Становление искусства советской эпохи конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

Конец XIX - начало XX в. - важный период в развитии
русского искусства. Революция коренным образом
изменила жизнь российского общества, став
рубежом, эпохальной вехой, открывшей новый этап
отечественной истории - Советский.
Развитие советского изобразительного искусства – это
сложный историко-художественный процесс, в кот.
имели место и борьба мнений, и наличие
различных по своим устремлениям творческих
исканий – все то, без чего невозможно становление
по-настоящему большого искусства.

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932
положило конец плюрализму
художественных направлений.
Все художественные объединения были
распущены, вместо них введены союзные и
республиканские профессиональные союзы
писателей, художников и композиторов.

6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

Главной задачей советского искусства:
Искусство является важнейшим
проводником идей социализма и
коммунизма.
Чтобы осуществлять контроль над обучением,
была восстановлена Академия художеств.
Цензура обеспечивала нужное направление
развития истории искусств и критики.

7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА:
1. Графика (агитационный плакат,
листовки, агитационный и газетножурнальный рисунок, карикатура,
книжная иллюстрация, почтовые
открытки, этикетки);
2. Скульптура (портрет, батальный
жанр и др.);
3. Станковая живопись (портрет:
монументальный и исторический;
пейзаж, батальный жанр и др.);
4. Архитектура (конструктивизм,
рационализм);
5. ДПИ (народный промысел).
А.М. Герасимов. Айя-София. 1934 г. Соц.реализм

8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА:
1. Исторический;
2. Батальный;
3. Портрет;
4. Пейзаж;
5. Бытовой и др.
ТЕМА В ИСКУССТВЕ:
1. образ Великой Октябрьской революции и
гражданской войны;
2. образ ВОВ (1941-45 гг.)
3. созидательный труд;
4. образ В.И. Ленина, как великого вождя
пролетариата;
5. образ патриотизма и стойкости народа в
войне и в тылу; становление жизни советского
народа в послевоенные годы;
6. массовая агитация и пропаганда (плакат).
Ленин на трибуне. 1930 г. М. Герасимов. В.И. Соц. реализм

9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

10. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

С появлением первого в мире государства рабочих и
крестьян перед художниками открылись неведомые
прежде горизонты.
Советское государство рассматривает явления
окружающей жизни с позиции марксистколениниского мировоззрения, коммунистической
партийности. Глубоко анализируя и изображая
события прошлого и настоящего, оно рисует
перспективу революционного развития.
Успешное развитие искусства после Октября было бы
неосуществимо без руководящей и направляющей
деятельности Коммунистической партии.
Ужин. Л. Бакст, 1902 г.

11. ИСКУССТВО СТАЛИНСКОГО ПЕРИОДА

12. ИСКУССТВО СТАЛИНСКОГО ПЕРИОДА

В 20-е годы широкое распространение
получает принцип решения историкореволюционной темы - принцип
достоверного отражения событий
истории.
Наиболее отчетливо он проявляется в
творчестве Бродского Исаака Израилевича
(1883/84-1939), живописца и графика,
заслуженного деятеля искусств России.
В. И. Ленин на фоне Смольного. Не позднее 1925 г. Масло

15. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
В начале войны российские
официальные круги и общественность
были уверены в легкой победе над
Японией.
Русско-японская война. 1904 – 1905 гг. Агитационный плакат. 1904 1904 гг.

17. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

В начале войны на волне
общенационального патриотизма казалось,
что победа над Германией будет быстрой и
легкой. К 17-му году эта уверенность
осталась только на агитационных плакатах.
Первая мировая война 1914-1918 гг. Плакат. 1917 г.

18. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

Подобные почтовые открытки с рисунками и
стихами на военную тему были весьма
распространены и в тылу, и на фронте.
Открытка хранится в Российском государственном
военно-историческом архиве.
Первая мировая война 1914-1918 гг. Русская почтовая открытка периода войны. 1916 г.

19. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
Плакат создан выдающимся авангардистом,
одним из создателей искусства фотомонтажа
Густавом Клуцисом (1895—1944). Его монтажные
плакаты (Под знаменем Ленина, 1930; СССР —
ударная бригада пролетариата всего мира, 1931;
Привет вступившему в работу мировому гиганту
Днепрострою, 1932; Выше знамя Маркса,
Энгельса, Ленина и Сталина!, 1933; и др.)
откровенно выразили безудержный культ
вождей, контрасты героев и безликой массы,
наступательную агрессивность, свойственные
советской культуре того времени.
НЭП. Из России нэповской будет Россия социалистическая. Плакат. 1930 г.

21. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

Рождение советского батального искусства не имеет
точной даты. Гремели пушки Гражданской войны, но
музы не молчали. Слагались новые песни, легендой
становились подвиги живых, вставших на защиту
своей земли, государства.
Советское батальное искусство набирало силы,
быстро, могуче, радостно.
Ленин на фоне Кремля. И. Бродский, 1920 г.

24. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД ВОВ 1941-45 гг.

Героический подъем советского народа, его
морально-политическое единство стали той
основой, на которой взросло советское искусство
времени отечественной войны. Его пронизывали
идеи патриотизма. Эти идеи воодушевляли
художников-плакатистов, вдохновляли
живописцев на создание картин, повествующих о
подвигах советских людей, определяли
содержание произведений во всех видах
искусства.
Главная задача советского искусства в годы
войны:
Искусство в действенное идеологическое оружие,
которое воспитывает чувство гражданина и воина
в людях.
Наше дело правое. Победа будет за нами! Советский плакат.
В. Серов, 1941 г.

Несмотря на все сложности и противоречия,
литературно-художественная жизнь 70-х годов
отличалась разнообразием и богатством.
В литературе и искусстве продолжали жить
идеалы гуманизма и демократии, звучала
правда о настоящем и прошлом советского
общества.
Сердце Христа. Эрнст Неизвестный, 1973-1975 гг.

34. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД ВЛАСТИ БРЕЖНЕВА

35. СОВРЕМЕННОЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО

Истинный плюрализм в искусстве наступил
только с приходом к власти М.С. Горбачева
(1985–1991). Его попытка оживить социализм
при помощи гласности и перестройки принесла
свободу художественного творчества и пробила
железный занавес.
Вместе с проведением реформ, направленных
на создание свободного рынка, закончилась
эпоха государственного контроля в сфере
искусства.
Что касается стиля, то в современном искусстве
можно найти все: от неопримитивизма и
стилизаций под народные промыслы до
сюрреализма и абстракционизма.
На смену идеологическому диктату в искусстве
пришел диктат рынка.

Спасская башня на 5- банкноте
СССР. График Л. Ф. Майорова, 1961
г.
Портрет Ленина на 10 рублевой
банкноте СССР. График Л. Ф. Майорова,
1961 г.

38. КУЛЬТУРА ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Нажмите, чтобы узнать подробности

После кровопролитной гражданской войны в СССР велась титаническая работа, связанная с развитием образования.

Тип урока: комбинированный.

На уроке использованы фронтальная, индивидуальная форма работы.

В ходе работы используются, элементы проблемного обучения, моделирования ситуации.

Данный урок построен с позиции деятельностного подхода, что является необходимым условием современного образования. На уроке вниманию уделено метапредметной категории понятие.

Логика урока: актуализация знаний, определение целей деятельности, ключевых вопросов урока.

Оборудование: проектор, презентация.

Результат урока:

- наличие опыта умения анализировать различные виды текста (в том числе визуального); умение самостоятельно выводить понятие; умение аргументировано выражать собственную точку зрения; позицию; опыт группового взаимодействия, то есть формирование личностно-смысловой, информационной, коммуникативной компетенций. Кроме того, навыки анализа текстов, сопоставление различных точек зрения, критическое отношение к ним формирует на уроках истории исследовательские умения учащихся и критическое отношение к информации.

Образовательная: определение характерных черт духовной жизни СССР в 1930-е г, усвоение понятий культурная революция.

Развивающая: совершенствование умений исследования, анализа различных видов текста, умений работы с понятиями, выявление собственных позиций.

Воспитательная: формирование собственной позиции по вопросу исторических и современных идеалов молодёжи.

Организационный момент .

Приветствие. Проверка присутствующих и их готовности.

Настрой на работу.

Актуализация знаний.

Вступительное учителя: слово Мы с вами уже несколько уроков обсуждаем жизнь советского общества в 30-е годы XX века и выяснили, что в этот период в СССР шёл грандиозный по замыслу и масштабам социальный эксперимент – строительство социализма. И чтобы её выполнить партия большевиков под руководством И.В.Сталина поставила перед обществом 3 задачи - построить мощную промышленность, преодолеть вековую отсталость деревни и осуществить духовное преобразование общества. Назовите эти процессы.

Какой из этих процессов мы будем сегодня рассматривать? Правильно!

Постановка темы урока

А что же говорил В.И.Ленин о целях новой культуры

Речь Ленина на III съезде комсомольской организации в 1920 г.:

Сегодня на уроке мы не только и не просто познакомимся с содержанием культурной революции. Мы исследуем вопрос - какого человека воспитывала новая культура, каков он этот мощный идеал, который повёл за собой целое поколение юношей и девушек и который высвободил духовные силы народа для созидательного труда, для победы над фашизмом? Каковы результаты культурной революции? Может ли поколение нынешней молодёжи брать пример со строителей социализма, актуальны ли эти ценности в современном обществе. Нужны ли такие люди?

Формулировка задач и предполагаемого результата.

Для знакомства и анализа мы берём те неоспоримые достижения, которые актуальны, возрождаются в новых формах, в которых остро нуждается наше общество, несмотря на то, что советской власти уже нет.

Ликвидация неграмотности и образование в 30 годы.

Ваша работа на уроке будет оцениваться своеобразно в духе времени

Повторение и актуализация знаний.

Для того чтобы продолжить работу необходимо чётко определить содержание понятий коммунизм, социализм, коллективизация, индустриализация и культурная революция.

Эту работу вы проделали дома и поделитесь со мной результатами поиска.

Изучение нового материала.

Большевики унаследовали страну в тяжелой ситуации: война и затем Февральская революция раскрепостили, разбудили в населении империи разрушительную энергию, нанесли сильнейший удар по системе традиционных российских ценностей.

Сложившаяся испокон веков картина мира российского подданного трещала по всем швам: из нее были вынуты центральные, формообразующие фрагменты – монарх как олицетворение высшей справедливости на Земле и Бог как мирообразующее и мироформирующее начало. Что можно было положить в ее основу?

Прежде всего мотив жертвенности: нам (вам) выпало счастье участвовать в строительстве "нового" мира, самогосправедливого общества на Земле, мы готовим мировую революцию, которая освободит от гнета капиталистов всех трудящихся Земли и т.д. Понятно, что такие возвышенные и исторически значимые цели стоят того, чтобы сегодня (и, может быть, завтра тоже) претерпеть лишения, мучения и т.д. Более того, ради такой высокой цели не жалко и жизни.

Отсюда вытекает второй мотив: главный персонаж истории – человек- труженик, чьими руками создается все богатство (все более очевидный факт, что большая часть богатства создается не руками, но умными головами, при этом остается за скобками) и который только теперь стал истинным субъектом мировой истории.

И, наконец, третий важный культурообразующий мотив: пришедший к власти

новый класс создает свою этику, свою эстетику, свое искусство и даже свою

Неграмотность населения стала серьезной помехой на пути распространения революционной идеологии, а затем и развитию промышленности, и вообще подъёму промышленности.

В целях борьбы с неграмотностью в 1928 г. по инициативе комсомола был объявлен всесоюзный культпоход за грамотность. Была проведена перепись неграмотных в стране и запись добровольцев в культармии. В культармии записывались учителя, инженеры, рабочие, учащиеся, домохозяйки. Численность культармий составляла около 1 млн. чел. , из них 85% сами имели начальное образование. В их задачи входило научить неграмотных элементарным навыкам чтения и письма и основам политграмоты. Работать добровольцам приходилось в очень сложных условиях: не хватало помещений, бумаги, письменных принадлежностей (См. дополнительный иллюстративный материал) . Но и в столь сложных условиях добровольцы работали бесплатно. В результате, по данным переписи 1939 г. , массовая неграмотность в России была преодолена - доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет составила 89, 7%. Различия в уровне грамотности между городом и деревней, между женщинами и мужчинами продолжали оставаться, но они уже были не столь значительны. К1940 году в стране работало 4600 вузов и техникумов, и Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Система образования в СССР имела свои плюсы и минусы. Доступность, равенство, обязательность, преемственность уровней, хорошая организация воспитательного процесса позволили советскому человеку считаться образованным, а советскому образованию — качественным.

Заглянем же в букварь, посмотрим чему в 30-е годы учили детей в школе?

Делаем выводы: разрыв с рабским прошлым и отмежевание, отрицание интересов эксплуататорских классов. Жертвенность, готовность к подвигу ради свободы и вождя,

Безграничная преданность вождю, партии и Родине. Бескорыстие. Вера в победу, будущее, оптимизм, идеализация жизни. Вопреки существующему мнению большевистский социальный эксперимент не провалился – он в значительной мере удался. Он показал, что человек – очень пластичен, что из него можно лепить любое социальное существо.

По мнению классиков марксизма для построения коммунизма необходимо

несколько условий.

Во-первых, победа пролетарской революции, ликвидация частной собственности как основы эксплуатации и неравенства.

И в-третьих, формирование нового коммунистического сознания, нового человека, готового эти самые способности бескорыстно ставить на службу обществу.

Поэтому большевистская программа построения социализма включала в себя, кроме индустриализации и коллективизации, культурную революцию.

Её главной целью как раз и было формирование нового человека – строителя светлого коммунистического завтра. Но в первую очередь необходимо было решить более насущную задачу: ликвидировать неграмотность в стране и обеспечить подготовку квалифицированных кадров.

Уже 27 октября 1917 года, на следующий день после II Всероссийского съезда Советов, была создана Государственная комиссия по просвещению, которая и должна была руководить системой народного образования и культуры. 26 декабря 1919 года был подписан декрет, который обязывал всё население страны от 8 до 50 лет овладеть грамотой. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

Наркомат просвещения получил право привлекать всех грамотных граждан к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Дети должны были учиться грамоте в школах. Всеобщее начальное образование – вот цель, которая ставилась правительством. Но для её достижения необходимо было преодолеть несколько проблем. В условиях послевоенной разрухи не хватало школьных помещений.

Индустриализация требовала большого количества грамотных специалистов для промышленности. Поэтому с конца 20-х годов увеличивается количество технических вузов и средних специальных заведений, а также сельскохозяйственных и педагогических институтов. Всего в 1940 году в вузах и техникумах обучалось 1 миллион 800 тысяч студентов. По их количеству СССР вышел на первое место в мире. Но неизменным в ходе этих реформ и преобразований оставался партийный идеологический контроль над системой образования, классовый подход.

Таким образом, развитие советской культуры в 1920 – 30-е годы происходило в очень сложных условиях, часто не благодаря, а вопреки политике властей. Но культурное наследие того времени богато и разнообразно. Оно достойно вашего пристального внимания.

Подведение итогов:

Таким образом, развитие советской культуры в 1920 – 30-е годы происходило в очень сложных условиях, часто не благодаря, а вопреки политике властей. Но культурное наследие того времени богато и разнообразно. Оно достойно вашего пристального внимания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: История Класс 11 Урок: 19 Дата: 20.11.2019

Тема: Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие

Цель урока: познакомить учеников с основными направлениями культурной жизни страны в 1920-1930 гг.

Планируемые результаты:
Предметные : Сформировать у учащихся многоплановый образ предвоенного советского общества; помочь школьникам выявить причины использования культуры и искусства как средства идеологического воздействия на население;

Личностные : воспитывать интерес к изучению истории страны.

Познавательные : вовлекать в познавательную деятельность максимальное количество учеников, и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий,

Коммуникативные : устанавливать сотрудничество в процессе решения учебной задачи; вступать в диалог в процессе взаимодействия.
Регулятивные : создать условия для развития логического и аналитического мышления; познавательной активности; сознательного восприятия учебного материала; грамотной речи.

Техническое обеспечение урока : компьютер, проектор, тестовые задания.

Эпиграф: Напрасно в дни великого совета Где высшей страсти отданы места,

Оставлена вакансия поэта: Она опасна, если не пуста. Пастернак Б. 1931.

Мотивационный момент. Запись темы в тетрадь.

3. Изучение нового материала

Как в СССР происходила унификация духовной жизни?

Выводы и обобщение

Таким образом, основными итогами было утверждение принципов социалистического реализма, определение верхней идеологической границы творчества, ликвидация различных групп и течении и создание единых творческих союзов.

2. Воспитание нового человека.

Давайте выясним, какие перемены происходили в жизни миллионов простых людей.

Всемерной поддержкой в этот период пользовалось оперное и балетное искусство, которое представляло собой сплав национальных традиций и достижений культуры социализма.

Работа учащихся с текстом учебника по теме Литература.

Отвечают на вопросы учителя.

4. Обобщение и закрепление изученного материала

Работа по карточкам в парах. Массовая культура. И заполняют таблицу в тетради: позитивные и негативные проявления в культуре 20-30 годов.

Составление сравнительной таблицы.

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание

П. 20, вопросы. Дайте развернутое характеристику произведения литературы или искусства 1920-1930 гг., в котором наиболее ярко, на ваш взгляд, воплотилось противостояние идеологическому диктату ( воплотилась эпоха ). Расскажите о судьбе его автора.

Запись домашнего задания.

Массовая культура

В стране шла ускоренная индустриализация, жизнь менялась к лучшему. У людей возникал подлинный энтузиазм, вера в светлое будущее.

Не осталось без внимания и подрастающее поколение: Дома пионеров с 1938 г. символ заботы о детях стала всесоюзная здравница АРТЕК

Физкультурное движение. Комсомол – общество содействия авиационному и химическому строительству. Военно-спортивные достижения.

Для кого-то были лагеря и ссылки на долгие годы, для других лишение возможности творить в соответствии со своими эстетическими и художественными представлениями.

Пришедшие осенью 1917 года к власти большевики, провозгласили светский характер государства и отделение от него церкви. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви был принят Советом народных комиссаров 20 января 1918 года. И это существенно повлияло на ценности жителей страны советов. Законным, например, признавался только гражданский брак, записанный в книге актов регистрации гражданского состояния. В школа прекратили преподавание закона Божьего. Хотя искоренить Бога из искоренить Бога из мыслей людей в нашей тысячу лет крещеной стране было невозможно.

Читайте также: