Как живет семья конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Ценностно - смысловая ориентация уча щихся, действие смыслообразования.

Умение выражать свои мысли, обсуждать выступления учащихся.

Понимать уч ебную задачу урока и стремиться ее выполнить, волевая

саморегуляция, оценивать зн ачение семейных альбомов для укрепления семейных

отношений; оцениват ь значение семьи для человека и общества; оценивать свои

до стижения и достижения дру гих учащихся; оценка качества и уровня усвоения.

Общеучебные: называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

рассказывать об интересных событиях в жизни свое й семьи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по окружающему миру. 1 класс

Тема урока : "Как живет семья".

Цель: Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи: Предметные знать, что такое семья, значимость семьи в обществе.

Метапредметные:

Регулятивные: Содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу. Формировать умения высказывать свои предположения на основе изученного материала.

Познавательные: Формировать умения на основе анализа объектов делать выводы. Знать о значении семьи в жизни людей, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: Формировать умение определять общие для всех правила поведения на уроке. Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению. Осознавать необходимость бережного отношения к членам семьи; понимать значение семьи в нашей жизни.

Коммуникативные: принимать активное участие в ходе урока, уметь договариваться, принимать общее решение.

Оборудование: м/м оборудование, презентация, рисунки о семье, ромашки.

I . Организационный момент

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Дети: Глазки всё видят, ушки всё слышат. Прежде, чем ответить – я подумаю. Я помню, что на уроке я не один.

II .Мотивация учебной деятельности

- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Я предлагаю вам послушать одну очень интересную сказку. Она – то и подскажет вам тему нашего сегодняшнего урока (учитель читает сказку).

- У каждого из вас, ребята есть люди самые близкие и любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? (мама, папа, бабушка, дедушка)

- Назовите их одним словом. (Семья.)

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О семье)

- Тема урока: Как живет семья?

IV . Работа над новой темой.

1. Совместное целеполагание.

( Вступительное слово учителя.)

- Сегодня мы будем говорить о семье. Но вы сегодня не просто зрители. Все вы мои помощники. Вместе мы будем искать ответ на один вопрос: что нужно, чтобы у каждого из вас была дружная, крепкая семья?

Семья – группа людей, других близких родственников, живущих вместе.

2. Работа с учебником стр. 56 – 57 (работа в парах по иллюстрациям учебника)

- Работать сегодня на уроке мы будем в парах. (Дети называют правила работы в группах).

- Знакомьтесь: это семья первоклассницы Даши. А это семья первоклассника Алёши. Обе семьи очень дружные. В любой семье происходит немало интересных событий. Происходят они и в семьях Даши и Алёши.

Задания парам : 1)подготовить рассказ по плану (на доске) по первому рисунку о семье Даши, 2)подготовить рассказ по плану по второму рисунку о семье Алёши

1. В семье ___ … человек.

2.Маму зовут … Ей нравится…

3. Папу зовут … Он любит.

4. Бабушку зовут ….Она занимается…..

5. Дедушку зовут …..

6. Имя брата …

7. Сестру зовут …

(Даётся время для подготовки рассказов. Выслушиваются выступления).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА : - А сейчас, чтобы узнать поближе о ваших родственниках, мы поиграем с вами. Ваша задача правильно выполнять действия, и знать членов своей семьи.
У кого есть младшая сестра - потопайте, кого есть бабушка - покружитесь,

у кого есть младший братик поморгайте глазами,

у кого есть старшая сестра? попрыгайте как зайчик

у кого есть дедушка присели и встали

кто любит всех своих родных повращаем плечами, встанем на носочки, потянемся вверх. Садимся.

3. Законы дружной семьи

- Как вы понимаете, что значит отвечать в семье друг за друга? (Ответы детей.)

Издавна русский народ называл семью крепостью, ценил среди родных взаимовыручку, поддержку в делах, беде и горе, и радость была одна на всех. Тем и крепка была русская семья.

В семье очень важны совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит ее благополучие. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

У наших родителей очень много дел и забот.

- А вы помогаете своим близким? Что вы можете сделать полезного для семьи? Для того, чтобы сохранить настоящую дружную семью, нужно друг другу помогать.

И мы с вами определили одно из правил дружной семьи. А что еще нужно делать, чтобы семья была крепкой, дружной? (ответы детей)

В семье нужно:

Любить друг друга.

Прощать друг друга.

Помогать друг другу, заботиться о близких.

Строго запрещается:

Обижать друг друга. Плохо себя вести. Обзываться, ругаться, драться

4. Творческая работа в рабочих тетрадях. С.35№1

ФИЗМИНУТКА музыкальная

5. Игра. –У каждого человека в семье несколько функций, ролей… Вот, я, например, для своей семьи - мама, жена, дочь, сестра, внучка, тётя, племянница

– Полина Л., ты кто для мамы? (дочь)

– Никита П., кто называет тебя сыном? (папа)

– Ваня П., ты кто для бабушки? (внук)

– Андрей Ч., у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

– Маша, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

– Лиза, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)

V Продолжеие работы над темой урока.

Учитель: - Я вам предлагаю заглянуть в гости ещё в одну семью. Посмотрите на экран. (Фото нашего класса) - Правильно ли я сказала, называя наш класс семьей? ( Ответы детей)

Вы молодцы, совершенно верно, наш класс это тоже огромная семья со своими традициями. И чтобы наша семья была дружной, счастливой, трудолюбивой, что мы должны делать?

(Ответы детей)

Как в любой семье, в нашей классной семье, нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит, есть и законы класса. Давайте их повторим.

Учитель: (повторяют дети хором за учителем) Мы будем н азывать друг друга по именам. Дружить с каждым учеником класса. Помогать друг другу в учебе.

Мы не будем г рубить друг другу. Пускать в ход кулаки. Говорить друзьям обидные слова.

VI . Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- А знаете ли вы, какой цветок в России символизирует семью, любовь, верность? У вас на партах ромашки. В центре цветка напишите свое имя. И если вам понравился наш урок, и вы хотите, чтобы ваша семья была дружной и счастливой, прикрепите ромашку в наше символическое сердце на доске.

VII Рекомендации для занятий дома. С.36-37 (семейный альбом)

развитие семейного творчества, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Ход урока

— Дети,сегодня у нас на уроке гости, пожалуйста, повернитесь и поприветствуйте их. А сейчас возьмитесь за руки.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

II. Подготовительная работа

— Дети, сегодня вновь с нами на уроке наши друзья — Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. Они приготовили много вопросов и заданий, которые вам нужно будет выполнить. Первое задание от М. В. — из букв сложить слова. Будете готовы — поднимите руки вверх. Приступайте к работе.

— Какое слово получилось у вас? КАК?

— Какое слово у вас? ОТКУДА?

— Какое слово у вас? КУДА?

— Мы начинаем учить новый раздел, в котором будут часто встречаться эти слова. Ребята, это не простые слова, а слова-помощники. Чему мы можем научиться? Попробуйте задать вопросы с их помощью.

Как подкармливать птиц зимой? Как правильно обращаться с электроприборами?

Откуда течет вода? Откуда берется свет?

Куда девается вода? Куда улетают птицы?

— Все группы справились с заданием Муравьишки Вопросика. Молодцы! А теперь Муравьишка. Вопросик. и Мудрая Черепаха просят разгадать загадку.

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

Что это? (СЕМЬЯ)

— Скажите, кто-то уже догадался, о чем будем говорить на уроке? (О СЕМЬЕ)

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете, что такое семья? Объясните Муравьишке В. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

— Посмотрите на доску — все эти иллюстрации соответствуют нашей теме? (НЕТ)

— На какой из этих картинок изображена семья? (ОСТАЕТСЯ 1 КАРТИНКА)

— Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, дружба, преданность. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу люди. В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики младших жалели. Эти правила мы соблюдаем и сейчас.

В одной семье могут жить люди разных поколений, т. е. люди разного возраста. Вы все — младшее поколение, ваши бабушки и дедушки — старшее поколение.

1, 2, 3, 4 (ХЛОПКИ)

Кто живет у нас в квартире? (ПОВОРОТЫ В СТОРОНЫ С ПОДНИМАНИЕМ ПЛЕЧ)

1, 2, 3, 4, 5 (ХЛОПКИ)

Всех могу пересчитать (УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПАЛЬЦЕМ ПЕРЕСЧИТЫВАЮТ)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка (ЗАГИБАТЬ ПАЛЬЦЫ)

Мой щегол, сверчок и я —

Вот и вся моя семья. (РУКИ В СТОРОНЫ)

— Откройте учебники по закладке. В любой семье происходит немало интересных событий. Рассмотрим семью первоклассницы Даши на с. 56. Скажите, с кем живет Даша?

— Как зовут брата?

— Скажите, чем любит заниматься мама Ирина Алексеевна? (ВЫРАЩИВАЕТ ЦВЕТЫ)

— Чем увлекается папа Сергей Викторович? (МАСТЕРИТ СВОИМИ РУКАМИ ПЕСОЧНИЦУ)

— Как вы думаете, они живут в городской квартире или загородном доме? Почему?

— Посмотрите на Дашу и Петю. Что делает старший брат? Как он относится к своей младшей сестренке? Почему?

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 57. С кем живет Алеша?

— Как зовут всех членов семьи Алеши?

— Как вы думаете, что происходит в их семье?

— Как вы об этом догадались?

— Дети, каждому человеку при рождении родители дают имена. Обратите внимание, что все взрослые люди в учебнике названы по именам и отчествам. Отчество дается человеку по имени отца.

— Даша, как зовут твоего папу? Значит, твое отчество …

— София, как зовут твоего папу? Твое отчество ….

— Даниэль, как зовут твоего папу? Твое отчество ….

— Вспомните, как друг друга называют папа и мама? Как вы обращаетесь к дедушке и бабушке? Верно. Дома близкие люди не называют друг друга по имени и отчеству. Но знать это надо обязательно.

— Фамилии у членов семьи могут быть одинаковые или разные. Оттого, что фамилии разные, семья не становится менее дружной и любящей.

— А сейчас вас ждет творческое задание от Мудрой Черепахи. Вы его выполните, работая в группах. Помните о правилах! У вас на партах лежат конверты с заданиями. Откройте их. Расмотрите.

— Приступайте к работе. (ПРИМЕРНО 5 -7 минут)

— Когда будете готовы – дайте сигнал – поднимите вверх руки.

1 группа — покажите работу.

2 группа — покажите работу.

3 группа — покажите работу. (ПРИКРЕПИТЬ НА ДОСКУ)

— А теперь последнее задание от Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи — подумайте, какими должны быть взаимоотношения в семье? У вас на партах лежат лепестки цветка, на которых указаны качества, обозначающие отношения в семье. Помните о правилах работы в группе! Будьте внимательны, обдумайте свой ответ и выберите правильные слова. Выбирайте те качества, которые вы хотели бы видеть в своей семье. (ДЕТИ ВЫБИРАЮТ)

— Давайте из этих лепестков соберем на доске цветок.

— Получился символ дружной, крепкой семьи.

— А какие качества не выбрали? Почему?

VI. Итог урока

—Дети, вы очень хорошо поработали, все задания Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи выполнили. А теперь выберите смайлик, который соответствует вашему настроению на уроке. Я вижу, у всех хорошее настроение, значит, вам все понравилось. На этом наш урок окончен. Встаньте, повернитесь пожалуйста к нашим гостям, пусть и они увидят ваше настроение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доказать, что взаимопомощь членов семьи – основа её благополучного существования.

Закрепить знания учащихся по истории своей семьи.

Развивать познавательную и творческую активность.

Воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи; получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для себя событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

I. Организационный момент.

Ребята, поприветствуем гостей, присутствующих на уроке. Улыбнитесь, пожалуйста. Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.

Окружающий нас мир

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Мне хочется поздравить вас с первой победой. Вместе с Мудрой Черепахой и Муравьишкой мы закончили изучать первый раздел учебника.

На какие вопросы мы с вами отвечали, изучая этот раздел?

Посмотрите на доску, на какие вопросы мы найдём ответы, изучая темы следующего раздела?

Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел?

Какие из этих тем вам показались особенно интересными?

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку. (слайд 1)

Сегодня наш урок, друзья,

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите!

Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Прочитайте тему урока.

Какие задачи учебные мы поставим перед собой? Чему будем учиться?

III. Изучение нового материала.

1.Беседа по теме урока.

Приступим к выполнению 1 цели: разберёмся, что же такое семья.

Мы послушаем ваши рассуждения на эту тему.

Как вы понимаете слово семья?

Вот как трактуется понятие "семья" в словарях. (слайды 2, 3)

С.И.Ожегов - 1. Это группа живущих вместе близких родственников.

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Д.Н.Ушаков – Семья - группа людей состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Прочитайте высказывание великого русского писателя Л.Н.Толстого (слайд 4):

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".

Как вы понимаете эти слова?

Скажите, а эта семья счастлива, как вы думаете? (слайд 5) А какая же семья тогда счастливая?

Как вы думаете, это хорошо, когда семья большая, в ней много членов семьи? (слайд 6)

А в наше время бывают многодетные семьи?

Разговор о семьях детей. (слайды 7-14) Закрыть проектор!

V. Продолжение работы по теме урока. Строительство Дома Мечты.

Дом. Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Давайте построим дом для своей семьи.

Какие же 7 Я должны присутствовать в вашей семье, чтобы она была счастливой?

Но строительство дома начинается с закладки фундамента.

Что же будет у нас фундаментом, узнаем из древней китайской легенды.

Что обозначает слово понимание?

Это и будет фундаментом нашего дома.

Какие кирпичики выберем для постройки, чтобы семья, живущая в этом доме была бы дружной и счастливой? (Коллективная работа)

Читайте также: