Конспект урока животные зоны лесов

Обновлено: 05.07.2024

• Формировать знания учащихся о животных леса; научить классифицировать на травоядных, хищных, всеядных; познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей.

• Коррекция мышления на основе умения устанавливать простейшие взаимосвязи между многообразием растительного и животного мира, корригировать зрительное и слуховое восприятие, долговременную наглядно-образную память, устойчивое внимание, связную устную речь.

• Воспитывать бережное отношение к животным леса.

• Карта природных зон.

• Картинки с изображениями животных леса.

Ход урока

I. Организационный момент:

Задание: Сядет тот, кто вспомнит и назовёт название деревьев (слушать друг друга внимательно и не повторяться).

II. Повторение: (на доске карта природных зон)

• В какой лесной зоне растут эти деревья.

• Покажите на карте лесную зону.

• А какие деревья растут в наших лесах? (Учитель убирает карту природных зон).

Слайд № ___ кроссворд

1. Название растения, которые не сбрасывают на зиму зелень. ХВОЙНЫЕ

2. Видоизменённые листья хвойных растений. ХВОЯ

3. Хвойное, вечнозеленое дерево, хвоя и шишки которого крупнее сосновых. КЕДР

4. Крупное лиственное дерево с крепкой древесиной и плодами - желудями. ДУБ

5. лиственное дерево с белой корой. БЕРЁЗА

6. Хвойное дерево, растущее на сухих почвах. СОСНА

7. Дерево с широкими резными листьями. КЛЁН

8. Хвойное дерево, растущее на сырых почвах. ЕЛЬ

9. Хвойное дерево с очень твёрдой древесиной, которая используется для строительства подводных сооружений. ЛИТСВЕННИЦА

9. Дикий труднопроходимый лес, состоящий из хвойных пород деревьев. ТАЙГА

10. Дерево, напоминающее ель, у которого шишки растут вверх. ПИХТА

Заполните таблицу на доске.

Исключи лишнее Напиши вид леса Условный знак

ель, осина, кедр, лиственница, сосна, пихта хвойные леса

берёза, сосна, дуб, рябина смешанные леса

липа, пихта, дуб, клён широколистные леса

III. Актуализация опорных знаний:

Слайд № ___ Составьте логическую цепь.

• От чего зависит разнообразие растительности.

• Ребята, как вы думаете, в какой природной зоне животный мир многообразнее : в зоне тундры или в лесной зоне? Почему? (Ответы детей.)

IV. Изучение нового материала.

• Сегодня на уроке продолжим знакомство с лесной зоной нашей страны. А конкретно мы поговорим о животных, живущих в лесах. Тема урока “Животный мир лесной зоны”.

V. Объяснительный рассказ учителя:

Природные условия лесной зоны благоприятны для жизни многих животных. Лес предоставляет им корм и убежище. Пищи здесь больше и добывать её можно круглый год. Чем малодоступнее лес, тем лучше сохранился животный мир. Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами.

Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей. Кроме того, в лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов. Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен.

- Слушайте внимательно. Услышав в стихотворении названия животных лесной зоны – хлопаем в ладоши, другое – топаем.

Заглянули мы в леса,

Что за чудо – чудеса.

Белка скачет по деревьям,

Под кустом сидит лиса.

На ветвях сидят пингвины,

Льву большому чешут гриву,

Мышь гоняет кенгуру,

А медведь дерёт кору.

Вот такой весёлый лес

В нём полным – полно чудес.

Ты за партой не зевай,

Животных леса называй.

В лесной зоне водятся животные, которые питаются растительной пищей – (как они называются)

Травоядные – это лоси, олени, косули, зубры, зайцы, белки.

Здесь обитают и хищники (чем они питаются)

Звери питающиеся животной пищей : травоядными животными и грызунами. Это волк, тигр, рысь, лисица.

В лесной зоне обитают животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей (как они называются)

Всеядные. К ним относятся чёрный и бурые медведи, кабаны, ёжик.

Словарная работа: словарные слова читаем хором и индивидуально повторяем.

Задание № 1:Работа с учебником стр. 81. заполните таблицу по материалу учебника.

Травоядные – лось, косуля, олени, маралы, зубры, зайцы.

Хищники – волк, лиса, тигр, соболь, рысь.

Всеядные – черный и бурый медведь, кабан

Слайд № ___ (проверка)

Задание № 2:На доске заполните таблицу, поместив соответствующих животных в графы таблицы.

Животные лесной зоны

Травоядные Хищники Всеядные

Задание № 3: На доске из данных иллюстраций составить цепь питания (грибы, ягоды, шишки; белка; рысь)

Задание № 4: Прочитайте название животных, назовите лишнее.

• Белый медведь, кабан, заяц, белка.

• Песец, лисица, лось, рысь, бобр.

• Косуля, волк, лемминг, медведь.

Задание № 5: Вставьте в текст пропущенные слова.

В лесу можно встретить самого крупного зверя, это …. Летом пасутся небольшие стада пугливых …. В густых зарослях обитает дикий, они питаются корнями, листьями, желудями, мышами. В земле роет ходы, добывая червей и насекомых, …. В лесной траве и мху устроился колючий …. Среди ветвей в дуплах деревьев строит гнёзда пушистый зверёк, это …. В лесу живут хищники:, , ….

Слова для справок: лось, косуля, кабан, крот, ёж, белка, лиса, барсук, куница, волк, рысь.

О животных какой природной зоны вы узнали сегодня на уроке?

Кого из них можно встретить в нашем лесу?

Какие из них находятся под охраной государства?

I. Ученик: Ёж — общеизвестный по внешности зверёк, чья спина и бока покрыты короткими тёмными иглами. Иглы длиной до 3 см; у взрослых ежей их 5000—6000, у молодых — всего 3000. Длина тела ежа 135—265 мм, хвоста — не более 3 см; весит он в среднем 700—800 г, но перед спячкой может отъедаться до 1200 г. У ежей острое обоняние и слух, зрение слабое. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Живут ежи в природе 3—5 лет, в неволе до 8—10 лет.

Учитель: В пределах своего участка ёж устраивает несколько (до 10) гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в кучах хвороста и т. п. местах. Гнездо (диаметром 15—20 см) он выстилает сухими травами, листьями, мхом, древесной трухой. Летом нор не роет, иногда занимает пустые норы грызунов. Весной, когда ежи выходят из спячки, они проявляют активность и в дневные часы.

Ученик: Активен преимущественно в сумеречное и ночное время. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок. С наступлением заморозков (ниже 10 °C, накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку, продолжительность которой зависит от климатических условий. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до 15 °C. Ёж – всеядный. Питается он в основном насекомыми (жуками, уховёртками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди, грибы, ягоды и фрукты.

II. Учитель: Волки. Люди мало знают о волках. Они считают их опасными и свирепыми, коварными и вероломными. Считается, что волки часто нападают на людей. Правда в другом – они, как и полагается хищникам, охотятся, чтобы не умереть с голоду, но стараются подальше держатся от людей.

Ученик: Волки являются хищниками, что охотятся на крупных млекопитающих. Они охотятся группами. Голодному волку, чтобы насытиться, иногда хватает и небольшого животного – бобра, кролика, мыши или птицы. За один раз взрослый волк может съесть до 10 килограммов мяса! Обычно волк-самец весит около 50 килограммов, волчица — килограммов на 5 меньше. Их высота в холке — около 75 сантиметров, а длина от носа да кончика хвоста достигает 1,5 — 2 метров. Волки — живут семьями. Обычно в волчьей семье бывает 6 — 7, а иногда и 15 животных. Волки могут бегать со скоростью 9 км/час, а в погоне за оленями и лосями разгоняться до 60 км/час.

III. Учитель: Бурый медведь. В средней полосе Европейской части России чаще всего попадаются звери весом 80—120 кг, но в тайге медведи достигают массой до 750 кг, при длине тела 2,5 м; встав на дыбы, такие гиганты достигают 3 м.

Вообще же медведи стараются избегать встреч с людьми, да и охотой на крупных животных — лосей, оленей, кабанов и др. — занимаются далеко не все из них, а главным образом те, что живут в северной тайге. Просто удивительно, что столь могучий зверь питается преимущественно овсом, ягодами, плодами, орехами, зелеными растениями, насекомыми, их личинками, рыбой, падалью. Сильно портят они и деревья, на которые залезают за кедровыми орешками, фруктами и пр. Этой пищи он съедает очень много.

Ученик: В конце осени на 5-6 месяцев медведи впадают в спячку на несколько месяцев вплоть до весны. Иногда на открытую поляну или к дереву они натаскивают кучу мха и еловых веток в виде большого птичьего гнезда делают берлогу. Очень часто берлоги располагаются в ямах под защитой бурелома или корней упавших деревьев. Сверху берлогу заносит снегом, так что остается только небольшое отверстие для вентиляции, так называемое чело. В сильные морозы его края покрываются инеем. Для берлоги медведь избирает самые надежные, глухие уголки. Во многих областях этот зверь охраняется законом.

Ученик: Ёж — общеизвестный по внешности зверёк, чья спина и бока покрыты короткими тёмными иглами. Иглы длиной до 3 см; у взрослых ежей их 5000—6000, у молодых — всего 3000. Длина тела ежа 135—265 мм, хвоста — не более 3 см; весит он в среднем 700—800 г, но перед спячкой может отъедаться до 1200 г. У ежей острое обоняние и слух, зрение слабое. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Живут ежи в природе 3—5 лет, в неволе до 8—10 лет. Учитель:

Ученик: Активен преимущественно в сумеречное и ночное время. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок. С наступлением заморозков (ниже 10 °C, накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку, продолжительность которой зависит от климатических условий. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до 15 °C. Ёж – всеядный. Питается он в основном насекомыми (жуками, уховёртками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди, грибы, ягоды и фрукты.

Ученик: Волки являются хищниками, что охотятся на крупных млекопитающих. Они охотятся группами. Голодному волку, чтобы насытиться, иногда хватает и небольшого животного – бобра, кролика, мыши или птицы. За один раз взрослый волк может съесть до 10 килограммов мяса! Обычно волк-самец весит около 50 килограммов, волчица — килограммов на 5 меньше. Их высота в холке — около 75 сантиметров, а длина от носа да кончика хвоста достигает 1,5 — 2 метров. Волки — живут семьями. Обычно в волчьей семье бывает 6 — 7, а иногда и 15 животных. Волки могут бегать со скоростью 9 км/час, а в погоне за оленями и лосями разгоняться до 60 км/час.

III. Бурый медведь.

Ученик: В конце осени на 5-6 месяцев медведи впадают в спячку на несколько месяцев вплоть до весны. Иногда на открытую поляну или к дереву они натаскивают кучу мха и еловых веток в виде большого птичьего гнезда делают берлогу. Очень часто берлоги располагаются в ямах под защитой бурелома или корней упавших деревьев. Сверху берлогу заносит снегом, так что остается только небольшое отверстие для вентиляции, так называемое чело. В сильные морозы его края покрываются инеем. Для берлоги медведь избирает самые надежные, глухие уголки. Во многих областях этот зверь охраняется законом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

На Дальнем Востоке, в уссурийской тайге, водятся черные медведи. Черный медведь – животное небольших размеров, с белым пятном на груди. Живет преимущественно на деревьях, лазает по ним с поразительной ловкостью. На деревьях он добывает корм: желуди, орехи. Охота на черного медведя запрещена – он занесен в Красную книгу.
Отгадайте загадку о ком, мы сейчас узнаем:
Он огромный и усатый,
И (к тому же) полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это - …. (Тигр)
М. Корнеева

Тигр – опасный хищник, который живет в глухих местах. Окраска шерсти красновато – рыжая с черными поперечными полосами. Охота на него запрещена – он занесен в Красную книгу. Сейчас, по подсчетам ученых, число уссурийских тигров на Дальнем Востоке приближается к 150.
Физкультминутка.
Услышав в стихотворении названия животных лесной зоны – хлопаем в ладоши, другой зоны – топаем.
Заглянули мы в леса,
Что за чудо – чудеса.
Белка скачет по деревьям,
Под кустом сидит лиса.
На ветвях сидят пингвины,
Льву большому чешут гриву,
Мышь гоняет кенгуру,
А медведь дерёт кору.
Вот такой весёлый лес,
В нём полным – полно чудес.
Ты за партой не зевай,
Животных леса называй.
Рассказ учителя:
Отгадайте по характерным признакам, о ком я хочу вам рассказать:
Я - полосатый …
Люблю лесной орех - фундук.
А нынче повезло мне вдруг -
Нашел орешек грецкий.
Орехи до смерти люблю!
Но до утра перетерплю.
А утром с белкой разделю
Находку по-соседски! (Бурундук)
Шестакова Г.

В тайге можно увидеть бурундука. Этот зверек похож на белку, только у него поменьше хвост. На спине и по бокам у бурундука расположено пять темно – серых полос. Бурундук хорошо лазает по деревьям, цепляясь за кору острыми коготками. Зимой зверек впадает в спячку. Бурундук ложится спать в одно время с медведем, и охотники знают: если исчез бурундук, значит, залег и медведь.
Как вы, думаете, с кем в норе может жить бурундук? (С лисой.)
Работа в парах.
Задание: восстановите текст, с помощью слов для справок.
В лесу можно встретить самого крупного зверя, это ___________. Летом пасутся небольшие стада пугливых ______________. В густых зарослях обитает дикий _____________, он питается корнями, листьями, желудями, мышами. В земле ______________ роет ходы, добывая червей и насекомых. В лесной траве и во мху устроился колючий _____________. Среди ветвей в дуплах деревьев строит гнезда пушистый зверек, это ______________. В лесу живут хищники: ____________, ______________, ___________________.
Слова для справок: лось, косуля, кабан, крот, еж, белка, лиса, барсук, куница, волк, рысь.
Мы с вами, читая этот рассказ, убедились, что в смешанных и лиственных лесах водятся различные животные: кабаны, косули, заяц – беляк и другие животные.
В таких лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов (среди густой кроны деревьев, в зарослях кустарников). Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, здесь не так сильно дует ветер, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен.
Трудно приходится животным зимой, когда все покрыто снегом и невозможно добраться до корма. Обитатели леса приспособились к жизни в условиях этого сурового времени года. На время зимней бескормицы одни животные впадают в спячку, в норах или берлогах, другие летом и осенью делают запасы. Как вы, думаете, кто из обитателей леса делает запасы? (Белки, кедровки, синицы).

В лесу много корма для птиц. Вспомните и назовите птиц обитателей лесов.
(Тетерева, глухари, дятлы, сойки, кедровки, клесты, синицы, дрозды, снегири, свиристели, зяблики, кукушки, иволги, соловьи, галки, сороки, вороны).
Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле. Не трогать яйца руками. Не брать в руки птенцов.)
Задание: исправьте ошибки в моем рассказе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии. В этом конспекте раскрыты разнообразные методы и приёмы, позволяющиее провести урок в интересной, занимательной форме.

для детей с ТМНР по теме:

Учитель географии и биологии первой категории:

Дорошенко Лидия Геннадьевна

Цель: Обучающиеся получат возможности для усвоения знаний о животных лесной зоны

Задачи урока:

Образовательные:

Для учителя:

- Обучающиеся получат возможность узнать об особенностях животных лесной зоны, питании, местах обитания, приспособлении к зимним условиям в лесу.

Для учащихся:

Учащиеся научаться распределять животных по группам: травоядные, всеядные, хищники.

Коррекционно-развивающие: Развивать наглядно-действенное мышление через предъявления заданий по группам.

Развивать произвольное внимание путём выполнения дидактических упражнений

Воспитательные:

Воспитание у учащихся бережного отношения к животным, растениям лесной зоны.

Тип урока: Комбинированный

Технологии:

Формы организации познавательной деятельности:

Оборудование:

Для учителя:

- Компьютер, экран, мультимедийный проектор, карта природных зон России

Для учащихся:

- карточки с заданием, опорные схемы

I.Организационный

Прозвенел для нас звонок.

Вот уж начался урок.

На уроке, вы будете

внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы полными предложениями, выполнять задания.

У вас всё обязательно

- Посмотрите на доску, и

скажите, какое сегодня число?

-Скажите, на какой урок, вы пришли?

- Что мы делаем на уроках географии?

Дети садятся, за столы.

-На урок географии.

Работаем с картами,

с учебником, выполняем

II. Проверка

изученного материала

III.Постановка цели и задач

IV.Объяснение

нового материала

- Ребята, давайте повторим пройденный материал.

-Посмотрите, внимательно на доску и скажите, что обозначают эти прямоугольники?

- Правильно ли на доске

- Давайте их расставим по порядку с севера на юг.

- Проверьте себя, правильно ли выполнили задание?

Работа с картой.

- Назовите и покажите на карте природные зоны?

- О чём мы говорили на предыдущем уроке?

- Какие деревья, растут в лесу?

-Назовите лиственные деревья?

- Почему деревья называют лиственными?

-Назовите хвойные деревья?

- Почему называют хвойными?

- Какие климатические условия необходимы для роста растений в лесу?

Вывод: Итак: мы выяснили,

-Какие условия необходимы для роста

- Если в лесу много растений, как вы думаете, кто там может

1.Трав копытами касаясь. Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко. Кто это?

летом серый. Никого не обижает, а всех боится. Кто это?

По полю рыщет, телят, ягнят ищет. Кто это?

4.Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной, а когда прийдёт весна,

Просыпается от сна.

5. Рыжая с пушистым хвостом. Живёт в лесу

под кустом. Кто это?

рыжего цвета, огромная кошка живёт в лесах

Дальнего Востока. Кто это?

Лось, заяц, волк, медведь, тигр.

- Назовите, одним словом: -Кто это?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке вы узнаете:

1.Почему так много животных живёт в лесу?

2.Какие животные живут в лесу?

3.Как приспособились животные к жизни в лесу зимой.

4.Какие животные занесены в Красную книгу?

- В лесной зоне обитает огромное количество животных. Лес предоставляет им корм, и убежище, возможность пережить зиму, вырастить потомство. О таких животных, мы и поговорим сегодня на уроке.

Самым крупным животным лесной зоны является лось. У лося ветвистые рога, очень хороший слух, улавливает все шорохи ,в случае опасности лось уходит далеко в заросли, в лес. Лес является для лося укрытием. Питается листьями, побегами деревьев, травой. Зимой корой молодых деревьях, сеном. Лесничие подкладывают лосям соль.Это животное травоядное.

Заяц живёт в лесу. С

осени он роет нору,

живёт в норе. Зимой у него шерсть снежно - белая ,летом серая на фоне травы, почвы.

Этим он спасается от лисиц , волков. Питается заяц травой, молодыми побегами, зимой корой молодых деревьев.

Это травоядное животное.

Волки крупные животные, похожи на овчарок. Живут в лесу, в норах.

Зима трудное время года для волков. Голодные волки собираются стаями и делают набеги на деревни: утаскивают овец, коз, кур.

В лесу нападают на больных ослабленных животных, тем самым сдерживают болезни

среди животных. Эти

животные называются хищниками.

4.Рассказ про медведя.

Бурый медведь - крупный сильный зверь. Он живёт в лесу. Он может убить корову, кабана, мелких грызунов.

Разоряет муравейники, гнёзда диких пчёл, питается мёдом, ест ягоды.

Всю зиму медведь спит в берлоге, потому что ему нечего есть.

Всё - ест растения и мясо, это животное называется всеядное.

Лисица мельче и слабее волка. Её можно узнать по вытянутой морде, длинному пушистому хвосту и окраске шерсти. Живут лисицы в лесу, в глубоких норах.

Лисица часто поселяется вблизи деревень и таскает кур из курятников. Зимой ищет из - под снега полевых мышей.

Питается мясом, значит это хищное животное.

Тигр - опасный хищник, который живёт в глухих местах. Окраска шерсти красновато-рыжая

с чёрными поперечными полосами, шерсть густая не позволяет тигру зимой замёрзнуть. Питается травоядными животными, кабанами. Охота на него запрещена – он занесён в Красную книгу.

Многие животные такие как: медведи, кабаны, тигры, занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства..

Большие лесные вырубки, лесные пожары, наводнения – всё это уничтожает корм для животных, их убежища, неумеренная охота людей на животных уменьшает численность животных. Их становится всё меньше. Наша задача беречь лес, и живущих в лесу животных!

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлен конспект урока по окружающему миру на тему "Животный мир лесной полосы", проводимого в третьем классе по учебнику А.А. Плешакова с указанием целей, задач, типа урока, оборудования, этапов и структурно - логической схемы (СЛС), а также технологической карты урока, в которой подробно отражены все этапы деятельности учителя и учащихся.

Конспект урока по природоведению в 3 классе

Тема: Животный мир лесной полосы.

Цели: расширить и углубить знания детей о животном мире леса; обратить внимание на особенности животных леса, подвести детей к выводу о необходимости охраны животного мира в лесу.

развивающие: развивать речь, умение делать выводы, анализировать, обобщать, запоминать, наблюдать.

воспитательные: прививать чувства бережного отношения к природе.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Оборудование: 1. карта природных зон;

2. таблица с изображением силуэтов животных;

3. рисунки животных и птиц;

5. картина, демонстрирующая лес.

Этапы урока: 1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Формирование новых знаний и умений.

4. Закрепление изученного материала.

5. задание на дом.

Структурно-логическая схема (СЛС):

Связи в природе

Технологическая карта

II.Актуализация опорных знаний

III.Изучение нового материала

Взаимосвязи в природе

Беседа (фронтальный опрос)

Показать на карте границы лесной полосы(2-3 чел)

Какие бывают леса?

На основании чего их разделяют?

Почему растения в лесу растут ярусами?

Подвести детей к выводу о многообразии растительного мира лесной полосы.

-Итак, в лесу много растений. Значит, много корма для животных.

-Рассмотри силуэты животных и отгадай.

(волк, медведь, рысь, лиса)

-прекрасно плавает, хорошо лазает по деревьям

-очень острый слух и обоняние

-своеобразно питается: в его рацион входят трава, орехи, ягоды, желуди, лось, кабан

-может съесть за сутки 20-30 кг мяса

-за осень сильно жиреет (до 100 кг)

-конец ноября - вторая половина марта – зимний сон

-медвежата рождаются в феврале, вес медвежонка 600 г

-отношение человека к этому животному не всегда разумное

-В Дании и Англии медведей уже нет

-в нашей стране живет 2/3 от числа этих животных на земном шаре

-единственная из крупных кошек

-встречается в лесной зоне

-может взбираться на деревья

-мех густой, мягкий, пушистый, на кончиках ушей черные кисточки

-в ее рацион входят зайцы-беляки, лесные животные, в том числе птицы

-густой , мягкий , рыжий мех и пушистый хвост

-питается личинками майских жуков, летом при случае ест ягоды, а осень – сочные лесные фрукты, основная пища – полевки

-как и лиса, летом при случае ест ягоды, а осенью – сочные лесные фрукты

-передвигаясь шагом, этот зверь идет след в след, если идет стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных

-бегает со скоростью до 45 км/ч

Исключительную роль в жизни леса играют птицы. Птичье царство весьма разнообразно. Многие из приносят большую пользу, и реже вред. Особенно полезны для леса поползень и пищуха, мелкие птички с размером воробья, склевывающие самых вредных для леса насекомых в разных стадиях их развития. Столь же ценна кукушка, которая поедает даже самых волосатых гусениц. Полезна в дубравах красивая птица иволга. Большую пользу лесу приносят синицы, которые склевывают много вредных гусениц, личинок и взрослых насекомых. Скворцы, дятлы, удоды и др. птицы так же уничтожают много насекомых, особенно в период кормления птенцов. Весьма полезны канюк (сарыч), кобчик, пустельга, сова – уничтожители мышей, полевок, крупных насекомых. Вредных для леса птиц мало. К истребителям древесных семян относятся клесты, зяблики, дрозды, др., но они же и полезны, как распространители семян этих деревьев. В лесу также живут глухари, тетерева, рябчики, куропатки, вальдшнепы, рыжеголовая сойка, красивейшая птица леса, кедровка, щур, клест.

Из животных характерны куница, росомахи, белки, барсуки, выдры, бурундуки – обитающие по опушкам, где имеются высокие дуплистые деревья, дающие ему приют; они питаются кедровыми орехами, ягодами смородины, шиповника. А также рыси, лисы, немало бурых медведей и волков.

Самое крупное животное леса – лось. Это представитель семейства оленей. Имеет вес до 500 кг. Может легко преодолевать снежные сугробы, болота. Хорошо плавает. Лось (самец) достигает высоты двух метров, длины 2,5 метра. Рога весят до 20 кг.

Повсеместно распространен заяц-беляк. Мы вспомнили и что-то узнали об этих ярких представителях лесной зоны новое.

-А теперь давайте поговорим о том, что в лесу все взаимосвязано. Заглянем в лес. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.

У гусениц место на листке. Дело у нее одно – поедать листья. А в стволе дерева, под корой проедает, пропиливает свой ход личинка жука-усача. Масса всяких мелких и крупных животных поедает траву, листья, кору, дерево. Вот и получается, что все лесные жители друг от друга зависят. Ястребам не прожить без синиц, синицам без гусениц, гусеницам без листьев, все – без леса.

Основание пищевой цепи:

1 звено – это сам лес с его богатствами;

2 звено – все те, кто питается растениями (гусеницами, мышами, белками, оленями, кабанами);

3 звено – охотники. Самые разные. Тут и мелочь вроде жуков-короедов, жуков-красотелов, истребителей гусениц. Множество мелких птиц – они ловят насекомых. Куницы, ласки, лисы, поглядывающие на мышей сверху вниз;

4 звено – хищные птицы и звери, которые могут охотиться и на охотников.

Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.

ж елудь кабан волк

зерно мышь змея орел

2. Разгадывание кроссворда:

1.Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга.








2. На овчарку он похож:


Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

3. Посмотрите-ка какая –

Вся горит как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

4 Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

5 Меньше тигра, больше кошки,

На ушах – кисточки-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь.

Ответы на вопросы для повторения в учебнике, заполнение таблицы в тетради

Читайте также: