План конспект опыление у цветковых растений

Обновлено: 05.07.2024

✓ создать условия для р азвития познав ательного интереса и самостоятельности .

Учебно - методичес кое обеспечени е : учебное посо бие, рабочая тет радь, к омпьютер, прое ктор,

маленькие разноо крашенные цветки, скотч, цветная бумага, карандаши, но жницы, фломастер ы .

• Если убрать в моем названии предпоследнюю букву, я превращусь в часть тела человека,

состоящую из черепн ой коробки и лица. (Головка — голова)

• А я при добавлении в конце одной буквы прев ращаюсь в сооружение громадных размеров .

• Если отбросить первые три буквы в моем названии, я превращусь в хвойное дерево. (Метелка —

• При удалении предпоследней буквы в моем названии я превращаюсь в имя мальчика. (Сережка

• Если убрать посл едние три буквы в м оем названии, я превращусь в суп и з капусты. (Щиток — щи)

• укрепленный в рукоятке пучок щетинок, волосков для нанесения на поверхность краски, клея,

лака; украшение в в иде стяну тых шнурков; часть ру ки от запястья до конца пальцев; (Кисть)

• приспособлени е для защиты от дождя или солнца — натягивающийся на спицах и держащийся

• утолщенную или выступающую вперед оконечность чего - нибудь; луковиц у репчатого лука,

• защитное устройство, закрывающее лицо и глаза; приспособлени е, надеваемое игроками в

футбол, хоккей на голень для предо хранения от уш ибов; (Щиток)

• в некоторых му сульманских странах титу л монарха, а также лицо, нося щее этот титу л; пу чок

перьев или стоячих конских волос — у крашение на головном уборе. (Султан )

3) В предложениях перепу тались слова. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид —

• Стебле, разветвленное, это, на, удлиненном, кисть, соцветие. (Кисть — это разветвленно е

• У, почти, все, которого, это, соцветие, в, расположены, плоскости, одной, зонтик, цветки.

(Зонтик — это соцвети е, у которого все цветки ра сположены почти в о дной плоскости .)

• Цветки, с, почато к, на, это, которой, соцвети е, плотно, утолщенной, сидят, осью. (Початок —

это соцветие с утол щенной осью, на которой плот но сидят цветки.)

• Злака, в, стебля, колос, котором, вдоль, соцветие, конца, расположен ы, цветки. (Колос —

соцветие злака, в кот ором цветки распол ожены вдоль конца стебля.)

• Блюдца, корз инка, в , расшир енное, фо рме, со цветие. (Корзинка — со цветие, расшир енное в

• Опыления, соцветие, цветков, вероятность, увеличивает. (Соцветие увеличивает вероятность

3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащ ихся

— Каждый из вас хотя бы раз бывал на лугу в жаркий летний день. Какая прекрасная яркая

картина была пере д вами! Белые рома шки, лиловые коло кольчики, яркие мак и. Какое

разнообразие красок, какая красота, созданная природой для человека! Но для человека ли? Вот о

чем следует задуматься, друзья. Человек на этой планете совсем недавно. Наши угрюмые предки,

неспособные понять красоту окружающей природы, ещ е прятались в

пещерах, а на лугах уже пестрели цветы, над которыми роились насекомые, собирая нектар и

пыльцу. Когда - то, миллионы лет назад, у большинства растений были невзрачные мелкие цветки,

пыльца их разно силась ветром . Но постепенно растения и насе комые приспособи лись друг к

— Как вы думаете, цв етки, которы е привле кают насе комых, отли чаются от цветков, кото рые

4.1. Самостоятельная работа с материалом учебного пособия. Учащиеся записывают в тетради

Опыление — это пе ренос пыльцы с тычинок н а рыльце пестик а.

— Давайте пред ставим, каким долж ен быть цветок, ч тобы он привлек внима ние насекомых.

— Давайте создадим цветок, который понравился бы насекомым. Учащиеся раб отают с любым

— Какие разные и какие красивы е цветы у нас полу чились. А что у них общего?

4.3. Фронтальная работа. Учащиеся разрабатывают характеристику насекомоопыляемых растений,

объясняют, почему цветки должны иметь эти признаки. Учитель напоминает, что насе комые

способны о щущать запа хи на расстояни и, различать цвета и вкус. Кроме того, у насекомых

имеются специализ ированные органы для сбора пыльцы и н ектара.

— крупные одиночн ые цветки, мел кие собраны в с оцветия;

— наличие нектарни ков, аромата (он не всегда при ятен для человека );

— особое строение пы льцевых зерен (пыльца липкая, бо льшая, шершавая).

— А каким должен быть цветок, который опыляется ветром? Нужны ли ему такие же признаки,

— цветки мелкие, невз рачные, околоцветник не доразвитый; — н е имеют нектарников ;

4.4. Демонстрация презентации . Учитель показывает отличительные особенности цветков,

Учащиеся корректи руют в тетрадях ха рактеристик и цветков.

6.1. Демонст рация презе нтации. На слайдах — ромашка, клевер, пшени ца, орешник , кабачок,

душистый табак. Учащиеся высказывают пр едположение, как опыляет ся тот или иной цветок, и

Содержимое разработки

У р о к 49. Опыление у цветковых растений

сформировать представление об опылении, о видах и значении опыления;

развивать умения анализировать информацию, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, конструировать определения понятий;

создать условия для развития познавательного интереса и самостоятельности.

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Проверка домашнего задания

1) Угадайте названия соцветий.

• Если убрать в моем названии предпоследнюю букву, я превращусь в часть тела человека, состоящую из черепной коробки и лица. (Головка — голова)

• А я при добавлении в конце одной буквы превращаюсь в сооружение громадных размеров. (Колос — колосс)

• Если отбросить первые три буквы в моем названии, я превращусь в хвойное дерево. (Метелка — елка)

• При удалении предпоследней буквы в моем названии я превращаюсь в имя мальчика. (Сережка — Сережа)

• Если убрать последние три буквы в моем названии, я превращусь в суп из капусты. (Щиток — щи)

2) Так называют и соцветие, и ……..

• укрепленный в рукоятке пучок щетинок, волосков для нанесения на поверхность краски, клея, лака; украшение в виде стянутых шнурков; часть руки от запястья до конца пальцев; (Кисть)

• приспособление для защиты от дождя или солнца — натягивающийся на спицах и держащийся на ручке округлый кусок ткани; (Зонтик)

• утолщенную или выступающую вперед оконечность чего-нибудь; луковицу репчатого лука, чеснока; (Головка)

• защитное устройство, закрывающее лицо и глаза; приспособление, надеваемое игроками в футбол, хоккей на голень для предохранения от ушибов; (Щиток)

• в некоторых мусульманских странах титул монарха, а также лицо, носящее этот титул; пучок перьев или стоячих конских волос — украшение на головном уборе. (Султан)

3) В предложениях перепутались слова. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид — расставьте слова в нужном порядке.

• Стебле, разветвленное, это, на, удлиненном, кисть, соцветие. (Кисть — это разветвленное соцветие на удлиненном стебле.)

• У, почти, все, которого, это, соцветие, в, расположены, плоскости, одной, зонтик, цветки. (Зонтик — это соцветие, у которого все цветки расположены почти в одной плоскости.)

• Цветки, с, початок, на, это, которой, соцветие, плотно, утолщенной, сидят, осью. (Початок — это соцветие с утолщенной осью, на которой плотно сидят цветки.)

• Злака, в, стебля, колос, котором, вдоль, соцветие, конца, расположены, цветки. (Колос — соцветие злака, в котором цветки расположены вдоль конца стебля.)

• Блюдца, корзинка, в, расширенное, форме, соцветие. (Корзинка — соцветие, расширенное в форме блюдца.)

• Опыления, соцветие, цветков, вероятность, увеличивает. (Соцветие увеличивает вероятность опыления цветков.)

3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

3.1. Вводная беседа.

— Как вы думаете, почему цветы такие разные?

Учащиеся высказывают предположения.

— Каждый из вас хотя бы раз бывал на лугу в жаркий летний день. Какая прекрасная яркая картина была перед вами! Белые ромашки, лиловые колокольчики, яркие маки. Какое

разнообразие красок, какая красота, созданная природой для человека! Но для человека ли? Вот о чем следует задуматься, друзья. Человек на этой планете совсем недавно. Наши угрюмые предки, неспособные понять красоту окружающей природы, еще прятались в

пещерах, а на лугах уже пестрели цветы, над которыми роились насекомые, собирая нектар и пыльцу. Когда-то, миллионы лет назад, у большинства растений были невзрачные мелкие цветки, пыльца их разносилась ветром. Но постепенно растения и насекомые приспособились друг к другу.

— Как вы думаете, цветки, которые привлекают насекомых, отличаются от цветков, которые опыляются ветром?

3.2. Объявление темы урока.

— Какова цель нашего урока?

4. Изучение нового материала

Опыление — это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.


Схема:

— Давайте представим, каким должен быть цветок, чтобы он привлек внимание насекомых.

Учащиеся высказывают предположения.

— Какие разные и какие красивые цветы у нас получились. А что у них общего?

4.3. Фронтальная работа. Учащиеся разрабатывают характеристику насекомоопыляемых растений, объясняют, почему цветки должны иметь эти признаки. Учитель напоминает, что насекомые способны ощущать запахи на расстоянии, различать цвета и вкус. Кроме того, у насекомых имеются специализированные органы для сбора пыльцы и нектара.

Ожидаемый ответ:

признаки насекомоопыляемых растений:

— крупные одиночные цветки, мелкие собраны в соцветия;

— яркая окраска околоцветника;

— наличие нектарников, аромата (он не всегда приятен для человека);

— особое строение пыльцевых зерен (пыльца липкая, большая, шершавая).

— А каким должен быть цветок, который опыляется ветром? Нужны ли ему такие же признаки, как насекомоопыляемому?

Учащиеся выдвигают свои версии.

Ожидаемый ответ:

признаки ветроопыляемых растений:

— цветки мелкие, невзрачные, околоцветник недоразвитый; — не имеют нектарников;

— как правило, лишены запаха;

— образуют много пыльцы, пыльца легкая и сухая;

— тычинки на длинных, свисающих нитях;

— растения растут большими скоплениями;

— зацветают до распускания листьев.

4.4. Демонстрация презентации. Учитель показывает отличительные особенности цветков, опыляемых насекомыми, ветром и водой.

Учащиеся корректируют в тетрадях характеристики цветков.

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

6.1. Демонстрация презентации. На слайдах — ромашка, клевер, пшеница, орешник, кабачок, душистый табак. Учащиеся высказывают предположение, как опыляется тот или иной цветок, и объясняют свое мнение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка

ОТКРЫТОГО УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ

Подготовил: учитель биологии

Исайкин Владимир Владимирович

Цель урока : Сформировать знания об опылении цветковых растений.

а) образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления; показать значения опыления в жизни растений.

б) воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе

в) коррекционные: способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения выделять главное; развивать умения работать с учебником и карточками; научить делать самостоятельные выводы и обобщения.

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИК технологии.

Методы обучения : словесно - наглядные, частично – поисковый, практический.

Задания : работа в группе, в паре–взаимопроверка, индивидуальная работа.

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Я рад вас видеть.

Все ли приготовили учебные принадлежности?

Тогда вперёд! Начинаем наш урок.

На столе букет цветов. Цель – создание психологически комфортного климата на уроке, снятие напряжения.

Психологический настрой :

Учитель. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.

Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность, людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

Восстановление опорных знаний

Актуализация мыслительной деятельности учащихся:

1. Индивидуальный ответ учащегося.

Один из учащихся отвечает у доски "Строение цветка".

2. Рассказ учащегося с опорой на таблицу.

Один из учащихся по таблице "Соцветия" рассказывает о соцветиях.

3. Индивидуальная работа учащихся с проверочными листами.

Учитель: Что такое цветок? Каково строение цветка?

Какие виды соцветий вы знаете?

Для того чтобы вспомнить ранее изученный материал и ответить на поставленные вопросы я предлагаю самостоятельно поработать с проверочными листами. У каждого из вас они лежат на парте. Ваша задача: подписать органы цветка и соединить стрелочками название соцветия с его схемой, т.е. условным обозначением.

На выполнение работы вам отводится 5-7 минут.

Хорошо, сдаем листы для проверки.

Вывод: Таким образом, мы вспомнили строение цветка и узнали, что мелкие цветки собраны в различные виды соцветий.

Актуализация

Учитель: эти знания являются опорными для сегодняшнего урока.

Они помогут нам усвоить новую тему.

Цель урока : познакомиться с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления; показать значения опыления в жизни растений.

Изучение нового материала

Актуализация мыслительной деятельности учащихся:

Учитель: Зачем растение цветет?

(При цветении образуется пыльца и происходит опыление - ответ учащихся).

А что же такое опыление?

Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Найдём это определение в учебнике и запишем его в тетрадь.

Учитель. Зачем растению опыление?

В результате опыления у растения образуются плоды с семенами.

Цветковые растения в процессе эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления.

Существует несколько видов опыления.

Самоопыление растений

Что такое самоопыление? Для каких растений оно характерно?

Самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же цветка.

Найдём это определение в учебнике и запишем его в тетрадь.

Самоопыление в природе встречается крайне редко.

Самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.

Растения выработали приспособления к самоопылению :

Происходит в закрытом бутоне.

Тычинки должны быть длиннее пестика.

Самоопыление характерно для гороха, пшеницы, картофеля, томата и льна.

hello_html_3b3b9bef.jpg

Перекрестное опыление

Что такое перекрёстное опыление? Для каких растений оно характерно?

Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка.

Найдём это определение в учебнике и запишем его в тетрадь.

При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения переносится разными путями на другое растение. В переносе пыльцы принимают участие насекомые и ветер. Такой способ опыления встречается наиболее часто и характерен для таких растений как яблоня, берёза, клевер, шиповник, ива и многих других.

В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.

Перекрестное опыление насекомыми.

Перекрестное опыление растений происходит при помощи насекомых: пчёл, шмелей, бабочек и жуков.

Приспособления растений к опылению насекомыми:

Крупные яркие цветки.

Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия.

Крупная липкая шероховатая пыльца.

Опыление насекомыми характерно для таких растений, как клевер, ива, шиповник, ландыш, подсолнечники многих других.

Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например: львиный зев и клевер, приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка.

Перекрестное опыление ветром.

Перекрестное опыление растений при помощи ветра происходит в сухую и ясную погоду.

Приспособления растений к опылению ветром:

Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия.

Пыльца мелкая лёгкая, сухая, большое количество.

Растут большими скоплениями, образуя заросли.

Растения цветут весной до распускания листьев.

Опыление ветром характерно для таких растений, как кукуруза, рожь, берёза, ольха, верба, орешник и других.

Другие способы опыления.

Но в опылении растений могут принимать участие не только насекомые и ветер. Опылителями могут быть: мухи, муравьи, птицы и даже млекопитающие.

У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи и роголистника перенос пыльцы осуществляется водой. Мужские бутоны открываются на поверхности воды. Одновременно над водой показываются женские цветки. После того как один из плавающих тычиночных цветков столкнется с пестичным и опылит его, цветок женского цветка погружается под воду, и там созревают семена.

Цветки копытня, расположенные в толще лесной подстилки опыляют муравьи.

В тропических лесах встречаются цветки, опыляемые крошечными птицами – колибри.

Летучими мышами опыляются баобабы и некоторые другие растения Африки и Азии. Крупные светлые цветки баобаба распускаются вечером и ночью. Они производят огромное количество нектара.

Кускус — крошечное сумчатое животное из Австралии — опылитель растения банксии.

Физкультминутка

hello_html_m28a296f8.jpg

Закрепление нового материала

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Вывод. Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений. ( Вывод формулируют учащиеся )

Проверка усвоения материала

А теперь проверим, насколько вы поняли изученную тему. Наша знакомая пчела Майя принесла письмо из Цветочного города, где Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал.

Ваша задача - найти в стихах Незнайки биологические ошибки.

1. Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне -
Давайте мы туда заглянем!

(Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её

опылителей, растет в лесах тропической Азии)

2. Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру.

(У одуванчика соцветие корзинка - не может быть одинокого цветка).

3. Во поле береза стояла,
И ее пчела опыляла.

(Берёза опыляется ветром)

4. Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
И горошек опылят.

(Горох - самоопыляемое растение)

Со всеми заданиями вы успешно справились и помогли Незнайке.

Подведение итогов урока:

И так ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, что нового вы узнали на уроке!

- Какие типы опыления вы знаете?

- Самоопыление и перекрестное опыление. (Ответ учащихся)

- Для чего вы изучали различные типы опыления?

- В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению. (Ответ учащихся)

Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление - это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика происходит в природе. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению. (Вывод формулируют учащиеся)

- Прочитайте цель занятия.

- Достигли ли мы цели?

- Понравился вам урок или нет?

Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание:

нарисовать насекомоопыляемое и ветроопыляемое растение.

Спасибо за урок!

Приложение:

Проверка знаний по темам:

Используя слова для справок определите и подпишите части цветка.

Слова для справок: чашечка, пестик, цветоножка, лепесток, чашелистик, тычинка

Определите и соедените стрелочками название соцветия со схемой цветка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.




Перекрестное опыление (попадание пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка)

оплодотворение у цветковых растений.

Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Перекрестное опыление - попадание пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка.

Пыльцу переносят ветер (осоки, пырей, райграс, ольха, орешник, дуб, береза), насекомые (яблоня, слива, вишня, мак, тюльпан, акация белая), вода и птицы (водные растения, например элодея), звери.

Приспособления растений к опылению ветром:

цветки невзрачные лишены запаха;

околоцветник плохо развит или вообще отсутствует;

пыльца сухая, мелкая, легкая;

рыльца пестиков длинные перистые;

ветроопыляемые растения образуют сплошные массивы.

Приспособления растений к опылению насекомыми:

яркая окраска цветков;

хорошо заметные, крупные цветки;

цветки имеют резкий запах;

имеют нектарники (клевер, тыква) с липкой, сахаристой жидкостью.

Выделяют большое количество эфирных масел (акация белая, розы, некоторые виды лилии, ландыш, черемуха и др.); у некоторых запах неприятный – запах тухлого мяса, навоза.

Некоторые растения опыляются только одним видом насекомого: цветки клевера, львиного зева, шалфея с длинной трубкой опыляются шмелями.

Приспособления растений к перекрестному опылению:

тычинки и пестики в цветке созревают неодновременно;

тычинки и пестики имеют различную длину;

самонесовместимость (непрорастание пыльцы).

Биологическое значение перекрестного опыления: повышает уровень комбинативной изменчивости, что увеличивает разнообразие генотипов и обеспечивает лучшую приспособленность к различным условиям внешней среды.

Самоопыление – попадание пыльцы с пыльника тычинок на рыльце пестика того же цветка (горох, пшеница, ячмень).

Это способ опыления у растений, подверженных сильным колебаниям численности в разные периоды года. Оно позволяет такой популяции легче и быстрее восстановить свою численность.

Самоопыление повышает уровень гомозиготности и сохраняет жизнеспособность растений в стабильных условиях среды.

Самоопыление (попадание пыльцы с пыльника тычинок на рыльце пестика того же цветка)

Таблица. Способы перекрестного опыления

Способ перекрестного опыления

Приспособления растения

Примеры растений

Ветром (ветроопыляемые растения)

цветки невзрачные лишены запаха;

околоцветник плохо развит или вообще отсутствует;

пыльца сухая, мелкая, легкая;

рыльца пестиков длинные перистые;

тычинки длинные, свисающие

цветки часто цветут до появления листьев

ветроопыляемые растения образуют сплошные массивы.

осоки, пырей, райграс, ольха, орешник, дуб, береза

Насекомыми (насекомоопыляемые растения)

яркая окраска цветков;

хорошо заметные, крупные цветки;

Мелкие цветки собраны в соцветия

Липкая или шероховатая поверхность пыльцевых зерен

цветки имеют резкий запах (выделяют большое количество эфирных масел)

имеют нектарники (клевер, тыква), выделяющие нектар (жидкость с большим количеством сахаров)

Некоторые опыляются только одним видом насекомого: цветки клевера, львиного зева, шалфея с длинной трубкой опыляются шмелями.

яблоня, слива, вишня, мак, тюльпан, акация белая

Оболочка пыльцы содержит много жирных веществ (пыльца плавает, не смачивается, не лопается)

См. опыление насекомыми

Приспособления растений к перекрестному опылению:

тычинки и пестики в цветке созревают неодновременно;

тычинки и пестики имеют различную длину;

самонесовместимость (непрорастание пыльцы).

Биологическое значение перекрестного опыления: новый организм имеет признаки двух родителей , что обеспечивает лучшую приспособленность к различным условиям внешней среды.

Биологическое значение самоопыления (горох, пшеница, ячмень): не зависит от погодных условий, часто даже в нераспустившихся цветках

Читайте также: