Конспект урока жизнь дана на добрые дела 2 класс перспектива

Обновлено: 07.07.2024

Конспект открытого классного часа в начальной школе

Автор: Рузанова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, Коробчеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, село Коробчеево Коломенского района Московской области

Данная методическая разработка будет полезна учителям начальной школы, классным руководителям.

Одно из направлений современной педагогики обращено к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Но необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно - нравственные качества: доброта, любовь, милосердие, толерантность. Материал классного часа способствует решению этой важной задачи.

Цели и задачи:

Воспитывающие: Воспитывать внимательное отношение к людям; сострадание и щедрость по отношению к близким, милосердие.

Обучающие: Учить отличать добро и зло в повседневных ситуациях знакомых детям; выполнять правила этикета. Учить запоминать народные пословицы, понимать их нравственное значение и смысл.

Способствовать формированию у детей представления о добре и зле.

Эпиграф: «Плохой ли, хорошей рождается птица,

Ей суждено летать.

Человеку же так не годится.

Человеку мало родиться:

Ход занятия

Эпиграф: « Плохой ли, хорошей рождается птица,

Ей суждено летать.

Человеку же так не годится.

Человеку мало родиться:

Загадка. Самый лучший тот на свете,

Кто как луч весенний светел

Кто поможет, руку даст.

Не жалеет новых ласт, лыж не разу не надетых,

Откусить хоть полконфеты,

Вот какая красота

В моем друге ……..( Доброта)

- Что вам представляется, когда вы слышите это слово?

Представьте, что солнце и доброта одно и то же. Что было бы с миром, если бы солнце перестало светить? /Дети отвечают/

- А чтобы произошло, если бы в мире исчезла доброта?

(Все кругом стали бы злыми)

- С чем возможно сравнить зло?

(Со взрывом, ураганом, пожаром…) Со всем, что приносит людям и всему живому вред.

На доску вывешивается определение добра и зла по толковому словарю


Посмотрите, на доске ваши рисунки, где вы изобразили выражение добра и зла. Какие рисунки оставим, а какие уберем?

Зло побеждается добром. Сердечное тепло и любовь побеждают все.

- Каким был мальчик в этом рассказе? / Добрым, заботливым/

-У кого есть младшая сестра? Привожу в пример Самигулина Андрюшу, который является очень заботливым братом.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)

Чтоб здоровья людям пожелать, непременно (Здравствуйте)

надо им сказать

Молодцы! Какие еще вежливые, волшебные слова вы знаете? Говорить их нужно от всего сердца

Физминутка. ( Дети встают, передают друг другу сердечко и называют слова:

Добрый день, рад вас видеть, благодарю, будьте добры, извините, позвольте вас попросить и так далее)

Очень приятно слышать такие добрые слова. Слово - это тонкое прикосновение к нашему сердцу.

Давайте честно признаемся, много ли хороших и добрых слов мы говорим друг другу. / Нет, не всегда!/

Когда мы нервничаем, кричим, обзываемся, то злые слова беспощадно раздаем направо и налево. Еще, бывает, материмся, сквернословим. Матерные слова убивают в человеке стыд. Никому не бывает приятно, когда в его адрес сыплются бранные слова. Поэтому, существуют определенные правила общения, поведения людей друг с другом. Свод этих правил называется – этикет.

Этикет-это вежливость, во многом доброта, хорошее отношение к людям. А оно нужно всегда и везде: в школе, дома, в транспорте, в гостях, на улице, просто при общении друг с другом.

Одно дело знать этикет, другое выполнять. /Рассматриваем несколько ситуаций на правила поведения./

Этикет в пословицах

А теперь попробуем составить сами пословицы из слов. / Звучит музыка. Дети составляют пословицы из слов, написанных на отдельных лепестках цветка. Число лепестков – семь/


Чтение пословиц. 1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Как вы понимаете смысл этой пословицы? / Дети отвечают, учитель корректирует/ и так по каждой пословице

2. Береги платье снову, а честь смолоду. 3. Мил тот гость, что не долго гостит. 4. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным. 5. Худо тому, кто добра не делает никому.

Посчитайте сколько лепестков у вашего цветка?

Что напоминает? ( Цветик - семицветик)

Ребята, можно ли делать добрые дела за деньги?

Вывод. Понравился вам классный час? Пусть все, о чем мы говорили, ляжет маленьким зернышком в ваше сердце, а вырастет добрыми делами. Спасибо вам за работу и за добрые ответы. Посмотрите, какое сердце выросло у нас.

Огромную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка. Начальная школа - наиболее благоприятный период для гармоничного познания мира Надеюсь, что представленный материал будет использован коллегами в работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: “Жизнь дана на добрые дела”.
Сергей Козлов: “Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды”.

Цели:
Расширить и углубить знания детей о понятии добра на основе литературных произведений, музыки, пословиц и самостоятельной творческой деятельности.
Развивать и совершенствовать речь учащихся, мыслительную деятельность, эмоциональную сферу.
Создать условия для того, чтобы у детей возникло стремление делать добро окружающим людям, быть добрым.

Ход урока

1. Организационный момент.

Пусть сегодняшний урок чтения принесёт нам радость общения.
Психологический настрой на урок.

Проверка домашнего стихотворения – выразительное чтение стихотворения. ( 2 человека)

Сегодня у нас урок-мастерская, где каждый из вас будет сочинять, рисовать, слушать, разгадывать, создавать своё. Будем творить.

Разгадайте тему нашей встречи. Перед вами буквенное табло.
Первое слово – это слово, лексическое значение которого – существование человека, проявление его деятельности, энергии. Образовано от слова “жить”. Жизнь.
Четвертое слово . Так называют отзывчивых, душевных, положительных, хороших людей, делающих полезные поступки. Добрые.

Пятое слово – его синоним словам работа, труд, деятельность. Дела.

Какая же тема нашей мастерской?
Жизнь дана на добрые дела

Как понимаете смысл этой пословицы?
Погружение в тему. Определение цели.

Подберите смысловые ассоциации к словам добро, доброта.

душевность, ласка, тепло, счастье, отзывчивость, веселье, любовь, жизнь, праздник, радость, смех, улыбка, мама, семья

3. С какими цветами ассоциируются слова добро, доброта? (С теплыми цветами).
Закрасьте часть тетрадного листа тем цветом, которому, по вашему мнению, соответствует доброта.
4. А как вы думаете, легко ли быть добрым?

Послушайте, какой ответ на этот вопрос даёт поэтесса Н. Тулупова.

Постарайтесь услышать главные слова.

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Какие главные слова характеризуют доброту?
Всегда приятно встретиться с добрыми и чуткими людьми, которые умеют дарить тепло, нежность, которые при встрече отдают частичку своего сердца.

6. Вспомните и назовите пословицы о добре, о доброте.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Кто добру учится, тот добром живет.
Добро творить – себя веселить.
Доброе дело питает душу и тело.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

7.Творческая работа.
Продолжить начало: Доброта – это…
6. Анализ сочинений.
Удалось ли автору раскрыть смысл слова доброта?

Работа по формированию новых знаний.

7. Работа над произведением.

Из какой сказки эти строки? Я на солнышке лежу …

Что вы знаете о писателе?
Московский писатель Сергей Козлов широко известен читателям, как автор сказок. Его герои – Ёжик, Медвежонок, Львёнок, Черепаха – стали персонажами мультфильмов и пьес, завоевав симпатии детей и взрослых. Ёжик и Медвежонок ходят друг к другу в гости, вместе сумерничают, читают стихи великих поэтов. Ежик любит смотреть на звёзды, а Медвежонок водит знакомство с Солнечным зайцем и знает, как перехитрить время. Можно долго рассказывать про приключения этих героев, но лучше прочитать книгу или посмотреть мультфильмы.

А) Первичное чтение. (аудизапись до слов: Здесь началось самое главное)
Это начало сказочной истории. Хотелось бы вам продолжить встречу с героями литературных произведений, которым нравится творить добрые дела?

б) Вторичное чтение

- зачем ежик решил протирать звезды?

- что показалось самым необычным в этом отрывке?

Работа в группах

- составьте рассказ о том, что случилось дальше.

- прочитайте историю до конца.

- совпало ли ваше мнение с мнением автора? С мнением ребят?

О чём эта сказка?
Что подразумевал автор, когда задумывал такой сюжет?
(Нужно ухаживать за планетой, на которой мы живём, делать добро).

А вы, хотя бы изредка, протираете звёзды? Каким образом?

Все мы осознаём необходимость бережного отношения к окружающему миру, к окружающим людям, все наши незаметные, крошечные усилия в этом направлении имеют огромную ценность: они позволяют сохранить добро в душе, укрепляют веру людей в добро, во взаимопомощь, делает нашу жизнь радостной, осмысленной.

Перед вами волшебные лепестки. Напишите на них кратко, какое доброе дело вы совершили за свою жизнь, от которого вам и окружающим людям стало радостно.

Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, что, как говорит английская пословица “Кто добр поистине, добро творит в молчании”.

По – особому идет время в сказках Сергея Козлова. Оно течёт не спешно, но безвозвратно. Сергей Григорьевич считал, что с детьми можно в серьёз говорить о том же, о чём и со взрослыми: О любви, дружбе, доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе и утратах.

Цель: развитие духовно-нравственной основы личности обучающихся.

  • образовательная: формировать умение анализировать прочитанное, выявлять сходство и различие героев, делать выводы
  • развивающая: создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого обучающегося
  • воспитывающая: способствовать формированию духовно-нравственной позиции школьников
  • здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки

Оборудование: наглядный и раздаточный материал, магнитофон.

Ход урока

- Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего занятия.

2. Вводная беседа.

- Ребята, тема нашего урока звучит так: " Жизнь дана на добрые дела" (слайд 2).

- Как вы понимаете эту пословицу? О чем мы сегодня будем говорить?

- Мы будем говорить о том, как нужно жить, какие нужно совершать поступки.

- Мы подумаем, порассуждаем и решим, что для каждого из нас значит слово - " жить". Это трудный вопрос. А поможет нам найти на него ответ сказка. Сказка необычная - сказка-притча.

- Как вы понимаете, что значит притча? Где можно найти толкование этого слова?

- Притча - правдивая поучительная история, в которой заключена жизненная мудрость.

- Готовы ли вы начать размышлять о том, что же значит - жить? (слайд 3)

- И так слушайте. Притча называется " Чаша жизни", автор Т. Г. Григорьева (у каждого текст сказки ).

3. Чтение притчи учителем. (Звучит тихая музыка . Учитель читает притчу.)

- Скольким людям раздал Господь чаши? (слайд 4)

- Чем они были наполнены?

- Что вас удивило, когда слушали притчу?

- Люди к Божьему дару отнеслись по-разному.

- О чем заставила задуматься сказка?

- Как надо поступать, как надо жить.

4. Чтение про себя.

- Найдите в тексте слова, как каждый человек распорядился своей чашей и что ответил на это Господь.

а) - Как поступил со своей чашей первый человек?

- Чтобы не потерять ни одной капли, так как содержимое было бесценно.

- Что ответил ему Господь?

- Всю жизнь ты прожил без любви. Что с того, что чаша твоя полна, если ты не смог подарить никому и капли любви.

Итак: без чего человек прожил жизнь?

- Без любви. (слайд 4)

(под первой фигурой появляется табличка "без любви")

б) - Как поступил со своей чашей второй человек?

- Он показывал её всем, хвалился.

- Что ответил ему Господь? (прочитать).

(Многим ты похвалялся своей любовью, многие хотели увидеть твою чашу. Всем без разбора ты показывал свою чашу, а люди, посмотрев, как ты не ценишь её, тоже отнеслись к ней небрежно. Насмотревшись, они оставляли в ней сор).

Итак: содержимое чаши было бесценно, а человек этого не ценил. (под второй фигурой появляется табличка " не ценил любовь"), (слайд 4).

в) Что сделал 3 человек со своей чашей? (прочитать)

- Он весело и беспечно нес свою чашу по жизни, разбрызгивая ее содержимое.

- И что ответил Господь ему? (Что же с того, что чаша твоя пуста? Ты расплескал её до дна, даже не замечая куда летят капли.)

Итак: человек расплескал все до дна, и чаша оказалась пустой. (под третьей фигурой появляется табличка "растерял любовь"), (слайд 4).

г) Как четвёртый человек поступил со своей чашей?

- Он давал напиться из неё только тем людям, которые ему были нужны, да и то, сожалея об этом.

- Вспомните, как называется человек, который во всем ищет для себя выгоду?

- Какой любовью была наполнена его чаша?

- Корыстной любовью. (под четвёртой фигурой появляется табличка "корыстная любовь",(слайд 4).

д) - Почему чаша последнего человека была переполнена любовью?

- Он совершил много добрых дел, помогал всем.

- И каков был итог его жизни?

- Он прожил свою жизнь так, будто вырастил сад, который дал плоды.

- Такая любовь называется самоотверженной и благодарной.

Итак: Какой любовью была наполнена чаша пятого человека? (под пятой фигурой появляется табличка "благодарная любовь"), (слайд 4).

- Ребята, подумайте, что объединяет этих людей?

- Получили одинаковые чаши.

- Как отнеслись люди к Божьему дару?

- С каким человеком вам бы хотелось пройти по жизни? Почему?

- С пятым человеком. Он достойно прожил свою жизнь. (убрать четыре фигуры)

- Ну, а теперь настало время вам ответить на столь важный вопрос, а что же для вас значит - жить?

- Давайте вернемся к последнему человеку. Каков был итог его жизни? (прочитать)

- Давайте и мы с вами тоже посадим свой сад доброты.

- Думаю, вы согласитесь со мной - если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, своей добротой.

- Что мы можем подарить друг другу на уроке?

Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней и хочу, чтобы и вы подружились с улыбкой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам ему свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу и гостям. Последний должен передать улыбку мне. ( музыка В. Шаинского "Улыбка").

- Ребята, что мы подарили друг другу?

- Какое дерево посадим?

- Посадим первое дерево "Улыбка доброты". (слайд 5)

И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живешь ты не зря.

- Ребята, у каждого из вас есть тетрадь "Добрых поступков", в которую вы записываете свои добрые дела и рисуете рисунки. Расскажите, какие добрые поступки вы совершили за прошедшее время. (зачитывают)

- Ученые считают, что осознание сделанного добра - уже награда для человека. Делая доброе дело не надо ждать благодарности.

- Какое второе дерево мы посадим? Дерево назовем:

- Копилка добрых поступков.

- Ребята, у какого человека больше друзей, у доброго или злого?

- А вы хотите, чтобы у вас был много друзей? Какое дерево надо посадить в нашем саду?

- Пройдут года и этот сад тоже даст свои плоды, а вот какими будут эти плоды будет зависеть только от вас. Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Стихотворение читает ученик.

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит.
Радуются взрослые и дети.

(на доске записано) Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро.

- Пусть эти слова будут девизом на всю вашу оставшуюся жизнь.

- Солнышко - источник света и тепла. Солнышко - это жизнь. Оно посылает нам свои лучики тепла, добра, радости. (слайд 6)

- Поделитесь своим теплом и радостью с нашими гостями. (вручение гостям лучиков, на которых написаны слова: радости, счастья, любви, добра, милосердия).

Воспитывать внимательное отношение к людям; сострадание и щедрость по

отношению к близким, милосердие, выполнять правила этикета.

Способствовать фор мированию у детей представления о добре и зле.

карточки с р азличными ситу ациями. Рисунки детей с изображ ен ием добра и зла.

середине, карточки для пословиц в виде лепестков цветка, принадлежности для сценки

Слово учителя. Наш классный час начну с известных вам слов В. М аяковского « Что

слова будут девизом всей вашей жиз ни. Эпиграф к нашему уро ку :

Человек почти всегда знает, хорошо он поступает или плохо. Всю свою жизнь с

различаете, как вы поступаете? /Рассматриваем некоторые поступки детей, даем

У нас есть хор оший помощник - наша со весть. Совесть – это голос Божий в человеке.

Состояние души.Она подсказыва ет, что есть добро и зло, у держивает нас от злых

поступков и поощряет - добрые. Совесть предостерегает нас от зла и направляет на

Представьте, что солнце и доброта одно и то же . Что было бы с мир ом, если бы

(Со взрывом, ураганом, пожаром…) Со всем, что приносит людям и всему живому

( На доску вывешивае тся определение до бра и зла по толковому слова рю )

Посмотрите, на доске ваши рисунки, где вы изобразили выражение добра и зла.

Зло побеждается добром. Се рдечное тепло и любовь побеждают все .

Вспомните произведения. Которые мы читали на уроке литературного чтения. Где

Растает даже ледяна я глыба от слова теплого (Спа сибо)

Чтоб здоровья людям по желать, непременно (Здравству йте)

Молодцы! Какие еще вежливые, волшебные слова вы знаете? Говорить их нужно от

Физмину тка . ( Дети встают, передают друг дру гу сердечко и называют слова:

Добрый день, рад вас видеть, благодарю, будьте добры, извините, позвольте вас

Очень приятно слышать такие добрые слов а. Слово - это тонкое прикосновение к

Учитель зачитывае т строки из стихо творения В. Солоухина «С лово о

Давайте честно признаемся, много ли хороших и добрых слов мы говорим друг

Когда мы нервничаем, кричим, обзываемся, то злые слова беспощадно раздаем

направо и налево. Еще, бывает, сквернословим. Бранные слова убивают в человеке

ст ыд. Никому не бывает приятно, когда в его адрес сыплются бранные слова. Поэтому,

существуют определенные правила общения, поведения людей дру г с другом. Свод

Этикет - это вежливость, во многом доброта, хорошее отношение к людям. А оно

нужно всегда и везде: в школе, дома, в транспорте, в гостях, на улице, просто при

Одно дело знать этикет, другое выполнять. /Рассматриваем несколько ситуаций на

А теперь попробуем составить сами пословицы из слов. / Звучит музыка. Дети

составляют пословицы из слов, написанных на отдельных лепестках цветка. Число

Чтение пословиц. 1. Че го в другом не любиш ь, того и сам не делай.

Как вы понимаете смысл этой пословицы? / Де ти отвеча ют, учитель корр ектирует/ и

2 . Береги платье сн ову , а честь смолоду. 3. М ил тот гос ть, что не долг о гостит .

4 . Не д у май быть нарядным, а думай быть опрятным. 5. Худо то му , кто добра не

Оцениваем поступок Жени. Только один лепесток потратила на доброе дело. – Как

бы вы поступили? Дожидаюсь ответа «Один лепесток потратили бы на себя, а другие

Вспомним золотое правило. На доске на плакате написаны слова: « И так во всем:

как хотите, чтобы с вами поступали люди, так посту пайте и вы с

Вывод . Понравился вам классный час? Пу сть все, о чем мы говорили, ляжет

маленьким зернышком в ваше сердце, а вырастет добрыми делами. Спасибо вам за

работу и за добрые отве ты. Посмотрите, какое сердце выросло у нас.

посередине, объясняю смысл этого замеча тельного слова.) Пусть ваше сердце будет

милосердным, а го стям подарим сердечки, приготовле нные вами со словами апостола

жизнь дана на добрые дела. Каждый день перед сном подумайте, какое доброе дело

вы сделали сегодня? Только они помогают нам становиться человеком. Зачитаем

Читайте также: