План конспект опыление у цветковых растений
Обновлено: 05.07.2024
✓ создать условия для р азвития познав ательного интереса и самостоятельности .
Учебно - методичес кое обеспечени е : учебное посо бие, рабочая тет радь, к омпьютер, прое ктор,
маленькие разноо крашенные цветки, скотч, цветная бумага, карандаши, но жницы, фломастер ы .
• Если убрать в моем названии предпоследнюю букву, я превращусь в часть тела человека,
состоящую из черепн ой коробки и лица. (Головка — голова)
• А я при добавлении в конце одной буквы прев ращаюсь в сооружение громадных размеров .
• Если отбросить первые три буквы в моем названии, я превращусь в хвойное дерево. (Метелка —
• При удалении предпоследней буквы в моем названии я превращаюсь в имя мальчика. (Сережка
• Если убрать посл едние три буквы в м оем названии, я превращусь в суп и з капусты. (Щиток — щи)
• укрепленный в рукоятке пучок щетинок, волосков для нанесения на поверхность краски, клея,
лака; украшение в в иде стяну тых шнурков; часть ру ки от запястья до конца пальцев; (Кисть)
• приспособлени е для защиты от дождя или солнца — натягивающийся на спицах и держащийся
• утолщенную или выступающую вперед оконечность чего - нибудь; луковиц у репчатого лука,
• защитное устройство, закрывающее лицо и глаза; приспособлени е, надеваемое игроками в
футбол, хоккей на голень для предо хранения от уш ибов; (Щиток)
• в некоторых му сульманских странах титу л монарха, а также лицо, нося щее этот титу л; пу чок
перьев или стоячих конских волос — у крашение на головном уборе. (Султан )
3) В предложениях перепу тались слова. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид —
• Стебле, разветвленное, это, на, удлиненном, кисть, соцветие. (Кисть — это разветвленно е
• У, почти, все, которого, это, соцветие, в, расположены, плоскости, одной, зонтик, цветки.
(Зонтик — это соцвети е, у которого все цветки ра сположены почти в о дной плоскости .)
• Цветки, с, почато к, на, это, которой, соцвети е, плотно, утолщенной, сидят, осью. (Початок —
это соцветие с утол щенной осью, на которой плот но сидят цветки.)
• Злака, в, стебля, колос, котором, вдоль, соцветие, конца, расположен ы, цветки. (Колос —
соцветие злака, в кот ором цветки распол ожены вдоль конца стебля.)
• Блюдца, корз инка, в , расшир енное, фо рме, со цветие. (Корзинка — со цветие, расшир енное в
• Опыления, соцветие, цветков, вероятность, увеличивает. (Соцветие увеличивает вероятность
3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащ ихся
— Каждый из вас хотя бы раз бывал на лугу в жаркий летний день. Какая прекрасная яркая
картина была пере д вами! Белые рома шки, лиловые коло кольчики, яркие мак и. Какое
разнообразие красок, какая красота, созданная природой для человека! Но для человека ли? Вот о
чем следует задуматься, друзья. Человек на этой планете совсем недавно. Наши угрюмые предки,
неспособные понять красоту окружающей природы, ещ е прятались в
пещерах, а на лугах уже пестрели цветы, над которыми роились насекомые, собирая нектар и
пыльцу. Когда - то, миллионы лет назад, у большинства растений были невзрачные мелкие цветки,
пыльца их разно силась ветром . Но постепенно растения и насе комые приспособи лись друг к
— Как вы думаете, цв етки, которы е привле кают насе комых, отли чаются от цветков, кото рые
4.1. Самостоятельная работа с материалом учебного пособия. Учащиеся записывают в тетради
Опыление — это пе ренос пыльцы с тычинок н а рыльце пестик а.
— Давайте пред ставим, каким долж ен быть цветок, ч тобы он привлек внима ние насекомых.
— Давайте создадим цветок, который понравился бы насекомым. Учащиеся раб отают с любым
— Какие разные и какие красивы е цветы у нас полу чились. А что у них общего?
4.3. Фронтальная работа. Учащиеся разрабатывают характеристику насекомоопыляемых растений,
объясняют, почему цветки должны иметь эти признаки. Учитель напоминает, что насе комые
способны о щущать запа хи на расстояни и, различать цвета и вкус. Кроме того, у насекомых
имеются специализ ированные органы для сбора пыльцы и н ектара.
— крупные одиночн ые цветки, мел кие собраны в с оцветия;
— наличие нектарни ков, аромата (он не всегда при ятен для человека );
— особое строение пы льцевых зерен (пыльца липкая, бо льшая, шершавая).
— А каким должен быть цветок, который опыляется ветром? Нужны ли ему такие же признаки,
— цветки мелкие, невз рачные, околоцветник не доразвитый; — н е имеют нектарников ;
4.4. Демонстрация презентации . Учитель показывает отличительные особенности цветков,
Учащиеся корректи руют в тетрадях ха рактеристик и цветков.
6.1. Демонст рация презе нтации. На слайдах — ромашка, клевер, пшени ца, орешник , кабачок,
душистый табак. Учащиеся высказывают пр едположение, как опыляет ся тот или иной цветок, и
Содержимое разработки
У р о к 49. Опыление у цветковых растений
сформировать представление об опылении, о видах и значении опыления;
развивать умения анализировать информацию, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, конструировать определения понятий;
создать условия для развития познавательного интереса и самостоятельности.
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Проверка домашнего задания
1) Угадайте названия соцветий.
• Если убрать в моем названии предпоследнюю букву, я превращусь в часть тела человека, состоящую из черепной коробки и лица. (Головка — голова)
• А я при добавлении в конце одной буквы превращаюсь в сооружение громадных размеров. (Колос — колосс)
• Если отбросить первые три буквы в моем названии, я превращусь в хвойное дерево. (Метелка — елка)
• При удалении предпоследней буквы в моем названии я превращаюсь в имя мальчика. (Сережка — Сережа)
• Если убрать последние три буквы в моем названии, я превращусь в суп из капусты. (Щиток — щи)
2) Так называют и соцветие, и ……..
• укрепленный в рукоятке пучок щетинок, волосков для нанесения на поверхность краски, клея, лака; украшение в виде стянутых шнурков; часть руки от запястья до конца пальцев; (Кисть)
• приспособление для защиты от дождя или солнца — натягивающийся на спицах и держащийся на ручке округлый кусок ткани; (Зонтик)
• утолщенную или выступающую вперед оконечность чего-нибудь; луковицу репчатого лука, чеснока; (Головка)
• защитное устройство, закрывающее лицо и глаза; приспособление, надеваемое игроками в футбол, хоккей на голень для предохранения от ушибов; (Щиток)
• в некоторых мусульманских странах титул монарха, а также лицо, носящее этот титул; пучок перьев или стоячих конских волос — украшение на головном уборе. (Султан)
3) В предложениях перепутались слова. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид — расставьте слова в нужном порядке.
• Стебле, разветвленное, это, на, удлиненном, кисть, соцветие. (Кисть — это разветвленное соцветие на удлиненном стебле.)
• У, почти, все, которого, это, соцветие, в, расположены, плоскости, одной, зонтик, цветки. (Зонтик — это соцветие, у которого все цветки расположены почти в одной плоскости.)
• Цветки, с, початок, на, это, которой, соцветие, плотно, утолщенной, сидят, осью. (Початок — это соцветие с утолщенной осью, на которой плотно сидят цветки.)
• Злака, в, стебля, колос, котором, вдоль, соцветие, конца, расположены, цветки. (Колос — соцветие злака, в котором цветки расположены вдоль конца стебля.)
• Блюдца, корзинка, в, расширенное, форме, соцветие. (Корзинка — соцветие, расширенное в форме блюдца.)
• Опыления, соцветие, цветков, вероятность, увеличивает. (Соцветие увеличивает вероятность опыления цветков.)
3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
3.1. Вводная беседа.
— Как вы думаете, почему цветы такие разные?
Учащиеся высказывают предположения.
— Каждый из вас хотя бы раз бывал на лугу в жаркий летний день. Какая прекрасная яркая картина была перед вами! Белые ромашки, лиловые колокольчики, яркие маки. Какое
разнообразие красок, какая красота, созданная природой для человека! Но для человека ли? Вот о чем следует задуматься, друзья. Человек на этой планете совсем недавно. Наши угрюмые предки, неспособные понять красоту окружающей природы, еще прятались в
пещерах, а на лугах уже пестрели цветы, над которыми роились насекомые, собирая нектар и пыльцу. Когда-то, миллионы лет назад, у большинства растений были невзрачные мелкие цветки, пыльца их разносилась ветром. Но постепенно растения и насекомые приспособились друг к другу.
— Как вы думаете, цветки, которые привлекают насекомых, отличаются от цветков, которые опыляются ветром?
3.2. Объявление темы урока.
— Какова цель нашего урока?
4. Изучение нового материала
Опыление — это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.
Схема:
— Давайте представим, каким должен быть цветок, чтобы он привлек внимание насекомых.
Учащиеся высказывают предположения.
— Какие разные и какие красивые цветы у нас получились. А что у них общего?
4.3. Фронтальная работа. Учащиеся разрабатывают характеристику насекомоопыляемых растений, объясняют, почему цветки должны иметь эти признаки. Учитель напоминает, что насекомые способны ощущать запахи на расстоянии, различать цвета и вкус. Кроме того, у насекомых имеются специализированные органы для сбора пыльцы и нектара.
Ожидаемый ответ:
признаки насекомоопыляемых растений:
— крупные одиночные цветки, мелкие собраны в соцветия;
— яркая окраска околоцветника;
— наличие нектарников, аромата (он не всегда приятен для человека);
— особое строение пыльцевых зерен (пыльца липкая, большая, шершавая).
— А каким должен быть цветок, который опыляется ветром? Нужны ли ему такие же признаки, как насекомоопыляемому?
Учащиеся выдвигают свои версии.
Ожидаемый ответ:
признаки ветроопыляемых растений:
— цветки мелкие, невзрачные, околоцветник недоразвитый; — не имеют нектарников;
— как правило, лишены запаха;
— образуют много пыльцы, пыльца легкая и сухая;
— тычинки на длинных, свисающих нитях;
— растения растут большими скоплениями;
— зацветают до распускания листьев.
4.4. Демонстрация презентации. Учитель показывает отличительные особенности цветков, опыляемых насекомыми, ветром и водой.
Учащиеся корректируют в тетрадях характеристики цветков.
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
6.1. Демонстрация презентации. На слайдах — ромашка, клевер, пшеница, орешник, кабачок, душистый табак. Учащиеся высказывают предположение, как опыляется тот или иной цветок, и объясняют свое мнение.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Методическая разработка
ОТКРЫТОГО УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ
Подготовил: учитель биологии
Исайкин Владимир Владимирович
Цель урока : Сформировать знания об опылении цветковых растений.
а) образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления; показать значения опыления в жизни растений.
б) воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе
в) коррекционные: способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения выделять главное; развивать умения работать с учебником и карточками; научить делать самостоятельные выводы и обобщения.
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИК технологии.
Методы обучения : словесно - наглядные, частично – поисковый, практический.
Задания : работа в группе, в паре–взаимопроверка, индивидуальная работа.
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Я рад вас видеть.
Все ли приготовили учебные принадлежности?
Тогда вперёд! Начинаем наш урок.
На столе букет цветов. Цель – создание психологически комфортного климата на уроке, снятие напряжения.
Психологический настрой :
Учитель. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.
Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность, людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.
Восстановление опорных знаний
Актуализация мыслительной деятельности учащихся:
1. Индивидуальный ответ учащегося.
Один из учащихся отвечает у доски "Строение цветка".
2. Рассказ учащегося с опорой на таблицу.
Один из учащихся по таблице "Соцветия" рассказывает о соцветиях.
3. Индивидуальная работа учащихся с проверочными листами.
Учитель: Что такое цветок? Каково строение цветка?
Какие виды соцветий вы знаете?
Для того чтобы вспомнить ранее изученный материал и ответить на поставленные вопросы я предлагаю самостоятельно поработать с проверочными листами. У каждого из вас они лежат на парте. Ваша задача: подписать органы цветка и соединить стрелочками название соцветия с его схемой, т.е. условным обозначением.
На выполнение работы вам отводится 5-7 минут.
Хорошо, сдаем листы для проверки.
Вывод: Таким образом, мы вспомнили строение цветка и узнали, что мелкие цветки собраны в различные виды соцветий.
Актуализация
Учитель: эти знания являются опорными для сегодняшнего урока.
Они помогут нам усвоить новую тему.
Цель урока : познакомиться с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления; показать значения опыления в жизни растений.
Изучение нового материала
Актуализация мыслительной деятельности учащихся:
Учитель: Зачем растение цветет?
(При цветении образуется пыльца и происходит опыление - ответ учащихся).
А что же такое опыление?
Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.
Найдём это определение в учебнике и запишем его в тетрадь.
Учитель. Зачем растению опыление?
В результате опыления у растения образуются плоды с семенами.
Цветковые растения в процессе эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления.
Существует несколько видов опыления.
Самоопыление растений
Что такое самоопыление? Для каких растений оно характерно?
Самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же цветка.
Найдём это определение в учебнике и запишем его в тетрадь.
Самоопыление в природе встречается крайне редко.
Самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.
Растения выработали приспособления к самоопылению :
Происходит в закрытом бутоне.
Тычинки должны быть длиннее пестика.
Самоопыление характерно для гороха, пшеницы, картофеля, томата и льна.
Перекрестное опыление
Что такое перекрёстное опыление? Для каких растений оно характерно?
Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка.
Найдём это определение в учебнике и запишем его в тетрадь.
При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения переносится разными путями на другое растение. В переносе пыльцы принимают участие насекомые и ветер. Такой способ опыления встречается наиболее часто и характерен для таких растений как яблоня, берёза, клевер, шиповник, ива и многих других.
В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.
Перекрестное опыление насекомыми.
Перекрестное опыление растений происходит при помощи насекомых: пчёл, шмелей, бабочек и жуков.
Приспособления растений к опылению насекомыми:
Крупные яркие цветки.
Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия.
Крупная липкая шероховатая пыльца.
Опыление насекомыми характерно для таких растений, как клевер, ива, шиповник, ландыш, подсолнечники многих других.
Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например: львиный зев и клевер, приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка.
Перекрестное опыление ветром.
Перекрестное опыление растений при помощи ветра происходит в сухую и ясную погоду.
Приспособления растений к опылению ветром:
Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия.
Пыльца мелкая лёгкая, сухая, большое количество.
Растут большими скоплениями, образуя заросли.
Растения цветут весной до распускания листьев.
Опыление ветром характерно для таких растений, как кукуруза, рожь, берёза, ольха, верба, орешник и других.
Другие способы опыления.
Но в опылении растений могут принимать участие не только насекомые и ветер. Опылителями могут быть: мухи, муравьи, птицы и даже млекопитающие.
У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи и роголистника перенос пыльцы осуществляется водой. Мужские бутоны открываются на поверхности воды. Одновременно над водой показываются женские цветки. После того как один из плавающих тычиночных цветков столкнется с пестичным и опылит его, цветок женского цветка погружается под воду, и там созревают семена.
Цветки копытня, расположенные в толще лесной подстилки опыляют муравьи.
В тропических лесах встречаются цветки, опыляемые крошечными птицами – колибри.
Летучими мышами опыляются баобабы и некоторые другие растения Африки и Азии. Крупные светлые цветки баобаба распускаются вечером и ночью. Они производят огромное количество нектара.
Кускус — крошечное сумчатое животное из Австралии — опылитель растения банксии.
Физкультминутка
Закрепление нового материала
Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
Вывод. Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений. ( Вывод формулируют учащиеся )
Проверка усвоения материала
А теперь проверим, насколько вы поняли изученную тему. Наша знакомая пчела Майя принесла письмо из Цветочного города, где Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал.
Ваша задача - найти в стихах Незнайки биологические ошибки.
1. Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне -
Давайте мы туда заглянем!
(Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её
опылителей, растет в лесах тропической Азии)
2. Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру.
(У одуванчика соцветие корзинка - не может быть одинокого цветка).
3. Во поле береза стояла,
И ее пчела опыляла.
(Берёза опыляется ветром)
4. Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
И горошек опылят.
(Горох - самоопыляемое растение)
Со всеми заданиями вы успешно справились и помогли Незнайке.
Подведение итогов урока:
И так ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, что нового вы узнали на уроке!
- Какие типы опыления вы знаете?
- Самоопыление и перекрестное опыление. (Ответ учащихся)
- Для чего вы изучали различные типы опыления?
- В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению. (Ответ учащихся)
Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление - это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика происходит в природе. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению. (Вывод формулируют учащиеся)
- Прочитайте цель занятия.
- Достигли ли мы цели?
- Понравился вам урок или нет?
Выставление оценок, их аргументация.
Домашнее задание:
нарисовать насекомоопыляемое и ветроопыляемое растение.
Спасибо за урок!
Приложение:
Проверка знаний по темам:
Используя слова для справок определите и подпишите части цветка.
Слова для справок: чашечка, пестик, цветоножка, лепесток, чашелистик, тычинка
Определите и соедените стрелочками название соцветия со схемой цветка
Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.
Перекрестное опыление (попадание пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка)
оплодотворение у цветковых растений.
Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.
Перекрестное опыление - попадание пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка.
Пыльцу переносят ветер (осоки, пырей, райграс, ольха, орешник, дуб, береза), насекомые (яблоня, слива, вишня, мак, тюльпан, акация белая), вода и птицы (водные растения, например элодея), звери.
Приспособления растений к опылению ветром:
цветки невзрачные лишены запаха;
околоцветник плохо развит или вообще отсутствует;
пыльца сухая, мелкая, легкая;
рыльца пестиков длинные перистые;
ветроопыляемые растения образуют сплошные массивы.
Приспособления растений к опылению насекомыми:
яркая окраска цветков;
хорошо заметные, крупные цветки;
цветки имеют резкий запах;
имеют нектарники (клевер, тыква) с липкой, сахаристой жидкостью.
Выделяют большое количество эфирных масел (акация белая, розы, некоторые виды лилии, ландыш, черемуха и др.); у некоторых запах неприятный – запах тухлого мяса, навоза.
Некоторые растения опыляются только одним видом насекомого: цветки клевера, львиного зева, шалфея с длинной трубкой опыляются шмелями.
Приспособления растений к перекрестному опылению:
тычинки и пестики в цветке созревают неодновременно;
тычинки и пестики имеют различную длину;
самонесовместимость (непрорастание пыльцы).
Биологическое значение перекрестного опыления: повышает уровень комбинативной изменчивости, что увеличивает разнообразие генотипов и обеспечивает лучшую приспособленность к различным условиям внешней среды.
Самоопыление – попадание пыльцы с пыльника тычинок на рыльце пестика того же цветка (горох, пшеница, ячмень).
Это способ опыления у растений, подверженных сильным колебаниям численности в разные периоды года. Оно позволяет такой популяции легче и быстрее восстановить свою численность.
Самоопыление повышает уровень гомозиготности и сохраняет жизнеспособность растений в стабильных условиях среды.
Самоопыление (попадание пыльцы с пыльника тычинок на рыльце пестика того же цветка)
Таблица. Способы перекрестного опыления
Способ перекрестного опыления
Приспособления растения
Примеры растений
Ветром (ветроопыляемые растения)
цветки невзрачные лишены запаха;
околоцветник плохо развит или вообще отсутствует;
пыльца сухая, мелкая, легкая;
рыльца пестиков длинные перистые;
тычинки длинные, свисающие
цветки часто цветут до появления листьев
ветроопыляемые растения образуют сплошные массивы.
осоки, пырей, райграс, ольха, орешник, дуб, береза
Насекомыми (насекомоопыляемые растения)
яркая окраска цветков;
хорошо заметные, крупные цветки;
Мелкие цветки собраны в соцветия
Липкая или шероховатая поверхность пыльцевых зерен
цветки имеют резкий запах (выделяют большое количество эфирных масел)
имеют нектарники (клевер, тыква), выделяющие нектар (жидкость с большим количеством сахаров)
Некоторые опыляются только одним видом насекомого: цветки клевера, львиного зева, шалфея с длинной трубкой опыляются шмелями.
яблоня, слива, вишня, мак, тюльпан, акация белая
Оболочка пыльцы содержит много жирных веществ (пыльца плавает, не смачивается, не лопается)
См. опыление насекомыми
Приспособления растений к перекрестному опылению:
тычинки и пестики в цветке созревают неодновременно;
тычинки и пестики имеют различную длину;
самонесовместимость (непрорастание пыльцы).
Биологическое значение перекрестного опыления: новый организм имеет признаки двух родителей , что обеспечивает лучшую приспособленность к различным условиям внешней среды.
Биологическое значение самоопыления (горох, пшеница, ячмень): не зависит от погодных условий, часто даже в нераспустившихся цветках
Читайте также:
- Конспект правописание падежных окончаний имен существительных 4 класс
- Конспект занятия на тему домашние животные в средней группе зпр
- Конспект урока по волейболу 10 класс верхняя подача
- По презентации сделайте выборочный конспект на тему творчество салтыкова щедрина
- Изображение и реальность птицы родного края изо 2 класс конспект