Конспект урока э киселева про то как миша стал храбрым

Обновлено: 02.07.2024

1. На материале повести А. С. Неверова сформировать у учащихся представление о таких нравственно-этических понятиях, как человечность и доброта.

2. Закрепить навыки идейно-тематического анализа художественного произведения.

3. Развить кругозор учащихся средствами краеведческого материала о писателе-земляке

1. Выставка книг А.С. Неверова.

2.Стенды по краеведению.

1. Вступительное слово учителя.

История нашего края богата значительными событиями и именами, поучительна.

Общение с прошлым вызывает яркие образные представления о событиях, людях, помогает глубже узнать прошлое нашего края. Каждая новая крупица полученных вами историй станет вашим достоянием, расширит ваш кругозор и заставит по-иному взглянуть на край, где мы с вами живем.

Наш урок-семинар посвящен Александру Сергеевичу Неверову (1986-1923 г.), нашему земляку, замечательному писателю.

О пребывании А.С. Неверова в наших краях вы сами подбирали материал, о чем и расскажете.

2. Выступления учащихся по темам, связанным с пребыванием А.С. Неверова в различных
населенных пунктах области:

1. Новиковка. 4. Озерки.
2.Мелекесс. 5. Новый Письмерь.
3.Старая Майна. 6. Камышовка.

Эти населенные пункты указаны яркими кружочками на карте Ульяновской области.

3. Продолжение рассказа учителя.

Человек большой душевной широты и скромности, потрясенный грозной стихийной силой и размахом происходящих на его глазах событий, Неверов с большим трудом принимает революцию, его оттолкнуло насилие, кровь.

Нелегкий путь в Ташкент проделал осенью 1921 г. сам Неверов с несколькими друзьями-писателями.

Учитель: Вы все прочли эту книгу. Скажите:

1. Где и когда происходили события? (В с. Лопатино, в Ташкенте.)

2. Кто главные герои повести?

3. Какой город казался голодным людям сказочным, хлебным?

4. Какой была обстановка в доме Мишки Додонова?

5. О чем же задумался Мишка?

Сценка - диалог (Мишка и Сережка, одетые по-крестьянски, с котомками, в лаптях; глава 1).

6. Что же взял с собой Мишка? Зачитайте из главы 1.

7. Как мама провожала сына? (гл. 2).

9. Что привлекает Сережку в Мишке? (гл. 2-10).

11. Когда и почему Мишка солгал? (гл. 21). Оправдываете ли вы его ложь?

В свои 12 лет Мишка увидел и пережил столько, сколько иному человеку за всю жизнь не придется. Смерть отца, а потом и родных, грязь, болезни, гибель друга и сотен чужих людей, недружелюбие, а иногда и откровенная враждебность измученных нуждой взрослых – все это больно отзывалось в душе Мишки. И при этом постоянный, неотвратимый, изнуряющий голод, который не только опустошает желудок и обессиливает человека, но и нередко диктует свои жестокие законы: укради, отними у слабого, соври. (Зачитать гл. 21.)

Вряд ли сегодня найдется человек, способный осудить Мишку за его вранье зажиточным мужикам. Ведь его поступками руководили еще и забота о младших братьях и матери, о разоренном хозяйстве.

12. Когда и почему Мишка заплакал? (Зачитать гл. 17,18.)

13. Кто помог Мишке преодолеть трудности? (гл. 18,32).

Человеческая доброта, ласковый взгляд, обращенный к Мишке, делают его сильнее, помогают остаться человеком в любых ситуациях.

14. Как и где Мишка находит нового друга? (гл. 26).

16. Чем занимается Мишка в Ташкенте? (гл. 32).

17. Что помогло Мишке выжить? (гл. 18).

Его внутренняя чистота помогает выжить среди голода и смерти. И не только выжить, но и остаться при этом настоящим человеком. Ловкость, находчивость, врожденное чувство справедливости и еще острое ощущение того, что надеяться-то больше не на кого – вот что помогает Мишке не только выжить, но и бороться.

19. Что привлекло вас в Мишке?

Мишке приходится принимать решения, от которых зависит судьба других людей, он наделен прекрасным даром дружбы (сначала с Сережкой, а потом с Трофимом).

Ребята не раз оказываются между жизнью и смертью, но плачут редко. Мишке присущи такие качества, как преданность, честность, верность, умение держать слово, надежность.

20. Чем заканчивается повесть? (гл. 32).

21. Какие жизненные уроки получили вы, прочитав повесть? Что нового узнали на уроке?

2. Ученики вносят на руках огромный душистый каравай хлеба и угощают всех.

Рабочая программа

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Составила: Щербакова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю, в том числе на внеклассное чтение - 1 час в неделю соответственно.

В 4 классе осуществляется объяснительноечтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.

В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ.Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромноекоррекционное значение.Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития . Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся.

Цель программы обучения:

закрепление навыков правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами;

коррекция недостатков развития детей с нарушением интеллекта.

Основные задачи программы обучения:

учить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;

осмысленно воспринимать его содержание;

активизировать словарь учащихся;

научить полному и выборочному пересказу прочитанного;

учить правильно строить и употреблять в речи предложения.

Содержание программы

Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю, в том числе на внеклассное чтение – 1 час в неделю. В программу по чтению включены следующие разделы и темы:

Краткое содержание раздела

Листья пожелтелые по ветру летят …

Раз, два – начинается игра!

Будем делать хорошо и не будем - плохо

Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка)

Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!

В окно повеяло весною…

На пользу и славу Отечества

Как Илья из Мурома богатырём стал (Былина)

Видно не напрасно называют лето красным

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должныуметь:

читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;

читать про себя;

отвечать на вопросы по прочитанному;

выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;

определять главную мысль произведения;

читать отрывки по ролям;

пересказывать прочитанное полностью и выборочно.

Учащиеся должны знать :

знать наизусть 7-8 стихотворений.

Прогнозирование результатов

читать выразительно, бегло, осмысленно;

уметь выделять главную мысль произведения, давать пересказ прочитанного;

уметь выделять главных действующих лиц, оценивать поступки героев произведения;

уметь самостоятельно выбрать книгу в библиотеке по интересу;

знать наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Проверкунавыковчтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IV класс —35—40 слов;

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

IV класс

Знать признаки ранней , золотой и поздней осени. ,

Уметь выразительно читать вслух,

-определять главную мысль произведения;

-рассказывать выученное наизусть стихотворение.

Уметь выборочно пересказывать прочитанное

Уметь выразительно читать вслух.

Уметь выразительно читать вслух.

Уметь анализировать заголовок ;

- читать по ролям , отвечать на вопросы по прочитанному

Уметь отвечать на вопросы. анализировать произведения, делать выводы.

Уметь выразительно читать вслух, кратко пересказывать. сказку

Уметь выразительно читать вслух,

-определять главную мысль произведения;

-рассказывать выученную наизусть басню.

Уметь выразительно читать вслух,, кратко пересказывать

Уметь составлять связный рассказ по картинке,

-выразительно читать вслух,, кратко пересказывать

Уметь читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;

- выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение

Уметь читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией.

Уметь читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией

Уметь выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение.

Уметь читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией

Уметь читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией

Уметь выразительно читать вслух,

-определять главную мысль произведения;

-рассказывать выученное наизусть стихотворение..

Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем - плохо.

Уметь отвечать на вопросы. анализировать произведения, делать выводы

Грузинская сказка «Заработанный рубль .

Уметь выразительно читать вслух,, кратко пересказывать

Сказка о Василисе- Работнице Е.Шварц.

Уметь выразительно читать вслух,, кратко пересказывать

Уметь выразительно читать вслух,

-определять главную мысль произведения;

-рассказывать выученное наизусть стихотворение..

Уметь высказывать своё отношение к поступку героя, событию,

определять главную мысль произведения;

Уметь высказывать своё отношение к поступку героя, событию,

определять главную мысль произведения;

Уметь высказывать своё отношение к поступку героя, событию,

-определять главную мысль произведения;

Уметь: читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;

Данный урок является обобщающим в разделе "Жизнь дана на добрые дела" по программе "Чтение и развитие речи" в 4 классе коррекционной школы для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).

Содержимое публикации

Автор: Цицулина Ирина Владимировна

учитель начальных классов

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Цель: Обобщение знаний детей по изученному разделу.

- проверить качество усвоения изученного материала по данному разделу;

- развивать мышление, память на основе упражнений в припоминании;

- воспитывать уважение к людям, общечеловеческие нормы поведения на примере главных героев.

-воспитать трудолюбие, внимательность и заботливое отношение к окружающим людям.

Оборудование:карточки с заданиями, учебники, презентация.

I . Оргмомент.

1. Психологический настрой.

2. Готовность к уроку.

- Правила посадки, проверка готовности рабочего места.

II . Речевая разминка.

1. Артикуляционная гимнастика.

- А начнём мы наш урок со стихотворения.

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
- О чём говорится в стихотворении?

- Какой раздел мы с вами проходим?

- О чём в этом разделе читали?

- Сегодня у нас обобщающий урок по этому разделу. Мы вспомни произведения, которые прочитали, вспомним их главных героев и их поступки.

IV . Проверка домашнего задания.

- Проверим домашнее задание. Что нужно было приготовить к уроку?

- Пересказ рассказа по частям.

- Что могло случиться с птичкой, если бы мальчик не пришел ей на помощь?

- Почему мальчик не горевал от того, что птичка улетела?

- Хороший или плохой поступок совершил мальчик?

V . Работа над темой урока.

1 задание (Пичугин мост) (выборочное чтение)

- Послушайте отрывок из произведения и назовите его.

- Кто автор этого произведения?

- Откройте этот рассказ стр.77.

Найдите в тексте и прочитайте:

- Каким рос мальчиком Сёма Пичугин?

- Какой дорогой любил он ходить в школу?

- Какие опасности ждали ребят, если они ходили коротким путём?

- Что задумал сделать Сёма?

- Было ли легко Семе в его работе?

- Как люди стали называть мостишко?

- Возьмите карточки, в них написаны качества человека. Вы должны выбрать те качества, которыми обладает Сёма Пичугин:

- Почему мосту не стали давать другое название? (люди помнят хорошие дела).

- Ребята, как вы думаете, в каких случаях человек становится известным? (Когда человек совершает добрые поступки не для себя, я для других)

- Есть ли среди этих пословиц та, которая выражает главную мысль рассказа?

2 задание.(Михаськин сад)

(чтение по цепочке)

- Узнайте произведение по иллюстрации.

- Кто автор этого произведения.

- Словарная работа (работа в парах).

У детей конверты со словами и их значение. Нужно соотнести слово с его значением.

участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами.

белорусское мужское имя

приспособилась к условиям

- Какая пословица выражает главную мысль рассказа?

Маленькое дело лучше большого безделья.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Какое маленькое дело сделал Михаська?

- А что получилось из его маленького дела?

Физминутка для глаз (презентация).

3 задание. (Когда люди радуются)

- Прочитайте слова: Алёшка, самокат, ящики, золотые руки, старшеклассники, рассада.

- Как называется рассказ, к которому они относятся?

1. Для кого Алёшка сделал самокат?

2. Для кого мальчик сделал ящики?

3. Что выращивали весной ребята в школе?

4. Сколько дней Алёша делал ящики?

- справляются с любой работой

- изготавливают изделия из золота

- сделаны из золота

- украшены драгоценными камнями

работа приносит людям радость, но самую большую радость приносит человеку труд на общую пользу, когда человек трудится для других.

6. Какое дело, которое сделал Алёшка, оказалось полезным для других людей?

Вывод: работа приносит людям радость, но самую большую радость приносит человеку труд на общую пользу, когда человек трудится для других.

4 задание. (Про каникулы и полезные дела) (чтение по ролям)

- Отгадайте загадку

В эти дни мы отдыхаем,
Мы не учимся, гуляем.
Осенью, зимой, весной
Есть они у нас с тобой.
Да и летом, не скрываю,
Я от школы отдыхаю.
Период вас назвать прошу,
Когда я в школу не хожу. (Каникулы)

- Скажите, как называется рассказ, в названии которого есть это слово?

- Кто автор этого рассказа?

- Убери лишний персонаж:

- Кто из героев этого рассказа тебе понравился больше: Витя или Толя? Почему?

Вывод: Занимаясь полезными делами для себя, не забывай делать что- нибудь полезное для других.

VI . Д/З. стр. Ответы на вопросы 86-87.

VII. Подведение итогов урока.

- Какой раздел закончили?

- О чём были произведения в этом разделе?

Я всех благодарю, за урок и хочу закончить его словами:

Добрые слова — корни,

Добрые мысли — цветы,

Добрые дела — плоды,

Добрые имена — сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками грубости и бессердечия, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Читайте также: