Конспект урока диктант по теме имя существительное 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Короток зимний день. Быстро вянет неяркий закат, тухнут розовые снега. Блеснут в последний раз золотом окна домов, ало посветят крыши и колокольни и ползут на город и реку сумерки.

Небо чёрно и чисто, зеленовато горят редкие мелкие звёзды. Снег под ногами сверкает, колет глаза, скрипит. Всё кругом сковано морозом, неподвижно, мёртво. Только поднимается прямо к чёрному небу прозрачный дымок из трубы сторожки. Далеко внизу, на набережной, горят фонари, но самих фонарей не видно, одни редкие светлые пятна на снегу. Изредка проезжают машины, призрачный свет их фар скользит по крышам, по дороге, дрожит далеко по реке, и отчётливо слышен высокий звук моторов.

Город спит, засыпан снегом, и даже в темноте всё смутно светится: улицы, овраги, дворы, сады.

Грамматические задания:

Выполнить морфемный разбор слова набережной.

Выполнить фонетический разбор слова сторожки.

Выполнить пунктуационный разбор 3-го предложения 1-го абзаца.

Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов по дорогам к дальнему озеру.

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька.

Вот и озеро. Здесь под берёзой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.

Грамматические задания:

Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова верхушек.

Графически обозначить в тексте корни с чередованием гласных.

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.

Грамматические задания:

Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова соседские.

Графически объяснить в тексте написание приставок пре- и при-.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди зарослей камыша.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

Грамматические задания:

Выполнить морфологический разбор существительного камыша (из последнего предложения 1-го абзаца).

Выполнить морфемный разбор слов побелели, свинцовая.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе.

Грамматические задания:

Выполнить синтаксический разбор 1-го предложения.

Выполнить морфологический разбор существительного (по) снегу (из последнего предложения).

Выполнить морфемный разбор слов наполняется, глухарь.

В поисках дороги.

Быстрыми шагами взобрался я на холм и увидел незнакомые мне места. Я остановился в недоумении, оглянулся. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб. Я добрался до угла леса, но там не было дороги, невысокие кусты широко расстилались передо мной. Я пошёл через кусты. Мне попалась неторная, заросшая тропинка. Ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю. Обогнул бугор и очутился в неглубокой лощине.

Грамматические задания:

Выполнить синтаксический разбор 7-го предложения (Ночная птица…).

Выполнить морфологический разбор прилагательного (в) неглубокой (из последнего предложения).

Посмотрите на карту земного шара. Вы увидите, что поверхность океанов и морей больше площади суши. Из пятисот десяти миллионов квадратных километров всей поверхности нашей планеты триста шестьдесят один миллион приходится на океаны и моря. Суша занимает только сто сорок девять миллионов квадратных километров.

Следовательно, водная поверхность составляет около семидесяти одного процента всей поверхности Земли, а суша – двадцать девять процентов. Объём воды всех морей и океанов равен почти двум миллиардам квадратных километров.

Из всех океанов тихий самый большой. Он занимает площадь сто восемьдесят миллионов квадратных километров. Атлантический океан занимает второе место по площади, Индийский – третье, а Северный Ледовитый – четвёртое.

Грамматические задания:

Выполнить морфологический разбор числительных двум миллиардам (километров) (из последнего предложения 2-го абзаца) и второе (из последнего предложения).

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

Грамматические задания:

Указать в тексте разряды всех местоимений 1-го абзаца.

Выполнить морфологический разбор местоимения они (из 4-го предложения 1-го абзаца).

1)Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места. 2)Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах. 3)Лисы забираются на деревья и там сидят в ожидании спада воды. 4)Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода. 5)Здесь зайцам чаще всего удается переждать половодье.
6)Для спасения зверей снаряжается экспедиция. 7)Кругом расстилается вода. 8)Вот видишь, как на островке зайцы становятся столбиком, замирают. 9)Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука. 10)Беда всех примирила.
11)Появление лодки встречается со страхом. 12)Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться. 13)Плавают они плохо. 14)Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи.

( По В.Пескову )
( 101 слово )

  1. Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи. (повест., невоскл., прост., распр., осл.одн. сказ.)
  2. зверей – м.р., мн.ч., Р.п.

половодье – ср.р., ед.ч., Им.п.

места – ср.р., мн.ч., В.п.

  1. лисы забираются, сидят
  2. Спасаются – 1 спр., наст.в., 3-е л.

собираются - 1 спр., наст.в., 3-е л.

не затопила – 2 спр., пр.вр., 3-е л.

  1. Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах. (повест., невоскл., прост., распр., осл. однор. обст).
  2. спасения – ср.р., ед.ч., Р.п.

зверей – м.р., мн.ч., Р.п.

экспедиция – ж.р., ед.ч., Им.п.

  1. Зайцы спасаются, собираются, не затопила
  2. Видишь – 2 спр., наст.вр., 2-е л.

становятся – 2 спр., наст.вр., 3-е л.

Замирают – 1 спр., наст.вр., 3-е л.

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

I вариант: предложение 14

II вариант: предложение 2

2. Укажите род, число, падеж существительных из:

I вариант: предложения 1

II вариант: предложения 6

3. Укажите грамматическую основу в предложении:

I вариант: предложение 3

II вариант: предложение 4

4. Укажите спряжение, время, лицо (если есть) глаголов в предложении:

I вариант: предложение 4

II вариант: предложение 8

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

I вариант: предложение 14

II вариант: предложение 6

2. Укажите род, число падеж существительных из:

I вариант: предложения 1

II вариант: предложения 2

3. Укажите грамматическую основу в предложении:

I вариант: предложение 3

II вариант: предложение 4

4. Укажите спряжение, время, лицо (если есть) глаголов в предложении:

I вариант: предложение 4

II вариант: предложение 8

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

I вариант: предложение 14

II вариант: предложение 6

2. Укажите род, число падеж существительных из:

I вариант: предложения 1

II вариант: предложения 2

3. Укажите грамматическую основу в предложении:

I вариант: предложение 3

II вариант: предложение 4

4. Укажите спряжение, время, лицо (если есть) глаголов в предложении:

I вариант: предложение 4

II вариант: предложение 8

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

I вариант: предложение 14

II вариант: предложение 6

2. Укажите род, число падеж существительных из:

I вариант: предложения 1

II вариант: предложения 2

3. Укажите грамматическую основу в предложении:

I вариант: предложение 3

II вариант: предложение 4

4. Укажите спряжение, время, лицо (если есть) глаголов в предложении:

I вариант: предложение 4

II вариант: предложение 8

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс Контрольные диктанты по теме "Имя существительное"

5 класс. Контрольные диктанты по теме "Имя существительное".



Контрольный диктант по теме "Имя существительное".

Контрольный диктант по теме "Имя существительное".


Контрольная работа по теме "Имя существительное" для 6 класса

Контрольная работа проверяет знания по темам:1) Правописание суффиксов чик-щик2) Правописание суффиксов ек-ик3) Слитное и раздельное написание НЕ с существительными4) Род несклоняемых существительных5.



Итоговый контрольный диктант.


Контрольный диктант по теме "Синтаксис и пунктуация"- 5 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданиемЦЕЛЬ: Проверить усвоение изученного материала, знание орфограмм, умение ставить правильно знаки препинания в конце простого предложения, внутри сложного и .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: проверить уровень усвоения материала учащимися; развивать навык самостоятельного грамотного письма; учить использовать теоретический материал на практике; воспитывать ответственность и заинтересованность в работе по языку. Оборудование: рисунок лестницы с 5 ступенями.

I . Организационный момент

II . Опрос по домашнему заданию

Ответьте на вопросы и приведите примеры.

♦ Какую гласную пишут в суффиксе -ЕН- в именах существительных?

♦ Как пишут с частицей НЕ существительные, прилагательные и наречия?

♦ Когда пишут буквы Ч и Щ в суффиксах имён существительных?

♦ Как проверить написание гласных в суффиксах имён существительных -ЕК и -ИК?

♦ Когда пишут О, а когда Е после шипящих в суффиксах имён существительных?

III . Постановка целей и задач урока

♦ Нарисуйте на полях тетради смайлик, отражающий вашу подготовку к уроку.

Постарайтесь быть внимательными, вспомнить и правильно применить все изученные правила.

IV . Диктант

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клестов расселилась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе.

( По И. Соколову-Микитову)

1. Выполнить разбор по составу :

1 вариант – снежные, простучал, сучок, отдыхает.

2 вариант – барабанщик, стоишь, лесная, прилетела.

2. Выполнить морфологический разбор:

1 вариант – под пнем.

2 вариант – по дереву.

3. Синтаксический разбор:

1 вариант – Припорошила зима…

2вариант – По всему лесу отбивает…

4. Пунктуационный разбор – Блестят на солнце….

V . Рефлексия

♦ Какие правила вы использовали при написании диктанта?

♦ Какие правила не смогли вспомнить или применить?

♦ В чём сомневались?

Методический комментарий. На доске рисунок лестницы с 5 ступенями. Каждый учащийся пишет первую букву своей фамилии на той ступени, которую предполагает занять в системе баллов.

Учитель анализирует самооценку учащихся и в дальнейшем сопоставляет с оценкой за контрольный диктант.

Девять диктантов для 6 класса на тему

Все диктанты взяты из открытых источников, проверены и расположены по нарастанию количества слов. Они прекрасно подходят для написания итогового диктанта в шестом классе.

Девять диктантов для 6 класса на тему

Грамматическое задание

Снег давно сбежал с полей. От края разбитой дороги до ближней деревеньки стелется рожь. Она освещена восходящим лучом солнца. На синем небе не видно туч, беловатые облака плывут в северо-западном направлении. В вышине звучит переливчатая песенка жаворонка. В лесной чащобе воркует горлинка в заботе о постройке нового гнезда для птенцов. В свежей зелени уже жужжат труженицы-пчелки. В каждой бороздке слышатся шепот и шорох. В самой тоненькой веточке, в самом нежном стебельке движется свежий сок. По соломинке, как по лестнице, шествует жучок, важно расправляет свои крылышки. Над камышом мелководной речонки кружатся бирюзовые стрекозы. На опушке березовой рощи в рыхлом почерневшем снегу блистает молодая поросль кустов.

Грамматическое задание

  1. Найдите слово, которое автор употребил в переносном значении. С какой целью использовано это слово?
  2. Выпишите из текста слово с суффиксом -л-. Какова роль этого суффикса? Выпишите из текста глагол с возвратной частицей (постфиксом) и разберите его по составу.

Весна в городе всегда по-особенному прекрасна. Воздух ещё не обжигает летним жаром, он свежий и чистый, особенно ранним утром.

Скоро дворники все вместе, словно сговорившись, примутся за высаживание клумб и палисадников, начнут обмазывать стволы деревьев белой известью, подметать дорожки. Детские площадки вновь наполнятся звонким детским смехом: малыши гурьбой побегут греться на тёплом весеннем солнышке.

Скоро расцветут первые цветы, под крышами домов закопошатся деловитые ласточки, над городом пролетят счастливые кличи аистов. Хорошо в городе весной! Вместе с природой и люди словно обновляются, становятся добрее и приветливее. Хочется больше улыбаться, радоваться каждому тёплому дню. Весна — это лекарство от холода и забот, волшебный эликсир отличного настроения и счастья.

Грамматическое задание

Растаял последний снег. Земля, еще не прикрытая сочной зеленью, словно стесняется своей наготы, дышит паром, жадно ловит первые тёплые лучи.

Что это? Звонкая трель разлилась по лугам и полям, обволакивая все живое в невидимые сети. Грачи! Грачи прилетели! И словно хозяева, деловито копошатся в земле, ищут букашек и червячков, звонкой песнью сообщают о том, что весна наконец наступила!

И так тепло, так хорошо вокруг! Скоро первая травушка-муравушка потянется к солнцу, деревья нарядятся в пышные одежды, а весь мир — преобразится. Так легко дышать полной грудью, отдыхая душой после долгой зимы, так привольно…

Совсем близко время прилета аистов, время цветов и ласкового ветерка. Пробуждается жизнь. Весна пришла!

Грамматическое задание

Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздаётся стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.

Грамматическое задание

  1. Разберите слова по составу: серебряными, прилегает, речкой.
  2. Выполните синтаксический разбор пятого предложения.

Грамматическое задание

  1. Определите тему и основную мысль текста.
  2. К какому типу и стилю речи он относится?
  3. Выполните морфологический разбор любого имени существительного, имени прилагательного или глагола.

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зелёных яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.

Первая пчёлка зазвенела в тёплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчёлы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растёт подсолнух. Он привлекает к себе пчёл, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов мёда.

Грамматическое задание

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

Грамматическое задание

Читайте также: