Конспект урока головной мозг коррекционная школа

Обновлено: 04.07.2024

Образовательная: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.

Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни.

  • презентация “Головной мозг”;
  • тестовые задания;
  • рабочая печатная тетрадь учащегося.

I. Организационный момент.

III. Изучение нового материала.

1. О чем мы сегодня будем говорить на уроке. (О головном мозге)

Тема сегодняшнего урока “Головной мозг” его строение и функции.

  • познакомиться (со строением головного мозга);
  • узнать (функции его отделов);
  • повторить …

Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим? И сотни других вопросов потребовали научного ответа.

На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович.

Ребята, обратите внимание перед вами представлены их портреты. Но еще задано до их открытий

Гиппократ сказал: “Мозг – центр всех центров”.

Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать.

Ребята, откройте тетради и запишите тему урока. (Запись учителем на доске темы урока)

2. Строение головного мозга.

  • Где располагается головной мозг. (В полости черепа)
  • какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
  • а как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)
  • В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)
  • Ребята, головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.
  • Масса головного мозга масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 200 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.
  • У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? (Мыслительная деятельность)
  • Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.

Вес мозга И. С. Тургенева – 2012 г,

Анатоля Франса - 1017 г,

У Луи Пастера - не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней.

  • Давайте вспомним из курса “Зоологии” из каких отделов состоит головной мозг. (Ствол, мозжечок, полушария большого мозга)

Работа со схемой.


  • Ребята, строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением голоного мозга (Его функции)
  • Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы. Откройте печатные тетради, стр.38
  • Вам необходимо, поработав с учебником, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией и привести примеры регулируемых процессов .

Работаем по принципу: “Учусь сам, учу другого”.

Вы находите ответ в учебнике, записываете в тетрадь и прочитываете друг другу (соседу).

Работаем в пол голоса

1. А теперь посмотрим, что у вас получилось.

Показываем отдел и называем выполняемые функции.

Читая, мы выясним значение головного мозга

2. А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)

Вот, ребята, очень много травм происходит в школе во время перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, что ученики ударяются затылком и их после этого тошнит- это признак сотрясения головного мозга.

- Что еще может повлиять на работу головного мозга? (Недостаточный сон, неправильное питание, нездоровый образ жизни, нервные срывы и многое другое)

- Как алкоголь и никотин могут повлиять на работу головного мозга? (Cообщения учащихся)

- Тем, кто заботится о своем здоровье, доктор Спокк предлагает памятку.

Давайте зачитаем памятку.

- Согласны ли вы с этими положениями? Я предлагаю вам дома, прочитав параграф о головном мозге и ответив на вопросы после него, дополнить эту памятку, обсудив ее с родителями.

Кстати, судить об умственных способностях человека, руководствуясь лишь одними количественными критериям, нельзя.

Существует такая пословица:

“И в маленькой голове
Большому уму не тесно”.

а) О чем мы сегодня говорили на уроке (о головном мозге, его строении и функциях).

- Покажите все отделы головного мозга.

б) Теперь выполним тест по данной теме. (I и II вариант). (См. Приложение 1, приложение 2).

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.docx 1.19 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока по биологии в 8 классе. Тема "Строение и работа сердца"

Подробный конспект урока по биологии в 8 классе, тема "Строение и работа сердца". К учебнику "Биология. Человек" авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш (линия В.В. Пасечника). На уроке изучается новый м.


Урок по теме "Строение и функции головного мозга"

Урок для 8 класса по программе Сонина.

Методическая разработка урока по теме "Строение и функции головного мозга"

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения и функциями отделов головного мозга: продолговатого и среднего мозга, мозжечка.

Разработка урока(8 класс) по теме "Строение и функции головного мозга

Цели и задачи урока:образовательная– дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях,- раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и .

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе. Тема: Позвоночные животные.

методичская разработка урока в 5 классе по биологии.

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе. Тема: Царство Грибы

методическая разработка урока для 5 класса ФГОС, содержит технологическую карту урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по мир природе и человека для детей с умственной отсталостью.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Мозг человека

Цель урока: знакомство учащихся с деятельностью главного управляющего органа тела-мозгом.

- коррекционно- обучающие: актуализировать знания учащихся о частях тела человека, о главных органах жизнедеятельности, изучение модели мозга, познакомить учащихся с тем, что необходимо мозгу для хорошей работы, с функциями мозга.

-коррекционно-воспитательные: воспитать бережное отношение к своему организму.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: ноутбук, проектор

Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые БУД

Организационный (3 мин.)

Проверка готовности к уроку, вопросы: Какое сегодня число? Время года? Месяц?

Настроенье у нас отличное

А улыбка дело привычное.

Пожелаем друг другу добра

Нам урок начинать пора!

Ребята, проверьте всё ли у вас готово на парте к работе?

Скажите, какое сегодня число? Время года? Месяц?

Дети проверяют готовность к уроку, отвечают на вопросы.

Личностные: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,

Актуализация предыдущих знаний (7 мин.)

Итак, сегодня мы поговорим с вами о главном управляющим нашим телом. Как вы думаете, что это за орган?

А давайте вспомним из каких частей состоит наше тело и поиграем в игру. На экране человечек, вам необходимо курсором мыши перетащить название части тела к самой части тела на человечке.

А теперь ответьте на след. вопросы.

Какой орган гоняет кровь по всему телу, никогда не останавливается и начинает работать с первых минут жизни человека?

Каким органом человек дышит?

Это мозг. Играют в игру по частям тела человека в интернете.

Отвечают на вопросы устно.

Регулятивные: при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности;

Познавательные: умение соотносить название предмета с реальным предметом, опираясь на предыдущий опыт; умение работать с интерактивными заданиями; умение опираясь на прошлый опыт выбирать правильный ответ из предложенных

Изучение нового (15 мин.)

Чтение отрывка рассказа о мозге, ответы на вопросы, выполнение заданий в учебнике

Откройте учебник на стр. 50, Кирилл прочитай, небольшой рассказ о мозге.

Хорошо, Вова ответь, пожалуйста, на вопросы…… (вопросы в учебнике)

Давайте выполним след. задания в учебнике. (практические задания на исследования органов чувств, согласно инструкции учителя)

Рассмотрите, как выглядит мозг человека. Показываю модель мозга, обсуждение с учащимися за что отвечает мозг.

Итак, сейчас я вам прочитаю вам о том, что необходимо мозгу для хорошей работы.

А теперь, ответьте на вопросы…….(в учебнике)

Хорошо, сейчас мы вместе посмотрим видеоролик о нашем мозге.

Ученик читает отрывок, другой ученик, слушая его, отвечает на вопросы по рассказу.

Выполняют практические задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Просмотр видеоролик на тему Мозг

Познавательные: умение внимательно слушать чтение другого ученика, осмысливать и запоминать информацию; рассматривание модели мозга, анализировать и запоминать полученную информацию через просмотр видеоурока

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы полным ответом; вступать в диалог с учителем, слушать речь учителя.

Регулятивные: умение следовать инструкции учителя;

Физминутка (2 мин.)

Три в ладоши три хлопка, головою три кивка

Пять- руками помахать

Шесть- за стол тихонько сесть.

Повторяют за учителем движения.

Регулятивные: следование инструкции учителя

Закрепление (10 мин.)

Итак, ребята теперь наша задача составить схему о том, чем наш мозг помогает нашему организму

Мозг помогает: думать, говорить, дышать, двигаться

Познавательные: умение выделять главные функции предмета, составлять графическую схему

Рефлексия (2 мин.)

Ответы на вопросы учителя

Что нового я узнал сегодня?

Что мне понравилось?

Ученики отвечают на вопросы.

Личностные: осознание себя как ученика, осознавать свои эмоции чувства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель : Якубова А.С.

Тема: Головной мозг

- создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.

- способствовать развитию и коррекции мышления, внимания, связной речи через выполнение коррекционных заданий и упражнений.

- содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: презентация, карточки с заданиями

1. Какой раздел биологии мы с вами начали изучать?

2.Что обеспечивает нервная система?

3. Назовите строение нервной системы.

4. Чем образована нервная система?

5.Из чего состоит нервная система?

6. Где располагается спинной мозг.

7. Назовите функции спинного мозга

Индивидуальная работа с Настей

Рассмотри рисунок и подпиши строение спинного мозга

3. Изучение нового материала.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

У зверюшек примитивных,

Маленьких детей наивных,

И у папы капитана

Есть, покрытый весь корой,

В черепной коробке, друг,

Не пусто, не живет паук;

Нужно место в голове,

Чтоб было где сидеть главе!

Нам идеи подавать.

Нервных клеток там тела,

Состоит из них кора.

Когда делаем прыжок,

Ноги выше поднимать,

Сердца стуком и дыханьем

Мозг продолговатый правит!

Защищает нас от бед,

Хочет завтрак и обед!

Видит солнышка восход,

Слышит в море пароход,

Руки, ноги поднимает,

Вот у мозга сколько дел!

Сможешь все, что захотел,

Если все обдумал сразу.

(Не бывать тогда проказу!)

Мозгом ты своим гордись,

И за ум скорей берись!

Чтоб каждый был тобой сражен!

И видел, как же ты умен!

-Ребята о чем стихотворение. Кто мне назовет тему нашего урока? О чем мы с вами будем говорить?

Тема сегодняшнего урока “Головной мозг”

-Как вы думаете где располагается головной мозг?

Головной мозг расположен в черепе и окружен несколькими мозговыми оболочками. Череп и мозговые оболочки защищают головной мозг от повреждений.

Работа со схемой . Назовите отделы головного мозга

hello_html_m413951bd.jpg

Функции отделов головного мозга

Работа с учебником. К каждому отделу головного мозга подберите функцию

Продолговатый мозг и мост

Работа в тетрадях

Число. Месяц. Тема урока

Вывод записывают в тетрадь. Головной мозг находится в черепе. Головной мозг состоит из отделов: продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга и больших полушарий. Головной мозг контролирует работу внутренних органов.

Индивидуальная работа : Настя записывает вывод в тетрадь.

Закрепление.

-О чем мы сегодня говорили на уроке (о головном мозге, его строении и функциях).

-Что нового для себя узнали?

-Назовите функции головного мозга

Задание: подпишите на схеме отделы головного мозга

Домашнее задание стр 214-218 читать, ответить на вопросы, вывод знать. Записать в тетради 2 пословицы о мозге.

Оценивание обучающихся

Рефлексия. Букет настроения

hello_html_m21c2316b.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 233 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.05.2017 1043
  • DOCX 117.5 кбайт
  • 14 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Якубова Альбина Сагидуллаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о том, как устроено наше тело .

Давайте вспомним и назовем основные внутренние органы человека ( на основе

В ор ганизме человека все органы важны, и жить человек не сможет без любого

из них. Без дыхания, пищи до лго не проживешь. Без скелета человек будет совсем

бесформенным, без мускулов застынет как статуя, ни шагу не сделает. Но как вы

думаете, кто или что управляет всеми вашими органам и? Если бы я спросила у вас:

процессы вы можете контролировать самостоятельно. Вы не можете приказать

сердцу б иться быстрее, заставить свой желудок переваривать пищу . Обычно вы не

замечаете, как моргаете и дышите. Ваш организм – это сложный механизм,

состоящий из мно жества ч астей. Но есть орга н, кото рый д ействительно называют

главным, потому что он управляет работой всех остальных органов человека,

обеспечивает и х согласова ние и взаим одействие. Как вы думаете, о каком орга не

идет речь?( ответы детей ). Да, эт о мозг. Ведь не зря говоря т : «Не глаз видит, не у хо

Тема нашего урока: «Мозг – главный орган человека, ко торый у правляет

Как вы ду маете, на какие воп росы мы сег одня постараемся найти

- Что надо делать, чтобы сохранить з доровой не рвную систему? ( слайд )

Как вы ду маете, зачем нам знать о роли мозга в нашей жиз ни ?

- Рассмотрите р исунок в учебнике на с. 112. На этом ри сунке и зображена

нервная система. Давайте посмот рим, из каких частей состоит нервная

- Где находится головной мозг? Потрогайте свою голову. Что вы н ащупыва ете?

( ответы детей ). М озг наход ится в крепк ой костяной защ ите.

- Где н аходится спинной мозг? ( ответы детей ) . Вместе головной и спинно й

мозг образую центральную нер вну ю си стему . Как вы дум аете, п очему такое

- Что отходит от головного и спинного мозга ? ( нервы) . Да, от головного и

спинного мозга о тходит густая сеть нервов. Если все нер вы одного человека

соединить в едину ю нить, то ее длина б удет в 3 р . б ольше рассто яния от Земли до

Луны. Это словно телефонные провода, которые п одходят к каждой мышце, каждому

органу и связывают их с головным мо згом. Таким образом, нервная система

соединяет все част и организма в единое целое и руководит его работой.

- Еще раз посмотрите на рисунок. Что составляет нервну ю систему человека?( н а

доске или слайде появляется на чало опорного конспе кта. Учащиеся строят с

помощью карт очек со слов ами составл яющие нервной с истемы. ). (Приложение 3)

- По одним нервам информация от органов чувств, как ток по проводам

поступает в головной мозг. Головной мозг – наш главный ко мпью тер -

расшифровывает эту информацию и принимает решение. По другим нервам его

команды двигаются к рабочим органам или мышцам нашего т ела. А орга ны ил и

мышцы начинают вып олнять команду нашег о мозга. ( Рассказыв ает подг отовленный

Например, глаза увидели красный свет светофора( слайд ). Эта информация по

Вот так работает наша нервная система . Ей подчиняются все органы и мышцы .

Но н ервная система состоит из … .( Учащиеся, опираясь на рисунок в учебнике, еще

- Так почему головной мо зг на зывают главным органом? Чтобы отв етить на

этот вопрос, прочитайте на с.1 12 вто рой абзац текста. Найдите одно предложение,

- Как вы думаете, ребята, а устают ли клетки головного мозга? ( Ответы детей ).

Если мы хотим б ыть здоров ыми, следу ет заботиться о своей нервной с истеме

- Что надо делать, ч тобы сохра нить здоровой нервную систему?

Поищем ответ в статье нашего учебник а на с 113 - 115, которая так и называется.

А потом вы выполните зада ния, которые достанутся каждой микрогру ппе.( Учащ иеся

читают статью, у каждой микр огруппы карточка с заданием . (Приложение 4 )

Проводится анализ выполненных заданий, оценк а, взаимооценка )

- Какова была тема нашего урока? О чем мы с вами го ворили? Над че м

- Вернемся к зада чам, которые ст ояли пере д нами. Мы их в ыполнили?

- Наша работа была плодотворна, вы хорошо поработ али , молодцы. За работу на

8. Дом. задание. Переч итать статьи из учебника на с 111 - 115, ответить на

Читайте также: