Конспект урока философская лирика тютчева 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: "И ропщет мыслящий тростник. " (Личность и мироздание в лирике Ф.И.Тютчева)

Цели урока : обозначить философский характер лирики поэта; совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Оборудование : презентация ,тексты стихотворений.

О, вещая душа моя!

О, сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия.

1.Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию. Слово учителя.

Учитель: О чем это стихотворение?

Что такое философия?( Слайд.)

Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Тютчев – поэт – философ. С понятием философская лирика мы на уроках уже встречались. Итак:

что стоит в центре философской лирики;

на какие вопросы она отвечает?

(Философская лирика отражает мировоззрение поэта, в центре ее – человек во взаимосвязях (Бог, мир, человек), философская лирика отвечает на “вечные вопросы”)

Все это верно и для поэзии Тютчева.

Философские темы были актуальны всегда, начиная с Ломоносова, Державина.

Сопоставим два стихотворения.

3. Анализ стихотворения (работа в парах)

Река времён в своём стремленье

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остаётся

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрётся.

- Какова тема этого стихотворения?

(Стихотворение посвящено размышлениям о текучести Времени и бренности всего сущего перед лицом Вечности.)

- Обратим внимание на характер пессимистического чувства, которым проникнуты эти строки. Характерные глаголы – жёсткие (топит, пожрётся) , мрачные образы (пропасть забвенья, вечности жерло)

- Каким видится вам автор этих строк?

(Это человек пожилой, умудрённый опытом, возможно, старец, спокойно и мудро взирающий на мирскую суету. Ему некуда спешить, он знает цену жизни, цену всех человеческих усилий).

Теперь прочитаем второе стихотворение. (3 строфы)

Уже великое небесное светило

Лиющее с высот обилие и свет,

Начертанным путём годичный круг свершило

И в ново поприще в величии грядёт! –

И се! Одеянный блистательной зарёю

Пронзив эфирных стран белеющийся свод,

Слетает с урной роковою

Младый сын Солнца – Новый Год!

Предшественник его с лица земли сокрылся,

И по течению вратящихся времён,

Как капля в океан, он в вечность погрузился!

Сей Год равно пройдёт. Устав небес священ.

О Время! Вечности подвижное зерцало! –

Всё рушится, падёт под дланию твоей.

Сокрыт предел твой и начало

От слабых смертного очей.

Века рождаются и исчезают снова,

Одно столетие стирается другим;

Что может избежать от гнева Крона злого?

Что может устоять пред грозным богом сим?

Пустынный ветр свистит в руинах Вавилона!

Стадятся звери там, где процветал Мемфис!

И вкруг развалин Илиона

Колючи терни обвились .

Ф.И.Тютчев

Какова тема этого стихотворения ? (Это стихотворение также посвящено Времени и Вечности)

- Как вы представляете облик автора этого стихотворения ? Похож ли он на портрет предыдущего? (Автор этого стихотворения, возможно, моложе. Он более многословен, эмоционален, его стиху присущ более энергичный ритм, но это человек также много испытавший в жизни, знающий подлинную цену всему).

Посмотрите на даты жизни Тютчева, сколько ему в это время лет?

Да, если учесть, что Тютчев родился 5 декабря, то не 13, а всего лишь 12!. Это первое стихотворение Тютчева. Он вступает в русскую поэзию с темой, к которой обращается его великий предшественник на пороге смерти. Конечно, в детском стихотворении Тютчева чувствуется подражание античным образцам . и всё же удивимся и задумаемся: ведь это всё-таки мальчик 12 лет пишет к Новому году стихотворение – не о подарках, играх и фейерверках, а о судьбе Человечества, о Времени, об Истории.

Вывод по сопоставлению Державина и Тютчева

Ф.И.Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт- философ благодаря космической масштабности его образов . В лирике поэта сталкиваются и спорят день и ночь, жизнь и смерть, зима и весна, космос и хаос . Противоречия в лирике Тютчева отражают противоречия жизни, явления природы часто ассоциируются с определёнными состояниями человеческой души .

Для Тютчева поэзия была прежде всего средством самовыражения . Философские мысли зачастую являются главным содержанием его лирики . Мир человеческой мысли , души у Тютчева трагичен .

Пишет ли он о любви, о природе… поэт все равно ищет общий закон существования. Он задается вечными вопросами: что такое жизнь? человек? зачем он живет? что есть счастье? смерть? бессмертие? И отвечая на эти вопросы, выстраивает свой поэтический мир. Проследим это.

Задание 1 . Представьте, что вы встретили великого мудреца и у вас есть возможность его спросить, о чем захотите. Условие: вопросы должны быть о самом важном для себя, о том, в чем желаете разобраться. Заметьте, вопросы, обращенные мудрецу, а не гадалке или кукушке.

Учащиеся формулируют вопросы, записывают, зачитывают их вслух.

Зачем человек живет?

Что есть красота? Бог?

Что самое главное в жизни?

Что есть добро и зло?

Что есть душа человеческая?

Как научиться душевному спокойствию?

О чем человек не должен жалеть? И т.д. сделать слайд

Учитель. В ваших вопросах поднимаются главнейшие философские проблемы бытия. В своих стихах Ф.И. Тютчев размышляет над этими же вопросами и заставляет нас задуматься над ними. Обратимся к текстам стихотворений.

По ходу прослушивания и анализа стихотворений заполните таблицу (приложение 1)

Задание: сформулировать философские взгляды поэта (заполнить опорную запись)

Философские взгляды Ф.И.Тютчева

Особенность образа лирики Тютчева – космическая масштабность.

Противоборство в лирике поэта – космос и хаос.

Явления природы ассоциируются – с состоянием человеческой души.

Особенности мира человеческой мысли – мир трагичен.

Поэзия для Тютчева – средство самовыражения.

Мы познакомились с биографией и личностью Тютчева. Но вся жизнь его – в стихах. Вспомните, какие вы знаете строки из стихотворений Тютчева. (Слайд)

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

— Ребята, в чем, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева?

(Тютчев воспринимает природу как живое, одухотворенное существо и, пытаясь проникнуть в ее тайны, обращается к человеку, ибо в его жизни есть аналогии окружающего мира).

Человек — инструмент для постижения природы. Но. И природа служит Тютчеву инструментом постижения человека.

- Совсем не случайно то, что эти строки – о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Природа являлась не только объектом эстетических переживаний поэта, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире

4. Слово учителя.

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метёт?

Как жадно к небу рвёшься ты.

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Учитель : с чем сравнивает Поэт фонтан?

Тютчев уподобляет фонтан лучу.

С какой целью? Кроме точности описания, это сравнение придаёт первой строфе особое звучание, создаёт нужную лирическую напряжённость: ведь в традиционном пейзаже луч связан со светом небесным (солнце, луна, звёзды), и его естественная направленность — сверху вниз, от неба к земле. Фонтан — это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это своеобразный вызов небу. И именно за этот вызов, за это упрямство И гордыню он осуждён ниспасть на землю вновь.

(Это человеческий разум.)

— Почему Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном и каков смысл этого уподобления?

(Человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит. Главные вопросы человека направлены на постижение смысла бытия. Бога, человеческого предназначения, и, наверное, поэтому Тютчев уподобил человеческий разум фонтану.)

(Найти во второй строфе слова ,передающие драматизм происходящего. Объяснить значение слов.)

Вторая строфа намного драматичнее по своей тональности, атмосфера неравной борьбы, дерзкого противостояния исключительно ярко передана лексическим строем стихотворения: Рваться — двигаться, преодолевая какие-то преграды, разрывать путы, прорываясь; длань незримо-роковая — неотвратимая, неизбежная, грозящая трагическими последствиями; луч упорный — сопротивляющийся, упирающийся; преломляя — насильственно и безжалостно, бескомпромиссно изменяя направление и даже, может быть, уничтожь, свергает — опять подразумевается борьба и насилие.

6. Слово учителя.

Д. Мережковский так объяснил трагедию человека в художественном мире Тютчева:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно – волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью – и молчи.

1) Сравните различные точки зрения об этом стихотворении . Почему так по-разному отзываются о нём? Чья точка зрения вам ближе? Как по-вашему, о чём это стихотворение? (Слайд.)

(Для Толстого это стихотворение о благодатности человеческого одиночества перед лицом божественного мироздания. Для Бальмонта – о сущности творческого процесса. Для Вяч. Иванова – о невозможности высказать словом духовные помыслы).

2) Перечитайте первую строфу. Что в интонации этой строфы обращает на себя внимание читателя?

3) Почему эта строфа построена как одно предложение?

(Так она произносится на одном дыхании, что придаёт ей энергию убеждения. Использование мужских рифм также придаёт твёрдости и убедительности звучанию).

(Чувства и мечты таить можно, а вот мысль – нет. Сам убеждающий не таит свою мысль, а энергично её высказывает, почти навязывая собеседнику – читателю).

6). Перечитайте вторую строфу. Как вы понимаете смысл второй строфы?

7) Какой художественный приём использует поэт?

(Опять, как в первой строфе, используется сравнение: жизнь души сравнивается с незамутнёнными ключами, чистейшей водой. (В первой строфе – чувства и мечты со звёздами). Кроме того в этой строфе появляется не только мир души, но и человеческий мир, который может нарушить мир внутренний, дешевный. Так возникает конфликт, который развивается в третьей строфе).

8) Перечитаем третью строфу. О каких двух мирах говорит поэт? Как они взаимодействуют? Каким предстаёт внешний мир?

9). Каким словом начинается и заканчивается стихотворение? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?

10). Слова какого стиля доминируют в стихотворении?

Вывод. Стихотворение Тютчева касается внутреннего мира поэта, но имеет и общечеловеческое значение. Обращение к риторическому собеседнику усиливает это впечатление.

8 . Общий вывод . Какие Ключевые понятия лирики Тютчева вы могли бы выделить?

(Космос и хаос, день и ночь, свет и мрак, радость и скорбь, гармония и бездна).

9. Слово учителя . (Слайд.)

Подведём итоги .

Анализ стихотворения “ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ ”. (Слайд.)

- Как воспринимает поэт грядущую катастрофу? (Как закономерность, неизбежность.)

- Тогда возникает вопрос, как же должен ощущать себя в таком мире человек? Чтобы на него ответить, Тютчеву важно объяснить, что такое человек ?

2. Анализ стихотворения “ПЕВУЧЕСТЬ ЕСТЬ В МОРСКИХ ВОЛНАХ. ”.( Чтение ст. учеником.)

Человек – это особая часть природы, для его определения Тютчев пользуется выражением Паскаля, ученого-философа, труды которого поэт хорошо знал.

Итак, на вопрос “что такое человек во Вселенной?”, Паскаль отвечает: “Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы. Но он тростник мыслящий ”.

- Встречалось ли вам такое определение человека в стихотворениях Тютчева?

(“Певучесть есть в морских волнах…”)

- Найдите строфу, в которой человек назван “мыслящим тростником”:

(“И ропщет мыслящий тростник…”)

- Объясните, в чем трагизм осознания того, что ты, человек, – всего лишь “мыслящий тростник ”. (Слайд.)

Единственное существо природы, которое знает, что умрет.

Едва осознав себя в мире, понимает, что рожден для смерти.

Т Р А Г Е Д И Я

Жить, постоянно ощущая в себе неизбежность смерти, ее неотвратимость, тяжело. Поэтому Тютчев хочет найти опору в жизни, смысл бытия. Может быть, покой и счастье может принести соединение двух людей в одном чувстве?

Может быть, любовь способна примирить поэта с миром?

1. “Я ОЧИ ЗНАЛ, – О, ЭТИ ОЧИ!…”. Счастлив ли любящий поэт? (Да, любовь – это “чудное мгновенье”.)

- Обратите внимание на временные формы глаголов. (Да, любовь – это счастье, но счастье в прошлом.)

Значит, любовь непродолжительна?!

Значит, она – гармония “на миг”?

- Скажите, с чем Тютчев связывает любовь? (С разлукой)

2. “В РАЗЛУКЕ ЕСТЬ ВЫСОКОЕ ЗНАЧЕНЬЕ…”

Вот и в любви поэт видит неизбежность, неизбежность разлуки. Значит, и участь любви “предопределена”?!

- В каком стихотворении Тютчев размышляет о неизбежности трагедии в любви?

- Как объясняет суть любви Тютчев?

- Что значат, по вашему мнению, слова “роковое их слиянье”, “поединок роковой”?

- Какое слово в этом стихотворении является ключевым?

Любовь возрождает человека, но она же его и разрушает. Любовь у Тютчева двойственна. Она – счастье и несчастье одновременно.

4. В 1852–1854 годах Тютчев пишет одно из самых замечательных своих стихотворений : (Слайд.)

“ ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ” (оно входит в “Денисьевский цикл”, т.е. посвящено Е. А. Денисьевой).

Чтение стихотворения.

Посмотрите, само название уже содержит неразрешимое противоречие:

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ есть

Мне бы хотелось, чтобы вы услышали это стихотворение, уже ставшее романсом (романс – сплав музыки, поэзии).

Значит, любовь трагична; она не может долго длиться, есть разлука, но есть еще более страшная причина завершения любви – смерть одного из любящих.

6 . Тютчев испытал это на себе (Елена Александровна Денисьева) и рассказал об этом в стихотворении “НАКАНУНЕ ГОДОВЩИНЫ 4 АВГУСТА 1864 г.”. (Слайд.)

Несмотря на то, что это стихотворение имеет биографическую основу, его нельзя рассматривать как дневник.

Сам Тютчев писал: “…вы знаете, как я всегда гнушался этими мнимо-поэтическими профанациями внутреннего чувства, этою постыдною выставкою напоказ своих язв сердечных, Боже мой, Боже мой!

Да что общего между стихами, прозой, литературой, целым внешним миром и тем… страшным, невыразимо невыносимым , что у меня в эту самую минуту на душе происходит…”

- Покажите, как мысль Тютчева воплощается в тексте.

- Находит ли Тютчев опору в любви?

- Избавляет ли любовь от трагического мироощущения?

IV. Подведение итогов урока.( Слайд.)

сформулировать философские взгляды поэта (заполнить опорную запись)

Философские взгляды Ф.И.Тютчева

Особенность образа лирики Тютчева – космическая масштабность.

Противоборство в лирике поэта – космос и хаос.

Явления природы ассоциируются – с состоянием человеческой души.

Особенности мира человеческой мысли – мир трагичен.

Поэзия для Тютчева – средство самовыражения.

Учащиеся самостоятельно письменно формулируют общий вывод.

Вы прослушали Стихи на уроке, читали дома.

- Какие чувства вызвали у вас стихи поэта?

- Можно ли определить главное чувство поэта, которое передается нам?

ТОСКА, БЕЗЫСХОДНОСТЬ, ПЕЧАЛЬ (не грусть)

Несмотря на то что трагичность мироощущения была присуща многим поэтам 19 века, только в поэзии Тютчева вселенная гибнет, распадается, уничтожается .

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_literatury_v_10_klasse_po_lirike_f._i._tyutcheva.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общедидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Образовательный аспект триединой дидактической цели – создать условия для анализа поэтического текста, выделения ключевых слов, образов, идей.

Развивающий аспект триединой дидактической цели – создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования, развитию речевых навыков.

Воспитательный аспект триединой дидактической цели – способствовать процессу духовного развития, формирования нравственных ценностей; воспитывать самостоятельность, сотрудничество; развивать коммуникативные навыки.

Учащиеся, анализируя стихотворения Ф. И. Тютчева, должны определить восприятие категории Времени в лирике Тютчева, понять основу философской лирики поэта, разобраться в интересном и загадочном мире лирического героя Тютчева.

Опережающее домашнее задание: подбор стихотворений и цитат по теме урока; найти определения категории времени в философии.

I. Погружение в тему.

Выразительное чтение учителем стихотворения Державина.

Река времен в своем стремленье

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

  1. Какова тема этого стихотворения? (Стихотворение посвящено размышлениям о текучести Времени и бренности всего сущего перед лицом Вечности.)
  2. Какова общая тональность этого стихотворения? (Стихотворение пронизано пессимистическим чувством)
  3. Каким видится вам автор этих строк? (Это человек пожилой, умудренный опытом лет, возможно, старец, спокойно и мудро взирающий на мирскую суету. Ему некуда спешить, он знает цену жизни.)

Теперь послушайте отрывок из второго стихотворения. (Читает ученик)

О Время! Вечности подвижное зерцало! –

Все рушится, падёт под дланию твоей.

Сокрыт предел твой и начало

От слабых смертного очей.

Века рождаются и исчезают снова,

Одно столетие стирается другим;

Что может избежать от гнева Крона злого?

Что может устоять пред грозным богом сим.

  1. Какова тема этого стихотворения? (Это стихотворение также посвящено теме Времени и Вечности.)
  2. Как вы представляете автора этого стихотворения? Похож он на предыдущего? (Автор, возможно, моложе, но это человек, также много испытавший в жизни, знающий подлинную цену всему.)

Оба эти стихотворения написаны в один год. Первое принадлежит Гавриилу Романовичу Державину. Это – последнее стихотворение поэта. Оно написано за 3 дня до смерти, ослабевшей рукой, уже не способной держать перо и лист бумаги. Державину 73 года.

Время – это философская категория.

(На доске запись в столбик: подчеркнутые выражения)

Такой является категория Времени в философии.

Время… аспект бытия, не зависящий ни от чего и ни от кого. Для современного человека, погруженного в свои заботы, Время - словно поезд, несущийся с бешеной скоростью. И нет у человека времени, чтобы оглянуться, чтобы задуматься о том, что же такое Время. Какова его власть над человеком? Мы словно не ощущаем власти Времени, но она огромна. Впопыхах проходит жизнь, и в конце пути человек иногда понимает, что ничего не достиг, что наш мир – пустыня, что каждый сам по себе и каждый одинок. Есть люди, для которых одиночество несет глубокий смысл, благо. Оно позволяет им полнее почувствовать ценность жизни, ощутит ту ниточку, которая связывает человека с чем-то высшим, неземным. Таков Федор Иванович Тютчев.

II. Постановка проблемы исследования.

Сегодня на уроке мы исследуем сложный вопрос восприятия Тютчевым Времени для того, чтобы понять основу философской лирики поэта, разобраться в интересном и загадочном мире лирического героя Тютчева. Для этого определим, какие временные формы использует Тютчев и почему одна из форм времени привлекает его в большей степени, а другая – в меньшей. (Вопросы записаны на доске) В ходе урока вы будете анализировать, сравнивать, делать выводы.

Слово исследователям. Ваша задача: услышать и назвать основные временные формы, используемые Тютчевым в лирике.

  1. Какие формы приобретает время в творчестве Тютчева?
  2. Какие формы наиболее употребительны, частотны?
  1. Так какие временные формы используются Тютчевым в лирике? (Дети называют, а учитель прикрепляет названия к доске)

IV. Промежуточное обобщение.

Конечно, эти подсчеты относительны и носят довольно субъективный характер. Но все же они позволяют высказать некоторое предположение. Какое? (Поражает многообразие форм времени. Можно сказать, что поэзия Тютчева – это энциклопедия средств, изображающих время.)

Итак, на первый вопрос мы ответили.

Обращает на себя внимание, что из отрезков времени (век, год, час, минута, миг) чаще всего употребляется век, а менее всего минута и миг. Год и час, можно сказать, равноправны. В названиях частей суток наиболее привлекает поэта ночь, день — почти в два раза меньше. Промежуточное время суток, например, рассвет, наименее употребительно. Из времён года более всего встречаются весна и лето.

Почему одна из форм времени привлекает Тютчева в большей степени, а другая — в меньшей?

  1. Чтение стихотворения учеником.
  2. Какова тема этого стихотворения? Как она реализуется в произведении? (Прежде всего это тема времени – она заявлена уже в названии.)
  3. Назовите ключевые слова, раскрывающие тему времени.

Категория времени составляет здесь не только содержание стихотворения, но и определяет композицию.

Так возникает двуплановость мира у Тютчева, причем идеал поэта не имеет конкретных черт, не связан с каким-то определенным временем и пространством.

VI. Промежуточное обобщение.

  1. Приведите примеры, подтверждающие это. (В наш век отчаянных сомнений, //В наш век, неверием больной)…

Для поэта век – это не только отрезок времени, это время, которое он избегает, создав свой собственный мир. И этот мир не соотносится ни с каким реальным временем в истории. Идеальное время существует только в сознании поэта, идеал неисполним в действительности. Так рождается ощущение трагичности бытия, где поэт не находит идеала. Не принимая свой век, Тютчев философски осмысляет многие стороны земного бытия: людскую разобщенность, одиночество человека в мире, безверие, бездуховность…

Тютчев постоянно противопоставляет время гармонии, равновесия сегодняшнему отрезку времени. Человек бессилен изменить время, он вынужден жить в нем, не смирившись.

Миг, минута в лирике Тютчева закреплены за временем частным, постигаемым восприятием. Часто поэт противопоставляет миг вечности. Минута и миг в сознании поэта – это мгновения, которые поэт пытается остановить, запечатлеть их.

VIII. Промежуточное обобщение.

Эта же быстротечность минуты видна и в других стихотворениях. Приведите примеры. ( 1) Смотрю я на тебя, мой гость минутный…; 2) И страшный груз минутно приподнимет…3) Хотя на миг причастен будь!)

IX. Итоговое обобщение.

Итак, каковы наши выводы? Вернемся к вопросам нашего урока.

2. Земное бытие осмыслено Тютчевым и как миг, и как вечность, как время утрат и разлада в мире и в человеческой жизни. Он размышлял о скоротечности времени и его бесконечной протяженности , о кратковременности существования человека на земле и его невозвратимости .

2. Наблюдая за образами времени, мы видим, что Тютчев показывает противоборство жизненных сил как вечный закон жизни. Вводя образы времени , поэт глубоко чувствует трагичность жизни. Этот мотив разрастается, охватывая природу и человеческую жизнь, историю, прошлое и настоящее.

3. Для Тютчева идеального времени в истории человечества не существует. Идеал – лишь порождение мечты поэта, создание его воображения. Противопоставляя два времени, Тютчев не уходит в прошлое, не идеализирует его. Идеала нет и в любви. Лишь на короткое время лирический герой может испытать состояние покоя своей души, гармонии с миром и природой. При этом Тютчев не предлагает свой идеал и не зовет к его воплощению.

4. Не имея конкретного воплощения, иное, идеальное время постоянно присутствует в лирике Тютчева как контраст, антитеза, умолчание, ирония и так далее.

(На доске во второй столбик подчеркнутые выражения)

(Обращение к столбикам на доске) =Таким образом, осмысление категории Тютчевым в чем-то перекликается с философскими определениями времени, но в то же время имеет и свои особенности. Кроме того, можно говорить не только о двоемирии, но и о двоевременье в тютчевской поэзии. Двоемирие и двоевременье – обязательное условие композиции его стихов.

X. Время в живописи.

Тема Времени – это вечная тема, которая проходит и через музыку, которую вы слышали на уроке, и через живопись. Перед вами репродукция картины Эшера Мориса, нидерландского художника первой половины 19 века. И это его видение Времени. А таким видят время ваши ровесники-художники (представление учащимися своих работ)

Домашнее задание: проанализировать одно из стихотворений Ф. И. Тютчева, в котором находит выражение категория Времени; дать свое восприятие, истолкование, оценку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока. Знакомство с особенностями философской лирики Тютчева. Освоение навыков анализа философской лирики. Познание мира человека.

Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, особенностями философской лирики поэта и на примере стихотворения "Тени сизые смесились. " познакомимся с некоторыми элементами анализа лирического произведения.

Запишите тему урока.

III. Работа на уроке.
1. Слово учителя.

Поэзия Ф.И.Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятым.

В этом году Тютчеву исполнилось 110 лет, и на память приходят слова И.С.Аксакова, одного из его горячих поклонников, он писал: "Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определённой эпохе в развитии русской литературы. Для него настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него".

Каждый должен будет выработать свою точку зрения на творчество Тютчева в контексте эпохи. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

2. Вопрос на восприятие ранее изученного.

Учитель. Ребята, в чем, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева.

- Тютчев воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и, пытаясь проникнуть в её тайны, обращается к человеку, ибо в его жизни есть аналогии окружающего мира.

3. Начальное знакомство с особенностями философской лирики Тютчева.

Учитель. Человек инструмент для постижения природы. Но!! И природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Использование метафор типа "душевная буря" было присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод, наполнив художественный приём философским содержанием.

С произведениями такого метода мы и познакомимся на наших уроках и увидим, как Тютчеву удаётся через природу передать чувства и переживания человека, т.е. его душевного мира.

Вот как описывал И.С.Тургенев творческий метод Ф.И.Тютчева: "Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием Глубокова чувства или сильного впечатления: вследствие этого. мысль г.Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённую, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно".

Давайте запишем эти слова в тетрадь, они являются ключевыми в этом методе и будут эпиграфом к нашему уроку.

4 . Знакомство с основными моментами философских понятий поэта.

Учитель. (Краткая запись в тетради).

Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы нашло своё специфическое выражение в поэзии Тютчевских стихов философского характера.

Причем особенность поэтики Ф.Тютчева заключается в вариантности оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, каком-либо другом может получить противоположную оценку.

Исходя из этого, стихотворения Тютчева можно читать как единое целое.
Примером являются стихотворения "Проблеск" (1825), "Видение" (1829),
"Тени сизые смесились. ", условно они отнесены к "ночным
стихотворениям" поэта.

Человек, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он граница между двумя мирами, он - соединение и объединение этих двух миров - бездн
(внутреннего и внешнего).

Истина у него постигается в противопоставлении, в противоборстве.

Поэтому очень многие стихотворения философского характера имеют двухчастную композицию с чётким разделением содержания по строкам.

Рассмотрим стихотворение "Тени сизые смесились. " (неписано в 1836 году), где более отчётливо можно увидеть эту особенность лирики Тютчева

5. Анализ стихотворения "Тени сизые смесились. ".

1) Чтение стихотворения (учителем или учеником):

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул.

Мотылька полёт незримый

Слышен в воздухе ночном.

Час тоски невыразимой.

Всё во мне, и я во всём.

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Сейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Всё залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья

Переполни через край.

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

(1835 год). Ф.И.Тютчев.

2) Какое настроение вызывает стихотворение?

- Желание покоя, отречения от дневного мира, грусти, одиночества.
(По ходу анализа делайте запись рабочего материала).

Учитель. Стихотворение состоит из двух строф.

3) Анализ I части.

а) Какой образ возникает перед нами в первой строфе?

- образ реальных сумерек на реальном исходе дня.

б) Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек.

Какой художественный приём использовал автор для создания образа сумерек?

в) Работа с эпитетами

• Оцените значение эпитетов. Можно ли их заменить другими? Почему?

- Нет, их нельзя заменить. Они лучше передают сумерки: точные, единственно возможные

• Рассмотрим каждый из них:

Тени, действительно, "сизые" (что это значит?) - они переливаются
множеством оттенков, поэтому сумрак "зыбкий"

О чём говорит "гул дальний"? (об уходе дневной жизни, внешней жизни). Точнее не выразить.

• Проанализируем значение глагола "смесились" ("смесились" -
устаревшая форма глагола "смешиваться")

не столько механически, сколько слияние.
Учитель. Сумерки — это слияние чего? в какое время?

Слияние дня и ночи на исходе реального дня.

г) Анализ других художественных средств.

Учитель. Помимо эпитетов, какое художественное средство помогает услышать приближение ночи, тишины, т.е растворение реалий дневного мира?

олицетворение "звук уснул".

многосмысловые слова "цвет поблекнул" — т.е. наступление вечера, закат.
"Мотылька полёт незримый" — темно очень тихо, слышен полёт.

д) Анализ звукового оформления.

Учитель. Какое значение имеет звуковое оформление?

- Аллитерация на свистящее "с"

сизые, сместились, звук уснул, сумрак, час, слышен, тоски, всё во всём

- создание какого-то неясного, сказанного шёпотом, но вполне ощутимого откровения

Шепотом делятся чем-то откровенным.

е) Учитель. На фоне сумерек как показано бытие (присутствие, жизнь) человека? В каких строчках?

- "Жизнь, движенье разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул. "

Учитель. Каким становится бытие человека?

ж) Учитель. Для лучшего понимания связи человека с сумерками проанализируем значение глагола "разрешились".

Разрешиться можно от бремени. Мы знаем, что у Тютчева сквозь одно значение часто "мерцает" другое.

Как вы понимаете в этом стихе значение слова разрешиться -превратиться в сумрак, в дальний гул .

Учитель. Так возникает ощущение начала драмы.

з) Учитель. А чем символичен образ "полёта незримого мотылька?" Обратите внимание особое на слово "незримый".

Незримый, но существует, где такое можно найти? - Внутри чего-то.

В данном случае - в сумерках, в её внутреннеё реальности.

Он является кульминационным в создании образа сумерек, его внутренней сущности: с одной стороны слух в сумерках утончается так, что трепет крыльев мотылька; с другой - такая тишь говорит о глубоком одиночестве человеческой души.

Найдите строки, подтверждающие эту мысль:

- "Час тоски невыразимой. "

и) Прокомментируем последний стих первой строфы:

"Всё во мне, и я во всём. "
Учитель. Что значит "я во всём!"?

во всём мире, т.е. Вселенной.

к) Сделаем вывод анализа первой строфы.

Учитель. Что автор хотел донести до читателя, какое человеческое ощущение, состояние?

- Хотел показать одиночество, забвение, желание слиться с темнотой. Т.е. показать душу в сумерках.

4) Анализ II части. Для полного понимания смысла данного стихотворения, проанализируем II часть.

• К кому обращается автор во второй строфе?

- Вторая строфа носит характер прямого обращения к сумраку.

• Учитель. Какие слова помогают понять это?

- Вся глагольная лексика в повелительном наклонении: "лейся", "залей", "утиши", "переполни", "дай".

• Учитель. Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака? О чём его просят?

- "лейся", "залей", "утеши" - сумрак обретает текучую природу

• Учитель. Почему же человек просит об этом, к чему стремится его душа?

- Человеческая душа стремится к покою, тишине.

• Учитель. Призыв звучит не просто "сумраку литься", но "всё" залить. На что указывает местоимение "всё", что под ним подразумевается?

- Всё - это мир, Вселенная, а значит мир Вселенной равнозначен миру души.

• Учитель. Сделайте вывод: чего ждёт лирический герой?

- Покоя, тишины – самозабвения.

• Учитель. Как заклинанье звучит трагически торжественное "Дай вкусить уничтоженье. " Что может вызвать уничтоженье?

В чём необычность этого стиха? Что, обычно, желают вкусить?

- Вкушают, обычно, блаженство.

Опять возникает тютчевская "вибрация" смыслов: оказывается есть не только ужас уничтожения, но и сладость.

Так в чём же особенность композиции стихотворения? Какую роль играет последняя строчка, подводя итог всему размышлению?

- "С миром дремлющим смешай!"

Последняя строчка лишь одним словом "смешай" замыкает магическое кольцо стихотворению: сначала тени сизые смесились, а теперь и "я", уничтожаясь, смешивается с ними.

Происходит смешание души сумерек с душой лирического героя.

IV. Подведение итогов.

Вывод. Итак, мы видим соединение внешнего и внутреннего мира -всеобъемлющий мир "сумеречного" состояния Вселенной. Связь мира человека и мира природы.

Учитель. Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках школьного анализа невозможно. Все наши попытки - есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к тайне.

V. Выставление отметок.

Обращение к творчеству поэта помогает решить задачу глубокого проникновения в душу человеческую, задачу обращения к вечным вопросам. Величайшие страницы творчества этого поэта воспитывают истинный художественный вкус. Внимание обращается не только на особенности содержания его стихов, но и на смыслообразующие элементы их художественной формы.

Место и роль урока в изучаемой теме.

Ориентируясь на действующую программу (под ред. Г.И. Беленького), на изучение поэзии Ф.И. Тютчева отводится три часа учебного времени.

На первом уроке по данной теме продолжилось знакомство учащихся с личностью поэта, сделана опора на знакомые уже учащимся тексты, изученные в начальной и основной школе, но на более глубоком уровне. Второй урок (данный) посвящен философской лирике Тютчева; продолжением знакомства станет урок по любовной лирике Ф.И. Тютчева. Размышления на философские темы состоятся при изучении творчества Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и т.д.

Дидактическая проблема урока.

Дидактическая проблема урока состоит в необходимости разрешения противоречия между фронтальными средствами обучения, предназначенными для класса в целом и обеспечивающими выполнение плана урока, предусматривающего достижение поставленных целей – результатов в отведенное для этого время, и индивидуально-групповыми средствами обучения, позволяющими каждому ученику пройти к значимому для него лично результату, достижение которого не может быть точно запланировано, но лишь спрогнозировано с той или иной степенью вероятности.

  • Развивающий аспект.Совершенствование и развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся:
  • склонностей к сравнению, к оценке явлений с эмоционально-вкусовых, эстетических, мировоззренческих, нравственных позиций;
  • способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, формированию проблем;
  • психических свойств, таких как память, сочувствие, воображение, ясность речи.
  • Образовательный аспект.Создание условий для осознания учащимися основной мысли урока (разобраться в самых сложных шедеврах тютчевской поэзии, наполненной философским подтекстом, проникнуться ее глубоким смыслом)
  • Воспитательный аспект. Совершенствование умения работать в группе, уважая точку зрения других, отстаивая свою.

Основная мысль урока.

Судьба человеческой души и вся история человечества зиждется на таинственной основе всякой жизни (природной и человеческой). Бездна философии природы и бездна философии человека.

Портрет Ф.И. Тютчева, тексты стихов, репродукции картин, иллюстрации учащихся

Ключевые слова (понятия) урока:

Содержание опережающих заданий:

1. Работа с философским словарем (по ред. И.Т. Фролова) М. Изд. “Политическая литература”, 1980 г. Толковые словари.

2. Работа с текстами стихотворений.

Формы реализации метода:

беседа, диалог, монолог, практические задания, презентация собственного текста.

Работа в группах. Через групповую форму работы – углубить представление учащихся о философской лирике. Через творческую работу прикоснуться к философскому смыслу и художественным особенностям поэзии Ф.И.Тютчева.

- работа с дополнительными источниками;

- создание собственных текстов;

- работа в группе (работа с текстами, подготовка выступления перед классом);

- участие в дискуссии;

- презентация и демонстрация своих достижений (выступление перед классом);

- обеспечение мотивации и принятия цели учебной деятельности;

- подбор необходимых текстов для урока;

Учитель. Поэт-философ, поэт, ставящий самые важные вопросы жизни, поэт, помогающий человеку по-иному, взыскательнее и серьезнее взглянуть на себя, оценить свое место в мире, задуматься о его мироустройстве.

Большой знаток и любитель поэзии И.С. Тургенев писал. “Каждое его стихотворение начиналось мыслию…” Очень хочется, чтобы сегодня все ваши фразы, ребята, начинались “мыслию”.

Задание 1. Представьте, что вы встретили великого мудреца и у вас есть возможность его спросить, о чем захотите. Условие: вопросы должны быть о самом важном для себя, о том, в чем желаете разобраться. Заметьте, вопросы, обращенные мудрецу, а не гадалке или кукушке.

  • Зачем человек живет?
  • Что есть красота? Бог?
  • Что самое главное в жизни?
  • Что есть добро и зло?
  • Что есть душа человеческая?
  • Как научиться душевному спокойствию?
  • О чем человек не должен жалеть? И т.д.

Учитель. В ваших вопросах поднимаются главнейшие философские проблемы бытия. В своих стихах Ф.И. Тютчев заставляет нас задать те же самые вопросы себе и задуматься над ними. Обратимся к текстам стихотворений.

Задание 2. Каждой группе предлагается рассмотреть два стихотворения.1) “Душа хотела б быть звездой” и “Святая ночь на небосклон взошла”; 2) “День и ночь” и “Сны”; 3) “Ночное небо так угрюмо” и “О чем ты воешь, ветр ночной?” 4) “Silentium!” и “Как океан объемлет шар земной!”.

Выпишите из этих стихотворений повторяющиеся слова-образы, обозначающие цвет, очертания, звуки, чувства, которые вы увидели. Обсудите в группе, чем эти слова важны для Тютчева, что значат. Подготовьте выступление от группы. (При подготовке выступления можно использовать раздаточный материал.

а) Выберите из всех слов одно, которое характеризует общий смысл стихов;

б) подберите к этому слову ассоциации по смыслу;

в) подберите к этому слову созвучные слова.

ассоциации звучание

г) из разных столбиков выберите по одному слову и соедините их в словосочетание; д) напишите небольшой текст на тему, которую только что сформулировали.

В результате работы над стихотворениями учащиеся должны понять, что в человеческой душе, как в мире в целом, за видимой внешней оболочкой скрыта противоречивая душевная борьба. В ней тоже есть стихийные силы, которые могут привести человека к гибели. В ней постоянно идет схватка противоположных начал, потому что природа человека диалектична, двойственна. Человеческая мысль, родившаяся в глубинах сознания, не адекватна тому, что человек произносит вслух.

Выходя наружу, мысль становится словом, обретает материальную оболочку. Но она искажает сущность идеальной мысли, не похожа на нее. Между сознанием и речью оказывается непреодолимая пропасть, и это, по Тютчеву, один из законов человеческого существования. Поэтому невозможно передать свою мысль другим, и человечеству грозит глобальное непонимание. Выход для него только один – уйти в свой внутренний мир, где нет этих противоречий.

Обращается внимание на мини выставку работ учащихся ( “Лирика Ф.И.Тютчева в моем восприятии”)

Читайте также: