Вводная беседа о видах искусства конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

2 Виды искусства – это формы творческой деятельности, различающиеся по способам воплощения.

3 Изобразительное искусство графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура.

4 Графика- это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

6 Живопись- вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

7 Скульптура- вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

8 Декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства, произведения которого объединяют художественные и практические свойства. Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение. Слово декоративный произошло от латинского dеkоrаrе – украшать.

9 Архитектура или зодчество искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

10 Литература - совокупность любых письменных текстов.

11 Музыка это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании.

12 Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением.

13 Фотография - получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала в фотоаппарате.

14 Кинематограф - отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений.

15 Театр- зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других.

16 Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах, посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей как художественное познание.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka._iskusstvo._vidyizobrazitelnogo_iskusstva._.docx 849.81 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель: Дей А.Я.

Группа: АТ-14-401 . Специальность СПО Архитектура

Тема: Искусство. Виды искусства

Цель: способствовать формированию глубокого уважения к культуре прошлого и настоящего, общечеловеческим ценностям, воплощенным в искусстве.

Развивающая : помочь обучающимся в осознании непреходящей ценности духовных открытий, выраженных в разных видах искусства;

Развивать общие компетенции: ОК1; ОК4, ОК5; ОК6.

Воспитательная : уважительно относиться к представителям разных культур, быть готовым к диалогу культур, вносить собственный вклад в сохранение культурного наследия России.

Тип урока: урок введения нового знания

Методы: словесные (беседа), наглядный (демонстрация репродукций, просмотр видео ряда), практический (самостоятельная работа, заполнение таблицы), частично - поисковый

Основные понятия и термины: искусство, предмет искусства, виды искусств, жанры искусства, функции искусства, анималист, маринист, гравюра, граффити.

  1. Организационно – мотивационный этап - (5 мин)
  2. Этап актуализации знаний - (5 мин)
  3. Введение нового знания - (15 мин)
  4. Первичное закрепление. Выполнение упражнений - (5 мин)
  5. Самостоятельная работа (практическая) - (7 мин)
  6. Подведение итогов урока, саморефлексия, оценивание - (5 мин)
  7. Объяснение домашнее задание - (3 мин)
  1. Организационно – мотивационный этап (отметка присутствующих, мотивация – просмотр фотографий, картин).

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах, посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей как художественное познание .

Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называли "искусством" и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т.п.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Виды изобразительного искусства: скульптура

Жанры изобразительного искусства:

  • пейзаж
  • портрет
  • натюрморт
  • тематическая картина , Тематическая картина также делится на жанры: анималистический, батальный, бытовой, исторический, маринистический.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов. (слайд 6)

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная. (слайды 7 – 9)

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. (слайды 10 – 16)

Произведение, создаваемое художником-живописцем называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет – жанр, который посвящен изображению человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;

б) натюрморт - жанр, который посвящен изображению окружающих человека вещей;

в) пейзаж — жанр, который посвящен изображению естественной или преобразованной человеком природы;

  • анималистический жанр - жанр, который посвящен изображению животных;
  • батальный жанр – посвящен изображению, битв, сражений, баталий;
  • бытовой жанр – жанр посвящен изображению повседневной жизни людей;
  • исторический жанр – жанр, посвященный изображению исторических событий и деятелей.
  • Маринистический жанр (или марина) – посвящен изображению моря,

Живопись. Пожалуй, это один из самых распространённых видов искусства. Самые первые произведения живописи относятся к глубокой древности, они обнаружены на стенах пещер древних людей .

Очень древней считается и монументальная живопись, которая развивалась в форме мозаики и фрески (живопись по сырой штукатурке). Живопись это произведение выполненное в цвете масляными, акварельными и ли другими красками.

От живописи следует отличать графику , которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но её произведения, как правило, выполняются на бумаге.

Различают станковую, книжную, журнальную, газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).

Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объект и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптура подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение па камне.

Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом, называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф - это высокий рельеф, который, возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая - это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная - скульптура средних, а монументальная — больших и огромных размеров.

Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых разных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей.

Первичное закрепление. Самостоятельное выполнение упражнений: студентам предлагается выполнить мини-исследовательскую работу. Задание: определить, какие виды и жанры искусств представлены на фотографиях, записать в тетрадь.

  1. Литература — вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором. (слайд 19)

  1. Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной. (слайд 20)
  2. Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. (слайд 21)
  3. Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. (слайд 22)
  4. Балет - вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. (слайд 23)
  5. Кино — вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. (слайд 24)
  6. Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера. (слайд 25)
  7. Фотоискусство — искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. (слайд 26)

Решаем главную задачу, предлагаю ребятам самим выделить функции искусства. В результате разговора определяем:

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций. (слайд 27-29)

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

  • Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении гармонии духа, утраченной человеком в реальной действительности.
  • Художественно-концептуальная функция - выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.
  • Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее.
  • Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.
  • Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играла ведущую роль в общей системе функций искусства.
  • Эстетическая функция — это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.
  • Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным.

Предмет искусства - жизнь людей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов . Последние, будучи результатом вымысла, тем, не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего общества, оказывать серьезное влияние на общественное сознание

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно- пространственные формы и т.д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, с другими формами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Самостоятельная работа (практическая). Обучающиеся работают со словарем, выписывают из учебника в свои словарики новые термины и их значение.

Подведение итогов, саморефлексия.

Обучающиеся записывают вывод о месте искусства в системе общественного сознания и мировой культуре.

Вывод: Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Домашнее задание: Творческое задание составить рассказ и презентацию о стилях античного искусства: романский стиль, готика, барокко, рококо, ампир, классицизм на примере различных видов искусства.

Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866г

История создания картины

Картина "Тройка" Василия Перова - одна из самых драматичных, печальных и эмоциональных картин русской живописи. Это не просто произведение искусства, это суровое свидетельство истории, правдиво рассказывающее о жизни народа. Смотреть на нее грустно, немного страшно, дети вызывают жалость, сострадание. Она была написана в 1866 году и посвящена нелегкому детскому труду. Другое название картины - "Ученики мастеровые везут воду". Кто же позировал художнику?

Двух детей он написал скоро с соседских ребятишек, но никак не мог найти натуру для третьего. И вот однажды на Страстной неделе он встретил богомольцев – женщину с сыном, шедших в храм у Тверской заставы. Мальчик идеально подходил для его картины. Перов стал упрашивать их зайти в мастерскую. Вначале мама отказывалась, говоря, что у них считается будто человек, с которого нарисовали портрет, недолго проживет, но потом все, же уступила.

Он сдержал слово. Она написала, что поставила рисунок в Святом углу.

Известно, что Перов изначально хотел подчеркнуть в героях признаки уродства и крайнего истощения, тем самым, вызвать у зрителей чувство жалости к детям низших сословий, чей удел был холод, голод и непосильный труд. Об этом свидетельствуют его этюды и зарисовки к картине. Позже художник отказался от своего замысла и придал детским лицам выражение миловидности и безысходности, что сделало их образы одухотворенными.

Раздаточный материал для выполнения упражнения по определению видов и жанров искусства.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством.Учащиеся знакомятся с видами искусства.Каждый вид искусства говорит с нами на своем языке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства), формирование новых знаний, умений, навыков.

Содержание урока: Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды.

Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника?

Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей.

Роль пространственных искусств в создании предметно-пространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире.

Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

Художник и зритель: художественный диалог.

Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия.

Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя.

Задание: участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные).

Характеристика видов деятельности учащихся

Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства.

Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.

Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе.

Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.

Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.

Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.

Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение.

Понимать, что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определённых знаний и умений.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

Оборудование:

Для учителя:

сетка кроссворда (на доске или ватмане)

Для учеников:

ручка или карандаш

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Основная часть:

- Актуализация знаний и введение новых знаний в процессе компьютерной презентации. Первичное освоение новых знаний: инд. работа:

После слайда – соединить репродукции и соответствующее им название вида искусства стрелками

- Работа в парах – взаимопроверка. Оценка по предложенному учителем критерию.

- Закрепление новых знаний: решение кроссворда

- Самопроверка и самооценка по предложенному критерию.

- Д/з и инструктаж по его выполнению

3. Подведение итогов.

1. Организационный момент 1-2 мин

Взаимное приветствие. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей Ученики занимают свои места. (Эмоционально положительный настрой на урок, мотивация на рабочий ритм.)

Вводное слово учителя

Что мы имеем в виду, когда говорим “ искусство”?

Ответы детей:

Учитель: живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, музыка, литература, кино, балет, эстрада фотография (художественная) и др.- это всё – искусство. ( Слайд 1)

Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством. ( Слайд 2)

Мы с вами приоткрыли лишь первую страничку огромной книги под названием “История искусств” (Слайд 3) и познакомились с тремя древнейшими искусствами: Искусством изображения, Искусством звука, Искусством слова. ( Слайд 4)

Он опирается на пространственные (или пластические) и временные виды искусства.

А сегодня мы будем говорить об искусствах, которые называют пластические, (слайд 6) пространственные, визуальные, видимые, изящные… Они

существуют в пространстве,

не изменяются во времени…

говорят на своём языке…(пояснить)

Это всё - изобразительное искусство.

Ещё когда наши предки обитали в пещерах, одевались в звериные шкуры, а пищу добывали охотой, уже тогда они стремились украсить свою жизнь. Пусть грубо и неумело, но ведь их этому никто не учил! Уже тогда, во времена первобытных художников появились все виды изобразительных искусств

Скульптура - когда высекали из камня и лепили фигурки из глины

Живопись - когда украшали скалы росписями

Графика - когда на стенах пещер рисовали сажей или углем

Декоративное искусство - когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали и

расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камушков.

Архитектура – древние сооружения из огромных камней.

Через много тысяч лет рядом с художниками появились искусствоведы, т.е. люди ведающие (знающие) искусство. Вот они, чтобы было удобнее изучать виды и дали им названия и нашли у каждого из них свои отличительные особенности, о которых мы и поговорим: (слайд 7)

Страна пластических искусств имеет свой особый язык. Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке (слайд 8)

Живопись – цветом на плоскости

Графика – линией и пятном на плоскости

Скульптура – на языке объёмов и форм,

Архитектура – конструкции и пространства,

ДПИ – и объёма, и цвета, и линий, и пространства…

Помните, как в поисках пищи Буратино сунул свой нос в котелок и проткнул в нём дырку - и котелок и очаг были нарисованы на куске старого холста. С каким видом искусства познакомился Буратино? (с живописью) (слайд 9)

Изобразительные виды пространственных искусств

Подготовленный доклад ученика: Живопись - само слово означает “писать жизнь”. Ведь живописцы изображают предметы “как в жизни”. Живописью называют и само произведение искусства, выполненное красками. Живопись - один из наиболее ярких и распространенных видов изобразительного искусства, передающий мир с помощью цвета, красок. Живопись делят на: станковую и монументальную (слайд 10 )

Название “станковая” произошло от подставки - станка, мольберта, на котором художник пишет картину в своей мастерской. Основой для такой картины была сначала доска, позднее холст (в России уживаются и то и другое: на досках - иконы, на холстах - картины) Картины можно собирать - коллекционировать - коллекция.

Примеры произведений живописи (Слайд 11 )

Учитель: Помните песенку:

Точка, точка, запятая -
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик,-
Появился человечек! (слайд 12)

Такого же человечка рисовал на стене пещеры углем и самый первый художник на свете. Рисовал, не подозревая о том, что открывает новый вид искусства.

Ученик: Графика - искусство в первую очередь рисунка. Её название происходит от греческого “графо” - пишу, черчу, рисую. Именно этот вид искусства был наиболее древним. График использует сочетание черного и белого, (белая - бумага, черный - карандаш, уголь, другой сухой материал)

Линия и сочетание черных и белых пятен - язык графики. Она может быть и цветной - например, работы пастелью (цв. мелками) По назначению делят на:

Читайте также: