Конспект урока для детей с нарушением слуха по истории

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация: В статье рассматривается проблема развития познавательной активности обучающихся с нарушением слуха, так как без нее невозможен процесс социализации к условиям современной жизни. Дети с ОВЗ – особая категория, им намного сложнее адаптироваться к условиям современной стремительной жизни. Чтобы социализироваться, нужно суметь использовать полученные в процессе образования знания и умения. Этому детей необходимо учить в школе. Одним из средств обучения может выступить игра на уроке. Игра позволяет заинтересовать обучающихся, сделать занятие эмоциональным, а значит активным, деятельным, познавательным. Решение игровых задач требует применение на практике знаний и умений, полученных в процессе учебы, а это значит, что дети точно запомнят учебный материал, а в будущем сумеют адаптировать его при необходимости на практике. Описанный подход к обучению истории ориентирован на учащихся 10-12 лет с ОВЗ.
Ключевые слова: дидактическая игра, обучающийся с ОВЗ, познавательная активность, интеллект, социализация

Playing history lessons for students with hearing impairment

Nenakhova Galina Ivanovna
teacher of history and social studies, Secondary school No. 40, Russia, Lipetsk

Abstract: The article deals with the problem of development of cognitive activity of students with hearing impairment, as without it the process of socialization to the conditions of modern life is impossible. Children with disabilities – a special category, it is much more difficult to adapt to the conditions of modern rapid life. To socialize, you need to be able to use the knowledge and skills acquired in the process of education. This children need to learn in school. One of the means of learning can make a game in the classroom. The game allows you to interest students, to make the lesson emotional, and therefore active, active, informative. Solving game problems requires the use of practical knowledge and skills acquired in the learning process, which means that children will remember exactly the training material, and in the future will be able to adapt it if necessary in practice.
Keywords: didactic game, the student with disabilities, cognitive activity, intelligence, socialization

Проблема социализации обучающихся с ОВЗ, подготовка их к реалиям жизни - важная задача современного образования [4]. Одним из способов адаптации является активизация познавательной активности обучающихся. Это особенно важно для детей с ОВЗ [2,3].

Значит, современному педагогу нужно так организовывать учебную деятельность, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, но под руководством учителя [5]. А для этого нужно заинтересовать обучающегося в результатах труда, сделать процесс добывания знаний интересным, творческим.,

Это возможно осуществить посредством применения в учебной деятельности игровых технологий, заранее подготовленных кейсов, объединяющих различные методы обучения [7]. В ходе игры ученик оказывается в центре учебного процесса. Ища ответы на вопросы учителя, ребенок быстрее усваивает учебный материал, далее применяет полученные знания в игровой практике, запоминая, где и как они могут быть применены. Такой подход также поможет добиться оптимальной работоспособности учеников, так как часто утомление, формирующееся во второй половине дня, обусловлено монотонностью действий [6]. Например, восприятие речи учителя, конспектирование учебника.

Дидактическая игра выступает практикой для применения знаний, полученных на уроке [10].

Наиболее значимо это для детей с нарушением слуха, у которых зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление, слабое развитие творческого воображения, маленький словарный запас, и, следовательно, задержка интеллектуальной активности.

Игра на уроках истории возможна и целесообразна, если:

- соответствует теме, цели и задачам урока;

- методически грамотно разработана;

- соответствует возрасту и интересам учащихся;

- сочетается с другими методами и формами работы, используемыми на уроке.

Игр много. Но не всегда они подходят для использования в работе с глухими и слабослышащими детьми. В работе с такими учащимися можно использовать только специально под них разработанные дидактические игры или игры адаптированные. Использование игр наиболее уместно на уроках повторения пройденного материала [8].

Обучающиеся делятся на две эскадры - команды, которые ведут учебный бой, проходя следующие испытания:

Результаты испытаний заносятся на поле боя, где расположены корабли (компьютер, интерактивная доска, школьная доска). Полный правильный ответ – корабль противника затоплен, неполный ответ – корабль поврежден. Каждый участник игры выбирает задания для противника из заданий, предложенных учителем. Победителем становится команда, сохранившая наибольшее число кораблей.

При обучении учащихся с нарушением слуховой функции на уроках обязательно ставятся коррекционные задачи. Поэтому во время урока - игры педагог должен следить за правильным произношением учащимися слов, правильной постановкой ударения в словах, поправлять речь снова и снова. Во время игры ученики с нарушением слуха используют разговорную речь, сделать это правильно в силу их физиологических особенностей трудно [3]. Педагог, вступая во время игры в диалог с детьми, имеет возможность ненавязчиво, но упорно исправлять их речь, обращая особое внимание на постановку ударений в словах. Во время игры детям с нарушением слуха легче запомнить значение исторических понятий, сохранить их в памяти. Обусловлено это тем, что обучающимся сложно запоминать слова, которые они не понимают и не могут представить образно. Общеизвестно, что у большинства глухих детей очень маленький словарный запас.

Игры активизируют познавательную деятельность обучающихся с нарушением слуха [5]. Запоминание необходимого материала становится не таким монотонным, как обычно. А эмоциональность в игре активизирует умственную деятельность ребенка.

В игре интеллектуальный потенциал глухих и слабослышащих обучающихся реализуется наиболее полно, они раскрепощаются, у них появляется интерес к предмету.

Накопленный игровой материал систематизируется и по возможности отправляется в специальные папки-истбуки (папки-лэпбуки). Обучающиеся имеют свободный доступ к этим папкам и пользуются материалами папок в свободное время.

← Предыдущая статьяПроектирование индивидуальной методической системы преподавателя в условиях компетентностного образования

Данная статья посвящена современным методам и технологиям в преподавании истории детям с нарушениям слуха для реализации деятельностного подхода в условиях перехода к стандартам нового поколения.

ВложениеРазмер
statya_obnovlennaya.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова А.В., Криницына Т.В.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.

ГБС(к)ОУдля обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида. (Елабуга)

Данная статья посвящена современным методам и технологиям в преподавании истории детям с нарушениям слуха для реализации деятельностного подхода в условиях перехода к стандартам нового поколения. Одной из основных проблем образования - создание методики формирования ключевых компетенций и определение правильных средств её реализации. Возможно это только в условиях применения на уроках истории инноваций в образовании.

Ключевые слова: Инновации. Технологии обучения. Преподавание истории. Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического образования в коррекционной школе настоятельно требуют от учителей-практиков применения инновационных методов работы: активных, нестандартных, развивающих вовлеченность учеников в процесс обучения и увлеченность им.

В настоящее время одной из самых распространённых форм интерактивного обучения является урок-диспут, так как позволяет развить у подростка ряд необходимых жизненных навыков. Во-первых, это коммуникативные умения, с помощью которых у ребенка происходит социализация и вырабатывается культура общения, сводящаяся к способности терпеливо выслушивать оппонента, уважать противоположную точку зрения и одновременно быть в состоянии формулировать и защищать свое мнение. Применительно к истории форма урока-диспута дает возможность учащемуся продемонстрировать знание предмета и умение подбирать факты для отстаивания своего тезиса. Урок-диспут также выполняет важную воспитательную задачу. Во время спора молодой человек должен усвоить четкое правило: если у него отсутствуют контраргументы, если нечем возразить оппоненту, то он вынужден с ним согласиться.

В 10 классе основной темой для диспута является оценка действия Александра Невского, князя-полководца, прославившегося в битве со шведами и немецкими рыцарями, когда он помогает хану из Золотой Орды усмирить новгородцев и губит собственного брата. Тогда ребята стараются рассмотреть ситуацию с разных сторон, высказать свое мнение и прийти к определенному решению.

Таким образом, сегодня в образовании современные методы и технологии ведут, прежде всего, к повышению активности учащихся с нарушением слуха в процессе получения знаний. Успех обучения определяется отношением учащихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков. Учитель – есть координатор, на плечах которого дать верный ориентир и идти рядом, способствуя покорению учеником новых вершин.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект урока истории России в 9 классе «Внутренняя политика

Цель урока: сформировать у учащихся представление о характере внутренней политике Александра III и понять чем это было обусловлено.

Задачи урока:

Образовательная – показать, что сущность внутренней политики Александра III является – корректировка реформ предшествующего царствования;

Развивающая – развивать навыки составления характеристики исторического деятеля, способствовать развитию у учащихся аналитического мышления;

Воспитательная – продолжать формировать у учащихся уважение к истории России, к выдающимся государственным деятелям.

4. Коррекционная - развитие речи обучающихся посредством ввода новых слов; учить выделять главное, существенное; вырабатывать навыки прочного запоминания, создавать условия для преодоления речевой замкнутости, нерешительности, расширять пассивный словарь, работать над развитием активного словаря

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: частично-поисковый, наглядный.

Межпредметные связи: русский язык, литература

Форма урока: групповая, коллективная, индивидуальная.

Основные понятия: рабочее законодательство, манифест, конституция, самодержавие, реформы, выкупные платежи

Организационный момент: -какое сегодня число?, какой сегодня день недели?, какое сегодня время года?, ТЕМА УРОКА (учитель читает, затем читают обучающиеся)

Повторение пройденного материала.

Задание 1. Карточки с датами.

Сопоставить событие и даты (таблички на доске):

1861 г., 19 февраля – Отмена крепостного права;

1864 г. – Земская реформа;

1874 г. – Военная реформа;

1877 – 1878 гг. – Русско-турецкая война.

1 марта 1881 – убийство Александра II

Задание 2. Карточки (Портреты представителей династии Романовых)

Сопоставить портреты царей правивших в XIX веке и имена (таблички на доске):

Император Павел (1796 – 1801 гг.)

Император Александр I (1801 – 1825 гг.)

Император Николай I (1825 – 1855 гг.)

Император Александр II (1855 – 1881 гг. )

Император Александр III (1881 – 1894 гг.)

Изучение нового материала

Речевая разминка (читает учитель, затем читают обучающиеся по очереди, новые слова записывают в словарь):

реформа – это изменения,

рабочее законодательство – это законы, которые регулируют положение рабочих

манифест – это торжественное обращение к народу

конституция – это главный закон страны,

самодержавие – это власть одного человека над всем государством

выкупные платежи – это плата крестьян за землю

Учащиеся записывают тему урока:

Учитель: 1881-1894 – годы правления Александра III (записывает на доске, в тетрадь)

- 29 апреля 1881 года вышел Манифест (что такое) о сохранении самодержавия (что такое) без изменений

а) Начинается проведение реформ, которые были направлены на сохранение самодержавия

б) Задача – сохранение спокойствия страны.

3. Составляют таблицу, учитель пишет название реформы и даты, затем все вместе основные положения

Снижены выкупные платежи

1893 – ограничение возможности выхода крестьян из общины

Политика в области рабочего законодательства (209-210)

1882 – запрет труда детей до 12 лет

1885 – запрет работать по ночам женщинам и подростков

Реформа в области просвещения (211)

1884 - Введение нового университетского устава – университеты лишаются автономии (что такое)

Национальная политика (213-214)

1882-у евреев отняли право жить в селе и покупать там дома

5 . Подведение итогов: Александр III отказался от начатых Александром II реформ и начал издавать законы, которые были направлены на сохранение основ самодержавия

IV . Закрепление нового материала. Выполняется тест на доске (таблички).

Что произошло в 1882 году с евреями?

а) у евреев отняли право жить в селе и покупать там дома

б) евреям разрешили покупать дома в селе

в) евреям запретили молиться в синагогах

Что такое Манифест?

а) торжественное обращение к народу;

б) главный закон страны;

в) изменения в области политики просвещения.

а) затруднял поступление в гимназии детям из низших слоев

б) введение нового университетского устава;

(работа в тетрадях с печатной основой – з.№9 – стр.39)

Подведение итогов урока:

- Что делали на уроке? (знакомились с новыми словами, заполняли таблицу, отвечали на вопросы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

История – это устный предмет, в ходе изучения которого обучающиеся с нарушением слуха активно используют речь и зрительные коммуникации. Важным этапом изучения истории является обогащение словарного запаса.

Основными направлениями работы со словами на уроке истории, являются:

1. сочетание на уроках истории двух направлений работы: ориентации учащихся на осмысление читаемого и практическое овладение умениями строить высказывание;

2. ознакомление с текстом как лингвистической единицей на уроках истории осуществляется практическим путём и предполагает усвоение учащимися целого рода понятий, связанных со следующими понятиями: тема урока, цели и задачи урока, новые словарные формы;

3. взаимосвязь между различными речевыми умениями, формирующихся на различных этапах работы с текстом;

4. усиление коммуникативной направленности процесса обучения.

В основу программы дидактической помощи, направленной на активизацию речевого развития школьников с нарушением слуха, положены следующие принципы:

1. принцип коррекционно-компенсирующей направленности, включающий в себя ориентацию на здоровые силы ребенка; развитие сохранных анализаторов, функций и систем организма; создание дополнительных возможностей для процесса компенсации недостаточно развитых функций и систем на основе природных возможностей ребенка;

2. принцип дифференцированного и индивидуального подходов, а именно: создание условий психологического комфорта для каждого ребенка; создание благоприятных условий формирования коммуникативных умений, учитывающих психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей;

3. принцип ориентации на личностные потребности, мотивы и интересы школьников с нарушениями слуха;

6. принцип приоритетности речевой деятельности, включающий в себя ориентацию на активизацию собственной деятельности ребенка, на расширение социального опыта, представлений, понятий и практических навыков речевого общения;

7. принцип системности формирования речевых и коммуникативных знаний, навыков и умений младших школьников с нарушенным слухом, заключающегося в активизации процесса овладения языковыми средствами общения.

Методика изучения истории и работы со словами в школе для слабослышащих детей выделяет три группы задач: образовательно-познавательные, воспитательные (в том числе и эстетические), коррекционно-развивающие. Каждая группа задач представляет собой комплекс знаний и умений, которыми должны овладеть ученики за годы обучения. К образовательно-познавательным задачам можно отнести:

1. формирование умений школьников анализировать читаемые тексты по истории;

2. уточнение и расширение знаний школьников об истории мира;

3. обогащение учащихся знаниями об исторических периодах;

4. развитие навыков устной и письменной речи школьников.

К коррекционно-развивающим задачам можно отнести следующие:

- обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений слов;

- создание условий для речевого общения учащихся на уроке, расширение их речевой практики;

- развитие слухового восприятия детей путем опознания, различения на слух слов, фраз, текстов;

- развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, формирование интеллектуальных, организационных и учебных умений.

Обозначенные выше три группы задач решаются на уроке взаимосвязано, с учетом специфики исторического текста и этапа его изучения в соответствующем классе.

Словарные занятия на уроках в истории являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Основная цель словарной работы- помочь учащимся осмысленно воспринимать содержание исторического материала. Задачи словарной работы на уроке истории:

- раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемого и усиления этико-эстетического воздействия на учеников;

- расширить словарь слабослышащих и глухих учеников и путём организации речевой практики ввести новые понятия в их активный фонд речи;

- ознакомить школьников с языковыми выразительными средствами, ввести их в речь слабослышащих и глухих, сделав её более выразительной и эмоциональной;

- развить связную устную и письменную речь школьников.

Важность словарной работы предопределяется ограниченностью речевого развития слабослышащих и глухих школьников, своеобразием их словаря, для которого характерны замещения, смешение слов и неточность значений. Основной путь сознательного овладения словом – включение его в речевую практику слабослышащих и глухих детей. Только те слова, которые активно используются учениками при ответах, устных высказываниях и пересказах, будут усвоены прочно и сознательно.

Словарная работа должна пронизывать все этапы работы с текстом (и вводная беседа, и чтение, и анализ содержания вплоть до завершающего урока).

На каждом этапе работы с текстом словарная работа имеет свои конкретные задачи и формы реализации.

На этапе первоначального знакомства с текстом задача словарной работы иная: помочь ученикам осмыслить информацию. Учащиеся с помощью записанных на доске слов, словосочетаний, предложений отвечают на вопросы.

Содержание словарной работы ещё более усложняется на этапе обобщения, так как решается задача развития связной речи учащихся. Основной путь реализации этой задачи – создание условий для стимулирования связных высказываний слабослышащих и глухих школьников. Однако и на этом этапе возможно расширение лексики.

Рассмотрим приёмы объяснения слов. Одним из наиболее часто используемых приёмов при объяснении значения слова является применение наглядности, для чего учитель пользуется показом предмета или его изображением на картинке.

Другим приёмом является описание предмета словом.

Преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима помогают наглядно обозначить межпредметные связи, причинно-следственные отношения тех или иных явлений. С их помощью удаётся побудить учащихся к общению, что способствует формированию речевых навыков и обобщений.

Чрезвычайно важным приёмом является обучение пониманию слова в контексте. Это учит школьников улавливать основную мысль отрывка, раздела, части материала.

Объяснение новых слов на уроке истории органически вплетается в содержание всех этапов урока (подготовка учащихся к чтению рассказа, чтение и усвоение содержания, анализ содержания).

На базе иллюстративного материала также можно подготовить учащихся к изучению материала. При рассматривании картины или серию картин, близких по тематике к теме, учитель не только готовит учащихся психологически к восприятию материала, но и разъясняет большую часть слов, словосочетаний. Причинно-следственные связи также лучше представлять с помощью иллюстративного материала.

Как известно, для того чтобы закрепить новое слово слышащему ребёнку, его надо употребить в речи шесть-семь раз. Для детей с нарушением слуха и речевым недоразвитием этот период закрепления словаря более длителен. Форма закрепления словаря различна. Самая традиционная-ведение словарей.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996.416 с.

Григорьева Т. А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие .Минск , 2005

Зимняя И. А. Лингво-психолог речевой деятельности. -М. :Московский психолого-социальный институт, 2001.- 432с.

Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения / С.А. Зыков. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 360с

Коровин К. Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку М.:1976-255с.

Лурия А.Р. Язык и сознание / – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 119-139 с.

Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха М.:Владос, 2001.- 275-с.

Речицкая Е. Г. Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. М:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003,-192с:ил.-(Коррекционная педагогика)

Тигранова Л.И.Развитие логического мышления у детей с недостатками слуха:Книга для учителя.-М:Просвещение,1991.-64с.

Читайте также: