Программное обеспечение компьютера системное программное обеспечение 7 класс босова конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА УРОКА: Программное обеспечение компьютера

ФИО: Ларионова Галина Владимировна

Место работы : Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11

Должность: учитель

Предмет: информатика и ИКТ

Тема и номер урока в теме: Программное обеспечение компьютера . Урок 3

Базовый учебник : Босова Л. Л. 7 класс

8. Цель урока:

дать понятие программного обеспечения;

систематизировать знания об основных типах программного обеспечения

9. Задачи:

обобщение представлений учащихся о программном обеспечении персонального компьютера;

систематизация представлений о различных категориях системного программного обеспечения;

рассмотрение операционных систем и их функций

Тип урока: Комбинированный

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая

Структура и ход урока: таблица 1.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Используемые ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок. Перед вами на столах лежат маршрутные листы нашего занятия. Сегодня мы с вами побываем в виртуальном компьютерном магазине, выполним исследовательский проект, после перезагрузки узнаем Что - к чему? И раскроем секретную информацию.

Начинаем наше путешествие.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

Представьте, что мы находимся в виртуальном магазине. Вашему вниманию предлагаются несколько видов мониторов, системных блоков, мышей, клавиатур. Давайте поставим перед собой задачу собрать компьютер. А может и купить компьютер.Что вы выберете из этого многообразия устройств? (вопрос в класс) Слайд 2

Давайте посмотрим, что же у нас получилось. (Вид нормального компьютера.) Слайд 3

Все это составляет аппаратную часть компьютера и называется hardware . Об этом вы говорили на прошлом занятии. (Одновременно со словами открываем слово в формуле).

Итак, мы собрали компьютер и принесли его домой. Подключили к электросети и нажали кнопку Power . Компьютер работает? Можете ли вы уже начинать работать на компьютере?

Компьютер – это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того чтобы компьютер мог работать с информацией – получать ее, хранить, передавать, обрабатывать – его необходимо научить выполнять все эти действия. Научить – значит построить работу компьютера по инструкции, в которой указано, что надо делать. Такая инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятном компьютеру, т.е. сообщать ему, как надо обрабатывать данные для получения желаемого результата.

А как вы думаете, как называется такая инструкция, которая понятна и человеку и компьютеру? С помощью чего мы работаем на компьютере?

Правильно. С помощью программ (открываю лист с окончанием формулы) а точнее с помощью Программного обеспечения

Компьютер и его составные части

Учащиеся выполняют задание у доски

Как правило, начинают повторно перечислять отдельные устройства компьютера, подключение питания и т.п. И, наконец, самый внимательный ученик, обратив внимание на тему урока, говорит, что необходимо программное обеспечение.

Отвечают на вопрос

Освоение нового учебного материала

(работа по освоенному дома учебному материалу)

раздаточный материал: опорный конспект, листы с заданиями;

Сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер обрабатывает информацию.

Тема нашего занятияПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА .

Перед вами лежат опорные конспекты, с которыми мы будем сегодня работать. В течении урока мы будем делать записи в конспект.

Как вы уже поняли, компьютер без программы - это просто груда железа. И только программы делают его нашим помощником, другом и советчиком.

А что же такое программа?

А что же такое ПО?

ПО – это совокупность программ, хранящихся на устройствах долговременной памяти компьютера и предназначенных для решения поставленных задач.

Посмотрите на определение ПО. Что же такое ПО?

Это совокупность программ, т.е. большое количество программ. А все ли программы одинаковы?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо провести исследование. Мы возвращаемся в виртуальный магазин, чтобы подобрать необходимое программное обеспечение.

Сейчас мы разделимся на три группы пользователей, каждая из которых будет представлять то ПО, которое необходимо для решения определенных задач. (Делимся на группы.)

Вы откроете файлы, в которых находится вся необходимая теоретическая информация. Ваша задача состоит в том, чтобы, прочитав информацию, определить название вашего класса ПО, его назначение, а также выбрать программы, относящиеся к нему.

Ответ первой группы.

Какие ОС вам известны? Назовите их.

Мы рассмотрели класс программ, которые называются СИСТЕМНЫМ ПО.

Системное ПО – является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера.
Работоспособность компьютера обеспечивают программы, составляющие системное программное обеспечение.

Запишите определение

Системное ПО – это совокупность программных средств, предназначенных для организации диалога с пользователем, поддержания функционирования компьютера и управления устройствами компьютера.

К основным элементам системного ПО относятся:

– ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ( operatingsystem )- программа,

осуществляющая диалог с пользователем, управление компьютером, его ресурсами и другими программами. В настоящее временя созданы сотни ОС, наиболее известные – MS - DOS , Windows , Vista , Linux , UNIX ;
– драйверы - это программы, обеспечивающие взаимодействие прикладных программ и операционной системы с внешними устройствами. Каждое внешнее устройство обслуживается своим драйвером.
– утилиты - программы вспомогательного назначения, расширяющие возможности ОС. К ним относятся: архиваторы ( WinRar , WinZip ), антивирусные программы (Касперский, DrWeb , Avast ).

Ответ второй группы.

Мы рассмотрели класс программ, которые называются ПРИКЛАДНЫМ ПО .

Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. Это те программы, которые превращают компьютер в пишущую машинку для набора текстов, в калькулятор для выполнения вычислений, в рабочее место художника, дизайнера, монтажера, в средство общения с другими людьми на расстоянии или в режиме реального времени, в рабочее место ученого-исследователя или инженера-конструктора.

Запишите определение

Прикладное ПО – это совокупность программ, посредством которых пользователь решает свои информационные задачи.

Сюда входят программы ( MSOfficeWORD , MSOfficeExcel , AdobePhotoShop , 3 D - MaxStudio , Компас-3 D , Winamp , PowerDVD ), переводчики, игры, электронные учебники и справочники.

Ответ третьей группы.

Конечно. Эта профессия является одной из самых востребованных на сегодняшний день. Возможно, среди вас находятся будущие известные программисты.


Мы рассмотрели класс программ, которые называются СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ . Они предназначенные для создания программ, относящихся к системному и прикладному ПО.

Запишите определение

Системы программирования - это система для разработки новых программ на конкретном языке программирования.

Существует множество языков программирования, например Паскаль, Бейсик, Фортран, Си, Ассемблер, Алгол, Лисп и др. На этих языках программист пишет программы, а с помощью систем программирования заносит их в компьютер, отлаживает, тестирует, исполняет.

//Один из языков программирования вы будете обязательно изучать в курсе информатики 9 класса. И называется он Pascal.

Основные понятия и термины урока:системное программное обеспечение, операционная система, служебные программы.

ВложениеРазмер
urok_meta_informatica.doc 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое обеспечение: Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 7 класса.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Время реализации урока: 40 мин.

  1. технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows, мультимедийный проектор, экран, школьная доска, раздаточный материал.
  2. программные средства: Microsoft Word, Paint, Power Point.
  3. раздаточные материалы: памятки, алгоритм выполнения практической работы на компьютере.
  1. В контексте связей причина – следствие сформировать у учащихся представления о составе и назначении системного программного обеспечения.

Основные понятия и термины урока: системное программное обеспечение, операционная система, служебные программы.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Формы и методы обучения: беседа, презентация, фронтальная, практическая работа.

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Актуализация знаний: фронтальная работа (3 минуты)
  3. Разъяснение нового материала: беседа с использованием проектора, фронтальная работа (16 минут)
  4. Физкультурная пауза (1 минута)
  5. Формулировка практического задания (2 минуты)
  6. Закрепление нового материала: индивидуальная работа на ПК (10 минут)
  7. Заключительный контроль: визуальная проверка работ (3 минуты)
  8. Подведение итогов (2 минуты)
  9. Рефлексия (2 минуты)

Ход урока.
1. Организационный момент (1 минута)
Учитель:

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

2. Актуализация знаний (3 минуты)

Чтобы приступить к изучению новой темы, давайте актуализируем знания, полученные на предыдущих уроках. Посмотрите на слайд. Устно соотнесите оборудование компьютера (аппаратное обеспечение) с его назначением.

а) Устройство ввода числовой и текстовой информации

б) Универсальное устройство вывода информации

3. Сканер, планшет

в) Центральное устройство компьютера, обрабатывающее информацию

г) Устройство вывода звуковой информации

5. Акустические колонки, наушники

д) Устройство ввода графической информации

ж) Устройство ввода звуковой информации

Теперь решим следующую задачу. Допустим, у вас есть важная информация, которую необходимо внести в компьютер и сохранить, и есть перечисленный набор основных устройств компьютера, подключенных в единый комплекс. Сможем ли мы выполнить поставленную задачу?

Что еще необходимо для работы компьютера?

Начинают повторно перечислять отдельные устройства компьютера, подключение питания и т.п.

Хорошо, ребята. Будет ли и этого достаточно?

Согласны ли вы с утверждением, что компьютер не сможет работать без программного обеспечения? А вам известно, что это такое?

Значит, какую цель поставим перед собой на уроке? Правильно. Узнать, что же такое программное обеспечение, его назначение и функции.

3. Изложение нового материала (16 минут)
Учитель:

(Демонстрируется слайд презентации с определением ПО).

Найдите, пожалуйста, в учебнике на странице 38 информацию о программном обеспечении и сформулируйте его определение.

Зачем же компьютеру нужна группа системных программ? Что она из себя представляет? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Рассмотрим схему программного обеспечения компьютера на странице 39 учебника (схема 1.39).

изучают схему, анализируют, отвечают на поставленный вопрос.

Ученики группами выполняют поиск, зачитывают ответы.

(Демонстрируется слайд презентации с определением слова).

Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

(Демонстрируется слайд презентации с определением операционной системы).

Компьютер не мог бы работать без операционной системы в принципе, а мы пользователи, не смогли бы получить доступ к файлам, находящимся на компьютере. Поэтому главной частью системного программного обеспечения является операционная система.

У операционной системы очень много работы, и она все время находится в рабочем состоянии. Объединившись в пары с соседом по парте, найдите, пожалуйста, в учебнике, какие две основные задачи выполняет операционная система.

  1. работают в паре,
  2. результат работы высказывают отдельные представители.

(Демонстрируется слайд презентации с задачами операционной системы).

Запишем эти задачи в тетрадь. Операционная система:

  1. Обеспечивает совместную работу всех устройств компьютера.
  2. Предоставляет пользователям доступ к информации на компьютере.

На сегодняшний день наиболее популярными являются операционные системы семейства Windows, которые являются коммерческим продуктом корпорации Microsoft.

Кроме того, следует отметить, что существует и альтернативная Windows свободно распространяемая операционная система Linux, эмблемой которой стал такой замечательный Пингвин.

Кроме операционной системы, к системному программному обеспечению следует отнести программы сжатия файлов – архиваторы.

Программы для борьбы с компьютерными вирусами – антивирусные средства. А также множество программ обслуживающего и сервисного характера.

(Объяснение сопровождается показом слайдов презентации)

Ребята, мы поработали, дадим глазам отдохнуть. Выполните гимнастику для глаз (офтальмотренаж).

Самостоятельно выполняют зарядку для глаз.

Теперь, зная какие программы входят в состав системного программного обеспечения, давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем сформулировать, зачем же нужно системное программное обеспечение? Почему оно названо Системным? (ответы учеников)

Вывод. Системное программное обеспечение необходимо для функционирования компьютера, работы с файлами, а также защиты программ и данных. Его компоненты взаимосвязаны и выступают в единстве.

(На слайде компьютерной презентации изображения с подсказками: банковская система, информационная система, кровеносная система, политическая система, система уравнений и др.)

4. Физкультурная пауза (1 минута)

начнём на раз! – с вращений.

На два всем руки вверх поднять.

На три — присесть,

Потом — всем встать,

Четыре — всем носки достать и

Снова встать, уже на пять.

Слушают дежурного и по его команде выполняют упражнения.

5. Формулировка практического задания (2 минуты)
Учитель:

формулирует цель выполнения практического задания, напоминает учащимся, что на столах у них лежит раздаточный материал, который содержит алгоритм выполнения задания, демонстрирует пример выполненного задания.

6. Закрепление нового материала (10 минут)
Индивидуальная работа учащихся на ПК.

Задание: систематизировать полученные на уроке знания, сгруппировав компоненты различных систем; сгруппировать системные программы по их типу.

Действие – выбрать изображения из предложенного списка (изображения кровеносной, политической систем, системы программного обеспечения; изображения логотипов различных архиваторов и антивирусных программ), соотнести изображения с подписями, добавить собственные подписи в программе Microsoft Word.

Задание представлено в виде презентации на рабочем столе ПК, алгоритм выполнения – в виде памятки.

7. Заключительный контроль (3 минуты)
Учитель:

визуально оценивает достижения учащихся.
Учащиеся:

сохраняют свою работу в личной папке на диске D.

8. Подведение итогов (2 минуты)
– Что нового мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

9. Рефлексия (2 минуты)
– Что на уроке запомнилось больше всего?
– Какое задание вызвало затруднение?
– Сегодня я узнал…
– Сегодня я понял…

Программное обеспечение – это совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере.

Операционная система – это комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к ресурсам компьютера.

Аппаратный интерфейс – средства, обеспечивающие взаимодействие между устройствами компьютера.

Пользовательский интерфейс – средства, обеспечивающие взаимодействие человека и компьютера.

Загрузка компьютера – это последовательная загрузка программ операционной системы из долговременной памяти в оперативную память компьютера.

Сервисные программы – это программы-архиваторы, антивирусные программы, коммуникационные программы и другие.

Прикладными программами или приложениями называют программы, с помощью которых пользователь может работать с разными видами информации, не прибегая к программированию.

Комплекс программных средств, предназначенных для разработки компьютерных программ на языке программирования, называют системой программирования.

Программирование ‑ процесс создания программ, разработки всех типов программного обеспечения.

Основная литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.

Дополнительная литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
  2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
  3. 3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
  4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что же такое компьютерная программа? Это описание на понятном компьютеру языке последовательности действий, которые нужно выполнить над данными для решения конкретной задачи.

Без программного обеспечения компьютер работать не сможет. Поэтому компьютер рассматривают как систему взаимосвязанных частей: аппаратного обеспечения и программного обеспечения. Программным обеспечением компьютера называют совокупность всех программ, предназначенных для выполнения различных задач.

В настоящее время насчитывается огромное количество программ, они непрерывно развиваются, совершенствуются, на смену одним программам приходят другие.

Все программы можно разделить на три группы: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение и системы программирования.

Системное программное обеспечение включает в себя операционную систему и сервисные программы.

Главной частью программного обеспечения является операционная система. Без неё компьютер работать не сможет.

Самыми распространёнными на сегодняшний день считаются операционные системы Windows, Linux, Mac OS.

Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к ресурсам компьютера. Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами операционной системы, называют интерфейсом.

Аппаратный интерфейс обеспечивает взаимодействие между устройствами компьютера. Он содержит программы – драйверы, которые отвечают за работу подключённых к компьютеру устройств, например, принтера, монитора, клавиатуры и других.

Пользовательский интерфейс содержат программы, которые поддерживают диалог пользователя с компьютером, то есть, запуск программ, печать текста на принтере и так далее.

Загрузка операционной системы из долговременной памяти в оперативную память компьютера происходит поэтапно. Сначала загрузчик BIOS из постоянного запоминающего устройства производит тестирование и настройку всех аппаратных средств. Этот процесс виден на экране монитора. Если всё оборудование функционирует нормально, происходит поиск начального загрузчика операционной системы на внешнем носителе, который является системным. Например, на жёстком диске. После обнаружения, программа-загрузчик загружается в оперативную память. После этого операционная система начинает функционировать.

К сервисным программам относятся различные программы, которые обслуживают диски: проверяют их, восстанавливают, очищают. А также программы-архиваторы, программы для борьбы с компьютерными вирусами, коммуникационные программы и многие другие.

Архиваторы – это программы, которые обеспечивают уменьшение объёма хранимой информации.

Антивирусные программы защищают компьютер от вирусов, обнаруживают и удаляют компьютерные вирусы.

Коммуникационные программы необходимы для обеспечения доступа к сети Интернет.

Прикладными программами или приложениями называют программы, с помощью которых можно работать с различными видами информации, не прибегая к программированию. Выделяют приложения общего и специального назначения.

К приложениям общего назначения относятся: текстовые редакторы, электронные таблицы, графические редакторы, редакторы презентаций, мультимедийные проигрыватели, системы управления базами данных.

К программам специального назначения можно отнести: издательские системы, бухгалтерские программы, системы проектирования, программы компьютерного моделирования, математические пакеты, геоинформационные системы, медицинские экспертные системы.

Комплекс программных средств, предназначенных для разработки компьютерных программ на языке программирования, называют системой программирования. Такие программы разрабатывают программисты. Программирование является процессом создания программ, то есть разработки всех типов программного обеспечения.

Для записи программ используют специальные языки – языки программирования. Сейчас насчитывается несколько тысяч таких языков.

Все программы можно разделить ещё на две большие группы по их правовому статусу: программное обеспечение, которое является частной собственностью авторов или правообладателей, и свободное программное обеспечение.

Программы, входящие в первую группу, также можно разделить на: коммерческие, условно бесплатные и свободно распространяемые.

Свободное программное обеспечение даёт возможность пользователям иметь доступ к исходным кодам программ.

Материал для углублённого изучения темы.

Операционная система Linux.

ОС Linux никому не принадлежит. Точнее можно сказать, что она принадлежит сообществу программистов. На бесплатной основе каждый желающий может вносить свои изменения, которые в дальнейшем принимаются сообществом.

История этой операционной системы началась в 1983 году, тогда Linux ещё не носила своего современного названия, работать над ней начал Ричард Столлман. Примерно через восемь лет он уже практически закончил разработку всех системных программ входящих в её состав.

В 90-ые годы к работе над системой присоединился молодой хакер и программист Линус Торвальдс, он и разработал ядро для операционной системы. И, как видно из имени этого человека, своё название система получила именно в честь него. Кстати и пингвин, ставший эмблемой системы, был до этого личным талисманом Линуса, а вот сделать этого пингвина символом операционной системы придумала жена программиста – Туве.


Широкое распространение система получила после того, как сообщество программистов подхватило основную идею Linux и стало вкладывать свои усилия в развитие проекта.

Довольно часто к операционной системе Linux относят программы, которые дополняют эту OС, и прикладные программы, которые делают её полноценной многофункциональной операционной средой.

Бесплатность. Установив Linux, вы получите набор из тысяч бесплатных программ. Хоть они и не столь привычны как Windows-программы, но абсолютно функциональны.

Надёжность. Корректная работа аппаратной части ПК, позволит Linux работать годы без перезагрузки и зависаний. А кнопка Reset вообще никогда не понадобится.

Безопасность. В Linux практически нет вирусов. Само построение операционной системы исключает работу вредоносных программ.

На данный момент вокруг ОС Linux сформировалось огромное сообщество программистов, которые постоянно совершенствуют систему. Они разрабатывают новые версии и разновидности данной ОС, пишут самые разнообразные программы, работающие под Linux.

Разбор решения заданий тренировочного модуля.

№1.Тип задания: подстановка элементов в пропуски в таблице.

Предложите имена известных вам программ, открывающие файлы со следующими расширениями:

Расширение doc имеют только текстовые редакторы, например, MSWord; расширение bmp у графических редакторов, например, Paint. Программы-архиваторы имеют расширение zip, поэтому можно выбрать, например, программу WinZip, ну, а расширение txt есть только у программы Блокнот.


Выберите устройства, которые находятся внутри системного блока.

Фамилии участников: ______________________________________________

Выберите устройства ввода информации.

Фамилии участников: ______________________________________________

Выберите устройства вывода информации.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: Информатика.

Класс: 7

УМК: Л. Л. Босова.

Тема урока: Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Задачи урока:

понятие программного обеспечения персонального компьютера и его основных групп;

понятие операционной системы, её назначение и основные функции;

рассмотреть основные сервисные программы и их назначение.

Метапредметные

понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера;

развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде;

формировать умение анализировать факты при работе с текстом учебника.

понимание значения различных кодов в жизни человека;

понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности;

развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, интереса к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

Обобщение представлений учащихся о программном обеспечении персонального компьютера;

Систематизация представлений о различных категориях системного программного обеспечения;

Рассмотрение операционных систем и их функций;

Рассмотрение вопросов антивирусной защиты.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

программное обеспечение (ПО);

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

Конверты, распечатки с заданиями для работы в группах.

Этапы урока.

Этап актуализации субъективного опыта.

Этап изучения новых знаний и способов действий.

Этап самостоятельной практической работы с самопроверкой по эталону.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

- На прошлом уроке мы с вами рассмотрели устройства персонального компьютера: внутренние, которые находятся внутри системного блока, и внешние устройства ввода и вывода. (Слайд 1)

Подготовка к уроку.

II . Этап актуализации субъективного опыта.

- Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы их знаете.

Ученики делятся на 3 группы по 4-5 человек. Каждая группа получает конверт с заданием и картинками устройств компьютера.

1-я группа: Выберите устройства, которые находятся внутри системного блока.

2-я группа: Выберите устройства ввода информации.

3-я группа: Выберите устройства вывода информации.

Необходимо положить в конверт только картинки с указанными устройствами.

Время работы – 2 минуты. (Слайды 2, 3)

Работа в группах с последующей самопроверкой на слайдах презентации.

III . Мотивация

Проблемная ситуация.

Вы собрали новый рабочий компьютер, подобрали по своему вкусу все необходимые комплектующие, включили его и видите на экране монитора черный экран. Как вы думаете, в чем дело?

После обсуждения предложенных вариантов, выясняют, что для того, чтобы компьютер работал, необходимы программы (операционная система).

- Какова тема нашего урока? (Слайд 4)

- Исходя из темы, чему мы будем учиться на уроке? (Цель)

- Что для этого нужно знать, уметь? (Задачи) (Слайд 5)

Что такое программное обеспечение?

На какие группы можно разделить все программы для компьютера?

Что такое операционная система и какие функции она выполняет?

Как называется операционная система в нашем компьютерном классе? У вас дома?

Какие программы относятся к сервисным?

- Программное обеспечение компьютера.

- Выяснить, какие программы существуют для компьютера и для чего они нужны.

Ученики сначала сами пытаются ответить на поставленные вопросы.

IV . Этап изучения новых знаний и способов действий..

Физкультминутка.

V .Практическая работа.

Проблемная ситуация:

Ваш друг, живущий на другом конце города, завтра сдает экзамен по информатике. Вы нашли ему ответы на экзаменационные билеты, каждый из которых сохранен в отдельном текстовом файле (всего 30 штук).

Как вы будете действовать, чтобы передать ему их? (Слайд 11)

После обсуждения вариантов, выясняют, что проще и быстрее всего заархивировать файлы и передать архив по почте.

Выполняют самостоятельную практическую работу на компьютерах.

VI . Итог урока.

Возвращение к теме и целям урока.

Что такое программное обеспечение?

На какие группы можно разделить все программы для компьютера?

Что такое операционная система и какие функции она выполняет?

Как называется операционная система в нашем компьютерном классе? У вас дома?

Какие программы относятся к сервисным? (Слайд 12)

- Какова была цель нашего урока?

- Достигли ли мы цели?

Поощрение команд, и более активных участников, выставление оценок.

Ученики вновь отвечают на поставленные в начале урока вопросы.

VI I. Домашнее задание.

§ 2.3 стр.72-76 читать;

Выучить записи в тетради;

№5, №7 стр.81 выполнить.

Записывают домашнее задание.

VIII . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: дать представление о составе программного обеспечения компьютера и его назначении.

обобщение представлений учащихся о программном обеспечении персонального компьютера;

систематизация представлений о различных категориях системного программного обеспечения;

рассмотрение операционных систем и их функций;

рассмотрение вопросов антивирусной защиты.

понятие программного обеспечения персонального компьютера и его основных групп

Метапредметные

понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера

понимание роли компьютеров в жизни современного человека;

понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности

Ресурсы урока:

Для учителя:

Учебник: Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Презентация (прил.1), раздаточный материал (прил.2,3,4,5)

Для учащихся:

Учебник: Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности учащихся:

Актуализация необходимых знаний:

На прошлом уроке мы с вами говорили о Персональном компьютере. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили данную тему. Для этого побываем с вами в виртуальном компьютерном супермаркете (слайд 1) и приобретем компьютер и дополнительные устройства.

- Итак, начинаем наше путешествие. Представьте, что мы находимся в виртуальном магазине. Вашему вниманию предлагаются различные устройства. (слайд 2)

- (слайд 3) Ответьте на вопросы:

Что из перечисленного относится к основным устройствам компьютера? (Монитор, клавиатура, системный блок, мышь)

Укажите устройства ввода информации: клавиатура, мышь, сканер, фотоаппарат, микрофон, джойстик.

Укажите устройства вывода информации: монитор, наушники, принтер, колонки.

- (слайд 4) Итак мы приобрели компьютер и необходимые дополнительные устройства в магазине, подключили, включили ПК и пришли к выводу, что на данный момент времени компьютер бесполезен. Почему?

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы, повторяя изученное ранее.

Учащиеся подходят к тому, что для работы компьютера необходимо программное обеспечение, что и является темой урока.

Мотивация познавательной деятельности:

- Программ для компьютера много. Некоторые из них представлены на экране (слайд 5):

- Чем отличаются друг от друга программы?

- Когда используется Word ?

- Какие еще предоставляет возможности эта программа?

- Правильно, это программа для создания, редактирования и форматирования текста.

- Зачем нужна программа Windows ?

- Что позволяет делать Paint ?

- Зачем нужна программа Skype ?

- Когда используется Pascal ?

- Так чем же отличаются эти программы друг от друга? (назначением)

- Сколько различных назначений программ мы выявили? (три)

- Что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? (дети ставят цели для себя)

Учащиеся анализируют предложенные программы, пытаются обобщить на основе личного опыта и изученного ранее.

Организация познавательной деятельности

- Сегодня поговорим о программах, а точнее о Программном обеспечении компьютера .

- А что такое программное обеспечение? (совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере )(слайд 5)

- Программное обеспечение по назначению делится на три группы: прикладное, системное и системы программирования

(На экране появляется схема на слайдах с 4 по 9 презентации, постепенно достраиваться)

- Системные программы обеспечивают взаимодействие человека, всех устройств и программ компьютера, т.е. отвечают за работу компьютера.

- Системное программное обеспечение делится на операционные системы и утилиты. Запишите.

- Компьютеры в классе работают под управлением какой операционной системы? (Windows 7)

- Запомните. Операционная система - это самая главная программа, которая управляет всеми устройствами и файлами, ведет диалог с пользователем.

- Утилиты - системные программы, помогающие, расширяющие возможности ОС.

- Прикладные программы обеспечивают выполнение необходимых пользователю работ, решение конкретных задач.

- Приведите примеры прикладных программ, с которыми вы работали.

- Прикладные программы, которые вы назвали, относятся к программам общего назначения, но есть прикладные программы и специального назначения.

- Кто такой программист?

- Правильно, это человек, который создает новое программное обеспечение. Программисты работают именно с классом программ системы программирования.

- Ч то в себя включает система программирования? ( Языки программирования и трансляторы , языки программирования)

- Какое вам понятие знакомо?

- Зачем нужны языки программирования? ( для создания новых программ )

- Транслятор - это программа, предназначенная для перевода программного кода на язык машинного кода.

- Компьютер понимает только двоичные сигналы, поэтому транслятор есть у каждого языка программирования.

- Установите соответствие между программой и классом, к которому она относится (слайд 10)

- На каточке № 2 соотнесите определение с понятием (прил.3)(5 мин.)

Выполнение задания на карточках (прил.2). Учащиеся заполняют карточку со схемой, используя учебник.

Два-три примера учащиеся записывают рядом с блоком ОС.

Отвечают, опираясь на свой жизненный опыт.

Учащиеся обмениваются заданиями и оценивают его, результат фиксируют. На слайде появляется ответ слайды 11-13

Подведение итогов

- Что нового вы узнали?

- Что вызвало затруднение?

- Что такое программное обеспечение?

- На какие группы делят ПО?

- А как вы усвоили сегодняшнюю тему, проверим на следующем уроке, для этого вам нужно будет выполнить домашнее задание.

- Итак, о достижениях этого урока сейчас поговорим, исходя из задач, которые вы поставили перед собой. (фронтальный опрос)

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Учащиеся анализируют свою работу.

5. Домашнее задание:

1. Выучить основные термины и определения урока, виды программного обеспечения.

2. Люди каких профессий работают с текстовой, графической, звуковой, видеоинформацией?

Заполните таблицу примерами.

Результат деятельности

Программное обеспечение.

Обработка текстовой информации

Обработка графической информации

Обработка звуковой информации


Карточка № 1 . Классификация программного обеспечения


Соотнесите определение с понятием, соедините линиями.

Термин или понятие

Определение

Программное обеспечение

А) системные программы, расширяющие возможности ОС.

Операционная система

В) совокупность программ, хранящихся на всех носителях долговременной памяти компьютера и постоянного применения.

С) программа, предназначенная для перевода программного кода на язык машинного кода.

Прикладная программа

D ) это набор программ, управляющих ОЗУ, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователями.

E) обеспечивает выполнение необходимых пользователю работ.

2. Найдите лишнее (лишнее подчеркните одной чертой)

А) текстовый редактор, графически редактор , очистка диска , проигрыватель, переводчик.

Б) операционная система, архиваторы, музыкальный редактор , антивирусная программа.

В) отладчик, транслятор, языки программирования, программа-оболочка.

3. Сравни чего больше (большее подчеркни)

А) графических редакторов или прикладных программ?

Б) антивирусных программ или системных программ?

В) языков программирования или трансляторов?

КАРТОЧКА № 3.1

Системное ПО

Прикладное ПО

Системы программирования

Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта

Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы

Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом

КАРТОЧКА № 3.2

Системное ПО

Прикладное ПО

Системы программирования

Выпускной 11 класс готовит фотоальбом и собирает воспоминания о своей школьной жизни

Web -дизайнер создает сайт известной фирмы

Школьник играет в компьютерную игру

КАРТОЧКА № 3.3

Системное ПО

Прикладное ПО

Системы программирования

Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна

Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету

Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки

КАРТОЧКА № 4.

Домашнее задание.

1. Выучить основные термины и определения урока, виды программного обеспечения.

2. Люди каких профессий работают с текстовой, графической, звуковой, видеоинформацией?

Заполните таблицу примерами.

Результат деятельности

Программное обеспечение.

Обработка текстовой информации

Обработка графической информации

Обработка звуковой информации

Читайте также: