разными видами информации в табличной форме, к примеру, финансовая, бухгалтерская отчётность и другая документация этой сферы, мелкие инженерные расчёты. Наиболее известными программами этого типа являются Excel компании Microsoft, Lotus фирмы Lotus. Главным достоинством электронных таблиц по сравнению с текстовыми процессорами, в которых также возможно задавать таблицы и выполнять незначительные вычисления, является то обстоятельство, что содержимое выбранных ячеек можно менять в автоматическом режиме, согласно изменений содержимого других. То есть, это означает возможность функциональной зависимости ячеек. Помимо этого, табличные процессоры способны вести маленькие информационные базы данных и визуально отображать данные в табличном формате, то есть имеют инструменты сопровождения таблиц.

Далее рассмотрим системы управления базами данных (СУБД). Приложения данного класса, к примеру, Access компании Microsoft, дают возможность использования структурированных данных большого объёма. Обычно это базы данных с табличной структурой. СУБД служат для выполнения в автоматизированном режиме операций формирования, сохранения и извлечения данных в электронном виде. Очень много известных в разных областях деятельности людей информационных и справочных программных комплексов выполнены с применением инструментария СУБД. Используют базы данных, как правило, следующие категории людей:

  1. Специалисты в области проектирования структур сохранения информационных данных.
  2. Обычные пользователи, которые заполняют базы данных.

Структурная организация простых баз данных похожа на структуру обычных таблиц. Отдельные записи являются строками, а отдельные поля являются столбцами. Информационные свойства в столбцах могут иметь отличия, зависящие от их типа. То есть, поля в базе данных отражают не только общий формат таблицы, но и свойства данной информационной группы.

Системами работы с графикой являются прикладные программы, которые предназначены для обработки графических изображений. К этому типу можно отнести программы редактирования графики в растровой и векторной форме, приложения для работы с трёхмерными графическими изображениями (редакторы 3D). Растровые программы редактирования применяют для формирования изображений растры, то есть наборы точек, которые обладают своим цветом и уровнем яркости. В таких редакторах хорошо выполнять обработку фотографий и предметов, которые имеют плавные градации цвета. Однако следует заметить, что изменение масштаба подобных изображений, как правило, делает качество хуже. Когда сокращается число точек, то расплываются маленькие детали и подписи. Пиксельная прибавка ведёт к понижению уровня резкости и яркости изображения, поскольку новые точки должны получать оттенки, являющиеся серединой среди двух или более пограничных цветов.

Безусловно лидирует в этом классе прикладных программ приложение Adobe Photoshop. Основным инструментарием, предназначенным для работы с растровыми изображениями в операционной системе Windows, является редактор графики Paint.

Этот сайт предназначен для информационного обеспечения курса МДК.01.02 "Прикладное программирование", преподаваемого студентам третьего курса специальности "Программирование в компьютерных системах".

По этой дисциплине есть лекции, лабораторные работы, практические занятия и тестирование. В конце курса будет квалификационный экзамен по трем курсам: "Системное программирование", "Прикладное программирование" и "Веб-программирование".

По данной дисциплине введена рейтинговая система. Как зарабатываются рейтинговые баллы смотрите здесь.

На лекции надо ходить обязательно. Каждая лекция приносит рейтинг. Перекличка полная на каждой лекции. Есть студент на лекции, слушает преподавателя - получает баллы. Нет студента на лекции - нет баллов. По любым причинам. Отработок у лекций не бывает. Если болел - сочувствую, но процесс боления не заменяет процесса обучения. Справки из больницы показывайте на отделении, чтоб не считали прогулами без уважительной причины, а преподавателю они без надобности. Берегите здоровье, болеть - плохо по-любому.


Лабы - есть обязательные и дополнительные (необязательные). О них описано подробно здесь. Лаба приносит установленное количество баллов, в зависимости от качества исполнения и уровня защиты. Делаются они как в классе, так и самостоятельно на личном компьютере (не во время занятий по расписанию). Все лабораторные работы выполнить ТОЛЬКО на занятиях у вас не получится - Лабораторные занятия посещать надо, но можно отпрашиваться в критических ситуациях, т.к. баллы идут за сданные работы, а не за присутствие, хотя оно контролируется. На занятиях доделывается начатое дома, начинаются работы, которые будут заканчиваться дома, выясняются с преподавателем неясные вопросы, предъявляется сделанное и защищается оформленное.

Читайте также: