Конспект урока какие слова называются местоимениями 6 класс разумовская

Обновлено: 02.07.2024

Цель: углубить знания обучающихся о местоимении.

  • научить распознавать местоимения в речи;
  • определять их грамматические признаки, роль в речи;
  • дать первоначальное представление об основных разрядах местоимений.
  • вырабатывать умения детей самостоятельно получать знания по теме урока;
  • развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также память и внимание, логическое мышление при введение новых знаний; речевые способности и личностные качества: ответственность, самостоятельность; развивать речевые способности, орфографическую зоркость.
  • воспитывать интерес к родному языку, культуру ответа, коммуникативные отношения: ученик-учитель, ученик-ученик; бережное отношение к родной природе, традициям русского народа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основной метод: проблемно-поисковый, исследовательский.

Оборудование к уроку:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, на слайде у меня написано слово настроение. А какое бывает настроение? Подберите эпитеты к слову настроение. Поделитесь своим настроением на данный момент.

Я вижу, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. И вы с таким же настроением подойдете к концу урока.

3. Актуализация знаний.

Этот урок будет для вас уроком открытий, и открытия эти вы будете делать сами. Вашими помощниками будут тексты известных писателей, учебник, а также листы наблюдений, куда вы будете записывать наблюдения и выводы. (Приложение 1)

Запишем в наших листах число.

Первое открытие, которое вы должны сделать – определить тему урока. Для этого я предлагаю вам ряд вопросов и текст:

- Попробуйте угадать, о ком или о чем идет речь?

Я [Луговской] только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел. Я погладил его по спине, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.

- Почему сложно было догадаться?

- А теперь прослушав текст еще раз. Ответьте о чем идет речь? (Лист клена.)

- Что необычного в теме? Звездочки. (В конце урока записать как по-другому может звучать тема урока. Вместо имени.)

Анализ текста.

- Скажите, пожалуйста, какое отношение у автора к листу клена? С помощью какого средства выразительности смог показать нам его отношение к листику клена? Какой вывод можем сделать?

С темой урока мы определились, попробуем поставить цели. У вас в рабочих листах есть таблица, вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу и, обсудив это с соседом по парте, запишите эти сведения в первой графе таблицы.

Что мы знаем Что мы хотим узнать Что мы узнали
1. Местоимение – самостоятельная часть речи.
2. Местоимения бывают личными: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
3. Местоимения изменяются по числам и падежам.
1. Что обозначают местоимения?
2. Только личными бывают местоимения?
3. Всегда ли местоимения изменяются по числам и падежам?
1. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
2. Местоимения бывают не только личными, имеют 9 разрядов.
3. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.
4. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

Теперь давайте проанализируем выполненную вами работу.

А теперь поставьте вопросы к изучаемой теме и запишите в графу: хотим узнать.

4. Целеполагание.

- Итак, каковы цели нашего урока? (Учащиеся ставят цели урока.)

Сегодня на уроке мы с вами повторим, что знаем о местоимении, углубим знания об этой специфической части речи. А задачи вы уже сформулировали во второй графе таблицы и это будет являться планом нашего урока. (1. Значение, вопросы. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическую функцию. 4. Употребление в речи.)

Итак, поставьте первый вопрос. (Значение местоимений.)

- Итак, первое открытие. Местоимения – часть речи, которая заменяет имена. Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

- Какие именные части речи вы знаете? что они обозначают? Вспомните текст, какую часть речи заменяло местоимение он в тексте? (Существительное.) А другие именные части речи может заменять? Проверим, так ли это с помощью следующего предложения.

- Понятен ли вам смысл этого предложения? Кто она такая? Когда она пройдет?

- Сможем ли мы ответить на вопросы, если сделаем следующие изменения? (Накладываются существительное, прилагательное, числительное на места местоимений.)

- Вместо каких слов употреблялись местоимения такая, она, несколько? Что обозначают части речи, замещенные местоимениями?

- Но чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных? (Указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их.)

Местоимения употребляются вместо имен, указывая на предмет, признак, количество, но не называют их.

Местоимения-сущ-ые (я, ты, она).

Местоимения-прил-ые (такая, свой).

Местоимения-числительные (сколько, несколько).

Вывод 3. Общее значение местоимений особенное, обобщенное, абстрактное. Они только указывают на предметы, но не называют их.

Вывод о том, как изменяются местоимения, мы сделаем после следующих заданий.

Задание по группам: 1 группа – просклонять местоимение она, 2 группа – такая, 3 группа – изменить по родам и числам местоимение такая.

Вывод 4. Местоимения могут изменяться по падежам, числам и иметь род.

А теперь обратимся к предложению и определим синтаксическую роль местоимения.

Вывод 5. Местоимения в предложении чаще всего является подлежащим, дополнением, определением.

Масленица – это веселые проводы весны, с хороводами, песнями, плясками и ярмарками. Я побывала на одной из таких ярмарок и приобрела матрёшку, состоящую из девяти штук. Как вы думаете, почему я выбрала именно эту матрёшку? Затрудняетесь ответить? А получить ответ на этот вопрос нам поможет следующее задание.

6. Физкультурная минутка.

(На своем рабочем месте у вас листочки с разрядами местоимений и их примерами, вам нужно попытаться соотнести разряд и местоимение.)

- Так ответьте, пожалуйста, почему я выбрала эту матрешку?

Вот мы и познакомились со всеми разрядами местоимений. Всего их 9.

Записать разряды в лист наблюдений.

- Сегодня на уроке мы очень много говорили о местоимении, но для чего они нам нужны? Ответим на этот вопрос, обратившись к тексту.

Выразительное чтение текста без местоимений. Всё ли нам понятно в тексте и красив ли он? Вставьте местоимения, используя слова для справок и постарайтесь определить их разряд.

Вывод 6. Местоимения нашу речь делает красивее и богаче, помогают избегать повторов.

- Объясните орфограммы в выделенных словах. Почему в 3 предложении стоит двоеточие?

7. Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы много отвечали, дополняли, творили. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку. Заполните 3 графу таблицы. (Местоимения не называют предметы, признаки, количество, а только указывает на них. Существует девять разрядов местоимений. Местоимения изменяются по падежам, а некоторые и по родам и числам. В предложении местоимение выполняет роль подлежащего, дополнения или определения). Давайте проверим наши выводу, обратившись к учебнику.

- Какое бы свое название теме урока вы бы дали. Запишите вместо звездочек.

8. Тестовые задания (презентация).

Насколько вы были успешны, покажет тест.

9. Домашнее задание.

  1. Записать 3 загадки, в которых есть местоимения, определить их род, число, падеж.
  2. Упр. 392.
  3. Карточка по новому материалу.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий, введение в проект.

Планируемые результаты:

Предметные: имеют представления о местоимении; определяют местоимения в тексте; осуществляют правильную постановку знаков препинания в предложении с причастным оборотом; составляют и извлекают необходимую информацию из справочных материалов.

Метапредметные:

Личностные : оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества; развивают морально - нравственные качества личности.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно - следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, умеют формулировать собственное мнение и позицию, выстраивают учебный диалог с учителем.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; Коммуникативные: выстраивают учебный диалог с учителем.

Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней,
При любом ненастье, при любой грозе.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись, чтобы у вас все получилось.

-Какой сегодня день? (пятница, 12 апреля)

- Какой праздник отмечает наша страна в этот день? (День космонавтики) (слайд 1)

Приветствуют, настраиваются на работу

Отвечают на вопросы

Синтаксическая минутка

Предметные: осуществляют правильную постановку знаков препинания в предложении с причастным оборотом;

Познавательные: анализируют, делают выводы

- Начинаем наш урок с разминки:

- Найдите грамматическую основу предложения. Чем осложнено это предложение?

Ю. А. Гагарин - первый человек, совершивший полет в космос. (подлежащее и сказуемое - имя существительное; в предложении содержится причастный оборот)

Оформляют тетради, работают на предложением, комментируют, называют правило, на которое опирались во время выполнения задания.

Постановка учебной задачи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: анализируют, делают выводы

Коммуникативные: выстраивают учебный диалог с учителем.

-Сегодня мы тоже будем космонавтами и отправимся открывать для себя новое, неизвестное на планете Местоимений.

- Прочитайте отрывок из стихотворения С. Михалкова:

ОН изучил за много лет (слайд 2)

ЕЁ по множеству примет

- Понятен ли вам смысл этого отрывка? Кто ОН? Кого изучил он за много лет?

- Чтобы понять, нужно прочитать все четверостишие:

Скворец летел к себе домой.

Летел дорогою прямой.

Он изучил за много лет

Её по множеству примет. (слайд 3 второй щелчок)

- Как видите, мы не можем понять о ком идет речь без первых двух строчек.

- Являются ли слова ОН, ЕЁ названиями предметов или только указывают на предметы?

- Запишите тему в тетрадь

Отвечают на вопросы

Записывают тему в тетрадь

Первичное закрепление

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию

- Что такое местоимение?

- Для чего оно нужно в тексте?

- Вместо каких самостоятельных частей речи оно может употребляться?

Находят в тексте понятие (стр 293)

Отвечают на вопросы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Предметные: имеют представления о местоимении; определяют местоимения в тексте,

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, выстраивают учебный диалог с учителем.

А вы знаете, что местоимения еще называют: загадкой, помощником, характеристикой, заместителем? Почему?

- Почему наш проект будет называться именно так? ( именно так переводится слово МЕСТОИМЕНИЕ с латинского.)

Цель нашего проекта: получение знаний о местоимении, создание мини - учебника для закрепления и повторения материала по теме.

- По окончании работы в проекте вы создадите свой личный мини - учебник по части речи местоимение, который сможете использовать в дальнейшей работе.

Читают стихотворение, отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Высказывают собственное мнение

Самостоятельная работа (поиск информации)

Предметные: составляют и извлекают необходимую информацию из справочных материалов.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах

- Итак, приступим к работе в проекте. (слайд 6)

1 группа исследует, почему местоимение называют загадкой

2 группа - почему называют помощником

3 группа - почему характеристикой

4 группа - почему заместителем

(В случаем, если какая - то из групп быстрее справилась с заданием, можно дать дополнительное: выписать местоимения из стихотворения (приложение 2 )

Дети работают в группах по карточкам (приложение 1)

Затем отчитываются по поставленным вопросам

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями.

- Пора подвести итог нашего урока. Давайте проверим, что вы узнали о планете Местоимений. Проверьте себя. (дети работают по таблице (приложение 3) дописывают предложения, которые тут же проверяем) (слайд7)

- Кто доволен своей работой? Вы хорошо сегодня поработали? Молодцы. Спасибо за работу.

Д/з упр. 650 стр. 295

Дети формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала.

Приложение 1

1 группа Каждое местоимение - загадка

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. … не было видно. … озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился. И вдруг, из зарослей вылез маленький барсук. … поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. … жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне захотелось крикнуть зверьку, что … обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в … нос.

Вывод: прежде чем употребить местоимение, нужно назвать имя предмета или его признак, вместо которого употребляется местоимение, для точного понимания о ком или о чём говорится в рассказе.

2 группа Каждое местоимение - помощник

В прошлом году . принесли брошенного котёнка. . назвал . Барсиком. Теперь . подрос, превратился в огромного сильного кота.

Барсик – сиамский кот, … очень красивый, умный и упрямый и даже немного своенравный.

У Барсика есть свои привычки. . любит встречать . после школы, делать со мной уроки, а вечером ложится на свое место на диване и никому … не уступает.

Барсик не любит, когда … что-то запрещают. … только на время сделает вид, что согласен … , а потом проверит, что … всё-таки не разрешили делать.

Барсика любит не только вся наша семья, но и наши соседи и друзья.

Вывод: В качестве помощника местоимение выступает тогда, когда в письменной речи нужно избегать повторов.

3 группа Каждое местоимение - характеристика

Дайте характеристику человеку по данным выражениям:

сам себе хозяин

взял себя в руки ;

Вывод: есть в русском языке такое замечательное местоимение, с помощью которого можно охарактеризовать человека. И мы с вами частенько используем в речи устойчивые выражения с данным местоимением, которые уже давно стали крылатыми фразами.

4 группа Каждое местоимение - заместитель

По соотношению с другими частями речи выделяют четыре группы местоимений:

Местоимения- ?: я, мы, кто, никто, что-то и др. – указывают на предметы, изменяются по падежам и связываются с другими словами в предложении как имена существительные. (Приведите пример)

Местоимения- ?: мой, твой, этот и др. – указывают на признаки предметов как имена прилагательные. Они связываются с именами существительными, изменяются по родам, числам и падежам. (Приведите пример)

Местоимения- ?: столько, несколько и др. – указывают на кол-во предметов. Связываются с сущ. , изменяются по падежам. (приведите пример)

Местоимения- ?: где, когда, куда и др. – указывают на признаки действий, не изменяются и связываются с глаголами. (Приведите пример)

Приложение 2

Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли.
А начинал - вот он, российский, славный парень,
ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языкав 6 классе по теме "Местоимение".Урок объяснения нового материала, сопровождается презентацией.

Тип урока: комбинированный.

Автор учебника: М.М.Разумовская

Цели урока: Обучающие:

– повторение материала о местоимении, обогащение его новым материалом;

– осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний;

– овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной форме.

Развивающие:

– развитие образного и логического мышления и речи;

– обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

– воспитание любви к родному языку, культуры письма.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Четырнадцатое апреля. Классная работа. Местоимение.

Четырнадцатое апреля. Классная работа. Местоимение.

Первые стихи Мама п..лучила (по) почт.. ч . .дес(?)ную открытку. (На)ней была изобр..жена ш..рокая сп..койная река.Я взгл..нул на открытку,и в моей голове р..дилось четверостишие… Несколько строк я помню и с..йчас.

Первые стихи Мама п..лучила (по) почт.. ч . .дес(?)ную открытку. (На)ней была изобр..жена ш..рокая сп..койная река.Я взгл..нул на открытку,и в моей голове р..дилось четверостишие… Несколько строк я помню и с..йчас.

(На) ней-она(открытка). (В)моей-моя(собственная). Несколько-(три).

(На) ней-она(открытка). (В)моей-моя(собственная). Несколько-(три).

место имени е

место имени е

Вместо имени существительного числительного прилагательного

Вместо имени существительного числительного прилагательного

Местоимение – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ , слова которой указывают НА ПРЕДМЕТЫ , ПРИЗНАКИ , КОЛИЧЕСТВА , но не называют их. Местоимение заменяет в речи ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ , ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ , ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ .

Местоимение – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ , слова которой указывают НА ПРЕДМЕТЫ , ПРИЗНАКИ , КОЛИЧЕСТВА , но не называют их. Местоимение заменяет в речи ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ , ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ , ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ .

Указывает на предмет признак количество, но не называет их.

Указывает на предмет признак количество, но не называет их.

Восстанови текст.

Раннее утро. Медвежата резво играют в сосновом лесу. _____ пришли сюда недавно. Двое медвежат распол_жились на поваленном дереве. Медведица зорко следит ______. А третий медвеж_нок пр_встал на задние лапы и пр_слушался. Что-то привлекло ____ внимание. Медведям здесь хорошо. И ____ не раз сюда будут пр_ходить.

Задание. Спишите, вставляя в текст подходящие по смыслу местоимения и орфограммы в словах. Для чего служат местоимения в данном тексте?

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Познакомить с указательными функциями местоимения.

3. Обратить особое внимание на употребление местоимений в речи.

II. Развивающие.

1. Развивать логическое мышление, память, внимание.

III. Воспитывающие.

1. Повышать интерес к урокам русского языка.

Ожидаемые результаты: ученик должен

Уметь: распознавать местоимения среди других частей речи, правильно употреблять местоимения в речи.

Тип урока: урок изучения нового материала в условиях внедрения ФГОСов.

Местоимения удобны. Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру другие слова.

Александр Александрович Реформатский.

I. Организационный момент

У: - Здравствуйте, ребята! Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, приступим к уроку. У вас на парте лежит Лист контроля . Подпишите его, свои ФИО. (Слайд)

Письмо космонавта

Чтобы стать человеком сильной воли, надо воспитывать свою волю. Одним людям это дается легче, другим – труднее, но каждому она в жизни необходима.

Воспитывать в себе волевые качества на всякий случай – дело бесполезное. Нужна цель, которая и поможет воспитанию этой хорошей черты характера человека.

Перед вами цель – успешно окончить школу. Значит, нужно хорошо готовиться к каждому уроку, ничего не делать наспех. Сумейте отказаться от того, что отвлекает от дела. Сделайте это сейчас – и воля ваша укрепится.

Всего наилучшего вам, ребята!

- Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня работаем с этим письмом?

Надо, легче, труднее, успешно, нужно, хорошо, меняемся с соседом листами, проверяем задание,

Всё правильно сделали? Проверьте себя. (слайд)

III. Проблемный вопрос: - А давайте еще раз вспомним и назовем все известные нам самостоятельные части речи. (ребята перечисляют – существительное, прилагательное, глагол, числительное, наречие, местоимение, категория состояния) (слайд)

Постановка цели урока (целеполагание).

- Сегодня, ребята, когда Я собиралась в школу, думала, как ВЫ будете отвечать на уроке, как Вы будете вести себя при гостях. Я надеюсь, что сегодня на уроке ВЫ будете активны и сообразительны.

У: - Кто-то обратил внимание на мою интонацию?

- Какие слова я выделила своим голосом? Назовите эти слова.

- А вы знаете, какой частью речи являются данные слова?

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы …(Местоимение)

У: - Сегодня мы приступаем к изучению ещё одной интересной части речи. Она называется местоимением.

2) Индивидуальное задание. Словарная работа

- Сейчас Вика Малиновкина расскажет нам всем о происхождении слова “местоимение” из Этимологического словаря, а также значение слова “местоимение из Толкового словаря

(МЕСТОИМЕНИЕ. Из Этимологического словаря. Калька из лат. prōnōmen, греч. ἀντωνυμία, т. е. "вместо имени";

Из Толкового словаря

местоимение, -я, ср. В грамматике: слово (существительное, прилагательное, числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и замещающее соответствующие знаменательные имена и наречия. Личные, возвратные, указательные местоимения. прил. местоименный ое.), -ая, -

- Местоимений в языке немного—около 70, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. Почему? Это действительно загадка.

- В вашем листе контроля предложено несколько целей нашего урока. Выберите, какие мы поставим сегодня перед собой в листе контроля. Давайте определим цели, которые мы должны реализовать сегодня на уроке.

(Обращаемся к листу контроля и отмечаем цели). Зачитайте, какую цель вы для себя определили.

Итак, я правильно поняла вас, что сегодня на уроке, мы должны

1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.

2)Научиться правильно употреблять местоимения в своей речи.

3) Определить, какова роль местоимения в русском языке

- И мы сегодня в этом убедимся.

IV. Изучение новой темы

1) Послушайте текст (1-е предложение закрыто, учитель читает).

Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл. Я погладил его но спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.

У: - Можно ли точно сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека?

Учитель читает 1-е предложение.

У: - А теперь всё понятно?

У: - Являются ли слова он, мой, я, у самой, его названиями предметов или только указывают на эти предметы?

- Какой частью речи они являются?

ВЫВОД №1: местоимение - часть речи, которая указывает на предметы (слайд)

У: - Только ли на предметы указывают местоимения? Давайте выясним это?

На слайде в 3 столбика записаны местоимения:

она мой несколько

никто любой столько

мы наши сколько

У: - Разгадаем ещё одну загадку местоимения.

- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках ( в 1 столбике – кто?, во 2 – какой?, в 3 – cколько?)

- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?

ВЫВОД №2: местоимения способны заменять самостоятельные части речи.

1 группа местоимений заменяет имена существительные;

2 группа заменяет имена прилагательные;

3 группа – числительные.

( слайд )

Здоровье - сбережение.

3) Работа с учебником. Упражнение №624. Продолжите заполнение данных столбиков словами из упражнения.

V. Тренировочные упражнения

1) Чтение учителем текста Януша Корчака.

«Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое малюсенькое словцо: кто!

У: - Какой вывод можно сделать? Для чего нужны местоимения?

Вывод№3: Местоимения – наши помощники (слайд )

2) Групповая работа. Работа с текстом (слайд)

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

- Красивый текст? Что в этом тексте не так?

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. (слайд ) (запись исправленного текста в Листе контроля)

Вывод №4: В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь (слайд)

Найдите в тексте глагол, который соответствует схеме: корень+суффикс+суффикс+окончание;

Найдите в тексте антонимы

(гладкий – колючий, колючий – мягкий)

3) Прослушайте небольшое стихотворение: (слайд )

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ.

-Что не так в этом стихотворении?

Вывод №5: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями тоже не стоит (слайд)

Итак, подведем итоги. (слайд+ 5 выводов)

6)Выполнить задания теста на Листе контроля.

VI. Д/з. На выбор:

2) Вспомните и запишите названия песен, сказок, мультфильмов, художественных фильмов с местоимениями;

VII. Подведение итогов урока (слайд)

- Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

1) Местоимение – это … (Далее отвечают ученики: самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их).

Итог урока:

У: - Сегодня на уроке мы познакомились с еще одной самостоятельной частью речи.

Вы старались и помогали мне, молодцы!

VIII. Рефлексия.

-А сейчас оцените свою работу на уроке и покажите тот смайл, который отражает ваши эмоции с урока.

- А я проверю всю вашу работу и на следующем уроке мы вместе обсудим наши результаты.

Читайте также: