Конспект урока охрана растений 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Содержимое публикации

Тема: Охрана растений.

Задачи урока:

Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.

Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Развивать устную речь, кругозор, творческую фантазию, наблюдательность.

Показать важность охраны растений, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые технологии:

1. Организационный момент (Слайд 1)

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда.

Мы начнём урок друзья.

- А сейчас сядьте поудобнее и послушайте экологическую сказку:

- На большой и красивой поляне каждую осень цвело множество цветов. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Сережа забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Сережи был такой красивый букет.

Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Сережа был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва цветов. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

- Почему лось заплакал?

- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

- Ребята, Почему же нельзя рвать цветы?

- Может случиться так, что наши потомки – ваши дети и внуки больше никогда не увидят эти цветы, а увидят лишь засохшие пеньки.

- Так, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

(о сохранении растений)

- А нужно ли охранять растения и зачем?

(Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.)

- Какое значение имеют растения для животных? (Кислород, служат убежищем, дают пищу, лекарство) (Слайд 10).

- А какое значение имеют растения для человека? (Кислород, пища, лекарство, ткани, древесину) (Слайд 11 ).

Растения, которые нас окружают в природе, дают нам очень многое: строительный материал, топливо, сырьё для производства бумаги, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, материал для мебели и т.д. Всего перечислить просто невозможно.

Велико значение растительного покрова и как источника кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Зелёные растения выделяют в атмосферу огромное количество кислорода. Чтобы получить некоторое представление о масштабах этого процесса, достаточно привести такой пример. Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем взрослым людям.

Вывод: Без растений не было бы жизни на Земле.

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму.

Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу.

Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

5. Охрана природы

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений .

-Внимание! Экологическая задачка

- Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик вашего класса сорвал бы по 1 цветку

- А если не 1, а 10 штук? (Слайд 13).

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Учитель: -Какой вывод можно сделать?

Учитель: Вы уже умеете делать доклады, на уроках часто выступаете с проектами. Чингис работал над мини – проектом и что узнал интересного нам сейчас расскажет.

Доклад ученика.

Многие растения и стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

(Слайд 14 ). Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения

нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. ( показ книги )

В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы – разноцветные.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “ переселение ” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

-Спасибо, ребята, молодцы!

-Ребята на уроках технологии мы начали делать Красную книгу, дальше её изготовлять и вклеем туда наши работы.

Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов растений, находящихся под угрозой исчезновения.

-Ребята, ну а кто заинтересовался красной книгой подробнее с ней можно познакомится ( по листать, по читать) в библиотеке в читальном зале.

- Долго вы сидели, работали, пришло время размяться:

По дорожке шли, шли,

Много растений нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.

6.Работа в группах. (Задания на листах, в конвертах для каждой группы).

Вам нужно записать буквы по порядку, что бы получилось верное выражение.
1-я группа Берегите растения
2-я группа Охраняйте природу.
3-я группа Бережно относитесь.

- Какой вывод мы можем сделать?
Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова!

10.Рефлексия:
- Я держу в руках цветок, специально выращенный, чтобы радовать нас (цветок цветущий в горшке).

- Возьмите его в руки и расскажите свои ощущения от сегодняшней работы. Я подойду к каждой группе, чтобы вы высказали свои чувства и мысли, которые у вас возникли в ходе данного урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок биологии в 7 классе

Тема: ВЛИЯНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

НА РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Подготовила учитель биологии МБОУ «СОШ с.Буревестник

Борисова Людмила Ивановна

Формирование представлений о воздействии человека на природу, о глобальной экологической угрозе, о законах защищающих природу

Задачи урока:

- показать влияние деятельности человека на природу;

- продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся;

-рассмотреть основные на­правления и конкретные меры охраны растений.

- изучить законы о защите растений.

I . Актуализация опорных знаний

Какова космическая роль зеленых растений?

Что было бы, если бы исчезли природные сооб­щества растений?

Почему в настоящее время остро встает пробле­ма охраны природы?

II . Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Глобальные проблемы человечества:

сохранение здоровья человека;

обеспечение продуктами питания;

охрана природной среды от загрязнения и разру­шения;

сбережение генетического потенциала (разнооб­разие биосферы).

Аристотель определил человека, как общественное животное, Гельвеций - как животное с руками, в кото­рые можно взять и орудие труда, и оружие. Кант счи­тал, что человек — разумное существо, обладающее техническими способностями.

2. Организация беседы

Знакомство с Конституцией РФ (статьи 9, 42 и 58)

Организует беседу по вопросам:

“ Что значит относиться к природе по-человечески?”

“ Какое нравственное правило должно быть главным в отношениях человека

“ Что должно и может сделать государство для сохранения природы?”

Давайте проведем суд над человеком.

Слово пооче­редно будет предоставлено, надеюсь, многочислен­ным адвокатам и судьям, которые обеспечат защиту и обвинение человека. Необходимо избрать также Вер­ховный суд, который сформулирует окончательный приговор, не забывая смягчающих обстоятельств (из­бираются 2-3 сильных ученика, которые сформулиру­ют выводы к уроку).

Для ведения протокола нужны два секретаря (2 уче­ника приглашаются к доске для записи основного кон­спекта, который они оставляют по ходу выступления учащихся).

Примерная запись на доске и в тетради.

Влияние человека на растительный мир.

Положительная роль человека

Отрицательная роль человека

— создает новые и улучшает существующие сорта растений, уве­ личивает урожайность

— загрязнение почвы, воды и воздуха

-создает парки и скверы

— неконтролируемый сбор первоцветов

— насаживает леса и лесопосадки

— нарушение взаимосвязи в природе

— озеленяет города и села

— разрушение растительных сообществ

— региональное использова­ние растительных ресурсов

— чрезмерное использование ядохимикатов

— создание заповедников и заказников

— создание Красной книги

— выпас скота в неразрешенном месте

— предотвращает исчезнове­ние редких растений

— необдуманное затопление земель и осушение болот

— использование удобрений

-загрязнение атмосферное воздуха

— борьба с сорняками

- чрезмерный сбор лекарственных растений

— борьба с насекомыми-вре­ дителями, грызунами

- вырубка лесов

— акклиматизация растений из других зон

— Есть ли в зале свидетели, которые могут высту­пить в защиту человека. Для этого надо распознать растения, введенные человеком в культуру.

4. Проблемный вопрос.

Следствие по делу охраны природы столкнулось с уликой, которую никак не может истолковать одно­значно.

— Чего больше приносит человек — вреда или пользы, сжигая опавшие листья в саду или парке?

Сжигание листьев

Положительная роль

Отрицательная роль

— образуется зола — ценное удобрение

— препятствует почвообразо­ ванию

— сгорают вредные насеко­ мые, микроорганизмы, споры грибов

— повреждается почва и кор­ ни растений

— корни растений переохлаждаются

— гибнут полезные беспозво­ ночные, семена растений

— яды листьев вновь попада­ют в воздух

III . Закрепление материала

Два ученика, составлявшие опорный конспект на доске по ходу выступления учащихся, зачитывают его; учащиеся записывают конспект в тетрадях.

IV . Обобщение и выводы к уроку

Лишь к концу второго тысячелетия человечество осознало, что искоренение природы может кончится не победой, а поражением: люди испытали ответные удары загрязненной и искалеченной природы. Народы поняли, что здоровье человечества неотделимо от здо­ровья биосферы. Индустриальная мощь цивилизации развеяла миф о неистощимости ресурсов биосферы.

Так охрана окружающей среды превратилась в жи­вотрепещущую международную проблему, которую обсуждают не только специалисты, не только прави­тельства большинства стран, но и международные ор­ганизации, в том числе и ООН.

Необходимо создавать больше охраняемых территорий, заказников, национальных парков с целью охраны конкретных видов растений.

Необходимо запретить сбор диких цветковых растений.

Разрешать заготовку лекарственного сырья только по лицензиям в необходимом объеме, исключить из этого списка растения редкие и занесенные в Красную книгу.

Регулировать выпас скота в природных условиях, создавать искусственные пастбища.

Обучать подрастающее поколение к охране природы к рациональному природопользованию.

V . Задание на дом по выбору:

Выписать в тетрадь растения, занесенные в Красную книгу Сахалинской области.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока на тему "Охрана растений"

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Дидактическая цель урока:

Организовать совместную деятельность учащихся с целью обобщения и систематизации знаний по теме,

Задачи: Выяснить основные причины исчезновения и сокращения численности растений и исходя из этого, обосновать меры по их охране.. Выяснить, каково значение каждого человека в деле охраны растений. Познакомиться с правилами поведения в природе и научить следовать им в повседневной жизни.

Обобщить изученный материал по различным направлениям темы

Познавательные: развивать умения строить речевые высказывания, осуществлять поиск необходимой информации;

Устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, умению работать по плану, сохраняя учебную задачу,

Формировать умение выполнять взаимопроверку выполненного задания

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию;

Личностные: формировать положительную учебную мотивацию, учить пониманию личностной ответственности за успех при выполнении учебной задачи.

Обучающиеся получат возможность закрепить и обогатить свои знания об охране окружающей среды, о редких растениях..

Познавательные: учащиеся получат возможность оперировать информацией, полученной из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей;

Коммуникативные: обучающиеся получат возможность высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль;

Регулятивные: обучающиеся получат возможность учиться работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей;

Дичностные: обучающиеся получат возможность формирования собственной позиции в понимании ответственного отношения к природе.

1.Организационный момент.
Учитель:
- А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Ученики:
- Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель . На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал. Всем вам предоставляется возможность показать свои знания, ответив на вопросы теста письменно.

Мягкий покров из зелёных растений – это ________________________

Мелкие частички, соединённые в нити или пластины _______________________________________________________________

Вычеркни лишнее слово.

клён, рябина, ель, тюльпан;

берёза, дуб, шиповник, тополь;

яблоня, смородина, малина, ежевика;

осина, липа, дуб, ель;

клубника, роза, фиалка, ландыш;

груша, слива, тополь, вишня;

липа, осина, клён, яблоня.

Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную книгу? ____________________________________________

Полевой цветок, у которого лепестки белые, а середина жёлтая?

Растение, которое всегда повёрнуто к солнцу. ____________________

Кто надела сто рубах, захрустела на зубах? _______________________

3. Изучение нового материала.

Учитель. Послушайте отрывок из стихотворения Альбина Александровна Сенькова

ЦВЕТЫ
Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.

Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест -
Глядят "антенны" в Космос повсеместно
Земля - концертный зал, цветы - оркестр,
Цветок - волшебный инструмент оркестра.

-Удивителен мир растений! Тысячи цветов украшают землю. Цветы – сама жизнь. У них есть свой язык, свой аромат, сила красоты, своя история, легенда, свои праздники. Есть у них своя богиня – Флора – богиня цветов. Голова Флоры украшена венком, а в руках – букет цветов. В честь Флоры были особенные праздники, называемые Флоралии. Их праздновали 5 дней весной (с 28 апреля по 3 мая). В эти дни двери домов украшались венками, все предавались веселью, а женщины одевались в разноцветные платья.

Вопрос-размышление : Какова же роль растений в жизни человека?

Растительность защищает поверхность земли от разрушения внешними процессами. Если бы на земле не было растений, то вся поверхность былабы разрушена ветрами и дождями и походила бы на пустыню. Для укрепления почвы так же высаживают ичкуственные лесополосы. Ну и не стоит забывать, что растения также являются пищей для животных, А многие деревья и домом .

Растения, которые нас окружают в природе, дают нам очень многое: строительный материал, топливо, сырьё для производства бумаги, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, материал для мебели и т.д. Всего перечислить просто невозможно.

Вопрос : Какие вы знаете растения, которые человек может использовать для своей жизнедеятельности?

2.В тропических лесах на корнях деревьев, прикрытых толстым слоем перегноя, иногда можно видеть небольшое растение – лангсдорфию.

Лангсдорфия, пожалуй, - одно из самых оригинальных растений земного шара. Стебли её содержат большое количество горючего восковидного вещества. Жители стран Центральной и Южной Америки собирают лангсдорфию и используют её вместо свечей, а также для праздничных иллюминаций. Горят стебли этого растения, как смоляные факелы.

3.В Панаме, Колумбии и Эквадоре растёт пальма ТАУПА. Живёт она до 100 лет, всё время давая плоды: орехи, весящие до 10 кг и больше. Они состоят из нескольких ячеек, в каждой из которых заключено от шести до десяти семян. Из этих семян вырабатывают пуговицы и бусы, по твёрдости не уступающие слоновой кости.

(Все страны , о которых идет речь, показываются на слайдах)

- Каждый день по дороге в школу вы видите разные растения. Названия одних вам знакомы, другие вы так часто видите, что легко узнаёте их. Одни растения помогают вам избавиться от летней жары, принимая вас под свои тенистые кроны. Другие- радуют глаз и поднимают настроение яркими красками и приятным запахом. Третьи – готовы накормить вас сочными душистыми ягодами.

-Почему же мы поступаем так неблагодарно, уничтожая растения?

-Чтобы этого с нами не случилось мы, и поговорим сегодня об охране растений. Тема урока так и называется “ Охрана растений ”.

Работа с книгой:

Учитель . Прочитайте текст на странице 84-85 и найдите ответ на вопрос: Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Учащиеся . Из-за хозяйственной деятельности людей: строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для букетов, вытаптывают растения.

Учитель . Дети, как вы понимаете выражение “охранять растения”?

Учащиеся . Охранять растения – это значит бережно к ним относиться.

Учитель . Как мы с вами можем охранять растения?

Учащиеся . Соблюдать правила поведения в природе.

Учитель . Давайте попробуем сформулировать правила поведения в природе по охране растений. В этом нам помогут экологические знаки. Посмотрите внимательно на знаки и вспомните причины гибели растений, о которых говорилось в тексте.

(слайд: Экологические знаки)

1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов.
2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много.
3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

4. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

-Какие ещё экологические правила вы можете предложить?

Учитель . Дети, встаньте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы растение, которое выросло на лугу, среди других красивых растений. Подул лёгкий, ласковый ветерок, который слегка покачивает вас и наклоняет то вправо, то влево.

Звучит запись “Звуки природы”.

Детям раздаются карточки с названиями растений. Затем предлагается разделить лист на 3 колонки и надписать их названия: ДЕКОРАТИВНЫЕ, КОРМОВЫЕ, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ. Ребята читают содержание карточки и вписывают названия растений в соответствующие колонки (примерное содержание карточки: роза, шиповник, ландыш, люцерна, фиалка, валериана, клевер,…) Одно растение может быть записано в несколько колонок(ландыш или шиповник)

По окончании работы учащиеся обосновывают свой выбор.

Работа с учебником. (с. 85)

-Назовите ещё одну важную причину гибели растений.

В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. Люди создали “Красную книгу Флоры”. Красный цвет книги – сигнал опасности. “Красная книга” - это забота о том, чтобы не оскудело волшебное царство Флоры, чтобы не меркла, а расцветала и крепла земная краса. В “Красной книге” рядом с описанием видов растений говорится о грозящей им опасности. “Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти” - словно наказ людям. “Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой”.

Учитель. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

Учитель . Прочитайте отрывок из стихотворения Самеда Вургуна хором:

Давайте пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Цели урока: систематизировать знания об охране растений.
Планируемые результаты:учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать , делать выводы.

Оценить 818 0

Тема: Охрана растений.

Цели урока: систематизировать знания об охране растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать , делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями, распечатки памятки

I. Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Повторение и обобщение знаний о растительном мире.

Без особой нужды, от скуки,

Если даже в лесу впервые,

Не ломайте деревьям руки,

Ведь живые они, живые.

(Дубкина О. )

- Почему поэтесса Ольга Дубкина называет деревья живыми.

Деревья относятся к живой природе: они дышат, питаются, размножаются, в конце жизни умирают.

-Вспомните, на какие группы ученые-ботаники делят царство растений. Найдите лишнее.

- Как человек использует растения в своей жизни?

- Может ли человек прожить без растений?

Вывод: Растения для человека – это источник кислорода, пищи, лекарства, строительного материала, топлива. Человек прожить без растений не сможет.

Введение в тему

Послушайте экологическую сказку.

- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.

Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

-Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?

- Почему лось заплакал?

- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

- Послушайте стихотворение о подснежниках.

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки …

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет,

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

“Наслаждайтесь нашей красотою –

Только очень просим нас не рвать!” (И. Абдулаева)

- Почему же нельзя рвать цветы?

I II . Самоопределение к деятельности

- Какова же тема урока?

- Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”.

- Какие цели поставим на уроке? О чём будем говорить? Что бы вы хотели узнать?

IV Работа по теме урока

Учитель раздаёт памятки детям.

Правила охраны растений

1. Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.

2. Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.

3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.

4. Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.

5. Помните! Растения —живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.

6. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

Знакомство с Красной книгой.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!

- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. (показ книги)

- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)

- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

V Физкульминутка

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.

Лекарственные растения .

- Многие растения на нашей планете являются лекарственными. Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Часть этих растений надо обязательно оставлять в природе для дальнейшего их размножения.

- Рассмотрим выставку лекарственных растений.

Это женьшень, черемша, белая акация, горечавка жёлтая, арника горная, красавка, родиола розовая, жостер, щавель конский, алтей, володушка золотистая.

Женьшень – одно из самых ценных растений, используемое в восточной медицине уже около 4 тысячь лет. Считается, что корень, имеющий форму фигурки человека, обладает наибольшей силой, продлевает жизнь. Это растение занесено в международную Красную книгу и подлежит охране. “Жень” на китайском языке означает человек, а “шень” - корень. Женьшень растёт очень медленно, срок его жизни 50 лет и больше.

В медицине используют корни растения, как тонизирующее средство, повышающее сопротивление организма к заболеваниям.

- Многие лечебные растения используются при производстве косметики: зубных паст, кремов, шампуней.

Учащиеся рассматривают выставку косметических средств, созданных на основе лекарственных растений, а также сборы лекарственных растений, используемые при различных заболеваниях.

- А теперь рассмотрите космитические средства и найдите, какие лекарственные растения входят в состав этих средств.

VI Закрепление изученного материала

Групповая работа . Разгадай кроссворд. Учитель показывает картинки , а дети записывают названия.

2 Групповая работа . Придумать правила обращения по защите растений, и нарисовать экологические знаки

VII Рефлексия

Давайте проверим, чему мы научились на уроке. Проведем графический диктант.

• В лесу надо ходит по тропинкам, чтобы не уплот

утверждения, учитель ставит знаки на доске.)

VIII Подведение итогов урока

— Какие правила поведения в природе вы будете выполнять?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что люди делают для охраны растений?

Вывод.

- Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?

(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)

Домашнее задание.

Читайте также: