Понятие вероятности события 10 класс никольский конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Урок разработан в рамках образовательной программы для обучающихся по специальности "Парикмахер".
Вложение | Размер |
---|---|
statisticheskoe_opredelenie_veroyatnosti.docx | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Боенко Алена Викторовна – преподаватель математики
Цель: ввести понятия статистическое и классическое определения вероятности, рассмотреть свойства вероятности, научиться находить вероятности событий
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Знакомство с новым материалом
- Практическое закрепление материала
- Самостоятельная работа
- Подведение итогов
Проверка готовности кабинета и обучающихся к занятию. Постановка темы и целей занятия.
- Что такое эксперимент?
- Что называют исходом?
- Какие виды событий вы знаете? Приведите примеры каждого события
Знакомство с новым материалом
Предметом теории вероятности является построение и исследование математических моделей случайных явлений, процессов, наблюдений в статистических наблюдениях. А переводе с англ. probability – вероятность.
Традиционно изложение элементов теории вероятностей включает в себя три определения вероятности: классическое, статистическое и геометрическое. Мы рассмотрим классическое и статистическое определения вероятности
Классическое определение вероятности
Вероятность события А равна отношению числа случаев, в котором это событие появляется, к общему числу случаев: , где Р ( А ) – вероятность события А, m – число случаев, в которых событие А появляется, n – общее число случаев
Пример : Испытание: подбрасывается игральная кость. Найти вероятность событий:
А – выпало число очков, равное 5
В - выпало четное число очков
С - выпало число очков, большее 4
m = 3 (выпала 2, выпала 4, выпала 6)
m = 2 (выпала 5, выпала 6)
Свойство 1. Вероятность достоверного события А равна единицы:
Свойство 2. Вероятность невозможного события В равна нулю:
Свойство 3. Вероятность случайного события С – это положительное число, заключенное между нулем и единицей:
Статистическое определение вероятности
Статистической вероятностью события A называется относительная частота появления этого события в n проведенных испытаниях: , где W(A) – относительная частота события A, m – число испытаний, в которых появилось событие A, n – общее число испытаний
Величина W(A) является опытной, экспериментальной.
Статистическое определение вероятности можно применять к событиям, обладающими определенными свойствами:
- События должны быть исходами испытаний, которые можно повторить неограниченное число раз при одном и том же комплексе условий.
- Число испытаний, в результате которых появляется событие A, должно быть большим
- События должны обладать статистической устойчивостью ( в различных сериях испытаний W(A) должна меняться мало и колебаться около некоторого числа – P(A) (теорема Бернулли))
- Хорошо перетасуем колоду карт, случайно вынем 1 карту. Событие А (вытянута карта черной масти) и В (вытянут туз). Каковы вероятности этих событий?
- На экзамене - 24 билета. Андрей не разобрался в одном билете и очень боялся его вытянуть. Какова вероятность, что Андрею достанется этот билет?
- В лотерее 10 выигрышных и 240 билетов без выигрыша. Какова вероятность выиграть в эту лотерею, купив один билет?
- В коробке лежит 5 зеленых, 5 красных и 10 черных карандашей. Достали 1 карандаш. Сравните вероятности следующих событий, используя выражения: более вероятное, менее вероятное, равновероятные.
а) карандаш оказался цветным;
б) карандаш оказался зеленым;
в) карандаш оказался черным.
- В лотереи 100 билетов, из них 5 выигрышных. Какова вероятность проигрыша?
- В ящике лежат 8 красных, 2 синих, 20 зеленых карандашей. Вы наугад вынимаете карандаш. Какова вероятность того, что это красный карандаш? Желтый карандаш? Не зеленый карандаш?
- Какова вероятность того, что вынута карта:
в) красной масти,
- Бросают игральный кубик. Подсчитайте вероятность события:
А - выпадает 4 очков;
В - выпадает четное число очков;
С - выпадает нечетное число очков;
Д - выпадает число очков, кратное 3.
- Брошены две игральные кости. Найти вероятность того, что сумма выпавших очков равна 3.
- Брошены две игральные кости. Найти вероятность того, что сумма выпавших очков равна 5.
2. В урне 3 белых, 4 черных, 5 красных шаров. Какова вероятность того, что вынутый шар синий?
- В коробке 4 красных, 3 синих, 5 зеленых карандашей. Какова вероятность того, что вынутый шар черный?
3. В году 365 дней. Наугад выбирается один из листков отрывного календаря. Найти вероятность того, что число на листке равно 29?
3. В году 366 дней. Наугад выбирается один из листков отрывного календаря. Найти вероятность того, что число на листке равно 29?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему "Определение скоростей молекул газа"
Цель данной разработки- описать методику проблемного обучения на основе изучения новой темы "Определение скоростей молекул газа".Методика использования сводится к следующему: педагог ставит перед учащ.
Разработка уроков по предмету "Теория вероятностей и статистика"
В файле приведены разработки уроков по предмету "Теория вероятностей и статистика" по темам "Круговая диаграмма" и "Медиана", а так же при изучении темы "Диаграммы и графики" в шестом классе. Данные р.
Разработки уроков по теме "Теория вероятности и статистика" для 8 классов.
Разработки уроков по теме "Теория вероятности и статистика" для 8 классов. по учебнику автора Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк , Москва "Просвещение" 2011.
В разработке урока представлено технологическая карта урока и презентация.
Методическая разработка урока по теме "Определение количества информации".
Презентация поможет учащимся в решении задач по определению количества информации.
Разработка урока на тему: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. На уроке мы должны познакомиться с геометрической прогрессией, знаменателем геометрической прогрессии, с форм.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.
воспитательная цель: организация собственной деятельности при смене информации.
Методическая цель урока: использование организационно - деятельностных игр при развитии логического мышления.
- личностные: студент умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку;
- регулятивные: студент осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;
- познавательные: студент может создавать устные и письменные высказывания;
- коммуникативные: студент может осуществлять продуктивное взаимодействия с студентами и преподавателем.
Планируемые результаты в итоге урока:
Обучающийся должен уметь: определять вид события, находить вероятность события.
Обучающийся должен знать: формулу определения вероятности.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Материально – техническое обеспечение урока: раздаточный материал, монеты, презентация, мультимедиа - оборудование.
Виды деятельности обучающихся: самостоятельная работа, работа в парах.
Место проведения урока: кабинет математики.
Богомолов Н.В. Математика: учебник для ссузов. – М.: Дрофа,2012 г.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала.
Задание для самостоятельной работы.
Этапы учебного занятия:
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Организационный момент
Проверяет готовность обучающихся к уроку; формулирует тему урока.
Знаете, когда я училась в школе, со мной учились два мальчика Саша и Сережа. Саше родители подарили дипломат с кодовым замком. Тогда было модно в школу ходить с дипломатом. Так вот Сережа, пробегая рядом, захлопнул его и перебрал как-то код. В дипломате осталось все: тетради, книги и т.д. Родители Саши отнесли дипломат к родителям Сережи и попросили: либо его открыть, либо купить новый.
И я помню, что первые две цифры кода моей сумки 1 и 5, попробуйте еще раз…
Готовятся к восприятию материала.
Студент пытается подобрать код на кодовом замке.
Основная часть
1.Устный опрос.
Учитель: А мы пока решим следующие задачи:
(за каждое верно выполненное задание получаем по 1 баллу)
Посчитайте: 2!; 3!; 1!
Да косолапый Мишка
Как помниться, герои басни никак не могли усесться. Подсчитайте, сколькими способами герои квартета могут пересаживаться?
Как называется использованная нами формула?
Правительство планеты Х решило выдать номера всем своим летающим тарелкам. Каждый номер состоит из двух разных букв местного алфавита. Сколько номеров может выдать правительство, если в алфавите 10 букв?
Как называется использованная вами формула?
В банке выбирают двух вице-президентов, разных по положению, из 5 руководителей отделов. Сколькими способами это можно сделать?
Как называется использованная вами формула?
На выручку им пришел официант, который предложил сегодня сесть, как придется, на другой день придти и сесть по-другому и так каждый день, пока не наступит такой день, когда они опять сядут так, как сидят сегодня. И тогда официант обещал угостить всех бесплатным обедом. Как вы думаете, долго ли друзьям придется дожидаться бесплатного обеда?
Учитель: Возвратимся к моей сумке.
У тебя получилось открыть замок?
Сколько же возможных вариантов ты опробовали?
Скажите, это событие?
Вероятность того, что вы открыли существовала ли?
Попробуем сформулировать тему урока? (слайд 4)
Договоримся о следующих понятиях.
Студенты выполняют задания, поднимают руку и говорят ответ.
Решение Р n = 4! = 24 способа
Перестановка n - элементов
Решение: С 10 2 =10!/8!2!=45.
Сочетание из n – элементов по k .
Решение: Р 5 2 =5!\3!=20.
Размещение из n – элементов по k .
Р n = 10! =3 628 800 . Число n ! с ростом n растет очень быстро. Это означает, что на самом деле официант ничем не рисковал, так как обещанное событие произойдет почти через 10 000 лет.
Студенты подобрали код.
Студенты формулируют тему урока: Вероятность события.
2.Изучение нового материала.
3.Решение заданий.
4.Физминутка
5.Изучение нового материала.
6.Решение заданий.
(слайд 5) Учитель: Проведем эксперимент: Будем подбрасывать монету – это и есть событие. (Событие – это результат эксперимента).
У вас выпал либо орел, либо решка. Эти события будут назваться случайными, событие, которое произойдет или не произойдет.
Монета зависла в воздухе – это событие невозможное, событие, которое никогда не произойдет.
И выпадение в любом случае либо орла, либо решки – достоверное событие, событие, которое непременно произойдет.
Какие из следующих событий – случайные, достоверные, невозможные:
1)черепаха научиться говорит;
2)вода в чайнике, стоящим на горячей плите закипит;
3)ваш день рождения – 19 октября
4)день рождение вашего друга – 30 февраля;
5)вы выиграете, участвуя в лотереи;
6)вы не выигрываете, участвуя в беспроигрышной лотереи;
7)вы проиграете партию в шахматы;
8)на следующей недели испортиться погода;
9)после четверга будет пятница;
10)после пятницы будет воскресенье;
11) Сегодня в Сочи барометр показывает нормальное атмосферное давление, при этом вода в кастрюле закипела при 100 0 С.
12) Вас изберут руководителем фирмы.
13) в полночь выпадет снег, а через 24 часа будет светить солнце.
Придумайте три события. Задайте друг другу.
Учитель: Есть два набора чисел выигрыша в лотерею:
Какой набор предпочтительнее выбрать, какой набор более выигрышный?
(слайд 6) Так вот вероятность события - это отношение частоты появления некоторого события к общему числу событий. То есть вероятность оценивает шансы у события произойти или не произойти.
Рассмотрим несколько примеров: (слайд 7-11) (7, 8 задание в упражнении студентам предлагается решить самостоятельно)
Упражнение 2. Найдите вероятность.
Какова вероятность того, что при броске игрального кубика выпадает 2 или 3?
Одновременно бросают две монеты. С какой вероятностью на них выпадут два орла?
На экзамене 20 билетов, Юра не выучил билет №13, какова вероятность, что он вытянет счастливый билет?
В партии из 400 деталей 12 бракованных. Какова вероятность того, что случайно выбранная деталь из партии будет исправной?
Андрей и Оля договорились, что если при бросании двух игральных кубиков в сумме выпадет число очков равное 5, то выигрывает Андрей, а если в сумме выпадет число очков, равное 6, то выигрывает Оля. Справедлива ли эта игра? У кого из них больше шансов выиграть?
Определить вид события: Вы купили в магазине телевизор, на который фирма – производитель дает два года гарантии. Какие из следующих событий невозможные, какие – случайные, какие – достоверные:
Телевизор не сломается в течение года.
Телевизор не сломается в течение двух лет.
В течение двух лет вам не придется платить за ремонт телевизора.
Телевизор никогда не сломается.
8. Какова вероятность того, что при изъятии одной карты из колоды в 36 листов игрок вынет:
2) Валета красной масти;
4) Или даму, или валета;
Студенты подбрасывают монеты.
Студенты работают с раздаточным материалом и отвечают на вопросы.
Студенты придумывают и задают эти задания друг другу.
Студенты делают предположения. Ответ: вероятность одинакова.
Студенты выполняют задания под руководством учителя. Решение заданий появляются в презентации.
Цели: рассмотреть простейшие понятия теории вероятностей.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Решите устно следующие задачи:
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Перейдите по ссылке и посмотрите видеоурок:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Выполните письменно следующие примеры.
Пример 1. Наудачу бросают два кубика. Какова вероятность того, что
а) на обоих кубиках выпало 5 очков?
б) выпало одинаковое число очков?
в) сумма выпавших очков равна 5?
а) А- на первом кубике 5 очков
т - благоприятных исходов – 1
п – общее количество исходов – 6
Р(А) =
В – на втором кубике 5 очков (аналогично)
Р(В) =
С- на обоих по 5 очков
Р(С)
б) А- выпало одинаковое число очков
т – благоприятные исходы: 1 и 1, 2 и 2, 3 и 3, 4 и 4, 5 и 5, 6 и 6: всего 6 ожиданий
п – общее количество исходов 6 2 = 36
в) А – сумма равна пяти.
т – благоприятные исходы:1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1: всего 4 ожиданий
п – общее количество исходов 36
Пример 2. Вы оказались в заколдованном замке и находитесь в круглом зале с 10 дверьми, 5 из которых заперты. Вам даётся один шанс избежать колдовства: Вы должны наугад выбрать две двери, одна должна быть открыта, другая закрыта. Найдите вероятность того, что через одну дверь можно выйти, но через другую вернуться уже нельзя.
т =
п =
Читайте также:
- Исламский экстремизм на рубеже 20 21 веков конспект
- Как оформить конспект по анатомии
- Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением интеллекта
- Конспект наблюдение за живым объектом на примере морской свинки
- Конспект совместная деятельность воспитателя с детьми в средней группе по фгос