Рельеф конспект урока 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок окружающего мира во 2-м классе по системе Занкова

"Рельеф. Ландшафт" Цель : сформировать первоначальное представление о рельефе и ландшафте. Задачи:

Образовательные:

Сформировать знания на уровне:

понятий (рельеф, ландшафт, горы, равнины);

представлений (моделирование рельефа и ландшафта);

причинно-следственных связей (от ландшафта зависит жизнь и деятельность человека).

Сформировать умения (работы с картой, видеть причины явлений, проводить практическую работу).

Сформировать навыки наблюдений.

Развивающие:

развивать природное понятие “Ландшафт местности”

развивать личность ребёнка: умение сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата, работать в коллективе, речь, память, наблюдательность, любознательность, интерес к предмету, самостоятельность.

Воспитательные:

Способствовать формированию активной жизненной позиции, чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности каждого за конечный результат.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран, компьютер.

физическая карта России.

подкладка для пластилина.

основа для макета.

Дидактические материалы:

иллюстрации с изображением животных и растений;

таблички “Формы рельефа”, “Горы”, “Равнина”, “Ландшафт”.

1-й этап. Организационный момент

Приветствовать рада я вас,
Как в классе светло от сияющих глаз!
Давайте урок поскорее начнём,
Чтобы исследовать мир, в котором живём!

2-й этап. Актуализация опорных знаний

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица
Знают все и млад и стар,
Что она большущий шар.
(Планета Земля)

– Посмотрите, как красива наша планета! Вы знаете, сколько разных знаний надо было накопить человеку, чтобы он мог увидеть всю планету целиком со стороны. Послушайте, как описывал нашу планету первый космонавт:

“ Отчётливо видны горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая крошка морей”.

– Скажите, какие изобретения человека помогают нам увидеть нашу планету? ( глобус и карта)

– Для чего нужны глобус и карта?

– Сегодня мы будем с вами готовиться к путешествию. Удобно ли путешествовать с глобусом? А с картой?

– О чём они нам, как путешественникам, смогут рассказать?

– Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны узнать главное слово урока. Помогут нам в этом наши знания.

– Нужно разгадать кроссворд, выполнить задания на листочках, поработать со мной.

– Перед вами карточки. С их помощью вы подтверждаете утверждение - красная карточка или не соглашаетесь с ним - синяя карточка.

Глобус – это модель Земли. (да )

Горизонтальная линия, которая пересекает глобус посередине – это южный полюс (экватор)

У Земли два полюса: северный и южный. ( да )

Земля имеет форму овала. ( да )

Я в Земле, а невидима, вы кружитесь вокруг меня, но не чувствуете, я смотрю в космос на Полярную звезду – это земная ось. (да )

Две пунктирные жирные линии, которые находятся ближе к полюсам, называются Северным и Южным тропиками ( полярными кругами)

Если вы встанете точно на Северный полюс, то по всем сторонам направление будет юг. (да )

Земную ось можно пощупать ( нет )

Экватор есть на Земле, но его на поверхности земли не найти. ( да)

К северу и югу от экватора проходят две ближайшие пары пунктирных жирных линий – это полярные круги ( Северный и Южный тропик )

– Закончили? Давайте посмотрим, что у вас получилось.

( Результаты на доску .)

– Какое же слово для нас сегодня на уроке главное?

– Почему вам как будущим путешественникам важно знать значение этого слова? ( ответы детей)

– Выяснить значение этого слова нам поможет исследование ( взять глобус )

3-й этап. Моделирование рельефа

– Что такое глобус? ( модель Земли ) Другими словами точная копия.

– Что изображено на глобусе?

– Собираясь в путь, мы смоделируем поверхность земли.

– В чём разница между поверхностью земли и поверхностью глобуса?

– Изобразите поверхность Земли с помощью пластилина и картона.

Возьмите подложку и не забывайте о технике безопасности.

(Творческая работа детей .)

– Опишите поверхность модели.

– Как вы думаете, как, одним словом называется неровная поверхность?

– Почему вы решили, что это рельеф?

– Вы слышали это слово раньше?

– Зачем нам как будущим путешественникам важно его знать?

( Мы должны знать, по какой местности нам идти. )

Соедините свои модели на кусочках пенопласта. Вытрите руки и наведите порядок на рабочем месте.

Вывод – Вы сказали, что рельеф-это неровная поверхность. Откройте учебник на странице 80, прочтите о рельефе.

– Что вы ещё о нём узнали?

( существует две главные формы рельефа гора и равнина) показ слайда.

– Что такое гора? ( дети предлагают своё определение и зачитывают со слайда )

– Что такое равнина?( дети предлагают своё определение и зачитывают со слайда)

4. Физкультминутка

Немножко отдохнём. Поднимите глазки, найдите на стене картинку № 1

( поворачиваются к ней ), 2, 3, 4.

– Что вы увидели? (формы рельефа )

– Под каким номером картинка лишняя? Почему? ( город не форма рельефа)

5. Исследование карты

– Продолжаем готовиться к путешествию.

– Что такое рельеф?

– Можем ли мы взять с собой в путешествие наш макет?

– А что мы должны взять?

– Возьмите, пожалуйста, карту, исследуйте её.

( Самостоятельная работа детей.)

– Что нам помогает изучить карту?

– Почему на карте цвет разный? ( равнины, горы, водные пространства )

– Как узнать высоту горы, глубину моря? ( шкала высот и глубин)

– Почему каждый цвет имеет несколько оттенков?

( чем выше горы, глубже море, цвет темнее )

– Посмотрите на свои макеты, сравните их с физической картой и скажите, рельеф какой поверхности вы изобразили?

(суша: горы и равнина, водные пространства )

– А рельеф дна водных пространств синий? ( нет, он просто заполнен водой)

– Посмотрите на карту и, используя шкалу высот и глубин найдите самые высокие горы ( Кавказские ), большие равнины ( Восточно-Европейская, Западно-Сибирская), самые глубокие моря (Японское, Берингово)

– Покажите на карте. Молодцы!

6 Рефлексия – Наша подготовка к путешествию подходит к концу. И мне очень хочется знать, готовы ли вы к путешествию? Показать, насколько вы готовы, вы можете с помощью флажков, которые нужно разместить на этой горе. Это очень важно. Если вы считаете, что готовы к путешествию, знаете, зачем человеку нужна карта, то разместите свой флажок на вершине горы. Если вам что-то было не понятно – поместите свой флажок на склоне горы. А если вы, по – вашему мнению, совсем не готовы к путешествию, то прикрепите флажок у подножия горы.

– Какие молодцы! Я вижу, с вами можно смело идти в путь. Вы разобрались со всеми вопросами. Я вручаю вам значки “Юный путешественник”. Мне очень хочется отметить. За отличную работу и поставить “5”

7. Домашнее задание

Дома предлагаю выполнить творческое задание, которое вы найдёте в тетради на странице 15, в учебнике стр. 80–83.

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.docx 19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: знакомство с основными формами и особенностями рельефа, красотой и разнообразием ландшафтов России.

  • формировать представление о рельефе и ландшафте;
  • познакомить с основными формами рельефа;
  • учить понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • создавать условия для осуществления анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • учить подводить под понятия на основе распознавания существенных признаков объектов (самостоятельно формулировать определения понятий);
  • учить учитывать разные мнения, наблюдать за действиями и высказываниями партнера, корректировать их.

Оборудование: ноутбук, экран, учебник, рабочая тетрадь, картины с изображением рельефа и ландшафта, смайлики, пластилин, картон, мелкие игрушки(животные и растения) .

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: Ребята, я хочу загадать вам загадку об одной планете.

На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.

Дети: Это планета земля. Только на нашей планете есть жизнь.

Учитель: Сегодня мы будем готовиться к путешествию по нашей планете. Как красива наша Земля! Какие удивительные места есть на нашей планете. Посмотрите на эти картины? Что вы видите ?Как назовете эти картины?

Учитель : Очень красивые названия дали вы этим изображениям. Но они имеют и другие названия. Хотите узнать, какие? Тогда для этого поработаем сейчас в группах. Я вам предлагаю разгадать кроссворд и узнать очень важное для нашего урока слово.

Дети работают в группах. Свои кроссворды вывешивают на доску.

Дети: Это слова рельеф.

Учитель: А что такое рельеф?

2. Открытие новых знаний.

Учитель: Все вы знаете, что глобус – это модель Земли. Какая поверхность у глобуса?

Один ученик гладит рукой глобус.

Дети: Ровная и гладкая.

Учитель: А если мы мысленно проведем по поверхности Земли. Поверхность такая же будет?

Дети: Нет. Поверхность будет неровная, потому что на пути будут встречаться горы, впадины, ровные места.

Учитель: Так кто догадался. Что такое рельеф?

Дети: Это неровная поверхность нашей земли.

Учитель: А давайте об этом прочитаем в учебнике на странице 86.

Дети читают текст.

Учитель: Что еще узнали о рельефе?

Дети : Главные формы рельефа – это горы, равнины.

Учитель: А как же на карте обозначены равнины и горы? Везде ли одинаков цвет? От чего это зависит? Ответы на эти вопросы найдите в тексте .

Учитель: Ребята, а рельеф – это только горы и равнины?

Дети: Еще есть впадины.

Учитель: Детали рельефа разнообразны. Это впадины, русло реки, овраг, возвышенность. Холм и даже горка, по которой зимой дети скатываются на санках.

Ребята, я вам предлагаю сейчас при помощи пластилина изобразить рельеф небольшого участка земли.

Дети соединили свои работы в группах.

Учитель: Итак, что мы сейчас получили?

Учитель: А как вы думаете, какое значение имеет рельеф для природы?

Есть в нашей стране невысокая Валдайская возвышенность (показать на карте). И там сравнительно недалеко друг от друга находятся истоки трех крупных рек – Волги, Западной Двины и Днепра. Так вот рельеф этой возвышенности заставляет эти реки течь в разных направлениях, в разные моря: Волгу в Каспийское море, Западную Двину в Балтийское, а Днепр в Черное море.

Ребята, а зачем путешественнику знать рельеф Земли?

Дети: На пути могут встретиться горы или водоемы. Он должен взять с собой необходимые приспособления, чтобы пересечь их.

Учитель: А давайте мы немного отдохнем и прогуляемся по нашей Земле. Но мы говорили, что рельеф здесь очень разнообразен. Если нам встретиться гора – поднимаем руки вверх, равнина – в стороны, впадина – приседаем.

Раз, два, три, четыре.

Мы шагаем , шаг пошире.

Впадина, гора, впадина,

Учитель: Ребята, а давайте обратим внимание еще раз на ваши макеты земной поверхности. Хотели бы вы жить на таком участке земли?

- Нет. Здесь нет воды. А без воды мы погибнем.

- Здесь некрасиво. Нет растений. Нет животных.

- Нам здесь будет скучно.

Учитель: Так что надо сделать, чтобы нам здесь было хорошо?

Дети: Посадить растения, заселить наши участки животными, наполнить водоемы водой.

Учитель: У вас сейчас получился вид местности. Что же образует вид местности?

Дети: Рельеф, вода, растения и животные.

Учитель: А вот как называется этот вид местности, мы узнаем из учебника на странице 88.

Так что же такое ландшафт? ( ответы детей)

Заканчивается подготовка к нашему путешествию. Что же сегодня мы узнали на уроке?

Дети : О рельефе и ландшафте.

5. Обобщение новых знаний.

Учитель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. Мне кажется, что вы с легкостью можете выполнить задание в тетради на странице 19, №42.

Взаимопроверка по ключу.

На слайдах появляются картины. Дети определяют: где рельеф, а где ландшафт.

6.Рефлексия. Наша подготовка к путешествию завершилась. Готовы ли вы к путешествию? На столах лежат смайлики. Если вы хорошо знаете, что такое рельеф и ландшафт, то прикрепите их на вершине горы, если для вас осталось что то непонятным - прикрепите на склоне горы, если вы не готовы к путешествию – прикрепите у подножья горы.

7. Домашнее задание: рабочая тетрадь страница 19, №43.

И еще я предлагаю вам подумать над одним вопросом. Меняется ли рельеф и ландшафт земли? И с ответа на этот вопрос мы начнем следующий урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова

План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли".


Разработка урока по окружающему миру "Значение кровеносной системы. Кровь".

Предлагаю разработку урока по окружающему миру "Значение кровеносной системы. Кровь", которая направлена на содействие зффективному формированию ключевых компетентностей обучающихся с помощью активных.



Разработка урока по окружающему миру "Планеты Солнечной системы"

Цели и задачи урока:1) ОбразовательныеПознакомить с планетами Солнечной системы.Сформировать представления о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.Познакомить с раб.


Цели и задачи урока:- помочь обучающимся осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт;- сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, государство, правительство.


Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Каменное царство" (Система Л.В.Занкова)

На этом уроке в ходе исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с группами горных пород по происхождению, их свойствами и применением.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Содержательная (предметные результаты):

- формировать представление о рельефе и ландшафте Земли

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-повысить интерес учащихся к изучению окружающего мира через применение знаний в практической деятельности

- воспитывать ответственность за выполняемую на уроке работу.

1. Формировать географическое мышление: освоить приемы чтения физической карты.

2. Умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности.

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, применять теоретические знания на практике.

3. Формировать умение работать с разными видами географических карт, глобусом

4. Формировать умение составлять краткий рассказ.

1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование толерантности к возможностям одноклассников.

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Оборудование: ноутбук, Smart-доска, учебник, рабочая тетрадь, картины с изображением рельефа и ландшафта, флажки, пластилин, картон, мелкие игрушки (животные и растения).

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать ответственность за выполняемую на уроке работу.

Личностные УУД

1. Формировать географическое мышление: освоить приемы чтения физической карты.

2. Умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, применять теоретические знания на практике.

3. Формировать умение работать с разными видами географических карт, глобусом

4. Формировать умение составлять краткий рассказ.

Коммуникативные

1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование толерантности к возможностям одноклассников.

Регулятивные

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Оборудование: ноутбук, Smart-доска, учебник, рабочая тетрадь, картины с изображением рельефа и ландшафта, флажки, пластилин, картон, мелкие игрушки (животные и растения).

Читайте также: