Конспект урока любовь на страницах романа тихий дон

Обновлено: 07.07.2024

10 класс. Программа литературного образования под редакцией Ладыгина.

образовательная: показать своеобразие и роль женских образов в романе, средства создания литературных характеров;

воспитательная: умение сочувствовать, сопереживать;

развивающая: формировать умение определять место и роль литературных героев в произведении, характеризовать их, сравнивать поведение персонажа в рамках эпизода; формировать умение определять роль определенного персонажа в системе всего произведения.

Тип урока – комбинированный.

Форма урока: беседа.

Организационный этап – 2 минуты

Вступительное слово учителя (+опрос) – 6 минут

Работа с эпизодом – 30 минут

Просмотр видеозаписей (+ небольшая беседа по ним) – 5 минут

Подведение итогов, домашнее задание – 2 минуты

Оборудование : портрет Шолохова, репродукции женских образов романа, видеофрагменты.

Вступительное слово учителя

Какие, на ваш взгляд, центральные женские образы? (Наталья и Аксинья). А какие еще женские образы есть в романе (Дарья, Дуняшка, Ильинична, Анна Погудко).

Теперь давайте вспомним основные средства создания литературного характера и дадим определения эти средствам:

А) Портрет – это описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Обычно используется в эпическом роде, реже – в лирике и драматургии.

В) Поступки героя

Г) Отзывы о герое других персонажей

Д) Предыстория героя

Ж) Диалог; внутренняя речь героя

З) Прямая авторская характеристика

Ребята, обратите внимание на речь персонажей, поведение, авторские примечания.

Вопросы для учащихся:

Теперь посмотрим на речь Аксиньи. Какие предложения преобладают в ее речи? Почему? (практически вся речь Аксиньи состоит из восклицательных предложений (помимо вопросов Наталье), она возмущена, она ненавидит свою соперницу, она никогда не отдаст ей Григория).

Как данный эпизод раскрывает характер героинь? (Обе героини беззаветно любят Григория. Наталья пошла на унижение, чтобы вернуть любимого мужа. Аксинья ни за что не отступится от своей пусть и грешной любви). Этот вывод запишем в тетрадь.

Для чего Шолохов дает читателю предысторию жизни Аксиньи? (рассказ о девическом горе Аксиньи и жизни ее с нелюбимым Степаном помогают понять неистовую позднюю любовь к Григорию).

Отношение окружающих к Аксинье (например, Степан любит и ненавидит; Пантелей Прокофьевич побаивается; бабы завидуют и злорадствуют; Ильинична сначала недолюбливает, а потом они сближаются, т.к. обе любят Григория).

Отношение окружающих к Наталье (любимая дочь, любимая внучка, пришлась ко двору и Мелховым).

А кто из них счастливее? Можно ли вообще ставить такой вопрос? (У Натальи есть дом, семья, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему).

Ребята, мы видим, что автор противопоставляет двух героинь. Это две разные дороги, которые, как мы знаем из содержания романа постоянно пересекаются, потому что любят одного мужчину, это две судьбы. Но в этих сильных женщинах есть и общие черты. Давайте выделим их.

Отношение к Григорию

Вся любовь Натальи – в письме к Григорию в Ягодное.

Борьба за любовь.

Борьба за любовь.

Наталья-мать приобретает одухотворенную и возвышенную красоту. У Григория все-таки просыпается любовь к Наталье (внутренний монолог).

Материнство Аксиньи (доброе и нежное) обогатило характер Аксиньи. Это чувство особо проявляется в отношении ее к детям григория и Натальи.

Жизнь без любви и верности Григория – жизнь без всякого смысла и ценности. Горе, которое вначале скрыто, надломило ее. Семейная драма завершается страшным исходом: гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от нарушившего верность Григория. После аборта, варварски сделанного хуторской бабкой-повитухой, она гибнет.

Любовь погубила Наталью.

Вся сила характера Аксиньи выразилась в любви к Григорию. Ничего другого, столь же важного, не существовало для нее. И это в конечном счете привело Аксинью в суровых условиях гражданской войны к трагической гибели.

Любовь к Григорию погубила и Аксинью.

Вывод : несмотря на полярность этих двух героинь можно выделить общие черты, которые помогают нам глубже понять Наталью и Аксинью, проследить авторский замысел.

Примечание : учитель называет общий критерий, задает наводящие вопросы, напоминает костяк сюжета (это обусловлено объемом романа). Также, когда ребятами после обсуждения в тетради заполняется таблица, диктует главное.

Мы с вами уже отметили, что Наталья и Аксинья – две разные дороги со своей судьбой. Давайте подытожим: какой выбор сделала каждая из героинь? Какая судьба у них?

Учащиеся говорят о жизни Шолоховских героинь, об их трагической гибели: всю себя отдала Григорию Аксинья, не воспользовалась даже возможностью иметь свой дом, быть матерью, убежала с возлюбленным Гришенькой и погибла от красноармейской пули; Наталья выбрала путь материнства, дом, семья, дети – стали ее судьбой, но, убив неродившегося ребенка, погибает сама.

Этот итог записываем в тетрадь.

Домашнее задание : выделить основные черты других женских образов романа, определить место и роль образа в системе романа (учащимися выбирается один женский образ).

Список использованной литературы

Шолохов, М. Тихий Дон

Учебник для 10 класса под ред Ладыгина

Учебник для вузов. Русская литература 20 века под ред Кременцовой Л.П. С. 266-271

Гура В.В., Абрамов Ф.А. М.А. Шолохов. Семинарий. С. 246-248

Минакова А. О художественной структуре эпоса М.Шолохова// Проблемы творчества М.Шолохова. – М., 1984.

Нестандартный урок по литературе: Сборник методических разработок. В 2-х частях/ МО РФ Челяб. Филиал ИПО/ под ред В.Я. Легаева. – Челябинск, 1993.

Якименко Л.Я. Творчество М.А. Шолохова. С. 326-352

Похожие документы:

Тема урока Количе-ство часов (1)

Литература 10-11 классы

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе (3)

Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку и литературе на 2013-2014 учебный год для 6-А, 9-А, 10-Б, 11-а класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня наш разговор о женских судьбах в романе. Большинство из них завязано на образе главного героя Григория Мелехова: для Ильиничны он младшенький, любимый сын, для Дуняшки – любимый брат. Дарья, жена Петра, тоже ладит с ним. Трагичны судьбы любимых женщин Григория Мелехова, Натальи и Аксиньи.

Сегодняшний урок посвящён теме любви и женским судьбам.

  1. Аналитическая работа в парах по карточкам. Чей литературный портрет перед вами? Какую деталь во внешности героини выделяет автор? Почему?

Что можно сказать о внешности героинь? Какую деталь внешности Шолохов выделяет в Наталье, какую - в Аксинье? Почему глаза в лице Аксиньи он отмечает в тот момент, когда она беременна?

  1. Я считаю, что в основе любви к Григорию и Аксиньи, и Натальи лежит жертвенность. Чем жертвует Аксинья ради любви? А Наталья?

5.Анализ эпизодов. Попытки Натальи уговорить Аксинью оставить Григория. Чтение по ролям. Книга1, часть3, гл.19 – в Ягодном; кн.4, часть7, гл.16 - у Аксиньи.

6. Анализ эпизода. Григорий прожил в браке с Натальей 6 лет. Отношения с Аксиньей то затухали, то разгорались с новой силой. И тем не менее между Григорием и Натальей появляется особая душевность, какой не было в самом начале их женатой жизни. Помните эпизод на пахоте, когда он прямо сказал молодой жене, что не любит её?

Кн.4, часть 7, гл.8.

  1. Наталья никогда не хотела делить его ни с кем. Так неправильно. Она это не приемлет. Слишком велика её любовь к нему, единственному. Поэтому она погибает, покусившись на самое святое и дорогое, что у неё есть – детей, которых обрекает на сиротство, а нерождённому так и не позволяет родиться.

Просмотр кинофрагмента о смерти Натальи. (TD5, 3 серия, 7 минут).

Шолохов пишет в 4 книге романа об отношении Григория к Наталье следующее: «После разрыва с Аксиньей Григорий никогда не думал всерьёз о том, чтобы разойтись с женой; никогда, даже вновь сойдясь с Аксиньей, он не думал. Чтобы она заменила мать его детям. Он не прочь был жить с ними обеими, любя каждую из них по-разному, но, потеряв жену, вдруг почувствовал и к Аксинье какую-то отчуждённость, потом глухую злобу за то, что она выдала их отношения и – тем самым – толкнула Наталью на смерть.

8.Погибает и Аксинья. От почти шальной пули. Такой же шальной, какой была её любовь к Григорию.

Просмотр кинофрагмента гибели Аксиньи. (TD6, 4 серия, 5 минут)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку.pptx


Описание презентации по отдельным слайдам:






Верь в великую силу любви. Свято верь в ее крест побуждающий, В ее свет, л.

Верь в великую силу любви. Свято верь в ее крест побуждающий, В ее свет, лучезарно спасающий, Мир, погрязший в грязи и крови, Верь в великую силу любви! Семен Надсон.

Цель урока: * показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает.

Цель урока: * показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности как основу человеческой жизни, * раскрыть своеобразие и роль женских образов в романе.

« Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личн.



Она готова жертвовать собой, лишь бы облегчить жизнь детям и домочадцам, огра.

Она готова жертвовать собой, лишь бы облегчить жизнь детям и домочадцам, оградить их от неприятностей и необдуманных поступков. Главное достоинство русской женщины, по мнению Шолохова, заключается в великом чувстве материнства. Именно материнское чувство делает И. мудрее и умнее воюющих.





Любовь - страсть


Любовь - жервтва

Какую роль играет противопоставление двух героинь романа – Натальи и Аксиньи?

Какую роль играет противопоставление двух героинь романа – Натальи и Аксиньи?

С



Спасибо за урок

Спасибо за урок

Выбранный для просмотра документ Тема любви и женские образы в романе М. олохова .doc

Конспект урока литературы в 11 классе.

Учитель: Лукичева Татьяна Ивановна

* показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности как основу человеческой жизни,

* раскрыть своеобразие и роль женских образов в романе.

Для учителя:

1. Образовательные:

закрепление у учащихся умений синтезировать полученную информацию и делать выводы по поставленной проблеме;

введение в научную картину мира учеников теоретико-понятийного аппарата, связанного с тематикой урока, а также закрепление уже полученных теоретико-понятийных знаний;

2. Развивающие:

способствование развитию памяти, мышления, познавательной самостоятельности, грамотной речи учащихся;

развитие у учащихся умений работы с художественным текстом;

активизация мыслительной деятельности учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации);

развитие у учащихся навыков совместной научно-исследовательской и эвристической деятельности;

активизация познавательного интереса к изучению литературы.

3. Воспитательные:

формирование представлений о русской литературе как духовной, нравственной и культурной системе;

воспитание у учащихся любви к отечественной литературе;

приобщение учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой женщин в романе, доказать неизбежность трагедии жизни главного героя;

оценить результаты усвоения данной темы (знание текста, умение анализировать и т.д.).

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-беседа с элементами исследования.

1. По источнику получения знаний:

словесные (беседа, рассказ);

2. По уровню активности познавательной деятельности:

эвристический (творческая работа; поиск учениками решений поставленных образовательных и воспитательных задач);

объяснительно-иллюстративные (беседа, словесные объяснения, работа по словарной статье).

3. По функциям:

методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала;

методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и знаний (умение четко формулировать мысли, применять полученные знания в актах коммуникации, умение самостоятельно мыслить).

Межпредметные связи:

с психологией (составление психологического портрета).

Теоретико-понятийный аппарат:

Закрепление: роман-эпопея, образ героя, характер.

Оборудование: бюст Шолохова,

выставка книг М. А. Шолохова,

репродукции женских образов романа,

Вступительная беседа.

(слайд 6)Настрой на работу – чтение эпиграфа.

Работа с эпиграфом.) (слайд 7)

Верь в великую силу любви.

Свято верь в ее крест побуждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий,

Мир, погрязший в грязи и крови,

Верь в великую силу любви!

Семен Надсон.

Ребята, как вы понимаете следующие выражения:

великая сила любви

побуждающая любовь

спасающая любовь

2. Постановка целей и задач урока.

Так какая же тема нашего урока? Тема нашего урока – любовь. Великое и всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась своей рукой любовь. Многие поэты и писатели говорили об этом в своих стихах пронзительно и тонко.

А что такое любовь? Вот как трактует это понятие философский словарь:

Вы читаете стихи, смотрите кинофильмы, гуляете по улице города, живете в своих семьях, общаетесь с друзьями…видите любовь…

А какая она – любовь?

Вступительное слово учителя

- Как вы думаете, почему в романе так много женских образов?

Какие, на ваш взгляд, центральные женские образы? (Наталья и Аксинья). А какие еще женские образы есть в романе (Дарья, Дуняшка, Ильинична).

Теперь давайте вспомним основные средства создания литературного характера и дадим определения эти средствам:

А) Портрет – это описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Обычно используется в эпическом роде, реже – в лирике и драматургии.

В) Поступки героя

Г) Отзывы о герое других персонажей

Д) Предыстория героя

Ж) Диалог; внутренняя речь героя

З) Прямая авторская характеристика

Ребята, обратите внимание на речь персонажей, поведение, авторские примечания.

Вопросы для учащихся:

Теперь посмотрим на речь Аксиньи. Какие предложения преобладают в ее речи? Почему? (практически вся речь Аксиньи состоит из восклицательных предложений (помимо вопросов Наталье), она возмущена, она ненавидит свою соперницу, она никогда не отдаст ей Григория).

Как данный эпизод раскрывает характер героинь? (Обе героини беззаветно любят Григория. Наталья пошла на унижение, чтобы вернуть любимого мужа. Аксинья ни за что не отступится от своей пусть и грешной любви). Этот вывод запишем в тетрадь.

Фронтальный опросслайды (слайд 11-12)

Для чего Шолохов дает читателю предысторию жизни Аксиньи? (рассказ о девическом горе Аксиньи и жизни ее с нелюбимым Степаном помогают понять неистовую позднюю любовь к Григорию).(слайд 13-16)

Отношение окружающих к Аксинье (например, Степан любит и ненавидит; Пантелей Прокофьевич побаивается; бабы завидуют и злорадствуют; Ильинична сначала недолюбливает, а потом они сближаются, т.к. обе любят Григория). (слайд 17-18)

Отношение окружающих к Наталье (любимая дочь, любимая внучка, пришлась ко двору и Мелеховым). (слайд 19-21)

А кто из них самый счастливый? Можно ли вообще ставить такой вопрос? (У Натальи есть дом, семья, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему).

Ребята, мы видим, что автор противопоставляет двух героинь. Это две разные дороги, которые, как мы знаем из содержания романа постоянно пересекаются, потому что любят одного мужчину, это две судьбы. Но в этих сильных женщинах есть и общие черты. Давайте выделим их.

Отношение к Григорию

Вся любовь Натальи – в письме к Григорию в Ягодное.

Борьба за любовь.

Борьба за любовь.

Наталья-мать приобретает одухотворенную и возвышенную красоту. У Григория все-таки просыпается любовь к Наталье (внутренний монолог).

Материнство Аксиньи (доброе и нежное) обогатило характер Аксиньи. Это чувство особо проявляется в отношении ее к детям григория и Натальи.

Жизнь без любви и верности Григория – жизнь без всякого смысла и ценности. Горе, которое вначале скрыто, надломило ее. Семейная драма завершается страшным исходом: гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от нарушившего верность Григория. После аборта, варварски сделанного хуторской бабкой-повитухой, она гибнет.

Любовь погубила Наталью.

Вся сила характера Аксиньи выразилась в любви к Григорию. Ничего другого, столь же важного, не существовало для нее. И это в конечном счете привело Аксинью в суровых условиях гражданской войны к трагической гибели.

Любовь к Григорию погубила и Аксинью.

Вывод: несмотря на полярность этих двух героинь можно выделить общие черты, которые помогают нам глубже понять Наталью и Аксинью, проследить авторский замысел.

Примечание: учитель называет общий критерий, задает наводящие вопросы, напоминает костяк сюжета (это обусловлено объемом романа). Также, когда ребятами после обсуждения в тетради заполняется таблица, диктует главное.

Мы с вами уже отметили, что Наталья и Аксинья – две разные дороги со своей судьбой. Давайте подытожим: какой выбор сделала каждая из героинь? Какая судьба у них?

Учащиеся говорят о жизни Шолоховских героинь, об их трагической гибели: всю себя отдала Григорию Аксинья, не воспользовалась даже возможностью иметь свой дом, быть матерью, убежала с возлюбленным Гришенькой и погибла от красноармейской пули;

Наталья выбрала путь материнства, дом, семья, дети – стали ее судьбой, но, убив неродившегося ребенка, погибает сама.

Этот итог записываем в тетрадь.

Домашнее задание: выделить основные черты других женских образов романа, определить место и роль образа в системе романа (учащимися выбирается один женский образ).

Список использованной литературы

Шолохов, М. Тихий Дон

Учебник для 10 класса под ред Ладыгина

Учебник для вузов. Русская литература 20 века под ред Кременцовой Л.П. С. 266-271

Гура В.В., Абрамов Ф.А. М.А. Шолохов. Семинарий. С. 246-248

Минакова А. О художественной структуре эпоса М.Шолохова// Проблемы творчества М.Шолохова. – М., 1984.

Нестандартный урок по литературе: Сборник методических разработок. В 2-х частях/ МО РФ Челяб. Филиал ИПО/ под ред В.Я. Легаева. – Челябинск, 1993.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: показать утверждение вечных ценностей как основы человеческой жизни в романе-эпопее М. А. Шолохова “Тихий Дон”, раскрыть своеобразие и роль женских образов в романе, показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой женщин в романе.

Задачи:

1. Образовательные:

- формировать умение определять место и роль литературных героев в произведении; научить характеризовать их, сравнивать поведение персонажей в рамках эпизода;

- формировать умение определять роль определенного персонажа в системе всего произведения, умение работать с художественным текстом;

- формировать умения обучающихся отбирать нужный материал, сравнивать и сопоставлять на его основе образы разных литературных персонажей;

- закрепление у учащихся умений синтезировать полученную информацию и делать выводы по поставленной проблеме;

2. Развивающие:

- способствование развитию памяти, мышления, познавательной самостоятельности, грамотной речи учащихся;

- активизация мыслительной деятельности учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации);

- развитие у учащихся навыков совместной научно-исследовательской и эвристической деятельности;

- активизация познавательного интереса к изучению литературы.

3. Воспитательные:

- формирование представлений о русской литературе как духовной, нравственной и культурной системе;

- воспитание у учащихся любви к отечественной литературе;

- приобщение учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в группах. Материалы и оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация к уроку, фрагменты фильма, задания для групп, текст произведения.

Межпредметные связи:

- с психологией (составление психологического портрета).

Теоретико-понятийный аппарат:

Закрепление: роман-эпопея, образ героя, характер.

Оборудование: бюст Шолохова, выставка книг М. А. Шолохова, репродукции женских образов романа, компьютер, проектор, экран, видеофрагменты.

Конспект урока литературы в 11 классе.

(УМК С.А.Зинин, В.И.Сахаров)

Цели: показать утверждение вечных ценностей как основы человеческой жизни в романе-эпопее М. А. Шолохова “Тихий Дон”, раскрыть своеобразие и роль женских образов в романе, показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой женщин в романе.

1. Образовательные:

- формировать умение определять место и роль литературных героев в произведении; научить характеризовать их, сравнивать поведение персонажей в рамках эпизода;

- формировать умение определять роль определенного персонажа в системе всего произведения, умение работать с художественным текстом;

- формировать умения обучающихся отбирать нужный материал, сравнивать и сопоставлять на его основе образы разных литературных персонажей;

- закрепление у учащихся умений синтезировать полученную информацию и делать выводы по поставленной проблеме;

2. Развивающие:

- способствование развитию памяти, мышления, познавательной самостоятельности, грамотной речи учащихся;

- активизация мыслительной деятельности учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации);

- развитие у учащихся навыков совместной научно-исследовательской и эвристической деятельности;

- активизация познавательного интереса к изучению литературы.

3. Воспитательные:

- формирование представлений о русской литературе как духовной, нравственной и культурной системе;

- воспитание у учащихся любви к отечественной литературе;

- приобщение учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в группах. Материалы и оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация к уроку, фрагменты фильма, задания для групп, текст произведения.

Межпредметные связи:

- с психологией (составление психологического портрета).

Теоретико-понятийный аппарат:

Закрепление: роман-эпопея, образ героя, характер.

Оборудование: бюст Шолохова, выставка книг М. А. Шолохова, репродукции женских образов романа, компьютер, проектор, экран, видеофрагменты.

Организационный этап

М. А. Шолохова называют певцом тихого Дона. Родник скрытой любви к людям тихого Дона, его обычаям, песням, играм, всегда струящийся во внутренних пластах шолоховского повествования, вдруг вырывается наружу…( Работа с эпиграфом.) (слайд 2)

Верь в великую силу любви.

Свято верь в ее крест побуждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий,

Мир, погрязший в грязи и крови,

Верь в великую силу любви!

Семен Надсон.

Ребята, как вы понимаете следующие выражения: великая сила любви, побуждающая любовь, спасающая любовь.

2. Постановка целей и задач урока.

Ребята, а кого человек может любить? (Природу, мать, женщину, мужчину, родных, )

Какая бывает любовь? (Материнская, искренняя, безответная, взаимная).

Правильно, ведь кто, как не женщина может подарить главному герою настоящую любовь, это великое и всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась своей рукой любовь.

А что такое любовь? Вот как трактует это понятие философский словарь:

Вы читаете стихи, смотрите кинофильмы, гуляете по улице города, живете в своих семьях, общаетесь с друзьями…видите любовь…

А какая она – любовь?

Усвоение новых знаний.

Вступительное слово учителя

- Как вы думаете, почему в романе так много женских образов?

- Какие, на ваш взгляд, центральные женские образы? (Наталья и Аксинья).

- А какие еще женские образы есть в романе (Дарья, Дуняшка, Ильинична).

Сегодня мы попробуем разобраться, какой образ был главным в романе и почему Григорий на смог выбрать, с какой женщиной ему остаться? Как он относился к своим любимым женщинам? Что ценил в них?

А для этого мы объединимся в группы. Каждая группа будет изучать определенный образ, чтобы потом описать его, использовав цитатную характеристику из домашнего задания.

Работа в группах

1 группа

Противоречивость образа Аксиньи

Ее выдали замуж совсем молодой. Однако брак с казаком Степаном не смог подарить ей ни любви, ни детей. Отличительными чертами персонажа Аксиньи является ее невероятная красота и неистовый смелый характер. Она была горда, упряма, но во всем до конца честна, даже в своей грешной любви.

Она полюбила соседского парубка Григория всем сердцем и душой навсегда. Ни людская молва, ни побои и угрозы мужа, ни периодические возвращения Григория в семью не смогли уничтожить это чувство. Ей не суждено было уберечь собственное дитя от смерти, но ее сердце было настолько широко, что после смерти Натальи она стала настоящей мамой для детей Григория.

Несмотря на ее ошибки и несвойственные для традиционного образа русской женщины неповиновение мужу и связь на стороне, в образе Аксиньи автором утверждается сила истинной любви, которой не страшны никакие социально-исторические события. Ради своей любви она неоднократно бросала дом и шла вслед за Григорием под чужую крышу и даже в отступление. Она была готова на любые жертвы только бы быть рядом. Ее молитвы были услышаны, и она упокоилась на руках любимого.

2 группа

Олицетворение любви и преданности в образе Натальи

Образ Натальи Коршуновой в романе противопоставляется персонажу Аксиньи. Их многое объединяет – они обе любят Григория и хотят быть с ним вопреки сопернице. Полная отдача чувству, верность и преданность любимому человеку, несмотря на его измены, характеризует этих двух женщин. Однако читатель невольно больше сочувствует Наталье. Так как ее образ несколько положительнее. Она законная жена Григория. Хотя выходя замуж, она знала, что он не любит ее, все же решилась на брак, лишь бы быть рядом с любимым человеком.

Наталья – это воплощение преданной и верной жены и матери в романе. Она надеялась, что подарив Григорию любовь, заботу и детей, сумеет вытеснить Аксинью из его сердца. Однако она не смогла. Именно поэтому читатель и жалеет ее. Несмотря на сходство ситуации, в которой оказались девушки, Аксинья – борец, а Наталья лишь верно и смиренно ждала своего счастья. Всех героев романа отличает жизненность и реалистичность. Не идеальна и Наталья. Расстроившись из-за очередной измены Григория, кроткая жена и мать двоих детей пошла на аборт, стоивший ей жизни.

3 группа

Бунтарский дух казачества в образе Дарьи

Проблема отчаявшейся и потерявшей себя женщины из-за жесткости Гражданской войны отражена в образе Дарьи. Старшая сноха Мелеховых – всегда веселая и озорная, часом даже резкая. Ее казачий дух неподчинения никаким правилам сразу заметен читателю по ее стилю общения с другими членами семьи. Она любила красиво одеться, выпить, погулять. Домашняя работа или желание завести детей ее не интересовали.

4 группа

Сложность образа Евдокии Мелеховой

5 группа

Воплощение святости и хранительницы домашнего очага в образе Ильиничны

Она считает, что несет ответственность за поступки и мысли своих близких: боль Натальи, ошибки Григория, досаду Пантелея, постыдное поведение Дарьи, неопытность и наивность Дуни. Таким образом, Ильинична выступает совестью, хранительницей чистоты души каждого члена ее большой семьи, и это она читает своим святым долгом.

Выступление 1-4 групп.

- Как вы думаете, какой главный женский образ у мужчин? Многие мужчины утверждают, что их жены воплощают в себе все лучшее, что есть в характере и внешности их матери. Большинство мужчин испытывает чувство благодарности к женщинам, которые произвели их на свет и научили ощущать себя личностью. Именно поэтому, когда они начинают присматривать себе жен, они ищут девушек, которые бы стали такими же добрыми, веселыми, заботливыми, хозяйственными как их мать.

Выступление 5 группы. Анализ главного образа – матери.

- Как относится Григорий Мелехов к своей матери? С любовью и уважением. Он жалеет ее, ведь она считается стержнем добра, любви и порядка в доме.

Вывод: Смелые и гордые, честные и отчаянные в борьбе за свою любовь, семью и счастье пусть даже ценой собственной жизни – именно такими изображены образы женщин в романе.

Работа с текстом произведения.

Учитель: Я предлагаю рассмотреть на нашем уроке образы двух женщин, которые играли в жизни главного героя очень большую роль, женщин, абсолютно разных, но в чем-то и похожих: Аксинья Астахова и Наталья Коршунова. Одна из задач нашего урока: сравнить и сопоставить образы этих героинь. Для того, чтобы нам легче было работать, в тетради чертим следующую таблицу.

Вспомним основные средства создания литературного характера и дадим определения эти средствам:

А) Портрет – это описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Обычно используется в эпическом роде, реже – в лирике и драматургии.

В) Поступки героя

Г) Отзывы о герое других персонажей

Д) Предыстория героя

Ж) Диалог; внутренняя речь героя

З) Прямая авторская характеристика.

- Начнем мы с описания внешности героинь. На слайде вы видите кадры из фильма: описание Аксинье как раз подходит к фотографиям. Чтение текста.

- Итак, что мы можем сказать о внешности Аксиньи? (Грациозная, гордая походка, густые черные волнистые волосы, смуглая кожа, сильная спина, налитые плечи, бесстыдно-жадные, пухловатые губы.)

Ребята, обратите внимание на речь персонажей, поведение, авторские примечания.

С Натальей мы знакомимся во время описания сцены смотрин невесты, когда Мелеховы приехали к Коршуновым свататься. Какой она предстает перед Григорием и перед читателем?

- Какова ее внешность? (Смелые серые глаза, большие, раздавленные работой руки, тонкая девичья фигура, бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд)

- Есть ли что-то общее во внешности этих героинь? Нет.

- Отчертите таблицу. А мы продолжаем сравнивать наших героинь (слайд 8).

Судьбы обеих женщин до появления в их жизни Григория ни разу не пересекались. Они очень разные и до, и после встречи с ним. Рассмотрим, как проходила жизнь женщин до Григория. (Читаем главу 7). Ответьте мне на вопрос: какая трагедия случилась в жизни Аксиньи?

О жизни Натальи до замужества мы узнаем опять же из глав, посвященных сватовству. На презентации представлены отрывки, по которым мы можем судить о ее жизни.

Из этого мы можем сделать вывод, что Наталья - любимая дочь отца, богатая казачья семья, возможность самой выбирать жениха.

Вопросы для учащихся:

Теперь посмотрим на речь Аксиньи. Какие предложения преобладают в ее речи? Почему? (практически вся речь Аксиньи состоит из восклицательных предложений (помимо вопросов Наталье), она возмущена, она ненавидит свою соперницу, она никогда не отдаст ей Григория).

Как данный эпизод раскрывает характер героинь? (Обе героини беззаветно любят Григория. Наталья пошла на унижение, чтобы вернуть любимого мужа. Аксинья ни за что не отступится от своей пусть и грешной любви). Этот вывод запишем в тетрадь.

Фронтальный опрос (слайд 11-12)

Для чего Шолохов дает читателю предысторию жизни Аксиньи? (рассказ о девическом горе Аксиньи и жизни ее с нелюбимым Степаном помогают понять неистовую позднюю любовь к Григорию).(слайд 13-16)

Отношение окружающих к Аксинье (например, Степан любит и ненавидит; Пантелей Прокофьевич побаивается; бабы завидуют и злорадствуют; Ильинична сначала недолюбливает, а потом они сближаются, т.к. обе любят Григория). (слайд 17-18)

Отношение окружающих к Наталье (любимая дочь, любимая внучка, пришлась ко двору и Мелеховым). (слайд 19-21)

А кто из них самый счастливый? Можно ли вообще ставить такой вопрос? (У Натальи есть дом, семья, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему).

Первичное закрепление изученного материала.

Ребята, мы видим, что автор противопоставляет двух героинь. Это две разные дороги, которые, как мы знаем из содержания романа постоянно пересекаются, потому что любят одного мужчину, это две судьбы. Но в этих сильных женщинах есть и общие черты. Давайте выделим их.

Отношение к Григорию

Вся любовь Натальи – в письме к Григорию в Ягодное.

Борьба за любовь.

Борьба за любовь.

Наталья-мать приобретает одухотворенную и возвышенную красоту. У Григория все-таки просыпается любовь к Наталье (внутренний монолог).

Материнство Аксиньи (доброе и нежное) обогатило характер Аксиньи. Это чувство особо проявляется в отношении ее к детям Григория и Натальи.

Жизнь без любви и верности Григория – жизнь без всякого смысла и ценности. Горе, которое вначале скрыто, надломило ее. Семейная драма завершается страшным исходом: гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от нарушившего верность Григория. После аборта, варварски сделанного хуторской бабкой-повитухой, она гибнет.

Любовь погубила Наталью.

Вся сила характера Аксиньи выразилась в любви к Григорию. Ничего другого, столь же важного, не существовало для нее. И это в конечном счете привело Аксинью в суровых условиях гражданской войны к трагической гибели.

Любовь к Григорию погубила и Аксинью.

Так почему же автор изобразил необходимость обеих женщин в жизни Григория Мелехова? (У обеих были те черты, которые были у его матери).

Вывод: несмотря на полярность этих двух героинь можно выделить и общие черты, которые помогают нам глубже понять Наталью и Аксинью, проследить авторский замысел.

Мы с вами уже отметили, что Наталья и Аксинья – две разные дороги со своей судьбой. Давайте подытожим: какой выбор сделала каждая из героинь? Какая судьба у них?

Наталья выбрала путь материнства, дом, семья, дети – стали ее судьбой, но, убив неродившегося ребенка, погибает сама. Григорий винит себя в смерти жены, жестоко переживает эту потерю.

Потеряв всё, так и не найдя своего пути, Григорий возвращается в родной хутор, понимая, что, скорее всего, здесь его ожидает смерть. Но, сын и дом – это единственное, что держит героя на свете.

Подведение итогов урока. Записываем в тетрадь.

Семья - ячейка любого государства, основа человеческой жизни.

Домашнее задание: Читать главы романа XVIкнига 4, часть 7 и XVIIкнига 4, часть 8. Дополнить таблицу, ответив на вопрос: Что еще общего было у героинь романа?

Читайте также: