Как выращивают хлеб конспект занятия в подготовительной группе

Обновлено: 05.07.2024

Раздел:

Формирование целостной картины мира.

Программное содержание:

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная работа:

Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:

Загадка про хлеб

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Воспитатель:

Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель:

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Его покупают в магазине.

Воспитатель:

А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?

Воспитатель:

А что такое мука, из чего её получают?

Воспитатель:

Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Воспитатель:

Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Воспитатель:

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель:

Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Воспитатель:

Что же делает комбайн?

Воспитатель:

Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Воспитатель:

Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель:

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель:

А как все эти продукты называются одним словом?

Воспитатель:

Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

Пословицы и поговорки про хлеб

Воспитатель:

Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Воспитатель:

Какие машины помогают хлеборобам?

Трактора, комбайны, грузовые машины.

Воспитатель:

Как нужно относится к хлебу?

Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель:

Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания хлеба, разнообразии хлебобулочных изделий о том, что хлеб- это один из самых главных продуктов питания в России, что если очень трудно вырастить. Закрепить знание детей о различиях города и села.

Ход занятия

Воспитатель: вспомнить, чем отличается город от деревни?

Дети: разные дома, транспорт, труд людей.

Воспитатель: Чем занимаются люди в деревне?

Дети: разводят домашних животных, выращивают овощи, фрукты, зерно (перед детьми выставляются несколько картин с изображением города и деревни; воспитатель предлагает детям внимательно их рассмотреть)

Воспитатель: вы видите много разных картин, внимательно их рассмотрите и попробуйте разделить картины на две группы по какому- то единому общему признаку. (Дети делят картинки на те, что относятся к деревне)

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед

Вкусней его на свете нет!

Воспитатель: А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб?

Рано утром голубок прилетел на бугорок,

Видит - стебель не простой

Длинный, длинный золотой

Наверху усатый колос

Слышит голубь звонкий голос:

Поскорей меня в гнездо свое возьми!

Поскорей голодных деток накорми!

Детки зернышки клюют, клюют, клюют

Детки песенку веселую поют

Слава туче, что вспоила росток!- гули, гули

Слава солнцу, что спасло стебелек!- гули, гули

Слава полю, где созрел колосок! - гули, гули!

Воспитатель: Мы с вами сегодня поговорим о хлебе. Каждый день мы едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. А вы знаете, из чего все это сделано?

Перед детьми картина: трактор на поле распахивает землю. Воспитатель: Куда мы пришли?

Воспитатель: Что мы видим там?

Дети: Трактор пашет землю

Воспитатель: Для чего он пашет землю?

Дети: Чтобы земля была мягкая

Воспитатель: А если зерно посеять на невспаханную землю - вырастет урожай? Почему?

Воспитатель: Кто работает на тракторе?

Воспитатель: А можно сказать землепашец?

Это слово тоже из двух слов. Из каких? (земля, пахать)

Воспитатель: Землю вспахали, а потом что делают в поле? (показ картины, где люди сеют зерно)

Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерно проросло?

Дети: Солнце, тепло, вода, вспаханная земля

Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Что на ней изображено?

Дети: Самолет распыляет удобрение на поле

(выполняют действия в соответствие с текстом)

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой

Тесто тужиться в квашне,

Запекается в огне

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явило

Свежий хлеб!

Воспитатель: Солнышко согрело зерно, дождик полил, люди удобрили поля и наши зерна превратились в ростки, а затем в колосья. (Демонстрация колосков пшеницы, ржи, зерен) Как выглядят эти растения. Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотри. Что можно сказать вот об этом колоске? (Дети составляют рассказ - исследование по описанию колоска)

Дети: он длинный, тонкий, у него очень длинный усик. Это колосок ржи. Зерно у ржи тоже длинное.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о колоске пшеницы. Какой он? Дети: Колосок пшеницы короче, а зернышки круглые.

Воспитатель: Ну вот, зерна созрели. Отгадайте загадку:

Прилетает в поле птица

Спелую убрать пшеницу?

Воспитатель: Да приходят комбайны на поле (показ картины) Воспитатель: Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер (повторяют хором и индивидуально) Воспитатель: Что делает комбайн с колосками?

Дети: Он срезает колоски, вымолачивает из них зерна, и эти зерна по специальному рукаву (бункеру) высыпается в грузовую машину, потом зерно везут на мельницу. Там их мелют. Получается мука.

Воспитатель: Что можно сделать из муки? Как сказать двумя словами? Дети: хлебобулочные изделия?

Словарно - дидактическая игра с мячом

Назови ласково (хлебушек)

Крошки хлебные какие? (хлебные)

Квас из хлеба как называется (хлебный)

Прибор для резки хлеба (хлеборезка)

Посуда для хлеба (хлебница)

Кто выращивает хлеб? (хлебороб)

Кто печет хлеб (хлебопек)

Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод)

Как называют изделия из теста (хлебобулочные изделия)

Воспитатель: В каком магазине можно купить хлебобулочные изделия?

Дети: В булочной

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в булочную (дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия)

Воспитатель: Какие изделия есть в нашей булочной? Вы знаете много хлебобулочных изделий? Вы любите их есть? Сейчас мы проверим, знате ли вы, каК называются разные изделия из хлеба.

Воспитатель: Вот видите ребята как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Какие пословицы вы знаете? (ответы детей)

Каша- матушка наша, а хлеб ржаной - отец родной.

Хочешь, есть калачи - не сиди на печи

Хлеб всему голова

Счастлив край, весел край, где обилен урожай

Лето со снопами, осень с пирогами

Ржаной хлебушко, пшеничному калачу - дедушка

Зернышко - к зернышку - будет мешок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые.

Словарная работа:

Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.

Картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.

Предварительная работа:

Чтение отрывка из произведения А. Мусатова “Вот какой, каравай”; “Кто в поле главный”, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, беседа.

Литература: Н.В. Алешина “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью”. К.В. Назаренко “Методические рекомендации к комплекту “Как к нам приходит хлеб”.

Ход занятия

I. Оргмомент

Внимание! Внимание! Желающим совершить увлекательное путешествие в мир труда и знаний! Прошу всех желающих занять свои места и отправимся в путь.

В-ль: Ребята отгадайте загадку:

Бываю я черным,
Бываю я белым,
Румяным бываю
И чуть подгорелым – иногда
Да ведь это не беда!

Ответы детей.

В-ль: Правильно, это хлеб.

Снимаю салфетку с подноса, на котором находится выставка: Хлеб белый и ржаной, сушки печенье, пряники.

Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные.

Дети рассматривают, обговаривают.

В-ль: А кто знает, из чего все это делают?

Ответы детей.

В-ль: А что такое мука, из чего её получают?

Ответы детей.

В-ль: Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Ответы детей.

В-ль: Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами – разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.

Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло.

В-ль: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …..

Ответ детей. (Тракторист)

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

В-ль: (Читаю отрывок из стихотворения Погореловского.)

Трактора выходят в степи
Тянут плуги на прицепе.
Режут плуги, как ножом,
Жирный сочный чернозем.

И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.

Теперь можно начинать сеять!

К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.

Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели ….
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли.

В-ль: Хлебное поле еще называют, словом Нива

(Дети повторяют слово хором и индивидуально.)

(Читаю отрывок из стихотворения Ю. Ждановской)

Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая;
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе …

В-ль: Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны.

В-ль: “Он идет волну сечет, из трубы зерно течет” - это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне?

Ответы детей. (комбайнер – новое слово, повторить хором и индивидуально).

В-ль: Что же делает комбайн?

Ответы детей.

В-ль: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем.

Потом часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.

Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут!
В порошок её сотрут!

Стали зернышки мукою.

В-ль: Куда же потом?

Ответы детей (на хлебозавод).

В-ль: Правильно муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части, придают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.

Физ. минутка “Тестомесы”

В-ль: Ребята, как вы думаете, из чего делают манную крупу?

Ответы детей.

В-ль: Манную крупу делают из пшеницы.

В-ль: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.

Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её.

Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).

В-ль: Послушайте, ребята, какие еще есть пословицы о хлебе:

“Без хлеба – нет обеда”

“Хлеб – батюшка, вода – матушка”

“Будет хлеб – будет и песня”

“Много свету – много хлеба”

“Хлеба надо брать столько, сколько съешь”

“Хлеб надо всегда доедать”

“Хлеб нельзя бросать на пол”

В-ль: Дети, скажите, пожалуйста:

Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Ответы детей. (пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут).

В-ль: Какие машины помогают хлеборобам?

Ответ детей (трактора, комбайны, грузовые машины)

В-ль: Как нужно относиться к хлебу?

Ответы детей.

В-ль: Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.



Автор: Николаева Ольга Ивановна
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Данный конспект занятия для детей 6 - 7 лет "Откуда хлеб пришел" позволяет познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, воспитывает бережное отношение к хлебу. Материал будет полезен педагогам старшей и подготовительной группы детского сада, педагогам начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: Формирование представлений детей о выращивании хлеба.
Задачи: Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, объяснить, что хлеб- итог большого труда многих людей, воспитывать к хлебу бережное отношение.
Материал: картинки пшеницы и ржи, серп, цеп, каравай, рушник.

Воспитатель: Отгадайте, ребята, загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Дети: Хлеб



Воспитатель: Верно, это хлеб. Этот продукт есть на столе у нас всегда, и его мы очень все любим. А хлеб делают из чего?
Дети: Из муки
Воспитатель: А мука какая бывает?
Дети: Ржаная и пшеничная
Воспитатель: Скажите, из ржаной муки какой хлеб получается?
Дети: Темный
Воспитатель: А из пшеничной?
Дети: Белый
Воспитатель: Нам ребята известно, как люди выращивают рожь и пшеницу. Много машин - помощников у них:комбайны, сеялки, трактора. Сегодня мы с вами узнаем как на Руси раньше хлеб люди выращивали.
Готовились к севу заранее. Сначала в бане мылись, чистую рубаху надевали и выходили в поле на груди с лукошком. Лежали в лукошке семена ржи и пшеницы. Сеятель идет по полю и разбрасывает через каждые два шага пригоршню зерна слева направо. А теперь представьте, что вы сеятели.



Дети показывают, как зерно разбрасывать.
Воспитатель: Как вы считаете, погода какая должна быть в этот день?
Дети: Погода должна быть безветренной.
Воспитатель: Ребята, а что для жизни и для роста растений необходимо?
Дети: Дождей и солнца в меру.
Воспитатель: Совершенно верно. Послушайте, как люди кликали дождик:
Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
- Народ на Руси не только заклички пел про хлеб, но и много пословиц сложил о хлебе.
Скажите, какие пословицы о хлебе вам известны?
Дети: ответы
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот выросли рожь и пшеница, настало время урожай убирать. А убирали в старину урожай так. Мужчины брали в руки косы, женщины серпы и в поле шли. Колосья серпом срезали и их в снопы собирали.



Но колосья необходимо было обмолотить, то есть вынуть зерна из колосьев. Для этого брали люди цеп - ручное орудие, чтобы молотить - и им били по колоскам.



Зерно, которое выбили цепом, просеивали и на мельницу везли, где зерно мололи, получалась мука. Из муки много вкусного готовили, но главное - хлеб.
Мы с вами узнали, как в поле народ работал. А отдыхал народ где?
Дети: Дома отдыхал
Воспитатель: Как дома назывались на Руси?
Дети: Избы
Воспитатель: Правильно. А избы все одинаковыми были?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, а русский народ трудолюбивый?
Дети: ответы
Физкультминутка "Колос растет".
Воспитатель: Представьте, ребятки, что вы маленькие зернышки и зернышки посадили в землю
(дети приседают на корточки)
Солнце землю согревало, дождик землю поливал. Росли, росли зернышки и превратились в колоски.
Дети медленно встают, поднимая руки вверх
Колоски к солнцу тянутся,
Дети напрягают руки
Солнце сильно припекло, и наши колоски завяли,
Дети расслабляются, опускают руки, голову
Но вдруг дождик полил, ожили колоски и снова к солнышку тянутся,
В поле выросли чудесные колоски!
Дети улыбаются друг другу
Воспитатель: Мы с вами размялись, отдохнули. Сейчас продолжим разговор о хлебе. Чтобы в каждом доме был хлеб, нужно много труда приложить людям. Как к хлебу нужно отнситься?
Дети: ответы
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: Хорошие слова, правда?
- На Руси хлеб называли "каравай".



В дверь стучат и входит повар.
Здравствуйте, ребята. Я услышала, что вы говорите о хлебе, и пришла к вам с сюрпризом, но прежде такие слова послушайте:
Ветер спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят! (Л.Дегутите)
Повар: Скажите, что за золотые руки?
Дети: ответы
Повар: Умеет, вижу я, к хлебу бережно относиться, а в подарок принесла я вам каравай.
Дети угощаются караваем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: познакомить и обогатить знания детей о процессе изготовления хлеба.

Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах, профессиями людей, занятых в изготовлении хлеба.

Познакомить со свойствами муки через детское экспериментирование.

развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать выводы;

Развивать зрительные, тактильные,вкусовые анализаторы;

Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Воспитывать в детях партнёрские отношения при работе в парах.

Образовательная область: познавательное развитие

Вид занятия: интегрированное

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,

Возрастная группа: подготовительная группа, дети 6-7 лет

Форма организации: групповая, индивидуальная

Словарная работа: расширить словарный запас детей (хлебное дерево, лепешка, хлебороб, агроном, комбайнер, хлебопёк, формовщик, тестомес, лаборант).

демонстрационное: ИКТ-презентация, хлебное дерево, колосья зерновых культур, мешочки с разными видами зерна, мука, различные виды хлеба;

раздаточный материал: подносы, чашки с мукой, стаканы и ложки одноразовые, ситечки.

Здравствуйте, ребята. Ребята дошколята!

Придумано кем – то

При встрече здороваться!

Солнцу и птицам!

Добрым, приветливым лицам!

Я тоже очень люблю сказки, потому что в них происходит много чудесного. А хотите я вам тоже чудо покажу? Хорошо, тогда пойдёмте со мной, (подвожу к закрытому деревцу) смотрите:

Как у наших у ворот

Чудо - дерево растёт!

Ни листочки на нём,

Ни цветочки на нём-

Калачи да пряники,

Булки да ватрушки,

Вкусные, сдобные сладкие плюшки!

Вот какое дерево! (открываю дерево)

Ребята, скажите, пожалуйста, а такое хлебное дерево бывает на самом деле?

В природе есть такое дерево, вот посмотрите

(показ слайдов)

Оно растёт в далёкой стране Индии. Там всегда тепло и оно кормит людей. Его плоды вот такие огромные, в сыром виде по вкусу похожи на фрукт, в отварном - на овощ, а из высушенных и перемолотых плодов пекут лепёшки, которые похожи на хлеб. Вот поэтому его и называют хлебное дерево, а не потому, что на нём булки растут.

Ребята, скажите, пожалуйста: «Если на настоящем дереве хлеб не растёт, а сказочного дерева в природе не бывает, то откуда же хлеб на столах у нас появляется?

(Ответы детей)

Из магазина? А туда он как попадает?

Скажите, ребята, вы любите ходить на экскурсии?

Я хочу пригласить вас на экскурсию на самый настоящий хлебозавод, так теперь называется пекарня.Хотите?

Мы отправимся на хлебозавод нашего города. Смотрите внимательно и постарайтесь запомнить профессии людей, которые там работают!

Тогда присаживайтесь и будем смотреть.

(показ ролика)

Теперь, ребята, вы видели и знаете, как в нашем городе на столах у людей появляется хлеб. Скажите, пожалуйста, а из чего же его пекут?

Правильно, из муки, а откуда же берётся мука. Кто нам скажет?

А колосья откуда?

Молодцы. А давайте мы с вами сами превратимся в зёрнышки, из которых растут колосья.

Представьте, ребята, что вы маленькие зернышки

и зернышки посадили в землю. (дети приседают на корточки)
Спали зёрнышки,

Солнце землю согревало,

Дождик землю поливал.

Росли, росли зернышки (Дети медленно встают, поднимая руки вверх)

и превратились в колоски.
Колоски к солнцу тянутся, (Дети напрягают руки)
Солнце сильно припекло,

И наши колоски завяли, ( Дети расслабляются, опускают руки, голову)
Но вдруг дождик полил,

и снова к солнышку тянутся , (Дети встают в полный рост)
В поле выросли чудесные колоски!
Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Колоски золочёные, ( Руки поднимают вверх, качают из стороны в сторону )

На ветру качаются, ( Качают руками и наклоняются вниз )

Вот какие колосья у нас выросли!

Много, целое поле!

Показ слайда хлебное поле

Наша страна огромная, в неё широкие хлебные поля и на них работают люди разных профессий, которые выращивают хлеб. Кто знает, люди каких профессий работают на полях, растят хлеб? Правильно, чтобы выросли вот такие колосья, трудятся – агрономы, комбайнеры, трактористы.

Их называют ХЛЕБОРОБЫ. Они выращивают хлеб.

Колосьев вот как много, целое поле!

Колосья бывают разные: пшеницы, ржи, ячменя, проса. Они все разные, но в каждом из них много зёрен, они тоже разные!

Вот это колосья пшеницы, в них созревают какие зёрна? (зёрна пшеницы или пшеничные ) , а какая же мука получится из пшеничных зёрен? (пшеничная)

Из них получается вот такие зёрна. В каждом колосе их много.

Рассмотрите их, пожалуйста. Какие они? ( продолговатые, маленькие) Потрогайте. Какие они? (твёрдые, с бороздкой посередине) .Из них получится вот такая мука. Ребята, а если зёрна пшеничные, то мука какая из них получится?

А хлеб из таких зёрен какой будет? (правильно, пшеничный) .

Вот это ржаные колосья. В них какие ржаные зёрна? А мука какая получится из ржаных зёрен? (Правильно, ржаная).

А хлеб из такой муки какой испекут? (да, ржаной хлеб)

Вот пшеничный и ржаной хлеб. (рассматривают хлеб) (ржаной тёмный, а пшеничный - белый)

Ребята, посмотрите, здесь какие- то мешочки

Вот чудесный мешочек,

Всем ребятам он дружочек.

Очень хочется всем нам,

Посмотреть ну что же там?

Это мешочки с разными зёрнами, попробуйте узнать на ощупь, в каком мешочке находятся хлебные зёрна? ( в мешочках зёрна пшеницы, пшено и горох).

А что же в остальных, проверим? Молодцы, справились с таким трудным заданием.

Ребята, чтобы хлеб получился вкусным, красивым и полезным, он должен быть испечён из самой хорошей, качественной муки. За качеством муки следят в специальных лабораториях . Как вы думаете, кто работает в лаборатории? Как называется такая профессия? (Ответы детей).

В лаборатории работают лаборанты . Посмотрите. (Показ слайда)

Они следят за качеством муки и уже готового, испечённого хлеба. Ребята, скажите пожалуйста, как вы думаете, почему они одеты в специальную одежду? (Ответы детей)

Там, где пекут хлеб должно всегда быть очень чисто, поэтому лаборанты одеты в специальную одежду – белые халаты.

Хотите стать настоящими лаборантами? Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Тогда и нам надо надеть халаты.

Проходите сюда, пожалуйста. Вот перед нами мука.Мы едим разный хлеб (пшеничный и ржаной).

Нам надо определить, какой хлеб будет испечён из этой муки. Хотите попробовать?

Вот в чашках мука, давайте её рассмотрим. (Дети рассматривают муку)

Она одинаковая? А чем отличается? Да, в одной чашке мука очень белая, а в другой тёмная. Вот эта белая мука из пшеницы, значит она какая? Правильно, пшеничная. Из неё пекут белый хлеб. Какой белый хлеб вы знаете? ( Булки, батоны ). Да, всё верно.

Тёмная - это ржаная мука, из неё какой пекут хлеб? Правильно, ржаной. Он тоже тёмный. А если мы смешаем муку, что получится? Смешайте по одной ложке муку из разных чашек, что получилось? Получилась светлая мука, вот из такой муки пекут тот хлеб, который мы едим каждый день.

Как вы думаете, а мука имеет запах?Осторожно понюхайте муку. Правильно, мука имеет запах.

А какая же она на ощупь? Потрогайте, сначала белую, а потом тёмную муку. Какая она? (Мягкая, прохладная).

Здесь у нас лежат ситечки, попробуйте положить в ситечки по ложке муки, что с ней происходит? Правильно, она сыплется в дырочки сита , значит она какая? Правильно , мука сыпучая .

Ребята, а как вы думаете, что произойдёт с мукой, если её добавить в воду? Положите по ложке муки каждый в свой стакан с водой и размешайте палочкой.

Сравним, что же у каждого получилось?

Что стало с водой? (да, она стала мутной, а мука растворилась)

Значит, мука растворяется в воде? Как ты думаешь?

Правильно. Мука растворяется в воде.

А что будет, если мы ещё добавим муки? Получилось жидкое тесто. Но это ещё не хлебное тесто.

Что произойдёт, ребята, если добавить ещё немного муки? Из такого теста можно делать пельмени, вареники, макароны.А вот чтобы получилось хлебное тесто в него надо добавить дрожжевую закваску. Соль и сахар.

Что же мы узнали о муке? (Она имеет разный цвет, у неё есть запах, мука сыпучая, из неё, если добавить воду можно получить тесто) .

А вы знаете, ребята, что настоящие лаборанты умеют определить вид хлеба даже с закрытыми глазами? Как вы думаете, а у вас получится?

Давайте попробуем. ( Завязываю глаза и даю попробовать кусочки батона , хлеба и печенья ). Дети по вкусу определяют вид хлеба. (А какой это хлеб? Как ты думаешь, из какой он муки испечён? ) Какие вы молодцы. Вы настоящие лаборанты. Вы очень хорошо поработали. Нам пора возвращаться в группу.

Теперь, ребята вы знаете, как много людей трудятся, чтобы мы могли есть хлеб каждый день столько, сколько захотим. Вспомните, пожалуйста, профессии этих людей. Те, кто хлеб растит:…..

Те, кто хлеб печёт:….( Показ слайдов дети называют )

Поэтому хлеб нужно беречь, не бросать его брать столько, сколько сможешь съесть. В память о нашей сегодняшней встрече я вам приготовила маленькие подарки, которые тоже сделаны из муки. Угадаете какие? Отгадайте загадку.

С пылу, с жару из печи

Ни минуты не молчит.

По тропинке катится,

Подвигами хвалится. ВЫ ЁЩЁ НЕ ДОГАДАЛИСЬ, КТО ЭТО?

Бабка из муки в печи

Испекла не калачи.

Круглый он, румяный бок

Это вкусный … (КОЛОБОК)

Правильно, молодцы. Я хочу каждому из вас оставить на память о сегодняшней нашей встрече вот таких колобков. Спасибо вам. До свидания. Попрощайтесь, ребята, с нашими гостями.

Читайте также: